МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ЭКОНОМИКООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛЫХ ГОРОДОВ И СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
|
Введение 4
1 Устойчивость как показатель качественного развития территорий 6
1.1 Устойчивое развитие в мировой и российской экономике 6
1.2 Формы и механизмы обеспечения устойчивого развития территорий 13
2 Пространственная характеристика и проблемы устойчивого
развития территорий Красноярского края 21
2.1 Динамика экономического потенциала малых городов и сельских
территорий Красноярского края 21
2.2 Институциональная структура малых городов и сельских
территорий и выделение экономикооборазующих предприятий 55
2.3 Проблемы развития экономики малых городов и
сельских территорий 71
3 Механизмы управления устойчивым развитием экономикооборазующих предприятий малых городов и сельских территорий Красноярского края.... 87
3.1 Оценка потенциала формирования кластеров устойчивого развития
в малых городах и сельских территориях 87
3.2 Разработка дорожной карты устойчивого развития 101
3.3 Оценка эффективности управления устойчивым развитием
экономикообразующих предприятий 106
Заключение 110
Список использованных источников 113
Приложения А-Я 116-180
1 Устойчивость как показатель качественного развития территорий 6
1.1 Устойчивое развитие в мировой и российской экономике 6
1.2 Формы и механизмы обеспечения устойчивого развития территорий 13
2 Пространственная характеристика и проблемы устойчивого
развития территорий Красноярского края 21
2.1 Динамика экономического потенциала малых городов и сельских
территорий Красноярского края 21
2.2 Институциональная структура малых городов и сельских
территорий и выделение экономикооборазующих предприятий 55
2.3 Проблемы развития экономики малых городов и
сельских территорий 71
3 Механизмы управления устойчивым развитием экономикооборазующих предприятий малых городов и сельских территорий Красноярского края.... 87
3.1 Оценка потенциала формирования кластеров устойчивого развития
в малых городах и сельских территориях 87
3.2 Разработка дорожной карты устойчивого развития 101
3.3 Оценка эффективности управления устойчивым развитием
экономикообразующих предприятий 106
Заключение 110
Список использованных источников 113
Приложения А-Я 116-180
Актуальность данной работы связана с тем, что социально-экономическое развитие территорий Российской Федерации отличается высокой степенью неравномерности. "Эта тенденция во многом определяет территориально- отраслевую структуру и эффективность функционирования экономики регионов, проявляющуюся в диспропорциональности социальных и экономических показателей регионального развития" [58,с.3]. Существует огромное количество факторов, оказывающих влияние на потенциал территорий к устойчивому развитию.
Для выравнивания диспропорций в уровнях устойчивого развития территорий необходимо формировать стратегию их развития на основе механизма использования факторов экономического роста.
При этом актуальность проблемы возрастает, если рассматривать ее на уровне экономикообразующих предприятий малых городов и сельских территорий.
Цель работы - сформировать механизмы управления устойчивым развитие экономикообразующих предприятий малых городов и сельских территорий Красноярского края.
Задачи работы:
1) охарактеризовать устойчивость развития в мировой и российской экономике;
2) рассмотреть формы и механизмы обеспечения устойчивого развития территорий;
3) проанализировать динамику экономического потенциала малых городов и сельских территорий Красноярского края;
4) рассмотреть институциональную структуру малых городов и сельских территорий и выделить экономикооборазующие предприятия Красноярского края;
5) выявить проблемы развития экономики малых городов и сельских территорий;
6) оценить потенциал формирования кластеров устойчивого развития в малых городах и сельских территориях;
7) разработать предложения в дорожную карту устойчивого развития малых городов и сельских территорий;
8) оценить показатели эффективности управления устойчивым развитием.
Объект работы - малые города и сельские территории Красноярского края.
Предмет работы - устойчивое развитие экономикообразующих предприятий малых городов и сельских территорий Красноярского края.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Работа расположена на 180 страницах, включающих 15 таблиц, 18 рисунков, 25 приложений.
Для выравнивания диспропорций в уровнях устойчивого развития территорий необходимо формировать стратегию их развития на основе механизма использования факторов экономического роста.
При этом актуальность проблемы возрастает, если рассматривать ее на уровне экономикообразующих предприятий малых городов и сельских территорий.
Цель работы - сформировать механизмы управления устойчивым развитие экономикообразующих предприятий малых городов и сельских территорий Красноярского края.
Задачи работы:
1) охарактеризовать устойчивость развития в мировой и российской экономике;
2) рассмотреть формы и механизмы обеспечения устойчивого развития территорий;
3) проанализировать динамику экономического потенциала малых городов и сельских территорий Красноярского края;
4) рассмотреть институциональную структуру малых городов и сельских территорий и выделить экономикооборазующие предприятия Красноярского края;
5) выявить проблемы развития экономики малых городов и сельских территорий;
6) оценить потенциал формирования кластеров устойчивого развития в малых городах и сельских территориях;
7) разработать предложения в дорожную карту устойчивого развития малых городов и сельских территорий;
8) оценить показатели эффективности управления устойчивым развитием.
