ВВЕДЕНИЕ 3
1. Книгопечатание при Петре I 11
Заграничный опыт 11
Российские типографии 15
Тематика изданий 23
Изменение шрифта 27
2. Книгопечатание в 1725–1796 гг. 30
Типографии и издатели 30
Тематика изданий 44
Оформление книг 49
3. Анализ книжных изданий XVIII в 52
Буквари 52
Художественная литература… 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Актуальность темы исследования. На современном этапе компьютерные технологии повсеместно проникают во все сферы человеческой деятельности, электронные носители все явственней теснят позиции печатного слова. С появлением информационных технологий акцент стал делаться на быстрое получение информации через интернет, но она не всегда оказывается качественной и достоверной. Поэтому в обществе снова возрастает интерес к печатной литературе, и сегодня книги остаются важнейшим источником знаний. Даже в XXI веке трудно представить жизнь современного человека без печатной продукции.
Именно XVIII в. в истории создания книги стал переломным. Долгое время книги отражали религиозную тематику, но со времени Петра I большая часть типографий вышла из-под контроля церкви, изменился характер изданий. Открытие новых типографий, изменение шрифта сделали книги более доступными обществу. На протяжении века трансформировался облик печатных книг, и они приобрели вид, который привычен для современных людей.
Изучение книгопечатания в России XVIII в. вызывает особый интерес у исследователей книжного дела, именно тогда в этой сфере появилось множество новшеств, которые существуют и сейчас. Таким образом, изучение исторического опыта книгопечатания в России является актуальным в наши дни.
Степень изученности темы. Первые упоминания о русском книгопечатании в исторической литературе появляются только в конце XIX в. В этот период работы были посвящены определенной узкой теме и имели небольшой объём.
В 1877 г. типографией В. С. Балашева была опубликована небольшая брошюра о введении гражданского шрифта с исправленной Петром I азбукой. С. Е. Усова рассмотрела жизнь и деятельность одного из главных просветителей и издателей XVIII в., Н. И. Новикова. В 1894 г. С. Н. Браиловский3 написал статью о печатнике Ф. Поликарпове, в частности автор подробно описывает обучение Поликарпова. Стоит отметить, что статья Браиловского, которая была напечатана в нескольких номерах Журнала Министерства народного просвещения из-за своего большого объёма, является первой работой, посвященной Фёдору Поликарпову.
Все эти работы строились на изложении фактического материала и не рассматривали историю книгопечатания комплексно.
В начале ХХ в. выходит одна из первых работ о книгопечатании автора М. И. Щелкунова. В 1920-х гг. вышли две книги, которые были изданы с разницей в три года, так как вторая книга была дополнением к первой. В этих работах автор рассматривает историю книгопечатания в Европе и России, уделяя особое внимание технике печатания книг. В конце 1920-х гг. была выпущена книга Д. В. Юферова и Г. Н. Соколова об Академической типографии. Позже история книг и книгопечатания рассматривалась только во второй половине ХХ в. В работе Т. А. Быковой и М. М. Гуревич6 рассматриваются издания, напечатанные кириллицей с конца XVII в. по начало XVIII в.
В начале 1960-х гг. выходит книга П. П. Пекарского, которая посвящена книжному делу XVIII в., в ней он анализирует тенденции в литературе и тематику изданий при Петре Великом. В 1970-х гг. С. П. Луппов выпускает два издания: первое посвящено книге в петровское время,второе – книге в послепетровское до 1740 г. Основное внимание автор уделяет типографиям и торговле книгами.
В последней четверти ХХ в. появляются ученые, которые занимаются историей книги.
В середине 1980-х гг. выходит работа одного из знаменитых книговедов, И. Е. Баренбаума. В своем масштабном труде он рассматривает историю российской книги, начиная с IX в. и заканчивая началом XX в. Автор разбирает основные аспекты книгопечатания: типографии, тематику и создателей книг.
