Диагностика и профилактика игровой и интернет- зависимости в подростковом возрасте
|
Введение 4
1 Теоретический аспект изучения игровой и интернет-зависимостей
подростков 10
1.1 Исторический аспект постановки проблемы игровой и интернет зависимостей подростков 10
1.2 Понятия и критерии игровой и интернет-зависимостей подростков 23
1.3 Исследования игровой и интернет-зависимостей подростков 39
1.4 Сравнительный анализ исследований игровой и интернет зависимостей подростков в разные года социальными проектами 50
2 Эмпирическое исследование игровой и интернет-зависимостей подростков 68
2.1 Организация и методы исследования 68
2.2 Анализ результатов исследования 69
2.3 Особенности системы профилактики игровой и интернет зависимостей детей подросткового возраста 76
Заключение 81
Список использованных источников 86
Приложения
1 Теоретический аспект изучения игровой и интернет-зависимостей
подростков 10
1.1 Исторический аспект постановки проблемы игровой и интернет зависимостей подростков 10
1.2 Понятия и критерии игровой и интернет-зависимостей подростков 23
1.3 Исследования игровой и интернет-зависимостей подростков 39
1.4 Сравнительный анализ исследований игровой и интернет зависимостей подростков в разные года социальными проектами 50
2 Эмпирическое исследование игровой и интернет-зависимостей подростков 68
2.1 Организация и методы исследования 68
2.2 Анализ результатов исследования 69
2.3 Особенности системы профилактики игровой и интернет зависимостей детей подросткового возраста 76
Заключение 81
Список использованных источников 86
Приложения
В современном мире существует множество зависимостей человека, и новые зависимости захватывают всё больше молодежь. Самое опасное в вновь появившихся зависимостях то, что прежде, чем начнут предприниматься меры по ликвидации последствий, сначала какое-то количество людей должны испортить свои жизни, затем этот феномен должны изучить, потом доказать вред этого воздействия, на законодательном уровне принять законы и обеспечить их выполнение. Но история показывает, что все причины вызывающие зависимости, (кроме наркотической, по причине её высокой смертности в короткий промежуток времени), легализованы. Стоит отметить, что по причине отсутствия бескомпромиссной политики пристрастиям, такая аддикция, как игровая и интернет-зависимость будет в очередной раз признана не столь опасной для общества и при принятии некоторых мер, люди будут предоставлены этой зависимости под свою ответственность. Вот и сейчас мы наблюдаем этапы: изучения, диагностирования и разработки профилактических мер. Примером тому является создание и работы проекта «Фонд развития интернет».
Ученые не просто расходятся во мнениях, но, похоже, вообще измеряют что-то совсем разное, когда одни утверждают, что интернет-зависимость есть у 1% человек в мире (М. Шоу и Д. Блэк), а другие - более чем у 40% (Х. Петри и Д. Г анн).
Все эти вопросы приобретают особую значимость, когда мы говорим о наших детях - представителях цифрового поколения, о тех, кто никак не представляет сегодня свою жизнь без различного рода гаджетов и глобальной сети. В этих пристрастиях они не отстают от взрослых и даже опережают их. О зависимости говорят, когда человек настолько вовлекается во что-либо, что дело начинает управлять им, а не он делом. Вопрос не только в том, сколько времени ребенок или подросток проводит в интернете. Значительно важнее то, чем он жертвует - не ест и не спит вовремя, пренебрегает друзьями, близкими,
учебой, собственными увлечениями, чувствует тревогу и напряжение, когда нет доступа в интернет. В одном из социологических опросов, проведенном компанией InsightExpress, выявлено, что в 14 странах мира каждый третий студент колледжа и молодой специалист считает интернет важнейшей для человека потребностью наравне с воздухом, едой и жильем. По данным онлайн-опроса на сайте «Дети России онлайн», 40% назвали себя зависимыми от виртуального пространства. Потребность в интернете вышла на второе место, превысив по степени важности потребность в материальном благополучии, но уступив потребности в еде.
