Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Диагностика и профилактика игровой и интернет- зависимости в подростковом возрасте

Работа №21765

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы110
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1607
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1 Теоретический аспект изучения игровой и интернет-зависимостей
подростков 10
1.1 Исторический аспект постановки проблемы игровой и интернет зависимостей подростков 10
1.2 Понятия и критерии игровой и интернет-зависимостей подростков 23
1.3 Исследования игровой и интернет-зависимостей подростков 39
1.4 Сравнительный анализ исследований игровой и интернет зависимостей подростков в разные года социальными проектами 50
2 Эмпирическое исследование игровой и интернет-зависимостей подростков 68
2.1 Организация и методы исследования 68
2.2 Анализ результатов исследования 69
2.3 Особенности системы профилактики игровой и интернет зависимостей детей подросткового возраста 76
Заключение 81
Список использованных источников 86
Приложения

В современном мире существует множество зависимостей человека, и новые зависимости захватывают всё больше молодежь. Самое опасное в вновь появившихся зависимостях то, что прежде, чем начнут предприниматься меры по ликвидации последствий, сначала какое-то количество людей должны испортить свои жизни, затем этот феномен должны изучить, потом доказать вред этого воздействия, на законодательном уровне принять законы и обеспечить их выполнение. Но история показывает, что все причины вызывающие зависимости, (кроме наркотической, по причине её высокой смертности в короткий промежуток времени), легализованы. Стоит отметить, что по причине отсутствия бескомпромиссной политики пристрастиям, такая аддикция, как игровая и интернет-зависимость будет в очередной раз признана не столь опасной для общества и при принятии некоторых мер, люди будут предоставлены этой зависимости под свою ответственность. Вот и сейчас мы наблюдаем этапы: изучения, диагностирования и разработки профилактических мер. Примером тому является создание и работы проекта «Фонд развития интернет».
Ученые не просто расходятся во мнениях, но, похоже, вообще измеряют что-то совсем разное, когда одни утверждают, что интернет-зависимость есть у 1% человек в мире (М. Шоу и Д. Блэк), а другие - более чем у 40% (Х. Петри и Д. Г анн).
Все эти вопросы приобретают особую значимость, когда мы говорим о наших детях - представителях цифрового поколения, о тех, кто никак не представляет сегодня свою жизнь без различного рода гаджетов и глобальной сети. В этих пристрастиях они не отстают от взрослых и даже опережают их. О зависимости говорят, когда человек настолько вовлекается во что-либо, что дело начинает управлять им, а не он делом. Вопрос не только в том, сколько времени ребенок или подросток проводит в интернете. Значительно важнее то, чем он жертвует - не ест и не спит вовремя, пренебрегает друзьями, близкими,
учебой, собственными увлечениями, чувствует тревогу и напряжение, когда нет доступа в интернет. В одном из социологических опросов, проведенном компанией InsightExpress, выявлено, что в 14 странах мира каждый третий студент колледжа и молодой специалист считает интернет важнейшей для человека потребностью наравне с воздухом, едой и жильем. По данным онлайн-опроса на сайте «Дети России онлайн», 40% назвали себя зависимыми от виртуального пространства. Потребность в интернете вышла на второе место, превысив по степени важности потребность в материальном благополучии, но уступив потребности в еде.
В данной работе изучается проблема игровой и интернет зависимостей у подростков. Этот возраст наиболее подвержен различным отклонениям в поведении. Актуальность исследования игровой и интернет зависимостей в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков - пользователей интернета и так называемых “геймеров” (только с 2010 по 2015 год число подростков, проводящих за компьютером более трех часов в день, увеличилось в четыре раза), во-вторых, тем, что подобные пристрастия оказывают пагубное влияние на психику ребенка, в- третьих, на данный момент времени, проблема игровой и Интернет зависимостей подростков только начинает изучаться. Очень мало работ посвящено исследованию этой проблемы, в русскоязычной литературе данная проблема практически не рассматривается.
Основную причину, которая погружает подростка в мир виртуальных событий, зарубежные исследователи видят в коммуникативной депривации (Н. Джуммер), то есть ребенок становится закрытым («ctosed child», П. Мортли) для откровенного общения со сверстниками, кроме того, он теряет эмоциональный контакт с родителями или педагогами, которые на данном этапе играют основную роль в социально-психологическом становлении подростка (С.И.Иванов). Следует отметить, что взрослые не всегда понимают важность искреннего откровенного общения с ребенком и не испытывают определенной угрозы от виртуальной коммуникации (Ф. Астанцини). В таком случае компьютер становится полным заместителем интимно-личностного общения в этом возрасте (А.Л. Пережогин).
