Введение 6
1 Теоретические аспекты государственно-частного партнерства
в здравоохранении 11
1.1 Регулирование здравоохранения: сущность, цели и задачи,
основные принципы и модели 11
1.2 Изучение механизмов государственно-частного партнерства
сферы здравоохранения 27
1.3 Законодательная база государственно-частного партнерства 50
2 Российская и зарубежная практика
строительства/реконструкции объектов здравоохранения 57
2.1 Анализ технического состояния зданий и помещений медицинских организаций в России 57
2.2 Определение и изучение приоритетных направлений
совершенствования системы территориального планирования в части строительства/реконструкции учреждений здравоохранения 61
2.3 Проектирование и строительство медицинских учреждений 69
3 Исследование механизмов государственно-частного 73
партнерства на примере строительства/реконструкции объектов здравоохранения Красноярского края
3.1 Исследование механизмов строительства объектов, 73
реализуемых за счет средств государственного бюджета на примере перинатального центра в г. Норильске
3.2 Исследование механизмов реконструкции государственных 103 объектов, реализуемых за счет средств частных инвесторов на примере поликлиники в п. Таежный (Богучанский район)
3.3 Анализ проблем ГЧП в России и возможные пути их решения 106 Заключение 110
Список использованных источников 113
Приложения 121
Система здравоохранения играет важную роль в экономике любой страны.
Здоровье населения напрямую влияет на социально-экономическое развитие страны, а его обеспечение признается государством стратегической задачей.
Существует множество дефиниций понятия «здоровье». На мой взгляд, одной из наиболее полных является формулировка Всемирной организации здравоохранения, согласно которой «здоровье - это состояние полного физического, социального и душевного благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». [1]
Здравоохранение - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
В нашей стране ответственность за сохранение и укрепление здоровья населения возлагает на себя государство. Конституцией РФ как основным законом нашей страны гарантируется охрана здоровья каждого гражданина РФ.
В широком смысле государственно-частное партнерство может рассматриваться как любое сотрудничество государства и бизнеса. В этом случае под этим термином понимают любое совместное участие публичной и частной стороны в инвестиционном проекте от софинансирования до создания экспертных советов из представителей государства и бизнеса. [2]
Однако данная трактовка дает слишком общее описание ГЧП как явления и затрудняет применение этого термина.
В более узком смысле государственно-частное партнерство - определенный тип отношений между государством и частным инвестором на оговоренных условиях, действующий ограниченный период времени, с разделением рисков, и, как правило, для реализации проектного финансирования в сфере инфраструктуры или оказания услуг. Речь идет о типе сотрудничества, среднем между полной приватизацией государственного имущества и представлением определенных частных услуг на уровне государственного заказа. Это так называемый “проектный” или ”европейский” подход. [3]
Механизмы и принципы государственно-частного партнерства могут успешно реализовываться в любой сфере, где интересы бизнеса и государства пересекаются. Одной из таких сфер является здравоохранение: государство заинтересовано в улучшении оказания качественной и своевременной медицинской помощи, а бизнес может выгодно вложить средства, одновременно выполняя значимые для общества задачи.
Затраты на оказание медицинской помощи в России в шесть раз меньше, чем в странах Евросоюза, и в три-четыре раза ниже, чем в Европе в целом. Очевидно, что в дальнейшем будет происходить только рост затрат на здравоохранение: эта тенденция характерна для всего мира, так как появляются новые медицинские технологии, современные требования к учреждениям здравоохранения, новые лекарства. Государственно-частное партнерство позволяет увеличить эффективность вложения средств, использования ресурсов и управления.
Существуют и специфические российские проблемы, которые не характерны для Европы: отсутствие целостной политики реформирования отрасли; низкое качество управления; низкий уровень технологической оснащенности; существование зданий, имеющие физический износ, который достигает 80 и более процентов; теневая медицина, которая в России распространена значительно больше, чем в какой-либо развитой стране; неэффективное медицинское страхование — по сути оно даже не является страхованием, в нем нет страховых принципов, на него не распространяется Закон о страховом деле. Также существуют серьезные административные барьеры для участия частного сектора здравоохранения в исполнении государственного заказа. В результате растет недовольство общества: более 60 % населения нашей страны не удовлетворены качеством медицинского обслуживания.
Современные условия предъявляют соответствующие требования к медицинским учреждениям здравоохранения в части организации выполнения стандартов диагностики, лечения, своевременности оказания экстренной и плановой медицинской помощи, соблюдения условий пребывания пациентов в учреждениях здравоохранения.
