СОВРЕМЕННЫЕ МУЗЕЙНЫЕ ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИЕЙ НА МАТЕРИАЛЕ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ МУЗЕЕВ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА
|
Введение 6
1. Современные музейные практики взаимодействия с молодежной
аудиторией в художественном музее 12
1.1. Художественный музей как место встречи зрителя и
произведения изобразительного искусства 12
1.2 Молодежь как аудитория художественного музея в качестве
зрителя произведения изобразительного искусства 23
1.3 Традиционные и инновационные музейные практики
взаимодействия с молодежной аудиторией в художественном музее 33
2. Современные музейные практики взаимодействия с молодежной
аудиторией в региональных художественных музеях 40
2.1 Музейные практики художественных музеев города
Красноярска 40
2.2 Наиболее эффективные современные музейные практики
взаимодействия с молодежной аудиторией в Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова 54
2.3 Рекомендации по организации работы с молодежной
аудиторией в региональном художественном музее классического типа 67
Заключение 75
Список используемой литературы 79
Приложение
1. Современные музейные практики взаимодействия с молодежной
аудиторией в художественном музее 12
1.1. Художественный музей как место встречи зрителя и
произведения изобразительного искусства 12
1.2 Молодежь как аудитория художественного музея в качестве
зрителя произведения изобразительного искусства 23
1.3 Традиционные и инновационные музейные практики
взаимодействия с молодежной аудиторией в художественном музее 33
2. Современные музейные практики взаимодействия с молодежной
аудиторией в региональных художественных музеях 40
2.1 Музейные практики художественных музеев города
Красноярска 40
2.2 Наиболее эффективные современные музейные практики
взаимодействия с молодежной аудиторией в Красноярском художественном музее имени В.И. Сурикова 54
2.3 Рекомендации по организации работы с молодежной
аудиторией в региональном художественном музее классического типа 67
Заключение 75
Список используемой литературы 79
Приложение
Актуальность данной темы связана с проблемой развития региональных художественных музеев. Региональный музей - это, прежде всего, образовательная площадка для жителей определенного региона, а развитие регионального музея - основа развития региона и формирования целостной личности. В данной магистерской работе на примере художественных музеев города Красноярска рассматривается вопрос привлечения молодежной аудитории в художественные музеи, развития интереса у молодых людей к изобразительному искусству.
Основными направлениями государственной политики в сфере музейного дела в Красноярском крае являются: повышение объема и качества услуг, оказываемых музеями, разработка и реализация специальных программ, проектов и методик работы с разными категориями и группами посетителей, в том числе и с молодежью.
Актуальность исследования заключается в необходимости определения основных направлений работы регионального музея для расширения своей аудитории за счет молодежи. Воспитание молодых людей в художественно- эстетическом ключе способствует формированию целостной личности и развитию российского общества и общей культуры страны.
Объект исследования - современные музейные практики взаимодействия с молодежной аудиторией в региональном художественном музее.
Предмет исследования - современные музейные практики взаимодействия с молодежной аудиторией в региональном художественном музее на примере города Красноярска.
Степень изученности
Понятие «музейные практики» на данный момент не является закрепленным в современной музеологии. В настоящее время данную отрасль науки исследователи относят к прикладному музееведению, то есть к науке о методиках, техниках, управленческих и организационных основах музейной
деятельности. Проблемой определения современных музейных практик взаимодействия с посетителями занимался ряд ученых в России и за рубежом. В основе их изучения - музей как социокультурный институт: В.П. Грицкевич [22], О.С. Сапанжа [76], С.И. Сотникова [80], М.И. Ильбейкина [40], Л.М. Шляхтина [91], А.Ю. Гиль [15], М.В. Виноходова [10], В.Ю. Дукельский [29], Н.И. Руденко [73], Д. Кримп [47]. Современная музейная институция рассматривает понятие музейной практики как спектр всех методов создания и оснащения музейной экспозиции. Следует отметить, что большинство авторов в настоящее время занимается вопросом определения места музейных практик в научном дискурсе и основным предметом их изучения является теоретический аспект применения термина.
Вопросом развития современных музеев занимались О.С. Сапанжа [76], А.Ю. Гиль [15], С.И. Сотникова [80], Н.И. Руденко [73], которые отмечают в своих работах необходимость выстраивания современных музейных практик на основе потребностей окружающего социокультурного пространства.
