Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Работа №21327

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
623
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы формирования ценностно-смыслового
восприятия проведений музыкального искусства в ДОУ 8
1.1 Понятие «ценностно-смысловое восприятие» музыкального
искусства 8
1.2 Особенности формирования ценностно-смыслового восприятия
музыкального искусства в старшем дошкольном возрасте 14
1.3 Педагогические условия формирования ценностно-смыслового
восприятия произведений музыкального искусства в условиях ДОУ ... 19
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностносмыслового восприятия произведений музыкального искусства ... 25
2.1 Диагностика выявление уровня ценностно-смыслового восприятия
музыкальных произведений у детей старшего дошкольного возраста ... 25
2.2 Реализация педагогических условий и методические рекомендации
по формированию ценностно-смыслового восприятия музыкальных произведений 31
2.3 Проверка эффективности работы по формированию у детей
ценностно-смыслового восприятия музыкальных произведений 37
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение

В соответствии с требованиями нормативного документа (ФГОС ДОО) содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок у дошкольников ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие и реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).
Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что всестороннее развитие личности занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Художественно-эстетическое развитие - это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
По мнению А.Н. Леонтьева ценностно-смысловое восприятие произведений искусства это способность к переживанию, пониманию и оценке социальной и личностной значимости художественных образов в качестве выразителей нравственных ценностей и смыслов[6:130].
Для гармонически развитой личности ребенка огромное значение имеют разнообразные художественные деятельности - изобразительная, музыкальная, художественно-речевая, игровая. Важной задачей в формировании ценностносмыслового восприятия дошкольника является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, а также эстетического вкуса и способностей.
Музыка и различные виды деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. В силу того,
что музыка воспринимается эмоционально, она имеет огромное значение в развитии чувств ребенка.
Цель нашего исследования: изучить в теоретическом аспекте
формирование ценностно-смыслового восприятия дошкольниками произведений музыкального искусства.
Объект исследования: формирование ценностно-смыслового восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений музыкального искусства.
Предмет исследования: педагогические условия формирования
ценностно-смыслового восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений музыкального искусства в условиях ДОУ.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «ценностно-смысловое восприятие» детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности формирования ценностно-смыслового восприятия музыкального искусства в старшем дошкольном возрасте.
3. Определить педагогические условия формирования ценностносмыслового восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений музыкального искусства в условиях ДОУ.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию ценностно-смыслового восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений музыкального искусства в условиях ДОУ.
5. Сформулировать методические рекомендации по формированию ценностно-смыслового восприятия детьми старшего дошкольного возраста произведений музыкального искусства в условиях ДОУ.
Методы исследования: составление библиографии, реферирование,
тезирование, педагогическое наблюдение, изучение опыта работы педагогов.
Теоретическую основу исследования составили труды В.Н. Шацкой, В.Д. Остроменского, Е.В. Назайкинского, Н.А. Ветлугиной. В работах этих авторов собран большой научный, теоретический материал, касающийся различных
граней ценностно-смыслового восприятия музыкальных произведений, его психологических механизмов и педагогических методов развития его у детей.
Практическая значимость заключается в том, что разработанные нами методические рекомендации могут быть использованы педагогами в детских садах, а также для студентов педагогического вуза при прохождении педагогической практики.
База исследования: МБДОУ Верхнепашинский детский сад №7
с.Верхнепашино, Енисейского района.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Под ценностно-смысловым отношением к произведениям музыкального искусства мы понимаем такое отношение, которое характеризуется эстетической значимостью для личности музыкального искусства, наличием осознанной потребности в музыкальном искусстве и практического интереса к нему. Это отношение базируется на единстве эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов мировоззрения.
Рассмотрев особенности ценностно-смыслового восприятия музыкального искусства у детей старшего дошкольного возраста пришли к выводу, что в старшем дошкольном возрасте, вырабатывается произвольное внимание в процессе восприятия музыки, формируется умение сосредоточиться на осмыслении особенностей музыкальной интонации и ее изменениях, развивается способность к индивидуальной интерпретации музыки, опосредованной прошлым опытом, образами пережитых ранее ситуаций.
