Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ В РОССИЙСКИХ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ПРОГРАММАХ

Работа №21542

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы61
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
438
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Потребительские телепрограммы и их правовые
основания 6
1.1 Основные понятия потребительской журналистики 6
1.2 Концепция потребительских телевизионных программ 11
1.3 Правовые основы потребительских телевизионных программ 17
2 Контент телевизионных потребительских программ с точки зрения
соблюдения законности 23
2.1 Анализ выпусков телевизионных программ 23
2.2 Анализ судебной практики 41
Заключение 50
Список использованных источников 52
Приложение А Скриншоты предупреждений о нерекламе 56
Приложение Б Скриншот выпуска «Магаззино» 57
Приложение В Скриншот скрытой съемки 58
Приложение Г Ссылки на анализируемые выпуски 59


Потребительская журналистика является одним из заметных новшеств, появившихся на российском медиаландшафте в течение последних десятилетий.
Этот вид журналистики развивается стремительно, о чем свидетельствует наличие большого количества печатных и аудиовизуальных СМИ и медиа-продуктов, посвященных этой теме. Среди наиболее известных печатных изданий можно отметить такие как «АиФ. На даче», «Российская охотничья газета», «Лиза. Добрые советы» и другие. К телевизионным потребительским СМИ можно отнести такие передачи, как «Ревизорро», «Магаззино», «Контрольная закупка», «НашПотребНадзор» и другие.
Актуальность исследования заключается в том, что данные программы тесно связанны с потребительской сферой, а потребительство в свою очередь является одним из важных составляющих нашей жизни. Именно защита прав потребителя и улучшение качества товаров и услуг, по словам создателей таких телепрограмм, как «Ревизорро» и «Контрольная закупка», является их главной целью. Однако в материалах СМИ и социальных сетях часто высказывается мнение, что истинная цель этих медиапродуктов - с помощью скандальности и мнимых разоблачений «накрутить» рейтинг телепрограмм. Высказывается также часто мнение, что демонстрируемые в таких программах действия и слова ведущих и других персонажей могут быть расценены как незаконные.
Именно этому и посвящена данная исследовательская работа, то есть проблемам соблюдения законности в потребительских телевизионных передачах. Материалом для исследования послужили потребительские телевизионные передачи «Контрольная закупка» (1 канал), «Ревизорро» (телеканал Пятница), «Магаззино» (телеканал Пятница), «Без обмана» (ТВ Центр), «НашПотребНадзор» (НТВ), «Моя жизнь сделана в России» (Россия 1).
Потребительская журналистика является «молодым» и малоизученным жанром в сравнении с другими. Вследствие этого на сегодняшний день, к сожалению, имеется мало научной литературы по данному журналистскому направлению.
Цель исследования - выяснить, все ли действия и слова персонажей российских потребительских телевизионных программ безупречны с точки зрения закона.
Задачи бакалаврской работы:
-выяснить, что такое потребительство и каковы правовые основы потребительской сферы в современной России;
-выявить особенности потребительских телевизионных программ;
-определить правовые основания создания потребительских телевизионных программ «Контрольная закупка» (1 канал), «Ревизорро» (телеканал Пятница), «Магаззино» (телеканал Пятница), «Без обмана» (ТВ Центр), «НашПотребНадзор» (НТВ), «Моя жизнь сделана в России» (Россия 1), в частности;
-проанализировать несколько выпусков выбранных для анализа передач;
-выявить нарушение законов в данных выпусках, а также проанализировать судебную практику исследуемых телевизионных программ»;
Объектом исследования являются российские потребительские телевизионные программы. Предметом - законность слов и действий персонажей телевизионных программ: «Контрольная закупка» (1 канал), «Ревизорро» (телеканал Пятница), «Магаззино» (телеканал Пятница), «Без обмана» (ТВ Центр), «НашПотребНадзор» (НТВ), «Моя жизнь сделана в России» (Россия 1).
Научная новизна работы состоит в том, что данные потребительские телепрограммы, мало изучены, собственно как и потребительская журналистика в целом.
Практическая значимость состоит в том, что работа может быть полезной для создателей телепрограмм как источник правовых знаний, а также для студентов факультетов журналистики.
