Совершенствование жилищной политики Красноярского края
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Основные направления государственной жилищной политики в России 5
1.1 Нормативно-правовые основы реализации жилищной политики 5
1.2 Способы осуществления государственной жилищной политики 13
1.3 Государственное регулирование долевого строительства 21
2 Анализ реализации жилищной политики в Красноярске 26
2.1 Анализ состояния и динамики жилищной обеспеченности в Красноярске 26
2.2 Оценка реализации государственной целевой программы «Жилье для
российской семьи» в Красноярском крае 34
2.3 Анализ ипотечного кредитования в Красноярском крае 41
3 Разработка предложений по совершенствованию реализации жилищной политики в Красноярском крае 46
3.1 Совершенствование мер реализации целевых программ в Красноярском крае 46
3.2 Разработка предложений по совершенствованию механизмов реализации
целевой программы «Жилье для российской семьи» 51
3.3 Развитие института арендного жилья 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
1 Основные направления государственной жилищной политики в России 5
1.1 Нормативно-правовые основы реализации жилищной политики 5
1.2 Способы осуществления государственной жилищной политики 13
1.3 Государственное регулирование долевого строительства 21
2 Анализ реализации жилищной политики в Красноярске 26
2.1 Анализ состояния и динамики жилищной обеспеченности в Красноярске 26
2.2 Оценка реализации государственной целевой программы «Жилье для
российской семьи» в Красноярском крае 34
2.3 Анализ ипотечного кредитования в Красноярском крае 41
3 Разработка предложений по совершенствованию реализации жилищной политики в Красноярском крае 46
3.1 Совершенствование мер реализации целевых программ в Красноярском крае 46
3.2 Разработка предложений по совершенствованию механизмов реализации
целевой программы «Жилье для российской семьи» 51
3.3 Развитие института арендного жилья 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
Жилищная политика является составной частью социально¬экономической политики страны, которая включает совокупность взаимоувязанных целей, программ, инструментов и механизмов государственной, муниципальной деятельности. Данная совокупность содействует улучшению жилищных условий граждан, а также развитию предпринимательства в жилищной сфере.
Состояние жилищного сектора отражает экономическую ситуацию в стране и средние условия на жилье могут служить критерием оценки уровня жизни в государстве.
Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что жилищная политика призвана удовлетворить потребность жителей Красноярского края в жилье и обеспечить доступность его приобретения. В данном субъекте жилищная политика проводится активно, но существует и ряд проблемных направлений, к примеру, неэффективность реализации целевых программ.
Цель представленной выпускной квалификационной работы - анализ реализации жилищной политики в Красноярском крае и предложения направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть нормативно-правовые основы реализации жилищной политики;
- изучить способы государственной поддержки субъектов рынка жилья;
- рассмотреть основы государственного регулирования долевого строительства;
- провести анализ состояния и динамики жилищной обеспеченности в Красноярском крае;
- представить оценку реализации государственной целевой программы «Жилье для российской семьи» в Красноярском крае;
- проанализировать состояние ипотечного кредитования в Красноярском крае;
- разработать меры совершенствования реализации целевых программ в Красноярском крае.
Объектом исследования является жилищная политика Красноярского края, предметом - совершенствование жилищной политики Красноярского края.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных экономистов по изучаемым вопросам и проблемам; методическая, научная и учебная литература, нормативные документы, законодательные акты, статьи периодической печати.
Практическая часть бакалаврской работы выполнена на основе фактических статистических данных Красноярского края, а также данных Министерства строительства Красноярского края.
Структурно бакалаврская работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы.
В первом разделе рассмотрено изложение основных направлений государственной жилищной политики в России.
Во втором разделе проведен анализ реализации жилищной политики в Красноярске.
В третьем разделе дано описание разработки предложений по совершенствованию реализации жилищной политики в Красноярском крае.
Работа выполнена на 66 листах и содержит 11 таблиц и 4 рисунка
Состояние жилищного сектора отражает экономическую ситуацию в стране и средние условия на жилье могут служить критерием оценки уровня жизни в государстве.
Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что жилищная политика призвана удовлетворить потребность жителей Красноярского края в жилье и обеспечить доступность его приобретения. В данном субъекте жилищная политика проводится активно, но существует и ряд проблемных направлений, к примеру, неэффективность реализации целевых программ.
Цель представленной выпускной квалификационной работы - анализ реализации жилищной политики в Красноярском крае и предложения направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть нормативно-правовые основы реализации жилищной политики;
- изучить способы государственной поддержки субъектов рынка жилья;
- рассмотреть основы государственного регулирования долевого строительства;
- провести анализ состояния и динамики жилищной обеспеченности в Красноярском крае;
- представить оценку реализации государственной целевой программы «Жилье для российской семьи» в Красноярском крае;
- проанализировать состояние ипотечного кредитования в Красноярском крае;
- разработать меры совершенствования реализации целевых программ в Красноярском крае.
Объектом исследования является жилищная политика Красноярского края, предметом - совершенствование жилищной политики Красноярского края.
Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных экономистов по изучаемым вопросам и проблемам; методическая, научная и учебная литература, нормативные документы, законодательные акты, статьи периодической печати.
Практическая часть бакалаврской работы выполнена на основе фактических статистических данных Красноярского края, а также данных Министерства строительства Красноярского края.
Структурно бакалаврская работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы.
В первом разделе рассмотрено изложение основных направлений государственной жилищной политики в России.
Во втором разделе проведен анализ реализации жилищной политики в Красноярске.
В третьем разделе дано описание разработки предложений по совершенствованию реализации жилищной политики в Красноярском крае.
Работа выполнена на 66 листах и содержит 11 таблиц и 4 рисунка
Жилищное строительство является одной из основных жизненных потребностей индивидуума. В более широком смысле жилье является центральным сектором общества, связанным с другими секторами экономики, в частности.
В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены основные направления жилищной политики в России. В ходе изучения было выяснено, что рынок жилья в России имеет обширную нормативно-правовую базу как федерального, так регионального и местного уровня. Также на современном этапе можно отметить существование и ряда разнообразных программ, направленных на помощь в приобретении жилья тем или иным категориям граждан. Такими программами стали: «Жилье для российской семьи», «Молодая семья» и прочие социально важные целевые программы и подпрограммы. Однако существует и ряд проблем, в том числе и в сфере регулирования долевого строительства.
Во второй главе работы был проведен анализ реализации жилищной политики в Красноярском крае. Приведенные показатели свидетельствует о положительных тенденциях.
Проанализировав данные о динамике и удельном весе числа однокомнатных, двухкомнатных, трехкомнатных, четырехкомнатных и более квартир, а также о спросе на них, можно сделать вывод, что однокомнатные квартиры, зачастую являясь жильем экономического класса, имеют больший спрос у населения края. Данный факт не является положительной тенденцией, так как по данным социального опроса, население в большей своей части не довольно площадью своего жилья.
Далее во второй главе работы было выяснено, что число семей, нуждающихся в жилых помещениях в Красноярском крае в 2015 году, снизилось на 44,4 % по сравнению с данными 2005 года.
Помимо этого, стоит отметить, что в Красноярском крае ведется активное строительство жилья, предназначенного для отдельных категорий граждан по различным целевым программам. Но зачастую такие жилые районы лишены обещанных застройщиками объектов инфраструктуры или же такие объекты построены с опозданием.
Удельный вес собственников жилья - семей, воспользовавшихся правом на получение жилья по сниженной стоимости в рамках государственной целевой программы «Жилье для российской семьи», низок (около 22 %). Остальная масса квартир распродается по рыночной стоимости и, как правило, используется для последующей сдачи жилья в аренду.
Также, по приведенным от застройщика данным, в домах, попадающих под программу, большая доля квартир малой площади. Можно сделать вывод, что неудовлетворенность населения площадью квартир, а также комфортностью жилья и инфраструктурой, достаточно оправдано. Семьи, в частности молодые, выбирая однокомнатные квартиры, руководствуются ограниченным бюджетом, лишая себя возможности жить в более просторных квартирах.