В данной работе изучается проблема игровой и интернет зависимостей у подростков. Этот возраст наиболее подвержен различным отклонениям в поведении. Актуальность исследования игровой и интернет зависимостей в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков - пользователей интернета и так называемых “геймеров” (только с 2010 по 2015 год число подростков, проводящих за компьютером более трех часов в день, увеличилось в четыре раза), во-вторых, тем, что подобные пристрастия оказывают пагубное влияние на психику ребенка, в- третьих, на данный момент времени, проблема игровой и Интернет зависимостей подростков только начинает изучаться. Очень мало работ посвящено исследованию этой проблемы, в русскоязычной литературе данная проблема практически не рассматривается.
Основную причину, которая погружает подростка в мир виртуальных событий, зарубежные исследователи видят в коммуникативной депривации (Н. Джуммер), то есть ребенок становится закрытым («ctosed child», П. Мортли) для откровенного общения со сверстниками, кроме того, он теряет эмоциональный контакт с родителями или педагогами, которые на данном этапе играют основную роль в социально-психологическом становлении подростка (С.И.Иванов). Следует отметить, что взрослые не всегда понимают важность искреннего откровенного общения с ребенком и не испытывают определенной угрозы от виртуальной коммуникации (Ф. Астанцини). В таком случае компьютер становится полным заместителем интимно-личностного общения в этом возрасте (А.Л. Пережогин).
В отечественной научной литературе феномен компьютерной онлайн- зависимости, также рассматривался с позиций возрастных особенностей, но в основном в социальном (Е.П.Белинская), или медико-психологическом аспектах (Т.Ю. Больбот). Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие: между важностью формирования в подростковом возрасте умений адекватного взаимодействия с современным интернет-пространством и недостаточной разработанностью системы профилактической и психолого-педагогической помощи подросткам на начальных этапах развития компьютерной онлайн-зависимости.
Проблема исследования: динамика роста численности подростков игровой и интернет-зависимости и эффективность профилактических мер.
Цель исследования: изучение и профилактика игровой и интернет - зависимости в подростковом возрасте.
Объект исследования: Игровая и Интернет зависимости подростков как социально-психологический феномен.
Предмет исследования: возможности профилактики Игровой и Интернет зависимостей детей подросткового возраста.
В соответствии с целью в исследовании ставились и решались следующие задачи:
1. Провести анализ теоретических источников по данной проблеме.
2. Подобрать диагностический инструментарий.
3. Определить на практике степень Игровой и Интернет зависимостей детей подросткового возраста.
Методологическими основами исследования составили основные положения педагогики, психологии, философии об обусловленности развития личности взаимодействием с окружающими людьми, о влиянии социального
окружения на развитие личности человека, о деятельности как активной форме взаимодействия человека, как субъекта деятельности, способным оказывать воздействие на другого человека; а также системные, личностноориентированные подходы к изучению психолого-педагогических явлений. Теоретическими основами исследования выступили:
- Труды в области изучения проблемы компьютерной интернет зависимости (А.Е. Войскунский, И. Голдберг, Ц.П. Короленко, Д. Маркоф, К. Мюррей, К. Хефнер, К. Янг). Основные положения возрастной психологии о закономерностях формирования личности, о структуре личности и ее взаимосвязи с деятельностью (Г.С. Костюк, С.Д.Максименко,
С.Л.Рубинштейн).
- Исследования о причинах компьютерной интернет-зависимости (А.Е. Жичкина, В.В.Зайцев, И.С. Кон, Ю.А. Малыгина, Ш. Текл, А.Ф. Шайдулина). общепсихологические принципы формирования личности в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Н. Джуммер, П.С. Карпенко, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина Л.Ф. обухова, Ю.А. Приходько, Д.И. Фельдштейн). Приняты во внимание концептуальные положения о сущности феномена зависимости (Ц.П. Короленко, С.А. Куликов, Е.В. Мельник, В.Д. Менделевич, К.В. Сельченко).