В отечественной научной литературе феномен компьютерной онлайн- зависимости, также рассматривался с позиций возрастных особенностей, но в основном в социальном (Е.П.Белинская), или медико-психологическом аспектах (Т.Ю. Больбот). Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие: между важностью формирования в подростковом возрасте умений адекватного взаимодействия с современным интернет-пространством и недостаточной разработанностью системы профилактической и психолого-педагогической помощи подросткам на начальных этапах развития компьютерной онлайн-зависимости.
Проблема исследования: динамика роста численности подростков игровой и интернет-зависимости и эффективность профилактических мер.
Цель исследования: изучение и профилактика игровой и интернет - зависимости в подростковом возрасте.
Объект исследования: Игровая и Интернет зависимости подростков как социально-психологический феномен.
Предмет исследования: возможности профилактики Игровой и Интернет зависимостей детей подросткового возраста.
В соответствии с целью в исследовании ставились и решались следующие задачи:
1. Провести анализ теоретических источников по данной проблеме.
2. Подобрать диагностический инструментарий.
3. Определить на практике степень Игровой и Интернет зависимостей детей подросткового возраста.
Методологическими основами исследования составили основные положения педагогики, психологии, философии об обусловленности развития личности взаимодействием с окружающими людьми, о влиянии социального
окружения на развитие личности человека, о деятельности как активной форме взаимодействия человека, как субъекта деятельности, способным оказывать воздействие на другого человека; а также системные, личностноориентированные подходы к изучению психолого-педагогических явлений. Теоретическими основами исследования выступили:
- Труды в области изучения проблемы компьютерной интернет зависимости (А.Е. Войскунский, И. Голдберг, Ц.П. Короленко, Д. Маркоф, К. Мюррей, К. Хефнер, К. Янг). Основные положения возрастной психологии о закономерностях формирования личности, о структуре личности и ее взаимосвязи с деятельностью (Г.С. Костюк, С.Д.Максименко,
С.Л.Рубинштейн).
- Исследования о причинах компьютерной интернет-зависимости (А.Е. Жичкина, В.В.Зайцев, И.С. Кон, Ю.А. Малыгина, Ш. Текл, А.Ф. Шайдулина). общепсихологические принципы формирования личности в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Н. Джуммер, П.С. Карпенко, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина Л.Ф. обухова, Ю.А. Приходько, Д.И. Фельдштейн). Приняты во внимание концептуальные положения о сущности феномена зависимости (Ц.П. Короленко, С.А. Куликов, Е.В. Мельник, В.Д. Менделевич, К.В. Сельченко).
- Исследования, посвященные социально-психологическим особенностям деятельности и коммуникации в виртуальной среде сети Интернет (о.М. Арестова, Ю.Д. Бабаева, Л.М. Бабанин, А.Е. Войскунский, А. Голдберг, А.Е. Жичкина, А.В. Смысловая, Д. Сулер, Л.М. Юрьева, К.С. Янг). Результаты исследования природы личностных отклонений и проблемы предупреждения аддиктивного поведения подростков (В.И. Бондарчук, Н.Е. Завацкая, С.А. Кулаков, А.Е. Личко, И.Н. Лысенко, Н.Ю. Максимова, Т.С. Яценко).
Методы исследования:
- теоретические: (анализ документов, профилактических программ; анализ проблемы на базе психологической и педагогической литературы);
- эмпирические: беседа; наблюдение; опрос (опросник «Психологические особенности взаимодействия подростков с Интернетпространством», диагностический опросник ПДО); анкетирование (анкеты «Моя семья», анкета «Мотивация пользователя глобальной сети Интернет» М. Фатуровой, анкета «отношения в семье» В.А.Скудной); психологическое тестирование (тест Интернет-зависимости К.С.Янг в адаптации Е. Раевской, тест исследования уровней сформированности компьютерной зависимости К.С. Янг в адаптации Е. Раевской); а также психодиагностические методики определения самооценки В.А.Реана и диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюссона), на основе которых проанализированы психологические особенности компьютерной зависимости подростков и доказана эффективность формирующего эксперимента;
- констатирующий и формирующий эксперименты с использованием методов активного социально-психологического обучения (групповая дискуссия, ролевая игра, психодрама, методы невербального взаимодействия и др.).
