Введение 4
1 Понятие, сущность торгово-технологического процесса и его роль в коммерческой деятельности 6
1.1 Сущность системы отношений коммерческой деятельности: цели,
задачи, принципы, функции 6
1.2 Содержание торгово-технологического процесса и его роль в
коммерческой деятельности 16
1.3 Современные тенденции в организации ТТП на предприятиях
розничной торговли 21
1.4 Подходы к оценке эффективности торгово-технологического процесса 26
Заключение 80
Список использованных источников 83
В условиях формирования рыночных отношений в стране существенно возрастает роль торговли и коммерции. Они становятся наиболее устойчивой сферой в развитии рыночных отношений.
До того, как дойти до потребителя, товар проходит ряд технологических процессов, в которых задействовано многое количество людей, заинтересованных в удовлетворении потребностей покупателя. Именно от этих людей зависит, в каком состоянии товар попадет на прилавки магазинов, в каком виде его увидит покупатель, каково будет качество товара. У покупателя должно возникнуть желание приобрести этот товар. Если, пройдя все операции, товар попал в руки потребителя, значит те, кто указан выше, знают свою работу, и выполняют ее на «отлично» [20].
А как же заинтересовать покупателя?
Естественно, товар должен быть хорошего качества, и вид у него должен быть побуждающий приобрести именно этот товар, и продавец, конечно, должен уметь предложить товар должным образом.
Переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно-правовых форм предприятий обусловили потребность в новых подходах к организации и технологии торговых процессов, к широкому развитию частной инициативы и предпринимательства. Все это предъявляет новые требования к подготовке специалистов, профессиональная деятельность которых осуществляется в сфере товарного обращения [16].
Рассматриваемая в настоящей курсовой работе тема актуальна. Ее целью является анализ организации торгово-технологического процесса на примере магазина «Продукты» ИП Печерская Н.И., в том числе анализ элементов торгово-технологического процесса.
Задачами настоящей курсовой работы является изучение следующих вопросов:
- Раскрытие сущности торгово-технологического процесса в магазине;
- Рассмотрение основных стадий торгово-технологического процесса;
- Изучение методики оценки эффективности торгово-технологического процесса;
- Анализ организации и управления торгово-технологического процесса на примере магазина «Продукты»;
- Разработка мероприятий по совершенствованию организации и управления торгово-технологического процесса магазина «Продукты».
Предметом защиты выступают разработанные мероприятия по рационализации организации торгово-технологического процесса в магазине «Продукты».
Теоретической основой данной работы являются труды отечественных и зарубежных авторов в области коммерции, менеджмента, экономики. В процессе работы были изучены следующие авторы: Гуняков Ю.В., Куимов В.В.,Бланк И.А., Памбухчиянц В. И., Осипова Л.В., Синяева И.М. и другие.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Дипломная работа выполнена на 88 страницах, проиллюстрирована 9 рисунками и 25 таблицами. Список использованных источников включает 39 источников.
В современном деловом языке понятие коммерческой деятельности используется в нескольких значениях. В широком смысле коммерческая деятельность — это любая деятельность, направленная на получение прибыли. Такая трактовка приближает понятие коммерческой деятельности к понятию предпринимательства (бизнеса).
Место коммерческого предприятия в системе общественного воспроизводства обусловливают следующие его функции: финансовая, материально-техническая, информационная, покупка рабочей силы, продажа (сбыт) товаров и услуг. Сердцевиной каждой функции являются товарообменные отношения. Финансовая связана с взаимоотношениями данного предприятия с субъектами рынка капитала, материально - техническая- рынка средств производства, наем рабочей силы - рынка труда, информационная - рынка информации, продажа товаров и предоставление дополнительных услуг - с рынком покупателей. В этом ракурсе отношения коммерческой деятельности предприятия, таким образом, составляет покупка факторов производства, в том числе информации, и продажа готовой продукции и соответствующих услуг [14].
Торгово-технологический процесс в торговле в широком понимании представляет собой совокупность торговых и технологических процессов, последовательно взаимосвязанных, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени.
Объектом исследования в работе является ИП Печерская Н.И. магазин «Продукты», занимающийся розничной реализацией продовольственных товаров, расположенный по адресу город Красноярск, ул. Тотмина, д. 4 «г».
Организационно-правовая форма анализируемого предприятия - индивидуальный предприниматель без образования юридического лица.
Магазин «Продукты» 2 раза в день принимают поставки от поставщиков при помощи их средств доставки. Загруженная товаром машина приезжает в магазин к участку разгрузки (непосредственно к складу) в 14:00. Производится ручная разгрузка машины.
Таким образом, при приемке по качеству продовольственных товаров в магазине «Продукты» за исследуемое время была исследована и проверена средняя выборка товаров в объеме 10% поступивших продовольственных товаров, сумма которых с каждым разом варьируется в зависимости от количества и цены поступившего товара.