- Исследования, посвященные социально-психологическим особенностям деятельности и коммуникации в виртуальной среде сети Интернет (о.М. Арестова, Ю.Д. Бабаева, Л.М. Бабанин, А.Е. Войскунский, А. Голдберг, А.Е. Жичкина, А.В. Смысловая, Д. Сулер, Л.М. Юрьева, К.С. Янг). Результаты исследования природы личностных отклонений и проблемы предупреждения аддиктивного поведения подростков (В.И. Бондарчук, Н.Е. Завацкая, С.А. Кулаков, А.Е. Личко, И.Н. Лысенко, Н.Ю. Максимова, Т.С. Яценко).
Методы исследования:
- теоретические: (анализ документов, профилактических программ; анализ проблемы на базе психологической и педагогической литературы);
- эмпирические: беседа; наблюдение; опрос (опросник «Психологические особенности взаимодействия подростков с Интернетпространством», диагностический опросник ПДО); анкетирование (анкеты «Моя семья», анкета «Мотивация пользователя глобальной сети Интернет» М. Фатуровой, анкета «отношения в семье» В.А.Скудной); психологическое тестирование (тест Интернет-зависимости К.С.Янг в адаптации Е. Раевской, тест исследования уровней сформированности компьютерной зависимости К.С. Янг в адаптации Е. Раевской); а также психодиагностические методики определения самооценки В.А.Реана и диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюссона), на основе которых проанализированы психологические особенности компьютерной зависимости подростков и доказана эффективность формирующего эксперимента;
- констатирующий и формирующий эксперименты с использованием методов активного социально-психологического обучения (групповая дискуссия, ролевая игра, психодрама, методы невербального взаимодействия и др.).
Опытно-экспериментальная база исследования - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №34» г. Красноярска. В исследовании приняли участие 60 человек, (12 - 16 лет).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём раскрыты сущность проблемы, а также особенности и трудности преодоления компьютерной интернет-зависимости; выявлены и охарактеризованы основные направления и условия психолого-педагогической помощи подросткам в предупреждении компьютерной интернет-зависимости с учетом их личностного развития и взаимосвязи индивидуально-психологических и микросоциальных факторов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нём дана характеристика подростков с компьютерной онлайн-зависимостью; опробированы методики диагностики выявления интернет-зависимости. Материалы исследования могут быть использованы в лекционных курсах по возрастной и педагогической психологии, психодиагностике в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и практических психологов, в практической деятельности педагогами, психологами, социальными педагогами по предотвращению компьютерной интернет-зависимости, а так же в просветительской и консультационной работе с родителями учащихся.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух разделов, выводов, заключения, списка использованных источников и приложения, общим объемом 107 страниц. Список использованной литературы включает 36 источников. Дипломная работа проиллюстрирована 14 рисунками.
Ученые не просто расходятся во мнениях, но, похоже, вообще измеряют что-то совсем разное, когда одни утверждают, что интернет-зависимость есть у 1% человек в мире (М. Шоу и Д. Блэк), а другие - более чем у 40% (Х. Петри и Д. Г анн).
Все эти вопросы приобретают особую значимость, когда мы говорим о наших детях - представителях цифрового поколения, о тех, кто никак не представляет сегодня свою жизнь без различного рода гаджетов и глобальной сети. В этих пристрастиях они не отстают от взрослых и даже опережают их. О зависимости говорят, когда человек настолько вовлекается во что-либо, что дело начинает управлять им, а не он делом. Вопрос не только в том, сколько времени ребенок или подросток проводит в интернете. Значительно важнее то, чем он жертвует - не ест и не спит вовремя, пренебрегает друзьями, близкими,
учебой, собственными увлечениями, чувствует тревогу и напряжение, когда нет доступа в интернет. В одном из социологических опросов, проведенном компанией InsightExpress, выявлено, что в 14 странах мира каждый третий студент колледжа и молодой специалист считает интернет важнейшей для человека потребностью наравне с воздухом, едой и жильем. По данным онлайн-опроса на сайте «Дети России онлайн», 40% назвали себя зависимыми от виртуального пространства. Потребность в интернете вышла на второе место, превысив по степени важности потребность в материальном благополучии, но уступив потребности в еде.
