Оценка качества управления бюджетами территорий региона (на примере Красноярского края)
|
Введение 7
1 Особенности бюджетной политики в РФ 9
1.1 Характеристика нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса
1.2 Параметры бюджетного процесса и динамика их исполнения 20
1.3 Механизм формирования финансовых ресурсов регионов и территорий .. 29
2 Характеристика бюджета Красноярского края 35
2.1 Анализ состояния бюджетного процесса и его соответствия бюджетным
принципам 35
2.2 Анализ бюджета Красноярского края и оценка вклада территорий региона
в его формирование 47
2.3 Характеристика процесса управления бюджетным процессом в
Красноярском крае с учетом территорий региона 55
3 Оценка качества управления бюджетами территорий региона 71
3.1 Формирование модели бюджетного анализа и оценки качества управления
бюджетами 71
3.2 Сравнительный территориальный бюджетный анализ и оценка качества
управления бюджетами 75
3.3 Предложения по повышению качества управления бюджетами
проблемных территорий региона 89
Заключение 99
Список использованных источников 103
ПРИЛОЖЕНИЕ А-Л
1 Особенности бюджетной политики в РФ 9
1.1 Характеристика нормативно-правового обеспечения бюджетного процесса
1.2 Параметры бюджетного процесса и динамика их исполнения 20
1.3 Механизм формирования финансовых ресурсов регионов и территорий .. 29
2 Характеристика бюджета Красноярского края 35
2.1 Анализ состояния бюджетного процесса и его соответствия бюджетным
принципам 35
2.2 Анализ бюджета Красноярского края и оценка вклада территорий региона
в его формирование 47
2.3 Характеристика процесса управления бюджетным процессом в
Красноярском крае с учетом территорий региона 55
3 Оценка качества управления бюджетами территорий региона 71
3.1 Формирование модели бюджетного анализа и оценки качества управления
бюджетами 71
3.2 Сравнительный территориальный бюджетный анализ и оценка качества
управления бюджетами 75
3.3 Предложения по повышению качества управления бюджетами
проблемных территорий региона 89
Заключение 99
Список использованных источников 103
ПРИЛОЖЕНИЕ А-Л
Финансовые отношения между уровнями органов государственной власти и местного самоуправления в условиях рыночной экономики кардинально изменились. В соответствии с принципами бюджетного федерализма центральными звеньями финансовой системы являются региональные финансы, которые являются частью территориальных бюджетов (субъектов РФ, городов, поселков и т.д.), финансы хозяйствующих субъектов и финансы домашних хозяйств, направляемые на удовлетворение региональных потребностей.
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ [9].
Бюджетная система субъекта РФ состоит из двух уровней, первый уровень представлен республиканским/краевым/областным бюджетом, второй - местными бюджетами. В Красноярском крае второй уровень бюджетной системы включает городские(17) и районные(44) бюджеты.
Необходимо обратить внимание, что в настоящее время в Российской Федерации отмечается существенное обострение проявлений дифференциации между обеспеченностью второго и первого уровней бюджетной системы. При этом немаловажным аспектом является делегирование полномочий местному самоуправлению в области налогообложения, распоряжения собственностью и социально-экономическом развитии своих территорий. Таким образом, органы местного самоуправления ответственны за проведение определенной территориальной, социальной, финансовой, экономической, инвестиционной и промышленной политики. В данных условиях основной базой для обеспечения вышеперечисленной деятельности является местный бюджет. В результате укрепилась зависимость доходной базы бюджета от эффективности управления процессом концентрирования финансовых ресурсов территорий из местных источников.
Из вышесказанного следует, что необходимо обратить внимание на процесс наполняемости доходной части бюджета. Основным источником средств, следует заметить, обязаны быть собственные доходы территории: налоговые и неналоговые доходы бюджета, а не дотационные ресурсы из вышестоящих бюджетов.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях в целях эффективного управления финансовыми ресурсами бюджетов территорий необходимо разрешить проблему оценки финансового состояния и качества управления бюджетами муниципальных образований Красноярского края, а так же их наполняемости.
Главной целью исследования будет являться формирование модели оценки качества управления бюджетом, выявление зависимости между налоговым потенциалом территории и наполняемостью доходной части бюджета территории.
Объектом исследования являются муниципальные территории Красноярского края, исследуемое количество - 55 (исключены ЗАТО, Туруханский, Таймырский и Эвенкийский районы по причине недостаточности данных).
Предмет исследования - процесс оценки качества управления финансовыми ресурсами муниципальных образований Красноярского края.