Объект работы - малые города и сельские территории Красноярского края.
Предмет работы - устойчивое развитие экономикообразующих предприятий малых городов и сельских территорий Красноярского края.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений. Работа расположена на 180 страницах, включающих 15 таблиц, 18 рисунков, 25 приложений.
Поиски пути стабильного долгосрочного территориального развития занимают все более важное место в системе государственных приоритетов не только в нашей стране, но и во всем мире. В данной работе устойчивое развитие территории будет трактоваться как показатель, характеризующий территорию как систему, которая при внешнем или внутреннем воздействии должна сохранять свои экономические, социальные, экологические характеристики. Можно выделить следующие методы оценки устойчивого развития - методы, основанные на системе обыкновенных дифференциальных уравнений, статистические методы, методы, основанные на использовании интегральных критериев, методам оптимального управления.
Таким образом, устойчивое развитие экономики страны и региона и, в конечном счете, предприятия требует создания таких механизмов и инструментов, которые посредством системы налогов, кредитов, цен, тарифов, таможенных пошлин, методов государственной поддержки и содействия обеспечивали активную инвестиционную и инновационную деятельность, рост объемов производства конкурентоспособной продукции, рентабельную работу предприятий, социальную защиту населения, охрану окружающей природной среды. Что касается факторов устойчивого развития территорий, то здесь различные исследователи выделяют свои факторы и обосновывают разумность их применения. Однако данные факторы обязательно являются составляющими экономической, экологической и социальной систем, иногда еще выделяют институциональную среду.
В работе был проведен анализ потенциала устойчивого развития малых городов и сельских территорий Красноярского края на основе трех потенциалов: социального, экономического и экологического. Их оценка базировалась на внутренних факторах устойчивого развития территорий. В социальном потенциале выделены такие потенциалы как здравоохранение,образование, культура, ЖКХ. В экономическом потенциале выделены трудовой потенциал, промышленный потенциал, потенциал сельского хозяйства, инвестиционный потенциал. В экологическом потенциале факторы рассматриваются по параметрам вода, воздух и отходы. Анализ потенциалов позволил выявить слабые и сильные стороны экономикообразующих предприятий малых городов и сельских территорий. Также была сформирована база предприятий экономикообразующих предприятий малых городов и сельских территорий.
Проведенная оценка показала, что среди макрорайонов по совокупному социальному потенциалу первое место занимают малые города и сельские территории Центрального макрорайона (0,466), затем Восточного (0,448), Южного (0,425), Западного макрорайона (0,442) и, наконец, Приангарского (0,306). Среди макрорайонов по совокупному экономическому потенциалу первое место занимают малые города и сельские территории Центрального макрорайона (0,349), затем Южный (0,286), Восточный (0,264), Западный (0,259), и, наконец, Приангарский макрорайон (0,173). Среди макрорайонов по совокупному экологическому потенциалу первое место занимают малые города и сельские территории Южного макрорайона (0,172), затем Восточного (0,169), Центрального (0,165), Западного (0,110) и, наконец, Приангарского макрорайона (0,024).
Дифференциация малых городов и сельских территорий в разрезе макрорайонов по устойчивому развитию показывает, что ни один макрорайон нельзя отнести к территориям с устойчивым развитием и даже ни один макрорайон нельзя отнести к территориям со среднеустойчивым развитием. Среднеустойчивое развитие по социальному потенциалу показывают малые города и сельские территории Южного, Восточного, Западного и Центрального районов, Приангарский макрорайон по социальному потенциалу показывает неустойчивое развитие. По экономическому и экологическому потенциалу все макрорайоны развиваются неустойчиво.
В нашем понимании макрорайоны обладают устойчивым развитием, если по всем трем рассмотренным потенциалам их можно отнести к территориям с устойчивым развитием. По нашему мнению, объектами устойчивого развития являются предприятия, муниципальные образования, макрорайоны, регионы, страна. Для достижения устойчивости системы в целом, следует начать с ее минимальных составляющих - предприятий. В следствие этого предполагаем, что для достижения устойчивости развития макрорайонов, объединяющих малые города и сельские территории Красноярского края, необходимо интенсивное взаимодействие предприятий сельских территорий и малых городов в рамках производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки.
Разработка стратегии устойчивого развития малых городов и сельских территорий Красноярского края основывается на соотношении имеющихся слабых и сильных сторон с учетом потенциальных возможностей и угроз. Ключевой момент стратегии устойчивого развития малых городов и сельских территорий Красноярского края заключается в том, что основным направлением экономического развития таких территорий должно быть сельское хозяйство. При этом в комплексе с усилением растениеводства и животноводства необходимо развить перерабатывающую пищевую промышленность. Переработку сельскохозяйственной продукции, поставляемой с сельских территорий, необходимо взять на себя малым городам, обладающим необходимыми производственными и трудовыми ресурсами, или при их отсутствии в макрорайоне крупным райцентрам.
