ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ДОУ
|
Введение 5
1 Теоретические основы формирования ценностно-смыслового
восприятия проведений музыкального искусства в ДОУ 8
1.1 Понятие «ценностно-смысловое восприятие» музыкального
искусства 8
1.2 Особенности формирования ценностно-смыслового восприятия
музыкального искусства в старшем дошкольном возрасте 14
1.3 Педагогические условия формирования ценностно-смыслового
восприятия произведений музыкального искусства в условиях ДОУ ... 19
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностносмыслового восприятия произведений музыкального искусства ... 25
2.1 Диагностика выявление уровня ценностно-смыслового восприятия
музыкальных произведений у детей старшего дошкольного возраста ... 25
2.2 Реализация педагогических условий и методические рекомендации
по формированию ценностно-смыслового восприятия музыкальных произведений 31
2.3 Проверка эффективности работы по формированию у детей
ценностно-смыслового восприятия музыкальных произведений 37
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение
1 Теоретические основы формирования ценностно-смыслового
восприятия проведений музыкального искусства в ДОУ 8
1.1 Понятие «ценностно-смысловое восприятие» музыкального
искусства 8
1.2 Особенности формирования ценностно-смыслового восприятия
музыкального искусства в старшем дошкольном возрасте 14
1.3 Педагогические условия формирования ценностно-смыслового
восприятия произведений музыкального искусства в условиях ДОУ ... 19
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностносмыслового восприятия произведений музыкального искусства ... 25
2.1 Диагностика выявление уровня ценностно-смыслового восприятия
музыкальных произведений у детей старшего дошкольного возраста ... 25
2.2 Реализация педагогических условий и методические рекомендации
по формированию ценностно-смыслового восприятия музыкальных произведений 31
2.3 Проверка эффективности работы по формированию у детей
ценностно-смыслового восприятия музыкальных произведений 37
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение
В соответствии с требованиями нормативного документа (ФГОС ДОО) содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок у дошкольников ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что всестороннее развитие личности занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественно-эстетическое развитие - это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
По мнению А.Н. Леонтьева ценностно-смысловое восприятие произведений искусства это способность к переживанию, пониманию и оценке социальной и личностной значимости художественных образов в качестве выразителей нравственных ценностей и смыслов[6:130].
Для гармонически развитой личности ребенка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая. Важной задачей в формировании ценностносмыслового восприятия дошкольника является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, а также эстетического вкуса и способностей.
Музыка и различные виды деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. В силу того,
что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.
Цель нашего исследования: изучить в теоретическом аспекте
формирование ценностно-смыслового восприятия дошкольниками произведений музыкального искусства.
Объект исследования: формирование ценностно-смыслового восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений музыкального искусства.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
ценностно-смыслового восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений музыкального искусства в условиях ДОУ.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «ценностно-смысловое восприятие» детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности формирования ценностно-смыслового восприятия музыкального искусства в старшем дошкольном возрасте.
3. Определить педагогические условия формирования ценностносмыслового восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений музыкального искусства в условиях ДОУ.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию ценностно-смыслового восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений музыкального искусства в условиях ДОУ.
5. Сформулировать методические рекомендации по формированию ценностно-смыслового восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений музыкального искусства в условиях ДОУ.
Методы исследования: составление библиографии, реферирование,
тезирование, педагогическое наблюдение, изучение опыта работы педагогов.
Теоретическую основу исследования составили труды В.Н. Шацкой, В.Д. Остроменского, Е.В. Назайкинского, Н.А. Ветлугиной. В работах этих авторов собран большой научный, теоретический материал, касающийся различных
граней ценностно-смыслового восприятия музыкальных произведений, его психологических механизмов и педагогических методов развития его у детей.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные нами методические рекомендации могут быть использованы педагогами в детских садах, а также для студентов педагогического вуза при прохождении педагогической практики.
База исследования: МБДОУ Верхнепашинский детский сад №7
с.Верхнепашино, Енисейского района.
Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что всестороннее развитие личности занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественно-эстетическое развитие - это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
По мнению А.Н. Леонтьева ценностно-смысловое восприятие произведений искусства это способность к переживанию, пониманию и оценке социальной и личностной значимости художественных образов в качестве выразителей нравственных ценностей и смыслов[6:130].
Для гармонически развитой личности ребенка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая. Важной задачей в формировании ценностносмыслового восприятия дошкольника является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, а также эстетического вкуса и способностей.
Музыка и различные виды деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. В силу того,
что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.
Цель нашего исследования: изучить в теоретическом аспекте
формирование ценностно-смыслового восприятия дошкольниками произведений музыкального искусства.
Объект исследования: формирование ценностно-смыслового восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений музыкального искусства.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
ценностно-смыслового восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений музыкального искусства в условиях ДОУ.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «ценностно-смысловое восприятие» детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности формирования ценностно-смыслового восприятия музыкального искусства в старшем дошкольном возрасте.
3. Определить педагогические условия формирования ценностносмыслового восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений музыкального искусства в условиях ДОУ.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию ценностно-смыслового восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений музыкального искусства в условиях ДОУ.
5. Сформулировать методические рекомендации по формированию ценностно-смыслового восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений музыкального искусства в условиях ДОУ.
Методы исследования: составление библиографии, реферирование,
тезирование, педагогическое наблюдение, изучение опыта работы педагогов.
Теоретическую основу исследования составили труды В.Н. Шацкой, В.Д. Остроменского, Е.В. Назайкинского, Н.А. Ветлугиной. В работах этих авторов собран большой научный, теоретический материал, касающийся различных
граней ценностно-смыслового восприятия музыкальных произведений, его психологических механизмов и педагогических методов развития его у детей.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные нами методические рекомендации могут быть использованы педагогами в детских садах, а также для студентов педагогического вуза при прохождении педагогической практики.
База исследования: МБДОУ Верхнепашинский детский сад №7
с.Верхнепашино, Енисейского района.
Под ценностно-смысловым отношением к произведениям музыкального искусства мы понимаем такое отношение, которое характеризуется эстетической значимостью для личности музыкального искусства, наличием осознанной потребности в музыкальном искусстве и практического интереса к нему. Это отношение базируется на единстве эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов мировоззрения.
Рассмотрев особенности ценностно-смыслового восприятия музыкального искусства у детей старшего дошкольного возраста пришли к выводу, что в старшем дошкольном возрасте, вырабатывается произвольное внимание в процессе восприятия музыки, формируется умение сосредоточиться на осмыслении особенностей музыкальной интонации и ее изменениях, развивается способность к индивидуальной интерпретации музыки, опосредованной прошлым опытом, образами пережитых ранее ситуаций.
В этом возрасте ребенок воспринимает музыку более осмысленно, а единство эмоционального и интеллектуального компонентов в процессе восприятия музыки проявляется гораздо ярче.
В развитии ценностно-смыслового восприятия музыки ведущая роль отведена эмоциональной отзывчивости на нее, которая может стать показателем всей эстетической культуры ребенка.
Рассмотрев педагогические условия формирования ценностносмыслового восприятия произведений музыкального искусства в условиях ДОУ выделили два условия. Первое условие - организация непрерывной образовательной деятельности в образовательных областях: речевая,
художественно-эстетическая. Второе условие: предметно-развивающая среда.
Интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность. Применение бесед, зрительной наглядности и т.д. повышает интерес детей к музыкальным произведениям и способствует развитию творчества.
С целью изучить особенности ценностно-смыслового восприятия музыкальных произведений в единстве компонентов художественного восприятия музыки: эмоциональной отзывчивости; интереса к слушанию музыки детьми старшего дошкольного возраста провелось исследование,
которое проводилось на базе В эксперименте приняли участие 20 детей, в
возрасте 6-7 лет.
В исследовании использовались методы диагностики: диагностические задания, наблюдение за проявлениями детей в процессе восприятия музыкальных произведений, беседа-обсуждение.