В данной работе изучается проблема игровой и интернет зависимостей у подростков. Этот возраст наиболее подвержен различным отклонениям в поведении. Актуальность исследования игровой и интернет зависимостей в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков - пользователей интернета и так называемых “геймеров” (только с 2010 по 2015 год число подростков, проводящих за компьютером более трех часов в день, увеличилось в четыре раза), во-вторых, тем, что подобные пристрастия оказывают пагубное влияние на психику ребенка, в- третьих, на данный момент времени, проблема игровой и Интернет зависимостей подростков только начинает изучаться. Очень мало работ посвящено исследованию этой проблемы, в русскоязычной литературе данная проблема практически не рассматривается.
Основную причину, которая погружает подростка в мир виртуальных событий, зарубежные исследователи видят в коммуникативной депривации (Н. Джуммер), то есть ребенок становится закрытым («ctosed child», П. Мортли) для откровенного общения со сверстниками, кроме того, он теряет эмоциональный контакт с родителями или педагогами, которые на данном этапе играют основную роль в социально-психологическом становлении подростка (С.И.Иванов). Следует отметить, что взрослые не всегда понимают важность искреннего откровенного общения с ребенком и не испытывают определенной угрозы от виртуальной коммуникации (Ф. Астанцини). В таком случае компьютер становится полным заместителем интимно-личностного общения в этом возрасте (А.Л. Пережогин).
В отечественной научной литературе феномен компьютерной онлайн- зависимости, также рассматривался с позиций возрастных особенностей, но в основном в социальном (Е.П.Белинская), или медико-психологическом аспектах (Т.Ю. Больбот). Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить противоречие: между важностью формирования в подростковом возрасте умений адекватного взаимодействия с современным интернет-пространством и недостаточной разработанностью системы профилактической и психолого-педагогической помощи подросткам на начальных этапах развития компьютерной онлайн-зависимости.
Проблема исследования: динамика роста численности подростков игровой и интернет-зависимости и эффективность профилактических мер.
Цель исследования: изучение и профилактика игровой и интернет - зависимости в подростковом возрасте.
Объект исследования: Игровая и Интернет зависимости подростков как социально-психологический феномен.
Предмет исследования: возможности профилактики Игровой и Интернет зависимостей детей подросткового возраста.
В соответствии с целью в исследовании ставились и решались следующие задачи:
1. Провести анализ теоретических источников по данной проблеме.
2. Подобрать диагностический инструментарий.
3. Определить на практике степень Игровой и Интернет зависимостей детей подросткового возраста.
Методологическими основами исследования составили основные положения педагогики, психологии, философии об обусловленности развития личности взаимодействием с окружающими людьми, о влиянии социального
окружения на развитие личности человека, о деятельности как активной форме взаимодействия человека, как субъекта деятельности, способным оказывать воздействие на другого человека; а также системные, личностноориентированные подходы к изучению психолого-педагогических явлений. Теоретическими основами исследования выступили:
- Труды в области изучения проблемы компьютерной интернет зависимости (А.Е. Войскунский, И. Голдберг, Ц.П. Короленко, Д. Маркоф, К. Мюррей, К. Хефнер, К. Янг). Основные положения возрастной психологии о закономерностях формирования личности, о структуре личности и ее взаимосвязи с деятельностью (Г.С. Костюк, С.Д.Максименко,
С.Л.Рубинштейн).
- Исследования о причинах компьютерной интернет-зависимости (А.Е. Жичкина, В.В.Зайцев, И.С. Кон, Ю.А. Малыгина, Ш. Текл, А.Ф. Шайдулина). общепсихологические принципы формирования личности в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Н. Джуммер, П.С. Карпенко, И.С. Кон, И.Ю. Кулагина Л.Ф. обухова, Ю.А. Приходько, Д.И. Фельдштейн). Приняты во внимание концептуальные положения о сущности феномена зависимости (Ц.П. Короленко, С.А. Куликов, Е.В. Мельник, В.Д. Менделевич, К.В. Сельченко).
