Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ВЕРБОВКИ В МУСУЛЬМАНСКИЕ РАДИКАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Работа №36710

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

религиоведение

Объем работы43
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
448
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1. Вербовка: понятие и структурные элементы 8
Раздел 2. Общие методы вербовки в организациях религиозной направленности
17
Раздел 3. Теологическая специфика вербовки в «Исламское государство» 28
Заключение 37
Список использованной литературы 40

Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях борьба с увеличением сторонников террористических организаций становится одним из важнейших направлений деятельности
правоохранительных органов. Для эффективности противодействия этому разрастающемуся механизму происходит объединение всех сфер, способных, так или иначе, повлиять на затормаживание этого процесса.
Терроризм является международной проблемой. Вербовка в террористические организации осуществляется по всему миру. При этом многие из этих организаций выступают под воздействием религиозной составляющей. Отсюда и методы применяемые для распространения вербовочной сети в радикальные религиозные организации имеют идентичные приемы.
На данное время наибольшую опасность представляет деятельность террористической организации «Исламское Государство» (или как оно называлось ранее: «Исламское Государство Ирака и Леванта»), запрещенная на территории Российской Федерации по решению Верховного Суда РФ от 29.12.2014 N АКПИ14-1424С . Целью деятельности этой террористической организации является установление исламского государства, живущего по основам шариата. Эта организация непрерывно осуществляет работу над распространением своей вербовочной «сети» и активному вовлечению новых последователей. Анализ следственной и судебной практики помогает выявить основные направления деятельности, её методы и принципы, применяемые для осуществления вербовки.
На сегодняшний день существует достаточно большое количество методов вербовки и контроля сознания в религиозных организациях. Большая часть этих методов направлена на то, чтобы контролировать сознание и уметь вовремя внушать необходимую информацию. Фактически, большинство методов носят насильственный характер.
Степень научной разработанности: изучению вопроса вербовки в экстремистскую организацию «Исламское государство» уделяют внимание такие авторы как Б.Ф. Ключников , Е.П. Кожушко , Р. Жакер , Б. Хофман и другие. В работе Е.С. Тесленко и Н.Н. Пеструиловой анализируется деятельность «Исламского государства» в вопросах идеологии с момента основания организации и до сегодняшних дней.И.Н.Панкратенко изучает концепцию «Исламского государства», структуру управления, идеологическую, политическую и финансовую сторону организации. Помимо того, вопросы о вербовке в экстремистскую организацию поднимались у А.В. Федорченко и
А.В. Крылова . Т.Г. Голубева исследует политическую религию как основание религиозной идеологии, М.С. Козырев показывает какие этапы проходила идеология в рамках своего исторического развития.
Таким образом, исследованные работы не касаются или касаются частично проблемы изменения структурных элементов в вербовочной сети «Исламского государства», в том числе её теологического аспекта. Наша работа представляет из себя попытку проследить эти методики и выявить их теологическую составляющую.
Объект изучения: деятельность мусульманских радикальных
организаций в вопросах вербовки.
Предмет изучения: теологический аспект в вербовке террористической организации «Исламское государство».
Цель работы: изучить методы вербовки в экстремистскую организацию исламского толка на примере организации «Исламское государство».
Задачи, поставленные для достижения цели:
1) рассмотреть структурные элементы «вербовки»;
2) выявить религиозный аспект«вербовки» в «деструктивных» культах;
3) продемонстрировать теологические основы вовлечения индивида в экстремистскую организацию «Исламское государство» и способы противодействия вербовке.
Теоретико-методологические основы исследования: в качестве
основного метода использован неоинституционализм в интерпретации Дугласа Норта, который позволяет продемонстрировать изменение методики вербовки в соответствии с изменениями мировосприятия идеологов и под влиянием внешних и внутренних факторов. В результате проведенного исследования было выявлено, что идеологии вербовщиков организации «Исламское государство» при выстраивании идеологических основ организации руководствуются в первую очередь собственными реалиями и пытаются подстроить свою идеологию под изменяющиеся мировые условия для вовлечения новых последователей, и это не мешает «Исламскому государству» использовать религию для привлечения..
В качестве вспомогательных методов применены структурно- функциональный подход Альфреда Рэдклифф-Брауна, который позволяет разложить вербовку на структурные элементы и исследовать их взаимосвязь и принципы функционирования. Также в работе был применен метод кейса, позволяющий продемонстрировать отношения между последователями «Исламского государства» и иноверцами.
Источниковую базу исследования составляют научные статьи по исследуемой проблеме, материалы круглых столов, Священное писание (Коран), материалы, выпускаемые «Исламским государством» и переводы этих работ на русский язык.