Исходными данными для разработки являются публикации научных изданий, статистические сборники, данные Министерства экономики и регионального развития, свод законов и постановлений местного, регионального и федерального уровней власти, автоматизированная информационная система Министерства экономики и регионального развития Красноярского края (далее - АИС ММО) за 2012-2014 гг. [1]
Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ [9].
Бюджетная система субъекта РФ состоит из двух уровней, первый уровень представлен республиканским/краевым/областным бюджетом, второй - местными бюджетами. В Красноярском крае второй уровень бюджетной системы включает городские(17) и районные(44) бюджеты.
Необходимо обратить внимание, что в настоящее время в Российской Федерации отмечается существенное обострение проявлений дифференциации между обеспеченностью второго и первого уровней бюджетной системы. При этом немаловажным аспектом является делегирование полномочий местному самоуправлению в области налогообложения, распоряжения собственностью и социально-экономическом развитии своих территорий. Таким образом, органы местного самоуправления ответственны за проведение определенной территориальной, социальной, финансовой, экономической, инвестиционной и промышленной политики. В данных условиях основной базой для обеспечения вышеперечисленной деятельности является местный бюджет. В результате укрепилась зависимость доходной базы бюджета от эффективности управления процессом концентрирования финансовых ресурсов территорий из местных источников.
Из вышесказанного следует, что необходимо обратить внимание на процесс наполняемости доходной части бюджета. Основным источником средств, следует заметить, обязаны быть собственные доходы территории: налоговые и неналоговые доходы бюджета, а не дотационные ресурсы из вышестоящих бюджетов.
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современных условиях в целях эффективного управления финансовыми ресурсами бюджетов территорий необходимо разрешить проблему оценки финансового состояния и качества управления бюджетами муниципальных образований Красноярского края, а так же их наполняемости.
Главной целью исследования будет являться формирование модели оценки качества управления бюджетом, выявление зависимости между налоговым потенциалом территории и наполняемостью доходной части бюджета территории.
Объектом исследования являются муниципальные территории Красноярского края, исследуемое количество - 55 (исключены ЗАТО, Туруханский, Таймырский и Эвенкийский районы по причине недостаточности данных).
Предмет исследования - процесс оценки качества управления финансовыми ресурсами муниципальных образований Красноярского края.
Исходными данными для разработки являются публикации научных изданий, статистические сборники, данные Министерства экономики и регионального развития, свод законов и постановлений местного, регионального и федерального уровней власти, автоматизированная информационная система Министерства экономики и регионального развития Красноярского края (далее - АИС ММО) за 2012-2014 гг. [1]
В соответствии с поставленной целью, а именно, формирование модели оценки качества управления бюджетом, выявление зависимости между налоговым потенциалом территории и наполняемостью доходной части бюджета территории, были решены следующие задачи исследования:
- рассмотрен бюджетный процесс и принципы формирования финансовых ресурсов регионов и территорий;
- проанализирован бюджет Красноярского края и дана оценка вклада территорий в его формирование;
- сформирована модель бюджетного анализа и оценки качества управления;
- оценено финансовое состояние и качество местных бюджетов;
- выдвинуты предложения по повышению качества управления бюджетами территорий региона.
В современных условиях в целях эффективного управления финансовыми ресурсами бюджетов территорий необходимо разрешить проблему оценки финансового состояния и качества управления бюджетами муниципальных образований Красноярского края, а так же их наполняемости.
Решение задачи рассмотрения бюджетного процесса и принципов формирования финансовых ресурсов регионов и территорий показало, что продолжительность бюджетного периода в РФ велика и состоит из нескольких стадий. Первая стадия, подразумевающая составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение занимают около года. Вторая стадия, а именно, исполнение или бюджетный период, длится 1 календарный год. Заключительная стадия - составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение, - длится 8 месяцев. Таким образом, общая длительность бюджетного процесса занимает около 3 лет. В бюджетом процессе участвуют все 3 ветви власти, за каждой из которых закреплены определенные полномочия.
Основная особенность формирования финансов региона и территорий заключается в его механизме, который закреплен Бюджетным кодексом РФ и предписывает нормативы отчислений направляемых в бюджеты различных уровней финансовых ресурсов, которые в дальнейшем образуют доходную часть бюджета территории. Нормативы отчислений по налоговым доходам являются основным фактором, характеризующим процесс наполнения бюджета.