С точки зрения бизнеса, здравоохранение как сектор вложения больших государственных средств (сегодня государство тратит на эту сферу около 1,2 трлн рублей в год) — является перекрестком интересов и государства, и бизнеса. Бизнес заинтересован не только в получении прибыли, но и в увеличении эффективности деятельности, повышении доступности трудовых ресурсов, а также снижении социальных выплат. Показательно, что эти цели бизнеса во многом совпадают с целями государства и взаимопроникновение интересов здесь очень важно.
Расширение объемов медицинской помощи и внедрение новых видов медицинской помощи, позволяющих эффективно использовать имеющиеся ресурсы, диктуют новые современные требования к объектам здравоохранения. Качество строительства и реконструкции объектов здравоохранения прямо влияют на такие показатели работы учреждений здравоохранения, как например сокращение сроков амбулаторного лечения и нахождение больного в стационаре, снижение заболеваемости, снижение смертности населения, увеличение рождаемости, что является важными социально-экономическими показателями демографической ситуации каждой страны.
В России большая часть зданий учреждений здравоохранения введена в строй в 40-70-е годы 20 века, зачастую данные учреждения размещены в приспособленных помещениях. Все эти здания имеют физический износ, который достигает 80 и более процентов и нуждаются в проведении текущего или капитального ремонта. Кроме того, необходимо строительство новых объектов здравоохранения по территории всей России.
Перспективной моделью может стать осуществление частными партнерами работы по реконструкции и строительству государственных медицинских организаций, а также получение права эксплуатировать и обслуживать инфраструктуру данных учреждений в течение срока, окупающего их финансовые вложения.
Актуальность выбранной темы магистерской диссертации обусловлена тем, что уровень состояния здоровья населения зависит от создания условий для оказания качественных медицинских услуг. Государственно-частное партнерство - эффективный инструмент, способствующий повышению качества осуществления медицинской помощи.
Взаимодействие государства и бизнеса системы здравоохранения на основе государственно-частного партнерства более эффективно, чем исключительно на государственной основе, но существует ряд проблем, которые необходимо рассмотреть более подробно.
Обзор литературы показал, что данная тема исследования недостаточно раскрыта в научных и практических исследованиях на современном этапе развития общества, поэтому существует необходимость изучения проблем в новых социально - экономических условиях.
Целью магистерской диссертации является исследование механизмов государственно-частного партнерства сферы здравоохранения в России и за рубежом.
В соответствии с поставленной целью, выделяются задачи:
- исследование государственного регулирования здравоохранения;
- изучение механизмов взаимодействия государственного и частного сектора в здравоохранении;
- рассмотрение и анализ ключевых типов проектов государственно-частного партнерства в здравоохранении;
- проведение сравнительного анализа проектов сферы здравоохранения, реализуемых в рамках государственно-частного партнерства и исключительно за счет средств государственного бюджета;
- анализ проблем государственно-частного партнерства в России и выявление возможных путей их решения.
Объект исследования: механизмы государственно-частного партнерства сферы здравоохранения.
Предмет исследования: механизмы ключевых типов проектов государственно-частного партнерства в здравоохранении.
В данной выпускной квалифицированной работе используются следующие методы научного исследования:
- анализ и синтез;
- метод поиска аналогий;
- индукция и дедукция.
В условиях реструктуризации государственного сектора здравоохранения Российской Федерации, всё больше потребности в инвестициях для развития медицины: на разработку новых методов лечения, новых препаратов, на строительство новых учреждений, и имеющейся при этом негативной тенденции сокращения бюджетного финансирования государственных учреждений в рамках реформы здравоохранения, актуальной становится проблема поиска оптимальной формы взаимодействия государственного и негосударственного секторов здравоохранения, которая позволила бы эффективно объединить усилия государства и бизнеса, обладающих своими уникальными ресурсами и преимуществами.
В ходе диссертационного исследования осуществлен анализ существующих в мире систем здравоохранения. Выявлено, что все системы здравоохранения сводят к трем основным моделям:
- система здравоохранения, основанная на рыночных принципах с использованием частного медицинского страхования;
- система здравоохранения с бюджетной системой финансирования;
- система здравоохранения, основанная на принципах социального страхования и регулирования рынка с многоканальной системой финансирования.
Система здравоохранения России относится к третьей модели и в ней преобладает государственный сектор.
К положительным чертам системы регулируемого страхования можно отнести высокую степень охвата населения медицинским страхованием, свободный выбор страховых организаций, как работодателем, так и населением, разделений функцией финансирования и оказания медицинских услуг. Основным недостатком является высокая степень влияния на устойчивость такой системы макроэкономических и демографических показателей.
За годы своего существования частная система здравоохранения стала одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики. Однако анализ текущей ситуации в частном секторе здравоохранения Российской Федерации, выявил ряд особенностей:
- обособленность от государственного сектора, отсутствие конкуренции между государственными и негосударственными учреждениями;
- концентрация в достаточно узком сегменте медицинских специальностей (стоматология, гинекология, урология, диагностика и др.);
- «паразитирование» на государственном секторе с использованием его помещений, оборудования, врачей.