Опытно-экспериментальная база исследования - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №34» г. Красноярска. В исследовании приняли участие 60 человек, (12 - 16 лет).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём раскрыты сущность проблемы, а также особенности и трудности преодоления компьютерной интернет-зависимости; выявлены и охарактеризованы основные направления и условия психолого-педагогической помощи подросткам в предупреждении компьютерной интернет-зависимости с учетом их личностного развития и взаимосвязи индивидуально-психологических и микросоциальных факторов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нём дана характеристика подростков с компьютерной онлайн-зависимостью; опробированы методики диагностики выявления интернет-зависимости. Материалы исследования могут быть использованы в лекционных курсах по возрастной и педагогической психологии, психодиагностике в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и практических психологов, в практической деятельности педагогами, психологами, социальными педагогами по предотвращению компьютерной интернет-зависимости, а так же в просветительской и консультационной работе с родителями учащихся.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух разделов, выводов, заключения, списка использованных источников и приложения, общим объемом 107 страниц. Список использованной литературы включает 36 источников. Дипломная работа проиллюстрирована 14 рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме компьютерной онлайн-зависимости было выявлено, что в этой проблеме существует два аспекта. С одной стороны, компьютерная онлайн-зависимость приводит к проблемам в развитии: возникают трудности в общении, у игроков сужается кругозор, возникают проблемы обучении, и т.п. С другой стороны, есть основания говорить о том, что люди, приобретающие онлайн- зависимость, имеют специфические особенности психического и личностного развития. Эта специфика развития может рассматриваться не только как результат их пристрастного отношения к компьютерным играм, но и как предпосылка, приводящая к зависимости от компьютерных онлайн-игр.
Определены основные типы поведения подростков в сети Интернет: обсессивно-поисковый тип (направленный на беспредметний поиск новой информации, без стремления получить результат); компенсаторный тип (направленный на компенсацию потребности в общении); эмоциональнозависимый тип (ориентирован на пребывание в сети Интернет для поддержания желаемого уровня психической активности и регуляции эмоционального состояния); коммуникативный тип (направлен на расширение общения как необходимое условие ускорения реальной коммуникации); киберсексуальный тип (обусловленный поиском в Интернете сексуальной информации).
На основе психолого-педагогической литературы было выявлено, что основные факторы компьютерно-зависимого поведения делятся на: психологические (безграничная возможность создавать новые образы собственного «Я» и вербализации представлений и фантазий, нарушение психофизиологического состояния, возможна угроза возникновения психических расстройств и суицидального поведения); социальнопсихологические (мощное расширение границ общения личности; легкость нахождения единомышленников и эмоционально близких людей, удовлетворение потребности в принадлежности к социальной группе и признание; возможность отойти от реальности); социальные (существование современного человека в информационно насыщенной среде: агрессивность подачи информации в СМИ, появление новых средств воздействия на сознание, ослабление важнейших социокультурных институтов, отсутствие реально действующих социальных программ психогигиены и психопро филактики).
Показатели, констатируют наличие компьютерно-зависимого поведения, выделяются в клиническом, психологическом и социально-психологическом аспектах. На основе их изучения предложены следующие критерии компьютерной онлайн-зависимости: доминантность, толерантность, компульсивность, синдром «отмены», социальная дезадаптация.
Компьютерная онлайн-зависимость представляет собой личностную характеристику как совокупность когнитивных, эмоциональных и физиологических нарушений, которые проявляются в поведении, указывая на то, что у индивида отсутствует контроль над использованием компьютера и Интернета, он не в состоянии прекратить этот процесс, продолжает значительное время находиться в виртуально-информационной среде, несмотря на негативные последствия.
Цель исследования в основном достигнута, на основе результатов диагностики компьютерной онлайн-зависимости у подростков разработана программа психолого-педагогической помощи подросткам с данным видом аддикции и выявлены условия её эффективной реализации. В работе нашла своё подтверждение гипотеза, согласно которой психолого-педагогическая помощь подросткам на начальных этапах развития онлайн-зависимости будет эффективна, если в процессе ее реализации осуществляется комплексная программа, направленная на преодоление (коррекции) игровой онлайн - зависимости подростков, формирование конструктивных ресурсов и моделей здорового преодолевающего поведения в стрессогенных ситуациях; формирование самоконтроля за своим поведением в онлайн-играх.
