Формирование позитивного образа России у учащихся средних общеобразовательных учреждений Красноярского края через деятельность школьных музеев
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Образ России в массовом и индивидуальном сознании граждан 10
1.1 Место и роль исторического краеведения в развитии позитивного
образа государства у учащихся 10
1.2 Характеристика школьного исторического краеведения
на современном этапе 14
2 Историко - краеведческая деятельность учащихся
в общеобразовательных учреждениях Красноярского края 19
2.1 Историческое развитие школьных музеев на территории
Красноярского края 19
2.2 Деятельность школьных музеев в средних общеобразовательных
учреждениях Красноярского края 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Образ России в массовом и индивидуальном сознании граждан 10
1.1 Место и роль исторического краеведения в развитии позитивного
образа государства у учащихся 10
1.2 Характеристика школьного исторического краеведения
на современном этапе 14
2 Историко - краеведческая деятельность учащихся
в общеобразовательных учреждениях Красноярского края 19
2.1 Историческое развитие школьных музеев на территории
Красноярского края 19
2.2 Деятельность школьных музеев в средних общеобразовательных
учреждениях Красноярского края 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что в современном глобализирующемся мире особое значение приобретает проблема
формирования стабильного позитивного образа России.
Моделированием образа современного российского государства у подрастающего поколения занимается, в первую очередь, система образования. Современное образование, в свою очередь, направлено на формирование и развитие патриотизма, активной гражданской позиции у учащихся. Гражданственность и патриотизм выступают как составные части социального и духовного развития отдельного человека. Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой может осуществляться подъем социальной и духовной культуры всего общества.
Одним из эффективных средств формирования патриотического сознания и интенсивного вовлечения юных российских граждан в общественную жизнь является краеведческая работа.
Краеведение - это звено образования на современном этапе, которое обогащает учащихся знаниями о родном крае, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков.
Степень изученности темы. Проблема формирования образа России у учащихся как отражения краеведческой работы, ранее специально не рассматривалась. Возможно, это связано с изменениями в жизни современного государства в социальной, экономической и политической сферах.
В настоящее время определилось такое научное направление, как педагогическая имиджелогия, призванное разрабатывать и использовать теорию и практику имиджа самой системы образования в стране. По данным проблемам проведены исследования Л.Г. Поповой , В.Н. Черепановой и др. Так, например, в работах А.А. Калюжного , проводится анализ теоретического обоснования природы имиджа педагога, характеристик и типов, а также создание самого инструментария формирования педагогического имиджа.
Для нашего исследования, внимания заслуживают работы Д.Н. Замятина в области гуманитарной географии. Они посвящены географическим образам территорий. Описание генезиса географических образов и их классификация являются инновационными исследованиями в области гуманитарной географии.
В начале прошлого века И. М. Гревс создал петербургскую школу краеведения, заложившую основу образного восприятия города и края как целостного организма. «Край - это именно живое целое; это особого рода организм, так же как - в более широком горизонте - область, страна, земля... Краеведение неуклонно стремится к синтезу. Оно должно начертать полный и цельный портрет края» - отмечает И. М. Гревс.
Изучая историографию развития исторического краеведения в целом, следует обратить внимание на то, что исследуемой темой занимались, прежде всего, активные его участники.
Важным вкладом в разработку истории краеведения следует признать, статьи С.О. Шмидта , в которых даны характеристики понятий «краеведение», «историческое краеведение», подчеркнута их комплексность и научность. Автор утверждает, что краеведческое знание - это комплексное знание: географическое, экологическое, историческое. Метод краеведения опирается на междисциплинарные научные связи, учитывает выводы научных теорий и первичные наблюдения обычной повседневной практики. Краеведение соединяет научную, научно - популяризаторскую и общественную деятельность, к которой причастны и учёные - специалисты и значительно более широкий круг лиц, преимущественно местные жители .
В работах В.Е. Туманова , М.Ю. Юхневич , Д.В Кацюба , К.Ф. Строева обобщен опыт работы школьных музеев, освящена их деятельность. Например, К.Ф. Строев, утверждает, что «школьный краеведческий музей не должен представлять собой бессистемное собрание редкостей, случайно собранных и нарушающих внутреннюю его цельность. Как бы ни были разнообразны отдельные группы предметов, их всегда необходимо объединять определенной внутренней связью».