Основную теоретическую базу составляют такие источники как:
- Алешина И.В. Поведение потребителей;
-Волгина Е. В. Потребительская журналистика на региональных информационных порталах;
-Новикова Т. Е. Потребительские программы на современном ТВ: от утилитарности к развлекательности;
-Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста;
-Журналистики сферы досуга : под общ. ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой;
-Чикеева З.Ч. Теория государства и права;
Нормативно-правовую базу исследования составляют:
-Конституция Российской Федерации;
-Гражданский кодекс Российской Федерации;
-Федеральный закон «О СМИ»;
-Федеральный закон «О рекламе»
-Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;
Эмпирическая база исследования включает в себя всего 11 выпусков программ «Контрольная закупка», «Ревизорро», «Магаззино», «Без обмана», «НашПотребНадзор», «Моя жизнь сделана в России», в том числе и связанных впоследствии с судебными исками.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Несмотря на то, что консьюмеристская среда в России образовалась гораздо позже, чем в Европе, в Российской Федерации она развилась достаточно стремительно. Потребительское общество на сегодняшний день имеет большое количество организаций, защищающих права потребителей, а также их здоровье.
Учитывая то, что потребительская журналистика как разновидность журналистики образовалась совсем недавно (в сравнении с другими разновидностями) и мало изучалась, в последние годы вышло на экран достаточно много медиа-продуктов такого формата. Среди зрителей телевизионные потребительские программы пользуются значительным успехом, о чем свидетельствуют большие рейтинги подобных программ.
Основные принципы потребительских программ заключаются в том, чтобы научить рядовых покупателей их правам и обязанностям, помочь зрителю ориентироваться на рынке товаров и услуг. В условиях данного формата стремление искать во всем прямую и общественную пользу сочетается с обязательным развлекательным компонентом.
В данной работе предметом исследования является - законность слов и действий персонажей телевизионных программ: «Контрольная закупка» (1 канал), «Ревизорро» (телеканал Пятница), «Магаззино» (телеканал Пятница), «Без обмана» (ТВ Центр), «НашПотребНадзор» (НТВ), «Моя жизнь сделана в России» (Россия 1).
В ходе анализа контента данных телепрограмм выяснилось, что они имеют в своей основе одно единое клише: это лабораторный анализ продуктов, элемент разоблачения (при проверках заведений), яркая подача материала, и большой акцент на потребительскую сферу (что вполне логично для потребительских программ).
Однако в погоне за рейтингами, данные потребительские телепередачи часто нарушают те или иные законные акты, среди которых Гражданский кодекс, законы «О СМИ» и «О рекламе» и другие. Естественно, во многих случаях журналистам это сходит с рук по многим причинам, среди которых, как и юридическая неграмотность рядовых граждан (которые не интересуются в полной мере своими правами в законных правовых актах), так и в неточности самих правовых актах (как к примеру, спорный вопрос о том, является ли кухня публичным или общественным местом). Несмотря на этот фактор, существуют все же программы, которые ни разу не подвергались судебным разбирательствам, и их рейтинг также хорош, как и в других «скандальных» передачах.
Отсюда следует вопрос, действительно ли нужен в контенте передачи элемент «скандальности» или все же можно привлечь потребителей без потасовок и разбирательств. Однако это уже совсем новая тема, которая возможно будет исследована в будущем, и данная работа, возможно, пригодится в качестве одного из научных источников.



1 «Без обмана» [Электронный ресурс] : программа. // Официальный сайт ТВ Центр. - Режим доступа:
http://www.tvc.ru/channel/brand/id/73/show/news
2 «Моя жизнь сделана в России» [Электронный ресурс] : программа. / Веб-сайт RuaShow.com. - 2015. - Режим доступа:http://ruashow.com/rossiyskie-shou/razvlekatelnue/651 -moya-zhizn-sdelana-v-rossii-4-vypusk-26092015-rossiya-1.html
3 «НашПотребнадзор» [Электронный ресурс] : программа. // Официальный веб-сайт телекомпании НТВ. - Режим доступа: http://www.ntv.ru/peredacha/NashPotrebNadzor/about/50945/
4 «Понятие, виды следственного эксперимента» [Электронный ресурс] : сайт. - ЮРКОМ 74. - 2013. - Режим доступа: http://jurkom74.ru/materialy-dlia-ucheby/poniatie-vidy-sledstvennogo-eksperimenta
5 «Ревизорро» [Электронный ресурс] : программа // Медийный новостной сайт «24СМИ». - Режим доступа:https://24smi.org/celebrity/727-revizorro.html
6 Алешина, И. В. Поведение потребителей: учебник. / И. В. Алешина. - Москва : Экономисте, 2006. - 525 с.
