ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Понятие, сущность и виды стратегий предприятия 6
1.2. Методологические основы формирования стратегии развития
предприятия 14
1.3. Подходы к процессу формирования стратегии предприятия 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
Формирование стратегии развития, является одной из наиболее сложных и важных задач, стоящих перед руководством любого современного предприятия. Ведь в случае отсутствия стратегии развития, предприятие ориентируется на решение краткосрочных проблем. В этих условиях часты смены задач, приоритетов деятельности, решений, следствием чего является несовершенство структуры показателей деятельности, снижение конкурентоспособности предприятий.
Актуальность данной работы обусловлена необходимостью формулирования стратегических целей, четкого определения своего рынка и отрасли, высокого качества разработки и реализации стратегии для поддержания конкурентоспособности и достижения лидерства в бизнесе.
Стратегия является необходимым документом для любой фирмы, нацеленной не только на выживание, но и развитие в современной конкурентной среде. Всесторонне разработанная стратегия обеспечит максимальное достижение заданных целей, устойчивость компании, повысит мотивацию сотрудников [42, с. 21].
Качественно проработанная рыночная стратегия позволяет компании не только продавать свои товары или услуги, но и достигнуть лидерства в своей отрасли, за счет четкого понимания руководства и сотрудников миссии и целей компании. Чтобы достичь целей, компании нужно четко понимать, где она находится по отношению к покупателям и конкурентам. Качественная рыночная стратегия положительно влияет на всю деятельность компании, включая ее финансовые результаты.
Стратегия вырабатывает правила и приемы экономически эффективного достижения однотипных (по уровню и равнозначности) по масштабам влияния на конкурентный статус фирмы стратегических целей. Согласование и координация по времени и ресурсам локальных стратегических целей позволит достичь глобальных целей экономической стратегии - создания и поддержания конкурентного преимущества фирмы.
Необходимо, чтобы выбор стратегии развития компании был продуманным со стороны руководства компании и согласован со всеми подразделениями, а также соответствовал имеющимся в наличии ресурсам. Выбор стратегии необходимо проводить на самых первых этапах начала деятельности компании. В дальнейшем, в зависимости от сделанного выбора стратегии и будет выстраиваться вся инфраструктура компании и ее деятельность.
Проблема совершенствования стратегии раскрыта в работах таких авторов, как: Друкер П.Ф., Екатериновская М.А., Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж., Маркова В.Д., мл. А.А., Стрикленд III А.Дж., Шифрин М.Б. и др.
Целью данной выпускной квалификационной работы является формирование стратегии развития предприятия.
Для достижения поставленной в выпускной квалификационной работе цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать понятие, сущность и виды стратегий предприятия;
- рассмотреть методологические основы формирования стратегии развития предприятия;
- дать характеристику производственно-экономической деятельности объекта предприятия;
- провести анализ внешней среды;
- дать оценку существующей системы стратегического управления и проблемы разработки стратегии предприятия;
- разработать план мероприятий по разработке стратегии объекта исследования;
- дать экономическое обоснование предложенных мероприятий.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является предприятие ООО «Системэйр» ОП г. Красноярска.
Предметом исследования является система организационных, управленческих и экономических отношений, возникающих в процессе разработки стратегии развития ООО «Системэйр» ОП г. Красноярска.
Информационной базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, посвящённых проблемам стратегического менеджмента и маркетинга, разработки стратегии развития, статистические сборники, периодические издания и электронные источники информации.
Проведенные исследования базируются на применении методов обобщения, системного, логического и сравнительного анализа, методов анализа эффективности стратегического менеджмента
Исследование деятельности ООО «Системэйр» позволило сделать следующие выводы.
1. В условиях рынка, при наличии конкурентной среды, рост эффективности работы предприятия осуществляется преимущественно в рамках таких хозяйственных стратегий, которые направлены на получение долгосрочной работы, на повышение его конкурентоспособности и увеличению доли присутствия на рынке. Оценка маркетинговой среды является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта, т.к. позволяет решать вопросы о месте и роли предприятия на рынке, его рейтинге относительно конкурентов и об эффективности выбранной маркетинговой стратегии. Разработка стратегии фирмы очень важна, так как позволяет более эффективно распорядиться имеющимися ресурсами и получить максимально возможную прибыль. В наше время, когда рынок перенасыщен различными товарами и предложениями, без хорошо разработанной стратегии любая фирма практически обречена на банкротство. Единой для всех предприятий стратегии не существует и поэтому каждое предприятие, желающее выжить в жестких условиях рынка, вырабатывает свою собственную стратегию на основе анализа внешней среды, собственного потенциала, основываясь на целях и миссии организации.
