Введение 4
1 Развитие творческих способностей у детей с особенностями в развитии... .8
1.1 Понятие творческих способностей 8
1.2 Особенности социокультурной работы с детьми с особенностями в
развитии 14
2 Социокультурная реабилитация в работе с детьми с особенностями в
развитии 22
2.1 Понятие социокультурной реабилитации 22
2.2 Развитие творческих способностей детей с особенностями в развитии
средствами социокультурной реабилитации 27
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение А - К 44
Актуальность исследования
Дети с особенностями в развитии обширная социальная группа, требующая своего внимания. Концентрируясь на недугах, у особых детей теряется или искажается связь с социумом. Если же со стороны социума исходят предложения, учитывающие характер и нюансы недуга, и реализуются потребности ребенка, то мысли об ограниченности уходят на второй план, что ведет к приобщению к обществу.
Одно из оптимальных направлений работы с детьми с особенностями в развитии является занятия творчеством. Атмосфера на подобных занятиях часто позволяет раскрыться ребенку, проявить свои способности, а также выразить свои чувства и эмоции, что позволяет лучше выявить и удовлетворить потребности ребенка.
Средства социокультурной реабилитации позволяют не только интегрировать ребенка с особенностями в развитии в социум, но и влиять на формирование различных функций, том числе на развитие творческих способностей. В контексте развития творческих способностей детей с особенностями в развитии одновременно решается ряд социально-культурных проблем такие, как реабилитация, адаптация, социализация и др.
Степень изученности:
1. Изучению творческих способностей посвящено множество работ зарубежных и отечественных учёных М. Вертгеймера, Х. Г артнера, Дж. Гилфорда, А. Маслоу, Е. П. Торренса, Д. Б. Богоявленской, Е. А. Варламовой, Л. С. Выготского, Н. М. Гнатко, В. Н. Дружинина, Е. П. Ильина, А.Г. Маклакова, А. А. Мелик-Иашаева, Я. А. Пономарёва, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Е. Л. Яковлева и др., где раскрываются различные аспекты изучаемого феномена.
2. В области изучения детей с особенностями в развитии отмечаются работы Б. Г. Ананьева, И. А. Аршавского, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. Г. Властовского, В. А. Лапшина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, В. Н. Мясищева, Е. В. Науменко, Б. П. Пузанова, С. Л. Рубинштейна, Б. А. Никитюка.
3. Область социально-культурной деятельности изучается в работах М. А. Ариарского, С. Н. Артановского, Т. И. Баклановой, Е. И. Григорьевой, А. Д. Жаркова, С. Н. Иконниковой, Э. В. Ильенкова, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, Г. Я. Никитиной, Н. Н. Никитиной, М. К.Петрова, А. В. Поповичева, О. В. Ромах, Э. В. Соколова, Ю. А. Стрельцова, A. А. Сукало, В. Я. Суртаева, В. Е. Триодина, B. М. Чижикова, Н. Н. Ярошенко и др.
4. Технологии социокультурной деятельности изучаются в работах М. А. Ариарского, Т. И. Баклановой, Е. И. Григорьевой, А. Д. Жаркова, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, Г. Я. Никитиной, А. В. Поповичева,
О. В. Ромах, Ю. А. Стрельцова, A. А. Сукало, В. Я. Суртаева, В. Е. Триодина,B. М. Чижикова, Н. Н. Ярошенко и др.
5. Существенная роль в рассмотрении проблемы социокультурной реабилитации принадлежит Т. Н. Баклановой, А. Д. Жаркова, В. П. Исаенко, Т. Г. Киселёвой, Л. И. Козловской, Ю. Д. Красильникова, Ю. А. Стрельцова.
Объект: Творческие способности детей с особенностями в развитии.
Предмет: Социокультурная реабилитация.
Цель: Изучить возможности применения социокультурной реабилитации для развития творческих способностей у детей с особенностями в развитии, с целью формирования социокультурного пространства с учетом выявленных специфик.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие творческих способностей.
2. Изучить специфику развития творческих способностей у детей с особенностями в развитии.
3. Проанализировать возможности социокультуной реабилитации как фактора развития творческих способностей у детей с особенностями в развитии.
4. Исследовать применение социокультуной реабилитации как фактора развития творческих способностей у детей с особенностями в развитии.