Современные музейные практики включают в себя большое количество различных направлений. Подробно описывает современные музейные практики и их развитие С.И. Сотникова [80] в своей статье «Музей в меняющемся мире». Рассматривая историю музейной деятельности, автор подробно описывает постепенное принятие в музейные практики достижений из других сфер: педагогики, психологии, информатики и других. Таким образом, современные музейные практики являются симбиозом различных направлений современных гуманитарных наук, что позволяет разделить проблему исследования современных музейных практик на несколько аспектов. Исследование Л.М. Шляхтиной [92] охватывает различные аспекты данного направления. Основной вектор ее работ связан с определением места музея в современном обществе и необходимостью развития программ взаимодействия с посетителями.
Исследователи сосредотачиваются на различных феноменах в современной музейной деятельности, определяя, в том числе и место музея в
культурной жизни страны. Научный дискурс развивается вокруг различных направлений. Так, Е.А. Розенблюм [72], А.В. Чугунова [86], Я. Долак [28] и другие рассматривают проблему создания музейной экспозиции как визуальной коммуникативной среды. Коммуникативный подход к музейной деятельности достаточно распространен. Он заключается в рассмотрении музея и музейного предмета как высказывания в рамках музейной экспозиции. А.В. Лебедев определяет место современных средств отображения информации как вспомогательных, «облегчающих работу по учету и хранению (музейные АИС), поясняющих представленное в экспозиции (своего рода электронные этикетки и экспликации) и дополняющих ее» [50]. В своей статье «Современные музейные практики: 2000-2012 гг.» М.И. Ильбейкина разделяет три
направления методологии современных музейных практик: экспозиционные, образовательные и коммуникационные, однако отмечает их синтетический характер, а также выделяет ряд «гибридов» [40].
Педагогические аспекты современных музейных практик рассматривали М.В. Виноходова [10], А.М. Вербенец [9], М.С. Митриковская [56], БЯ. Столяров [81], Т.В. Гафар [17], Т.В. Галкина [13], М.Ю. Юхневич [93]. Основным аспектом рассмотрения педагогических аспектов музейных практик является работа со школьной аудиторией, однако представленные средства и приемы имеют возможность изменения и адаптации, в зависимости от поставленных целей и предполагаемой аудитории.
Рассмотрение современных мультимедийных тенденций в музейной деятельности на данный момент является достаточно распространенным. Л.Я. Ноль [64], Т. Смирнова [79], Т.А. Боронева [6], К.А. Наседкин [61] рассматривают современные информационные технологии, их потенциал и практику использования в музейной деятельности. Также достаточно распространенной является тема присутствия музея в сети Интернет. Следует отметить, что данные темы тесно соприкасаются и часто рассматриваются в контексте друг друга.
Большое место занимает исследование новых форм коммуникации со зрителем и развитие событийного направления музейной деятельности, которым занимались Е.Н. Мастеница [53], В.Э. Гордин [18], Л.В. Хорева [18], М.А. Дедова [18], Д. Гетц [104], Е.М. Реузнер [110], Е.С. Грачева [20], С.А. Муханова [20]. Данные авторы рассматривают основные тенденции музейной событийной деятельности и музей как социокультурное явление современного общества.
Исходя из различных подходов к изучению современных музейных практик, можно определить, что на данный момент среди научных работ не существует определения понятия «музейные практики» и их классификации. Основной научный дискурс сосредотачивается на изучении определенных явлений и различных аспектов данного понятия в рамках коммуникационного подхода к изучению музейной деятельности.
Вопросом развития аудитории региональных музеев на основе различных музейных практик занимались Е.А. Петракова [67], Е.Б. Куксина [48], Н.А. Мельникова [54], Д.В. Загоскин [38], Э.И. Черняк [38], Д.А. Бутакова [8], Н.И. Гаврилова [8], Т.В. Бондаренко [63], О.Н. Шелегина [88]. Большинство представленных авторов рассматривает проблему применения педагогических средств музейной коммуникации в контексте взаимодействия со школами и учреждениями высшего профессионального образования.
