Введение 3
1 Теоретические основы развития выносливости юных лыжников -гонщиков ...7
1.1 Понятие выносливости 7
1.2 Возрастные особенности развития выносливости детей 9-11 лет 17
1.3 Методы и средства развития выносливости 28
2 Методы и организация исследования 41
2.1 Методы исследования 41
2.2 Организация исследования 44
3 Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности
методики развития выносливости у лыжников-гонщиков 9 - 11 лет в подготовительном периоде 47
3.1 Содержание методики развития выносливости у детей 9-11 лет
занимающимися лыжными гонками в подготовительном периоде 47
3.2 Анализ и обсуждение результатов педагогического эксперимента ...64
Заключение 72
Список используемых источников 75
Проблема развития выносливости по общепринятым представлениям - одна из наиболее актуальных в физическом воспитании и спорте.
Основополагающие работы А.Н. Крестовникова, B.C. Фарфеля, Н. И. Волкова явились началом исследований, дающих физиологическое обоснование сущности выносливости как качества двигательной деятельности и ее проявления. В педагогических исследованиях (Н.Г. Озолин, Л.П. Матвеев и др. ) строились основы методики развития выносливости в различных видах спорта.
В основе повышения уровня общей выносливости юных лыжников- гонщиков (9 - 11 лет) лежит взаимообусловленность всех физиологических качеств ребенка, развитие одного из них положительно влияет на развитие других и наоборот отставание в развитие одного или нескольких качеств задерживает развитие остальных.
Вместе с тем, до настоящего времени, не было связи между теоретическими и практическими позициями развития общей выносливости юных лыжников-гонщиков (9-11 лет) в подготовительном периоде.
Выносливость - это способность организма выполнять работу заданной мощности и продолжительности, преодолевая затруднения, которые связаны со сдвигами во внутренней среде организма, в частности, обусловленные дефицитом кислорода, возникающих при напряженной работе [11, 20, 45, 76].
Уровень развития выносливости определяется прежде всего функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Существенную роль при этом играет так называемая экономизация функций организма. На выносливость вместе с этим оказывает влияние координация движений и силы психических, особенно волевых процессов спортсмена.
Выносливость определяется совокупностью свойств организма, обеспечивающих устойчивость к кислородной недостаточности, при этом имеется виду способность организма последней благодаря соответствующей функциональной перестройке на всех уровнях его жизнедеятельности (на уровне органов и систем, тканевом, молекулярном, субклеточным и клеточным). Сущность выносливости в недостаточной степени
характеризуется общепринятыми определениями самого понятия выносливости, они не вскрывают полностью физиологические механизмы, обуславливающие развитие этого качества, и тем самым ограничивают пути совершенствования рациональной методики воспитания выносливости у спортсменов, что является серьезным препятствием в дальнейшем повышении спортивных достижений, в частности в циклических видах спорта [29, 44].
Основываясь на обширном фактическом материале специальных исследований и врачебных наблюдений, была выдвинута концепция о сущности выносливости в циклических упражнениях. Для нас же, большое значение для понимания сущности выносливости, как качества двигательной деятельности, имели многочисленные работы отечественных и зарубежных специалистов (А. Н. Крестовникова, B. C. Фарфеля, Н. И. Волкова, А. Ф. Бойко, В. М. Выдрина, В. С. Летунова). Они дополнительно помогли нам подойти к пониманию одного из важнейших механизмов, определяющих сущность выносливости, как качества двигательной деятельности.
Актуальностью нашего исследования явилось то, что подготовительный период тренировки является важнейшим в подготовке лыжника-гонщика. На протяжении этого периода закладывается основа будущих достижений в соревновательном периоде. Фундаментом успехов в соревнованиях является большой объем нагрузки, приходящейся на развитие физических качеств, повышение функциональной подготовленности, совершенствование техники способов передвижения на лыжах. Все это выполняется в подготовительном периоде.
В последнее время проблема развития выносливости широко обсуждается в спортивно-педагогической литературе. В частности рассматриваются вопросы, связанные с методами использования в общей системе физического воспитания детских физических учреждений, направленных на развитие выносливости, а также с определением оптимального возраста для культивирования видов спорта, преимущественно развивающих выносливость.
В подготовительном периоде с целью воспитания общей выносливости лыжников-гонщиков применяют равномерный метод, для воспитания специальной - переменный, интервальный и соревновательный методы.
