Введение 5
1 Теоретический аспект изучения социально-психологического сопровождения
подростков с различными проявлениями акцентуаций характера 9
1.1 Характер как индивидуальная характеристика личности 9
1.2 Акцентуации характера: понятие, классификации 14
1.3 Проявление акцентуации характера у подростков 23
2 Экспериментальное исследование проявлений акцентуаций характера у
подростков 26
2.1 Организация и методы исследования 26
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 36
2.3 Программа социально-психологического сопровождения подростков с
акцентуированными характерами 49
Заключение 56
Список использованных источников 59
Приложение 1 Методы диагностики
Приложение 2 Игры и упражнения для подростков
Приложение З Консультации для родителей
Приложение 4 Рекомендации родителям и педагогам по воспитанию детей подросткового возраста
Приложение 5 Игры в семейном кругу
Приложение 6 Рекомендации по общению с детьми, с проблемами в поведении для педагогов
Приложение 7 Результаты вычисления точечно коэффициента корреляции
Подростковый возраст - период кризисов. В этом возрасте решается глобальное количество вопросов: кризис идентичности (склонность к депрессиям и суицидальному поведению), кризис авторитетов (следствие Эдипова комплекса - протест против отца), сексуальный кризис (смена эрогенных зон с оральной на генитальную), страх ролей, гормональный диссонанс - таким образом, получается растянутый во времени эмоциональносоциальный психологический стресс. В последние годы в психологии и педагогике накоплен большой теоретический и экспериментальный материал, который раскрывает особую роль акцентуированных черт характера в личностном и профессиональном развитии человека. Проблему акцентуаций характера также традиционно связывали с проблемой отклоняющегося поведения детей, которая имеет глубокие исторические корни.
Работа по социально-психологическому сопровождению акцентуированных подростков требует специальной подготовки социальных педагогов. Именно поэтому мы посчитали необходимым изучить проблему акцентуаций характера у подростков. И на наш взгляд, очень своевременным является создание программы социально-психологического сопровождения, которая позволила бы на ранних этапах диагностировать данную проблему и осуществлять комплекс мер по коррекции акцентуаций характера.
Понятие «сопровождение» прочно вошло в словарь психологов, педагогов и употребляется как концептуально, так и в отношении практической деятельности по решению конкретных проблем. Процесс сопровождения - это не пассивный процесс следования за развитием человека. Сопровождение имеет цель, критерии, результат. Социально-психологическое сопровождение - это комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации подростков; перспектив их личностного роста. Процесс социально- психологического сопровождения объединяет основные институты социализации: семью и школу. Нужно особо подчеркнуть, что процесс сопровождения естественным образом оказывает содействие социальной адаптации и социализации личности подростка, а не искусственно задает ему цели и задачи извне.
Ведущая роль в обеспечении социально-психологического сопровождения акцентуированных подростков принадлежит социальному педагогу, что предъявляет к нему определенные требования: наличие соответствующих потребностей, профессиональных и личностных качеств, таких, как личностная и профессиональная ответственность, терпимость, эмоциональная устойчивость, социальная адаптированность, повышенная работоспособность в процессе общения, способность переносить психологические стрессы; ознакомление с теоретическими основами проблемы акцентуаций характера, формирование умений диагностики психического и социального здоровья подростков, разработки рекомендаций для подростков, учителей-предметников, классных руководителей, родителей, нацеленных на оптимизацию взаимоотношений подростков со сверстниками, родителями и учителями, консультирования всех участников процесса сопровождения о путях и способах решения проблем подростка с акцентуациями характера и его социального окружения, а также умений прогнозировать результат социально- педагогического сопровождения.
Исходя из вышеизложенного сформулирована цель нашей работы - исследование акцентуаций характера в подростковом возрасте и разработка программы социально-психологического сопровождения подростков с различными проявлениями акцентуаций характера.
Проблему акцентуаций характера изучали К. Леонгард, А.Е. Личко, Е.Н. Каменская, Л.Д. Столяренко, К.К. Платонов и др.
Объект исследования - акцентуации характера как социально-психологический феномен.
Предмет исследования социально-психологическое сопровождение подростков с различными проявлениями акцентуаций характера.