В качестве отдельного аспекта изучения некоторые авторы выделяют роль регионального музея в социокультурной среде: Т.В. Гафар [17], С.В. Круглова [68], Ю.Э. Комлев [43], Е.М. Акулич [1]. Они рассматривают необходимость развития музейной институции в стране и регионе как прием развития региона и культурного формирования граждан.
Проблемой развития музейной деятельности в Красноярском крае занимались Т.А. Рылова [74], Т.М. Ломанова [51], Е.Ю. Безызвестных [5], а также студенты и аспиранты Красноярских ВУЗов. Основными объектами изучения являются феномен современного регионального музея и основные проблемы его развития: формирование коллекций, хранение экспонатов и музейная педагогика. Большинство авторов рассматривает историческую составляющую формирования музейной деятельности в регионе и проблемы внутреннего характера.
Наиболее интересным является исследование «Развитие рынка услуг, оказываемых музеями г. Красноярска как элемент социализации молодежи» [71], проведенное студентами Красноярского педагогического университета. В ходе изучения был разработан специальный опросник, выявляющий степень заинтересованности современных посетителей в выставках и мероприятиях красноярских музеев. Результаты продемонстрировали, что на сегодняшний день услуги, предоставляемые современными красноярскими музеями, достаточно разнообразны и интересны посетителю. Исследование затронуло все музеи города, без дифференциации на сферы: историческую,
художественную, научную и другие.
Таким образом, современные музейные практики взаимодействия с молодежной аудиторией в городе Красноярске недостаточно изучены, так как полноценного исследования всех аспектов данного направления в
художественных музеях города Красноярска еще не проводилось.
Проблемой данного исследования является необходимость
систематизации и анализа современных музейных практик, используемых художественными музеями города Красноярска. В настоящее время большинство музеев стремится к формированию интереса у современного посетителя к изобразительному искусству и формированию культуры посещения музеев, однако применение современных музейных практик не систематизировано. В данной работе предлагается разработать систематизацию современных музейных практик и проанализировать их применение в региональных музеях с точки зрения эффективности.
Цель исследования: анализ эффективности современных музейных практик взаимодействия с молодежной аудиторией художественных музеев на примере города Красноярска
Задачи:
1. выявление особенностей художественного музея, как места встречи зрителя и произведения изобразительного искусства;
2. рассмотрение специфики молодежи, как аудитории художественного музея;
3. изучение традиционных и инновационных музейных практик взаимодействия с молодежной аудиторией в художественных музеях;
4. анализ существующих музейных практик взаимодействия с молодежной аудиторией в художественных музеях города Красноярска;
5. выявление наиболее эффективных современных музейных практик взаимодействия с молодежной аудиторией в художественных музеях города Красноярска;
6. создание практических рекомендаций по организации работы с молодежной аудиторией в региональном художественном музее.
Методология:
В работе использование следующие методы для анализа эффективности современных музейных практик:
1. Метод анализа литературы.
2. Аналитический метод.
3. Типологический метод.
4. Метод сравнительного анализа.
В основе анализа находится современная теория изобразительного искусства В.И. Жуковского и Н.П. Копцевой.
Апробация: результаты диссертационной работы могут быть
использованы для повышения эффективности современных музейных практик взаимодействия с молодежной аудиторией в региональных художественных музеях. Работа представляет специфику музейной деятельности в качестве формирования особого пространства встречи человека с произведением изобразительного искусства, а также развитие интереса у современной молодежи к проектам и событиям, формирующим культуру посещения художественного музея.
Предполагаемым результатом работы станет выявление основных тенденций в деятельности художественных музеев города Красноярска и анализ эффективности используемых практик.
Основными направлениями государственной политики в сфере музейного дела в Красноярском крае являются: повышение объема и качества услуг, оказываемых музеями, разработка и реализация специальных программ, проектов и методик работы с разными категориями и группами посетителей, в том числе и с молодежью.
Актуальность исследования заключается в необходимости определения основных направлений работы регионального музея для расширения своей аудитории за счет молодежи. Воспитание молодых людей в художественно- эстетическом ключе способствует формированию целостной личности и развитию российского общества и общей культуры страны.
Объект исследования - современные музейные практики взаимодействия с молодежной аудиторией в региональном художественном музее.