С приближением конца первого этапа подготовительного периода объём работы, направленной на развитие общей выносливости уменьшается, а свободное время заполняется работой, которая способствует развитию других качеств и способностей, усовершенствованию техники, а также составных специальной выносливости.
Целью исследования явилось обоснование и разработка методики развития общей выносливости юных лыжников-гонщиков 9 - 11 лет в подготовительном периоде
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных лыжников- гонщиков 9 - 11 лет в подготовительном периоде
Предмет исследования: методика развития общей выносливости юных лыжников-гонщиков 9 - 11 лет в подготовительном периоде
Гипотеза исследования: предполагалось, что предложенная методика будет способствовать более эффективному развитию общей выносливости лыжников-гонщиков 9 - 11 лет в подготовительном периоде.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по вопросу методов развития выносливости юных лыжников-гонщиков
2. Обосновать и разработать методику развития общей выносливости юных лыжников-гонщиков 9 - 11 лет в подготовительном периоде
3. В педагогическом эксперименте выявить эффективность разработанной методики развития общей выносливости юных лыжников- гонщиков (9-11 лет) в подготовительном периоде
Научная новизна исследования - теоретически обоснованы и методически разработаны основные компоненты развития общей выносливости юных лыжников-гонщиков 9 - 11 лет в подготовительном периоде.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволили расширить и углубить знания основных положений физического воспитания лыжников -гонщиков в подготовительном периоде, реализация которых позволила совершенствовать существующие методики развития выносливости (в том числе и общей), на тренировках в подготовительном периоде с юными лыжниками-гонщиками 9 - 11 лет. Была разработана методика совершенствования развития общей выносливости юных лыжников-гонщиков 9 - 11 лет в подготовительном периоде. Методика была апробирована в педагогическом эксперименте на базе секции по лыжным гонкам СДЮСШОР Сибиряк г. Красноярска.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, выводов, списка использованных источников, содержит приложения
Теоретический анализ литературы позволяет сделать вывод, что под общей (неспецифической) выносливостью понимают: способность продолжительное время выполнять физическую работу умеренной мощности, вовлекающую в действие большую часть мышечного аппарата , что способствует совершенствованию регуляции деятельности мышц, ЦНС, важнейших вегетативных функций организма - кровообращения, дыхания, обмена веществ и др. Специальная (специфическая) выносливость - это способность обеспечивать продолжительность эффективного выполнения специфической работы в течение времени, обусловленного требованиями избранного вида спорта (В. М. Наумов, В. М. Зациорский, В. М. Зациорский, Ф.А. Иорданская, О.Р. Немирович-Данченко, A.M. Якимов,Н. В. Зимкин,
М.Я. Набатникова, Л. П. Матвеев, М. А. Агроновский, Р. Найгоф). Различная трактовка обозначенных качеств свидетельствует о недостаточной разработке многих разделов методики совершенствования выносливости, в том числе и специальной. Анализ проблемы развития выносливости в учебнотренировочном процессе юных лыжников-гонщиков 9-11 лет свидетельствует, что данная проблема изучена недостаточно полно и нуждаются в серьёзной научной разработке.
Программа эксперимента была составлена так, что единственной переменной величиной в тренировочных занятиях с лыжниками-гонщиками 911 лет экспериментальной и контрольной групп, было разное сочетание методов тренировки при развитии выносливости. Это давало возможность выявить их влияние на эффективность развития выносливости у юных лыжников-гонщиков за период проведения исследования.
В подготовительном периоде тренировки наибольший эффект в повышении уровня выносливости и других физических качеств, при комплексном их развитии у лыжников-гонщиков 9-11 лет оказывает применение соотношения объёмов тренировочных средств, при котором от общего времени занятий 50% отводится средствам для развития выносливости и по 25% - упражнениям на силу и быстроту, а сочетание объёмов равномерного, переменного и игрового методов составляет 70%, 20%, 10%. Отличительной особенностью тренировочной программы для каждой из трёх групп на этом этапе проведения исследований было использование разных сочетаний методов тренировки с целью развития выносливости. Проведенное исследование выносливости в начале подготовительного периода (на констатирующем этапе эксперимента) выявил показатели выносливости на среднем уровне и уровне ниже среднего.