В магазине «Продукты» при размещении товара на хранение предусматривается возможность быстрого нахождения товара, удобного отбора для подачи в торговый зал, учитывается длительность его хранения. За каждым товаром с учетом вида закрепляется постоянное место. Товары хранятся в привозной таре в упакованном или распакованном виде.
В 2014 году уровень товарных запасов увеличился с 1,19% до 3,95%, что характеризует деятельность магазина «Продукты»ос негативной стороны, поскольку происходит затаривание склада предприятия. Темпы роста среднего размера товарных запасов в 4 раза превышают темпы роста товарооборота, что также характеризует работу предприятия отрицательно.
Анализ динамики поставщиков показал, что в 2014 г. произошло увеличение поставщиков на 3 фирмы, а именно увеличилось число поставщиков-посредников на 2 фирмы, а число поставщиков - производителей на одну фирму.
Самообслуживание в магазине «Продукты» эффективно с точки зрения общих затрат на совершение покупок, коэффициент культуры обслуживания здесь является высоким (0,90), при этом необходимо совершенствовать дополнительные услуги и повышать коэффициент завершенности покупок в магазине.
Согласно приведенного выше анализа торгово-технологического процесса, осуществляемого в исследуемом магазине ,для повышения эффективности и совершенствования его в магазине можно порекомендовать:
1. Приобрести дополнительное низкотемпературное холодильное оборудование для отдельной выкладки свежемороженой рыбной продукции, а также замены устаревшего холодильного оборудования.
Стоимость дополнительного низкотемпературного холодильного оборудования составит 157 тыс. руб. Отдельная выкладка свежемороженой рыбной продукции позволит увеличить товарооборот на 5% (или на 11266,8 тыс. руб. в год).
2. Приобрести специализированные витрины для кондитерских изделий. Товар, занимающий в товарообороте примерно 10 %, требует особой выкладки с привлечением специального торгового оборудования, позволяющей привлечь покупателей и повысить продажу данной продукции
3. При заключении договоров на поставку продовольственных товаров обратить внимание на условия транспортировки и установить ответственность поставщиков за нарушение целостности упаковки продовольственных товаров при доставке автотранспортом силами поставщика.
4. Ускорить приемку товара на складе, используя считывание штрих-кодов с помощью переносных сканеров.
5. Установить в магазине стол для покупательского уголка и организовать место отдыха на входе в магазин. В качестве места отдыха установить рядом с входом в магазин небольшой диван.
6. Разработать систему оплаты труда продавцам, включающей премирование за снижение затрат времени покупателей на ожидание обслуживания и повышения коэффициента завершенности покупок, а также систему оплаты труда товароведу, одним из критериев которой будет являться значение коэффициента устойчивости ассортимента.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации : в 4 ч. : по состоянию на 1 февраля. 2010 г. - Москва : Кнорус,2010. - 540 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации : по состоянию на 20 апреля 2014 г. - Москва: Омега-Л, 2014. - 681с.
3. Абчук В.А. Коммерция: учебник./В.А. Абчук— Санкт-Петербург: Издательство Михайлова В.А., 2011. — 475 с.
4. Акимов Т.А. Теория организации: учебное пособие для вузов / Т.А. Акимов. - Москва: ЮНИТИ, 2011. - 367 с.
5. Арзуманова Т.И. Экономика и планирование на предприятиях торговли и питания: учебное пособие / Т.И Арзуманова, М.Ш. Мачабели. — Москва: Дашков и Ко,2010. — 658 с.
6. Берман Б. Розничная торговля: стратегический подход / пер. с англ./Берман Б., Эванс Дж. Р. — 8-изд. — Москва: Вильяме, 2009. — 455с.
7. Бланк И А. Управление торговым предприятием. — Москва: Тандем: ЭКМОС, 2013. — 574 с.
8. Боровинский Д.В. Организация закупочной деятельности в коммерческом предприятии. Синергетический эффект интеграции / Д.В. Боровинский, В.В. Куимов. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014. - 345 с.
9. Боровкова ВА. Управление рисками в торговле./В.А.Боровкова. — Санкт-Петербург.: Питер, 2011. — 788 с.
10. Бунеева Р.И. Заготовительная деятельность в потребительской кооперации: организация и технология / Р.И. Бунеева, Г.Н. Кругляков. — Ростов на Дону: Феникс, 2012. — 678 с.
11. Бунеева Р.И. Организация посреднической деятельности в условиях рынка: учебное пособие — Белгород: Кооперативное образование, 2013. — 422 с.
12. Васин С.М. Управление рисками на предприятии: учебное пособие / С.М. Васин, В.С. Шутов.- Москва : КНОРУС, 2013.-455 с.