Научная новизна исследования состоит в том, что при исследовании были выявлены особенности в методах вербовки на религиозной основе, касающиеся экстремистской организации «Исламское государство». Рассмотрены теологические аспекты вербовки и способы противодействия. И несмотря на то, что ислам остается основой деятельности организации, «Исламское государство» в конечном счете руководствуется скорее жизненными реалиями, а не буквой Священного Корана.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Установки, составляющие «вербовку» представляют собой
совокупность идеалов и ценностных ориентиров, отражающих конкретные условия, в которых проводится данный процесс. В ходе работы выявлены особенности методов «вербовки» на религиозной основе. Среди этих методов: контроль поведения и времени, информационный контроль, коммуникативная манипуляция, телесный контроль (включает в себя контроль интимной сферы).
2. Экстремистские группы часто используют методы «вербовки», применяемые организациями религиозной направленности. Помимо сходства эти методы имеют и свои особенности. Например, экстремисты создают яркий образ врага (чужого) и противопоставляют ему свою идеологию «истинной веры». При этом отличительным способом воздействия являются психологические инструменты, влияющие на мировосприятие человека, его ценности и мировоззрение.
3. Изменения в структуре вербовки «Исламского государства» обусловлены попытками адаптироваться к меняющимся, в первую очередь, внешним условиям. Руководство ИГИЛ (ИГ)используют религию для достижения политических целей, подкрепляя изменения специфическим богословским обоснованием.
Теоретическая и практическая значимость исследования:
теоретическая значимость исследования заключается в том, что работа раскрывает новую грань исследуемого объекта, что позволяет в дальнейшем продолжить исследования в данном направлении. Так как исследование было в большей степени проведено с использованием источников на русском языке, то данная работа позволяет в дальнейшем провести сравнительный анализ первоисточников на арабском и русском языках для выявления возможных неточностей и ошибок перевода. Также, вероятным считается использование работы в качестве материала для прогнозирования поведения организации в кратко и среднесрочный период. Практическое применение: данная работа может быть успешно применена в качестве лекционного материала по курсам «ислам и политика», «религия и политика», и в качестве учебного материала для сотрудников органов безопасности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Можно сделать вывод, что методика вербовки в террористическую организацию «Исламское государство» уже успела претерпевать некоторые изменения за то недолгое время своего существования. Под воздействием внешних и внутренних факторов, изменялись способы, круг интересных для привлечения людей и сама идеология время от времени меняла своё направление. «Исламское государство» - это хорошо продуманная политическая компания, которая на самом деле лишь прикрывается религией, которую якобы использует за основу. Организация имеет большой опыт в политике, военных действиях, ими трудно манипулировать, зато они в свою очередь научились продуктивно использовать свои знания для привлечения новых сторонников в свою деятельность.
Во-первых, современные методы вербовки в организацию опираются на теологический аспект, создавая тем самым дополнительную основу для привлечения сторонников ислама. Экстремисты пытаются поставить свою интерпретацию текстов во главу угла, чтобы создать иллюзию единственного верного и правильного пути. Они дистанцируются от привычных и принятых повсеместно традиций, истории, добавляя себе таким образом своеобразной эксклюзивности и обособленности. Та самая эксклюзивность и привлекает большое количество последователей этой организации. Люди стараются выделиться таким способом, воспринимая это как норму и истину для себя. Становятся ожесточенными и враждебно настроенными к другим людям.
Во-вторых, способы используемые для вербовки в различные организации оказали своё влияние на методику, разработанную «Исламским государством». Помимо обычной психологической вербовки, сюда переняты способы привлечения людей в деструктивные культы. Так как основой последних является религия, то и вербовочная сеть «государства» решила взять религиозную составляющую как основную. Были созданы методики, включающие в себя все способы вербовки, но во лейтмотивом всех стал теологический аспект. Виртуозное лавирование между религиозными понятиями дает большое преимущество вербовщику, который пытается внедрить в свой круг новых кандидатов. Проблема в том, что имена эта теологическая составляющая является лишь отвлекающим и заманивающим маневром для легкого доступа в круги террористов. На самом деле, архицелью в такой организации стоит вовсе не религия, а политическое превосходство.
Сегодня организация достаточно реалистично оценивает свое положение и возможные формы и темпы исламизации. Произошел некий спад в деятельности по привлечению неофитов, но при этом не закончилась деятельность самой организации. Нет уверенности в том, что в скором времени «Исламскому государству» не потребуется новый поток живых душ. Потому и стоит рассматривать вопрос вербовки в террористическую организацию более тщательным образом. Мир не стоит на месте, и если сейчас происходит затишье, никто не застрахован он последующей эскалации деятельности радикальных исламистов. Вопросы связанные именно с теологической стороной стоит рассматривать лишь по той причине, чтобы не происходило подмены понятий в религии. Чтобы не возникало «исламофобии». Лучшей профилактикой перед вербовкой в запрещенные организации является воспитательная деятельность, направленная на развитие уровня осознанности поведения, возможности организации досуга и контроль за сферой общения.
