Данная работа посвящена рассмотрению историко-культурного наследия хакасского населения. В круг изучаемой материальной культуры входит традиционное хозяйство, типы жилища, одежда, основные блюда. Но, кроме того, для полного изучения культуры, стоит рассматривать и духовную сферу. Поэтому, через призму материальных и духовных характеристик, мы можем показать традиционную культуру более подробно до того момента, как она не утратила свою самобытность.
Вполне закономерно, что изучение культуры отдельных национальностей находится в центре внимания этнографической науки и является предметом изучения в гуманитарных образовательных учреждениях.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время развитие современных культурных связей хакасов невозможно без глубокого знания и использования многовекового опыта предков в сфере традиционной материальной и духовной культуры.
Целью работы является комплексное описание материальной и духовной культуры хакасов в конце в начале XX в., так как именно в этот период времени проходят последние изменения в материальной и духовной культуре без постороннего вмешательства со стороны соседних народов, а именно - русского населения.
Исходя из поставленной цели, можно выделить ряд следующих научных задач:
- рассмотреть и описать традиционное хозяйство хакасов - скотоводство, земледелие, охоту, рыбалку;
- рассмотреть и описать основы материальной культуры хакасов - одежду, жилища, пища;
- изучить основы духовной сферы - религия, обряды, праздники, фольклор и др.
Объектом работы является хакасское население в начале ХХвв., а предметом исследовательской работы выступает материальная и духовная культура хакасов в начале ХХвв.
Хронологические рамки охватывают период с конца XIX-до начала ХХв.
Территориальные рамки - основная территория расселения хакасов - Западная часть Минусинской котловины.
Рассматривая этническую культуру, в первую очередь, в основе исследования мы применяем принцип историзма, а так же, сравнительно-исторический метод, что в итоге позволяет нам полностью раскрыть культурную самобытность хакасского этноса в интересующий период.
Многие знания о традиционной культуре, которые мы имеем на сегодняшний день, невозможно было бы получить без работ ученых этнографов, которые оставили нам полную историографическую базу.
Как известно, во второй половине Х1Хв. происходит христианизация хакасского населения, в связи с этим, свою деятельность усиливает православная церковь. Многие священники для того, чтобы добиться успехов, начинают активную деятельность по сбору информации о хакасском населении. Их интересовало все, начиная с древности и заканчивая современностью. Подробным образом изучали язык, особенности населения, традиции и обычаи. В результате этого, в хакасских архивах сохранились документы, раскрывающие культуру с религиозной точки зрения.
Так же, некоторую группу источников нам предоставляет первый хакасский ученый - Н.Ф. Катанов . Около 25 различных публикаций по культуре досталось нам на сегодняшний день. В его отчетах мы можем подчерпнуть информацию по фольклору и другим интересующим вопросам.
В 1890-е годы в ходе нескольких крупномасштабных экспедиций в Хакасию публикуется небольшой очерк по материальной культуре и семейных обрядах. Очерк вышел под редакцией Санкт-Петербургского исследователя - П.Е. Островских .
Говоря об историографии вопроса, безусловно, следует отметить вклад областнического течения, а именно таких выдающихся деятелей как Н.Г. Потанина , Н.Н. Козьмина , А.В. Адрианова и др. Последний в своих работах говорил о скотоводческом типе культуры, и о том, что народ исторически связан с заселяемой ими территорией.
В целом, работы вышеперечисленных авторов были направлены на отстаивание прав коренных народов, их самобытность и своего рода уникальность. Именно они первые заговорили о культурно-политическом возрождении изучаемого народа. Но в тоже время, иногда авторы преувеличивали тот тезис, что хакасская культура крепко изолирована от русского влияния.
Отдельным пунктом стоит отметить большой вклад в изучение хакасов профессора Н.Н. Козьмина, который работал чиновником в Минусинском уезде. В его работах находила отражение история повседневности хакасского населения, культура и быт.
К дореволюционным историкам, которые занимались проблемой традиционной культуры, стоит отнести такого ученого как С.Д.Майнагашев . В его работах мы подробно можем ознакомиться с духовной культурой. Так, как он был современником, он описывал происходящие процессы и записывал многие изменения в результате слияния культур.
В целом, дореволюционная наука оставила нам много богатого материала, который необходимо изучать для лучшего понятия культуры хакасов. Но что касается слабых сторон, не всегда происходила объективная оценка воздействия рынка. В это время ученые старались просто записывать фактологический материал без дальнейшего серьезного анализа.