- Исследования, посвященные социально-психологическим особенностям деятельности и коммуникации в виртуальной среде сети Интернет (о.М. Арестова, Ю.Д. Бабаева, Л.М. Бабанин, А.Е. Войскунский, А. Голдберг, А.Е. Жичкина, А.В. Смысловая, Д. Сулер, Л.М. Юрьева, К.С. Янг). Результаты исследования природы личностных отклонений и проблемы предупреждения аддиктивного поведения подростков (В.И. Бондарчук, Н.Е. Завацкая, С.А. Кулаков, А.Е. Личко, И.Н. Лысенко, Н.Ю. Максимова, Т.С. Яценко).
Методы исследования:
- теоретические: (анализ документов, профилактических программ; анализ проблемы на базе психологической и педагогической литературы);
- эмпирические: беседа; наблюдение; опрос (опросник «Психологические особенности взаимодействия подростков с Интернетпространством», диагностический опросник ПДО); анкетирование (анкеты «Моя семья», анкета «Мотивация пользователя глобальной сети Интернет» М. Фатуровой, анкета «отношения в семье» В.А.Скудной); психологическое тестирование (тест Интернет-зависимости К.С.Янг в адаптации Е. Раевской, тест исследования уровней сформированности компьютерной зависимости К.С. Янг в адаптации Е. Раевской); а также психодиагностические методики определения самооценки В.А.Реана и диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюссона), на основе которых проанализированы психологические особенности компьютерной зависимости подростков и доказана эффективность формирующего эксперимента;
- констатирующий и формирующий эксперименты с использованием методов активного социально-психологического обучения (групповая дискуссия, ролевая игра, психодрама, методы невербального взаимодействия и др.).
Опытно-экспериментальная база исследования - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №34» г. Красноярска. В исследовании приняли участие 60 человек, (12 - 16 лет).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём раскрыты сущность проблемы, а также особенности и трудности преодоления компьютерной интернет-зависимости; выявлены и охарактеризованы основные направления и условия психолого-педагогической помощи подросткам в предупреждении компьютерной интернет-зависимости с учетом их личностного развития и взаимосвязи индивидуально-психологических и микросоциальных факторов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нём дана характеристика подростков с компьютерной онлайн-зависимостью; опробированы методики диагностики выявления интернет-зависимости. Материалы исследования могут быть использованы в лекционных курсах по возрастной и педагогической психологии, психодиагностике в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и практических психологов, в практической деятельности педагогами, психологами, социальными педагогами по предотвращению компьютерной интернет-зависимости, а так же в просветительской и консультационной работе с родителями учащихся.
Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух разделов, выводов, заключения, списка использованных источников и приложения, общим объемом 107 страниц. Список использованной литературы включает 36 источников. Дипломная работа проиллюстрирована 14 рисунками.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме компьютерной онлайн-зависимости было выявлено, что в этой проблеме существует два аспекта. С одной стороны, компьютерная онлайн-зависимость приводит к проблемам в развитии: возникают трудности в общении, у игроков сужается кругозор, возникают проблемы обучении, и т.п. С другой стороны, есть основания говорить о том, что люди, приобретающие онлайн- зависимость, имеют специфические особенности психического и личностного развития. Эта специфика развития может рассматриваться не только как результат их пристрастного отношения к компьютерным играм, но и как предпосылка, приводящая к зависимости от компьютерных онлайн-игр.
Определены основные типы поведения подростков в сети Интернет: обсессивно-поисковый тип (направленный на беспредметний поиск новой информации, без стремления получить результат); компенсаторный тип (направленный на компенсацию потребности в общении); эмоциональнозависимый тип (ориентирован на пребывание в сети Интернет для поддержания желаемого уровня психической активности и регуляции эмоционального состояния); коммуникативный тип (направлен на расширение общения как необходимое условие ускорения реальной коммуникации); киберсексуальный тип (обусловленный поиском в Интернете сексуальной информации).