Теоретическое изучение проблемы психолого-педагогической помощи подросткам на начальных этапах развития компьютерной онлайн-зависимости стало основанием для экспериментального исследования, которое проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №34» г. Красноярска. В исследовании приняли участие 60 человек, (12 - 16 лет).
Для того, чтобы изучить личностные особенности подростков с компьютерной онлайн-зависимостью были использованы: опросник «Психологические особенности взаимодействия подростков с Интернет пространством», диагностический опросник ПДО; методика определения самооценки В.А.Реана, методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюссона); анкета «Моя семья», анкета «Мотивация пользователя глобальной сети Интернет» М. Фатуровой, анкета «Отношения в семье» В.А.Скудной; тест интернет-зависимости К.С.Янг в адаптации Е. Раевской, тест исследования уровней сформированности компьютерной зависимости К.С. Янг в адаптации Е. Раевской.
Эмпирическое исследование выявило, что высокий уровень компьютерной онлайн-зависимости в подростковом возрасте коррелирует с такими индивидуально-психологическими особенностями, как: заниженная самооценка; субъективное ощущение одиночества; наличие депрессивного состояния; снижение организаторских и коммуникативных способностей а также появление социальной дезадаптации. Микросоциальные факторы высокого уровня онлайн-зависимости связаны с нарушениями межличностного взаимодействия с родителями, сверстниками. Стимулами, которые провоцируют погружения подростков в мир виртуальных событий, является: невозможность удовлетворения основных потребностей молодого человека в признании, уважении, любви со стороны близкого окружения; запрет желаемого, препятствия на пути достижения цели; обиды, обман; неумение или нежелание отвечать за свои слова, действия, поступки в реальной жизни.
Таким образом, задачи исследования решены следующим образом: были раскрыты теоретические основы исследования проблемы компьютерной онлайн-зависимости у подростков в психолого-педагогической литературе; выявлены возможности психолого-педагогической помощи подросткам в преодолении компьютерной онлайн-зависимости; изучены особенности подростков с компьютерной онлайн-зависимостью.
Исходя из этого, гипотеза, согласно которой психолого-педагогическая помощь подросткам на начальных этапах развития онлайн- зависимости будет эффективна, если в процессе ее реализации осуществляется комплексная программа, направленная на преодоление (коррекции) игровой онлайн- зависимости подростков, формирование конструктивных ресурсов и моделей здорового преодолевающего поведения в стрессогенных ситуациях; формирование самоконтроля за своим поведением в онлайн-играх, подтвердилась.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём раскрывается сущность проблемы, а также особенности и трудности преодоления компьютерной онлайн-зависимости; выявляются и характеризуются основные направления и условия психолого-педагогической помощи подросткам в предупреждении компьютерной онлайн-зависимости с учетом их личностного развития и взаимосвязи индивидуально - психологических и микросоциальных факторов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нём дается характеристика подростков с компьютерной онлайн-зависимостью. Материалы исследования могут быть использованы в лекционных курсах по возрастной и педагогической психологии, психодиагностики в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и практических психологов, в практической деятельности педагогами, психологами, социальными педагогами по предотвращению компьютерной онлайн-зависимости, а так же в просветительской и консультационной работе с родителями учащихся.



1. Алтухов, Н. И., Галкин, К. Ю. Зависимость от компьютерной виртуальной реальности // Независимый психиатрический журнал. - 2007. - №3. - С. 285-289.
2. Акопов, А. Ю. Свобода от зависимости. Социальные болезни личности. - 2-е изд. - СПб.: Речь, 2009. - 230 с.
3. Боярова, К. В. Кибер-аддикция: еще один вид зависимости // Вестник Харьковского Национального Университета. - Харьков: Психология, 2006. - С. 41-46.
4. Венгер, А. Л. Индивидуальные особенности психического развития и практические задачи психологии развития. - 2-е изд. - М.: АСТ, 2011. - 320 с.
5. Войскунский, А. Е. Психологические исследования феномена Интернет-аддикции // Тезисы докладов 2-й Российской конференции по экологической психологии. - М.: Экопсицентр РОСС, 2011. - С. 252-257.
6. Выготский, Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. - 3-е изд. - М.: Педагогика, 1983. - 273 с.
7. Григорьев, С. Г., Мильчакова, В. А., Рыбалтович, Д. Г. Анализ анкетирования интернет-пользователей, имеющих опыт on-line-игры // Вестник психотерапии. - 2012. - №46. - С. 68-81.