Таким образом, несмотря на положительные тенденции в обеспеченности жильем в Красноярском крае, большая часть населения не удовлетворена инфраструктурой жилья, построенного в рамках государственных программ, его площадью. Можно сделать вывод, что программа «Жилье для российской семьи» неэффективна, что признали и сами органы государственной власти.
Наиболее перспективной программой является «Ипотека и арендное жилье», однако, и она имеет свои проблемы, такие как недоступность ипотеки для молодых семей ввиду отсутствия хорошей кредитной истории в банке. Также, зачастую, если молодая семья с небольшим средним заработком, прибегнет к ипотечному кредитованию, то в большинстве случаев могут позволить себе лишь однокомнатную квартиру.
Таким образом, проведенный анализ жилищной политики края показал, что субъект обладает большим потенциалом. К примеру, по величине коэффициента доступности жилья Красноярский край занимает 7 место среди всей регионов России. Однако практика показывает, что расчет показателя крайне усреднен. Для помощи граждан, чье материальное положение не позволяет приобрести жилье необходимо совершенствование мер реализации жилищной политики. Можно выделить следующие приоритетные направления:
- улучшение инфраструктуры вокруг жилых комплексов, построенных в рамках целевых программ. Застройщикам необходимо более тщательно подбирать местность под застройку, а территориальным органам управления осуществлять более строгий контроль за соблюдением наличия при застройке жилых комплексов экономического класса соответствующей инфраструктуры;
- модернизация норм строительства, а также усиление контроля за выполнением застройщиком данных норм и внесение коррективов в определенные нормы строительства;
- для того, чтобы государственная целевая программа «Жилье для российской семьи» была эффективна в рамках приобретения жилой площади для молодой семьи следует снизить стоимость квадратного метра жилой площади до 25000 рублей (вместо 35000 рублей). Данная мера может способствовать большей заинтересованности молодых семей в ипотечном кредитовании, в силу большей доступности кредитного ресурса, так как ежемесячный платеж при стоимости одного квадратного метра не будет превышать возможного ежемесячного уровня накоплений молодой семьи;
- формирование цивилизованного рынка коммерческой аренды, в том числе институциональной. Отсутствие данного вида аренды на сегодняшний день ограничивает территориальную мобильность населения, что существенно снижает гибкость рынка труда. Доступность коммерческой аренды жилья в крупнейших городах, в совокупности с полной юридической защищенностью арендатора и собственника от мошенничества, позволит ускорить механизмы экономического развития за счет привлечения лучших специалистов и удержания собственного человеческого капитал.
В первой главе выпускной квалификационной работы были рассмотрены основные направления жилищной политики в России. В ходе изучения было выяснено, что рынок жилья в России имеет обширную нормативно-правовую базу как федерального, так регионального и местного уровня. Также на современном этапе можно отметить существование и ряда разнообразных программ, направленных на помощь в приобретении жилья тем или иным категориям граждан. Такими программами стали: «Жилье для российской семьи», «Молодая семья» и прочие социально важные целевые программы и подпрограммы. Однако существует и ряд проблем, в том числе и в сфере регулирования долевого строительства.
Во второй главе работы был проведен анализ реализации жилищной политики в Красноярском крае. Приведенные показатели свидетельствует о положительных тенденциях.
Проанализировав данные о динамике и удельном весе числа однокомнатных, двухкомнатных, трехкомнатных, четырехкомнатных и более квартир, а также о спросе на них, можно сделать вывод, что однокомнатные квартиры, зачастую являясь жильем экономического класса, имеют больший спрос у населения края. Данный факт не является положительной тенденцией, так как по данным социального опроса, население в большей своей части не довольно площадью своего жилья.
Далее во второй главе работы было выяснено, что число семей, нуждающихся в жилых помещениях в Красноярском крае в 2015 году, снизилось на 44,4 % по сравнению с данными 2005 года.
