Введение 3
1 Обзорно-аналитическая часть 5
1.1 Принципы построения OLAP-куба 5
1.2 Обзор существующих программных продуктов OLAP-решений 7
1.2.1 Аналитическая платформа Deductor (компания Base Group) 8
1.2.2 Аналитическая система BIX BI (компания BIX) 10
1.2.3 Сравнительный анализ продуктов 12
1.3 Обзор систем прогнозирования 13
1.3.1 Azure Machine Learning от Microsoft 14
1.3.2 Линии тренда в программе Microsoft Office Excel 17
1.4 Выводы по главе 1 19
2 Выбор среды разработки и инструментария 21
2.1 Выбор среды программирования 21
2.2 Выбор и обоснование используемой базы данных 26
2.3 Выводы по главе 2 28
3 Разработка информационной системы учета и прогнозирования 29
3.1 Информационная система учета 29
3.2 Проектирование базы данных и системы анализа 35
3.3 Проектирование системы прогнозирования 44
3.4 Выводы по главе 3 48
Заключение 50
Список использованных источников 51
Приложение
Формирование и развитие рыночных отношений в современной экономике требует значительного повышения эффективности управления деятельностью различных хозяйственных субъектов. При этом повышение эффективности в большой степени зависит от того, насколько корректно ведется управленческий учет и планирование на хозяйственном субъекте. Эффективность управления деятельностью, в свою очередь, оказывает огромное влияние на величину приносимого предприятиями дохода. И соответственно, доход от деятельности подобных экономических субъектов в значительной степени определяет динамику рыночных продаж и соотношение между спросом и предложением товаров. Отсюда вытекает необходимость создания информационных систем учета и прогнозирования, позволяющих управляющему персоналу различных экономических предприятий, являющихся хозяйственными субъектами, более оперативно анализировать различные аспекты своей деятельности и принимать более верные управленческие решения.
К тому же прогнозирование является одним из самых важных аспектов ведения успешного бизнеса. Планирование продаж является одним из элементов в цепи общей стратегии развития предприятия.
Торговая марка «Эмили», производящая питьевые товары, является экономическим объектом, для которого необходимо ведение полноценного учета и оперативного анализа данных. Принимая во внимание факт значительного увеличения продаж данной компании за последние месяцы, также становится очевидна необходимость введения алгоритма прогнозирования, который позволил бы скорректировать деятельность системы складов предприятия. Соответственно, система учета и прогнозирования позволит компании грамотнее планировать пополнение складских помещений товарами, что позволит избежать проблем недостатка товаров при заключении сделок, либо же наоборот, переизбытка изделий на складах. Также следует уточнить, что менеджеры предприятия на данный момент не обладают достаточным опытом планирования продаж, а используемая в компании система «1С: Предприятие» предлагает лишь линейные алгоритмы, не позволяющие в определенных случаях получить корректные результаты.
Таким образом, проектируемая система должна предоставлять пользователям возможность вести полноразмерный учет собственной продукции и производить оперативный анализ продаж с использованием OLAP-технологий, так как данная технология является одной из самых перспективных. И на основе этого анализа в дальнейшем стало бы возможным планирование взаимодействия с поставщиками и клиентами.
В результате целью данной бакалаврской работы является автоматизация учета и разработка системы прогнозирования движения товарно-материальных ценностей. Задачами проекта являются:
- анализ предметной области;
- разработка системы учета;
- проектирование базы данных;
- разработка системы анализа данных на основе OLAP-технологий;
- разработка системы прогнозирования данных.
Разработанная система учета товаров позволит пользователям вести полноразмерный учет своей продукции. Созданный на её основе OLAP-куб позволяет проанализировать продажи с точки зрения ключевых показателей.
Таким образом, использование современных OLAP-технологий приводит к положительному экономическому эффекту (отражаемому в увеличении доходности предприятия).
Спроектированная система прогнозирования позволит пользователям на основе проанализированных данных вычислить возможные будущие показатели продаж, что приведет к увеличению эффективности взаимодействия с поставщиками и клиентами компании.
В будущем планируется улучшить разработанную в рамках дипломной работы информационную систему, в частности ввести двухуровневую организацию базы данных.