В любом случае, несмотря на «покрывало» религии, нависшим над организацией «Исламское государство», они как использовали религиозные лозунги в своих вербовках, так и будут пользоваться ими. В то время, как совсем не преследуют целью воссоздать Ислам в его первоначальном виде, и кроме того, сами не соответствуют религиозным канонам.
«Исламское государство» выступают практически единственной силой, считающие что имеют возможность оживить институт религиозного общества. Несмотря на то, что идейная составляющая ислама, остается далеко за пределами повседневной жизни приверженцев этой организации.
И напоследок стоит отметить, что необходимо оказывать противодействие мощной пропаганде «Исламского Г осударства» в социальных сетях. Необходима возможность незамедлительно блокировать сайты экстремистского содержания, закрывать доступ к пабликам, пропагандирующим нездоровую увлеченность радикальными сторонами религий. Так как повсеместно ведутся разговоры про военную деятельность в Сирии, многие группы всё равно так или иначе освещают вопрос о составляющих «Исламского государства». Большим минусом таких групп является то, что они очень бурно обсуждают контрпропаганду в отношении ИГ, это и служит основной причиной для уязвимости перед вербовщиками.
Есть все основания утверждать, что социальные сети в своей пропагандистской и вербовочной функциях сильно превзошли другие способы получения информации, например те же самые интернет ресурсы. Их преимущество заключается в возможности индивидуального общения на расстоянии между вербуемым и вербовщиком. Быстрая смена и информации в социальных сетях позволяет быть более мобильным, используя последние новости в свою пользу. Это позволяет исламским радикалам и их вербовщикам быстро приспосабливаться и действовать в силу своих интересов.



1. Авдеев Ю.И. Религиозный терроризма: особенности формирования, современная роль, характерные черты // Терроризм и религия / науч. ред.
В.Н. Кудрявцев; сост. Л.В. Брятова; Обществ.-консультативный совет по проблемам борьбы с международным терроризмом РАН. - М.: Наука, 2005. - 200 с.
2. Б.а. Классическая методика агентурной вербовки в современных условиях. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https: // www.Htmir.me/br/?b=591026&p=1 (дата обращения:
12.02.2019) .
3. Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном
движении: идеология, этика, психология / О.В. Будницкий. - М.: Республика,
2000. - С. 24-25.
4. Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах / Е.Н.Волков // Журнал практического психолога. — М.: Эксмо, 1996. - № 3. - С. 33.
5. Гамзатов Р. Взаимодействие общественных, религиозных и государственных структур - основа профилактики экстремизма и радикализма / Р. Гамзатов // Россия и мусульманский мир - М.:Институт востоковедения РАН. 2014. - № 1. - С.106-116.
6. Гасанов Э.Г. Вербовка / Э.Г. Гасанов. - М: Пик,2016. - 31 с.
7. Гладышев-Лядов В. Социальные сети как инструмент для пропаганды экстремизма / В. Гладышев-Лядов // Обзор НЦПТИ. - М.: НЦПТИ,
2013. - № 2. - 29 с.
8. ГолубеваТ.Г. Политическая религия как основание религиозной идеологии. / Т.Г.Голубева // Государственное и муниципальное управление. - Ростов-на-Дону: СГАКС, 2008. - 151-154 с.
9. Десять дней в ИГИЛ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://inosmi.ru/world/20150430/227793729.html. (дата обращения: 27.02.2019).
10. Жакер Р. Именем Усамы бен Ладена / Р.Жакер. - М.: АСТ, 2002.74 с.
11. Исламское государство: феномен, эволюция, перспективы., сб. материалов Института международных исследований (Москва, январь 2016 г.) / ред. кол.: А.В. Федорченко, Ю.Н. Зинин, А.А. Казанцев. - Москва: МГИМО МИД России, 2016. - 44 с.
12. Ключников Б.Ф. Исламизм, США и Европа. Война объявлена / Б.Ф. Ключников. - М.: Лабиринт, 2003. - 128 с.
13. Кожушко Е.П. Современный терроризм: Анализ основных
направлений / Е.П.Кожушко. - М.: Наука, 2000. - 214 с.
14. Козырев М.С. Историческое развитие идеологии / М.С. Козырев // Вестник КГУ им. Некрасова. - Кострома: Вестник КГУ. - 2014. - №1 - 122126 с.
15. Коран. Перевод смыслов Э.Р. Кулиева. - М.: Издательство АСТ,
2003. - 1047 с.
16. Лопаткин Р.А. Современная религиозная ситуация:
социологический анализ / Р.А. Лопаткин // От политики государственного атеизма к свободе совести. - М.: Наука, 2000. - С. 98-101.
