Деятельность региональной службы занятости в решении проблем безработной молодежи
|
Введение
1 Молодые безработные как объект социальной работы 6
1.1 Особенности социально-правового статуса безработного 6
1.2 Проблемы молодежи в контексте ее трудовой занятости 18
2 Основные направления социальной работы с безработной
молодежью 29
2.1 Программы содействия в трудоустройстве и меры социальной
поддержки молодых безработных 29
2.2 Технологии социальной работы с безработной молодежью 38
3 Организация работы службы занятости с безработной молодежью в
г. Красноярске 44
3.1 Анализ деятельности службы занятости г. Красноярска 44
3.2 Совершенствование деятельности КГКУ «ЦЗН г. Красноярска»
по содействию в трудоустройстве молодежи 55
Заключение 61
Список использованных источников 65
Приложение А (обязательное) 74
Приложение Б (обязательное) 77
1 Молодые безработные как объект социальной работы 6
1.1 Особенности социально-правового статуса безработного 6
1.2 Проблемы молодежи в контексте ее трудовой занятости 18
2 Основные направления социальной работы с безработной
молодежью 29
2.1 Программы содействия в трудоустройстве и меры социальной
поддержки молодых безработных 29
2.2 Технологии социальной работы с безработной молодежью 38
3 Организация работы службы занятости с безработной молодежью в
г. Красноярске 44
3.1 Анализ деятельности службы занятости г. Красноярска 44
3.2 Совершенствование деятельности КГКУ «ЦЗН г. Красноярска»
по содействию в трудоустройстве молодежи 55
Заключение 61
Список использованных источников 65
Приложение А (обязательное) 74
Приложение Б (обязательное) 77
Право на труд является одним из фундаментальных экономических прав. Согласно Всеобщей декларации прав человека, каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда, а также - на защиту от безработицы [1]. По данным официальной статистики, численность безработных россиян в январе 2017 г. по сравнению с декабрем 2016 г. увеличилась на 185 тыс.человек, или на 4,5 %; по сравнению с январем 2016 г. - уменьшилась на 140 тыс.человек, или на 3,2 %. Общий уровень безработицы в Российской Федерации составил 5,6 % от экономически активного населения страны [2]. При этом отмечается, что в государственных учреждениях службы занятости населения в качестве безработных были зарегистрированы 0,9 млн человек, в том числе 0,8 млн человек получали пособие по безработице [3]. Отсюда следует, что немалая часть российских граждан, потерявших работу, по каким -то причинам не становится на учет в службе занятости. Такие люди нередко остаются со своими проблемами один на один.
Понятие безработицы раскрывается в работах таких авторов, как П. Самуэльсон [4], Ю.Е. Кривонос [5, с. 69], Е.Г. Ефимова [6, с. 327], Б.А. Райзберг [7, с. 53], М.Г. Назаров [8], А.С. Ходько [9, с. 197] и др. Систематизируя данные этих ученых, безработицу в общем смысле можно определить как незанятость части трудоспособного населения, нехватку рабочих мест, такое состояние экономики, при котором легко потерять работу и достаточно сложно ее найти [10, с. 178]. Проблему молодежной безработицы рассматривали такие авторы, как В.М. Кузнецов [11, с. 185], А. А. Демидович [12, с. 35], И.А. Цветочкина и Н.К. Саляхиева [13, с. 385], Е.А. Жуков [14, с. 698].
Право на защиту от безработицы подразумевает два аспекта: это, во - первых, невозможность необоснованного увольнения работника и, во-вторых,предусмотренная законодательством система защитных мер для работающего, осуществляемых как государством, так и работодателем. В нашей стране эти вопросы регулируются Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (в ред. от 07.03.2018) «О занятости населения в Российской Федерации».
Применительно к молодежи государственные гарантии в сфере труда и занятости реализуются также в аспекте содействия трудоустройству и профессиональной ориентации. Основным субъектом реализации указанных направлений является государственная служба занятости населения. Содействие в трудоустройстве молодежи, к примеру, служит одним из приоритетных направлений деятельности агентства труда и занятости населения Красноярского края.