В 1990-х гг. начинают появляться работы, посвященные внешнему и внутреннему оформлению книг. С этого времени учёные рассматривали книгу не только как инструмент для просвещения народа, но и как уникальный предмет искусства. Одной из первых обращается к этой области книги О. Л. Тараканова. В своей работе она уделяет внимание внешнему виду книги: бумага, переплёт, оформление книги и др. В 1999 г. выходит две книги В. И. Васильева посвященных издательской деятельности Академии наук. В конце ХХ в. появляются учебники и пособия для вузов, которые были сосредоточены на истории книги на всём её протяжении. Одним из таких учебных изданий был учебник под редакцией А.А.Говорова и Т. Г. Куприяновой.
Стоит отметить, что некоторые аспекты книжного дела можно встретить и в трудах, посвященных политическим деятелям XVIII в. Например, О. И. Елисеева, рассматривая императрицу Екатерину II, касается политики в области книжного дела, а также биографий людей екатерининской эпохи, способствовавших развитию книгопечатания.
На современном этапе тема книгопечатания затрагивается довольно часто. Её рассматривают с разных сторон, как историки, так и искусствоведы. Определенные аспекты данной темы исследуются более подробно. Издаются общие труды, раскрывающие историю книжного дела, вторами которых являются И. А. Шомракова,И. Е. Баренбаум и Е. Л. Немировский. Существуют издания, посвященные узкой тематики в области книжного дела. Можно отметить монографию Ю.Я. Герчук об искусстве оформления печатной книги.
Стоит отметить, что в 2000-е гг. вышло несколько статей, посвященных различным аспектам книгопечатания. Среди них статья О. Л. Таракановой, о переплётном деле XVIII в. И. П. Львов повествовал о печатнике Фёдоре Поликарпове-Орлове.
Таким образом, можно увидеть, что тема книгопечатания неоднократно поднималась в историографии. Стоит отметить однотипность общих трудов о книжном деле в России, относящихся к ХХ в., которые исследовали в основном работу типографий и тематику изданий того времени. Очевидно, что со временем изменилось отношение к книге, как к объекту исследования, которую изначально изучали с точки зрения инструмента для образования и просвещения русского народа, а к концу ХХ в. – как произведение искусства. Однако, до сих пор не существует комплексного исследования российского книгопечатания в XVIII в., хотя этот период стал важной вехой в истории создания и распространения книги.
Цель исследования – комплексное изучение книгопечатания в России XVIII в.
Задачи исследования:
1. рассмотреть эволюцию типографского дела XVIII в. с учетом зарубежного опыта;
2. изучить деятельность людей, внесших вклад в книгопечатание XVIII в.;
3. выявить особенности жанров печатных изданий XVIII в.;
4. провести анализ оформления книжных изданий в XVIII в.
Объект исследования – книгопечатание.
Предмет исследования – изменения, произошедшие в области российского книгопечатания на протяжении XVIII в. Под книгопечатанием понимается весь процесс печатания и издания книг.
Хронологические рамки исследования – 1701–1796 гг. Верхняя граница – указ о включении Печатного двора в монастырский приказ и назначение Ф. П. Поликарпова заведующим Московской типографией. Нижняя граница – указ «Об ограничении свободы книгопечатания и ввоза иностранных книг; об учреждении на сей конец цензур в городах Санкт- Петербурге, Москве, Риге, Одессе и при Радзивиловской таможне, и об упразднении частных типографий».
Территориальные рамки исследования – территория Российского государства в 1701 – 1796 гг.
Методы исследования.
Отправным пунктом в решении поставленных в исследовании задач является общенаучная методология (анализ, синтез, обобщение, логический, системно-структурный анализ).
В основу исследования были положены общенаучные принципы историзма и объективности. Применение первого из них дало возможность рассмотреть объект изучения во всем его многообразии и противоречиях. Принцип объективности позволил осуществить комплексный и критический анализ событий и явлений.