На основе психолого-педагогической литературы было выявлено, что основные факторы компьютерно-зависимого поведения делятся на: психологические (безграничная возможность создавать новые образы собственного «Я» и вербализации представлений и фантазий, нарушение психофизиологического состояния, возможна угроза возникновения психических расстройств и суицидального поведения); социальнопсихологические (мощное расширение границ общения личности; легкость нахождения единомышленников и эмоционально близких людей, удовлетворение потребности в принадлежности к социальной группе и признание; возможность отойти от реальности); социальные (существование современного человека в информационно насыщенной среде: агрессивность подачи информации в СМИ, появление новых средств воздействия на сознание, ослабление важнейших социокультурных институтов, отсутствие реально действующих социальных программ психогигиены и психопро филактики).
Показатели, констатируют наличие компьютерно-зависимого поведения, выделяются в клиническом, психологическом и социально-психологическом аспектах. На основе их изучения предложены следующие критерии компьютерной онлайн-зависимости: доминантность, толерантность, компульсивность, синдром «отмены», социальная дезадаптация.
Компьютерная онлайн-зависимость представляет собой личностную характеристику как совокупность когнитивных, эмоциональных и физиологических нарушений, которые проявляются в поведении, указывая на то, что у индивида отсутствует контроль над использованием компьютера и Интернета, он не в состоянии прекратить этот процесс, продолжает значительное время находиться в виртуально-информационной среде, несмотря на негативные последствия.
Цель исследования в основном достигнута, на основе результатов диагностики компьютерной онлайн-зависимости у подростков разработана программа психолого-педагогической помощи подросткам с данным видом аддикции и выявлены условия её эффективной реализации. В работе нашла своё подтверждение гипотеза, согласно которой психолого-педагогическая помощь подросткам на начальных этапах развития онлайн-зависимости будет эффективна, если в процессе ее реализации осуществляется комплексная программа, направленная на преодоление (коррекции) игровой онлайн - зависимости подростков, формирование конструктивных ресурсов и моделей здорового преодолевающего поведения в стрессогенных ситуациях; формирование самоконтроля за своим поведением в онлайн-играх.
Теоретическое изучение проблемы психолого-педагогической помощи подросткам на начальных этапах развития компьютерной онлайн-зависимости стало основанием для экспериментального исследования, которое проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №34» г. Красноярска. В исследовании приняли участие 60 человек, (12 - 16 лет).
Для того, чтобы изучить личностные особенности подростков с компьютерной онлайн-зависимостью были использованы: опросник «Психологические особенности взаимодействия подростков с Интернет пространством», диагностический опросник ПДО; методика определения самооценки В.А.Реана, методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюссона); анкета «Моя семья», анкета «Мотивация пользователя глобальной сети Интернет» М. Фатуровой, анкета «Отношения в семье» В.А.Скудной; тест интернет-зависимости К.С.Янг в адаптации Е. Раевской, тест исследования уровней сформированности компьютерной зависимости К.С. Янг в адаптации Е. Раевской.
Эмпирическое исследование выявило, что высокий уровень компьютерной онлайн-зависимости в подростковом возрасте коррелирует с такими индивидуально-психологическими особенностями, как: заниженная самооценка; субъективное ощущение одиночества; наличие депрессивного состояния; снижение организаторских и коммуникативных способностей а также появление социальной дезадаптации. Микросоциальные факторы высокого уровня онлайн-зависимости связаны с нарушениями межличностного взаимодействия с родителями, сверстниками. Стимулами, которые провоцируют погружения подростков в мир виртуальных событий, является: невозможность удовлетворения основных потребностей молодого человека в признании, уважении, любви со стороны близкого окружения; запрет желаемого, препятствия на пути достижения цели; обиды, обман; неумение или нежелание отвечать за свои слова, действия, поступки в реальной жизни.