Молодежь как особая социально-демографическая группа наиболее активно (по сравнению с другими) участвует во всех сферах жизни общества. В силу ее переходного состояния данная группа сталкивается с целым рядом проблем. Одна из них - сложность процесса трудоустройства, обусловленная недостатком профессионального опыта, завышенными ожиданиями самих молодых людей, а также неготовностью некоторых работодателей принимать на себя ответственность за молодого специалиста.
В то же время, отмечают эксперты, молодежная безработица (то есть безработица среди лиц до 30 лет, не имеющих трудового опыта) в России на протяжении последних шести месяцев держится на уровне около 1 млн человек, не снижаясь [16]. Это достаточно серьезный показатель, который не должен оставаться без внимания специалистов.
Объект исследования: безработная молодежь.
Предмет исследования: деятельность службы занятости по содействию в трудоустройстве молодежи.
Цель данной работы - разработка комплекса методических рекомендаций по совершенствованию деятельности службы занятости г. Красноярска. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить особенности статуса безработного и порядок его приобретения;
2) рассмотреть специфические проблемы, возникающие у молодых безработных;
3) проанализировать меры социальной поддержки безработных, технологии работы службы занятости с данной категорией граждан;
4) выявить проблемы в деятельности службы занятости г. Красноярска, возникающие в процессе работы с молодежью.
В процессе написания теоретической части данной работы использовались такие общенаучные методы как анализ (сравнительно¬правовой, статистический), синтез, обобщение; при подготовке практической части - были использованы методы беседы и наблюдения. Результаты исследования и авторские рекомендации представлены в третьей главе; разработки по усовершенствованию работы службы занятости оформлены в виде приложений.
Понятие безработицы раскрывается в работах таких авторов, как П. Самуэльсон [4], Ю.Е. Кривонос [5, с. 69], Е.Г. Ефимова [6, с. 327], Б.А. Райзберг [7, с. 53], М.Г. Назаров [8], А.С. Ходько [9, с. 197] и др. Систематизируя данные этих ученых, безработицу в общем смысле можно определить как незанятость части трудоспособного населения, нехватку рабочих мест, такое состояние экономики, при котором легко потерять работу и достаточно сложно ее найти [10, с. 178]. Проблему молодежной безработицы рассматривали такие авторы, как В.М. Кузнецов [11, с. 185], А. А. Демидович [12, с. 35], И.А. Цветочкина и Н.К. Саляхиева [13, с. 385], Е.А. Жуков [14, с. 698].
Право на защиту от безработицы подразумевает два аспекта: это, во - первых, невозможность необоснованного увольнения работника и, во-вторых,предусмотренная законодательством система защитных мер для работающего, осуществляемых как государством, так и работодателем. В нашей стране эти вопросы регулируются Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (в ред. от 07.03.2018) «О занятости населения в Российской Федерации».
Применительно к молодежи государственные гарантии в сфере труда и занятости реализуются также в аспекте содействия трудоустройству и профессиональной ориентации. Основным субъектом реализации указанных направлений является государственная служба занятости населения. Содействие в трудоустройстве молодежи, к примеру, служит одним из приоритетных направлений деятельности агентства труда и занятости населения Красноярского края.
Молодежь как особая социально-демографическая группа наиболее активно (по сравнению с другими) участвует во всех сферах жизни общества. В силу ее переходного состояния данная группа сталкивается с целым рядом проблем. Одна из них - сложность процесса трудоустройства, обусловленная недостатком профессионального опыта, завышенными ожиданиями самих молодых людей, а также неготовностью некоторых работодателей принимать на себя ответственность за молодого специалиста.
В то же время, отмечают эксперты, молодежная безработица (то есть безработица среди лиц до 30 лет, не имеющих трудового опыта) в России на протяжении последних шести месяцев держится на уровне около 1 млн человек, не снижаясь [16]. Это достаточно серьезный показатель, который не должен оставаться без внимания специалистов.
Объект исследования: безработная молодежь.
Предмет исследования: деятельность службы занятости по содействию в трудоустройстве молодежи.