В работе также применялся конкретно-научный или конкретно- проблемный метод, позволяющий выявить ряд проблем в изучаемой теме. Немаловажное место занимал исторический метод, показывающий движение объекта в интервалах времени.
Проблемно-хронологический метод, позволил выявить особенности определенных этапов. Применение сравнительного метода позволило выявить и сравнить различные стороны книгопечатания в XVIII в. и допетровской эпохи. Был проведен сравнительный анализ букварей и художественных книг XVIII в.
Источниковая база исследования. К источникам по данной теме относятся нормативно-правовые акты. Это указы Петра I об открытии типографий, изменении шрифта для гражданской печати; различные указы и распоряжения правительства в области книжного дела и печати.
Для анализа изданий использовались печатные книги XVIII в.
Прежде всего, были проанализированы четыре азбуки. «Букварь славенскими, греческими, римскими писмены учитися хотящим и любомудрие в пользу спасительную обрести тщащимся…» был издан в 1701 г., автором которого был Фёдор Поликарпович Поликарпов-Орлов. Выпустил его Московский печатный двор. «Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению» было напечатано в Санкт-Петербурге 4 февраля 1717 г. «Первое учение отроком, в немже буквы и слоги» был издан в 1759 г. Его автором является Феофан Прокопович. Книга выпущена в Москве в Синодальной типографии. «Российская азбука для обучения юношества чтению» была издана в 1782 г. Напечатана она в Санкт-Петербурге в типографии Академии наук.
С целью изучения оформления и содержания были исследованы четыре художественных произведения. «Жизнь и приключения Робинзона Круза, природного англичанина» была издана в Санкт-Петербурге в типографии Академии наук в 1775 г. Автор произведения – Даниэль Дефо, перевод осуществил Яков Трусов. Книга «Эпические творения Михаила Хераскова» выпущена в Москве в Университетской типографии у Н. И. Новикова. Михаил Матвеевич Херасков написал её в 1787 г. Произведение «Перуанка, или Дева Солнца: Комедия в пяти действиях» было напечатано в 1794 г. в Москве в типографии А. Решетникова. Автором книги является Август Фридрих Фердинанд Коцебу, а переводчиком – Василий Кряжев. Книга
«Разговор о щастии», автор которой Николай Михайлович Карамзин, была выпущена в Москве в Универститеской типографии у Ридигера и Клаудия в 1797 г.
Научная новизна работы заключается в том, что книгопечатание в России XVIII в. рассмотрено комплексно. До этого авторы затрагивали лишь отдельные его аспекты.
Практическая значимость работы. Исследование эволюции книгопечатания в XVIII в. может быть использовано для составления курсов по культуре, просвещению или книгопечатанию в России. Данная тема может являться материалом для создания выставки по книгопечатанию XVIII в. Материалы помогут пригодиться для изучения знаменитых просветителей изучаемого столетия.
Апробация исследования.
1. Оформление русский печатный букварей XVII в. // Проспект Свободный – 2017»; материалы Международной науч. конф., посвященной Году экологии в РФ, Красноярск, 17– 21 апреля 2017 г. [Электронный ресурс] / отв. за вып. Е.И. Костоглодова. Электрон. дан. (463 Мб). Красноярск: Сиб. федер. у-нт. 2017.
2. Ф. П. Поликарпов как исторический деятель // Молодежь и наука XXI в.: XVIII Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященный 85-летию КГПУ им. В.П. Астафьева. История и политика в искусстве: материалы Межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников. Красноярск, 26 апреля 2017 г.
/ отв. ред. Е.С. Меер; ред. кол.; Электрон. дан. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2017.
3. Журнал Н. И. Новикова «Трутень»: опыт издательской и просветительской деятельности // III Всероссийскую конференцию аспирантов, магистрантов, студентов «Социально-политические процессы в истории мировых цивилизаций» в рамках VI Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития». Организована Красноярским государственным педагогическим университетом им. В.П. Астафьева 21 ноября 2017 г. (в печати).