Очевидно, что при грамотной политике государства в отношении модернизации последнего частный сектор способен стать инструментом модернизации и органичной частью интегрированной системы российского здравоохранения.
Проанализированный в ходе диссертационного исследования зарубежный опыт применения форм ГЧП в здравоохранении показал, что на практике существует 3 модели реализации таких проектов:
1) ГЧП осуществляется только в рамках строительства объектов здравоохранения и соответствующей инфраструктуры;
2) строительство и техническое обслуживание объекта, а также оказание сопутствующих услуг;
3) строительство объекта, его техническое обслуживание и оказание медицинских услуг в рамках соглашения с государственным ведомством здравоохранения, по которому частный инвестор обязуется оказывать помощь населению за фиксированную плату со стороны государства.
Анализ ГЧП-проектов, реализованных и реализующихся в различных регионах России выявил, что партнерство в сфере здравоохранения представлено, как правило, лишь инвестиционными договорами на строительство, реконструкцию или модернизацию точечных социально значимых объектов. Таким образом, применение механизма ГЧП с привлечением частных инвестиции имеет огромный потенциал в реализации проектов в секторе здравоохранения Российской Федерации.
Для решения поставленных задач был произведен сравнительный анализ строительства и реконструкции объектов здравоохранения Красноярского края, реализуемых в рамках государственно-частного партнерства и за счет средств государственного бюджета.
В ходе исследования выявлено, что совместная работа государства и бизнеса в проектах по модернизации системы здравоохранения на основе государственно-частного партнерства более эффективна, чем в тех случаях, когда система здравоохранения находится исключительно в ведении государства, но существует ряд проблем, не решенных на данный момент и требуемых срочной ликвидации для реализации эффективного взаимодействия частного сектора и государства. Кроме того, предложены пути возможных решений данных проблем.
1. Устав Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения. - Режим доступа: http: //www.who. int/about/mission/ru.
2. Национальный доклад «Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве» // М.: Ассоциация Менеджеров, 2010 г. - 116 с
3. Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: теория и практика / В.Г. Варнавский, А.В.Клименко, В.А.Королев // М.: ГУ-ВШЭ, 2010. - 287 с.
4. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ» № 323-ФЗ от 21.11.2011 г.
5. Джульетта Бранко. Система и учреждения здравоохранения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fb.ru.
6. Управление и экономика здравоохранения / под ред. А.И. Вялкова. М., 2013. С. 79.
7. Федеральный закон от 22.07.1993 № 5487-1 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» Раздел I. Общие положения.
8. Алла Астахова. Приоритеты «тощих» лет. Блог о здравоохранении (18.01.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://alla-astakhova.ru.
9. SOS-Система. Социально-рыночная, территориально-управляемая, семейно-организованная система здравоохранения, параллельно- функционирующая и комплексно-замещающую систему здравоохранения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sos-system.org.ua.
10. Виртуальная Япония. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://miuki.info.
11. Алпатов А.А. Государственно-частное партнерство: Механизмы реализации / А.А. Алпатов А.В. Пушкин, P.M. Джапаридзе // М.: 2010 - 196 с.
12. Национальный доклад «Бизнес в частно-государственном партнерстве» // М.: Ассоциация Менеджеров, 2010 г. - 116 с.
13. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть вторая //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Ст.1012. - Режим доступа:
http: //www.consultant .ru.
14. Федеральный закон № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Ст. 2. П. 1.
15. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - №9. Ст.1096.
16. Путин В.В. Вступительное слово на XIV съезде Российского союза
промышленников и предпринимателей. Москва, 16 ноября 2004 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/22686.
17. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005№ 115-ФЗ.
18. ГЧП в сфере здравоохранения. Журнал стратегия. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://strategyjournal.ru.
19. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ.
20. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ.
21. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
22. Федеральный закон от 13.12.1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».
23. Федеральный закон от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)».
24. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ; часть вторая от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ).
25. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.06.2009 г. № 495 «Об установлении требований к концессионеру в отношении банков, предоставляющих безотзывные банковские гарантии, банков, в которых может быть открыт банковский вклад (депозит) концессионера, права по которому могут передаваться концессионером концеденту в залог, и в отношении страховых организаций, с которыми концессионер может заключить договор страхования риска ответственности за нарушение обязательств по концессионному соглашению».
26. Федеральный закон от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
27. Федеральный закон РФ от 22.07.2005 г. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ».
28. Постановление Правительства РФ от 01.03.2008 № 134 «Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации».
29. Постановление Правительства РФ от 30.10.2010 № 880 «О порядке распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение».
30. Федеральный закон от 17.05.2007 № 82-ФЗ «О банке развития».