Цель данной работы - разработка комплекса методических рекомендаций по совершенствованию деятельности службы занятости г. Красноярска. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить особенности статуса безработного и порядок его приобретения;
2) рассмотреть специфические проблемы, возникающие у молодых безработных;
3) проанализировать меры социальной поддержки безработных, технологии работы службы занятости с данной категорией граждан;
4) выявить проблемы в деятельности службы занятости г. Красноярска, возникающие в процессе работы с молодежью.
В процессе написания теоретической части данной работы использовались такие общенаучные методы как анализ (сравнительно¬правовой, статистический), синтез, обобщение; при подготовке практической части - были использованы методы беседы и наблюдения. Результаты исследования и авторские рекомендации представлены в третьей главе; разработки по усовершенствованию работы службы занятости оформлены в виде приложений.
Рассмотрев различные аспекты содействия занятости населения в Российской Федерации, изучив порядок признания гражданина безработным, особенности данного статуса и специфические проблемы лиц, потерявших работу, проанализировав тематическую литературу и нормативно -правовую базу, можно сделать следующие выводы:
1. Безработный - особый социально-экономический статус, приобретение которого требует определенных усилий и активности со стороны гражданина, поэтому далеко не все люди, потерявшие работу, признаются безработными в официальном порядке. Не все граждане, обращающиеся в службу занятости, претендуют на получение статуса безработного, несмотря на то, что данный статус открывает возможности для получения материальной поддержки.
2. Права безработных граждан охраняются действующим российским законодательством, им предоставляется ряд услуг государственными учреждениями службы занятости бесплатно. Также им могут быть начислены различные социальные выплаты и оказана социально-психологическая помощь.
3. Сложности в трудоустройстве молодежи обусловлены такими факторами, как отсутствие трудового опыта, несоответствие уровня квалификации и практических навыков молодого человека требованиям работодателя, а также необоснованные (идеалистические) представления молодежи о будущей профессии, перспективах трудоустройства и состоянии рынка труда.
4. Нахождение гражданина в состоянии безработного приводит к возникновению у него ряда специфических проблем, таких как снижение самооценки, утрата самоуважения, депрессия, потеря трудовой мотивации, трудности в общении, общая социальная дезадаптация, материальная необеспеченность и др. Молодежь, в силу своих социально-психологических особенностей, острее переживает ситуацию безработицы и сопутствующие ей проблемы, нежели более старшие подгруппы безработных.
5. Служба занятости - основной субъект реализации государственной политики в области содействия занятости населения и гарантии права на защиту от безработицы. Содействие трудоустройству молодежи считается одним из приоритетных направлений деятельности службы занятости. На федеральном и региональном уровнях реализуются целевые программы и социальные проекты, направленные на содействие занятости молодых граждан.
6. В процессе профессиональной деятельности сотрудники службы занятости используют такие технологии социальной работы, как социальная диагностика, социальное консультирование, технологии социальной профилактики, социальной (трудовой) реабилитации и адаптации.
7. Проанализировав деятельность Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Красноярска», в частности - его структурных подразделений: отдела занятости по Ленинскому району г. Красноярска и отдела содействия занятости молодежи, удалось выявить проблемы и недочеты, затрудняющие работу специалистов указанных отделов, а именно:
- некорректно составленные списки по охвату работодателей для районных отделов занятости, включающие недостоверную или устаревшую информацию;
- отсутствие модели успешных телефонных переговоров с потенциальным работодателем, которую могли бы использовать в своей работе молодые специалисты отделов занятости, занимающиеся взаимодействием с работодателями, а также студенты-практиканты;
- отсутствие базы данных профориентационных экскурсий. В результате специалисты отдела содействия занятости молодежи, организующие экскурсии школьников на предприятия и в организации с целью содействия их профессиональной ориентации, не могут гарантировать проведение экскурсии на конкретном предприятии (буквально - не знают, где состоится экскурсия в следующем месяце и состоится ли), тогда как у школьников подобные мероприятия пользуются интересом;
- отсутствие взаимодействия со школами в деле привлечения учащихся к профориентационным мероприятиям.