Таким образом, можно отметить, что российское книгопечатание XVIII в. совершило серьезную трансформацию. На протяжении всего столетия происходила эволюция различных сторон книжного дела. Менялась техника, модернизировалось оборудование, заимствовались европейские тенденции – всё это происходило в рамках политики просвещения и модернизации.
При Петре I книгопечатание получило мощный импульс для последующего развития. Появление новых типографий дало возможность издавать большее, чем в XVII в. количество книг. Типографии этого времени были государственные, предназначавшиеся для издательства литературы, нужной для преобразований. Эта литература должна была помочь в образовании специалистам, в которых нуждалось государство, поэтому большая часть изданий имела практическую значимость. Основными жанрами того времени была научная и учебная литература. Внимание уделялось как естественным наукам, так и гуманитарным.
Политика Петра I был нацелена на подчинение церкви государству, формирование нового светского мышления дворянства. Поэтому начинается производство книг светского характера, и религиозная литература, хотя и остается, но постепенно уходит на задний план. Отметим, что по количеству выпускаемых книг ещё преобладали религиозные, но не они уже влияли на развитие книжного дела.
Изменяется оформление книжных изданий. Во-первых, появление гражданского шрифта обусловило упрощение текста, он печатался без замысловатых букв, стал более четким и доступным для понимания. Во-вторых, произошло изменение в украшениях книги. Заставок, бордюров и концовок становится меньше, но их изображение становится изысканнее и технически более совершенным. Если в XVII в. иллюстрации встречались достаточно редко, то в изучаемое время их применяют чаще. Они становятся более прорисованными и чёткими, чему способствовало новое издательское оборудование.
В эпоху дворцовых переворотов сохраняются тенденции петровского времени. Политика в области книжного дела продолжала идти в прежнем русле. Важнейшей вехой для российского книгопечатания стало правление Екатерины II, начавшей воплощение политики просвещения в полной мере. Одним из значимых отличий от петровского времени было создание не государственных типографий, а частных. Так называемые, вольные типографии способствовали развитию книжного дела, так как в них издавались те издания, которые предпочитал сам издатель. Частные типографии в основном издавали художественную литературу и поэзию. Таким образом, появляются книги не только практической значимости, но и для отдыха, развлечения. Тематика книг становится разнообразной. Появляется художественная литература в том виде, в котором мы знаем ее сейчас.
К екатерининской эпохе появляется уже достаточное количество просветителей, воспитанных на новых книгах XVIII в. В русскую культуру приходит множество тенденций из европейских стран. Особенно сильное влияние на книгопечатание оказывала французская литература. Это обусловило рост популярности и количества переводной литературы в России XVIII в. Существенное влияние европейские тенденции оказали на оформление книжных изданий. Появление барочного стиле в заставках и концовках изменило облик книг в то время. Стоит отметить, что элементы оформления книг сохранялись еще с XVII в., но они стали изысканнее и были лучше прорисованы.
Все эти важнейшие изменения XVIII в. обусловили облик и характер печатных изданий в будущем.
О ведомстве Печатного двора в Монастырский приказ. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Том
IV. 1700–1712 гг. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. 890 с.
О позволении во всех городах и столицах заводить Типографии и печатать книги на Российском и Иностранных языках, с освидетельствованием оных от Управы Благочиния. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Том
XXI. 1781–1783 гг. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. 1070 с.
Об ограничении свободы книгопечатания и ввоза иностранных книг; об учреждении на сей конец цензур в городах Санкт- Петербурге, Москве, Риге, Одессе и при Радзивиловской таможне, и об упразднении частных типографий. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. Том
XXIII. 1789–6 ноября 1796 гг. СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. 974 с.
Книжные издания.