После проведения педагогического эксперимента по формированию выносливости у юных лыжников-гонщиков 9-11 лет в экспериментальной группе произошла положительная динамика в развитии всех показателей силовой выносливости. В ЭГ и КГ юных лыжников -гонщиков наблюдается положительная динамика по показателю индекса общей выносливости и запаса скорости. Однако, наибольший прирост показателей запаса скорости и индекса выносливости представлен в ЭГ, в сравнении с КГ.
Таким образом, на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной группе лыжники-гонщики имеют более высокую выносливость в сравнении с лыжниками-гонщиками контрольной группы.
Следовательно можно сделать вывод, что в экспериментальной группе представленная методика развития выносливости способствовала повышению общей и специальной выносливости в подготовительный период юных лыжников-гонщиков 9-11 лет.
1. Абатуров Р.А. Соотношение тренировочных нагрузок различной интенсивности у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде: Автореф. дне.... канд. пед. наук / ВЬШИФК. - М., 2000, 18 с.
2. Акимов В.И. Особенности методики тренировки лыжников-гонщиков старших разрядов. - Алма-Ата, 2009. - 201 с.
3. Андреев А.П. Построение структуры и содержания тренировочного процесса квалифицированных лыжников-гонщиков с учетом основных факторов, определяющих спортивный результат: Автореф. дне. ... канд. пед. наук / МГАФК. - Малаховка, 2000, 25 с.
4. Андриенко Г.М. Подготовка юных лыжников-гонщиков в условиях кратковременной зимы. - М., 2001. - 151с.
5. Анохин ПК. Узловые вопросы теории функциональной системы. - М.: Наука, 2001, 198 с.
6. Антонов М.Ф., Бочков А.А. Дозирование тренировочных нагрузок лыжников-гонщиков старших разрядов // Проблемы спорта высших достижений и подготовки спортивного резерва: Материалы Респ. науч. - практ. конф. - Минск, 2003. - С. 74-76.
7. Аралов В.И. Сочетание тренировочных нагрузок и средств восстановления при непосредственной подготовке к соревнованиям лыжников- гонщиков: Автореф. дне.... канд. пед. наук / МОГИФК. - Малаховка, 1999. 22 с.
8. Ашмарин Б.А. и др. Теория и методика: Учебн. для пед. институтов. - М.: 2012. - 286 с.
9. Багин, НА Лыжный спорт (гонки): Учебное пособие / Н.АБагин. - В. - Луки, 2010. - 125 с.
10. Баталов А.Г., Кубеев А.В., Манжосов В.Н. Контроль спортивной нагрузки в лыжных гонках // Труды ученых ГЦОЛИФКа: 75 лет: Ежегодник. - М., 2003. С.217-225.
11. Батчаев Г.И. Проблемы повышения специальной выносливости при
организации тренировочного процесса дзюдоистов.// Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2013. № 24. - С. 114-119.
12. Белоликов К.Ю., Грозин Е.А. Пути совершенствования методики подготовки лыжников-гонщиков в соревновательном периоде // Лыжный спорт - 2004 . - Вьш.2. С. 7-9.
13. Белоцерковский З.Б., Любина Б.Г., Богданова Е. В., Борисова Ю. А. Динамика сердечной деятельности при изометрических нагрузках у спортсменов. // Физиология человека. 2010, том 26, №1. С. 70-76.
14. Блах В.Я. Принцип построения биологически обоснованной концепции физической подготовки борцов (самбо и дзюдо) / В.Я. Блах, С.В. Елисеев, С.Е.Табаков, В.Н. Селуянов // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 5. - С. 30-35.
15. Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 368 с.
16. Вайнбаум Я.С Дозирование физических нагрузок школьников. - М.: Просвещение, 1999. - 64 с.
17. Васильков АА Направление оптимизации тренировочного процесса лыжников-гонщиков юниорского возраста в годичном цикле подготовки.: Автореф. дис. ...канд. пед. наук.-Омск: ОЕИФК, 2007. 21с.
18. Верхошанский Ю.В. Основы специальной подготовки в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 200. - 264 с.
19. Власенко С.А. Возрастные аспекты морфо-функционального развития организма юных лыжников-гонщиков // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - Харьков. - ХХПИ. 2001.№ 5, С.3-5.
