ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические подходы к управлению предприятием в современных условиях 6
1.1 Управление предприятием субъективно объективных систем 6
1.2 Обеспечение эффективности управления предприятием с учетом
современных коммуникационных особенностей 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В современное время повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятий продиктовано их стремлением к устойчивому функционированию, что является неотъемлемой частью развития любой организации. Одним из механизмов, обеспечивающих успешное выполнение всех задач, поставленных перед организацией, всех принятых управленческих решений, является коммуникации на предприятии.
Общеизвестно, что коммуникации - проблема менеджмента, причем, сложная. По сути, она представляет собой «кровеносную систему» предприятия в целом. При этом важно отметить, что управляющие, менеджеры организаций должны иметь безупречный опыт в сфере коммуникационного искусства, так поскольку они выполняют работу посредством «чужих рук». Они должны иметь в своем распоряжении достаточно своевременные, а главное точные и полноценные информационные данные, способствующие тому, чтобы принять эффективные полезные управленческие решения. В результате, знающий толк в коммуникациях и имеющий достаточный опыт, считается эффективно работающим руководителем.
Коммуникационная значимость очевидна и в малых, и в больших организациях. Эффективность коммуникационных связей и взаимодействий обеспечивает будущее организации как хозяйствующего субъекта на рынке и, помимо этого, персонала, трудящегося, как на свое, так и на благо компании. Если говорить о глобальном уровне, то коммуникации важны для благополучия всей страны.
Значение коммуникативных процессов в менеджменте предприятия таково: решение острых проблем и задач однозначно строится при взаимном функционироании и коммуникациях людей (например, коммуникации между начальником и подчиненным, у подчиненных) при разных ситуациях, условиях; кроме того, можно предположить, что межличностная коммуникация выступает наилучшим вариантом решения тех задач, которые можно описать как неопределенные и двусмысленные.
Эффективность управления на предприятии и коммуникации - безусловно связаны, т.к. способность работников предприятия обмениваться информацией - коммуницировать, позволяет им сплотиться, работать вместе, ставить и достигать общие с предприятием и личные цели. Из этого вытекает следующее: безкоммуникации управление, по сути, невозможно, а это значит, что успех управления предприятием имеет большую зависимость от того, насколько правильного сформированы процессы коммуникации и насколько они эффективны в практическом применении.
Выделяют как внутренние, так и внешние коммуникации, актуальность которых неуклонно растет. Внешние - актуализируются в результате все растущей рыночной насыщенности продуктами, в следствие огромного многообразия потребностей, форм и способов конкуренции, более усовершенствованных инструментов по сбору, хранению, обработке, передачи информации и пр. Внутренние коммуникации выступают в роли именно обязательного связующего звена между руководителем и подчиненными в разрезеточно определенного объекта управления и между функциональными и административными звеньями в организационной структуре управления хозяйствующими субъектами.
С теоретической и практической точек зрения, изучение коммуникативных процессов в организациях осуществляется посредством разных подходов. Так, свои позиции, взгляды на рассматриваемый феномен изложены в трудах- различных ученых, таких как: А. Казанцев, Б. Мильнер, Э. Коротков, М. Мес- кон, О. Виханский и других авторов.
Однако стоит отметить тот факт, что многочисленные теоретические и практические исследования в области организационных и экономических аспектов управления внутренними и внешними коммуникациями недостаточны.
Отмечается отсутствие взаимосвязи и инструментов основных стадий управления коммуникационными процессами; методических подходов к оценке состояния коммуникаций организации, нет сформированного организационного обеспечения реализации решений в коммуникационной области.
На основе выше изложенного утверждаю, что выбранная тема ВКР, в основу которой заложены эффективность управления организацией и коммуникационные процессы, актуальна.
Цель выпускной квалификационной работы - теоретическое и практическое обоснование разработки механизма управления коммуникациями, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия на примере ООО «Эми».
Поставленная цель предопределила решение следующих задач ВКР:
- изучить теоретические подходы к управлению предприятием с учетом коммуникационных процессов;
- осуществить диагностику механизма обеспечения эффективности управления предприятием;
- разработать рекомендации по совершенствованию механизма управления организационными коммуникациями;
- осуществить оценку рисков.
Объектом исследования выступает ООО «Эми». Предметом исследования выступает механизм обеспечения эффективности управления предприятием с учетом коммуникативных особенностей.