Букварь славенскими, греческими, римскими писмены учитися хотящим и любомудрие в пользу спасительсную обрести тщащимся… М.: Московский печатный двор, 1701. 302 с.
Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению. СПб.: Б. и., 1717. 120 с.
Первое учение отроком, в немже буквы и слоги. М.: Синодальная типография, 1759. 152 с.
Российская азбука для обучения юношества чтению. СПб.: При Имп. Акад. наук, 1782. 102 с.
Дефо Даниэль. Жизнь и приключения Робинзона Круза, природного англичанина / Переведена с французского Яковом Трусовым. СПб.: При Имп. Акад. наук, 1775. 265 с.
Херасков М. М. Эпические творения Михаила Хераскова. М.: Университетская типографии у Н. Новикова, 1787. 276 с.
Коцебу Август Фридрих Фердинанд. Перуанка, или Дева Солнца: Комедия в пяти действиях / Переведена с немецкого Василием Кряжевым. М.: Типография А. Решетникова, 1794. 193 с.
Карамзин Н. М. Разговор о щастии. М.: Университетская типография у Ридигера и Клаудия, 1797. 84 с.
Литература
1. Азбука с исправлениями императора Петра Великого и указом его о введении в употребление гражданского шрифта. СПб.: Типография В. С. Балашева, 1877. 19 с.
2. Баренбаум И. Е. История книги. М.: Книга, 1984. 248 с.
3. Браиловский С. Н. Фёдор Поликарпович Поликарпов-Орлов, директор Московской типографии // Журнал Министерства народного просвещения. 1894. № 9. С. 1–37.
4. Быкова Т. А., Гуревич М. М. Описание изданий, напечатанных кириллицей, 1689 – январь 1725. М.: АН СССР, 1958. 401 с.
5. Васильев В. И. Издательская деятельность Академии наук в её историческом развитии. Кн. 2. Москва: Наука, 1999. 322 с.
6. Герчук Ю.Я. Искусство печатной книги в России XVI – XXI веков. СПб.: Коло, 2015. 512 с.
7. Елисеева О. И. Екатерина Великая. М.: Молодая гвардия, 2013. 612 с.
8. История книги: Учебник для вузов / Под ред. А. А. Говорова и Т. Г. Куприяновой. М.: МГУП "Мир книги", 1998. 346 с.
9. Луппов С. П. Книга в России в первой четверти XVIII века. Л.: Наука, 1973. 374 с.
10.Луппов С. П. Книга в России в послепетровское время. Л.: Наука, 1976. 383 с.
11.Львова И. П. Из истории просвещения в России в эпоху Петра Великого (Фёдор Поликарпович Поликарпов-Орлов) // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. № 2. С. 36–38.
12.Немировский Е. Л. Большая книга о книге: Справочно- энциклопедическое издание. М.: Время, 2010. 1088 с.
13.Пекарский П. П. Наука и литература в России при Петре Великом.
Т.I. СПб.: Общественная польза, 1962. 594 с.
14.Тараканова О. Л. Антикварная книга. М.: Мир книги, 1996. 264 с. 15.Тараканова О. Л. История отечественного переплетного дела XVIII века // Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 2015. № 4. С. 108–111.
16.Усова С.Е. Н.И. Новиков. Его жизнь и общественная деятельность. СПб.: Типография товарищества «Общественная польза», 1892. 80 с. 17.Фурсенко В.В. Русский биографический словарь. Т.XIV. СПб.: им.
И.Н. Скороходова, 1905. 802 с.
18.Шомракова И. А., Баренбаум И. Е. Всеобщая история книги. СПб.: Профессия, 2005. 368 с.
19.Щелкунов М. И. Искусство книгопечатания в её историческом развитии. М.: Московский институт журналистики, 1923. 219 с.
20.Юферов Д. В., Соколов Г. Н. Академическая типография. Л.: Академия наук, 1929. 108 с.