Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исследование эмоционально-личностного благополучия старшеклассников

Работа №99826

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы115
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
99
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО
- ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 8
1.1. Подходы к изучению эмоционально-личностного благополучии 8
1.2. Возрастные особенности ранней юности 13
1.3. Стили семейного воспитания как фактор эмоционально-личностного благополучия старшеклассников 18
1.4. Межличностные взаимоотношения в коллективе как фактор
эмоционально-личностного благополучия старшеклассников 27
Выводы по главе 34
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО¬
ЛИЧНОСТНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 37
2.1. Общая организация исследования 37
2.2. Результаты исследования 42
2.2.1. Описательный анализ 42
2.2.2. Сравнительный анализ 47
2.2.3. Корреляционный анализ 61
Выводы по главе 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 86


В последние десятилетия тема «психологического благополучия» человека приобретает все большую актуальность как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Постоянная социальная «турбулентность», характерная для современного мира, с неизбежностью сказывается на психическом, эмоциональном и физическом состоянии человека. Особое значение данная проблема приобретает в подростковом и юношеском возрасте, который сопровождается процессом формирования основных личностных структур. Сложности, которые с неизбежностью испытывает подросток, оказывают существенное влияние на его эмоциональное состояние и самоощущение. Поэтому изучение факторов, способствующих или препятствующих эмоционально-личностному благополучию старшеклассников представляется нам особо важным и значимым.
При исследовании феномена «благополучия» встречаются разные теоретические и методологические подходы к его изучению. Наряду с понятием «эмоционально-личностного благополучия», в литературе встречается ряд других, схожих или пересекающихся по смыслу и содержанию («психологическое благополучие», «субъективное благополучие»).
Наиболее общим является понятие, введенное К. Рифф, «психологическое благополучие», под которым понимается системное состояние, предполагающее восприятие и оценку своих возможностей, способность к самореализации. Понятие «субъективное благополучие» используют отечественные психологи (Р. М. Шамионов и Т. В. Бескова) и определяют его как социально¬психологическое образование, включающее компоненты благополучности различных сторон бытия человека. Зарубежные психологи (Э. Динер, Н. Бредберн) разработали модель субъективного благополучия, отражающую баланс позитивного и негативного аффектов, включая удовлетворенность жизнью.
Содержание перечисленных конструктов многообразно: они описывают различные подходы к изучению данного феномена, порой не всегда совместимые и сопоставимые друг с другом.
Учитывая это, мы решили использовать в нашей работе термин Л. В. Карапетян и Г. А. Глотовой - «эмоционально-личностное благополучие», который представляет собой комплексную систему переживания состояния гармонии между внутренним и внешним миром, возникающее в процессе жизни человека. Понятие эмоционально-личностное благополучие включает в себя те компоненты, которые чаще всего используют зарубежные и отечественные авторы.
Переживание благополучия имеет свою специфику на разных этапах формирования личности. Как отмечалось ранее подростковый и юношеский возраст - очень значимый период в развитии личности. Именно в этот период ребенок становится взрослым, решая множество задач и осуществляя поиск своего места в мире. Как отмечает ряд исследователей, наиболее высокий уровень неблагополучия и депрессивных состояний у школьников наблюдается в возрасте от 13 до 17 лет.
В связи с этим, что как складываются отношения у подростков с ближайшим окружением (родителями и сверстниками), оказывает существенное влияние на эмоциональное состояние подростка. Так, О.О. Фомина отмечает, что юноши и девушки больше всего страдают от потери или значительного ухудшения эмоциональных контактов с родителями, а также проблем в общении со сверстниками [48]. С.А. Водяха выяснил, что позитивное отношение к родителям является одной из главных составляющих эмоционально¬личностного благополучия школьника и является важным предиктором самооценки подростка [8]. Зарубежные исследователи также отмечают, что взаимоотношения в семье влияют на эмоционально-личностное благополучие учащегося [65]. А. Е. Личко отмечает, что для старшеклассников особое значение имеют взаимоотношения в школе, их положение в классе, отношения со сверстниками и психологическая атмосфера в классе [32]. А.И. Подольский и О.А. Идобаева исследовали факторы неблагополучия у старшеклассников и выяснили, что ключевыми являются проблемы общения со сверстниками и дисгармоничные стили воспитания в семье [39].