Предмет исследования - современные музейные практики взаимодействия с молодежной аудиторией в региональном художественном музее на примере города Красноярска.
Степень изученности
Понятие «музейные практики» на данный момент не является закрепленным в современной музеологии. В настоящее время данную отрасль науки исследователи относят к прикладному музееведению, то есть к науке о методиках, техниках, управленческих и организационных основах музейной
деятельности. Проблемой определения современных музейных практик взаимодействия с посетителями занимался ряд ученых в России и за рубежом. В основе их изучения - музей как социокультурный институт: В.П. Грицкевич [22], О.С. Сапанжа [76], С.И. Сотникова [80], М.И. Ильбейкина [40], Л.М. Шляхтина [91], А.Ю. Гиль [15], М.В. Виноходова [10], В.Ю. Дукельский [29], Н.И. Руденко [73], Д. Кримп [47]. Современная музейная институция рассматривает понятие музейной практики как спектр всех методов создания и оснащения музейной экспозиции. Следует отметить, что большинство авторов в настоящее время занимается вопросом определения места музейных практик в научном дискурсе и основным предметом их изучения является теоретический аспект применения термина.
Вопросом развития современных музеев занимались О.С. Сапанжа [76], А.Ю. Гиль [15], С.И. Сотникова [80], Н.И. Руденко [73], которые отмечают в своих работах необходимость выстраивания современных музейных практик на основе потребностей окружающего социокультурного пространства.
Современные музейные практики включают в себя большое количество различных направлений. Подробно описывает современные музейные практики и их развитие С.И. Сотникова [80] в своей статье «Музей в меняющемся мире». Рассматривая историю музейной деятельности, автор подробно описывает постепенное принятие в музейные практики достижений из других сфер: педагогики, психологии, информатики и других. Таким образом, современные музейные практики являются симбиозом различных направлений современных гуманитарных наук, что позволяет разделить проблему исследования современных музейных практик на несколько аспектов. Исследование Л.М. Шляхтиной [92] охватывает различные аспекты данного направления. Основной вектор ее работ связан с определением места музея в современном обществе и необходимостью развития программ взаимодействия с посетителями.
Исследователи сосредотачиваются на различных феноменах в современной музейной деятельности, определяя, в том числе и место музея в
культурной жизни страны. Научный дискурс развивается вокруг различных направлений. Так, Е.А. Розенблюм [72], А.В. Чугунова [86], Я. Долак [28] и другие рассматривают проблему создания музейной экспозиции как визуальной коммуникативной среды. Коммуникативный подход к музейной деятельности достаточно распространен. Он заключается в рассмотрении музея и музейного предмета как высказывания в рамках музейной экспозиции. А.В. Лебедев определяет место современных средств отображения информации как вспомогательных, «облегчающих работу по учету и хранению (музейные АИС), поясняющих представленное в экспозиции (своего рода электронные этикетки и экспликации) и дополняющих ее» [50]. В своей статье «Современные музейные практики: 2000-2012 гг.» М.И. Ильбейкина разделяет три
направления методологии современных музейных практик: экспозиционные, образовательные и коммуникационные, однако отмечает их синтетический характер, а также выделяет ряд «гибридов» [40].
Педагогические аспекты современных музейных практик рассматривали М.В. Виноходова [10], А.М. Вербенец [9], М.С. Митриковская [56], БЯ. Столяров [81], Т.В. Гафар [17], Т.В. Галкина [13], М.Ю. Юхневич [93]. Основным аспектом рассмотрения педагогических аспектов музейных практик является работа со школьной аудиторией, однако представленные средства и приемы имеют возможность изменения и адаптации, в зависимости от поставленных целей и предполагаемой аудитории.
Рассмотрение современных мультимедийных тенденций в музейной деятельности на данный момент является достаточно распространенным. Л.Я. Ноль [64], Т. Смирнова [79], Т.А. Боронева [6], К.А. Наседкин [61] рассматривают современные информационные технологии, их потенциал и практику использования в музейной деятельности. Также достаточно распространенной является тема присутствия музея в сети Интернет. Следует отметить, что данные темы тесно соприкасаются и часто рассматриваются в контексте друг друга.
