ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РАБОТНИКА
КУЛЬТУРЫ КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Понятие коммуникативной компетентности
1.2 Коммуникативная компетентность в работах зарубежных и отечественных ученых
1.3 Коммуникативная компетентность как фактор эффективного делового общения работника культуры
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ
2.1 Организация и методы исследования. Исследование параметров коммуникативной компетентности методом экспертной оценки
2.2 Изучение параметров коммуникативной компетентности методом фокус-группы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Приложения
Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений.
В современном мире почти вся коллективная деятельность организаций строится на коммуникативных процессах. Межличностные коммуникации в предпринимательстве и менеджменте несут на себе большую психологическую нагрузку, определяя успешность каждой из подструктур деятельности работника культуры. Известно, что от 50 % до 90 % рабочего времени работника культуры приходится на коммуникацию. Отсюда, среди профессионально важных качеств работника культуры, определяющих успешность его профессиональной деятельности, особо следует выделить коммуникативные качества, точнее, коммуникативную компетентность, обеспечивающую эффективное деловое взаимодействие.
Коммуникативная компетентность работника культуры - главный инструмент для решения управленческих задач, поскольку именно слова, организованные в речь, исполняют роль орудия труда в деятельности по управлению другими людьми. Процесс обсуждения мнений и выработки какого-либо решения - это, прежде всего, процесс общения. Однако общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.
В деятельности работника культуры основными целями коммуникации являются получение или сообщение информации для эффективного выполнения работы и управления поведением людей. Уже на этапе разработки того или иного проекта менеджеру приходится пользоваться как существующей документацией, так и информацией, получаемой в процессе общения с другими специалистами.
Выработка мастерства в общение зависит не только от стажа этого общения и его систематичности. Формированием компетентности в общение следует специально заниматься. Одной из первых проблем, с которой сталкивается психолог, работающий в этом направлении, является проблема выделения основных параметров коммуникативной компетентности для диагностики уровня её развития. Заниматься диагностикой коммуникативной компетентности можно только на основе знаний о ее структуре.
Таким образом, изучение и диагностика параметров коммуникативной компетенции личности является актуальной проблемой психологии, решение которой имеет важное значение как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Проведенный нами анализ научно-методической литературы по проблеме диагностики коммуникативной компетентности личности позволяет утверждать, что каждый психолог выбирает свой, нередко достаточно узкий набор диагностируемых параметров, причем основания выбора редко эксплицируются и далеко не всегда осознаются специалистом.
Нам представляется важным определить методически значимые параметры коммуникативной компетентности работника культуры.
Цель исследования: теоретическое и эмпирическое изучение психолого-педагогических возможностей развития коммуникативной компетентности работников культуры.
Объект исследования: коммуникативная компетентность.
Предмет исследования: психолого-педагогические возможности развития коммуникативной компетентности работников культуры.
Гипотеза - заключается в предположении о том, что среди множества параметров, определяющих эффективность коммуникации, существуют наиболее значимые, к которым относятся: умение вступать в контакт, навыки и умения в выборе стиля и позиции в общение, способность изменять направление мысли собеседника, умение разрешать конфликтные ситуации, поэтому мы предполагаем, что усложнение именно этих позиций будет способствовать развитию коммуникативной компетентности работников культуры в целом.
Цель предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать подходы к изучению понятия коммуникативная компетентность, выделить и описать параметры коммуникативной компетентности.
2. Подобрать методики (методические приемы) и провести экспериментальное исследование по выделению сформированности коммуникативной компетентности работников культуры.
3. На основании полученных данных провести интерпретацию результатов исследования.
4. Сформулировать психолого-педагогические рекомендации по возможности развития коммуникативной компетентности работников культуры.
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме, для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов, включающий в себя экспертную оценку параметров коммуникативной компетентности, проведение фокус-групп, анкетирование, качественный и количественный анализ полученных результатов.
База исследования. Группа экспертов представлена педагогическим коллективом Института психологии и педагогики развития в количестве 8 человек. Фокус-группа проводилась в МБОУ Средняя школа № 84.
Практическая значимость заключается в том, что определены эмпирическим путем показатели коммуникативной компетентности работников культуры, представлены психолого-педагогические возможности развития коммуникативной компетентности работников культуры.
Структура и объём работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (41 наименования) и приложения. Результаты представлены в 2 рисунках, 3 таблицах, общий объём работы 53 страниц.
Результаты проведённой работы позволяют сделать следующие выводы:
1. Исходя из того, что в современном обществе возрастает значимость компетентности в общении, выделение параметров для диагностики последней является актуальной проблемой психологии.
2. В данной работе был проведен теоретический анализ различных точек зрения на содержание понятия коммуникативная компетентность, который позволяет сделать вывод, что она представляет собой систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
3. В теории было рассмотрено несколько подходов к описанию параметров коммуникативной компетентности, проанализировав которые, мы разработали анкету для проведения исследования.
4. Было проведено экспериментальное исследование по выделению методически значимых параметров коммуникативной компетентности работника культуры. На каждом этапе исследования были получены промежуточные данные, выявлены наиболее и наименее значимые параметры и составлены обобщенные таблицы результатов.
5. По итогам проведения сравнительного анализа и интерпретации результатов исследования получилась наглядная картина параметров коммуникативной компетентности, являющихся методически значимыми. Отметим что гипотеза, которая была поставлена нами в начале исследования, о существование ряда методически значимых параметров, нашла свое подтверждение.