Таким образом, эмоционально-личностное благополучие выступает важнейшим фактором развития личности, её физического и психического здоровья.
Проблема исследования состоит в необходимости изучения взаимосвязи эмоционально-личностного благополучия старшеклассников с характером межличностных отношений в классе и стилями родительского воспитания.
Цель работы: исследование эмоционально-личностного благополучия старшеклассников.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ понятий, связанных с «эмоционально-личностным благополучием».
2. Выделить на основе анализа литературы факторы, оказывающие влияние на эмоционально-личностное благополучие старшеклассников.
3. Осуществить подбор методик для исследования эмоционально-личностного благополучия старшеклассников, стилей родительского воспитания и отношений со сверстниками.
4. Провести корреляционный анализ взаимосвязи эмоционально-личностного благополучия у старшеклассников с межличностными отношениями в классе и стилями семейного воспитания.
5. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Объект исследования: эмоционально-личностное благополучие
старшеклассников.
Предмет исследования: взаимосвязь эмоционально-личностного благополучия старшеклассников с межличностными отношениями в классе и их восприятием стиля родительского воспитания.
Гипотезы:
1. Существует взаимосвязь эмоционально-личностного благополучия старшеклассников и характером межличностных отношений в классе, а именно:
а) чем выше социометрический статус в классе, чем выше показатель эмоционально-личностного благополучия;
б) чем лучше эмоционально психологически климат в классе, тем выше показатель эмоционально-личностного благополучия.
2. Существует взаимосвязь эмоционально-личностного благополучия старшеклассников с восприятием стиля семейного воспитания, а именно чем более гармоничным воспринимается подростком стиль родительского воспитания, тем более высокие показатели эмоционально-личностного благополучия будут для него характерны и наоборот.
В процессе исследования были использованы следующие методы и методики исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, классификация и систематизация.
2. Эмпирические методы:
2.1. Методика «Самооценка эмоционально-личностного благополучия»
(СЭЛБ) Л. В. Карапетян, Г. А. Глотовой (Приложение А) для самооценки
эмоционально-личностного благополучия.
2.2. Методика «Субъективное благополучие личности»,
Р. М. Шамионова, Т. В. Бесковой (Приложение Б) для диагностики общего уровня субъективного благополучия и отдельных его компонентов.
2.3. Опросник «Эмоционально-психологический климат класса (ЭПК)». Тестовая карта Г. А. Карповой (Приложение В) для изучения эмоционально¬психологического климата классного коллектива и эмоционального самочувствие каждого ребенка.
2.4. Методика «Социометрический опрос», Я. Л. Морено (Приложение Г) для сбора информации о межличностных отношениях: социометрическом статусе, эмоциональной экспансивности и уровне удовлетворенности учеников в классе.
2.5. Модификация опросника АСВ под названием РОД («Родителей оценивают дети») И. А. Фурманова и А. А. Аладьина (Приложение Д) для изучения представлений ребенка о стиле семейного воспитания.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что сформулированные в ней выводы расширяют представления об эмоционально¬личностном благополучии старшеклассников и факторов на него влияющих (стили семейного воспитания и межличностные отношения в классе).
Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе педагогов-психологов, а именно в психологическом консультировании по вопросам детско-родительских отношений. Знание взаимосвязи эмоционально-личностного благополучия с отношениями в классе в учебном и досуговом формате, и восприятием стилей родительского воспитания, может помочь в разработке тренинговых занятий с учениками старших классов, направленных на развитие навыков межличностных отношений и стратегий поведения в конфликтах со сверстниками и родителями.
База исследования.
Эмпирическое исследование проводилось на базе общеобразовательной школы №125 г. Екатеринбурга среди учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов. Общий объём выборки составил 82 человека, из них 50 юношей и 32 девушки в возрасте от 14 до 17 лет.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе было проведено исследование взаимосвязи эмоционально-личностного благополучия старшеклассников с характером межличностных отношений в классе и семейными стилями воспитания.