20. Власов НЕ. Определение выносливости у лыжников-гонщиков по средней скорости бега в заданных пульсовых режимах // Управление тренировочным процессом на основе учета индивидуальных особенностей юных спортсменов: Тез. Всесоюз. науч. - практ. конф., (Харьков, 28-31 мая 2011г.). -М., 2011, 4.1. С .19-20.
21. Волков И.П., Секун В.И., Семёнов СП. Один из способов комплексной оценки в подготовке юных спортсменов//тез. докл. 12 Всесоюзн. научи.-практич. конф. «Проблема отбора и подготовки перспективных юных спортсменов» - М., 2003.-Ч. 1.-разд. 2, с. 135-136.
22. Гилязов Р.Г. Методика тренировки лыжников -гонщиков // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Материалы 7- й науч. - практ. конф... - Коломна, 2006. С. 209-210.
23. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.:«ФиС», 2008. - 52 с.
24. Головина Л.Л., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Физиологические эффекты тренировки выносливости у детей младшего школьного возраста. //Теор. и практ. физ. культ. 2008. - №7. - С. 13-15.
25. Головкин П.В., Луньков СМ. Соотношение средств ОФП и СФП в подготовительном периоде у лыжников-гонщиков младших разрядов // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: Материалы 7-й науч. - практ. конф... - Коломна, 2009. - С 212-213.
26. Головкин, П. В. Методика подготовки лыжника-гонщика / П.В. Головкин. - М.: РИО ГРАФК, 2007. - 253 с.
27. Городниченко Э.А. Физиологические закономерности развития выносливости к статическим мышечным усилиям у лиц женского пола бери основных этапах онтогенеза: Автореф. докт. дис. М.,2003. - 34 с.
28. Гурский А.В. Лыжные гонки. Учебное пособие / А.В. Гурский, В.В.Ермаков, Л.Ф. Кобзева, Л.И. Рыженкова. - Смоленск: СГИФК, 1990. - 79 с.
29. Дембо А.Г. Актуальные проблемы современной спортивной медицины. -М..«ФиС», 2013, с. 52-78.
30. Дмитриев А. А., Сермеев Б.В. Об эффективности развития специальной выносливости у юных лыжниц-гонщиц с помощью тренировочных нагрузок субмаксимальной интенсивности. // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №12. - С. 44-46.
31. Дьячков В.М. Физическая подготовка спортсменов - 5-е изд. испр. и доп. - М.: ФиС, 2000. - 40 с.
32. Евстратов, В. Д. Лыжный спорт / В.Д. Евстратов. - М.: ФиС, 2012. -228 с.
33. Зайцева В.В., Сонькин В.Д., Бурчик М.В., Корниенко И.А. Оценка информативности эргометрических показателей работоспособности.//Физиология человека. 2004, Т. 23. №6. С. 58-63.
34. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. - М.: «ФиС», 2010. -200 с.
35. Иваницкий М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологией) Текст.: учеб. для ин-тов. физической культуры. -Изд. 6-е. /М.Ф. Иваницкий М.: ТерраСпорт, 2003. - 624с.
36. Иорданская Ф.А., Немирович-Данченко О.Р., Якимов A.M. Еипоксическая модель для определения уровня развития выносливости по некоторым показателям энергетического обмена. - В кн.: Выносливость у юных спортсменов (под ред. СП. Летунова). Вып. 1-й,
37. Камаев О.И. Теоретические и методические основы оптимизации системы многолетней подготовки юных лыжников-гонщиков: Дне. ... д -ра пед. наук / ХЕИФК. - Харьков, 2000, 401 с.
38. Капланский В.Е. Тренировка юного лыжника-гонщика:
Подготовительный период; Соревновательный и переходный периоды // Физическая культура в школе. - 2015. - № 6. - С. 59-63; N 7. С 61-63; N 8. С. 5358.
39. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Еудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. М.: Физкультура и спорт, 2009. - 208 с.
40. Квашук П.В., Корженевский А.Н Эффективность непрерывных и повторных методов тренировки юных спортсменов // Теория и практика физической культуры. - 2002. N 4. С. 42-46.
41. Квашук П.В., СотсковаИ.Г., Левочкина О.Е., Ланшаков В. В. Программа «Лыжные гонки» / для ДЮСШ и СДЮШОР. - М.: «Просвещение», 2005, 47 с.