Методологическая основа:
- личностно-деятельностный подход (Выготский Л. С., Дружинин В. Н., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л., Теплов Б. М., Терехова Г. В., Эльконин Д. Б., Якиманская И. С. и др.);
- деятельностный подход (Выготский Л. С., Давыдов Ш. В., Леонтьев А. Н., Теплов Б. Ш. и др.);
- структурный подход (Асмолов А. Е., Богоявленская Д. Б., Божович Л. И., Брагин А. С., Великанова Е. В., Григорьева Е. И., Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д., Первушина О. В., Платонов К. К., Рубинштейн С.Л., Триодин В. Е., Шадриков В. Д., Ярошенко Н. Н. и др.);
- когнитивный подход (Ананьев Б. Г., Варламова Е. П., Выготский Л. С., Голубева Э. А., Лейтес Н., Пономарёв Я. А., Теплов Б. М., Яковлева Е. Л. и др.).
Гипотеза: Социокультурная реабилитация требует очного общения между участниками процесса.
Теоретическая значимость исследования:
Уточнены понятия «творческие способности», «дети с особенностями в развитии», «социокультурная реабилитация». Обоснован механизм взаимозависимости между социокультурной реабилитацией и развитие творческих способностей. Разработана модель развития творческих способностей детей с особенностями в развитии средствами социокультурной реабилитации.
Практическая значимость исследования:
Разработанный проект может быть продуктов практического применения. Проведенное экспертное интервью выявило особенности применения социокультурной реабилитации при взаимодействии с детьми с особенностями в развитии и учреждениями, работающими с данной категорией детей. Результаты анкетирования уточнили потребности детей с особенностями в развитии и их родителей.
Структура работы:
Данная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложений. Работа изложена на 64 страницах, содержит 2 таблицы и 6 рисунков. Список источников включает 100 пунктов.
Творческие способности — индивидуальный, интегративный, динамически изменяющийся процесс, включающий в себя развитие психических функций человека и получение знания и опыта, формирующиеся на основе выполнения творческой деятельности. Развитие творческих способностей возможно с применением, выделенной нами, формулы, которая включает в себя компоненты благоприятного творческого развития и преодолевает «врагов» творчества.
Формирование творческих способностей детей с особенностями в развитии имеет свои нюансы и тонкости проведения творческой деятельности. Благодаря, гуманному и терпеливому отношению к таким детям в процессе занятий можно прийти к перспективным результатам развития.
Развитие творческих способностей детей с особенностями в развитии под влиянием социокультурной реабилитации создает эффективную,положительную, плодотворную среду для творческой деятельности. Причем, данная совокупность средств влияет не только на психическое развитие, но и на социальную адаптацию личности.
Исследование потребностей детей с особенностями в развитии, а также результаты экспертного интервью опровергли наши теоретические предположения о том, что социокультурная реабилитация требует очного общения.
Разработанный социокультурный проект включает в себя все вышеперечисленные нюансы, в том числе нами было предложено несколько вариантов формата проведения занятий, каждый из которых предполагает непосредственное общение между участниками проекта.
Так же нами была отмечена перспектива дальнейшего исследования, включающая в себя качественное и количественное развитие проекта. Поставленная актуальность исследования была рассмотрена в теоретической и в практической части бакалаврской работы и проанализирована достаточно подробно.
Из всего вышеперечисленного можно заключить, что в данной бакалаврской работе теоретический материал был изложен развернуто и дополнен представленными выводами. Практическое исследование опровергло поставленные теоретические тезисы. Актуальность исследования была проработана охваченным материалом, гипотеза исследования опровергнута, цель и задачи достигнуты.
1. Альжев, Д. В. Социальная педагогика / Д. В. Альжев. - Ростов : Ростов, 2009. - 367 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - Москва : Аспект-Пресс, 2007. - 485 с.
3. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова. - Санкт - Петербург : Питер, 2010. - 468 с.
4. Блейхер, В. М. Психологическая диагностика интеллекта и личности / В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук. - Киев, 2008. -378 с.
5. Боева, Е. Л. Работа с одаренными детьми. Выявление одаренности у детей / Е. Л. Боева, О. И. Кондратенко. - Москва : Астрель, 2007. - 281 с.
6. Бондарчук, Е. И. Основы психологии и педагогики / Е. И. Бондарчук. - Санкт - Петербург : Питер, 2004. - 327 с.