Помимо этого, стоит отметить, что в Красноярском крае ведется активное строительство жилья, предназначенного для отдельных категорий граждан по различным целевым программам. Но зачастую такие жилые районы лишены обещанных застройщиками объектов инфраструктуры или же такие объекты построены с опозданием.
Удельный вес собственников жилья - семей, воспользовавшихся правом на получение жилья по сниженной стоимости в рамках государственной целевой программы «Жилье для российской семьи», низок (около 22 %). Остальная масса квартир распродается по рыночной стоимости и, как правило, используется для последующей сдачи жилья в аренду.
Также, по приведенным от застройщика данным, в домах, попадающих под программу, большая доля квартир малой площади. Можно сделать вывод, что неудовлетворенность населения площадью квартир, а также комфортностью жилья и инфраструктурой, достаточно оправдано. Семьи, в частности молодые, выбирая однокомнатные квартиры, руководствуются ограниченным бюджетом, лишая себя возможности жить в более просторных квартирах.
Таким образом, несмотря на положительные тенденции в обеспеченности жильем в Красноярском крае, большая часть населения не удовлетворена инфраструктурой жилья, построенного в рамках государственных программ, его площадью. Можно сделать вывод, что программа «Жилье для российской семьи» неэффективна, что признали и сами органы государственной власти.
Наиболее перспективной программой является «Ипотека и арендное жилье», однако, и она имеет свои проблемы, такие как недоступность ипотеки для молодых семей ввиду отсутствия хорошей кредитной истории в банке. Также, зачастую, если молодая семья с небольшим средним заработком, прибегнет к ипотечному кредитованию, то в большинстве случаев могут позволить себе лишь однокомнатную квартиру.
Таким образом, проведенный анализ жилищной политики края показал, что субъект обладает большим потенциалом. К примеру, по величине коэффициента доступности жилья Красноярский край занимает 7 место среди всей регионов России. Однако практика показывает, что расчет показателя крайне усреднен. Для помощи граждан, чье материальное положение не позволяет приобрести жилье необходимо совершенствование мер реализации жилищной политики. Можно выделить следующие приоритетные направления:
- улучшение инфраструктуры вокруг жилых комплексов, построенных в рамках целевых программ. Застройщикам необходимо более тщательно подбирать местность под застройку, а территориальным органам управления осуществлять более строгий контроль за соблюдением наличия при застройке жилых комплексов экономического класса соответствующей инфраструктуры;
- модернизация норм строительства, а также усиление контроля за выполнением застройщиком данных норм и внесение коррективов в определенные нормы строительства;
- для того, чтобы государственная целевая программа «Жилье для российской семьи» была эффективна в рамках приобретения жилой площади для молодой семьи следует снизить стоимость квадратного метра жилой площади до 25000 рублей (вместо 35000 рублей). Данная мера может способствовать большей заинтересованности молодых семей в ипотечном кредитовании, в силу большей доступности кредитного ресурса, так как ежемесячный платеж при стоимости одного квадратного метра не будет превышать возможного ежемесячного уровня накоплений молодой семьи;
- формирование цивилизованного рынка коммерческой аренды, в том числе институциональной. Отсутствие данного вида аренды на сегодняшний день ограничивает территориальную мобильность населения, что существенно снижает гибкость рынка труда. Доступность коммерческой аренды жилья в крупнейших городах, в совокупности с полной юридической защищенностью арендатора и собственника от мошенничества, позволит ускорить механизмы экономического развития за счет привлечения лучших специалистов и удержания собственного человеческого капитал.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКОЙ В ГОРОДАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Главы к дипломным работам, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2016 - Совершенствование направлений жилищной политики города
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПУТИ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование системы регулирования жилищно-коммунального хозяйства
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование методов государственной поддержки социально-незащищенных слоев населения
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Разработка мероприятий по совершенствованию государственной политики в сфере капитального ремонта многоквартирных домов
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Управление ресурсосбережением в жилищной сфере (на примере г. Красноярска)
Магистерская диссертация, технология строительных процессов. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Акты гражданского состояния как документная система (на примере Агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края)
Бакалаврская работа, документоведение. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016