Таким образом, задачи исследования решены следующим образом: были раскрыты теоретические основы исследования проблемы компьютерной онлайн-зависимости у подростков в психолого-педагогической литературе; выявлены возможности психолого-педагогической помощи подросткам в преодолении компьютерной онлайн-зависимости; изучены особенности подростков с компьютерной онлайн-зависимостью.
Исходя из этого, гипотеза, согласно которой психолого-педагогическая помощь подросткам на начальных этапах развития онлайн- зависимости будет эффективна, если в процессе ее реализации осуществляется комплексная программа, направленная на преодоление (коррекции) игровой онлайн- зависимости подростков, формирование конструктивных ресурсов и моделей здорового преодолевающего поведения в стрессогенных ситуациях; формирование самоконтроля за своим поведением в онлайн-играх, подтвердилась.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём раскрывается сущность проблемы, а также особенности и трудности преодоления компьютерной онлайн-зависимости; выявляются и характеризуются основные направления и условия психолого-педагогической помощи подросткам в предупреждении компьютерной онлайн-зависимости с учетом их личностного развития и взаимосвязи индивидуально - психологических и микросоциальных факторов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нём дается характеристика подростков с компьютерной онлайн-зависимостью. Материалы исследования могут быть использованы в лекционных курсах по возрастной и педагогической психологии, психодиагностики в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и практических психологов, в практической деятельности педагогами, психологами, социальными педагогами по предотвращению компьютерной онлайн-зависимости, а так же в просветительской и консультационной работе с родителями учащихся.
Определены основные типы поведения подростков в сети Интернет: обсессивно-поисковый тип (направленный на беспредметний поиск новой информации, без стремления получить результат); компенсаторный тип (направленный на компенсацию потребности в общении); эмоциональнозависимый тип (ориентирован на пребывание в сети Интернет для поддержания желаемого уровня психической активности и регуляции эмоционального состояния); коммуникативный тип (направлен на расширение общения как необходимое условие ускорения реальной коммуникации); киберсексуальный тип (обусловленный поиском в Интернете сексуальной информации).
На основе психолого-педагогической литературы было выявлено, что основные факторы компьютерно-зависимого поведения делятся на: психологические (безграничная возможность создавать новые образы собственного «Я» и вербализации представлений и фантазий, нарушение психофизиологического состояния, возможна угроза возникновения психических расстройств и суицидального поведения); социальнопсихологические (мощное расширение границ общения личности; легкость нахождения единомышленников и эмоционально близких людей, удовлетворение потребности в принадлежности к социальной группе и признание; возможность отойти от реальности); социальные (существование современного человека в информационно насыщенной среде: агрессивность подачи информации в СМИ, появление новых средств воздействия на сознание, ослабление важнейших социокультурных институтов, отсутствие реально действующих социальных программ психогигиены и психопро филактики).
Показатели, констатируют наличие компьютерно-зависимого поведения, выделяются в клиническом, психологическом и социально-психологическом аспектах. На основе их изучения предложены следующие критерии компьютерной онлайн-зависимости: доминантность, толерантность, компульсивность, синдром «отмены», социальная дезадаптация.
Компьютерная онлайн-зависимость представляет собой личностную характеристику как совокупность когнитивных, эмоциональных и физиологических нарушений, которые проявляются в поведении, указывая на то, что у индивида отсутствует контроль над использованием компьютера и Интернета, он не в состоянии прекратить этот процесс, продолжает значительное время находиться в виртуально-информационной среде, несмотря на негативные последствия.
Цель исследования в основном достигнута, на основе результатов диагностики компьютерной онлайн-зависимости у подростков разработана программа психолого-педагогической помощи подросткам с данным видом аддикции и выявлены условия её эффективной реализации. В работе нашла своё подтверждение гипотеза, согласно которой психолого-педагогическая помощь подросткам на начальных этапах развития онлайн-зависимости будет эффективна, если в процессе ее реализации осуществляется комплексная программа, направленная на преодоление (коррекции) игровой онлайн - зависимости подростков, формирование конструктивных ресурсов и моделей здорового преодолевающего поведения в стрессогенных ситуациях; формирование самоконтроля за своим поведением в онлайн-играх.