Возможности краеведения как средства воспитания у подрастающего поколения любви к Родине, родному краю раскрыты в работах Д.В. Кацюбы . Вопросы исторического характера музеев школ представлены в работе
С.В. Евтушенко , Д.А. Равикович .
Исследуемой темой занимались, прежде всего, руководители музеев образовательных учреждений - А.Е. Сейненский , З.А. Огризко , М.Ю. Юхневич и др.
В ряде исследований обобщён опыт организации, методики выявления, сбора, описи, учёта хранения документальных памятников в школьных музеях - В.Е. Туманов , а также существующие проблемы исторического краеведения образовательного учреждения - А.И. Персин .
В ряде статей Л.Д. Яковлевой , М.И. Корсаковой описывается правила исследовательской работы школьников с документами архивов школьных музеев. Например, работа М.И. Корсаковой направлена на необходимость обращения к первоисточникам и включения их в процесс краеведческой деятельности. Особое место автор отводит архивным документальным материалам при изучении истории малой Родины.
В последние годы были выполнены диссертационные работы И.Н. Микулан , Е.Е. Леонова , О.Н. Шелегиной , И.А. Сизовой . Авторы раскрывают историю развития школьных музеев в России и их роль в формировании патриотического сознания у учащихся.
Литература Красноярского края представляет региональный характер. Определенное влияние на решение проблемы оказала работа Л.В. Белгородской , содержащая основы исторической имидженологии. В работе Б.Е. Андюсева отражена уникальность сибирского краеведения. Вопросам о развитии краеведческого движения в Приенисейской Сибири особое внимание уделил А.С. Вдовин .
Монография заведующего кафедрой истории России СФУ, профессора, доктора исторических наук М.Д. Северьянова , которая является заметным событием в историографии сибирской деревни. Автором делается попытка воссоздать наиболее полную историю саянской деревни. В монографии большое количество новых документов, имен, событий, фактов. Данная работа посвящена молодежи «с надеждой, что они проникнутся гордостью за свою малую родину и впишут еще более яркие страницы в её историю» - как пишет автор.
О необходимости патриотического воспитания и сибирского самосознания школьников Красноярского края влияние оказали авторы коллективного издания Н.И. Дроздов, Г.Ф. Быконя, В.И. Фёдорова . Авторский коллектив уверен, что невозможно любить страну, не зная своей малой родины, что трудно беречь настоящее, не зная, какую цену заплатили за него наши предки.
Целью работы является определение особенностей и принципов формирования позитивного образа России у учащихся общеобразовательных учреждений.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования определены следующие задачи:
- описать факторы в массовом и индивидуальном сознании граждан, формирующие образ России;
- определить место и роль исторического краеведения в развитии позитивного образа государства у учащихся;
- охарактеризовать школьное историческое краеведение на
современном этапе;
- провести анализ историко - краеведческой деятельности в образовательных учреждениях Красноярского края.
Объектом выпускной квалификационной работы является образ России в массовом и индивидуальном сознании граждан.
Предметом работы является историческое краеведение как фактор формирования позитивного образа России у учащихся.
В методологическую основу работы легли методы и принципы анализа исторической науки. Проблемно - хронологический метод позволил охарактеризовать историческое развитие школьных музеев на территории Красноярского края. Метод индукции использовался при описании деятельности школьных музеев. Метод обобщения и анализа понадобился при изучении историографии вопроса о формировании позитивного образа России у учащихся посредством исторического краеведения. Эмпирические методы исследования включали измерения - при получении количественных данных о школьных музеях, анкетирования - при опросе об организации музейной деятельности школьных учреждений, сравнения - при анализе заполненных анкет.
Источниковая база работы представляет собой опубликованные источники, касающиеся работы музеев РФ: Закон РФ «Об образовании» , «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» , государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 гг.» , Примерное положение о музее
образовательного учреждения (школьном музее) .
Документация школьных музеев представлена приказами о создании музея, Уставами (Положениями) о школьном музее, утвержденными руководителями образовательных учреждений, книгами учета основного фонда музейных предметов, книгами учета научно - вспомогательного фонда музейных предметов.
Списки по количественному составу школьных музеев на территории Красноярского края получены с официального сайта ФГБОУ ДОД «Федерального центра детско - юношеского туризма и краеведения» . Положения фестивалей смотров - с официального сайта КГБОУ ДО «Красноярского краевого центра туризма и краеведения» .