8. Денисов, A. A. Особенности ценностных ориентаций пользователей онлайн-игр Электронный ресурс // Медицинская психология в России. - 2011. - №6. - С. 36-44.
9. Ермоленко, А. В. Компьютерная зависимость как феномен отклонения в когнитивном развитии личности // Психология. - 2011. - №2. - С. 22-26.
10. Жичкина, Е. А. Интернет-зависимость // Научно-популярный журнал «Ломоносов». - 2009. - №7. - С. 17-25.
11. Жичкина, А. Е. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Труды по социологии образования. - 2011. - №5. - С. 102-111.
12. Изард, К. Эмоции человека. - 5-е изд. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 440 с.
13. Иванов, М. С. Влияние ролевых компьютерных игр на формирование психологической зависимости человека от компьютера // Психологический журнал. - 2013. - №2. - С. 11-16.
14. Кочина, М. Л., Подригало, Л. В., Яворский, А. В. и др. Компьютерные игры и их возможное влияние на здоровье детей и подростков // Компьютерные игры. - 2011. - №9. - С. 111-117.
15. Коптелова, Н. И. Особенности компьютерной игровой зависимости среди подростков // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 547-549.
16. Коптелова, Н. И., Попов, В. А. Социально-педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. - 2015. - №24. - С. 970-973.
17. Ковтун, Е. В. Азарт в Стране Советов. - М.: Олимп-Бизнес, 2012. -312 с.
18. Крайг, Г. Психология развития. - 3-е изд. - СП.: Питер Ком, 2010. -416 с.
19. Ларионова, С. Ю. Интернет-зависимость у подростков // Психологическое образование в России. - 2013. - №2. - С. 241-247.
20. Малыгина, М. А. О причинах компьютерной онлайн-зависимости. - 2-е изд. - М.: Авант, 2011. - 170 с.
21. Марьина, О. В. Профилактика интернет-зависимости молодежи - путь преодоления виртуальных девиаций // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца,2011. - С. 17-22.
22. Пережогин, Л. О. Интернет - аддикция в подростковой среде // Психологический журнал. - 2009. - №9. - С. 145-151.
23. Солдатова, Г. О. Пойманные одной сетью. Социальнопсихологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете.
- 3-е изд. - М.: ФРИ, 2012. - 320 с.
24. Трафимчик, Ж. И. Интегративный подход к проблемам Я-концепции личности с игровой компьютерной зависимостью // Психология. - 2011. - №4. - С. 24-28.
25. Тучкин, И. Е. Патохарактерологические исследования подростков. - 3-е изд. - М.: Ленинград, 2009. - 308 с.
26. Тришина, А. В. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / А.В. Гришина. - Нижний Новгород, 2011. - 196 с.
27. Уткина, Т. А. Личностная сфера подростков, склонных к развитию компьютерной зависимости : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.13 / Т.А. Уткина. Московский городской психолого-педагогический университет]. - Москва, 2013. - 136 с.
28. Федоров, А. Ф. Проблемы игровой компьютерной интернетзависимости у подростков // Молодой ученый. - 2013. - №5. - С. 785-789.
29. Цой, Н. А. Низкий самоконтроль как один из детерминирующих социальных факторов феномена интернет-зависимости // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2013. - №4. - С. 72-85.
30. Шайдулина, А. Ф. Интернет-зависимость - новая форма аддиктивного поведения подростков // Вопросы психологии. - 2011. - №4. - С. 79-87.
31. Щелина, С. О., Любаев, А. В. Изучение феномена интернетзависимости у подростков с девиантным поведением в условиях СОШ // Теория и практика психолого-социальной работы в современном обществе. Материалы международной заочной научно-практической конференции. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. - С. 280-285.
32. Щелина, Т. Т., Любаев, А. В. Психологическая характеристика подростков с зависимостью от онлайн-игр // Профилактическая и коррекционная работа с детьми «группы риска»: опыт, проблемы и перспективы Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. - Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. - С. 330-338.
33. Эриксон, Э. Г. Детство и общество. - 3-е изд. - СПб.: Летний сад, 2009. - 416 с.
34. Янг, К. C. Диагноз - Интернет-зависимость // Мир Интернет. - 2000. - №2. - С. 24-29.
35. Янг, К. С. Пойманные сетью. - 2-е изд. - Нью-Йорк: Нью-Йорк Таймс, 2001. - 255 с.
36. Онлайн-игры // Вяземский городской портал. URL: http://vyazma- market.ru/action/news/nid/463/ (дата обращения: 20.05.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