17. Лутовинов В., Морозов Ю. Терроризм - угроза обществу и каждому человеку / В. Лутовинов, Ю. Морозо // ОБЖ.- СПб.: Лик, 2000. - № 9. - С. 41.
18. Маккантс У. Апокалипсис ИГИЛ: история, стратегия и взгляд
Исламского государства на Судный день / У. Маккантс. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: // www.Htmir.me/bd/?b=614694 (дата обращения
05.05.2019) .
19. Маркин В.В., Роговая А.В. Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде / В.В. Маркин. А.В. Роговая // Власть. - М.: А-Пресс, 2012.- № 11. - 40 с.
20. Махди А. Исповедь вербовщика ИГИЛ. - М.: Лабиринт, 2019. - 49 с.
21. Маца В. Распятые или заживо погребенные: халифат терзает детей. Шокирующий доклад ООН / В, Маца. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: // www.inopressa.ru/article/06Feb2015/corriere/isis.html (дата обращения:
03.03.2019) .
22. Мехеннет С. Мне сказали прийти одной / С. Мехеннет. - М.: АСТ.
2019. - 57 с.
23. Мирский Г. Дракон встаёт на дыбы. (О международном терроризме) / Г. Мирский // Мировая экономика и международные отношения. - М.: Наука,
2002. - 99 с.
24. Мурад Н. Последняя девушка. История моего плена и моё сражение с Исламским Государством / Н. Мурад. - М.:Эксмо., 2018. - 116 с.
25. Отчет как и кого вербуют в Средней Азии в ИГ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: // inosmi.ru/sngbaltia/20150210/226174997.html. (дата обращения: 27.02.2019).
26. Панкратенко И.Н. ИГИЛ сегодня: на пути к полноценному государству / И.Н. Панкратенко. - М.: Эксмо, 2015. - С. 34-39.
27. Розенберговский сборник: востоковедные исследования и
материалы / ред. сост.: Т.В. Ермакова, Е.А. Островская, А.Ф. Горбачева. - СПб.: А-Голда, 2014. - 522 с.
28. Сатановский Е. Котел с неприятностями. Ближний восток для чайников / Е. Сатановский. - М.: Лабиринт, 2017. - 142 с.
29. Тарадай Д. Как «Исламское государство» привлекает молодежь // Русская служба BBC / Д. Тарадай. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.bbc.com/rus-sian/international/2015/06/150610_how_isis_recruits_ people (дата обращения: 10.05.2019).
30. Тесленко Е.С., Пеструилова Н.Н. Феномен ИГИЛ / Е.С. Тесленко, Н.Н. Пеструилова // Виктимология 1 (3). - М.: Наука, 2015. - 42 с.
31. Тоденхёфер Ю. 10 дней в ИГИЛ / Ю. Тоденхёфер. -
М.: Эксмо,2017. - 72 с.
32. Тьёнг С. Бойцы ИГИЛ забирают незамужних девушек / С. Тьёнг. [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https: // www.focus.de/politik/ausland/schreckensmeldungen-aus- dem-irak_id_39857 (дата обращения: 25.02.2019).
33. Халифат на пути создания детской армии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.trend.az/world/arab/2360153.html (дата обращения:
03.03.2019) .
34. Хофман Б. Терроризм - Взгляд изнутри / Б. Хофман. - М.: Пресс
2003. - 23 с.
35. Чалдини Р. Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся / Р. Чалдини.- СПб.: Питер, 2017. - 480 с.
36. Шаов А А. Теоретические основания феномена идеологии: социально-философский анализ / А. А. Шаов // Вестник Адыгейского государственного университета. - Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2011. - №1. - 257 с.
37. Шойбе М. Джихад: террористами не рождаются / М. Шойбе, Б. Циолковски. - М.: КомпасГид, 2012. - 254 с.
38. Штейнбух А.Г. Интернет и антитеррор / А.Г. Штейнбух. -М.: Б.и,
2013. - 12-15 с.
39. Эрель А. Я была джихадисткой. Расследование в центре вербовочной сети ИГИЛ / А. Эрель. - М.: Кучково поле, 2016. - 216 с.
40. Яхьяев М. Я. Причины радикализации ислама в современном мире / М.Я. Яхьяев // Исламоведение.- Грозный: Нур - 2010. - №2. - С. 4-14.
41. A family leaves home in Kyrgyzstan to join the Islamic State. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: // thediplomat.com/2015/04/a- kyrgyz-family-in-the-islamic-state. (дата обращения 27.02.2019).
42. Ukrainian women joined ISIS. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https: // www.iraqinews.com/features/urgent-ukrainian-women-join-isis-
mosul. (дата обращения: 27.02.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