13. Гуняков Ю.В. Коммерциология: теория коммерческой
деятельности. Том 1 / Ю.В. Гуняков; Краснояр. гос.торг.-эконом. ин-т. - Красноярск, 2008. - 232с.
14. Гуняков Ю.В. Коммерциология: теория коммерческой
деятельности. Том 2 / Ю.В. Гуняков; Краснояр. гос. торг.-эконом. ин-т. - Красноярск, 2008. - 226с.
15. Гуняков Ю.В. Коммерциология: предчувствие перемен.
Инновационные бизнес-модели коммерческой деятельности : монография/ Ю. В. Гуняков, Д. Ю. Гуняков ; Сиб. федер. ун-т, торг.-эконом. ин-т. - Красноярск, 2015.-334с.
16. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник для вузов / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва.: Дашков иК0, 2014. — 736с.
17. Дашков Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник / Л.П.Дашков, В.К. Памбухчиянц. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва.: Дашков и К0, 2013. — 520 с.
18. Друкер П. Энциклопедия менеджмента : пер. с англ/ П.Друкер. — Москва: ИД Вильяме, 2012. — 432 с.
19. Есютина АА. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление / А.А. Есютина, Е.В. Карпова. — 4-е изд. — Москва: КНОРУС, 2012. — 416 с.
20. Жукова Т.Н. Коммерческая деятельность: учебное пособие. — Санкт-Петербург.: Вектор, 2013. — 536 с.
21. Иванова М.Б. Коммерческая деятельность: учебное пособие / М.Б. Иванова, М.Ю. Иванов. — Москва.: РИОР, 2011.— 655 с.
22. Канаян К. Мерчандайзинг / К. Канаян, Р. Канаян. — Москва: РИП-холдинг, 2012. — 234 с.
23. Каплина СЛ. Организация коммерческой деятельности./С.П.Каплина. — Ростов на Дону: Феникс, 2012. — 448 с.
24. Корпев Г.Б. Современные храмы торговли: девелопмент торговых центров./Г.Б. Корпев — Москва: Вершина, 2009. — 368 с.
25. Куимов.В.В.Реструктуризация предприятий торговли. Теория. Практика. Результаты : монография /В.В. Куимов, Ю.В. Гуняков, Д.Ю. Гуняков. - Красноярск :Сиб.федер.ун-т, 2016. - 204 с.
26. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок / пер. с англ.;/Ж.Ж. Ламбен; под ред.. В.Б. Колчанова. — Санкт-Петербург.: Питер, 2014. — 800 с.
27. Маслова ТД. Маркетинг / Т.Д. Маслова, С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик. — Санкт-Петербург.: Питер, 2009. — 476 с.
28. Маркетинговые технологии в развитии рынков продовольственных товаров регионов Сибири: монография / В.В. Куимов, Ю.Ю. Суслова, Е.В. Щербенко, Л.В. Панкова. - Красноярск :Сиб. федер. ун-т, 2016. - 268с.
29. Никишкин В.В. Маркетинг розничной торговли./В.В.Никишкин. — Москва: Издательствово Экономика, 2010. — 316 с.
30. Ньюмэн Э. Розничная торговля: организация и управление / Ньюмэн Э., Каллен П.— Санкт-Петербург.: Питер, 2011. — 416 с.
31. Организация коммерческой деятельности предприятия: коммерциология. Часть 1. Организационно-экономические предпосылки коммерческой деятельности: учебное пособие/ В.В. Куимов, Ю.В. Гуняков, И.А. Максименко, О.В. Рубан; под ред. В.В. Куимова.-2-е изд., перераб. и доп . -Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2016.- 566 с.
32. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва: Дашков и Ко,2012. — 504 с.
33. Половцева Ф.П Коммерческая деятельность: учебник./Ф.П.Половцева. — Москва: ИНФРА-М, 2010. — 248 с.
34. Старобинский Э.Е. Основы менеджмента на коммерческой фирме./Э.Е. Старобкова. — Москва: Бизнес-школа Интел-синтез, 2009. — 264 с.
35. Стребкова О. Управление товарными категориями /О. Стребкова. //Маркетинг.- 2014.C.12-20.
36. Сысоева СВ. Категорийный менеджмент. Курс управления ассортиментом в рознице / СВ. Сысоева, Е.А. Бузукова. — Санкт-Петербург.: Питер, 2011. — 270 с.
37. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: учебник / под общ.ред. Т.П. Данько. — Москва : ИНФРА-М, 2010. — 560 с.
38. Фридман AM. Экономика предприятий торговли и питания потребительского общества: учебник. — Москва: Дашков и К0, 2014. — 628 с.
39. Щур Д.Л. Основы торговли. Оптовая торговля / Д.Л. Щур, Л.В. Труханович. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Дело и Сервис, 2012. — 304 с.