31. Распоряжение Правительства РФ от 27.07.2007 № 1007-р. «Об утверждении Меморандума о финансовой политике государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)».
32. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
33. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
34. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
35. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
36. Постановление Правительства РФ от 10 августа 2007 г. № 505 «О порядке принятия федеральными органами исполнительной власти решений о даче согласия на заключение сделок по привлечению инвестиций в отношении находящихся в федеральной собственности объектов недвижимого имущества».
37. Постановление Правительства РФ от 12.08.2011 № 677
«Об утверждении Правил заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений».
38. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал) «Законодательная база как основа внедрения ГЧП-проектов (опыт зарубежных стран)». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru.
39. ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
40. Здравоохранение в России - 2015г. Официальный сайт
Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс].- Режим доступа:http://www.gks.ru.
41. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190- ФЗ Система ГАРАНТ: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12138258/
42. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190- ФЗ Система ГАРАНТ. - Режим доступа:
http://base.garant.ru/12138258/1/#block_100.
43. Научная библиотека диссертаций и авторефератов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.dissercat.com
44. Большая медицинская энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ййр://бмэ.орг.
45. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2013 г. № 2302-р «Об утверждении Программы развития перинатальных центров в РФ».
46. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года № 2890-р «О внесении изменений в Программу развития перинатальных центров в Российской Федерации».
47. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 85 «Об утверждении Правил финансового обеспечения в 2011 - 2013 годах региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации за счет средств, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования».
48. Постановление Правительства Красноярского края от 29 марта 2011 года № 152-п «Об утверждении программы модернизации здравоохранения красноярского края на 2011 - 2017 годы».
49. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
50. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
51. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
52. Лечение за рубежом [Электронный ресурс]. Режим gостуnа:http://medbe.ru.
53. Особенности услуг в здравоохранении [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.0zd.ш
54. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учеб. пособие Ред. Нагапетьянц Н.А. - М.: Вузовский учебник 2007 г. 272 с.
55. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»
56. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от
12.02.2014 №65н «Об утверждении методических рекомендаций по
определению числа коек для беременных и рожениц и коек патологии беременности в акушерских стационарах III группы, норматива числа коек патологии новорожденных и недоношенных детей»
57. Постановлением Правительства Красноярского края от 10.11.2011 № 681-п «О Порядке оценки эффективности капитальных вложений в объекты капитального строительства за счет средств краевого бюджета».
58. Заключение от 07.04.2016 № 2-2016 «О результатах оценки эффективности капитальных вложений в объекты капитального строительства за счет средств краевого бюджета».
59. Приказ министерства здравоохранения Красноярского края
от 27.02.2015 № 110-орг.
60. Приказ министерства здравоохранения Красноярского края
от 03.02.2014 №36-орг.
61. Время восхода и захода солнца в г. Норильск [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://voshod-solnca.ru.
62. Инвестиционный проект «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://econ.krskstate.ru/priangarye.
63. Юлия Федоринова. Алюминий подождет // Ведомости, № 24 (2294),
11 февраля 2009. [Электронный ресурс] - Режим
gостуnа:http://www.ukrrudprom.ua/digest/Alyuminiy_podogdet.html?print.
64. Нижнее Приангарье [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://npriangarie.ru/2012/1028.
65. Пресс-релизы «РУСАЛ до конца года установит на БоАЗе всекатодные кожухи для запуска первого корпуса завода» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://rusal.ru .
66. Ввод в эксплуатацию Богучанского алюминиевого завода переносится на 2012 год. Газета. ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gazeta.ru.
67. «О заводе» Официальный сайт БоАЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://boaz-zavod.ru.
68. Андрей КУРОЧКИН. 2016 год будет особо значимым // Краевая государственная газета «Наш Красноярский край», 13.11.15 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gnkk.ru
69. Анатолий Джумайло. Алюминий любит тишину // Коммерсантъ,
№61/П (5811), 11 апреля 2016 [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://www. kommersant.ru/doc/2961079
70. Закон Красноярского края от 02.12.2015 № 9-3927 «О внесении изменений в статьи 2 и 5 Закона края «О налоге на имущество организаций».
71. Варнавский В.Г. «Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления» / Журнал «Отечественные записки» // М., 2010 - с. 172-180.
72. Аретова Е.В. «Барьеры развития механизма ГЧП в России» / Е.В. Аретова, К.О. Литвинский //-М.; НПФ «Экспертный институт», 2011 - с. 138-142.
73. Николаев А.И. «Государственно-частное партнерство в РФ: экономическое содержание и правовое обеспечение» // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование № 1-2 (30-31) Июль 2011
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/sistematizatsiya-podhodov-k-ponimaniyu- gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-rossii-i-za-rubezhom