Электронные источники составляют сайты школьных музеев в сети Интернет. Они имеются не у всех музеев, у большинства представлены лишь страницы, отражающие общие сведения (историю развития, фонды и описание содержания экспозиций, направления деятельности).
Научная новизна работы состоит в обосновании исторического краеведения как фактора формирования образа России в массовом и индивидуальном сознании граждан.
Практическая значимость исследования заключается в использовании её в курсах дисциплин «История», «Архивное дело», «Музееведение».
Апробация. Основные положения и результаты представлены на Международной научной конференции «Молодёжь и наука: проспект Свободный» (Красноярск, 2016г.) .
формирования стабильного позитивного образа России.
Моделированием образа современного российского государства у подрастающего поколения занимается, в первую очередь, система образования. Современное образование, в свою очередь, направлено на формирование и развитие патриотизма, активной гражданской позиции у учащихся. Гражданственность и патриотизм выступают как составные части социального и духовного развития отдельного человека. Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой может осуществляться подъем социальной и духовной культуры всего общества.
Одним из эффективных средств формирования патриотического сознания и интенсивного вовлечения юных российских граждан в общественную жизнь является краеведческая работа.
Краеведение - это звено образования на современном этапе, которое обогащает учащихся знаниями о родном крае, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственных понятий и навыков.
Степень изученности темы. Проблема формирования образа России у учащихся как отражения краеведческой работы, ранее специально не рассматривалась. Возможно, это связано с изменениями в жизни современного государства в социальной, экономической и политической сферах.
В настоящее время определилось такое научное направление, как педагогическая имиджелогия, призванное разрабатывать и использовать теорию и практику имиджа самой системы образования в стране. По данным проблемам проведены исследования Л.Г. Поповой , В.Н. Черепановой и др. Так, например, в работах А.А. Калюжного , проводится анализ теоретического обоснования природы имиджа педагога, характеристик и типов, а также создание самого инструментария формирования педагогического имиджа.
Для нашего исследования, внимания заслуживают работы Д.Н. Замятина в области гуманитарной географии. Они посвящены географическим образам территорий. Описание генезиса географических образов и их классификация являются инновационными исследованиями в области гуманитарной географии.
В начале прошлого века И. М. Гревс создал петербургскую школу краеведения, заложившую основу образного восприятия города и края как целостного организма. «Край - это именно живое целое; это особого рода организм, так же как - в более широком горизонте - область, страна, земля... Краеведение неуклонно стремится к синтезу. Оно должно начертать полный и цельный портрет края» - отмечает И. М. Гревс.
Изучая историографию развития исторического краеведения в целом, следует обратить внимание на то, что исследуемой темой занимались, прежде всего, активные его участники.
Важным вкладом в разработку истории краеведения следует признать, статьи С.О. Шмидта , в которых даны характеристики понятий «краеведение», «историческое краеведение», подчеркнута их комплексность и научность. Автор утверждает, что краеведческое знание - это комплексное знание: географическое, экологическое, историческое. Метод краеведения опирается на междисциплинарные научные связи, учитывает выводы научных теорий и первичные наблюдения обычной повседневной практики. Краеведение соединяет научную, научно - популяризаторскую и общественную деятельность, к которой причастны и учёные - специалисты и значительно более широкий круг лиц, преимущественно местные жители .
В работах В.Е. Туманова , М.Ю. Юхневич , Д.В Кацюба , К.Ф. Строева обобщен опыт работы школьных музеев, освящена их деятельность. Например, К.Ф. Строев, утверждает, что «школьный краеведческий музей не должен представлять собой бессистемное собрание редкостей, случайно собранных и нарушающих внутреннюю его цельность. Как бы ни были разнообразны отдельные группы предметов, их всегда необходимо объединять определенной внутренней связью».
Возможности краеведения как средства воспитания у подрастающего поколения любви к Родине, родному краю раскрыты в работах Д.В. Кацюбы . Вопросы исторического характера музеев школ представлены в работе
С.В. Евтушенко , Д.А. Равикович .
Исследуемой темой занимались, прежде всего, руководители музеев образовательных учреждений - А.Е. Сейненский , З.А. Огризко , М.Ю. Юхневич и др.