В первой главе был выполнен теоретический обзор подходов к изучению благополучия зарубежными и отечественными психологами понятие эмоционально-личностного благополучия. Понятие благополучие рассматривается разными авторами с точки зрения различных подходов и даже терминов, но в основе своей содержит отношение человека к своей жизни и процессам, имеющим для него важное значение, которое выражается ощущением счастья, гармонии и удовлетворенности.
Нами были проанализированы представления о возрастных особенностях старшеклассников. Была определена специфика возраста ранней юности, связанная с социальной ситуацией развития, и задачами, которые встают перед старшеклассниками: профессиональное и личностное самоопределение. Так же меняется отношение к взрослым, играет роль их авторитет в принятии решений. Авторы отметили, что важную роль в этих возрастных процессах играют отношения в семье и в школе.
Проведенный анализ литературы о стилях семейного воспитания, роли родителей в развитии ребенка показал значимость эмоционального контакт с родителями. Родитель помогает адаптироваться к условиям внешнего мира, учит ребенка социальным нормам и правилам, умению общаться и взаимодействовать с окружающими. Родительские стили воспитания определяются уровнем принятия и отвержения своего ребенка, которые формируют его самооценку, образ себя. Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип негармоничного воспитания, которые в свою очередь, содействуют развитию или усилению акцентуаций у ребенка.
Межличностные взаимоотношения старшеклассников носят разносторонний и устойчивый характер, общение протекает более интенсивно и имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. В этом возрасте неформальные взаимоотношения приобретают особую ценность. В них они стремятся к наибольшему раскрытию своих личностных качеств и способностей. Отношения в классе сказываются и в поведении ребенка и влияет на успеваемость и самооценку. Нарушения таких отношений, сопровождается состояниями тревоги и психологического дискомфорта, что может снижать эмоционально-личностное благополучие.
Во второй главе освещено эмпирическое исследование. Нами описаны результаты корреляционного и представлены значимые взаимосвязи эмоционально-личностного благополучия с характером межличностных отношении, психологическим климатом в классе и стилями семейного воспитания.
Исследование проводилось среди учащихся старших классов общеобразовательной школы г. Екатеринбурга, с участием 82 человек в возрасте от 14 до 17 лет.
Первая часть гипотезы о том, что эмоционально-личностное благополучие старшеклассников взаимосвязано с характером межличностных взаимоотношений ученика в классе подтвердилась частично. Не найдено корреляций с социометрическим статусом ученика в классе. Найдена положительная связь между эмоциональной экспансивностью по критерию «Досуг» и эмоциональным благополучием. Это говорит о том, что чем выше потребность в неформальном общении с другими одноклассниками, потребность в общении, тем выше уровень эмоционально-личностного благополучия.
Вторая часть первой гипотезы о том, что существует взаимосвязь эмоционально-личностного благополучия старшеклассников с эмоционально - психологическим климатом в классе подтвердилась. Эта взаимосвязь обусловлена тем, что сложившиеся межличностные отношения обеспечивают благоприятную обстановку класса, равенство и согласованность учеников между собой. Отрицательная взаимосвязь с индикатором эмоционально-личностного неблагополучия выступает следствием трудностей в общении в классе.
Вторая гипотеза, о том, что существует взаимосвязь эмоционально-личностного благополучия старшеклассников с восприятием семейного стиля воспитания подтвердилась. Негармоничные стили воспитания, с которыми обнаружена отрицательная связь:
• Гипопротекция - ситуация, когда ребенку уделяют крайне мало внимания, пока не случается что-то серьезное.
• Недостаточность требований-запретов - ситуация, когда родители не устанавливают для ребенка «рамки» и границы в поведении, не учувствуют в определении круга его друзей, времени возвращения домой, вопрос о курении и спиртных напитках.
• Чрезмерность санкций - это строгие наказания и чрезмерные реагирования на небольшие нарушения в поведении , убежденность в том, что детей нужно держать в максимальной строгости.
• Неустойчивость стиля воспитания - переход от либерального к авторитарному стилю, или от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его.
• Недостаточность требований-обязанностей - минимальное количество обязанностей в семье, включая быт, помощь, уход, выполнение заданий.