Структура ВКР представлена введением, тремя главами, заключением, библиографическим списком и включает 25 рисунков, 25 таблиц, 59 использованных источников, 6 приложений.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы достигнута ее цель и решены все задачи, поставленные во введении. Сделаем обобщающие выводы по работе.
Коммуникации предстают одним из наиболее сложных и многообразных процессов в системе управления предприятием, с помощью которого персонал организации обменивается информацией.
В процессе коммуникации требуется четкая и ясная передача, а также не менее четкий и ясный прием. Каждый этап коммуникационного процесса является точкой, в которой смысл может быть искажен или полностью утрачен. В связи с этим, одной из важных задач руководителей предприятия по формированию четкой системы управления является ликвидация недостоверной информации.
Качество внутреннего коммуникационного поля предприятия в основном зависит только от позиции самого предприятия (в первую очередь, руководства). Четкая организационная структура управления, рациональное распределение функциональных обязанностей среди персонала, надежный и удобный учет на базе современных автоматизированных систем, продуманная схема документооборота способствуют улучшению и развитию коммуникационного поля, что, в свою очередь, приводит к повышению качества принимаемых управленческих решений. Напротив, пренебрежение к проблемам сбора, обработки и анализа внутренней информации чревато тяжелыми проблемами при управлении бизнес-процессами на предприятии.
Во второй главе выпускной квалификационной работы была проанализирована деятельность ООО «Эми», которое является коммерческим предприятием, осуществляющим свою деятельность на рынке общественного питания г. Красноярска. Компания имеет положительный темп роста почти всех абсолютных показателей результатов деятельности. Это свидетельствует о том, что на предприятии увеличился объем продаж и объем предоставляемых услуг.
Возможной причиной этому могло послужить открытие в 2015 году курьерской доставки блюд японской кухни на дом.
В целом, деятельность ООО «Эми» нельзя назвать достаточно эффективной, так как не уделяется достаточное внимание коммуникационным процессам, что ведет к искажению и потери важной информации. Выявленные проблемы коммуникационного характера: низкий уровень взаимодействия в системе управления, низкая мотивация реализации решения у сотрудников, несвоевременность и недостоверность информации, отсутствие контроля за информационными потоками, свидетельствуют о снижении эффективности процесса управления.
В третьей главе выпускной квалификационной работы был осуществлен программно-целевой подход по созданию условий для эффективного управления организационными коммуникациями ООО «Эми». Исполнителями в его реализации на предприятия обозначены следующие сотрудники: директор, главный бухгалтер, специалист по персоналу. Срок реализации - 12 месяцев.
Так же был предложен механизм управления коммуникациями, который ориентирован на непрерывное управление и включает в себя:
1) Оценку и выявление коммуникационных потребностей;
2) Разработку коммуникационной стратегии;
3) Реализацию коммуникационной стратегии.
Был разработан календарный план выполнения мероприятий, в которые включены три целевых направления. Каждому из мероприятий приведено подробное описание. Кроме того, рекомендованы пути устранения рисков, которые могут возникнуть в процессе реализации программно-целевого подхода.
Эффективное управление организационными коммуникациями характеризуется высоким уровнем экономической и социальной эффективности коммуникационных мероприятий и ориентированностью на реализацию долгосрочных интересов развития предприятия, она так же была проведена, в результате выяснилось, что проект является достаточно результативным и рекомендуется для внедрения на предприятии.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.; с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 №11-ФКЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://
www.consultant.ru.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4 ч. Ч. 2 [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.01.1996 №14-ФЗ ред. от 31.01.2016 №7-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http:// www.consultant.ru.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]:
федер. закон от 31.07.1998 №146-ФЗ ред. от 15.02.2016 №32-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».- Режим доступа: http://www.consultant.ru.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.2001 №197-ФЗ ред. 30.12.2015 №434-ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
5. Об обществах с ограниченной ответственностью [Электронный ре
сурс]: федер. закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ в ред. от 29.12.2015 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон № 381 от 28.12.2009, в ред. от 09.01.2016 // Справочная правовая система «Консультант- Плюс». - Режим доступа: http://www. consultant.ru.
7. Алибаева А. Т. Практика управления в компаниях / А.Т. Алибаева // Молодой ученый. - 2015. - №4. - С. 331-333.
8. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты для совершенствования / Б. Андерсен. - Москва: Стандарты и качество, 2013. - 272 с.
9. Афанасьев В. Социальная информация и управление обществом / В. Афанасьев. - Москва: Экономика, 2010.
10. Блинов А.О. Коммуникации в управлении корпоративными структурами / А.О. Блинов // Консультант директора. - 2013. - №24. - С. 23-26.
11. Борисова Е.А. Эффективные коммуникации в бизнесе / Е.А. Борисова. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 208 с.
12. Верников Г.Г. Корпоративные информационные системы: не повторяйте пройденных ошибок / Г.Г. Верников // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - № 2. - С. 42-47.
13. Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - Москва: Гардарики, 2013. - 527 с.
14. Воронов А.А. Показатели и методы оценки эффективности организационно-экономического механизма управления предприятием / А.А. Воронов,
В.Ф. Катичев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - №4. - С. 98-107.
15. Гибсон Д. Организации / Д. Гибсон, Д. Иванцевич. - Москва: Инфра- М, 2011. - 660 с.
16. Гончаров В.В. Важнейшие критерии результативности управления / В.В. Верников. - Москва: МНИ-ИПУ, 2013. - 304 с.
17. Гутгарц Р. Анализ информационного обеспечения на предприятии // Проблемы теории и практики управления / Р. Гутгарц. - 2013. - №2. - С. 62-68.
18. Дафт Р.Л. Менеджмент / Р,Л. Дафт. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. -829 с.
19. Дик У. Эффективная коммуникация. Приемы и навыки / У. Дик. - Москва: Гуманитарньш 145 центр, 2012. - 188 с.
20. Затуливетров, А. Какие тенденции ресторанного рынка особенно раздражают [Электронный ресурс] / А. Затуливетров. - Режим доступа: http://restoranoff.ru/trends/focus/kakie-tendentsii-restorannogo-rynka-osobenno-razdrazhayut/.
21. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент / А.Б. Зверинцев. - Санкт-Петербург: Союз, 2011.-288 с.
22. Карпов А.В. Психология менеджмента / А.В. Карпов. - Москва: Гар- дарики, 2012. - 582 с.
23. Кверк Б. Создавая связи. Внутрикорпоративные коммуникации в бизнес-стратегии / Б. Кверк под общ. ред. А.Л. Разумовской. - Москва: Вершина, 2010. - 416 с.
24. Ким А. Система управления предприятием [Электронный ресурс]/ А.
Ким. - Режим доступа: http://www.lessonslearned.ru/systema-upravleniya-predpriyatiem.
25. Ключко В.Н. Участие работников в управлении предприятиями. Рос- сийскийопыт и перспективы / В,Н. Ключко // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - С. 132-140.
26. Козловский В.А. Производственный и операционный менеджмент / В.А. Козловский, Т.В. Маркина, В.М. Макаров. - Санкт-Петербург: Специальная литература, 2012. - 366 с.
27. Комышев А.П. Основы документационного обеспечения управления / А.П. Комышев. - Москва: Дело и сервис, 2013. - 224 с.
28. Коротков Э.М. Концепция менеджмента / Э.М. Коротков - Москва: Дека, 2011. - 304 с.
29. Косилова Г.С. Потенциал развития рынка предприятий общественного питания [Электронный ресурс] / Г.С. Косилова. - Режим доступа: http://arbir.ru/articles/a 3742.htm.
30. Мескон М. Основы менеджмента / М. Мескон. - Москва, 2009. - 641 с.
31. Миронов С. С чем ресторанный рынок вошел в 2016 год? [Электронный ресурс] / С. Миронов. - Режим доступа: http://restoranoff.ru/trends/focus/s- chem-restorannyy-rynok-voshel-v-2016-god/.
32. Моргунов Е.Б. Модели и методы управления персоналом / Е.Б. Моргунов. - Москва: Интел-синтез, 2012.
33. Общий менеджмент. Дайджест учебного курса / под ред.А.К.Казанцева. - Москва: Инфра-М, 2011.- 252 с.
34. Орлов А.С. Введение в коммуникационный менеджмент / А.С. Орлов. - Москва: Гарда-рики, 2012. - 368 с.
35. Орлов Ю.В. Использование информационных технологий и систем для повышения эффективности управления бизнес-процессами организации / Ю.В. Орлов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2011. - №5. - С. 31-41.