В ряде исследований обобщён опыт организации, методики выявления, сбора, описи, учёта хранения документальных памятников в школьных музеях - В.Е. Туманов , а также существующие проблемы исторического краеведения образовательного учреждения - А.И. Персин .
В ряде статей Л.Д. Яковлевой , М.И. Корсаковой описывается правила исследовательской работы школьников с документами архивов школьных музеев. Например, работа М.И. Корсаковой направлена на необходимость обращения к первоисточникам и включения их в процесс краеведческой деятельности. Особое место автор отводит архивным документальным материалам при изучении истории малой Родины.
В последние годы были выполнены диссертационные работы И.Н. Микулан , Е.Е. Леонова , О.Н. Шелегиной , И.А. Сизовой . Авторы раскрывают историю развития школьных музеев в России и их роль в формировании патриотического сознания у учащихся.
Литература Красноярского края представляет региональный характер. Определенное влияние на решение проблемы оказала работа Л.В. Белгородской , содержащая основы исторической имидженологии. В работе Б.Е. Андюсева отражена уникальность сибирского краеведения. Вопросам о развитии краеведческого движения в Приенисейской Сибири особое внимание уделил А.С. Вдовин .
Монография заведующего кафедрой истории России СФУ, профессора, доктора исторических наук М.Д. Северьянова , которая является заметным событием в историографии сибирской деревни. Автором делается попытка воссоздать наиболее полную историю саянской деревни. В монографии большое количество новых документов, имен, событий, фактов. Данная работа посвящена молодежи «с надеждой, что они проникнутся гордостью за свою малую родину и впишут еще более яркие страницы в её историю» - как пишет автор.
О необходимости патриотического воспитания и сибирского самосознания школьников Красноярского края влияние оказали авторы коллективного издания Н.И. Дроздов, Г.Ф. Быконя, В.И. Фёдорова . Авторский коллектив уверен, что невозможно любить страну, не зная своей малой родины, что трудно беречь настоящее, не зная, какую цену заплатили за него наши предки.
Целью работы является определение особенностей и принципов формирования позитивного образа России у учащихся общеобразовательных учреждений.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования определены следующие задачи:
- описать факторы в массовом и индивидуальном сознании граждан, формирующие образ России;
- определить место и роль исторического краеведения в развитии позитивного образа государства у учащихся;
- охарактеризовать школьное историческое краеведение на
современном этапе;
- провести анализ историко - краеведческой деятельности в образовательных учреждениях Красноярского края.
Объектом выпускной квалификационной работы является образ России в массовом и индивидуальном сознании граждан.
Предметом работы является историческое краеведение как фактор формирования позитивного образа России у учащихся.
В методологическую основу работы легли методы и принципы анализа исторической науки. Проблемно - хронологический метод позволил охарактеризовать историческое развитие школьных музеев на территории Красноярского края. Метод индукции использовался при описании деятельности школьных музеев. Метод обобщения и анализа понадобился при изучении историографии вопроса о формировании позитивного образа России у учащихся посредством исторического краеведения. Эмпирические методы исследования включали измерения - при получении количественных данных о школьных музеях, анкетирования - при опросе об организации музейной деятельности школьных учреждений, сравнения - при анализе заполненных анкет.
Источниковая база работы представляет собой опубликованные источники, касающиеся работы музеев РФ: Закон РФ «Об образовании» , «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» , государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 гг.» , Примерное положение о музее
образовательного учреждения (школьном музее) .
Документация школьных музеев представлена приказами о создании музея, Уставами (Положениями) о школьном музее, утвержденными руководителями образовательных учреждений, книгами учета основного фонда музейных предметов, книгами учета научно - вспомогательного фонда музейных предметов.
Списки по количественному составу школьных музеев на территории Красноярского края получены с официального сайта ФГБОУ ДОД «Федерального центра детско - юношеского туризма и краеведения» . Положения фестивалей смотров - с официального сайта КГБОУ ДО «Красноярского краевого центра туризма и краеведения» .
Электронные источники составляют сайты школьных музеев в сети Интернет. Они имеются не у всех музеев, у большинства представлены лишь страницы, отражающие общие сведения (историю развития, фонды и описание содержания экспозиций, направления деятельности).
Научная новизна работы состоит в обосновании исторического краеведения как фактора формирования образа России в массовом и индивидуальном сознании граждан.