7. Бочкарева, А. И. Система работы по художественно-эстетическому воспитанию / А. И. Бочкарева. - Москва : Астрель, 2009. - 152 с.
8. Васютин, А. И. Самая лучшая книга по воспитанию детей / Н. П. Васютина, А. И. Васютин. - СПб: Питер, 2008. - 352 с.
9. Вераксы, Н. Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования: учебное пособие / Н. Е. Веркасы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. - Москва : Международная педагогическая академия, 2010. - 504. - с.28.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготсткий. - Санкт - Петербург : Питер, 2007. - 642 с.
11. Выготский, JI.C. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - Москва : Смысл; Эксмо, 2003. - 512 с.
12. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. - Том 2. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - 4-е изд. перераб. - Москва : Астрель, 2013. - 534 с.
13. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. - Том 5. Основы дефектологии / Л. С. Выготсткий. - 4-е изд. перераб. - Москва: Астрель, 2013. - 489 с.
14. Галин, А. Л. Психологические особенности творческого поведения / А. Л. Галин. - Санкт - Петербург : Питер, 2008. - 324 с.
15. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П.Я. Гальперин. - Ростов- на-Дону : Ростов-на-Дону, 2009. -259 с.
16. Гальперин, П. Я. Развитие учения о планомерном формировании психической деятельности / П.Я. Гальперин. - Москва :Астрель, 2013. - 557 с.
17. Гальперин, П. Я. Типы ориентировки и типы формирования действий и понятий / П.Я. Гальперин. - Москва :Пресс, 2009. - 664 с.
18. Гальперин, П. Я. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления / П.Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин. - Москва :Просвещение, 2007. - с. 621.
19. Гераимчук, И. М. Теория творческого процесса / И. М. Гераимчук. - Москва : Астрель, 2005. - 549 с.
20. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд. - Москва : Прогресс, 2015. - 612 с.
21. Гильбух, Ю. З. Феномен умственной одаренности / Ю. З. Гильбух, О. Н. Гарнец, С. Л. Коробко. - Санкт - Петербург : Питер. - 755 с.
22. Г одфруа, Ж. Что такое психология: В2-х т. / Ж. Г одфруа. - Москва : Мир, 2012.-Т.2.- 376 с.
23. Голубева, Э. А. Комплексные исследования способностей / Э. А. Голубева . - Санкт - Петербург : Пресс, 2003. - 337 с.
24. Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность / Э. А. Голубева. - Москва : Прометей, 2003.- 572 с.
25. Григорович, Л. A. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности / Л. A. Григорович. - Новосибирск : Изд-во НГУ,2006. - 195 с.
26. Григорьева, Е. И. Современные технологии социально-культурной деятельности / Е. И. Григорьева. - Тамбов: ТГУ им. Державина, 2002. - 257 с.
27. Грузенберг, С. О. Гений и творчество: Основы теории и психологии творчества / С. О. Грузенберг; научный ред. передова Е. И. Елисеева. - Москва : КРАСАНД, 2010. - 264 с.
28. Давыдов, В. В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В. В. Довыдов. - Москва : Педагогика, 2013. - 233 с.
29. Давыдов, В. В. Развитие обобщения у детей / В.В. Давыдов. - Москва : Педагогика, 2006. - 230 с.
30. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - Москва : Педагогика, 2006. - 544 с.
31. Данилова, B. Л. Практическое обучение решению творческих задач в США / B. Л. Данилова. - Санкт - Петербург : Питер, 2014. - 430 с.
32. Добреньков, В. И. Фундаментальная социология. В 15 томах. - Том 8. Социализация и образование / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко.- Москва : ИНФРА-М, 2005. - 582 с.
33. Дружинин, В. Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы: в 2-х ч. / В.Н. Дружинин. - Саратов: Изд-во Саратов, 2010. - ч. 1. - 271 с.
34. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. - Санкт - Петербург : Питер, 2009. -368 с.
35. Дубровина, И. В. Семья и социализация ребенка / И. В. Дубровина.- Москва : Академия, 2001. - 496 с.
36. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи. - Москва : Совершенство, 2007. - 208 с.
37. Евдокимова, Л. M. Эстетико-педагогические условия развития творческого мышления у младших школьников / Л. M. Евдокимова. - Новоижевск: Изд-во НГНИИ, 2007. - 212 с.