Изучение советской историографии по интересующему периоду открывает для нас новых авторов с их работами.
Несмотря на все сложности связанные с публикацией материалов, советский период времени знает много талантливых ученых, посвятивших себя изучению хакасов.
Среди советских исследователей в 1920-1930 гг. заметный вклад в изучение этноса внесли ленинградский ученый Н.П. Дыренкова и профессор Л.П. Потапов . Н.П. Дыренкова прекрасно владела языком местных народов, поэтому могла в полной мере влиться в местное общество и понять их проблемы. В свою очередь, ученые подобного типа содействовали в улучшении качества жизни этноса. К сожалению, большая часть материала так и осталась неопубликованной вследствие внезапной смерти их автора. Что касается Л.П. Потапова, то он первым создал сводные труды по истории Хакасии. В работе он пользовался методом комплексного изучения источников. Обозначил все основные моменты в истории Хакасии до начала ХХв.
В военное время в Хакасии создается свой собственный научно-исследовательский институт литературы и истории. С этого периода времени хакасы выпускают собственные кадры. Среди ученых Хакасского научного центра можно выделить деятельность Ю.А. Шибаевой , К.М. Патачаковой и других. Ю.А. Шибаева провела большую работу по изучению традиционной культуры, среди множества монографий можно выделить большой труд, который подробно описывает национальный костюм хакасов.
Отдельным особняком в историографии стоят труды знаменитого хакасского этнографа К.М. Патачакова . Большое количество информации о материальной культуре мы можем получить именно в его работах. Так же стоит отметить, что автор работ нередко прибегает к сравнительно-историческому методу.
Ближе к 1990-м годам появляется ряд работ, посвященных традиционной кухне хакасов все тех же, вышеперечисленных авторов. В 1989г. в свет выходит большая настольная книга о хакасской кухне, в которой описаны многие рецепты национальных блюд.
Изучая фольклорную сторону культуры, в первую очередь стоит обратиться к творческим трудам В.Е. Майногашевой . Вместе с автором М.А.Унгвицкой они издали обобщающий труд по устному народному творчеству. Благодаря именно таким трудам, сегодня мы можем подробно ознакомиться с героическими сказаниями хакасов.
Институт Филологии СО РАН так же внес свой вклад в раскрытие культуры хакасской народности. Под редакцией А.Б. Соктоева институт выпускает серию томов, посвященных памятникам фольклора народов Сибири.
Советское время значительно расширило границы познания многих вопросов, связанных с данной темой. Безусловно, что политическая ситуация, которая происходила на тот период времени, в некотором роде могла влиять на многие издательства и объективность работ. Но на сегодняшний период времени, если бы не эти труды, для нас оставалось бы много неразрешенных вопросов.
В современной отечественной историографии важными работами по изучению материальной и духовной культуры, безусловно, являются монографии Виктора Яковлевича Бутанаева .
Много лет Виктор Яковлевич собирал полевые этнографические материалы, изучал архивные документы, погружаясь в историческую память хакасского народа. Они и стали основой для многих книг об истории Хакасии. На сегодняшний день труды Виктора Яковлевича считаются базовыми в изучении истории Хакасии. Именно он в полной мере описал все материальные и духовные процессы.
Все выше перечисленные работы, начиная с дореволюционной историографии, носят фундаментальный характер в нашей истории. По ним мы можем судить о многих элементах родового быта хакасов, традиционной обрядности и прочее. Так же стоит отметить, что в данных работах культура анализируется и синтезируется в связи с социокультурными процессами, происходившими в России.
Источниковая база в свою очередь так же представляет широкий спектр различного материала. Безусловно, что в написании работы пришлось опираться на ряд архивных документов, включая документы из Центрального государственного архива Республики Хакасия (ЦГАРХ), Государственный Архив Красноярского Края (ГАКК). Этнографические источники являются главными источниками по истории изучения хакасов и, на мой взгляд, являются обязательными к изучению.
Опираясь на вышеперечисленную литературу и источники, имея ввидувсе методологические нюансы и правильное определение задач в свою очередь сформировало структуру выпускной квалификационной работы. Она включает в себя: Введение в тему, три главы, заключение, список использованных источников и литературы.
