Введение 7
1 Особенности бюджетной политики в РФ 9
1.1 Характеристика нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса
1.2 Параметры бюджетного процесса и динамика их исполнения 20
1.3 Механизм формирования финансовых ресурсов регионов и территорий .. 29
2 Характеристика бюджета Красноярского края 35
2.1 Анализ состояния бюджетного процесса и его соответствия бюджетным
принципам 35
2.2 Анализ бюджета Красноярского края и оценка вклада территорий региона
в его формирование 47
2.3 Характеристика процесса управления бюджетным процессом в
Красноярском крае с учетом территорий региона 55
3 Оценка качества управления бюджетами территорий региона 71
3.1 Формирование модели бюджетного анализа и оценки качества управления
бюджетами 71
3.2 Сравнительный территориальный бюджетный анализ и оценка качества
управления бюджетами 75
3.3 Предложения по повышению качества управления бюджетами
проблемных территорий региона 89
Заключение 99
Список использованных источников 103
ПРИЛОЖЕНИЕ А-Л
Финансовые отношения между уровнями органов государственной власти и местного самоуправления в условиях рыночной экономики кардинально изменились. В соответствии с принципами бюджетного федерализма центральными звеньями финансовой системы являются региональные финансы, которые являются частью территориальных бюджетов (субъектов РФ, городов, поселков и т.д.), финансы хозяйствующих субъектов и финансы домашних хозяйств, направляемые на удовлетворение региональных потребностей.
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ [9].
Бюджетная система субъекта РФ состоит из двух уровней, первый уровень представлен республиканским/краевым/областным бюджетом, второй - местными бюджетами. В Красноярском крае второй уровень бюджетной системы включает городские(17) и районные(44) бюджеты.
Необходимо обратить внимание, что в настоящее время в Российской Федерации отмечается существенное обострение проявлений дифференциации между обеспеченностью второго и первого уровней бюджетной системы. При этом немаловажным аспектом является делегирование полномочий местному самоуправлению в области налогообложения, распоряжения собственностью и социально-экономическом развитии своих территорий. Таким образом, органы местного самоуправления ответственны за проведение определенной территориальной, социальной, финансовой, экономической, инвестиционной и промышленной политики. В данных условиях основной базой для обеспечения вышеперечисленной деятельности является местный бюджет. В результате укрепилась зависимость доходной базы бюджета от эффективности управления процессом концентрирования финансовых ресурсов территорий из местных источников.
Из вышесказанного следует, что необходимо обратить внимание на процесс наполняемости доходной части бюджета. Основным источником средств, следует заметить, обязаны быть собственные доходы территории: налоговые и неналоговые доходы бюджета, а не дотационные ресурсы из вышестоящих бюджетов.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях в целях эффективного управления финансовыми ресурсами бюджетов территорий необходимо разрешить проблему оценки финансового состояния и качества управления бюджетами муниципальных образований Красноярского края, а так же их наполняемости.
Главной целью исследования будет являться формирование модели оценки качества управления бюджетом, выявление зависимости между налоговым потенциалом территории и наполняемостью доходной части бюджета территории.
Объектом исследования являются муниципальные территории Красноярского края, исследуемое количество - 55 (исключены ЗАТО, Туруханский, Таймырский и Эвенкийский районы по причине недостаточности данных).
Предмет исследования - процесс оценки качества управления финансовыми ресурсами муниципальных образований Красноярского края.
Исходными данными для разработки являются публикации научных изданий, статистические сборники, данные Министерства экономики и регионального развития, свод законов и постановлений местного, регионального и федерального уровней власти, автоматизированная информационная система Министерства экономики и регионального развития Красноярского края (далее - АИС ММО) за 2012-2014 гг. [1]
В соответствии с поставленной целью, а именно, формирование модели оценки качества управления бюджетом, выявление зависимости между налоговым потенциалом территории и наполняемостью доходной части бюджета территории, были решены следующие задачи исследования:
- рассмотрен бюджетный процесс и принципы формирования финансовых ресурсов регионов и территорий;
- проанализирован бюджет Красноярского края и дана оценка вклада территорий в его формирование;
- сформирована модель бюджетного анализа и оценки качества управления;
- оценено финансовое состояние и качество местных бюджетов;
- выдвинуты предложения по повышению качества управления бюджетами территорий региона.