При решении такой задачи, как анализ бюджета Красноярского края и оценка вклада территорий в его формирование, были выявлены следующие тенденции, присущие бюджету Красноярского края за период 2012-2014 годов:
- прирост объема расходов краевого бюджета наблюдается выше, нежели прирост объема его доходов, включающих налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления;
- структура доходов Красноярского края за исследуемый период относительно стабильна: наибольшую долю данной части бюджета формируют налоговые доходы, вторые по объему - безвозмездные и безвозвратные поступления, наименьший вклад в суммарный объем привносят неналоговые поступления;
- наибольшая сумма налоговых доходов бюджета в любом из исследуемых периодов исчислена по налогу на прибыль организаций;
- дефицит бюджета Красноярского края в исследуемом периоде составляет 13-18% от объема расходуемых средств, прирост его составляет в среднем 15% в год;
- основной вклад в формирование налоговых доходов краевого бюджета вносят посредство отчисления норматива по налогу на прибыль организаций Березовский, Емельяновский, Кежемский, Мотыгинский Рыбинский, Северо-Енисейский и Шарыповский районы.
Задача формирования модели оценки качества управления решена посредством отбора показателей, характеризующих управление бюджетами, как со стороны его финансового состояния, так и со стороны его качественной составляющей. Каждая группа показателей состоит из 3 информативных показателей, которые в процессе расчетов стандартизируются в виду различия единиц измерения. Обобщающие показатели по каждой группе составляют единый интегральный показатель качества управления бюджетами.
После того как модель была сформирована стало возможным решение задачи оценки финансового состояния и качества местных бюджетов. Посредством заключенных в модель оценки качества управления бюджетами показателей были оценены 55 бюджетов территорий Красноярского края на 2012,2013 и 2014 годы. Таким образом, наиболее проблемными территориями в 2014 году были избраны: 3 городских округа - Боготол, Енисейск и Назарово, и 15 муниципальных районов - Абанский, Боготольский, Дзержинский, Емельяновский, Ермаковский, Идринский, Каратузский, Кежемский, Краснотураснкий, Манский, Саянский, Тасеевский и Тюхтетский.
Решение задачи о выдвижении предложений по повышению качества управления бюджетами территорий региона с точки зрения их наполняемости заключалось в поиске инструмента, которым возможно было бы оценить вероятность улучшения качества управления финансами территорий. В качестве такого инструмента был предложен такой показатель, как «налоговый потенциал». Налоговый потенциал характеризует доходную налоговую часть бюджета, посредством которой возможно устранение дефицитности бюджета территории и повышение уровня обеспеченности расходных статей (повышение качества управления бюджетом). Налоговый потенциал в свою очередь был поставлен во взаимосвязь с показателями инновативности деловой среды, инвестиционной активности и развития человеческого потенциала. В зависимости от развитости ИДС, ИА и РЧП разработаны 3 сценария по повышению налогового потенциала региона и по наращению налоговых доходов бюджета. Налоговые доходы бюджетов территорий Красноярского края присоблюдении «инновативного» сценария влияния на налоговый потенциал увеличиваются к 2017 году до 2,8 млрд. руб., при следовании «инвестиционному» сценарию территориями будет достигнут общий объем налоговых поступлений в размере 3,4 млрд. руб., а территории придерживающегося «кадрового» сценария увеличат к 2017 году каждая собственные налоговые доходы в среднем на 61%.
- рассмотрен бюджетный процесс и принципы формирования финансовых ресурсов регионов и территорий;
- проанализирован бюджет Красноярского края и дана оценка вклада территорий в его формирование;
- сформирована модель бюджетного анализа и оценки качества управления;
- оценено финансовое состояние и качество местных бюджетов;
- выдвинуты предложения по повышению качества управления бюджетами территорий региона.
В современных условиях в целях эффективного управления финансовыми ресурсами бюджетов территорий необходимо разрешить проблему оценки финансового состояния и качества управления бюджетами муниципальных образований Красноярского края, а так же их наполняемости.
Решение задачи рассмотрения бюджетного процесса и принципов формирования финансовых ресурсов регионов и территорий показало, что продолжительность бюджетного периода в РФ велика и состоит из нескольких стадий. Первая стадия, подразумевающая составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение занимают около года. Вторая стадия, а именно, исполнение или бюджетный период, длится 1 календарный год. Заключительная стадия - составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение, - длится 8 месяцев. Таким образом, общая длительность бюджетного процесса занимает около 3 лет. В бюджетом процессе участвуют все 3 ветви власти, за каждой из которых закреплены определенные полномочия.