7 Арбитраж отклонил иск производителя креветок к «Контрольной закупке» [Электронный ресурс] // Информационно-справочное издание рынка пищевой промышленности FoodNewsWeek. - 19.06.12. - Режим доступа: http://www.foodnewsweek.ru/fish/arbitrazh-otklonil-isk-proizvoditelya-krevetok-k-kontrolnoj -zakupke. html
8 Волгина, Е. В. Потребительская журналистика на региональных информационных порталах / Е. В. Волгина, В. М. Амиров // Известия Уральского федерального университета. - 2013. - № 4. - С. 52-56.
9 Гражданский кодекс Российской Федерации: федер. закон от 18.12.2006 № 231-ФЗ ред. от 28.12.2016. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/1de6cd3cbb386056a2ecd2c64ff087b13c8de585/
10 Дускаева, Л. Р. Журналистики сферы досуга : учебное пособие / Л. Р. Дускаева. - Санкт-Петербург : Высш. школа жури. и мае. коммуникаций, 2012. - 304 с.
11 Зеленая чечевица [Электронный ресурс] // Веб-сайт телепередачи «Контрольная закупка». - 05.03.15. - Режим доступа:
https://zakupka.tv/telecast_view_id2421
12 Колесниченко, А. В. Настольная книга журналиста : учебное пособие / А. В. Колесниченко. - Москва : Аспект Пресс, 2013. - 400 с.
13 Кон, И. С. Словарь по этике / И. С. Кон. - Москва: Политиздат, 1981. - 430 с.
14 Конституция Российской Федерации: свод законов от 12.12.1993 (с
учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ). // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/f703218d9357338507052de484404828b3da468e/
15 Красноярск 2 [Электронный ресурс] // Веб-сайт телеканала «Пятница». - 12.07.16. - Режим доступа:
https://magazzino.friday.ru/videos/vipuski/krasnoyarsk-2
16 МВД назвало незаконными действия журналистов программы «Ревизорро» [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства России ТАСС. - 21.12.16. - Режим доступа:http://tass.ru/obschestvo/3893857
17 Новикова, Т. Е. Потребительские программы на современном ТВ: от утилитарности к развлекательности // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 1283-1285.
18 О качестве и безопасности пищевых продуктов: федер. закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (с изменениями на 13 июля 2015 года) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации «Консорциум кодекс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/
19 О рекламе: федер. закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ // Справочная
правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/
20 О средствах массовой информации: федер. закон от 27.12.1991 № 2124-1-ФЗ ред. от 03.07.2016. // Информационно-правовой портал «Гарант.ру». - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/
21 О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц: федер. закон от 24.02.2005 № 3. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа:http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52017/
22 Обвешивать и обсчитывать стали реже // Коммерсант. - 14.03.98. - № 044. - С. 21.
23 Пореченков приехал в Кемерово для съемок телепроекта [Электронный ресурс] // Газета «Кемерово». - 07.07.15. - Режим доступа: http://gazeta.a42.ru/lenta/show/mihail-porechenkov-priehal-v-kemerovo-dlya-semok-filma.html
24 Производитель креветок подал в суд на «Контрольную закупку» [Электронный ресурс] // Информационное агентство РАПСИ. - 28.02.12. - Режим доступа:http://rapsinews.ru/judicial_news/20120228/260582858.html
25 Пузырев, Д. Ресторатор впервые выиграл суд у телешоу
«Ревизорро» [Электронный ресурс] / Д. Пузырев // Информационное агентство РБК. - 17.12.15. - Режим доступа:
http://www.rbc.ru/business/17/12/2015/567159539a79476c44c3fd1f
26 Роспотребнадзор прокомментировал заявление МВД о программе «Ревизорро» [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства России ТАСС - 21.12.16. - Режим доступа:http://tass.ru/obschestvo/3895004
27 Соколова, Н. П. История и теория кино : учебн.-метод. комплекс / Н. П. Соколова. - Тюмень : РИЦ ТГАКИ, 2007. - 240 с.
28 Суд вернется 13 марта к иску «Велкома» к «Контрольной закупке» [Электронный ресурс] // Информационное агентство РАПСИ. - 30.01.12. - Режим доступа:http://rapsinews.ru/judicial_news/20120130/259853456.html
29 Суд отклонил иск производителя кваса «Никола» к «ТВ Центру» [Электронный ресурс] // Веб-сайт телеканала ТВ Центр. - 08.10.14. - Режим доступа:http: //www.tvc.ru/news/show/id/52091
30 Чикеева, 3. Ч. Теория государства и права : учебное пособие / 3. Ч. Чикеева. - Бишкек: КРСУ, 2011. - 249 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