Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №21526

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
645
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Теоретические аспекты исследования процесса социокультурной
адаптации 8
1.1 Социокультурная адаптация как объект исследования в теории СКД 8
1.2 Особенности социокультурной адаптации детей дошкольного
возраста 21
2 Игровые технологии как средство социокультурной адаптации 32
2.1 Возможности применения игровых технологий в процессе
социокультурной адаптации 32
2.2 Классификация игровых технологий 38
3 Проект игровой студии «Шаги в будущее» 44
3.1 Анализ результатов исследования по выявлению уровня организации
адаптационного периода в МКДОУ «Аленький цветочек» города Кодинска 44
3.2 Описание проекта игровой студии, способствующей социокультурной
адаптации детей в дошкольном учреждении 47
Заключение 54
Список использованных источников 56
Приложения

Тема выпускной работы является актуальной, так как успешно начавшаяся адаптация с раннего возраста положительно влияет развитие человека в будущем. И напротив, отсутствие ранней профилактики дезадаптации ребенка, или её предотвращения, приводит к задержке психического развития, чрезмерной подвижности, плохой концентрации внимания, отсутствию всякого желания к процессу обучению, а также ранней наркотизации и алкоголизации.
Актуальность исследования заключается в том, что адаптация имеет огромное значение в формировании личности. Процесс перехода с одной ступени личностного роста и развития на другой преодолевается каждым человеком по-разному. И умение адаптироваться к новым условиям играет очень важную роль, а в жизни ребенка дошкольного возраста тем более.
Переход в дошкольное учреждение является психологически сложным моментом для ребенка. В период развития дошкольникам сложно самостоятельно адаптироваться к новой обстановке. Правильно разработанная программа приучения малыша к детскому саду необходима и для развития в дальнейшем его творческих способностей и талантов. От того как он вольется в пока неизвестный для него мир социума зависят и следующие переходные этапы его жизни.
Большинство детей ещё склонны к боязни просить помощи у взрослого при необходимости, не научились правильно выражать свои эмоции: сострадание, агрессию, вследствие чего, могут постоянно конфликтовать со сверстниками или же замыкаются в себе. С помощью игровых технологий и внешних, предметных действий в условиях игры ребенок успешнее усваивает определенные правила и условия, с которыми ему придется столкнуться на следующем этапе его жизни, и впоследствии быстрее приспосабливается к ним.
Посредством игровых технологий развиваются волевые качества, дошкольнику предоставляется возможность попробовать себя в роли «лидера» и «ведомого», добровольно выполнять различные правила и требования, непринужденно учиться общению со взрослыми и детьми, творчески проявлять себя.
Разработанность темы: Проблемой приобретения личностью
социального опыта и её формированием занимались такие ученые как С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Л. И. Божевич, О. В. Солодянкина, Л. Ф. Обухова и другие отечественные психологи, которые рассматривали социальную ситуацию как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации. Психологи считают, что потребности в общении, умение контактировать с другими людьми одно из первых условий формирования личности. В основе многочисленных публикаций рассматривается установление отношений с миром взрослых, выход за границы семейного окружения.
Проблемы социально-психологической адаптации изучали И. А. Жданов, Н. К. Бойченко, В. П. Казначеев, И. А. Милославова. За рубежом вопросами социального развития детей занимались П. Валлон и Л. А. Венгера.
Разрабатывать общую теорию игры начинали Ф. Шиллер и Г. Спенсер. Далее теории игры были посвящены труды: Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева. Основываясь на ней, Т. М. Михайленко анализировала влияние игры на личность. Й. Хейзинга рассматривал игру как источник культуры, считая, что культура без игрового содержания существовать не может.
Проблема: До сих пор недостаточно осмысленной остается система применения игровых технологий. Существует множество средств адаптации, среди которых игровые технологии имеют статус важного элемента в возможности адаптировать дошкольников к социуму.
Объект: Процесс социокультурной адаптации детей дошкольного возраста.
Предмет: Игровые технологии как средство социокультурной адаптации.
Цель: выявить возможности применения игровых технологий в современной практике социокультурной адаптации и конкретизировать их применение в практике работы студии «Шаги в будущее».
Задачи:
1. выявить особенности социокультурной адаптации как объекта исследования в теории социально-культурной деятельности;
2. дать психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста и охарактеризовать особенности их социокультурной адаптации.
3. охарактеризовать феномен игровых технологий, раскрыв содержание и объем понятия «игровые технологии»;
4. выявить специфику применения игровых технологий в работе с дошкольниками;
5. разработать проект по социокульутрной адаптации детей дошкольного возраста с использованием игровых технологий.
