ВВЕДЕНИЕ 6
1. Теоретические основы стратегического менеджмента 8
1.1 Основные понятия и положения стратегического менеджмента как типа
управления, основные классификации стратегий 8
1.2 Сущность и содержание процесса разработки стратегии организации 13
1.3 Методы стратегического анализа, выбора и разработки стратегии 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ А 73
В условиях современной динамически изменяющейся мировой экономики, а также жесткой конкурентной борьбы, компании должны не только акцентировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и разрабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Разработка стратегии развития организации позволяет взглянуть на организацию как на единое целое. От того, насколько она правильно разработана, зависит успех всех других действий по стратегическому планированию и её реализации.
Актуальность выбора темы дипломного проекта определяется тем, что на сегодняшний день стратегия - это основополагающий стержень в управлении предприятием, который должен обеспечивать устойчивое экономическое развитие предприятия и повышение конкурентоспособности в целом.
Целью дипломного проекта является разработка рекомендаций по формированию стратегии развития ООО «Троя» в конкурентной среде, которые позволят компании добиться желаемых целей и будут способствовать усилению ее конкурентных позиций.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность и назначение стратегического управления на предприятии, произвести классификацию стратегий развития;
2. Провести комплексный анализ деятельности ООО «Троя», его рыночных показателей, внешнего и внутреннего окружения.
3. Разработать предложения и рекомендации по внедрению мероприятий, направленных на стратегическое развитие ООО «Троя».
4. Провести оценку управления и реализации предложенной стратегии.
Объектом исследования данной работы является ООО «Троя», основным видом деятельности, которой является производство электромонтажных работ.
Предмет исследования - анализ среды воздействия компании, ее стратегическая направленность и положение на рынке.
Теоретической базой исследования представленной работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов по аспектам стратегического управления.
Информационную основу исследования составили формы финансовой отчетности ООО «Троя».
Методологической основой в дипломной работе послужили современные методы анализа: системный, сравнительный, экономический и др.
Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
В первой главе содержится теоретический материал исследуемой темы, достаточно подробно рассматриваются теоретические основы формирования стратегии на предприятии, методы стратегического анализа, выбора и разработки стратегии.
Во второй главе дается организационно-экономическая характеристика исследуемого предприятия, рассматриваются система управления предприятием, проводится стратегический анализ внешней и внутренней среды ООО «Троя».
Третья часть является проектной и включает проект разработки стратегии для ООО «Троя». Разработана программа управления реализации разработанной стратегии для ООО «Троя».
В заключении коротко формулируются выводы и результаты исследований по всей работе.
Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы 67 стр. Работа иллюстрирована 20 рисунками; 19 таблицами, 7 приложениями. Список использованной литературы включает в себя 30 источников.
Разработка и реализация стратегии развития, которая могла бы лучше соответствовать быстро изменяющимся внешним условиям, стала исключительно важной частью деятельности руководства большинства компаний. Поскольку реализация процесса стратегического планирования позволяет руководству компании четко увидеть и продумать перспективу жизнедеятельности предприятия, определить его стратегические преимущества перед другими компаниями заранее.
Не существует стратегии единой для всех компаний, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления. Каждая фирма уникальна в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой фирмы уникален, так как он зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого товара или оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.
Некоторые предложения по использованию внутреннего потенциала, устранению слабых сторон рассматриваемой организации, а также направленные на предупреждение внешних угроз и своевременное использование благоприятной внешней обстановки были рассмотрены при формировании возможной стратегии развития ООО «Троя».
В ходе выполнения данной курсовой работы были решены задачи:
1. Разработана миссия и ключевые цели предприятия.
Миссия ООО «Троя»: удовлетворение потребностей конечных потребителей по монтажу и наладке ОПС, используя потенциал компании.
2. По результатам SWOT анализа была разработана базовая стратегия развития организации, предполагающая: необходимость умеренной перестройки организационной структуры управления, задействование всего наработанного опыта, максимальное удовлетворение потребностей потребителей в качественных услугах по обеспечению безопасности, укрепление взаимовыгодного и долгосрочного сотрудничества, доступность и защищенность услуг, обеспечение инвестиционной привлекательности, интенсивное развитие, устойчивость бизнеса.
Для достижения высоких результатов в реализации базовой стратегии, были разработаны целевые стратегии: финансовая стратегия; стратегия маркетинга; организационная стратегия.
Основными инструментами обеспечения эффективной реализации базовой стратегии могут стать:
• Комплекс мероприятий в виде программы, объединяющей все мероприятия, касающиеся предприятия, реализация которых необходима для выполнения стратегии;
• Ответственное лицо по реализации и контролю за выполнением данной программы;
• Стратегический бюджет предприятия и планирование годовых текущих бюджетов на основе стратегической программы мероприятий в обеспечение достижения стратегических целей;
• Система показателей, определяющие эффективность программы;
• Система мотивации и обучения персонала для достижения стратегических целей развития ООО «Троя».