Практическая значимость исследования заключается в использовании её в курсах дисциплин «История», «Архивное дело», «Музееведение».
Апробация. Основные положения и результаты представлены на Международной научной конференции «Молодёжь и наука: проспект Свободный» (Красноярск, 2016г.) .
Представленное в данной работе исследование роли и места исторического краеведения в процессе формирования позитивного образа России и потенциальных возможностей школьного музея как его инструмента, играющего роль транслятора исторического знания, как представляется, убедительно подтверждает тот факт, что историко - краеведческая деятельность учащихся средних общеобразовательных учреждений представляет собой мощный имиджеобразующий ресурс.
Потенциал исторического краеведения как средства современного образования, с одной стороны, и как основного содержательного элемента нравственно - патриотического воспитания, с другой стороны, может и должен быть эффективно использован в деле формирования позитивного образа России у учащихся средних общеобразовательных учреждений.
В условиях современного глобализирующегося мира формирование положительного образа России в значительной мере берет на себя, так называемое образование наследием, которое осуществляется через активную историко - краеведческую деятельность учащихся в школьном музее. Образование через наследие помогает понять школьникам значение и место истории в настоящем, создает образ события или эпохи. Через ознакомление с наглядными свидетельствами прошлого своей малой Родины, историко - краеведческую работу у учащихся рождается важное ощущение, что всё имеет историю, а отсюда возникает вкус к истории и развивается интерес к ней, тем самым, неосознанно формируется позитивной образ целого государства через познание исторического наследия края.
Формирование положительного образа России у учащихся в условиях глобализации требует долгосрочной внутренней имиджевой политики в многонациональной, поликультурной, многоконфессиональной России. Важность обретает идея развития исторического краеведения, цель которого заключается в формировании уважения учащихся к месту проживания, его истории, стимулированию подлинного патриотизма как нравственной основы позитивного образа России место и роль которого не переоценить
Школьное историческое краеведение поможет сыграть значительную роль в формировании положительного образа России у учащихся средних общеобразовательных учреждений, выполняя информационные и коммуникативные функции. Сохранение исторического наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения, приведёт к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, индивидуальность личности.
Итак, потенциал исторического краеведения как действенного средства формирования положительного образа России и патриотического воспитания у учащихся средних общеобразовательных учреждений заключается в том, что на «родном» материале, на примерах из региональной истории, на изучении особенностей современной жизни родного края, в приближении учащихся к фактическим источникам, можно сформировать положительный образ России и привить чувство патриотизма.
Потенциал исторического краеведения как средства современного образования, с одной стороны, и как основного содержательного элемента нравственно - патриотического воспитания, с другой стороны, может и должен быть эффективно использован в деле формирования позитивного образа России у учащихся средних общеобразовательных учреждений.
В условиях современного глобализирующегося мира формирование положительного образа России в значительной мере берет на себя, так называемое образование наследием, которое осуществляется через активную историко - краеведческую деятельность учащихся в школьном музее. Образование через наследие помогает понять школьникам значение и место истории в настоящем, создает образ события или эпохи. Через ознакомление с наглядными свидетельствами прошлого своей малой Родины, историко - краеведческую работу у учащихся рождается важное ощущение, что всё имеет историю, а отсюда возникает вкус к истории и развивается интерес к ней, тем самым, неосознанно формируется позитивной образ целого государства через познание исторического наследия края.
Формирование положительного образа России у учащихся в условиях глобализации требует долгосрочной внутренней имиджевой политики в многонациональной, поликультурной, многоконфессиональной России. Важность обретает идея развития исторического краеведения, цель которого заключается в формировании уважения учащихся к месту проживания, его истории, стимулированию подлинного патриотизма как нравственной основы позитивного образа России место и роль которого не переоценить
Школьное историческое краеведение поможет сыграть значительную роль в формировании положительного образа России у учащихся средних общеобразовательных учреждений, выполняя информационные и коммуникативные функции. Сохранение исторического наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения, приведёт к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, индивидуальность личности.
Итак, потенциал исторического краеведения как действенного средства формирования положительного образа России и патриотического воспитания у учащихся средних общеобразовательных учреждений заключается в том, что на «родном» материале, на примерах из региональной истории, на изучении особенностей современной жизни родного края, в приближении учащихся к фактическим источникам, можно сформировать положительный образ России и привить чувство патриотизма.