42. Кобзева, Л.Ф. Лыжный спорт. Учебное пособие / Л.Ф.Кобзева. - Смоленск: СГИФК, 2003. - 56 с.
43. Ковровский Ю.В. Совершенствование техники и воспитание выносливости. В сб. «Лыжный спорт». -М.: «ФиС», 2006. - № 1. - 50 с.
44. Ковязин В.М., Потапов В.Н., Субботина В.Я. Методика тренировки в лыжных гонках от новичка до мастера спорта. - Тюмень. ТГУ. 1997, 180 с.
45. Колчинская А.З. Кислород. Физическое состояние.Работоспособность. Киев: «Наукова думка», 2007. - 206 с.
46. Коробков, А. В. Атлас нормальной физиологии: пособие для студ. мед. и биол. спец. вузов / А. В. Коробков, С. А. Чеснокова; под ред. Н. А. Агаджаняна. - М.: Высш. шк., 2009.
47. Краснов В.П. Исследование структуры соревновательного микроцикла у юных лыжников-гонщиковю - Киев, 2007. - 23 с.
48. Криволапчук И. А., Мельников Д.В. Особенности физического состояния девочек 9-10 лет зависимости от уровня развития «ведущего» физического качества.// Новые исследования. - 2013. - № 1 (34). - С. 118-128.
49. Кузнецов В.К. Силовая подготовка лыжника. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 96 с.
50. Летунов СП., Мотылянская Р.Е. Материалы к обоснованию теории развития выносливости. - В кн.: Выносливость у спортсменов. Вып. 1-й. М., 2008. - С.7-24.
51. Лыжный спорт /Под редакцией М.А. Агроновского, - М.: Физкультура и спорт, 2016. - С. 75-111.
52. Людсков П.Н., Спиридонов К.Н. Лыжные гонки: (Учебно-метод. пособ. для тренеров и спортсменов коллективов физ. культуры) - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 199с.
53. Мартынов B.C., Гололобов А.А., Головачев А.И. Современные подходы к управлению тренировочным процессом юных лыжников-гонщиков на основе пульсовых параметров // Управление тренировочным процессом на основе учета индивидуальных особенностей юных спортсменов: Тез. докл. ХШ Всесоюз. науч. - практ. конф., (Харьков, 28-31 мая 1999г.). - М., 1999. Ч.1.С.84- 85.
54. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 2001, 543 с.
55. Менхин Ю. В. Физическое воспитание: теория, методика, практика.
- 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: СпортАкадемПресс : Физкультура и спорт, 2006. - 310 с.
56. Мотылянская Р.Е. Выносливость у юных спортсменов, - М.: «ФиС», 1999. - 96 с.
57. Набатникова М.Я. Проблемы совершенствования специальной выносливости спортсменов при циклической работе субмаксимальной и большой мощности. Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук.-М., 2006.-33с.
58. Наумов В.М. Некоторые вопросы специальной подготовки лыжников-гонщиков //Теория и практика физ. культуры, 2002. -№3. - С. 190197,
59. Огольцов И.Г. Тренировка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 2011. - 105 с.
60. Озолин Н.Г. Современная система спортивной тренировки. - М.: «ФиС», 2015. -479 с.
61. Основы управления подготовкой юных спортсменов. / Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: «ФиС», 2002. - 216 с.
62. Плохой В.Н. Базовая подготовка юных лыжников-гонщиков //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка.// Детский тренер.
- Журнал в журнале. -2007. N 4. С. 31-32.
63. Потапов В.Н. Экспериментальное обоснование методики развития выносливости у юных велосипедистов на этапе начальной спортивной деятельности. Дисс. ... канд. пед. наук., Омск. ОГИФК, 2007., 208 с.
64. Радченко А.С., Борилкевич В.Е., Зорин А.И., Миролюбов А.В. Адаптивные реакции у спортсменов при мышечной работе аэробного характера. // Физиология человека 2001. Том 27. №2. С. 122-130.
65. Раменская Т.И. Лыжный спорт. Учебник / Т.Н. Раменская,А.Г.Баталов. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 320 с.
66. Раменская Т.И. Физиологическая характеристика лыжных гонок. - М.: РИО. ГЦОЛИФК, 2007.
67. Ратов И.И, Кряжев В.Д. К состоянию проблемы выносливости и перспективы новых подходов к её решению. / Теория и практика физической культуры. - 2005. - №4. - С.5-9.
