Введение 3
1 Рынок гостиничных услуг 6
1.1 Современный рынок гостиничных услуг России 6
1.2 Гостиничная услуга, её специфика и составные элементы 13
1.3 Сегментация рынка гостиничных услуг 23
1.4 Маркетинговые исследования в оценке качества гостиничных
услуг 28
Заключение
Список использованных источников
Индустрия гостеприимства сформировалась и выросла из сектора средств размещения, представленного различными типами гостиничных предприятий. В классическом понимании гостиница - это дом с меблированными комнатами для приезжающих. В современных условиях гостиница - это предприятие, предназначенное для гостиничного обслуживания граждан, а также индивидуальных туристов и организованных групп.
Современное гостиничное предприятие предоставляет потребителям не только услуги проживания и питания, но и широкий спектр услуг транспорта, связи, развлечений, экскурсионное обслуживание, медицинские, спортивные услуги и прочее.
Индустрия гостеприимства объединяет различные профессиональные сферы деятельности людей: туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, отдых и развлечения, организацию конференций, семинаров и выставок, спортивную, музейно - выставочную, экскурсионную деятельность, а также сферу профессионального образования в области гостеприимства. Индустрия гостеприимства - сложная, комплексная сфера профессиональной деятельности людей, усилия которых направлены на удовлетворение разнообразных потребностей гостей, как туристов, так и местных жителей.
Основной целью гостиничной индустрии, как и любого другого бизнеса является превышение доходов над затратами, то есть достижение большей прибыли или высокой рентабельности. Достижение данной цели в условиях рыночной экономики возможно только при условии производства необходимых и предпочитаемых потребителями услуг, пользующихся спросом.
Прибыль - непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно результат его деятельности. Если предприятие не
укладывается в такой режим поведения и не получает прибыль от своей деятельности, то оно вынуждено уйти из экономической среды и признать себя банкротом. Получение прибыли является важнейшим условием конкурентоспособности предприятия.
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что в настоящее время, в связи с предстоящей Универсиадой-2019, в городе Красноярске активно развивается рынок гостиничных услуг и поэтому важно уметь анализировать ассортимент услуг в действующих гостиницах и определять пути его оптимизации в условиях конкуренции для повышения эффективности гостиничного предприятия в целом.
Цель дипломной работы - разработать мероприятия по расширению ассортимента услуг в гостинице Международного выставочно-делового центра «Сибирь».
В соответствии с данной целью исследования были поставлены следующие задачи:
• изучить современный рынок гостиничных услуг;
• дать характеристику деятельности служб гостиницы МВДЦ «Сибирь»;
• проанализировать ассортимент гостиничных услуг МВДЦ «Сибирь»;
• провести маркетинговое исследование потребительских предпочтений в отношении гостиничных услуг МВДЦ «Сибирь» и сегментацию опрошенных потребителей;
• проанализировать конкурентоспособность гостиницы МВДЦ
«Сибирь»;
• разработать мероприятия по расширению ассортимента услуг в гостинице МВДЦ «Сибирь».
Объектом исследования является гостиница Международного выставочно-делового центра «Сибирь».
Работа выполнена на основе информации, полученной из учебной и научной литературы отечественных и зарубежных авторов, а также из других
4
источников: сети Internet, периодических изданий, средств массовой информации, статистических источников.
Сбор информации в проведенном маркетинговом исследовании производили методом анкетирования (письменный опрос).
Для обработки экспериментальных данных и построения графических зависимостей использовались современные статистические пакеты «Microsoft Office Excel», «Statistica 6,0».
В настоящее время гостиничная индустрия представляет собой одну из самых быстроразвивающихся отраслей имеющую высокий уровень конкуренции. Все чаще происходит открытие новых гостиниц или расширение старых. Новые услуги создаются с целью максимально полного удовлетворения потребностей определенных групп потребителей. Предприятия создаются, а через некоторое время часть из них не выдерживает конкуренции и выходит из бизнеса. В гостиничном бизнесе слово «сервис» означает систему мер, обеспечивающих высокий уровень комфорта, удовлетворяющих самые разнообразные бытовые, хозяйственные и культурные запросы гостей. С каждым годом запросы и требования к услугам повышаются, поэтому чем выше культура и качество услуг обслуживания гостей, - тем выше имидж гостиницы, тем привлекательнее она становится для клиентов и, тем успешнее происходит материальное процветание гостиницы.