В этом возрасте ребенок воспринимает музыку более осмысленно, а единство эмоционального и интеллектуального компонентов в процессе восприятия музыки проявляется гораздо ярче.
В развитии ценностно-смыслового восприятия музыки ведущая роль отведена эмоциональной отзывчивости на нее, которая может стать показателем всей эстетической культуры ребенка.
Рассмотрев педагогические условия формирования ценностносмыслового восприятия произведений музыкального искусства в условиях ДОУ выделили два условия. Первое условие - организация непрерывной образовательной деятельности в образовательных областях: речевая,
художественно-эстетическая. Второе условие: предметно-развивающая среда.
Интеграция музыкальной и речевой деятельности повышает мотивацию, формирует познавательный интерес детей, способствует развитию речи: помогает глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность. Применение бесед, зрительной наглядности и т.д. повышает интерес детей к музыкальным произведениям и способствует развитию творчества.
С целью изучить особенности ценностно-смыслового восприятия музыкальных произведений в единстве компонентов художественного восприятия музыки: эмоциональной отзывчивости; интереса к слушанию музыки детьми старшего дошкольного возраста провелось исследование,
которое проводилось на базе В эксперименте приняли участие 20 детей, в
возрасте 6-7 лет.
В исследовании использовались методы диагностики: диагностические задания, наблюдение за проявлениями детей в процессе восприятия музыкальных произведений, беседа-обсуждение.
Анализируя данные исследования можно сделать вывод о недостаточной обращенности воспитателей к художественному ценностно-смысловому восприятию музыкальных произведений ребенка в педагогической деятельности: наполняя взаимодействие с детьми разнообразной информацией, педагоги не обращают свое внимание и внимание детей на переживания, которые дает музыка, способы и средства выражения этих переживаний, что поставило нас перед необходимостью на формирующем этапе исследования продумать содержание и формы специально-организованной деятельности, направленной не только на обогащение эмоционального опыта дошкольников, но и на осмысление ими «языка» эмоций.
Результатами реализации педагогических условий послужат: сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку, умение передавать выразительные музыкальные образы, воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений; сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность; умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации, проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности. Эти навыки способствуют развитию предпосылок: ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства; становления эстетического отношения к окружающему миру; формированию элементарных представлений о видах музыкального искусства и т.д.
Применение бесед, зрительной наглядности и т.д. повышает интерес детей к музыкальным произведениям и способствует развитию творчества. Целенаправленная организация работы, направленной на развитие
ценностно-смыслового восприятия у детей старшего дошкольного возраста, и планомерное формирование музыкальной деятельности способствует личностному развитию детей: реализации творческого потенциала;
готовности выражать своё отношение к искусству; формированию ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований.


1. Аромштам, М.С. Маленькие колокольчики или музыка будущих первоклассников / М.С. Аромштам // Дошкольное образование. - 2011. - №8. - С. 55-57.
2. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. - Санкт- Петербург: Питер, 2011. - 232 с.
3. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс / Б.В. Асафьев. - Санкт- Петербург: Питер, 2011. - 376 с.
4. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание / А.В. Бакушинский // http://www.twirpx.com/file/413293/
5. Белобородова, В.Г. Музыкальное восприятие школьников / В.Г. Белобородова. - Москва: Педагогика, 1975. - 506 с.
6. Ветлугина, Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина. - Москва: Просвещение, 2014. - 270 с.
7. Вопросы музыкальной педагогики. Сб. статей. Вып. 2 / Под ред. В.И. Руденко. - Москва: Аспект пресс, 2010. - 158 с.
8. Выготский, А.С. Психология искусства / А.С. Выготский. - Москва: Эксмо, 2010. - 256 с.
9. Гаспарова, Е.М. Эмоции ребенка раннего возраста в игре / Е.М. Гаспарова // Дошкольное воспитание. - 2011 - №10. - С. 22-28.
10. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А.Г. Г огоберидзе. - Москва: Издательский центр «Академия», 2010. - 320 с.
11. Готсдинер, А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. - Москва: Наука, 2013. - 420с.