Гипотеза: Применение игровых технологий в процессе социокультурной адаптации детей дошкольного возраста становится эффективной при условии, если в содержание игры включены национальные и семейные культурные ценности.
Теоретическая и методологическая основа исследования: в работе мы придерживаемся концепций игры Й. Хейзинга и В. М. Рябкова, теории социокультурной адаптации О. В. Солодянкиной. Характеристика детей дошкольного возраста основаны на трудах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца.
Новизна исследования: в работе предпринята попытка комплексного теоретического рассмотрения возможностей применения игровых технологий в процессе социокультурной адаптации детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации теоретических источников по вопросам игровых технологий и проблемам социокультурной адаптации детей дошкольного возраста, которая может быть использована в теоретических курсах, а также в процессе подготовки к практическим занятиям по направлениям «социально-культурная деятельность» или «дошкольная педагогика». Полученные результаты исследования могут послужить основой для более детальной разработки данного вопроса.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования разработанного проекта игровой студии на базе различных дошкольных учреждений, а также может быть модифицирован для использования в других целях и для другой целевой аудитории.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе работы над темой исследования были решены все
обозначенные задачи, что позволило достичь поставленной цели. В
теоретической части работы были проанализированы и выявлены особенности
социокультурной адаптации как объекта исследования в теории социальнокультурной деятельности, представлена психолого-педагогическая
характеристика детей дошкольного возраста и дана характеристика
особенностей их социокультурной адаптации. Также были рассмотрены
игровые технологии, раскрыты содержание и объем данного понятия, выявлена
специфика применения игровых технологий к дошкольникам.
Анализ теоретических источников позволил определить адаптацию как
процесс формирования способности индивида эффективно взаимодействовать с
окружающими его людьми в системе межличностных отношений. В теории
социально-культурной деятельности к процессу адаптации относится и
формирование адекватного уровня коммуникабельности или общительности, то
есть способности к спонтанной коммуникативной активности, а также владение
навыками общения, устойчивые типы реакций при социально-психологическом
взаимодействии.
Характеристика дошкольного возраста демонстрирует такие особенности
данного периода, как интенсивное становление и развитие личности, в процессе
которого ребенок усваивает нормы поведения и нравственные представления,
постепенно становясь полноправным членом общества. Результатом активного
усвоения ребенком дошкольного возраста моральных норм и приобретения
способности подчинять собственные поступки этическим образцам является
формирование у ребенка правильного поведения в обществе, самооценки,
самоконтроля, эмоциональной и волевой сферы и мотивации деятельности,
развитие самосознания.
Процесс приобретения ребенком дошкольного возраста социальных
умений и навыков, позволяющих ему устанавливать и поддерживать контакты с54
членами общества, совершать командные действия, адекватно строить
взаимоотношения с людьми, выказывать уважение к окружающим людям,
решать возникающие конфликты, характеризует такой процесс как
социальнокультурная адаптация.
Для благоприятной социокультурной адаптации детей дошкольного
необходим системный, комплексный подход. Игровая деятельность, являясь
ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, представляет собой
эффективную технологию для применения в процессе социокультурной
адаптации дошкольников. Игры выполняют разнообразные функции:
оздоровительную, развивающую, образовательную, рекреативную,
коммуникативную, воспитательную. В игре происходит воспитание человека.
В практической части работы были описаны результаты проведенного
эмпирического исследования, направленного на выявление условий
организации адаптационного периода в детских образовательных учреждениях
г. Кодинска. Анализ полученных данных показал необходимость разработки и
внедрения проекта игровой студии, способствующей социокультурной
адаптации детей дошкольного возраста. Таким образом, был разработан проект
по социокульутрной адаптации детей дошкольного возраста с использованием
игровых технологий «Шаги в будущее».


Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление
процессом, диагностика, рекомендации / сост. Н. В. Соколовская. – Волгоград:
Учитель, 2008. – 188 с.
2. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р.
Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. – 2003. – №5. –
С. 49–53.
3. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающей и
социальной действительностью / Н. В. Алешина. – Москва: ЦГЛ, 2005.
4. Баранов, С. П. Педагогика / С. П. Баранов, В. А. Сластенин. –
Москва, 2004.
5. Баркан, А. И. Практическая психология, или как научиться
понимать своего ребенка / А. И. Баркан. – Москва: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 417 с.