Большое место занимает исследование новых форм коммуникации со зрителем и развитие событийного направления музейной деятельности, которым занимались Е.Н. Мастеница [53], В.Э. Гордин [18], Л.В. Хорева [18], М.А. Дедова [18], Д. Гетц [104], Е.М. Реузнер [110], Е.С. Грачева [20], С.А. Муханова [20]. Данные авторы рассматривают основные тенденции музейной событийной деятельности и музей как социокультурное явление современного общества.
Исходя из различных подходов к изучению современных музейных практик, можно определить, что на данный момент среди научных работ не существует определения понятия «музейные практики» и их классификации. Основной научный дискурс сосредотачивается на изучении определенных явлений и различных аспектов данного понятия в рамках коммуникационного подхода к изучению музейной деятельности.
Вопросом развития аудитории региональных музеев на основе различных музейных практик занимались Е.А. Петракова [67], Е.Б. Куксина [48], Н.А. Мельникова [54], Д.В. Загоскин [38], Э.И. Черняк [38], Д.А. Бутакова [8], Н.И. Гаврилова [8], Т.В. Бондаренко [63], О.Н. Шелегина [88]. Большинство представленных авторов рассматривает проблему применения педагогических средств музейной коммуникации в контексте взаимодействия со школами и учреждениями высшего профессионального образования.
В качестве отдельного аспекта изучения некоторые авторы выделяют роль регионального музея в социокультурной среде: Т.В. Гафар [17], С.В. Круглова [68], Ю.Э. Комлев [43], Е.М. Акулич [1]. Они рассматривают необходимость развития музейной институции в стране и регионе как прием развития региона и культурного формирования граждан.
Проблемой развития музейной деятельности в Красноярском крае занимались Т.А. Рылова [74], Т.М. Ломанова [51], Е.Ю. Безызвестных [5], а также студенты и аспиранты Красноярских ВУЗов. Основными объектами изучения являются феномен современного регионального музея и основные проблемы его развития: формирование коллекций, хранение экспонатов и музейная педагогика. Большинство авторов рассматривает историческую составляющую формирования музейной деятельности в регионе и проблемы внутреннего характера.
Наиболее интересным является исследование «Развитие рынка услуг, оказываемых музеями г. Красноярска как элемент социализации молодежи» [71], проведенное студентами Красноярского педагогического университета. В ходе изучения был разработан специальный опросник, выявляющий степень заинтересованности современных посетителей в выставках и мероприятиях красноярских музеев. Результаты продемонстрировали, что на сегодняшний день услуги, предоставляемые современными красноярскими музеями, достаточно разнообразны и интересны посетителю. Исследование затронуло все музеи города, без дифференциации на сферы: историческую,
художественную, научную и другие.
Таким образом, современные музейные практики взаимодействия с молодежной аудиторией в городе Красноярске недостаточно изучены, так как полноценного исследования всех аспектов данного направления в
художественных музеях города Красноярска еще не проводилось.
Проблемой данного исследования является необходимость
систематизации и анализа современных музейных практик, используемых художественными музеями города Красноярска. В настоящее время большинство музеев стремится к формированию интереса у современного посетителя к изобразительному искусству и формированию культуры посещения музеев, однако применение современных музейных практик не систематизировано. В данной работе предлагается разработать систематизацию современных музейных практик и проанализировать их применение в региональных музеях с точки зрения эффективности.
Цель исследования: анализ эффективности современных музейных практик взаимодействия с молодежной аудиторией художественных музеев на примере города Красноярска
Задачи:
1. выявление особенностей художественного музея, как места встречи зрителя и произведения изобразительного искусства;
2. рассмотрение специфики молодежи, как аудитории художественного музея;
3. изучение традиционных и инновационных музейных практик взаимодействия с молодежной аудиторией в художественных музеях;
4. анализ существующих музейных практик взаимодействия с молодежной аудиторией в художественных музеях города Красноярска;
5. выявление наиболее эффективных современных музейных практик взаимодействия с молодежной аудиторией в художественных музеях города Красноярска;
6. создание практических рекомендаций по организации работы с молодежной аудиторией в региональном художественном музее.
Методология:
В работе использование следующие методы для анализа эффективности современных музейных практик:
1. Метод анализа литературы.
2. Аналитический метод.
3. Типологический метод.
4. Метод сравнительного анализа.