38. Ермолаева-Томина, Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей /Л. Б. Ермолаева-Томина. - Москва : Просвещение,
2011. - 658 с.
39. Ермолаева-Томина, Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей / Л. Б. Ермолаева-Томина. - Москва : Просвящение, 2011. - 676 с.
40. Заика, Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся / Е.В. Заика. - Санкт - Петербург : Питер, 2012. - 692 с.
41. Зак, А. З. Развитие умственных способностей младших школьников /
А.З. Зак. - Москва : Просвещение, 2013. - 320 с.
42. Зак, А. З. Связь обучения и умственного развития школьников / А. З. Зак . - Москва :Феникс, 2007. - 455 с.
43. Занина, Л. В. Основы педагогического мастерства / Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова. - Москва : Феникс, 2003. - 593 с.
44. Занков, Л. В. К вопросу о соотношении обучения и развития / Л. В. Занков. - Москва : Феникс, 2012. - 428 с.
45. Зверева, М. В. О системе начального обучения, направленной на общее развитие учащихся (система Л. В. Занкова) / М. В. Зверева. - Санкт - Петербург : Питер, 2004. - 557 с.
46. Зинченко, В. П. Психологическая педагогика / В. П. Зинченко. - Ростов-на-Дону : Ростов, 2006. - 628 с.
47. Зинченко, В. П. Сознание и творческий акт / В. П. Зинченко. - Москва : Аспект-Пресс, 2003. - 475 с.
48. Зорин, П. Г. Твой ребенок - гений / П. Г. Зорин. - Санкт - Петербург : Питер, 2005. - 428 с.
49. Измерение интеллекта детей: пособие для психолога-практика: в 2-х ч. / под ред. Ю.З. Гильбуха. - Киев : Укрвузполиграф,2002. - 398 с.
50. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. - Санкт - Петербург : Питер, 2009. -792 с.
51. Кабанова-Меллер, Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение / Е. Н. Кабанова-Меллер.- Москва : Феникс, 2011. - 96 с.
52. Калмыкова, З. И. К проблеме диагностики умственного развития школьников / З.И. Калмыкова. - Москва : Феникс, 2013. - 479 с.
53. Касицина, Н. В. Четыре тактики педагогики поддержки / Н. В. Касицина. - Москва : Аспект-Пресс, 2009. - 532 с.
54. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебное пособие / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. - Москва : МГУКИ, 2004. - 429 с.
55. Коваленко, А. Б. Психологические особенности процесса понимания творческих задач / А.Б. Коваленко // Вопросы психологии. -1991. №5. - 427.
56. Коджаспирова, Г. М. Педагогическая антропология / Г. М. Коджаспирова. - Москва : Астрель, 2010.-306 с.
57. Козленко, В. П. Проблема креативности и личности / В. П. Козленко. - Москва :Астрель-Пресс, 2010. - 348 с.
58. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова. - Москва : Просвещение, 2003. - 488 с.
59. Конштамм, Г. JI. Обучение мыслительным операциям детей, находящихся на «дооперациональной» стадии развития интеллекта / Г. Л. Конштамм. - Москва : Феникс, 2013. - 335 с.
60. Коссов, Б. Б. Творческое мышление, восприятие и личность / Б. Б. Коссов. Москва : Изд - во Института практической психологии, 2007. - 83 с.
61. Кочелаева, Н. В. Особенности взаимосвязи эмоций и творческого мышления в младшем школьном возрасте / Н. В. Кочелаева. - Саранск : Учебная литература, 2006. - 198 с.
62. Кравцов, Г. Г. Психологические проблемы начального образования: монография / Г. Г. Кравцов. - Москва : Астрель, 2004. - 491 с.
63. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000.-992 с.
64. Крутецкий, В. А. Психология обучения и воспитания школьников /
В. А. Крутетский . - Москва : Просвещение, 2006. - 482 с.
65. Кузнецов, И. Н. Настольная книга практикующего педагога / И. Н. Кузнецов. - Москва : Просвещение, 2003. - 320 с.
66. Лапшин, В. А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. - Москва : Пресс, 2011. - 589 с.
67. Левин, В. А. Воспитание творчества / В. А. Левин. - Москва : Знание, 2008. - 429 с.
68. Лейтес, Н. С. Неравномерность возрастного развития способностей / Н.С. Лейтес. - Москва :Феникс, 2011. - 220 с.