2. Система управления ООО «Системэйр» ОП г. Красноярскав основном не отличается от систем управления, нашедших применение на большинстве современных производственно-торговых предприятий. Проанализированная система управления имеет как положительные, так и отрицательные характеристики, а, следовательно, может быть усовершенствована.
3. Анализ основных технико-экономических показателей ООО «Системэйр» ОП г. Красноярска показал, что предприятие не обладает необходимым уровнем ликвидности ни в краткосрочном, ни в долгосрочном периоде. Необходимо отметить более высокий темп роста себестоимости, она выросла за период 2013-2015 гг. на 6,45%, что свидетельствует о снижении эффективности функционирования предприятия. В целом необходимо отметить низкий уровень эффективности функционирования предприятия. Для поступательного развития компании общий уровень рентабельности должен достигать минимум 15-20%.
4. Анализ конкурентоспособности показал, что ООО «Системэйр» ОП. Г. Красноярска набрало 7.9 баллов и оказалось на первом месте в рейтинге конкурентоспособности.
5. В целом, ООО «Системэйр» ОП г. Красноярска, располагая неоспоримыми конкурентными преимуществами (высокое качество и характеристики продукции, обслуживание потребителей продукции, высокий технологический уровень), и ключевыми факторами успеха, имеет возможности дальнейшего развития на рынке региона и за его пределами. Но для дальнейшего эффективного функционирования необходимо разработать стратегию развития предприятия, включающую ряд мер для повышения конкурентоспособности и увеличению доли рынка.
В качестве рекомендаций по совершенствованию стратегии развития ООО «Системэйр» можно выделить:
Так как слабым местом в стратегии предприятия является маркетинг, необходимо усилить эту позицию. В качестве основной рекомендации названо мероприятие по участие в специализированной международной выставке «КлиматАкваТЭкс-2016»
, которая будет проводиться 24-27 августа 2016 г. в г.Красноярск в МВДЦ «Сибирь».Планируемая величина затрат на организацию и проведение выставки оценивается примерно в 155 тыс. руб. Планируемый прирост объемов реализации 10%. Экономическая эффективность предприятия от участия предприятия в выставке составит 6340,4 тыс. руб., а чистая прибыль предприятия составит 5072,3 тыс. руб.В результате предложенного проекта развития фирмы прогнозируется рост выручки на 15%, при этом прирост себестоимости будет наблюдаться только в части переменных затрат (они составляют 75%), помимо этого себестоимость вырастет на величину затрат по реализации проекта мероприятий.В случае реализации предложных мероприятий выручка от реализации вырастет на 21759 тыс. руб., себестоимость на 15220,1 тыс. руб. При этом темп роста себестоимости несколько ниже, чем темп роста выручки, что объясняется «эффектом масштаба».
В результате представляется возможным дополнительно получить 3401,8 тыс. руб.
• ООО «Системэйр» необходимо иметь план действий, который бы мог дать возможность оценивать эффективность коммерческой и сбытовой деятельности, контролировать затраты и сопоставлять их с полученной прибылью. Маркетинговое планирование необходимо для привлечения инвесторов и партнеров, для доведения до сотрудников организации ориентиров развития компании, четкой регламентации деятельности сотрудников и постановки перед ними целей для достижения.
Применение маркетингового плана ООО «Системэйр» позволит:
- значительно расширить клиентскую базу и увеличить объем сбыта товаров и услуг;
- повысить конкурентоспособность ООО «Системэйр» за счет более эффективного распределения и управления ресурсами, концентрации усилий на наиболее перспективных и выгодных направлениях сбыта;
- выработать эффективную ценовую, продуктовую и сбытовую политику;
- создать механизм контроля проводимых мероприятий.
• Для эффективной внешнеэкономической деятельности ООО «Системэйр» ОП г. Красноярска необходимо расширение штата отдела маркетинга. Данное мероприятие позволит эффективно сотрудничать с заказчиками, увеличить объемы заказов, выявить потребительские предпочтения внешнего рынка.
• Повышению объема реализации продукции будет также способствовать постоянное обновление ассортимента реализуемых товаров, работа по послепродажному обслуживанию клиентов.
• Разработана стратегия развития конкурентоспособности ООО «Системэйр» ОП г. Красноярска, содержащая следующие задачи:
1) поддержание высокого качества продукции;
2) освоение в дальнейшем рынка районов края;
3) наращивание объемов реализации производств и продажи продукции при одновременном снижении издержек обращения;
4) обеспечение высокой конкурентоспособности всего предприятия и реализуемой продукции.