Внимательно изучая письменные источники, а так же, исследуя многочисленные этнографические материалы, мы выполнили поставленные задачи, и пришли к следующим выводам:
Основное занятие хакасов - скотоводство. Именно это ремесло обеспечивало этнос продуктами питания и денежными средствами. Разведение лошадей помогало совершать охоту в зимнее время, и было основным видом транспорта. Крупный и мелкий рогатый скот обеспечивал мясной и молочной пищей круглый год. Кроме того, остатки шкур шли в хозяйство и отходили на шитье одежды. Способы разведения скота, в зависимости от географического местоположения менялись. В степной части овец разводили в большом количестве.
Полукочевой образ жизни диктовал хакасам заниматься в большей степени скотоводством, охотой и рыбалкой. Земледелие не было одной из важнейших отраслей и отходило на второй план. Но уже к началу XX века хлебопашество становится одной из основных отраслей сельского хозяйства. Из посевных культур хакасы отдавали предпочтение пшенице, гречихе, ячменю. Ячмень активно использовался в изготовлении продуктов питания. Безусловно, что постепенно происходило перенятие культуры у русских, но некоторыми способами обработки культур хакасы владели еще с прошлых столетий.
Промыслы в жизни народа играли большую роль. Охота приравнивалась к особому таинству, которое сопровождалось традиционными обрядами и верованиями. Характерной добычей охотников был медведь, соболь, лисица, реже попадались дикие козы. Мясо более крупного зверя шло на изготовление пищи. Остатки так же использовались женщинами в хозяйстве. Из шкур мелких зверей делали украшения на платья, утепляли одежду. Но в конце XIX в. охота отходит на задний план, уступая место развитию земледелия.
Наряду с охотой, рыболовство в конце XIX столетия становится своеобразным ремеслом. Рыбалка была более слабо развита, ей занимались для собственного подсобного хозяйства. Примечательно, что в ходе рыбалки хакасы часто применяли оружие, которое использовали и в охоте. Кто был более заинтересован в рыбалке, изготавливал специальные лодки. В начале XX в. насчитывается два основных вида лодок - берестяная и лодка- долбленка. Они активно использовались для введения промыслов.
Так же следует отметить и таежные промыслы. Они не были такими популярными, как все вышеперечисленные занятия, но имели особое значение для мелкого хозяйства. Сбор ягод и трав мог принести неплохую прибыль тому, кто этим занимается.
Основу питания составляли все те продукты, которые уже выше были перечислены нами. Кухня хакасов имеет свои неповторимые и традиционные особенности. Все блюда готовились исключительно из своих собственных продуктов, выращенных и разведенных на полях. По особым случаям, из мяса делали шашлыки и изготавливали собственные колбасы, которых насчитывалось больше десяти видов. Мясные блюда придавали жарке исключительно на сметане или животном жиру. Из тушек белки для детей делали лакомства, которые добывали в ходе таежных промыслов. Этикет поведения за столом для хакасов являлся неотъемлемой частью при встрече гостей. Гостям отдавали самые вкусные части мяса и сажали в центр стола. Уже в конце XIX в. пищу стали принимать за высокими столами, что значительно изменило культуру приема пищи.
В сферу материальной культуры, безусловно, следует включить и традиционную одежду. Все важные праздники в жизни народа не проходили без демонстрации традиционных костюмов юношей и девушек. Вторые особенно любили изготавливать украшения. Праздничные наряды обшивались яркими лентами и нитками. В повседневной жизни носили максимально простую и удобную для ведения хозяйства одежду. На зимний период времени из шкур животных изготавливали шубы, шапки, отделывали мехом обувь, делали рукавицы. В начале XX в., с резким увеличением праздников, традиционные костюмы не утратили свое значение, а наоборот, совершенствовались хакасским населением.
В жизни народа Хакасии большое значение имело бережное отношение к традиционной духовной культуре. В обрядах и обычаях хакасов ярко прослеживаются национальные черты, которые присущи именно этому народу.
Религия является одной из самых важных сфер в духовной культуре. Соблюдение обрядов и обычаев связанно именно с религиозным фактором. Шаманизм являлся основной религией хакасов. Начиная с середины XIX в., происходит мощная христианизация населения. Но как мы отмечали выше, хакасы не спешили перенимать культуру и посещать православные храмы. В обществе того времени произошел раскол на три группы. В первую группу входили те, кто поддерживал идею о новом едином боге. Вторую группу составляли сторонники шаманизма, отвергая все другие возможные религии и течения. Третью группу поддерживали верующие в культ неба. Всех других богов они считали шарлатанами, призванными запутать народ. Но, тем не менее, на рубеже XIX - XX вв., христианизация не слишком повлияла на религиозный строй. Основы христианства хакасы подстроили под себя, как и часть праздников. Шаманизм и бурханизм при этом оставались главными религиями.