В основе анализа находится современная теория изобразительного искусства В.И. Жуковского и Н.П. Копцевой.
Апробация: результаты диссертационной работы могут быть
использованы для повышения эффективности современных музейных практик взаимодействия с молодежной аудиторией в региональных художественных музеях. Работа представляет специфику музейной деятельности в качестве формирования особого пространства встречи человека с произведением изобразительного искусства, а также развитие интереса у современной молодежи к проектам и событиям, формирующим культуру посещения художественного музея.
Предполагаемым результатом работы станет выявление основных тенденций в деятельности художественных музеев города Красноярска и анализ эффективности используемых практик.
Целью данной магистерской диссертации являлся анализ эффективности современных музейных практик взаимодействия с молодежной аудиторией художественных музеев на примере города Красноярска. В процессе работы были поставлены и решены следующие задачи.
1. Выявление особенностей художественного музея, как места встречи
зрителя и произведения изобразительного искусства. Художественный музей рассматривается как пространство коммуникации зрителя с произведением искусства или с экспозицией в целом. Раскрытие теоретических понятий в русле современной теории изобразительного искусства В.И. Жуковского и Н.П. Копцевой («искусство», «произведение изобразительного искусства», «зритель») и общих понятий музеологии («музей», «музейный предмет», «коммуникация в художественном музее», «музейные практики») позволило представить экспозицию художественного музея, как коммуникативную среду и определить основное направления применения современных художественных практик. Музейные практики определяются, как спектр действий,
направленных на коммуникацию человека с произведением изобразительного искусства с целью рождения максимально корректного художественного образа и к практикам музейной деятельности в художественных музеях относятся все действия направленные на организацию диалога-отношения зрителя с произведением искусства. Задача художественного музея, как места встречи зрителя и произведения изобразительного искусства состоит в организации данной встречи.
2. Рассмотрение специфики молодежи, как аудитории
художественного музея. В процессе исследования выявлены основные компетенции молодежной аудитории, как потенциального и актуального зрителя произведения изобразительного искусства. Определены основные аспекты сегодняшнего поколения людей от 25 до 35 лет и направление их интересов: основными ценностями являются свобода, творчество, развлечение, самореализация. Люди данного поколения имеют развитое визуальное мышление за счет постоянного использования «не текстовых» источников информации, что способствует развитию у них навыков коммуникативного общения с произведением изобразительного искусства. Потенциальный зритель из молодежной аудитории активно пользуется социальными сетями и сетью Интернет, что должно стать основой для привлечения молодежи в музей и перевод статуса зрителя из потенциального в актуального.
3. Изучение традиционных и инновационных музейных практик взаимодействия с молодежной аудиторией в художественных музеях. К современным музейным практикам взаимодействия с молодежной аудиторией относятся: образовательные приемы, в том числе творческая деятельность и диалоговое общение; выставочные и кураторские проекты, способствующие удовлетворению потребности в новизне и развлечению; современные технологии и продвижение в сети Интернет; рекламные проекты, направленные на пропаганду изобразительного искусства вообще и преображения человека под действием произведения, что способствует удовлетворению потребности в среде молодежи в самореализации и саморазвитии. Для наиболее корректного выстраивания пространства музея как места встречи произведения изобразительного искусства и зрителя необходимо использовать все предложенные средства в синтезе, что даст возможность раскрыть все аспекты отношения диалога зрителя с произведением изобразительного искусства.
4. Анализ существующих музейных практик взаимодействия с
молодежной аудиторией в художественных музеях города Красноярска был проведен на примере Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова, Музейного центра «Площадь мира», Музея художника Б.Я. Ряузова и Музея-усадьбы В.И. Сурикова. В связи с анализом основной деятельности красноярских музеев были выделены три типа музейной институции художественной направленности в регионе: классические
художественные музеи, художественные мемориальные музеи, музеи современного искусства. Художественные музеи города стремятся быть ближе к своим посетителям: каждый имеет свои официальные сайты и страницы в социальных сетях, разрабатывает специальные проекты, направленные на информирование своих потенциальных посетителей о собственной деятельности. Среди используемых практик доминируют образовательные приемы и методы взаимодействия с посетителем: лекция, дискуссия, мастерклассы, используются «игровые» практики, как во внутримузейной среде, так и в социальных сетях, направленные на развлечение как потенциального, так и актуального зрителя. Музейные практики, используемые в красноярских музеях, способствуют переходу от потенциального к актуальному зрителю и формированию первичных навыков общения с произведениями изобразительного искусства.