Важной ответственной задачей для каждой гостиницы является создание репутации предприятия с высоким качеством обслуживания. Высокое качество обслуживания гостей обеспечивается коллективными усилиями работников всех служб гостиницы, постоянным и эффективным контролем со стороны администрации, проведением работы по совершенствованию форм и методов обслуживания, изучению и внедрению передового опыта, новой техники и технологии, расширению ассортимента и совершенствованию качества предоставляемых услуг.
В условиях сегодняшней конкуренции предприятия гостиничной индустрии, для выживания, не могут более опираться на неэффективные консервативные формы и методы обслуживания.
Актуальность выбранной темы обеспечена конкуренцией гостиничных предприятий, что приводит к совершенствованию гостиничных услуг или разработке совершенно новых.
Целью дипломной работы является разработка мероприятий по расширению ассортимента услуг в гостинице МВДЦ «Сибирь».
В первом разделе разобраны основные теоретические и научно-методический подходы к таким определениям, как модель качества услуг, сегментация гостиничных услуг. Был изучен рынок гостиничных услуг в
России и организация маркетинговых исследований.
Во втором разделе подробно разобран ассортимент гостиничных услуг в гостинице «Сибирь». Для выяснения потребительских предпочтений в отношении гостиничных услуг МВДЦ «Сибирь» проведено маркетинговое исследование в виде анкетирования. Для анализа конкурентоспособности построена таблица и проведено соответствующее исследование.
В третьем разделе, основываясь на результатах проведенного исследования разработаны мероприятия по расширению гостиничных услуг в гостинице МВДЦ «Сибирь»:
• разработка номеров для лиц с ограниченными возможностями;
• разработка гипоаллергенных номеров;
• установка бикаминов в номерах класса апартаменты;
• оснащение гостиницы МВДЦ «Сибирь» системой SPG Keyless;
• установка цифровых вывесок (Digital Signage).
В ходе подготовки дипломной работы в ней решены следующие задачи:
• изучен современный рынок гостиничных услуг;
• дана характеристика деятельности служб гостиницы МВДЦ «Сибирь»;
• проанализирован ассортимент гостиничных услуг МВДЦ «Сибирь»;
• проведено маркетинговое исследование потребительских предпочтений в отношении гостиничных услуг МВДЦ «Сибирь» и сегментацию опрошенных потребителей;
• проанализирована конкурентоспособность гостиницы МВДЦ «Сибирь»;
• разработаны мероприятия по расширению ассортимента услуг в гостинице МВДЦ «Сибирь».
1. Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской федерации от 09.10.2015 №1085 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http:|//base.consultant.ru
2. Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями [Электронный ресурс]: приказ Минкультуры России от 03.12.2012 №1488 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http:|//base.consultant.ru
3. ГОСТ Р 50646-2012 Услуги населению. Термины и определения. - Введ. 01.01.2014 - Москва: Стандартинформ, 2014. 16с.
4. ГОСТ Р 51185-2014 Туристские услуги. Средства размещения. - Введ. 01.01.2016 - Москва: Стандартинформ, 2015. -36с.
5. ГОСТ Р 52113-2014 Услуги населению. Номенклатура показателей качества услуг. - Введ. 01.01.2016 - Москва: Стандартинформ, 2015. - 29с.
6. ГОСТ Р 53423-2009 Туристские услуги и другие средства размещения. - Введ. 01.07.2010 - Москва: Стандартинформ, 2010. - 32с.
7. ГОСТ Р 55699-2013 Доступные средства размещения для туристов с ограниченными физическими возможностями - Введ. 01.01.2015 - Москва: Стандартинформ, 2014. - 41 с.
8. Аакер Д.А. Маркетинговые исследования / Д.А. Аакер, В. Улар Санкт-Петербург: 2004. - 256 с.
9. Алексунин, В.А. Маркетинг: учебник / В.А. Алексунин - Москва: Дашков и Ко, 2005. - 204 с.
10. Арбузова Н.Ю. Технология и организация гостиничных услуг: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Ю. Арбузова. - Москва: Академия, 2009. - 224 с.
11. Арифуллин М.В. Пути повышения эффективности гостиничных услуг: автореферат диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / Арифуллин М.В. - Санкт-Петербург, 2008 - 21 с.
12. Анализ рынка гостиничных услуг в России в 2010-2014 гг., прогноз на 2015-2019 гг. агентства BusinessStat/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marketing.rbc.ru/research/562949984256624.shtml.
13. Байлик С. И. Гостиничное хозяйство : организация, управление, обслуживание : учебное пособие для студентов вузов / С. И. Байлик. - 3-е издание, стереотипное. - Киев : Дакор, 2008. - 284 с.