Неотъемлемо важную роль в жизни Хакасии играли праздники и соблюдение обычаев. Праздники обладали определенной идейной направленностью, отражая тенденции борьбы добра и зла. В то же время праздники несли и большую идеологическую нагрузку, и многообразные социальные функции, которые тесно связаны друг с другом. Народные праздники имели аграрный характер и были связаны с земледельческим народным календарем. Сами по себе празднования подразделяли на несколько категорий - традиционные, свадебные, похоронные, календарные, Каждое серьезное событие сопровождали шумными обрядами, в которых участвовали от одного до нескольких человек. Чтили многих богов земледелия и скотоводства. Стихии воды и огня возводили в культ и приносили им дань в виде еды и животных жертвоприношений. Одним из запоминающихся праздников мы отметили праздник Тун Пайрам или праздник первого айрана. Он устраивался в конце мая - начале июня. Праздник Тун был связан с почитанием скотоводства — основа традиционного хакасского хозяйства. Подобных праздников у хакасов насчитывалось множество. За каждым праздником стоял свой покровитель, которого нужно было задобрить для того, чтобы он дал хороший урожай и укрыл от суровой зимы. Разнообразные виды праздников представляют характерную особенность Хакасии.
Музыка сохранялась у хакасов в более архаичных формах. Некоторые жанры требовали определенной подготовки и певчего мастерства, поскольку каждое сказание имело свой отличительный напев. Богатырские сказания пелись на издаваемые мелодии бубна и под специальные музыкальные инструменты, которые изготавливали сами хакасы.
В качестве вывода можно отметить, что хакасы - уникальный этнос по народному колориту и особенностям как материальной, так и духовной культуры. Однако, в начале XX в., в связи с приобретением новых благ стали развиваться новые формы материальной культуры. Некоторые сферы подверглись трансформации. Однако, восприятие новых культурных ценностей в целом не нарушило традиционных устоев в конце XIX - начале XX вв.
1.1 Краевое государственное бюджетное учреждение «Государственный архив Красноярского края» (ГКБУ «ГАКК»).
Фонд 667 «Петропавловской, Хатангской, Богоявленской, Усть Абаканской церквей о миссионерской деятельности». Оп. 3. Дело 138., 1802-1909 гг.
1.1 ГАКК. Ф. 667. Оп. 1. Д. 138, 1802 - 1809 гг. Л. 1.
2. Центральный государственный архив республики Хакасия («ЦГАРХ») Ф. И-1 «Койбальская степная дума» Оп. 1. Дело 325., 1884 - 1913 гг.
3. Центральный государственный архив республики Хакасия («ЦГАРХ») Ф. 675, Оп. 5. Дело 14., 1895 - 1899 гг.
Литература
1. Абдица Е.Л. Хакасская кухня / Е.Л. Абдица. - Л.: «НАУКА» Ленинградское отделение, 1989. - 79 с.
2. Асочаков В.А. Собрания сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена /В.А. Асочаков. М.: «Молодая гвардия», 1950. - т.1
3. Бичурин В.Н. Национально-государственное строительство и развитие культуры Хакасии / В.Н. Бичурин // Торжество ленинской национальной политики. Абакан, 1973. - С. 204 - 212.
4. Бобровик В.Л. Социальная структура населения Хакасии и ее зависимость от уровня экономического развития / Л.В. Бобровик // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. - 1972. - Вып.17, серия истор. - С. 63 - 73.
5. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов: пособие для учителей / В.Я. Бутанаев // Абакан, Хакасское книжное изд-во, 1996. - 224 с.
6. Бутанаев, В.Я. Социально-экономическая история хакасского аала / В.Я. Бутанаев // Абакан, Хакасское книжное изд-во, 1987. — 304 с.
7. Бутанаев В.Я. Культ богини Умай у хакасов / В.Я. Бутанаев // Этнография народов Сибири. - Новосибирск, 1984. - 89 с.
8. Бутанаев В.Я. Погребально-поминальные обряды хакасов в XIX
- начале XX в. / В.Я. Бутанаев // Историко-культурные связи народов Южной Сибири.— Абакан: 1988. - 105 с.