Для достижения поставленной выше цели, мы определили следующую группу задач:
1) систематизировать теоретический материал по проблеме социальнопсихологического сопровождения подростков с различными проявлениями акцентуаций характера;
2) подобрать диагностический инструментарий и реализовать исследование проявлений акцентуаций характера ;
3) разработать программу социально-психологического сопровождения подростков с различными проявлениями акцентуаций характера.
Для реализации поставленных задач мы использовали следующие методы :
1. Анализ теоретических источников по проблеме исследования.
2. Методы сбора эмпирических данных: патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко; опросник склонности к отклоняющемуся поведению, разработанный Вологодским центром и методика диагностики агрессивности Басса-Дарки.
3. Методы количественной и качественной обработки данных.
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ Стеклозаводской средней общеобразовательной школы п.Памяти 13 Борцов, Емельяновский район, г.Красноярска. В школе были исследованы учащиеся 8 классов, в каждом классе по 20 детей. Всего обследовано 40 подростков в возрасте 13-15 лет.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап (февраль- март 2017 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования;
Второй этап (апрель -май 2017 г.) - проведение диагностики;
количественный и качественный анализ результатов исследования; разработка программы социально-психологического сопровождения подростков с различными проявлениями акцентуаций характера;
Третий этап ( май 2017г.) -оформление работы.
Теоретическая и практическая значимость: систематизирован теоретический материал по проблеме исследования, который может быть использован при написании курсовых и выпускных работ студентами, изучающими данную проблему. Разработана программа социально-психологического сопровождения подростков с различными проявлениями акцентуаций характера, которая может быть использована при реализации воспитательно - образовательного процесса. Данные исследования позволяют адресно направить внимание специалистов на разработку и совершенствование методов психологического воздействия, для создания индивидуальных программ психологического сопровождения.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (30 наименование), приложений. В работе представлены: 1таблица и 6 рисунков. Общий объем работы составляет 85страниц.
Акцентуация характера - это крайние варианты нормы, как результат усиления его отдельных черт. При этом у индивида проявляется повышенная уязвимость к одним стрессогенным факторам при его устойчивости по отношению к другим. Слабое звено в характере человека зачастую обнаруживается лишь в тех трудных ситуациях, которые с необходимостью требуют активного функционирования именно этого звена.
Проблему акцентуаций характера изучали К. Леонгард, А.Е. Личко, Е.Н. Каменская, Л.Д. Столяренко, К.К. Платонов все это говорит об актуальности данной проблемы.
Как показало изучение данной проблемы, несмотря на то, что в настоящее время нет однозначных толкований понятия «акцентуаций характера». Понятие «акцентуации характера» разрабатывалось многими исследователями и имеет разнообразные трактовки.
Обобщая результаты исследования можно сделать выводы:
1. Наличие закономерностей в формировании характера в связи с возрастным этапом не означает, что это формирование полностью зависит от возраста. Существуют индивидуальные отклонения, которые всегда надо иметь ввиду. Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека, и не столько в трудные моменты жизни, сколько в повседневной жизни, будничной деятельности.
2. Сходство между классификациями А.Е. Личко и К. Леонгарда чисто внешнее, анализ психологических характеристик в общих схемах приводит к выводу об их глубоком различии и несопоставимости.
3. Основной причиной проявления акцентуаций являются неблагоприятные факторы семейного воспитания, среди которых ведущее место отводится отсутствию теплых эмоциональных отношений с матерью.
4. Трудно объяснимые поведенческие реакции подростков могут быть следствием заострений, акцентуаций характера. Если раньше акцентуации считались аномалией личности, то теперь они входят в критерий нормы, поскольку характерны 90% подростков. И все же они способствуют определенным нарушениям в сфере общения.
5.Отличительной особенностью современной отечественной системы ранней профилактики является то, что она представлена многочисленными и разноведомственными органами и социальными институтами, которые решают воспитательно-профилактические задачи самыми разнообразными методами и средствами.
6. Для выявления и определения типа акцентуации характера существует множество диагностических методик таких как: опросник Шмишека, методика анкетирования, метод экспертной оценки, метод наблюдения и др.
7. Для диагностики агрессивного поведения нами были отобраны следующие методики: патохарактерологический опросник А.Е. Личко позволяющий определить тип акцентуаций характера, методика диагностики склонности отклоняющегося поведения, разработанная Вологодским центром, использована нами для выявления предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении подростков и методика Басса-Дарки, которая определяет степень агрессивности.
