Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Специфика работы педагога-психолога с внутренними конфликтами у старшеклассников

Работа №21760

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
550
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические представления о внутренних конфликтах у
старшеклассников и специфике работы педагога-психолога с ними 8
1.1 Содержание понятия «внутренний конфликт» в психологической
науке 8
1.2 Специфика психического развития в старшем школьном возрасте.
Особенности проявления внутренних конфликтов в этот 17 период
1.3 Особенности работы педагога-психолога с внутренними
конфликтами у старшеклассников 25
2 Экспериментальное исследование внутренних конфликтов у
старшеклассников и специфики работы педагога-психолога с ними 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Анализ полученных результатов 37
2.3 Модель работы педагога-психолога со старшеклассниками,
имеющими внутренние конфликты 46
Заключение 49
Список использованных источников 52


Данная работа направлена на исследование внутренних конфликтов в старшем школьном возрасте и специфику работы педагога-психолога с данным видом конфликта. Каждый человек, начиная от рождения, на различных этапах своей жизни и в процессе всей жизни попадает в ситуацию выбора между чем- либо, кем-либо, чего-либо. Каждая ситуация выбора в жизни человека сопровождается внутренним или внешним противоречием, противоборством, что и есть конфликт. Старшеклассник, стоящий на пороге перемен, готовится вступить в новую, взрослую жизнь. Он уже не ребенок, но еще не взрослый. И находясь на этапе становления личности, на этапе строительства своего будущего у старшего школьника могут возникнуть такие ситуации выбора, приводящие к конфликту внутри самой личности. Успешное разрешение таких конфликтов, приводит к гармоничному развитию личности старшего школьника и успешному становлению его будущего. А так как старшеклассники, как мы уже отмечали выше, еще не взрослые, то задача каждого, значимого для него взрослого человека помочь ему пройти данный этап его жизни как можно менее травматично. Именно по этой причине наша тема является актуальной, так как вовремя определенная и решенная проблема на этапе становления, взросления, залог успешной и гармоничной жизни любого человека.
Цель работы: изучение в теоретическом и экспериментальном планах специфики работы педагога-психолога с внутренними конфликтами у старшеклассников.
Объект исследования: внутренний конфликт как психологический феномен.
Предмет исследования: специфика работы педагога-психолога с внутренними конфликтами у старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Изучить и охарактеризовать содержание понятия «внутренний конфликт» в психологической науке. Раскрыть специфику психического развития в старшем школьном возрасте и проявления внутренних конфликтов в этот период.
2. Изучить особенности работы педагога-психолога с внутренними конфликтами у старших школьников.
3. Подобрать методики для проведения экспериментального исследования внутренних конфликтов у старших школьников, спланировать и провести его на практике. Проанализировать результаты экспериментального исследования, сформулировать выводы.
4. Составить модель работы педагога-психолога со старшеклассниками, у которых выявлены внутренние конфликты.
Методы исследования:
- Анализ психологической литературы.
- Эмпирические методы: методика диагностики внутреннего конфликта Е.Б. Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД); опросник Д.А. Леонтьева «Дифференциальная диагностика рефлексивности» (ДДР).
- Методы количественной и качественной обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ №6» г. Лесосибирска Красноярского края. Выборка исследования представлена обучающимися 10-ых классов в количестве 35-ти человек в возрасте 16-17 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы З. Фрейда, К.Г. Юнга, А. Адлера, Э. Фромма, К. Хорни, Э. Эриксона, М. Кляйн,В.Н. Мясищева, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Л.И. Божович, А.Я. Анцупова, А.И. Шипилова, Е.Б. Фанталовой, И.С. Кона, И.Ю. Кулагиной.
Этапы исследования:
1 этап (декабрь 2016 - апрель 2017) - изучение теоретических аспектов проблемы внутренних конфликтов у старшеклассников, определение методов экспериментального исследования.
2 этап (апрель 2017 - май 2017) - проведение экспериментального исследования с участием детей старшего школьного возраста (10 класс) в возрасте 16-17 лет, обучающихся МБОУ «СОШ №6» г. Лесосибирска.