В современных условиях в целях эффективного управления финансовыми ресурсами бюджетов территорий необходимо разрешить проблему оценки финансового состояния и качества управления бюджетами муниципальных образований Красноярского края, а так же их наполняемости.
Решение задачи рассмотрения бюджетного процесса и принципов формирования финансовых ресурсов регионов и территорий показало, что продолжительность бюджетного периода в РФ велика и состоит из нескольких стадий. Первая стадия, подразумевающая составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение занимают около года. Вторая стадия, а именно, исполнение или бюджетный период, длится 1 календарный год. Заключительная стадия - составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение, - длится 8 месяцев. Таким образом, общая длительность бюджетного процесса занимает около 3 лет. В бюджетом процессе участвуют все 3 ветви власти, за каждой из которых закреплены определенные полномочия.
Основная особенность формирования финансов региона и территорий заключается в его механизме, который закреплен Бюджетным кодексом РФ и предписывает нормативы отчислений направляемых в бюджеты различных уровней финансовых ресурсов, которые в дальнейшем образуют доходную часть бюджета территории. Нормативы отчислений по налоговым доходам являются основным фактором, характеризующим процесс наполнения бюджета.
При решении такой задачи, как анализ бюджета Красноярского края и оценка вклада территорий в его формирование, были выявлены следующие тенденции, присущие бюджету Красноярского края за период 2012-2014 годов:
- прирост объема расходов краевого бюджета наблюдается выше, нежели прирост объема его доходов, включающих налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления;
- структура доходов Красноярского края за исследуемый период относительно стабильна: наибольшую долю данной части бюджета формируют налоговые доходы, вторые по объему - безвозмездные и безвозвратные поступления, наименьший вклад в суммарный объем привносят неналоговые поступления;
- наибольшая сумма налоговых доходов бюджета в любом из исследуемых периодов исчислена по налогу на прибыль организаций;
- дефицит бюджета Красноярского края в исследуемом периоде составляет 13-18% от объема расходуемых средств, прирост его составляет в среднем 15% в год;
- основной вклад в формирование налоговых доходов краевого бюджета вносят посредство отчисления норматива по налогу на прибыль организаций Березовский, Емельяновский, Кежемский, Мотыгинский Рыбинский, Северо-Енисейский и Шарыповский районы.
Задача формирования модели оценки качества управления решена посредством отбора показателей, характеризующих управление бюджетами, как со стороны его финансового состояния, так и со стороны его качественной составляющей. Каждая группа показателей состоит из 3 информативных показателей, которые в процессе расчетов стандартизируются в виду различия единиц измерения. Обобщающие показатели по каждой группе составляют единый интегральный показатель качества управления бюджетами.
После того как модель была сформирована стало возможным решение задачи оценки финансового состояния и качества местных бюджетов. Посредством заключенных в модель оценки качества управления бюджетами показателей были оценены 55 бюджетов территорий Красноярского края на 2012,2013 и 2014 годы. Таким образом, наиболее проблемными территориями в 2014 году были избраны: 3 городских округа - Боготол, Енисейск и Назарово, и 15 муниципальных районов - Абанский, Боготольский, Дзержинский, Емельяновский, Ермаковский, Идринский, Каратузский, Кежемский, Краснотураснкий, Манский, Саянский, Тасеевский и Тюхтетский.
Решение задачи о выдвижении предложений по повышению качества управления бюджетами территорий региона с точки зрения их наполняемости заключалось в поиске инструмента, которым возможно было бы оценить вероятность улучшения качества управления финансами территорий. В качестве такого инструмента был предложен такой показатель, как «налоговый потенциал». Налоговый потенциал характеризует доходную налоговую часть бюджета, посредством которой возможно устранение дефицитности бюджета территории и повышение уровня обеспеченности расходных статей (повышение качества управления бюджетом). Налоговый потенциал в свою очередь был поставлен во взаимосвязь с показателями инновативности деловой среды, инвестиционной активности и развития человеческого потенциала. В зависимости от развитости ИДС, ИА и РЧП разработаны 3 сценария по повышению налогового потенциала региона и по наращению налоговых доходов бюджета. Налоговые доходы бюджетов территорий Красноярского края присоблюдении «инновативного» сценария влияния на налоговый потенциал увеличиваются к 2017 году до 2,8 млрд. руб., при следовании «инвестиционному» сценарию территориями будет достигнут общий объем налоговых поступлений в размере 3,4 млрд. руб., а территории придерживающегося «кадрового» сценария увеличат к 2017 году каждая собственные налоговые доходы в среднем на 61%.