5. Выявление наиболее эффективных современных музейных практик взаимодействия с молодежной аудиторией в художественных музеях города Красноярска. Был выбран классический тип художественного музея, которым стал Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова. Анализ проводился на основе сопоставления показателей посещаемости музея и выявление ключевых точек интереса в социальных сетях среди молодежной аудитории. Выявлено, что современную молодежь города Красноярска привлекает современное и региональное искусство, необычные для музейной институции проекты, в том числе кураторские, получение новых навыков, саморазвитие и развлекательный компонент музейных практик. Среди различных музейных практик доминируют образовательные средства, кураторские (привозные) выставочные проекты и рекламные акции (активная реклама в социальных сетях), направленные на развитие первичных навыков диалога с произведениями изобразительного искусства. В основе каждого эффективного события находиться один из ключевых пунктов интереса молодежи, а привлечение дополнительных средств развлекательного характера способствует привлечению наибольшего числа посетителей интересующей категории.
6. Создание практических рекомендаций по организации работы с молодежной аудиторией в региональном художественном музее на основе деятельности Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова. Представлены основные приемы возможных музейных практик для взаимодействия с молодежной аудиторией и принципы их применения в региональных музеях художественного профиля. При внедрении новых практик в музейную деятельность необходимо понимать цели основываясь на двух подходах ко взаимодействию с молодежной аудиторией: привлечение интереса к диалогу-отношению и развития навыков общения с произведением изобразительного искусства. Приведены основные подходы к созданию коммуникативной среды молодежной аудитории с произведениями изобразительного искусства и приемы привлечения потенциального зрителя в художественный музей. Коммуникативная среда экспозиции в процессе проведения мероприятий должна согласовываться с общей концепцией выставочного пространства. Основная работа с посетителями должна быть направлена на развитие визуального мышления и коммуникативных навыков актуального зрителя в процессе диалога-отношения с произведением изобразительного искусства.
Разработанные практические рекомендации могут быть использованы в деятельности других региональных музеев классического типа в России. На основе полученных результатов может быть скорректирована деятельность художественных музеев города Красноярска.
1. Выявление особенностей художественного музея, как места встречи
зрителя и произведения изобразительного искусства. Художественный музей рассматривается как пространство коммуникации зрителя с произведением искусства или с экспозицией в целом. Раскрытие теоретических понятий в русле современной теории изобразительного искусства В.И. Жуковского и Н.П. Копцевой («искусство», «произведение изобразительного искусства», «зритель») и общих понятий музеологии («музей», «музейный предмет», «коммуникация в художественном музее», «музейные практики») позволило представить экспозицию художественного музея, как коммуникативную среду и определить основное направления применения современных художественных практик. Музейные практики определяются, как спектр действий,
направленных на коммуникацию человека с произведением изобразительного искусства с целью рождения максимально корректного художественного образа и к практикам музейной деятельности в художественных музеях относятся все действия направленные на организацию диалога-отношения зрителя с произведением искусства. Задача художественного музея, как места встречи зрителя и произведения изобразительного искусства состоит в организации данной встречи.
2. Рассмотрение специфики молодежи, как аудитории
художественного музея. В процессе исследования выявлены основные компетенции молодежной аудитории, как потенциального и актуального зрителя произведения изобразительного искусства. Определены основные аспекты сегодняшнего поколения людей от 25 до 35 лет и направление их интересов: основными ценностями являются свобода, творчество, развлечение, самореализация. Люди данного поколения имеют развитое визуальное мышление за счет постоянного использования «не текстовых» источников информации, что способствует развитию у них навыков коммуникативного общения с произведением изобразительного искусства. Потенциальный зритель из молодежной аудитории активно пользуется социальными сетями и сетью Интернет, что должно стать основой для привлечения молодежи в музей и перевод статуса зрителя из потенциального в актуального.