Анализируя данные исследования можно сделать вывод о недостаточной обращенности воспитателей к художественному ценностно-смысловому восприятию музыкальных произведений ребенка в педагогической деятельности: наполняя взаимодействие с детьми разнообразной информацией, педагоги не обращают свое внимание и внимание детей на переживания, которые дает музыка, способы и средства выражения этих переживаний, что поставило нас перед необходимостью на формирующем этапе исследования продумать содержание и формы специально-организованной деятельности, направленной не только на обогащение эмоционального опыта дошкольников, но и на осмысление ими «языка» эмоций.
Результатами реализации педагогических условий послужат: сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку, умение передавать выразительные музыкальные образы, воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений; сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность; умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации, проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности. Эти навыки способствуют развитию предпосылок: ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства; становления эстетического отношения к окружающему миру; формированию элементарных представлений о видах музыкального искусства и т.д.
Применение бесед, зрительной наглядности и т.д. повышает интерес детей к музыкальным произведениям и способствует развитию творчества. Целенаправленная организация работы, направленной на развитие
ценностно-смыслового восприятия у детей старшего дошкольного возраста, и планомерное формирование музыкальной деятельности способствует личностному развитию детей: реализации творческого потенциала;
готовности выражать своё отношение к искусству; формированию ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований.
Рассмотрев особенности ценностно-смыслового восприятия музыкального искусства у детей старшего дошкольного возраста пришли к выводу, что в старшем дошкольном возрасте, вырабатывается произвольное внимание в процессе восприятия музыки, формируется умение сосредоточиться на осмыслении особенностей музыкальной интонации и ее изменениях, развивается способность к индивидуальной интерпретации музыки, опосредованной прошлым опытом, образами пережитых ранее ситуаций.
В этом возрасте ребенок воспринимает музыку более осмысленно, а единство эмоционального и интеллектуального компонентов в процессе восприятия музыки проявляется гораздо ярче.
В развитии ценностно-смыслового восприятия музыки ведущая роль отведена эмоциональной отзывчивости на нее, которая может стать показателем всей эстетической культуры ребенка.
Рассмотрев педагогические условия формирования ценностносмыслового восприятия произведений музыкального искусства в условиях ДОУ выделили два условия. Первое условие - организация непрерывной образовательной деятельности в образовательных областях: речевая,
художественно-эстетическая. Второе условие: предметно-развивающая среда.
Интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность. Применение бесед, зрительной наглядности и т.д. повышает интерес детей к музыкальным произведениям и способствует развитию творчества.
С целью изучить особенности ценностно-смыслового восприятия музыкальных произведений в единстве компонентов художественного восприятия музыки: эмоциональной отзывчивости; интереса к слушанию музыки детьми старшего дошкольного возраста провелось исследование,
которое проводилось на базе В эксперименте приняли участие 20 детей, в
возрасте 6-7 лет.
В исследовании использовались методы диагностики: диагностические задания, наблюдение за проявлениями детей в процессе восприятия музыкальных произведений, беседа-обсуждение.
Анализируя данные исследования можно сделать вывод о недостаточной обращенности воспитателей к художественному ценностно-смысловому восприятию музыкальных произведений ребенка в педагогической деятельности: наполняя взаимодействие с детьми разнообразной информацией, педагоги не обращают свое внимание и внимание детей на переживания, которые дает музыка, способы и средства выражения этих переживаний, что поставило нас перед необходимостью на формирующем этапе исследования продумать содержание и формы специально-организованной деятельности, направленной не только на обогащение эмоционального опыта дошкольников, но и на осмысление ими «языка» эмоций.
Результатами реализации педагогических условий послужат: сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку, умение передавать выразительные музыкальные образы, воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений; сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность; умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации, проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности. Эти навыки способствуют развитию предпосылок: ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства; становления эстетического отношения к окружающему миру; формированию элементарных представлений о видах музыкального искусства и т.д.
Применение бесед, зрительной наглядности и т.д. повышает интерес детей к музыкальным произведениям и способствует развитию творчества. Целенаправленная организация работы, направленной на развитие
ценностно-смыслового восприятия у детей старшего дошкольного возраста, и планомерное формирование музыкальной деятельности способствует личностному развитию детей: реализации творческого потенциала;
готовности выражать своё отношение к искусству; формированию ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований.