1 Автоматизированная информационная система Министерства экономики и регионального развития Красноярского края (АИС ММО) за 20122014 гг. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.aismmo.ru/.
2 Алмазов, С.Г. Совершенствование методики оценки финансовой устойчивости местных бюджетов: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Алмазов Спартак Григорьевич. - Ставрополь, 2007. - 23 с.
3 Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов / А.М. Бабич - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2012. - 703с.
4 База данных показателей муниципальных образований (БД ПМО). Красноярский край. [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http: //www.gks .ru/dbscripts/munst/munst04/DBInet.cgi.
5 Батукова, Л.Р. Управление инновационной модернизацией экономики регионов Сибири: автореферат дисс. . д-ра экон. наук / Л.Р. Батукова. - Красноярск, 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www. sibsau. ru/images/avtoreferat/2014/2014_07_29_avtoreferat_batukova. pdf
6 Бебешко, И.Ю. Технологические платформы как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №12. - С.506-508.
7 Берндт, Э. Р. Практика эконометрики: классика и современность [Электронный ресурс]: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 060000 экономики и управления / Э. Р. Берндт; пер. с англ. под ред. проф. С. А. Айвазяна. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 863 с.
8 Буневич, К.Г. Бюджетная система Российской Федерации / К.Г. Буневич. - М.: МИЭМП, 2010. - 95 с.
9 Бюджетный кодекс РФ [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998г № 14-ФЗ ред. от 15.02.2016. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
10 Васильева, З.А., Лихачев, М.А., Москвина, А.В. Формирование механизма управления территориальным развитием: Монография /З.А. Васильева, М.А. Лихачев, А.В. Москвина //. Красноярск: «Проспект». 2015. - 123 с.
11 Васильева, З.А., Лихачева, Т.П. Исследование инновативности деловой среды муниципальных образований Красноярского края / З.А. Васильева, Т. П. Лихачева // Вестник СибГАУ им. Академика М.Ф. Решетнева.
- 2012. - №2(42). - С.145-150.
12 Васильева, З.А., Лихачева, Т.П. Формирование модели и оценка бюджетной эффективности территорий региона / З.А. Васильева, Т. П. Лихачева // Путь науки. - 2015. - №6(16). - С.32-34.
13 Васильева, Э. К. Статистика: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) / Э. К. Васильева, В. С. Лялин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 399 с.
14 Виноградова, Н.А. Использование интегрального индекса в оценке развития регионов / Н.А. Виноградова // Экономика и предпринимательство. - 2012. - №7(36). - С.252-257.
15 Виноградова, Н.А. Основы построения информационно -
измерительных систем: метод. пособие по сист. интеграции / [Н.А. Виноградова и др.]; под общ. ред. В.Г. Свиридова - Моск. энерг. ин-т.: Науч.-произ. фирма «ЦАТИ», 2004.
16 Годовой отчет об исполнении бюджета (на 2012г, 2013г, 2014г). [Электронный ресурс]: Законы Красноярского края // Красноярский край. Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http: //zakon.krskstate .ru/.
17 Гохберг, М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анаоиз и перспективы развития. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 355 с.
18 Дадашев, А.З., Мешкова, Д.А., Топчи, Ю.А. Налоги и налогообложение в РФ: уч.пособ. / А.З. Дадашев, Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи.
- М.: Юнити-Дана, 2013. - 175 с.
19 Деревцова, И.В. Формирование и развитие муниципального бюджетного механизма: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Деревцова Ирина Валерьевна. - Иркутск, 2002. - С. 17-19.