• Целесообразно организовать систему мониторинга эффективности маркетинговой политики ООО «Системэйр» ОП г. Красноярска.Системы оценки успешности маркетинговой политики разрабатываются для того, чтобы убедиться, что компания достигла заданного уровня объема продаж, прибыли и других целей, сформулированных в ее маркетинговых и стратегических планах. В совокупности эти планы отражают результаты деятельности компании по планированию, которые указывают, как должны быть распределены ресурсы между рынками, товарами и мероприятиями комплекса маркетинга-микс. Эти планы включают постатейные бюджеты и, как правило, подробно перечисляют действия, которых ожидают от каждой организационной единицы - внутри или вне маркетингового отдела или подразделения — и которые рассматриваются как необходимые для достижения целей по обеспечению конкурентоспособности и финансовых целей компании. Первая и самая главная цель для маркетинга - это уровень продаж, которого достигает компания или отдельная позиция «услуга/рынок».
• В ООО «Системэйр» предлагается ежеквартально проводить анализ сбыта по отдельным направлениям деятельности компании. Анализ сбыта предполагает разбиение совокупных данных о реализации продукции па такие категории, как услуги, конечные потребители, сбытовые посредники, сбытовые территории и размер заказа. Цель анализа - определить сильные и слабые области; например, услуги с наибольшим и наименьшим объемом реализации, покупатели, па которых приходится большая часть доходов, а также торговые агенты и территории, демонстрирующие самое высокое и самое низкое качество работы.
• ООО «Системэйр» рекомендуется применять активные продажи, которые являются в настоящее время перспективным направлением в общем направлении развития продаж.
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г.Л.Азоев. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. - 208 с.
2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы / М.М. Алексеева. - 2013 - 336 с.
3. Алексунин В.А. Маркетинг. - М.: Дашков и К, 2012. - 241с.
4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия / И.Ансофф. - СПб: Питер Ком, 2000. - 416 с.
5. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое. - СПб.: Питер, 2014. - 344с.
6. Ансофф И. Стратегическое управление / И.Ансофф. - М.: Прогресс, 2006. - 519 с.
7. Афанасьева Л.П. Экономика предприятия (фирмы): практикум. - М.: Инфра-М, 2015. - 319с.
8. Бандурин В.В. Глобализация мировой экономики / В.В. Бандурин. - М. : Буквица, 2007. - 458 с.
9. Баранова Т.Ю. Корректировка маркетинговой стратегии в условиях кризиса: методика создания дополнительных конкурентных преимуществ. // Индустриальный и b2b маркетинг. 2014 - № 2. - С. 10-11.
10. Басовский Л.Е. Маркетинг: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2012. - 133с.
11. Баюров И.В. Какая стратегия нужна компании для лидерства на своем рынке? // Стратегический менеджмент. - 2013. - № 3. - С. 16-29.
12. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы. - М.: Инфра-М, 2015. - 362с.
13. Боумэн К. Стратегический менеджмент / Л.Г. Зайцева, М.И. Соколова ; пер. с англ.- М. : ЮНИТИ, 2015. - 175 с.
14. Буров В.П. Бизнес план. Методика составления. Реальный пример / В.П. Буров. - М. : ЦИПККАП, 2005. - 412 с.
15. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебное пособие. - М.: Проспект, 2012. - 118с.
16. Веснин В.Р. Стратегическое управление. Учебник - М.: ТК Велби, 2012. - 621с.
17. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии /
В.А.Винокуров. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2007. - 160 с.
18. Винокуров В.А. Управление развитием рыночных возможностей предприятия (качество управления, системная организация, оценка, стратегическое планирование). - М.: Благовест-В, 2015. - 369с.
19. Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С. Виханский. - М. : Гардарики, 2013. - 296 с.
20. Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С.Виханский. - М.:
Издательство МГУ, 2008. - 252 с.
21. Г ерчикова И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикова. - М. : ЮНИТИ, 2008. - 501 с.
22. Герчикова И.Н. Менеджмент / И.Н.Герчикова. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2013. - 235 с.
23. Голубков Е.П. Основы маркетинга. - М.: Дело и сервис, 2012. - 396с.
24. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия / В.Я. Горфинкель. - М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2006. - 670 с.
25. Грант Р.М. Современный стратегический менеджмент. - СПб.: Питер, 2012. - 560с.