6. Белкина, В. Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ /
В. Н. Белкина, Л. В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
7. Божович, Л. Н. Личность и ее формирование в детском возрасте /
Л. Н. Божович. – Москва: Проспект, 2002. – 414 с.
8. Бондаревская, Е. В. Антикризисная направленность современного
воспитания / Е. В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону, 2006. – 36 с.
9. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования / Е. В. Бондаревская // Педагогика. – 1997. – №
4. – С. 13.
10. Вавилова, Л. Н. Методические рекомендации / Л. Н. Вавилова,
Т. С. Кузина / под общ. ред. В. М. Паниной. – Кемерово: Изд-во ГОУ
«КРИРПО», 2007. – 94 с.
11. Варпаховаская, О. «Зеленая дверца»: первые шаги в общество / О.
Врпаховская // Ребенок в детском саду. – 2005. – №1. – С. 30–35.
12. Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад / Н. Д. Ватутина. –
Москва: Просвещение, 1993. – 170 с.56
13. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / под ред. Р. В.
Тонковой-Ямпольской. – Москва: Педагогика, 2004. – 232 с.
14. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. –
Санкт-Петербург: СОЮЗ, 2013. – 235 с.
15. Грановская, Р. М. Адаптация детей раннего возраста к условиям
ДОУ: учебное пособие / Р. М. Грановская. – Москва: Учитель, 2004.
16. Гузеев, В. В. Основы образовательной технологии: дидактический
инструментарий / В. В. Гузеев. – Москва: Сентябрь, 2006.
17. Давыдова, О. И. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое
пособие / О. И. Давыдова, А. А. Майер. – Москва: ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с.
18. Данилина, Т. А. Социальное партнерство педагогов, детей и
родителей: пособие для практических работников ДОУ / Т. А. Данилина, Н. М.
Степина. – Москва: Айрис-Пресс, 2004. – 112 с.
19. Доронова, Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с
родителями / Т. А. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. С. 18–
21.
20. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров / Н. А.
Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева / под общ. ред. Н. В. Микляевой.
– Москва: Издательство Юрайт, 2012. – 510 с.
21. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского
развития: Методическое руководство для работников дошкольного
учреждения. – Москва: Линка-Пресс, 2001. – 204 с.
22. Дыбина, О. В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с
предметным миром. Практико-ориентированная монография / О. В. Дыбина. –
Москва: Педагогическое общество России, 2008. – 128 с.
23. Евдокимова, Е. С. Детский сад и семья: Методика работы с
родителями. Пособие для педагогов и родителей / Е. С. Евдокимова, Н. В.
Додокина, Е. А. Кудрявцева. – Москва: Мозаика-синтез, 2007. – 144 с.
24. Ермолаева, М. Г. Игра в образовательном процессе: Методическое
пособие / М.Г. Ермолаева. – Санкт-Петербург.: СПб АППО, 2005. – 112 с.57
25. Жердева, Е. В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные
особенности, адаптация, сценарии дня) / Е. В. Жердева. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2007. – 192 с.
26. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду:
взаимодействие ДОУ и семьи / О. Г. Заводчикова. – Москва: Просвещение,
2007. – 79 с.
27. Запорожец, А. В. Игра и развитие ребенка / А. В. Запорожец //
Дошкольное воспитание. – 1964. – № 4.
28. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями ДОУ: Методический
аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – Москва: Сфера, 2009. – 80 с.
29. Зубов, Г. Психолого-педагогическая помощь родителям в
подготовке малыша к посещению детского сада / Г. Зубов, Е. Арнаутова //
Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С. 66–77.
30. Игра – это серьезно // Дошкольное воспитание. – 2003. – №6. – С.
86–89.
31. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего
возраста / Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Г. В. Губанова. – Москва:
Просвещение, 2003. – 80 с.
32. Каиров, И. А. Педагогическая энциклопедия / И. А. Каирова. –
Москва, 2004. – 122 с.
33. Кайюа, Р. Что такое игра / Р. Кайюа // Курьер «ЮНЕСКО», 1980. –
№ 2. – С. 67.
34. Калинина, Р. Ребёнок пошёл в детский сад / Р. Калинина, Л.
Семёнова, Г. Яковлева // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 4. – С. 14–16.
35. Калиниченко, А. В. Развитие игровой деятельности дошкольников:
методическое пособие / А. В. Калиниченко, Ю. В. Микляева, В. Н. Сидоренко.
– Москва: Айрис-пресс, 2004.
36. Карпюк, Г. А. Реализация права ребенка на игру / Г. А. Карпюк //
Старший воспитатель. – 2007. – №6.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