Теоретическое изучение проблемы психолого-педагогической помощи подросткам на начальных этапах развития компьютерной онлайн-зависимости стало основанием для экспериментального исследования, которое проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №34» г. Красноярска. В исследовании приняли участие 60 человек, (12 - 16 лет).
Для того, чтобы изучить личностные особенности подростков с компьютерной онлайн-зависимостью были использованы: опросник «Психологические особенности взаимодействия подростков с Интернет пространством», диагностический опросник ПДО; методика определения самооценки В.А.Реана, методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюссона); анкета «Моя семья», анкета «Мотивация пользователя глобальной сети Интернет» М. Фатуровой, анкета «Отношения в семье» В.А.Скудной; тест интернет-зависимости К.С.Янг в адаптации Е. Раевской, тест исследования уровней сформированности компьютерной зависимости К.С. Янг в адаптации Е. Раевской.
Эмпирическое исследование выявило, что высокий уровень компьютерной онлайн-зависимости в подростковом возрасте коррелирует с такими индивидуально-психологическими особенностями, как: заниженная самооценка; субъективное ощущение одиночества; наличие депрессивного состояния; снижение организаторских и коммуникативных способностей а также появление социальной дезадаптации. Микросоциальные факторы высокого уровня онлайн-зависимости связаны с нарушениями межличностного взаимодействия с родителями, сверстниками. Стимулами, которые провоцируют погружения подростков в мир виртуальных событий, является: невозможность удовлетворения основных потребностей молодого человека в признании, уважении, любви со стороны близкого окружения; запрет желаемого, препятствия на пути достижения цели; обиды, обман; неумение или нежелание отвечать за свои слова, действия, поступки в реальной жизни.
Таким образом, задачи исследования решены следующим образом: были раскрыты теоретические основы исследования проблемы компьютерной онлайн-зависимости у подростков в психолого-педагогической литературе; выявлены возможности психолого-педагогической помощи подросткам в преодолении компьютерной онлайн-зависимости; изучены особенности подростков с компьютерной онлайн-зависимостью.
Исходя из этого, гипотеза, согласно которой психолого-педагогическая помощь подросткам на начальных этапах развития онлайн- зависимости будет эффективна, если в процессе ее реализации осуществляется комплексная программа, направленная на преодоление (коррекции) игровой онлайн- зависимости подростков, формирование конструктивных ресурсов и моделей здорового преодолевающего поведения в стрессогенных ситуациях; формирование самоконтроля за своим поведением в онлайн-играх, подтвердилась.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нём раскрывается сущность проблемы, а также особенности и трудности преодоления компьютерной онлайн-зависимости; выявляются и характеризуются основные направления и условия психолого-педагогической помощи подросткам в предупреждении компьютерной онлайн-зависимости с учетом их личностного развития и взаимосвязи индивидуально - психологических и микросоциальных факторов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нём дается характеристика подростков с компьютерной онлайн-зависимостью. Материалы исследования могут быть использованы в лекционных курсах по возрастной и педагогической психологии, психодиагностики в процессе профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и практических психологов, в практической деятельности педагогами, психологами, социальными педагогами по предотвращению компьютерной онлайн-зависимости, а так же в просветительской и консультационной работе с родителями учащихся.
Подобные работы
- ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ СО
СКЛОННОСТЬЮ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - ДИАГНОСТИКА И ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТЬ И СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОДРОСТКА В КОНТАКТНОЙ ГРУППЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТЬ И СТАТУСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОДРОСТКА В КОНТАКТНОЙ ГРУППЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ ПОДРОСТКОВ С ПРИЗНАКАМИ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ
ОТ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ТИК-ТОК
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2022 - СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ПОДРОСТКОВ С
ПРИЗНАКАМИ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - Коррекция интернет-аддикций подростков посредством тренинга социальных навыков
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