При помощи методики диагностики склонности отклоняющегося поведения было выявлено, что исследуемые подростки в контрольной группе и в экспериментальной склонны к агрессии и насилию, показатели по этой шкале составляют 75% и 85%. При использовании методики Басса-Дарки был выявлен повышенный уровень агрессивности у подростков, что подтверждает выявленную предрасположенность к девиации.
При помощи точечного бисериального коэффициента корреляции была доказана связь между выявленными типами акцентуации характера и предрасположенностью к агрессии и насилию у испытуемых. Следовательно, типы акцентуаций характера являются предпосылками возникновения данной девиации у подростков. В заключении была предложена программа социально-педагогического сопровождения подростков с акцентуированными характерами.
8. Для эффективной реализации социально - педагогического сопровождения детей с акцентуациями характера, необходим комплексный подход в работе с учащимися и их родителями, причём данная работа должна быть сконцентрирована не только на уровне классного руководителя и социального педагога, но и других специалистов, работающих с детьми, школьного врача, педагога-психолога, и администрации школы при тесном сотрудничестве с представителями организаций и учреждений, занимающихся вопросами семьи и детства.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреев.- Москва:Неон, 2014.- 234 с.
2. Батаршев, А.В. Современные теории личности /А.В.Барташев. Краткий очерк: - Москва:Орион, 2012.-344 с.
3. Вяткин, Б. А. Роль темперамента в спортивной деятельности /Б.А. Вяткин. - Москва:ФиС, 2008.-268 с.
4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б.Гиппенрейтер. Курс лекций: - М., 2002- 356 с.
5. Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений. /Л.Я. Гозман.- М.: Неон, 2007.-345 с.
6. Елисеев, О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности /
О.П. Елисеев. - Псков:Восток,2014.- 222 с.
7. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин.-Москва:2011. - 326 с.
8. Клее, М. Психология подростка / М.Клее.-М.,2001- 348 с.
9. Коломинский, Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Очерк социальной психологии школьного класса. / Я.Л. Коломинский.-М., 2009 - 358 с.
10. Кондратьев, М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения /М.Ю.Кондратьев.-М., 2007 - 268 с.
11. Куницына, В.Н.Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казарина, В.М. Погольша.-М.,2011.- 420 с.
12. Лабунская, В.А. Экспрессия человека, общение и межличностное познание / В.А. Лабунская.-М., 2009.- 238 с.
13. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев: изд-во Логос, 2000. - 439 с.
14. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков /А.Е. Личко.-М.,1983. - 386с.
15. Личко, А.Е. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков / А.Е. Личко. Москва, 2008.- 212 с.
16. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология: учебное пособие /С.К.Нартова-Бочавер.-М., 2003.- 386 с.
17. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения /Н.Н. Обозов.-М., 2009.- 322 с.
18. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова.-М.,2006. - 344 с.
19. Петрова, О.О. Возрастная психология: конспект лекций/О.О. Петрова, Т.В. Умнова.-М., 2014. 256 с.
20. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста /Ф. Райс.- Москва: Арион, 2014.- 324 с.
21. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст проблемы становления личности /Х.Ремшмидт.-М., 2004.-344 с.
22. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. Москва, 2006.- 245 с.
23. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии /Е.В. Сидоренко.-М.,2000.- 422 с.
24. Собчик, Л.Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений /Л.Н. Собчик.-М., 2012.- 368 с.
25. Собчик, Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики /Л.Н. Собчик.-М., 2013.- 322 с.
26. Собчик, Л.Н. Метод диагностики межличностных отношений: Модифицированный тест интерперсональной диагностики: методическое руководство /Л.Н. Собчик. Москва: Лири.,2010.- 442 с.
27. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников /В.Г. Степанов.- М.,2008.- 233 с.
28. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии коррекции / Я. Стреляу. Москва: Прогресс, 2012.- 236 с.
29. Толстых, А.В. Возрасты жизни /А.В. Толстых.-М., 2008.- 248 с.
30. Эльконин, Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков./ Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. - Москва: Инго, 2010 -235 с.