3 этап (май 2017 - июнь 2017) - обработка результатов исследования, составление модели работы педагога-психолога с внутренними конфликтами у старшеклассников, оформление ВКР.
Практическая значимость: систематизированный теоретический и практический материал может быть полезен школьным психологам, родителям и всему педагогическому составу образовательной организации для того, чтобы лучше понимать своих учеников, диагностировать отклонения и корректировать их, а также осуществлять профилактические мероприятия с целью гармонизации личностной сферы старшего школьника.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает по три параграфа, заключения, списка использованных источников (40 наименований). Общий объём работы - 56 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе нашего исследования мы рассмотрели такое понятие как конфликт, которое в психологии определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельного человека, в межличностных взаимодействиях и отношениях людей. Нами были изучены труды отечественных и зарубежных психологов, исследующих природу внутреннего конфликта. Опираясь на освоенный нами материал, мы можем сделать вывод, что внутренний конфликт - это разновидность внутриличностного конфликта, основанного на ценностномотивационной сфере личности, он есть противоречие между такими сторонами как мотивы, желания, моральные принципы и личностные привязанности, потребности, цели, ценности, а также свойства индивида и действия. Он есть противоборство между потребностью и возможностью достижения внутренне значимых ценностей. Также нами были изучены психологические особенности старшего школьного возраста и внутренние конфликты данного периода развития. Исходя из изученного материала, мы сделали вывод, что выстраивая свое представление о будущем, цели, которых старший школьник желал бы достичь, усваивая нормы общества, он формирует свои внутренние ценности в разных сферах жизни, ориентируясь на которые, он выстраивает отношение к себе, взаимоотношения с окружающими. Внутренние конфликты в этом возрасте возникают при неправильной постановке целей, завышении приоритетов в какой-либо сфере жизни, неправильно выстроенных идеалах, из-за чего происходит внутреннее противоборство между желаемым и реальным, ценностями и их доступностью. Также мы ознакомились и проанализировали важность психологической службы в образовательной организации. Мы определили особенности работы педагога-психолога с внутренними конфликтами старшего школьного возраста, которыми являются оказание помощи ему в профессиональном и личностном самоопределении, учитывая свои внутренние позиции, ценности, цели, смысл жизни, возможности, способности во взрослой современной жизни, предъявляющей к обществу свои требования и ценности. Ведется данная работа в виде психолого-педагогической коррекции, которая включает в себя диагностику, анализ результатов диагностики, составление модели коррекционной работы (системы условий и действий), направленной на работу с внутренними конфликтами старших школьников, коррекционную и просветительскую работу. Проводить психолого-педагогическую коррекцию можно как индивидуально, так и в группе. Нами были использованы следующие методики: «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (УСЦД) Е.Б. Фанталовой; «Дифференциальная диагностика рефлексивности» (ДДР) Д.А. Леонтьева. С помощью данных методик нами было проведено исследование внутренних конфликтов у старших школьников, обучающихся в 10-х классах МБОУ «СОШ №6» г. Лесосибирска Красноярского края. В исследовании приняло участие 35 человек. Проанализировав полученные нами результаты по методике Е.Б. Фанталовой, мы определили у 86% испытуемых (30 чел.) наличие внутренних конфликтов, а у 14% (5 чел.) отсутствие таковых. Также мы можем отметить, что у всей группы испытуемых особую ценность представляют такие сферы жизни как «Любовь» и «Счастливая семейная жизнь», в которых у группы испытуемых с наличием внутренних конфликтов наблюдается существенное расхождение между ценностью и доступностью. Это может свидетельствовать о том, что их представления о счастливой семейной жизни и любви не совпадают с реальностью. На основе полученных нами результатов по методике Д.