3. Изучение традиционных и инновационных музейных практик взаимодействия с молодежной аудиторией в художественных музеях. К современным музейным практикам взаимодействия с молодежной аудиторией относятся: образовательные приемы, в том числе творческая деятельность и диалоговое общение; выставочные и кураторские проекты, способствующие удовлетворению потребности в новизне и развлечению; современные технологии и продвижение в сети Интернет; рекламные проекты, направленные на пропаганду изобразительного искусства вообще и преображения человека под действием произведения, что способствует удовлетворению потребности в среде молодежи в самореализации и саморазвитии. Для наиболее корректного выстраивания пространства музея как места встречи произведения изобразительного искусства и зрителя необходимо использовать все предложенные средства в синтезе, что даст возможность раскрыть все аспекты отношения диалога зрителя с произведением изобразительного искусства.
4. Анализ существующих музейных практик взаимодействия с
молодежной аудиторией в художественных музеях города Красноярска был проведен на примере Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова, Музейного центра «Площадь мира», Музея художника Б.Я. Ряузова и Музея-усадьбы В.И. Сурикова. В связи с анализом основной деятельности красноярских музеев были выделены три типа музейной институции художественной направленности в регионе: классические
художественные музеи, художественные мемориальные музеи, музеи современного искусства. Художественные музеи города стремятся быть ближе к своим посетителям: каждый имеет свои официальные сайты и страницы в социальных сетях, разрабатывает специальные проекты, направленные на информирование своих потенциальных посетителей о собственной деятельности. Среди используемых практик доминируют образовательные приемы и методы взаимодействия с посетителем: лекция, дискуссия, мастерклассы, используются «игровые» практики, как во внутримузейной среде, так и в социальных сетях, направленные на развлечение как потенциального, так и актуального зрителя. Музейные практики, используемые в красноярских музеях, способствуют переходу от потенциального к актуальному зрителю и формированию первичных навыков общения с произведениями изобразительного искусства.
5. Выявление наиболее эффективных современных музейных практик взаимодействия с молодежной аудиторией в художественных музеях города Красноярска. Был выбран классический тип художественного музея, которым стал Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова. Анализ проводился на основе сопоставления показателей посещаемости музея и выявление ключевых точек интереса в социальных сетях среди молодежной аудитории. Выявлено, что современную молодежь города Красноярска привлекает современное и региональное искусство, необычные для музейной институции проекты, в том числе кураторские, получение новых навыков, саморазвитие и развлекательный компонент музейных практик. Среди различных музейных практик доминируют образовательные средства, кураторские (привозные) выставочные проекты и рекламные акции (активная реклама в социальных сетях), направленные на развитие первичных навыков диалога с произведениями изобразительного искусства. В основе каждого эффективного события находиться один из ключевых пунктов интереса молодежи, а привлечение дополнительных средств развлекательного характера способствует привлечению наибольшего числа посетителей интересующей категории.
6. Создание практических рекомендаций по организации работы с молодежной аудиторией в региональном художественном музее на основе деятельности Красноярского художественного музея имени В.И. Сурикова. Представлены основные приемы возможных музейных практик для взаимодействия с молодежной аудиторией и принципы их применения в региональных музеях художественного профиля. При внедрении новых практик в музейную деятельность необходимо понимать цели основываясь на двух подходах ко взаимодействию с молодежной аудиторией: привлечение интереса к диалогу-отношению и развития навыков общения с произведением изобразительного искусства. Приведены основные подходы к созданию коммуникативной среды молодежной аудитории с произведениями изобразительного искусства и приемы привлечения потенциального зрителя в художественный музей. Коммуникативная среда экспозиции в процессе проведения мероприятий должна согласовываться с общей концепцией выставочного пространства. Основная работа с посетителями должна быть направлена на развитие визуального мышления и коммуникативных навыков актуального зрителя в процессе диалога-отношения с произведением изобразительного искусства.
Разработанные практические рекомендации могут быть использованы в деятельности других региональных музеев классического типа в России. На основе полученных результатов может быть скорректирована деятельность художественных музеев города Красноярска.
Подобные работы
- НАУЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ РЕЭКСПОЗИЦИИ МУЗЕЯ ИСТОРИИ СПБГЭТУ «ЛЭТИ»
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Актуализация частных коллекций в музеях Санкт-Петербурга
Дипломные работы, ВКР, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018