В третьей главе мы сформировали кластеры устойчивого развития в малых городах и сельских территориях Красноярского края, обозначили механизмы поддержки развития кластера, разработали дорожная карта обеспечения устойчивого развития малых городов и сельских территорий Приангарского макрорайона Красноярского края, обозначили оценку эффективности управления устойчивым развитием малых городов и сельских территорий.
Таким образом, устойчивое развитие экономики страны и региона и, в конечном счете, предприятия требует создания таких механизмов и инструментов, которые посредством системы налогов, кредитов, цен, тарифов, таможенных пошлин, методов государственной поддержки и содействия обеспечивали активную инвестиционную и инновационную деятельность, рост объемов производства конкурентоспособной продукции, рентабельную работу предприятий, социальную защиту населения, охрану окружающей природной среды. Что касается факторов устойчивого развития территорий, то здесь различные исследователи выделяют свои факторы и обосновывают разумность их применения. Однако данные факторы обязательно являются составляющими экономической, экологической и социальной систем, иногда еще выделяют институциональную среду.
В работе был проведен анализ потенциала устойчивого развития малых городов и сельских территорий Красноярского края на основе трех потенциалов: социального, экономического и экологического. Их оценка базировалась на внутренних факторах устойчивого развития территорий. В социальном потенциале выделены такие потенциалы как здравоохранение,образование, культура, ЖКХ. В экономическом потенциале выделены трудовой потенциал, промышленный потенциал, потенциал сельского хозяйства, инвестиционный потенциал. В экологическом потенциале факторы рассматриваются по параметрам вода, воздух и отходы. Анализ потенциалов позволил выявить слабые и сильные стороны экономикообразующих предприятий малых городов и сельских территорий. Также была сформирована база предприятий экономикообразующих предприятий малых городов и сельских территорий.
Проведенная оценка показала, что среди макрорайонов по совокупному социальному потенциалу первое место занимают малые города и сельские территории Центрального макрорайона (0,466), затем Восточного (0,448), Южного (0,425), Западного макрорайона (0,442) и, наконец, Приангарского (0,306). Среди макрорайонов по совокупному экономическому потенциалу первое место занимают малые города и сельские территории Центрального макрорайона (0,349), затем Южный (0,286), Восточный (0,264), Западный (0,259), и, наконец, Приангарский макрорайон (0,173). Среди макрорайонов по совокупному экологическому потенциалу первое место занимают малые города и сельские территории Южного макрорайона (0,172), затем Восточного (0,169), Центрального (0,165), Западного (0,110) и, наконец, Приангарского макрорайона (0,024).
Дифференциация малых городов и сельских территорий в разрезе макрорайонов по устойчивому развитию показывает, что ни один макрорайон нельзя отнести к территориям с устойчивым развитием и даже ни один макрорайон нельзя отнести к территориям со среднеустойчивым развитием. Среднеустойчивое развитие по социальному потенциалу показывают малые города и сельские территории Южного, Восточного, Западного и Центрального районов, Приангарский макрорайон по социальному потенциалу показывает неустойчивое развитие. По экономическому и экологическому потенциалу все макрорайоны развиваются неустойчиво.
В нашем понимании макрорайоны обладают устойчивым развитием, если по всем трем рассмотренным потенциалам их можно отнести к территориям с устойчивым развитием. По нашему мнению, объектами устойчивого развития являются предприятия, муниципальные образования, макрорайоны, регионы, страна. Для достижения устойчивости системы в целом, следует начать с ее минимальных составляющих - предприятий. В следствие этого предполагаем, что для достижения устойчивости развития макрорайонов, объединяющих малые города и сельские территории Красноярского края, необходимо интенсивное взаимодействие предприятий сельских территорий и малых городов в рамках производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки.
Разработка стратегии устойчивого развития малых городов и сельских территорий Красноярского края основывается на соотношении имеющихся слабых и сильных сторон с учетом потенциальных возможностей и угроз. Ключевой момент стратегии устойчивого развития малых городов и сельских территорий Красноярского края заключается в том, что основным направлением экономического развития таких территорий должно быть сельское хозяйство. При этом в комплексе с усилением растениеводства и животноводства необходимо развить перерабатывающую пищевую промышленность. Переработку сельскохозяйственной продукции, поставляемой с сельских территорий, необходимо взять на себя малым городам, обладающим необходимыми производственными и трудовыми ресурсами, или при их отсутствии в макрорайоне крупным райцентрам.
В третьей главе мы сформировали кластеры устойчивого развития в малых городах и сельских территориях Красноярского края, обозначили механизмы поддержки развития кластера, разработали дорожная карта обеспечения устойчивого развития малых городов и сельских территорий Приангарского макрорайона Красноярского края, обозначили оценку эффективности управления устойчивым развитием малых городов и сельских территорий.