20 Доржиева, В.В., Чимитдоржиева, Е.Ц. Дифференциация регионов и проблемы асимметрии налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Федерации Сибирского Федерального Округа / В.В. Доржиева, Е.Ц. Чимитдоржиева // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - №36. -
С.30-44.
21 Доронина, Т.В. Финансово-экономическое обеспечение устойчивости региональных бюджетов: автореф. дис. . канд. экон. наук:
08.0. 10 / Доронина Татьяна Владимировна. - М., 1999. - 24 с.
22 Единый краевой портал: «Красноярский край. Официальный
интернет-портал правовой информации». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.zakon. krskstate.ru/.
23 Зубов Д.А. Комплексное исследование механизма экономического роста региона (на примере Красноярского края): автореферат дисс. ... канд. экон. наук / Д.А. Зубов. - Санкт-Петербург, 2005.
24 Иванова, Н.Г. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие / Н.Г. Иванова - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 103с.
25 Избакаров, И.Г., Ниналалова, Ф.И. Бюджетная система Российской федерации: учеб. пособие / И.Г. Избакаров, Ф.И. Ниналалова - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. - 272 с.
26 Инвестиционная стратегия Красноярского края на период до 2030
года. [Электронный ресурс]: - Режим доступа:
http://krskinvest.ru/investicionnaya-politika/investicionnai a-strategij a-kraja/.
27 Инвестиционный портал Красноярского края. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://krskinvest.ru/.
28 Казаковцева, М.В. Методическое обеспечение финансовой устойчивости доходной базы бюджетов субъектов РФ: дис. . канд. экон. наук:
08.0. 10 / Казаковцева Марина Вадимовна. - Йошкар-Ола, 2010. - 327 с.
29 Конституция Российской Федерации. -М.: АСТ, 2014. - 64с.
30 Красноярский край. Официальный сайт [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.krskstate.ru/.
31 Кремер, Н. Ш. Эконометрика: учебник для студентов вузов / Н. Ш. Кремер, Б. А. Путко; под ред. Н. Ш. Кремера. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 328 с.
32 Курченко, Л.Ф. Бюджетная система Российской Федерации: субфедеральный и местный уровни: учеб. пособие / Л.Ф. Курченко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0, 2012. - 252 с.
33 Лемешко, Е.Ю., Тишутина О.И. Об обеспечении сбалансированности бюджетов высоодотационных регионов / Е. Ю. Лемешко, О. И. Тишутина // Новая наука: стратегии и векторы развития. - 2015. - №6-1. - С.167-172.
34 Лихачева, Т.П., Москвина, А.В. Структура экономической добавленной стоимости муниципальных образований и экономический рост / Т.П. Лихачева, А.В. Москвина // Экономика и предпринимательство. - 2015. - №12 (1). - С.195-202.
35 Малиновская, О. В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие для студентов вузов / О. В. Малиновская, И. П. Скобелева, А.
В. Бровкина. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.
36 Мамий, Е.А., Пенюгалова, А.В. Муниципальное заимствование как фактор экономического развития территориальных образований / Е. А. Мамий, А. В. Пенюгалова // Финансы и кредит. - 2008. - №45(333) . - С.16-18.
37 Министерство Финансов РФ. Официальный сайт [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://minfin.ru/ru/.
38 Москвина, А.В. Формирование экономической добавленной стоимости в муниципальных образованиях Красноярского края / А.В. Москвина// Научные итоги года: достижения, проекты, гипотезы. - 2014.- №4. - С.167-172.
39 Мысляева, И. Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник для студентов вузов / И. Н. Мысляева. - 2-е изд.,перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 360 с.
40 Найденова, Т.А., Швецова, И.Н. Теоретико-методологические и практические аспекты исследования финансовых ресурсов региона / Т.А. Найденова, И. Н. Швецова // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера. - 2013. - №3. - С.150-170.
41 Налоги и налогообложение: учебное пособие / Д.Г. Черник [и др.]. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 369 с.
42 Налоговый кодекс РФ. В 2 Ч. [Электронный ресурс]: федер. закон от 16.07.1998г. №146-ФЗ ред. от 15.02.2016. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
43 Нечаев, А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие/А. С. Нечаев, Д. А. Антипин, О. В. Антипина. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 265 с.