12. Гофман, Э. Мысли о высоком значении музыки / Э. Гофман // Искусство в школе. - 2012. - №2. - С. 51-54.
13. Гродзенская, Н.Л. Слушание музыки в начальной школе / Н.Л. Гродзенская. - Москва: Музыка, 2014. - 228 с.
14. Давыдова, Н. Основы музыкального воспитания / Н. Давыдова // Дошкольное воспитание. - 2011. - №10. - С. 14-16.
15. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций / Т.А. Данилина. - Москва: Айрис пресс, 2014. - 448 с.
16. Загвоздкин, В.К. Эмоциональный интеллект и его развитие в условиях семейного воспитания / В.К. Загвоздкин // Управление ДОУ. - 2013. - №4.
- С. 35-37.
17. Кабалевский, Д.Б. Педагогические размышления: избранные статьи и доклады / Д.Б. Кабалевский. - Москва: Педагогика. - 1986. - 61 с.
18. Кабкова, Е.П. Художественное обобщение на занятиях искусством в школе / Е.П. Кабкова. - Москва: Ин-т художеств, образования РАО, 2004.
- 261 с.
19. Комиссарова, Л.Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Л.Н. Комиссарова, Э.П. Костина. - Москва: Просвещение, 2011. - 141 с.
20. Кузьмина, Е. Встречаем музыкой весны / Е. Кузьмина // Дошкольное образование. -2011. - №7. - С. 53-55.
21. Лабунская, Г.В. Художественное воспитание детей в семье / Г.В. Лабунская. - Москва: Педагогика, 1970. - 47 с.
22. Леонтьев, А.Н. Осмысленность искусства / А.Н. Леонтьев. - Москва: Наука, 2011. - 134 с.
23. Лихачев, Д.С. Письма о добром и прекрасном / Под ред. Г.А. Дубровской. - Москва: Дет. лит., 1989. - 238 с.
24. Медушевский, В.В. О законностях и сроках художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский. - Москва: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2011. - 236 с.
25. Мелик-Пашаев, А.А. Художественное творчество - для всех или для избранных?: Материалы IV Всероссийского съезда Российского общества психологов / А.А. Мелик-Пашаев, З.И. Новлянская. - Москва: , 2012. - Т. 2. - С. 297-299.
26. Метлов, Н.А. Музыка - детям / Н.А. Метлов. - Москва: Наука, 2010. - 191 с.
27. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры / В.М. Минаева. - Москва: АРКТИ, 2011. - 148 с.
28. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей / М.А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 2012. - 213 с.
29. Музыка детям. Вопросы музыкально-эстетического воспитания / Сост. Л. Михеева. - Санкт-Петербург: Музыка, 2010. - 340 с.
30. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. - Москва: Музыка, 2012. - 383 с.
31. Неменский, Б.М. Эмоционально-образное познание в развитии человека / Б.М. Неменский // Вопросы психологии. - 1991. - №3. - С. 75-79.
32. Остроменский, В.Д. Формирование музыкального познания / В.Д. Остроменский. - Кишинев: Штиинца, 1988. - 154 с.
33. Петрушин, В.И. Музыкальное восприятие как средство изучения личности школьника / В.И. Петрушин // Вопросы психологии. - 2011.- №1. - С. 102-104.
34. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; Под ред. Г.М. Цыпина. - Москва: Издательский центр «Академия», 2013. - 368 с.
35. Радынова, О.П. Слушаем музыку / О.П. Радынова. - Москва: Просвещение, 2010. - 158 с.
36. Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики / В.Г. Ражников. - Москва: Знание, 2010. - 157 с.
37. Раппопорт, С.Х. Книга по эстетике для музыкантов / С.Х. Раппопорт. - Москва: Педагогический поиск, 2012. - 256 с.
38. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. - Москва: Наука, 2013. - 379 с.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // http://bda-expert.com/2014/01/federalnyj-gosudarstvennyj- obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobmauki/
40. Холопова, В.Н. Музыкальный ритм / В.Н. Холопова. - Москва: Гардарики, 2010. - 224 с.
41. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В.Н. Шацкая. - Москва, 1975. - 187 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