Основная особенность формирования финансов региона и территорий заключается в его механизме, который закреплен Бюджетным кодексом РФ и предписывает нормативы отчислений направляемых в бюджеты различных уровней финансовых ресурсов, которые в дальнейшем образуют доходную часть бюджета территории. Нормативы отчислений по налоговым доходам являются основным фактором, характеризующим процесс наполнения бюджета.
При решении такой задачи, как анализ бюджета Красноярского края и оценка вклада территорий в его формирование, были выявлены следующие тенденции, присущие бюджету Красноярского края за период 2012-2014 годов:
- прирост объема расходов краевого бюджета наблюдается выше, нежели прирост объема его доходов, включающих налоговые, неналоговые и безвозмездные поступления;
- структура доходов Красноярского края за исследуемый период относительно стабильна: наибольшую долю данной части бюджета формируют налоговые доходы, вторые по объему - безвозмездные и безвозвратные поступления, наименьший вклад в суммарный объем привносят неналоговые поступления;
- наибольшая сумма налоговых доходов бюджета в любом из исследуемых периодов исчислена по налогу на прибыль организаций;
- дефицит бюджета Красноярского края в исследуемом периоде составляет 13-18% от объема расходуемых средств, прирост его составляет в среднем 15% в год;
- основной вклад в формирование налоговых доходов краевого бюджета вносят посредство отчисления норматива по налогу на прибыль организаций Березовский, Емельяновский, Кежемский, Мотыгинский Рыбинский, Северо-Енисейский и Шарыповский районы.
Задача формирования модели оценки качества управления решена посредством отбора показателей, характеризующих управление бюджетами, как со стороны его финансового состояния, так и со стороны его качественной составляющей. Каждая группа показателей состоит из 3 информативных показателей, которые в процессе расчетов стандартизируются в виду различия единиц измерения. Обобщающие показатели по каждой группе составляют единый интегральный показатель качества управления бюджетами.
После того как модель была сформирована стало возможным решение задачи оценки финансового состояния и качества местных бюджетов. Посредством заключенных в модель оценки качества управления бюджетами показателей были оценены 55 бюджетов территорий Красноярского края на 2012,2013 и 2014 годы. Таким образом, наиболее проблемными территориями в 2014 году были избраны: 3 городских округа - Боготол, Енисейск и Назарово, и 15 муниципальных районов - Абанский, Боготольский, Дзержинский, Емельяновский, Ермаковский, Идринский, Каратузский, Кежемский, Краснотураснкий, Манский, Саянский, Тасеевский и Тюхтетский.
Решение задачи о выдвижении предложений по повышению качества управления бюджетами территорий региона с точки зрения их наполняемости заключалось в поиске инструмента, которым возможно было бы оценить вероятность улучшения качества управления финансами территорий. В качестве такого инструмента был предложен такой показатель, как «налоговый потенциал». Налоговый потенциал характеризует доходную налоговую часть бюджета, посредством которой возможно устранение дефицитности бюджета территории и повышение уровня обеспеченности расходных статей (повышение качества управления бюджетом). Налоговый потенциал в свою очередь был поставлен во взаимосвязь с показателями инновативности деловой среды, инвестиционной активности и развития человеческого потенциала. В зависимости от развитости ИДС, ИА и РЧП разработаны 3 сценария по повышению налогового потенциала региона и по наращению налоговых доходов бюджета. Налоговые доходы бюджетов территорий Красноярского края присоблюдении «инновативного» сценария влияния на налоговый потенциал увеличиваются к 2017 году до 2,8 млрд. руб., при следовании «инвестиционному» сценарию территориями будет достигнут общий объем налоговых поступлений в размере 3,4 млрд. руб., а территории придерживающегося «кадрового» сценария увеличат к 2017 году каждая собственные налоговые доходы в среднем на 61%.
Подобные работы
- ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)
Бакалаврская работа, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4740 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИКА РАСЧЕТА АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ СУБЪЕКТАМИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Исследование факторного влияния на имидж региона (на примере Красноярского края)
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022 - НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СУБЪЕКТА ФЕДЕРАЦИИ: ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПО КОМПЛЕКСНЫМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ
Диссертация , налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2006 - Налоговая безопасность как составная часть экономической безопасности региона (на примере Красноярского края)
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2022 - Сбалансированность бюджетов субъектов РФ: проблемы и пути ее обеспечения
(на примере Красноярского края)
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Обеспечение устойчивости бюджета на региональном уровне (на примере
консолидированного бюджета Красноярского края)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022