14. Баумгартен, Л. В. Маркетинг гостиничного предприятия: учебник для академического бакалавриата / Л. В. Баумгартен. — Москва: Юрайт, 2015 — 338 с.
15. Бондаренко Г.А. Гостиничное и ресторанное хозяйство. Учебно-практическое пособие /Г.А Бондаренко- 2-е изд.- Минск, БГЭУ, 2011. - 358 с.
16. Волков Ю.Ф. Технология гостиничного обслуживания: учебник / Ю.Ф. Волков. - Изд. 2-е. - Ростов на Дону: Феникс, 2005. - 384 с.
17. Галкин К.Д., Шамин А.Е. Состояние и особенности развития рынка гостиничных услуг в России / К.Д.Галкин, А.Е. Шамин. Управление экономическими системами. - 2014. - № 14. - 32с.
18. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. - Москва: Финпресс, 2003. - 496 с.
19. Гостиничный бизнес в России. Discovery research group/ Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.drgroup.ru/281- issledovanie-rinka-turisticheskix-uslug-v-rossiiv-2008-2011-godax.html (дата обращения 10.02.15).
20. Гостиницы и деловой туризм Сибири : март - сентябрь, 2012 : [каталог]. - [Красноярск : б. и., 2012]. - 88 с.
21. Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства: учебное пособие для студентов высшего учебного заведений / Е.А. Джанджагузова - Москва: Академия, 2003. - 224 с.
22. Ефремова М.В. Сегментация потребителей гостиничных услуг. Маркетинг в России и за рубежом / М.В. Ефремова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.studbooks.ne
23. Иванов В. В. Гостиничный менеджмент : справочное пособие / В. В. Иванов, А. Б. Волов. - Москва : ИНФРА-М, 2007. - 383 с.
24. Индустрия гостеприимства: основы организации и управления : учебное пособие / ред. А. Д. Чудновский - Москва : ИНФРА-М, 2011. - 399 с.
25. Крылова Г.Д. Маркетинг / Г.Д. Крылова - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 439с.
26. Кусков А. С. Гостиничное дело : учебное пособие / А. С. Кусков. - Москва : Дашков и К°, 2010. - 326 с.
27. Ляпина И. Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания: учебник / И. Ю. Ляпина ; под ред. канд. пед. наук А. Ю. Лапина. - Москва : Академия, 2007. - 207 с.
28. Медлик С. Гостиничный бизнес : учебник для студентов высших учебных заведений / С. Медлик, Х. Инграм ; [пер. с англ. А. В. Павлова]. - Москва : Юнити, 2005. - 224 с.
29. Мичелли Д. А. Ritz-Carlton : золотой стандарт гостиничного бизнеса нового тысячелетия / Д. А. Мичелли ; [пер. с англ. В. С. Иващенко]. - Москва: Эксмо, 2009. - 309 с.
30. Носов И.В. Состояние и особенности развития рынка гостиничных услуг в России / И.В. Носов - Москва: Вестник РГТЭУ. - 2013. - № 4. 155с.
31. Обзор российского рынка гостиничных услуг. Информационный портал межрегионального делового сотрудничества/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-11780.html (дата обращения 25.03.2015).
32. Обзор рынка гостиничной недвижимости в "городах- миллионниках". GVA Sawyer/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.gvasawyer.ru/ImgResearch/Hotel_Top_cities_201.pdf (дата
обращения 18.04.2015).
33. Огнева С. Анкетирование в оценке качества гостиничных услуг / С. Огнева, // Стандарты и качество. - 2007 - N 3. - 93с
34. Российский статистический ежегодник - 2014: Стат.сб./ Росстат. - Москва, 2014. 250с.
35. Сенин В. С. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. С. Сенин, А. В. Денисенко. - Москва : Финансы и статистика, 2008. - 139 с.
36. Старикова М.С. Обзор российского и регионального рынка гостиничных услуг / М.С. Старикова Экономика. Управление. Право. - 2015. - 21с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.economy- management-law.com/archive/2015/release_3_60_may- june/starikova_m_s_obzor_rossijskogo_i_regional_nogo_rynka_gostinichnyh_uslu g/
37. Тимохина Т. Л. Технологии гостиничной деятельности. Теория и практика : учебник для прикладного бакалавриата / Т. Л. Тимохина. - Москва: Юрайт, 2014. - 336 с.
38. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов. - Москва: Добросовет, 2000. - 596 с.
39. Янкевич В.С., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт / В.С. Янкевич, Н.Л. Безрукова - Москва: Финансы и статистика, 2005. - 416 с.