69. Лейтес, Н. С. Способности и одаренность в детские годы / Н. С. Лейтес. - Москва : Знание, 2004. - 398 с.
70. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - Москва : Политиздат, 2005. - 304 с.
71. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: в 2т. / А. Н. Леонтьев. - Москва : Педагогика, 2013. - т.2. - 320 с.
72. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - Москва : Астрель, 2011. - 558 с.
73. Либин, А. В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Либин. - Москва : «Академия», 2004. - 527 с.
33. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Б. Т. Лихачев. - Москва : Астрель, 2001. - 382 с.
74. Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г. Л. Лэндрет научный рук. перевода Л. В. Семенова.- Москва : Международная педагогическая академия, 2008. - 287 с.
75. Маклаков, А. Г. Общая психология: учебное пособие / А. Г. Маклаков. - СПб: Питер, 2008. - 684 с.
76. Макаренко, А. С. Избранные педагогические сочинения /
A. С. Макаренко под ред Р. М. Рюмин. - Москва : Астрель, 2007. - 628 с.
77. Мижериков, В. А. Введение в педагогическую деятельность /
B. А. Мижериков, М. Н. Ермоленко. - Москва : Академия, 2002. - 495 с.
78. Михайленко, Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре / Н. Михайленко, Н. Короткова // Дошкольное воспитание. - 2013, № 3. - с. 12.
79. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С Мухина. - Москва : Академия, 2009. - 565 с.
80. Пиаже, Ж. Психология ребенка / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер научный рук. перевода Т. И. Бауер.- Санкт - Петербург : Питер, 2003. - 683 с.
81. Пономарев, Я. А. Психология творчества / Я. А. Пономарев. - Москва : Феникс, 2007. - 589 с.
82. Роботова, А.С. Введение в педагогическую деятельность / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева. - Санкт - Петербург : Питер, 2006. - 530 с.
83. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн; под ред. А. Ю. Романов. - Санкт - Петербург : Питер, 2011. - 895 с.
84. Сидорчук, Т. А. Развитие самостоятельности в интеллектуальнотворческой деятельности дошкольников / Т. А. Сидорчук. - Москва : Просвещение, 2007. - 298 с.
85. Слуцкий, В. И. Элементарная педагогика / В. И. Слуцкий. - Москва : Феникс, 2003. - 293 с.
86. Смирнов, В. И. Общая педагогика: учебное пособие / В. И. Смирнов. - Ростов-на-Дону : Ростов, 2002. - 372 с.
87. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей / Е. А. Стребелева. - Ростов-на-Дону : Ростов, 2004. - 492 с.
88. Теплов, Б. М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов; под ред. И. А. Красиков. - Москва : Аспект-Пресс, 2008. - 628 с.
89. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин; под ред М. А. Конев. - Москва : Академия, 2007. - 738 с.
90. Шмаков, С. А. Игры учащихся - феномен культуры / С. А. Шмаков. - Москва : Феникс, 2007. - 608 с.
91. Якушева, С. Т. Основы педагогического мастерства / С. Т. Якушева- Москва : Высшее образование, 2004. - 620 с.
92. Amabile, T. M. Creativity in context, boulder / Т. М. Amabile. - (CO) Westview, 2006. - 753 c.
93. Gardner, H. Creative minds / H. Gardner. - NY : Basic Books, 2013. - 648 c.
94. Mayesky, M. Creative activities for young children / M. Mayesky. - USA : Delmar, 2009. - 409 c.
95. Piaget, J. Play, dreams and imitation / J. Piaget. - NY : Norton, 2012. - 785 c.
96. Guilford, J. P. The analysis of intelligence / J. P. Guilford, R. Hoepfher. - NY, 2011. - 567 c.
97. Kelly, T. L. Crossroads in the Mind of Man: A Study of Differentiable Mental Abilites / T. L. Kelly. - Stanford, 2008. - 493 c.
98. Spearmen, C. General intelegence objectivety determined and measured /
C. Spearmen. - Amer. S. of Psychology, 2004. - 293 c.
99. Spearmen, C. The abilities of man / C. Spearmen. - London : MacMillan, 2007. - 147 c.
100. Sternberg, P. Y. Inside intelligence / P. Y. Stenberg. - NY : American scientist. 2006. - 143 c.