8. С целью совершенствования деятельности КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» по содействию в трудоустройстве молодежи были сделаны следующие рекомендации:
- дирекции Юридического института СФУ и руководству отделения социальной работы - чаще направлять студентов 2-3 курсов отделения для прохождения практики в районные отделы занятости;
- руководителям и специалистам отделов занятости - привлекать поступивших для прохождения практики студентов к взаимодействию с потенциальными работодателями, в особенности - поручать им проверку и актуализацию списков по охвату работодателей;
- обеим указанным выше сторонам - при необходимости (в 2020 г.) продлить соглашение о направлении студентов для прохождения производственной практики;
- размещать буклеты и иные материалы службы занятости на информационных стендах в учебных заведениях (в том числе в вузах), в молодежных центрах и иных местах массового пребывания молодежи;
- специалистам службы занятости (в особенности отдела содействия занятости молодежи) - осуществлять взаимодействие со школами города на предмет привлечения учеников к участию в профориентационных мероприятиях, а также популяризации услуг отделов занятости среди персонала школ;
- сформировать базу данных профориентационных экскурсий (данную обязанность автор готов взять на себя);
Кроме того, были представлены авторские разработки, направленные на повышение эффективности работы службы занятости:
- модель успешных телефонных переговоров с потенциальным работодателем;
- сценарий тренинга «Моя новая работа», направленного на формирование адекватной самооценки применительно к трудоустройству и навыков самопрезентации. Тренинг способствует самопознанию и профессиональной ориентации, может проводиться специалистами службы занятости как с молодыми людьми, впервые ищущими работу, так и с безработными подгруппы «испытывающие сложности в процессе трудоустройства».
Кроме того, автором выражена готовность принять участие в создании базы данных профориентационных экскурсий для специалистов отдела содействия занятости молодежи КГКУ «Центр занятости населения г. Красноярска». Указанные выше авторские разработки оформлены в виде приложений к настоящей работе.
Можно ожидать, что внедрение вышеуказанных разработок и рекомендаций поможет усовершенствовать деятельность красноярской службы занятости, а также будет способствовать упрощению работы специалистов данной службы и повышению ее эффективности.
1. Безработный - особый социально-экономический статус, приобретение которого требует определенных усилий и активности со стороны гражданина, поэтому далеко не все люди, потерявшие работу, признаются безработными в официальном порядке. Не все граждане, обращающиеся в службу занятости, претендуют на получение статуса безработного, несмотря на то, что данный статус открывает возможности для получения материальной поддержки.
2. Права безработных граждан охраняются действующим российским законодательством, им предоставляется ряд услуг государственными учреждениями службы занятости бесплатно. Также им могут быть начислены различные социальные выплаты и оказана социально-психологическая помощь.
3. Сложности в трудоустройстве молодежи обусловлены такими факторами, как отсутствие трудового опыта, несоответствие уровня квалификации и практических навыков молодого человека требованиям работодателя, а также необоснованные (идеалистические) представления молодежи о будущей профессии, перспективах трудоустройства и состоянии рынка труда.
4. Нахождение гражданина в состоянии безработного приводит к возникновению у него ряда специфических проблем, таких как снижение самооценки, утрата самоуважения, депрессия, потеря трудовой мотивации, трудности в общении, общая социальная дезадаптация, материальная необеспеченность и др. Молодежь, в силу своих социально-психологических особенностей, острее переживает ситуацию безработицы и сопутствующие ей проблемы, нежели более старшие подгруппы безработных.
5. Служба занятости - основной субъект реализации государственной политики в области содействия занятости населения и гарантии права на защиту от безработицы. Содействие трудоустройству молодежи считается одним из приоритетных направлений деятельности службы занятости. На федеральном и региональном уровнях реализуются целевые программы и социальные проекты, направленные на содействие занятости молодых граждан.
6. В процессе профессиональной деятельности сотрудники службы занятости используют такие технологии социальной работы, как социальная диагностика, социальное консультирование, технологии социальной профилактики, социальной (трудовой) реабилитации и адаптации.