Причинами этих отклонений являются такие стили как:
• Расширение сферы родительских чувств - предполагает повышенную протекцию и потребность в исключительной привязанности, это снижает событийно-смысловую насыщенность жизни.
• Предпочтение детских качеств у подростка - игнорирование взросления детей снижает уровень требований к нему, что способствует формированию психологического инфантилизма.
• Неразвитость родительских чувств - проявляется в отсутствии заботы
и не желании проводить время с ребенком, жалобы на «утомительный труд» родителя.
• Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств - в
ребенке родитель «видит» черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. Например, агрессивность и склонность к лени.
Названные стили воспитания в восприятии старшеклассников отрицательно взаимосвязаны с эмоционально-личностным благополучием.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута. Гипотезы на имеющейся выборке подтвердились.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что сформулированные в ней выводы расширяют представления о взаимосвязи эмоционально-личностного благополучия старшеклассников со стилями семейного воспитания и межличностными отношениями в классе.
По итогам исследовательской работы, полученные результаты исследования могут быть использованы в разработке рекомендаций в работе педагогов-психологов и в психологическом консультировании по детско- родительским отношениям. Знание связей эмоционально-личностного благополучия с отношениями в классе в учебном и досуговом формате, и восприятием стилей родительского воспитания, может помочь в разработке тренинговых занятий с учениками старших классов, направленных на развитие навыков межличностных отношений и стратегий поведения в конфликтах в отношениях со сверстниками и родителями.


1. Андреева Г. М. Антология по истории и теории социальной педагогики: учеб. пособие. / Г. М. Андреева. - М.: Феникс, 1999. - 220 с.
2. Арендачук И.В. Самооценка и Я-концепция как факторы межличностных отношений подростков //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. - 2017. Т.6
- №. 4. - С. 356-360.
3. Аристотель. Этика к Никомаху [Электронный ресурс], кн. I §2 / Аристотель. - Спб., 1908. URL:http:/www.lib.ru/POEEAST/ARISTOTEL/ nikomah.txt (дата обращения20.12.2020).
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте //М.: просвещение. - 1968. - Т. 464. - 317 с.
5. Борисов Г. И. Подходы к изучению психологического благополучия // Психология образования: современный вектор развития: монография / науч. ред. С. Б. Малых, Т. И. Тихомирова. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2020. - С. 157-174.
6. Варга А. Введение в системную семейную психотерапию. - Litres, 2022. - 240 с.
7. Водяха С. А. Современные концепции психологического
благополучия личности // Дискуссия. 2012. №2. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-kontseptsii-psihologicheskogo- blagopoluchiya-lichnosti (дата обращения: 16.05.2022).
8. Водяха С. А., Водяха Ю. Е. Психологическое благополучие в образовательном пространстве //Психологическое сопровождение безопасности образовательной среды школы в условиях внедрения новых образовательных и профессиональных стандартов. - 2015. - С. 47-52.
9. Водяха С.А. Особенности психологического благополучия старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. - С. 114-119.
10. Водяха С. А. Психологическое благополучие креативных старшеклассников // Педагогическое образование в России. 2013. №5. ПВЕ: Ь11рз://суЬег1еп1пка.ги/аг11с1е/п/р81Ьо1од1сЬе8кое-Ыадоро1исЬ1е-кгеа11упуЬ- з1агзкек1аззткоу (дата обращения: 10.05.2022).
11. Водяха С. А. Предикторы психологического благополучия студентов / С. А. Водяха // Педагогическое образование в России. -
2013. -№ 1.- 73 с.
12. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - Москва: Эксмо, 2005. - 507 с.
13. Выготский Л. С. Лекции по психологии. - 2020. - 146 с.
14. Головей Л. А. Данилова М. В., Груздева И. А. Психоэмоциональное благополучие старшеклассников в связи с готовностью к профессиональному самоопределению // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 6. С. 63—73.
15. Дети в трудной жизненной ситуации: профилактика
неблагополучия. М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2013, С. 8-14.
16. Ершова И. А., Пермякова М. Е., Вильгельм А. М. Основные направления консультативной работы с семьей: учебное пособие для студентов вуза, обучающихся по направлению подготовки 37.04.01 «Психология». - 2018. - 148 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