44 Нешитой, А.С. Бюджетная система Российской федерации: учебник / А.С. Нешитой - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0, 2012. - 336 с.
45 О бюджетном процессе в Красноярском крае. [Электронный ресурс]: Приказ Закон Красноярского края от 18.12.2008 г. №7-2617 ред. от 12.11.2009. // Красноярский край. Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://zakon.krskstate.ru/.
46 О краевом бюджете (на 2012г, 2013г, 2014 г). [Электронный ресурс]: Законы Красноярского края // Красноярский край. Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http: //zakon.krskstate .ru/.
47 О краевом бюджете на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов
[Электронный ресурс]: Закон Красноярского края от 02.12.2015№9-3931. //
Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
48 О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами. [Электронный ресурс]: Приказ Министерства Финансов от 3.12.2010 г. № 552 ред. от 14.04.2016. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
49 Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 06.10.2003г № 131-ФЗ ред. от 15.02.2016. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
50 Папело, В.Н, Г олошевская, А.Н. Бюджетная система РФ: учеб. пособие / В.Н. Папело, А.Н. Голошевская - Новосибирск: изд-во СИУ РАНХиГС, 2014. - 224с.
51 Передеина, Е.В. Бюджетная система РФ: учеб. пособие / Е.В. Передеина. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. - 245с.
52 Печенская, М.А. Исследования функционирования бюджетной системы региона / М. А. Печенская // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз . - 2015. - №1(41). - С.147-158.
53 Поляк, Г.Б. Бюджетная система России: учебник для вузов / Г. Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 540 с.
54 Попова, М.Ю. Финансовая устойчивость территориальной бюджетной системы: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10 / Попова Мария Юрьевна. - Волгоград, 2006. - 200 с.
55 Проект «Открытый бюджет Красноярска». [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://budget.admkrsk.ru/Pages/default.aspx.
56 Раст, Д.В. Проблемы формирования местных финансов муниципальных образований региона / Д.В. Раст // Современные наукоемкие технологии. - 2015. - №1. - С.98-102.
57 Рудикова, Л.В. Microsoft Excel для студента / Л.В. Рудикова. -СПб.: БХВ-Петербург, 2005. -368 с.
58 Сайт Министерства финансов Красноярского края: «Красноярский край. Министерство финансов». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //minfin.krskstate.ru/openbudget/budget.
59 Сайт Счетной палаты Красноярского края. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://spkrk.ru/.
60 Селезнев, А. З. Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Селезнев; Под ред. В.Ю. Катасонова // МГИМО (университет). - М.: Магистр, 2007. - 383 с.
61 Стратегия инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года «Инновационный край - 2020» [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.krskstate.ru/innovation_science/strategy.
62 Счетная палата Красноярского края. Официальный сайт [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http: //spkrk.ru/index.php.
63 Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю. Официальный сайт [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://krasstat.gks.ru/.
64 Уокенбах, Дж. Подробное руководство по созданию формул в Excel 2012.: Пер. с англ. -М.: Издательский дом «Вильямс», 2012. -624 с.
65 Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.gks.ru/.
66 Федоров, С. Г. Сбалансированность доходов бюджетов субъектов
РФ: оценка альтернативных способов распределения налогов между
федеральным центром и регионами / С. Г. Федоров // Российское предпринимательство. - 2012. - №15. - С.17-24.
67 Фетисов, Г.Г., Орешин, В.П. Региональная экономика и управление: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 416с.
68 Чернецов, С. А. Финансы: учебное пособие для студентов вузов / С. А. Чернецов; Моск. городской ун-т управления Правительства Москвы. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 576 с.
69 Яшина, Н.И., Поющева Е.В. Совершенствование методологии оценки налогового потенциала территорий с учетом риска /Н. И. Яшина, Е. В. Плющева // Региональная экономика и практика. - 2012. - № 44 (524). - С.10-
15.
70 Яшина, Н.И., Поющева Е.В., Комиссаров А.В. Методологические подходы к оценке эффективности бюджетного контроля в современных условиях реформирования бюджетной системы РФ /Н.И. Яшина, Е.В. Плющева, А.В. Комиссаров // Финансы и кредит. - 2012. - № 44 (524). - С.10- 15.