9. Вайнштейн С.И. К этнической истории хакасов. / С.И. Вайнштейн// М.: Советская этнография, 1963. - №2. - С. 93-97.
10. Гурвич И.С. Современные направления этнических процессов в СССР / И.С. Гурвич // М.: Советская этнография, 1972. -№4. - С.16 - 33.
11. Дмитриев Н.К. Вопросы изучения хакасского языка / Н.К. Дмитриев // Абакан, 1954. - C.68-97.
12. Дыренкова Н.П. Тюрки Саяно-Алтая/ Н.П. Дыренкова // Статьи и этнографические материалы, 1956, С. 46 -59.
13. Дульзон А.П. Тюрки Чулыма и их отношение к хакасам /А.П. Дульзон // Ученые записки ХакНИИЯЛИ. -1959. - Вып.7.- С.93-102.
14. Катанов Н.Ф. Материалы и Сообщения / Н.Ф. Катанов // Абакан: Хакасское книжное издательство, 1958. - С. 216 - 219.
15. Козьмин Н.Н. Хакасы. Историко-этнографический и хозяйственный очерк Минусинского края/ Н.Н. Козьмин // Иркутск: Издательство Иркутского университета, 1925. - 280 с.
Козьмин, Н.Н. Очерки прошлого и настоящего Сибири / Н. Н. Козьмин.
— СПб: Типография "Печатный труд", 1910. - 266 с.
16. Кузнецова А.А. Минусинские и ачинские инородцы / А.А. Кузнецова // Красноярск, 1898. - 67 с.
17. Кызласов Л.Р. История Южной Сибири / Л.Р.Кызыласов // М.: Академия наук СССР, 1984. - 456 с.
18. Майнагашев С.Д. Из материалов по шаманству у сагайцев и соседних племен / С.Д. Майнагашев. - М: Живая старина. Вып.3-4. 1913. - 23 с.
19. Наумова О.Б. Свадебная обрядность хакасов /О.Б Наумова// Семейная обрядность народов Сибири. М.: Издание «Молодая гвардия», 1980, С.24 - 26.
20.Островских П.Е. Значение Урянхайской земли для Южной Сибири. СПб: Известия Императорского Русского двора. - Т.35. Вып. 3.- С. 321 - 335.
21. Патачаков К.М. Культура и быт хакасов в свете исторических связей с русским народом (XVIII - XIX вв.) / К.М. Патачаков // Абакан, 1958. - 316 с.
22. Патачаков К.М. Очерки материальной культуры хакасов / К.М. Патачаков // Абакан, 1982. 280 с.
23. Патачаков К.М. Семейно-родственные отношения у хакасов /К.М. Патачаков // Абакан, 1981. - С.82. - 108.
24. Потапов Л.П. Краткие очерки истории и этнографии хакасов (XVII - XIX вв.) / Л.П. Потапов // Абакан, 1957. - 361 с.
25. Потапов Л. П. Происхождение и формирование хакасской народности / Л.П.Потапов // Абакан, 1957. - 125 с.
26. Потапов, Л.П Очерки по истории алтайцев. / Л.П. Потапов. - М:Информ, 1953. - 444 с.
27. Потанин Г.Н. Путешествие по Монголии / Г.Н. Потанин. - М.: изд-во геогр.лит, 1948. - 478 с.
28. Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири и Дзунгарской степи /В.В. Радлов// СПб:, 1868. - Ч.2.
29. Соктоев А.Б. Становление художественной литературы Бурятии дооктябрьского периода / Соктоев А.Б. - Улан-Удэ: Бурят.кн. изд-во, 1976. - 490 с.
30. Тереньтева Л.П. Определение своей национальной принадлежности подростками в смешанных семьях / Л.П. Тереньтева // М.: Советская этнография, 1969. -№3. - С.20 - 25.
31. Усманова Л.С. Похоронная обрядность хакасов // Семейная обрядность народов Сибири. - М.: 1980. - С.106 - 110.
32. Усманова Л.С. Элементы традиционной обрядности / Л.С.Усманова // Полевые исследования института этнографии 1976 г. М.: 1978. - С.94 - 99.
33. Чанков Д.И. О заимствованиях русских имен хакасами /Д.И.Чанков// Абакан, 1980. - С.91 - 101.
34. Шибаева Ю.А. Одежда хакасов / Ю.А.Шибаева // Академия наук СССР. М.: - 19539. - 233 с.