68. Романов Б.Ф. Структура физической подготовленности и тесты её контроля у занимающихся спортом (на примере лыжников-гонщиков 1 и 2 разрядов) Автореф. дис. ...канд. пед. наук.-Л., 2001, 21с.
69. Семёнов, С.И. Основные методы развития спортивной работоспособности у лыжников спринтеров / Первый международный научный конгресс «Спорт и здоровье» 9-11 сентября 2003года. Россия, Санкт Петербург // Материалы конгресса в двух томах. Том 2. - СПб.: Издательство «Олимп- СПб», 2003. 356 с.
70. Семкин А.А. Влияние различных соотношений средств в тренировке юных лыжников на развитие их двигательных качеств / Семкин АА, Филин В.П., Киселев В.М. // Теория и практика физ. культуры. 2004. - № 1. - С.49-51.
71. Сметанин В.Я. Воздействие различных режимов интервальной гипоксической тренировки на кардиореспираторные и гематологические функции. // Физиология человека. 2000. Том 26. № 4. С. 73-82.
72. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: учеб. для студ. сред, и высш. учебных заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 608 с. - С. 536-537.
73. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В. Л. Сыча, Б.Н. Шустина. М.: СААМ, 2005. - 445 с.
74. Сонькин В.Д Энергетическое обеспечение мышечной деятельности школьников: Автореф. дис. ...докт. биол. наук. М., 2001, 50 с.
75. Сорванов В.А., Алексеева Ю.П. Поиск способов измерения специальной выносливости. // Теория и практика физической культуры. - 2005.- №3. - 49-53.
76. Стародубцев Г.В. Исследования эффективности отдельных контрольных упражнений и оценочные нормативы по общей и специальной физической подготовке лыжников-гонщиков./ Лыжный спорт. М.: « ФиС», 2000. - С. 21-23.
77. Степочкин Е.А. Экспериментальное обоснование методов развития специальной выносливости лыжниц-гонщиц I разряда в основном периоде тренировки: Автореф. дис.... канд. пед. наук / ЕДОЛИФК. - Л., 2001, 22 с.
78. Суслов Ф.П., Холодов Ж.К., Филин В.П. Теория и методика спорта: Учебное пособие для училищ олимпийского резерва.— М., 2009. - 416 с.
79. Терехина ЛЯ. Исследование методов тренировки и режимов тренировочных нагрузок циклического характера в связи с совершенствованием специальной выносливости (на примере лыжников- гонщиков юниоров): Автореф. дис.... канд. пед. наук. - Л., 2002. 17с.
80. Терехина ЛЯ., Терехин Е.Е., Харламова М.П. Тест повторных ускорений // Лыжный спорт. - 2004. - Вып. 1. С. 46-48.
81. Тристан В.Е., Погадаева О.В. Физиология спорта: Учебное пособие.
- Омск: СибЕУФК, 2003. - 92 с
82. Ушаков В.И. Комплексный педагогический контроль в подготовке юных лыжников-двоеборцев: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - С.-П. НРШФК, 2006, 28 с.
83. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий / Баранов А.А., КучмаВ.Р., Скоблина Н.А. - М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН.2008. - 216 с.
84. Филин В.П. Спортивная подготовка как многолетний процесс / В.П. Филин // Современная система спортивной« тренировки. - М.: СААМ, 2001. - С. 351-389.
85. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учебное пособие для институтов и техникумов физ. Культ. - М.: Физкультура и спорт, 2007, 128 с.
86. Филин В.П., Семкин А. А., Киселев В.М. Особенности взаимосвязи развития мышечной силы, быстроты и выносливости у юных лыжников- гонщиков // Теория и практика физ. культуры. 2007, № 1. С.38-41.
87. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2000, 480 с.
88. Хрущёв СВ., Круглый М.М. Тренеру о подростке. - М., «ФиС», 2002. С. 44-81.
89. Чукардин Г.Б., Лыжный спорт. Технологии физкультурно - спортивной деятельности: Учебное пособие / Г.Б Чукардин, ИИ. Семенов. - СПб.:/ СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001.- 120 с.
90. Коц Я.М. физиология. Учебник для институтов физической
культуры [Электронный ресурс]: Режим доступа:
http://bmsi.ru/doc/8e425fe9-c7db-4508-a49d-7f907bfb42f6