1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - Москва: Просвещение, 2000 - 376 с.
2. Бодалев А. А. Психологическое общение / А. А. Бодалев. - Москва: Модек, 2001 - 256 с.
3. Василюк Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. - Москва: Академия, 2000 - 281 с.
4. Вересов Н. Н. Психология управления / Н. Н. Вересов. - Москва: Проспект, 2006 - 310 с.
5. Выханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент / О. С. Выханский, А. И. Наумов. - Москва: Академический проспект, 1999 - 210 с.
6. Гавра Д. И. Коммуникативная компетентность личности: структурная трансакционная модель. Материалы научно-практической конференции / Д. И. Гавра. - Томск: Дельтаплан, 2004 - С. 26-28.
7. Донцов А. И. Психология коллектива / А. И. Донцов. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2004. - 183 с.
8. Жуков Ю. М., Введение в практическую и социальную психологию / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, О. В. Соловьева. - Москва: Смысл, 2006. - 373 с.
9. Кузьмина Е. С. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально - психологических понятий / под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. - Ленинград: Лениздат, 2003. - 240 с.
10. Коломенский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломенский. - Минск, 2000. - 237 с.
11. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского,
М. Г. Ярошевского. - Москва. Просвещение, 2001. - 389 с.
12. Кричевский Р. Л. Если Вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р. Л. Кричевский. - Москва: Академия, 2003. - 214 с.
13. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М., Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. - Москва: Просвещение, 2001. - 236 с.
14. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учеб. пособие для вузов / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. - Москва: Аспект Пресс, 2001. - 259 с.
15. Кузьмин Е. С. Основы социальной психологии / Е. С. Кузьмин. - Санктпитербург: Питер, 2007. - 329 с.
16. Макаренко А. С. Полное собрание сочинений / А. С. Макаренко. - Москва: Проспект, 2001. - 310 с.
17. Мелибурда Е. Л. Я - Ты - мы: Психологические возможности улучшения общения / Е. Л. Мелибурда. - Москва: Просвещение, 2006. - 265 с.
18. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука / Б. Д. Парыгин. - Санктпитербург: Питер, 2007. - 249 с.
19. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. - Санктпитербург: ИГУП, 1999. - 230 с.
20. Петровская Л. А. Компетентность в общении / Л. А. Петровская. - Москва: Академия, 2002. - 213 с.
21. Петровский А. В. Личность, деятельность, коллектив / А. В. Петровский. - Москва: Просвещение, 2000. - 190 с.
22. Платонов Ю. П. Психология коллективной деятельности: Теоретикометодологический аспект / Ю. П. Платонов. - Санктпитербург: ЛОИРО, 2000. -181 с.
23. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж, Равен. - Москва: Когито-центр, 2002. - 213 с.
24. Ровер М.-А, Тилъман Ф. Психология индивида и группы / М.-А. Ровер,Ф. Тилъман. - Москва: Просвещение, 2001. - 245 с.
25. Розанова В. А. Психология управления. Учебное пособие, изд. 2-е, перераб. и доп. / В. А. Розанова - Москва: ЗАО "Бизнес-школа "Интел- Синтез", 2000. - 190 с.
26. Руденский Е. В. Социальная психология: Курс лекций / Е. В. Руденский. - Москва: Проспект, 2003. - 224 с.
27. Социальная психология. Краткий очерк / под общ. ред. Т. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина. - Москва: Академия, 2005. - 256 с.
28. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - Москва: Аспект Пресс, 2003. - 260 с.
29. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению образования / под ред. А. А. Пинского. - Москва: Мир книги, 2001. - 210 с.
30. Спивак В. А. Корпоративная культура / В. А. Спивак. - Санктпитербург: Питер, 2001. - 184 с.
31. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой. - Москва: Просвещение, 2000. -212 с.
32. Хасан Б. И. Границы компетенций: педагогическое вменение и возрастные притязания. Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление / Б. И. Хасан. - Красноярск, 2003 - 145 с.
33. Шакуров Р. Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом / Р. Х. Шакуров. - Москва: Академия, 2002 - 261 с.
34. Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера / В. М. Шепель. - Москва: Финансы и статистика, 1992. - 238 с.
35. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - Москва: Просвещение, 2001. - 211 с.
36. Щедровицкий П. Г. Коммуникативная и рефлексивная компетенция в
рамках мыследеятельностного подхода: контуры нового понимания.
Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление / П. Г. Щедровицкий. - Красноярск, 2003. - 210 с.
37. Александров Ю. И. Субъективный опыт, культура и социальные представления : монография / Ю. И. Александров, Н. Л. Александрова. - М.: Институт психологии РАН, 2009. - 320 с.
38. Демин В. А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - №4 - 42 с.
39. Иванова Л. Ф. Инновационные условия развития профессиональной компетентности учителя // Инновации в образовании. - 2003. - №4 - 80 с.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
40. Петровская Л. А. Компетентность в общении. - http://e - koncept.ru/2015/75133.htm. Дата обращения: 09.04.17.
41. Проблемы и границы компетентности - http://www.psyword.ru/for-
students/cards/general-psychology/966-2010-11-12-13-08-40.html. Дата
обращения: 16.03.17.