СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1. Внеурочная деятельность младших школьников в области краеведения
1.2. Дидактические возможности интерактивных ИКТ для краеведения Выводы по первой главе
2. КРУЖОК «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КРАЕВЕДЕНИИ» ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Программа кружка
2.2. Экспертная оценка программы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных условиях все большее значение приобретает воспитание у подрастающего поколения патриотизма, любви к Родине. Во ФГОС начального образования говорится, что «личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: ... осознание своей этнической и национальной принадлежности ...». В стандарте указывается, что важными личностными характеристиками выпускника начальной школы являются «любовь к своему краю и Родине», «любознательность и заинтересованность в познании мира». Также следует отметить, необходимость формирования у учащихся умений осуществлять поиск, обработку, анализ информации с использованием современных технологий в соответствии с познавательными задачами. [1].
Одной из задач образовательного учреждения является знакомство обучающихся с традициями, историей и культурой родного края. Школьное краеведение - это всестороннее изучение учащимися под руководством учителя природных, социально - экономических и исторических условий родного края. Современные информационно-коммуникационные технологии, на наш взгляд, могут существенным образом повысить результативность изучения школьниками историко-экономических и географических особенностей родного края. Использование мультимедиа-технологий и сервисов
интерактивных онлайн-карт (Яндекс и Google) позволит активизировать деятельность учащихся. Интерактивные тесты и электронные викторины сделают внеурочные занятия и домашние задания более привлекательными. Кружок «Информационные технологии в краеведении» дополнит содержание обучения в области естествознания, будет способствовать развитию любознательности и заинтересованности в познании окружающего мира, а также позволит сформировать необходимые навыки работы с мультимедийными и геоинформационными технологиями.
1. Объект исследования
Внеурочная деятельность учащихся в начальной школе.
2. Предмет исследования
Кружок «Информационные технологии в краеведении» для младших школьников.
3. Цель исследования
Разработать и провести экспертную оценку программы кружка «Информационные технологии в краеведении» для младших школьников.
4. Гипотеза
Внеурочная деятельность учащихся в области краеведения будет результативной если в рамках кружка использовать интерактивные мультимедиа и геоинформационные технологии (онлайн-карты, видеохостинги и игровые приложения).
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
1. Проанализировать опыт организации внеурочной деятельности младших школьников в области краеведения.
2. Исследовать дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий в области краеведения
3. Разработать программу кружка по краеведению в начальной школе с применением мультимедийных и геоинформационных технологий.
4. Провести экспертную оценку программы кружка
Основной задачей образования является всестороннее развитие личности, способной не только умело ориентироваться в информационном пространстве, но и активно, творчески преобразовывать окружающую действительность. При этом большое значение имеет ярко выраженная познавательная активность детей. Внеурочная деятельность является составной частью учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.
Целью данной работы было создание программы кружка «Информационные технологии в краеведении». Первой нашей задачей стал анализ опыты организации внеурочной деятельности младших школьников в области краеведения и исследовать дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий в области краеведения. На основании проведенного исследования был сделан вывод о том, что внеурочная деятельность способствует развитию у учащихся творческих способностей, а кружковые занятия с применением ИКТ мотивируют детей на изучение краеведения.
Для создания программы кружка «Информационные технологии в краеведении», нами были изучены возможности мультимедийных и геоинформационных технологий и предложена методика их использования во внеурочной деятельности младших школьников по краеведению. Разработанная программа направлена на овладение учащимися 4 класса умения использовать современные информационные технологии для решения задач в области краеведения
- геоинформационные сервисы (Google Maps)
- интерактивные возможности видеохостинга YouTube
- он-лайн галерея «Пикасса» (Picasa)
Программа рассчитана на 16 занятий и включает в себя проект «Интерактивная видеоэкскурсия», направленный на создание учащимися экскурсии посвященной одной из достопримечательностей родного города.