36. Орлова Т.М. Коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами / Т,М. Орлова. - Москва: Издательство РАГС, 2011.
37. Официальный сайт Федеральная служба государственной статистики
[Электронный ресурс] Режим доступа: www.gks.ru/ (дата обращения: 12.04.2016).
38. Подсистемы и элементы системы управления организацией [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.prostoy.ru/142.html.
39. Скопин О.В. Теоретические основы исследования систем управления предприятием [Электронный ресурс] / О.В. Скопин, Н.Л. Назарова. - Вятский государственный униварситет. - 2014. - Режим доступа: http://uecs.ru/uecs-19- 192009/item/136-2011-03-22-11-40-21.
40. Суровцева Е.С. Комплексная методика измерения организационных
коммуникаций [Электронный ресурс] / Е.С. Суровцева // Научный журнал КубГАУ. - 2007. - № 33. Режим доступа:
http://ej.kubagro.ru.ru/2007/09/pdfi'l5.pdf.
41. Суровцева Е.С. Развитие взглядов на управление организационными коммуникациями /Е.С. Суровцева // Современные технологии менеджмента: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Нижний Новгород, 2010. - С. 50-53.
42. Суровцева Е.С. Коммуникационный менеджмент в системе управления организацией / Е.С. Суровцева // Экономинфо. - 2012. - №6. - С. 90-93.
43. Суровцева Е.С. Стратегический подход к управлению организационными коммуникациями / Е.С. Суровцева // Управление экономическими системами: теория, методология, практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Киров, 2011. - С. 61-64.
44. Суровцева Е.С. Оценка затрат и эффективность организационных изменений в управлении коммуникациями предприятия / Е.С. Суровцева, Г.Я. Рубин // Организатор производства: теоретический и научно-практический журнал. - 2012. - №2.-С. 54-56.
45. Суровцева Е.С. Механизм построения эффективной коммуникационной системы в организации / Е.С. Суровцева, Г.Я. Рубин // Организатор производства. - 2010.-№3.-С38-41.
46. Суровцева Е.С. Экономическая оценка эффективности коммуникаций в системе управления / Е.С. Суровцева, Г.Я. Рубин // Современные тенденции развития Российской экономики: сборник статей / под ред. М.А. Керашева. - Краснодар, 2011. - С.234-236.
47. Теория системного менеджмента / под общ. ред. П.В. Журавлева, Р.С. Седегова, В.Г. Янчевского. - Москва: Экзамен, 2012. - 512с.
48. Теория организации - Система управления организацией: методология, процесс, структура, техника и технология управления [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://www.standard-company.ru/standard- company41. shtml.
49. Торговля и общепит: новое и важное в 2016 году. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ppt.ru/news/135214.
50. Тренев Н.Н. Основы делового общения / Н.Н. Тренев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2013. - № 5. - С. 24-42.
51. Управление информационными ресурсами: модульная программа дляменеджеров. - Москва: Инфра-М, 2011. - 334 с.
52. Фомченков, Т. В России выросли акцизы на алкоголь и табак [Электронный ресурс] / Т. Фомченков. - Режим досупа: http://rg.ru/2016/01/01/akcizi- site-anons.html.
53. Хандамова Э.Ф. Управление взаимоотношениями с потребителями / Э.Ф. Хандамова // Маркетинг. - № 3 (94) - 2010. - С. 56-98
54. Шапиро С.А. Организационная коммуникация в целях эффективной работы компании: учебно-практ. Пособие / С,А. Шапиро. - Москва: Гросс Ме- диа/Росбух, 2012. - 336 с.
55. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации / Ф.И. Шарков. - Москва: Перспектива, 2010. - 246 с.
56. Шепель В.М. Коммуникационный менеджмент / В.М. Шепель. - Москва: Гардарики, 2009. - 350 с.
57. Чаплина А.Н. В поисках эффективного управления: учеб пособие / А.Н. Чаплина, И.В. Кошелева; Краснояр. гос. торг.- экон. ин-т.- Красноярск,2010. - 168 с.
58. Чаплина А.Н. Пути и средства повышения эффективности управления организацией: учеб. пособие / А.Н. Чаплина, И.В. Кошелева. - Красноярск,2011. - 163 с.
59. Чаплина А.Н.Менеджмент организации: учеб. пособие / А.Н.Чаплина. - Красноярск, 2011. - 60 с.