7. Проанализировав деятельность Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Красноярска», в частности - его структурных подразделений: отдела занятости по Ленинскому району г. Красноярска и отдела содействия занятости молодежи, удалось выявить проблемы и недочеты, затрудняющие работу специалистов указанных отделов, а именно:
- некорректно составленные списки по охвату работодателей для районных отделов занятости, включающие недостоверную или устаревшую информацию;
- отсутствие модели успешных телефонных переговоров с потенциальным работодателем, которую могли бы использовать в своей работе молодые специалисты отделов занятости, занимающиеся взаимодействием с работодателями, а также студенты-практиканты;
- отсутствие базы данных профориентационных экскурсий. В результате специалисты отдела содействия занятости молодежи, организующие экскурсии школьников на предприятия и в организации с целью содействия их профессиональной ориентации, не могут гарантировать проведение экскурсии на конкретном предприятии (буквально - не знают, где состоится экскурсия в следующем месяце и состоится ли), тогда как у школьников подобные мероприятия пользуются интересом;
- отсутствие взаимодействия со школами в деле привлечения учащихся к профориентационным мероприятиям.
8. С целью совершенствования деятельности КГКУ «ЦЗН г. Красноярска» по содействию в трудоустройстве молодежи были сделаны следующие рекомендации:
- дирекции Юридического института СФУ и руководству отделения социальной работы - чаще направлять студентов 2-3 курсов отделения для прохождения практики в районные отделы занятости;
- руководителям и специалистам отделов занятости - привлекать поступивших для прохождения практики студентов к взаимодействию с потенциальными работодателями, в особенности - поручать им проверку и актуализацию списков по охвату работодателей;
- обеим указанным выше сторонам - при необходимости (в 2020 г.) продлить соглашение о направлении студентов для прохождения производственной практики;
- размещать буклеты и иные материалы службы занятости на информационных стендах в учебных заведениях (в том числе в вузах), в молодежных центрах и иных местах массового пребывания молодежи;
- специалистам службы занятости (в особенности отдела содействия занятости молодежи) - осуществлять взаимодействие со школами города на предмет привлечения учеников к участию в профориентационных мероприятиях, а также популяризации услуг отделов занятости среди персонала школ;
- сформировать базу данных профориентационных экскурсий (данную обязанность автор готов взять на себя);
Кроме того, были представлены авторские разработки, направленные на повышение эффективности работы службы занятости:
- модель успешных телефонных переговоров с потенциальным работодателем;
- сценарий тренинга «Моя новая работа», направленного на формирование адекватной самооценки применительно к трудоустройству и навыков самопрезентации. Тренинг способствует самопознанию и профессиональной ориентации, может проводиться специалистами службы занятости как с молодыми людьми, впервые ищущими работу, так и с безработными подгруппы «испытывающие сложности в процессе трудоустройства».
Кроме того, автором выражена готовность принять участие в создании базы данных профориентационных экскурсий для специалистов отдела содействия занятости молодежи КГКУ «Центр занятости населения г. Красноярска». Указанные выше авторские разработки оформлены в виде приложений к настоящей работе.
Можно ожидать, что внедрение вышеуказанных разработок и рекомендаций поможет усовершенствовать деятельность красноярской службы занятости, а также будет способствовать упрощению работы специалистов данной службы и повышению ее эффективности.
Подобные работы
- МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ С УЧЕТОМ ОТРАСЛЕВОГО АСПЕКТА (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ТРУДА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ С УЧЕТОМ ОТРАСЛЕВОГО АСПЕКТА (НА ПРИМЕРЕ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Развитие услуг профессионального обучения и переобучения для различных категорий клиентов службы занятости
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2020 - Роль органов службы занятости в реализации права на труд и обеспечение занятости населения (Право и организация социального обеспечения, Ивановский Кооперативный Техникум)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2023 - Особенности социальной работы с безработной молодежью
(на примере ТКУ «Центр занятости населения Улуг-Хемского района»)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ОСОБЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПУТИ ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ (на примере городов Самарской области)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1999 - МЕХАНИЗМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЗАНЯТОСТИ ГРАЖДАН (НА ПРИМЕРЕ РТ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города
Набережные Челны»
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016