Цель программы:
Углубление и расширение знаний учащихся об истории, культуре и географии родного края в условиях современной информационной среды
Задачи:
- Развитие эмоционально-ценностного восприятия учащимися своего города и края
- Воспитание у учащихся патриотизма, через знание культуры, истории и географии края/города.
- Развитие у учащихся умений использовать сетевые интерактивные мультимедиа технологии в краеведении
Для проверки эффективности проведенной работы была проведена экспертная оценка программы кружка, которая подтвердила, что данная программа может быть использована для организации внеурочной деятельности по краеведению в 4 классе.
Данная программа отличается от существующих программ кружков по краеведению активным использованием интерактивных информационных технологий и направленностью на создание учащимися мультимедиапродуктов.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М.: Просвещение, 2011. - 33 с.
2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. - Москва : ред. 2015.
3. СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
4. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса // Минск : Университетское, 1990 . - 251 с.
5. Баконина, Е.А. Внеклассные занятия по естествознанию // Начальная школа. - 1999. - №5. - С.15 - 19.
6. Баринова И. И., Елховская Л. И., Николина В. В.; Под ред. И. И. Бариновой Внеурочная работа по географии// М. Просвещение.- 2010. - 176 с.
7. Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов // под ред. И.В. Душиной. - М.: Дрофа, 2007. - 280 с.
8. Забытова С. В. Изучение региональной истории в школе // С. В. Забытова; под ред. Н. А. Шаховой, И. Е. Федоровой. — Благовещенск, 2000. — С.32—37.
9. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
10.Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеурочной работе// М. Просвещение.- 2010.
11. Зубарева Н.Н. Учебная литература по краеведению рубежа XIX-XX веков // Кафедра. 2013. № 2. С. 47-50
12. Кондратюк Т.А. Формирование духовно-нравственных ценностей
обучающихся в профессиональном образовании: монография - Красноярск, 2013 - 165 с.
13. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование// М.: Педагогика. - 2011.
14. Семенов Д.Д. Педагогические заметки для учителей // Избр. пед. соч. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1953. - 218 с.
15. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений // — М.: Школа-Пресс, 1997. - 160 с.
16. Смолянинова О.Г. Компетентностный подход в педагогическом образовании в контексте использования мультимедиа // Монография. Смолянинова О.Г.; Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск, 2006 - 172 с.
17. Шатунова Л.В. Использование лингвистического краеведения в подготовке учителей начальных классов: Учебно-методическое пособие // Л.В.Шатунова - М.: Компания Спутник+, 2007.- 95 с.
18. Алешкина О. В. Использование геоинформационных систем на уроках географии / О. В. Алешкина, Э. А. Бочарникова // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 255-257.
19. Бухарев, Г.Н. Роль естествознания в развитии учащихся // Начальная школа. - 2011. - №8.
20. Игейсинова Г.М., Еремина Н.А. Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика» // Журнал Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук Выпуск№ 6-2 / 2015.
21. Касторнова В. Современные информационные технологии разработки информационных образовательных ресурсов // журнал Труды Международного симпозиума «Надежность и качество».- No 1. 2012.
22. Ковалева А. Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе // Журнал « Начальная школа», 2007.№7- 22 с.
23. Козак И. Б. Использование мультимедиа-технологий при формировании геолого-геморфологических знаний учащихся. // Журнал Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -No 67. - 2012.
24. Литов А. С. Применение мультимедийных проектов с целью развития творческой активности школьников //Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. -No 2. - 2011.
25. Сологуб В.А Мультимедиа технологии в повышении качества образования. Журнал Муниципальное образование: инновации и эксперимент Выпуск№ 1 // 2008. - 15 с.
26. Фришина Н.А О применении информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе с детьми дошкольного возраста./ «Педпортал» электронный ресурс для работников школы. -2015.- Режим доступа: http://pedportal.net/starshie-
klassy/raznoe/ponyatie-informacionno-ndash-kommunikacionnyh
27. Шукманова А.С., Аяпова А.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании // Современная педагогика. 2014. № 9