А. Леонтьева, мы определили, что 90% (27 чел.) испытуемых с наличием внутренних конфликтов и 100% испытуемых без наличия внутренних конфликтов имеют высокие показатели по шкале «Системная рефлексия», 3,4% (1 чел.) испытуемых с наличием внутренних конфликтов имеют высокие показатели по шкале «Самокопание», 6,6% (2 чел.) испытуемых с наличием внутренних конфликтов имеют высокие показатели по шкале «Фантазирование». Исходя из анализа результатов опросника «Дифференциальная диагностика рефлексивности», мы можем говорить о том, что 90% испытуемых с наличием внутренних конфликтов и 100% испытуемых без наличия внутренних конфликтов могут анализировать свои действия и поступки, они могут выстраивать правильный анализ своих действий, делать правильные выводы из сложившихся жизненных ситуаций, выстраивать систему своего отношения к ситуации, поведения в ней. 3,4% испытуемых с наличием внутренних конфликтов при возникновении каких-либо проблем довольно тщательно анализируют себя, что может привести к самоедству. Они излишне тщательно анализируют собственные поступки, переживания в данных сферах, перенося все возникающие трудности на себя, обвиняя себя, что может привести к более тяжелым последствиям. А 6,6% испытуемых данной группы испытывают внутренние конфликты по причине завышения своих ценностей, своего рода идеализировав их, при этом они не учитывают реальных возможностей их достижения. Они не имеют желания признавать реальность, мечтая, могут прийти к отстранению от общества, стремятся к завышенным целям, что может привести к еще более серьезным психологическим проблемам. По результатам исследования нами была составлена модель работы педагога-психолога со старшими школьниками, у которых было выявлено наличие внутренних конфликтов. Результаты исследования и модель работы педагога-психолога были предоставлены руководству образовательной организации для ознакомления и последующей работы с ними.



1. Андреев, П.В. Психолог в образовании: теория и практика: Учебное пособие / П.В. Андреев, Е.М. Кравцова, Е.В. Пятницкая - Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2015. - 236 с.
2. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды школы и ее психолого-педагогическое сопровождение / И.А. Баева, Л.А. Г аязова // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 3. - С. 20 - 34.
3. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. - Москва: Генезис, 2012. - 298 с.
4. Бочаров, В.В. Антропология возраста / В.В. Бочаров. - Санкт- Петербург: Питер, 2013. - 576 с.
5. Буртовая, Е.В. Внутренний конфликт личности: причины, виды, примеры, последствия [Электронный ресурс]: Психология счастливой жизни. - Режим доступа: http://psvcabi.net/psikhologiva-krasotv-i-zdorovva/kak-borotsva-so- stressom/642-vnutrennii-konflikt-prichinv-vidy-primerv-posledstviya
6. Вартанова, И.И. Самоотношение и внутренние конфликты старшеклассников / И.И. Вартанова // Альманах современной науки и образования. - 2011. - № 4. - С. 44-50.
7. Вачков, И.В. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников / И.В. Вачков, М.Р. Битянова. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 192 с.
8. Волков, Б.С. Психология юности и молодости: учеб. пособие / Б.С. Волков. - Москва: Академический проект: Трикста, 2013. - 256 с.
9. Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности. Хрестоматия / Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 480 с.
10. Гаврилушкина, О.П. Подготовка педагога-психолога к профессиональной деятельности по трудовой функции «Коррекционноразвивающая работа с обучающимися» / О.П. Гаврилушкина, М.А. Егорова,
А.В. Захарова, Ю.А. Костенкова // Психологическая наука и образование. - 2015. - № 4. - С. 12-21.
11. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - Санкт- Петербург: Питер, 2011. - 544 с.
12. Дубровина И.В. Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования / И.В. Дубровина // Вестник практической психологии образования. - 2011. - № 3. - С. 8-16.
13. Завражнов, В.В. Социально-психологические аспекты развития ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте / В.В. Завражнов, Е.Д. Железнова // Молодой ученый. - 2017. - № 19. - С. 265-267.
14. Зейгарник, Б.В. Теории личности в зарубежной психологии - Москва: Просвещение, 2012. - 128 с.
15. Истратова, О.Н. Справочник психолога средней школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - Ростов на Дону: Феникс, 2012. - 510 с.
16. Калинина, Т.В. Проблема формирования межличностных отношений со сверстниками и взрослыми в старшем подростковом и юношеском возрасте (14-17 лет) / Т.В. Калинина, С.В. Костин // Молодой ученый. - 2016. - № 23. - С. 430 - 433.