26. Дедиков С.В., Адлер Ю.П., Фидельман Г.Н. Альтернативный менеджмент: Путь к глобальной конкурентоспособности. - М.: Альпина Паблишерс, 2015. - 186с.
27. Дэвенпорт Т. Аналитика как конкурентное преимущество. - М.:BestBusinessBoоks, 2015. - 256с.
28. Дюков И.И. Стратегия развития бизнеса. Практический подход. - СПб.: Питер, 2015. - 236с.
29.Заббарова О.А Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации. - М.: ЭКСМО, 2012. - 320с.
30.Зайцев Л.Г. Стратегический менеджмент / Л.Г. Зайцев. - М. : Экономистъ, 2005. - 416 с.
31.Заказнов А.В. Реализация стратегии — путь к успеху. Причины побед и поражений. // Стратегический менеджмент. - 2015. - № 1. - С. 14-24.
32. Игошкин В.С. Мировая экономика / В.С. Игошкин. - М. : КГФЭИ, 2013. - 248 с.
33. Каплан Р., Нортон Д. Награда за блестящую реализацию стратегии. Связь стратегии и операционной деятельности — гарантия конкурентного преимущества. - М.: Олимп-бизнес, 2015. - 368с.
34. Ковалёв А.И. Анализ финансового состояния предприятия / А.И.Ковалёв, В.П.Привалов. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2007. - 192 с.
35. Коробейников О.П. Стратегическое поведение: от разработки до реализации /
О.П.Коробейников, В.Ю.Колесов // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - №3. - С.88-129.
36. Крылов А.В. Бизнес в период кризиса: конкретные рекомендации по стратегии и продвижению // Реклама. Теория и практика. - 2015. - № 1. - С. 20-23.
37. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. - СПб.: Питер, 2015. - 413с.
38. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент / Ю.Н.Лапыгин. - М.: ИД «ИНФРА-М», 2008. - 236 с.
39. Лемешек И.С. Как разработать эффективную стратегию развития бизнеса. // Управленческий учет и финансы. 2014. - № 4. - С. 10-20.
40. Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент / А.Н. Люкшинов. - М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2015. - 375 с.
41. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент. - М.: Проспект, 2012. - 224с.
42. Столбов А.М., Байбурина Т.М. Подходы к разработке стратегии развития торгово-логистической компании [Текст] // Экономика региона. 2007. - № 18.
43. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент / В.Д.Маркова, С.А.Кузнецова. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 520 с.
44. Матвеев А.А. Маркетинговая дифференциация как инструмент управления продажами. // Управление продажами. - 2015. - № 6. - С. 23-29.
45. Медведев В.П. Инновации как средство обеспечения конкурентоспособности организации. - М.: Инфра-М, 2012. - 159с.
46. Мескон М. Основы менеджмента / М.Мескон, М.Альберт, Р.Хедоури. - М.: Дело, 2008. - 701 с.
47. Николаева Т. Фирменная торговля производственных предприятий и ее значение в развитии потребительского рынка крупного города / Т.Николаева, Н.Николаева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - №2. - С.67-74.
48.Олехнович Г.И. Конкурентные стратегии. - М.: БГЭУ, 2015. - 262с.
49. Попов В.М. Сборник бизнес-планов / В.М. Попов. - М. : КНОРУС,
50. Портер М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. / Перевод с английского. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 715 с.
51. Рыбаков М.Ю. Системное развитие бизнеса. // Менеджмент качества. - 2015. - №№3-4.
52. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент / А.А. Томпсон. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 571 с.
53. Томпсон-мл. А.А., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. - М: Вильямс, 2015. - 928с.
54. Томсон А., Стрикланд Д. Стратегический менеджмент / А.Томсон, Д.Стрикланд. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 456 с.
55. Траут Д. Дифференцируйся или умирай! Выживание в эпоху убийственной конкуренции. - СПб.: Питер, 2015. - 304с.
56. Уткин Э.А. Управление фирмой / Э.А.Уткин. - М.: АКАЛИС, 2004. - 516 с.
57. Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения / Р.А.Фатхутдинов. - М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 2008. - 208с.
58. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. - М. : ЗАО «Бизнес школа «Интел-Синтез», - 2013. - 416 с.
59.Чувакова С.Г. Стратегический маркетинг. Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2012. - 272с.
60. Шилков В.И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - М.: Форум, 2012. - 304с.
61. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Л.Я.Аврашков, В.В.Адамчук,
О.В.Антонова и др.; Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандара. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2012. - 352 с.