17. Кошель, А.И. Основные направления в изучении межличностных отношений у детей старшего школьного возраста [Электронный ресурс]: Электронный научно-практический журнал Гуманитарные научные исследования. - Режим доступа: http: //human.snauka.ru/2013/10/4109
18. Красиков, А. Внутренние конфликты [Электронный ресурс]: Файловый архив студентов StudFiles. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5135348/page:3/
19. Леонов, Н.И. Конфликтология / Н.И. Леонов. - Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. — 232 с.
20. Леонтьев, Д.А. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике / Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - № 4. - С. 110-135.
21. Леонтьев, Д.А. Феномен рефлексии в контексте проблемы саморегуляции / Д.А. Леонтьев, А.Ж. Аверина [Электронный ресурс]: Психологические исследования. - Режим доступа:
http://www.psvstudv.ru/index.php/num/2011n2-16/463-leontiev-averina16.html
22. Литовкина, А.В. Психологические особенности общения детей старшего дошкольного возраста / А.В. Литовкина, О.Н. Еремина, А.В. Хаймина // Молодой ученый. - 2015. - № 21. - С. 705-707.
23. Марголис, А.А. Критерии профессиональной компетентности педагога-психолога / А.А. Марголис, И.В. Коновалова // Психологическая наука и образование. - 2012 - №1. - С. 13 - 20.
24. Милехин, А.В. Проблема социализации старших школьников в условиях современного образования / А.В. Милехин // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 3 - С.5 - 21.
25. Несына, С.В. Психологический анализ романтической любви в ранней юности [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека КиберЛенинка. - Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/v/psihologicheskiy- analiz-romanticheskov-lyubvi-v-rannev-vunosti
26. Новгородцева, А.П. Внутренние конфликты подросткового возраста [Электронный ресурс]: Портал психологических изданий PsvJournals.ru. - Режим доступа: http://psviournals.ru/kip/2006/n3/Novgorodtseva full.shtml
27. Пантелеева, Т.В. Психологические особенности и развитие эмоциональной сферы и интеллектуальных способностей в ранней юности / Т.В. Пантелеева // Психологические науки: теория и практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). - Москва: Буки-Веди, 2015. -С. 11-14.
28. Сорокина, Г.А. Особенности протекания внутриличностных конфликтов старшеклассников / Г.А. Сорокина, М.В. Сафонова // Молодой ученый. - 2016. - № 20. - С. 657 - 659.
29. Сошников, А.Е. Необходимость преподавания конфликтологии в современном вузе [Электронный ресурс]: Электронный научно-практический журнал «Современная педагогика». - Режим доступа: http: //pedago gika. snauka.ru/2015/12/5145
30. Степанов, С. Старшеклассник: совокупный портрет / С. Степанов // Школьный психолог. - 2013. - № 20 - С. 11 - 15.
31. Степанов, С. Почти взрослые / С. Степанов // Школьный психолог. - 2013. - № 20 - С. 6 - 10.
32. Сулимина, О.В. Особенности личностного развития юношей и девушек, воспитывавшихся в семье и вне семьи / О.В. Сулимина // Культурноисторическая психология. - 2014. - № 3. - С. 54-70.
33. Рубцов, В.В. Психологическая служба современной школы
[Электронный ресурс]: Детская психология - Режим доступа:
http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/24355.php
34. Фанталова, Е.Б. Ценности и внутренние конфликты: теория, методология, диагностика: монография / Е.Б. Фанталова. - Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 141 с.
35. Фанталова, Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта / Е.Б. Фанталова - Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2012. - 128 с.
36. Хорни, К. Наши внутренние конфликты. Серия: Психологические технологии / К. Хорни. - Москва: Издательство: Академический проект, 2011. - 224 с.
37. Шадура, А. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта [Электронный ресурс]: Психологические исследования. - Режим доступа: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2011n2-16/463-leontiev-averina16.html
38. Шемякина, О.О. Исследование внутриличностных конфликтов юношеского этапа развития / О.О. Шемякина // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 2. - С. 10 - 23.
39. Шашкина, А.О. Исследование ценностей современной российской молодежи / А.О. Шашкина, К.О. Конюхова // Молодой ученый. - 2015. - № 8. -С. 868 - 871.
40. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон - Москва: ЭКСМО, 2008. - 388 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