Методика развития выносливости у детей 9-11 лет занимающимися лыжными гонками в подготовительном периоде
|
Введение 3
1 Теоретические основы развития выносливости юных лыжников -гонщиков ...7
1.1 Понятие выносливости 7
1.2 Возрастные особенности развития выносливости детей 9-11 лет 17
1.3 Методы и средства развития выносливости 28
2 Методы и организация исследования 41
2.1 Методы исследования 41
2.2 Организация исследования 44
3 Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности
методики развития выносливости у лыжников-гонщиков 9 - 11 лет в подготовительном периоде 47
3.1 Содержание методики развития выносливости у детей 9-11 лет
занимающимися лыжными гонками в подготовительном периоде 47
3.2 Анализ и обсуждение результатов педагогического эксперимента ...64
Заключение 72
Список используемых источников 75
1 Теоретические основы развития выносливости юных лыжников -гонщиков ...7
1.1 Понятие выносливости 7
1.2 Возрастные особенности развития выносливости детей 9-11 лет 17
1.3 Методы и средства развития выносливости 28
2 Методы и организация исследования 41
2.1 Методы исследования 41
2.2 Организация исследования 44
3 Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности
методики развития выносливости у лыжников-гонщиков 9 - 11 лет в подготовительном периоде 47
3.1 Содержание методики развития выносливости у детей 9-11 лет
занимающимися лыжными гонками в подготовительном периоде 47
3.2 Анализ и обсуждение результатов педагогического эксперимента ...64
Заключение 72
Список используемых источников 75
Проблема развития выносливости по общепринятым представлениям - одна из наиболее актуальных в физическом воспитании и спорте.
Основополагающие работы А.Н. Крестовникова, B.C. Фарфеля, Н. И. Волкова явились началом исследований, дающих физиологическое обоснование сущности выносливости как качества двигательной деятельности и ее проявления. В педагогических исследованиях (Н.Г. Озолин, Л.П. Матвеев и др. ) строились основы методики развития выносливости в различных видах спорта.
В основе повышения уровня общей выносливости юных лыжников- гонщиков (9 - 11 лет) лежит взаимообусловленность всех физиологических качеств ребенка, развитие одного из них положительно влияет на развитие других и наоборот отставание в развитие одного или нескольких качеств задерживает развитие остальных.
Вместе с тем, до настоящего времени, не было связи между теоретическими и практическими позициями развития общей выносливости юных лыжников-гонщиков (9-11 лет) в подготовительном периоде.
Выносливость - это способность организма выполнять работу заданной мощности и продолжительности, преодолевая затруднения, которые связаны со сдвигами во внутренней среде организма, в частности, обусловленные дефицитом кислорода, возникающих при напряженной работе [11, 20, 45, 76].
Уровень развития выносливости определяется прежде всего функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Существенную роль при этом играет так называемая экономизация функций организма. На выносливость вместе с этим оказывает влияние координация движений и силы психических, особенно волевых процессов спортсмена.
Выносливость определяется совокупностью свойств организма, обеспечивающих устойчивость к кислородной недостаточности, при этом имеется виду способность организма последней благодаря соответствующей функциональной перестройке на всех уровнях его жизнедеятельности (на уровне органов и систем, тканевом, молекулярном, субклеточным и клеточным). Сущность выносливости в недостаточной степени
характеризуется общепринятыми определениями самого понятия выносливости, они не вскрывают полностью физиологические механизмы, обуславливающие развитие этого качества, и тем самым ограничивают пути совершенствования рациональной методики воспитания выносливости у спортсменов, что является серьезным препятствием в дальнейшем повышении спортивных достижений, в частности в циклических видах спорта [29, 44].
Основываясь на обширном фактическом материале специальных исследований и врачебных наблюдений, была выдвинута концепция о сущности выносливости в циклических упражнениях. Для нас же, большое значение для понимания сущности выносливости, как качества двигательной деятельности, имели многочисленные работы отечественных и зарубежных специалистов (А. Н. Крестовникова, B. C. Фарфеля, Н. И. Волкова, А. Ф. Бойко, В. М. Выдрина, В. С. Летунова). Они дополнительно помогли нам подойти к пониманию одного из важнейших механизмов, определяющих сущность выносливости, как качества двигательной деятельности.
Актуальностью нашего исследования явилось то, что подготовительный период тренировки является важнейшим в подготовке лыжника-гонщика. На протяжении этого периода закладывается основа будущих достижений в соревновательном периоде. Фундаментом успехов в соревнованиях является большой объем нагрузки, приходящейся на развитие физических качеств, повышение функциональной подготовленности, совершенствование техники способов передвижения на лыжах. Все это выполняется в подготовительном периоде.
В последнее время проблема развития выносливости широко обсуждается в спортивно-педагогической литературе. В частности рассматриваются вопросы, связанные с методами использования в общей системе физического воспитания детских физических учреждений, направленных на развитие выносливости, а также с определением оптимального возраста для культивирования видов спорта, преимущественно развивающих выносливость.
В подготовительном периоде с целью воспитания общей выносливости лыжников-гонщиков применяют равномерный метод, для воспитания специальной - переменный, интервальный и соревновательный методы.
С приближением конца первого этапа подготовительного периода объём работы, направленной на развитие общей выносливости уменьшается, а свободное время заполняется работой, которая способствует развитию других качеств и способностей, усовершенствованию техники, а также составных специальной выносливости.
Целью исследования явилось обоснование и разработка методики развития общей выносливости юных лыжников-гонщиков 9 - 11 лет в подготовительном периоде
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных лыжников- гонщиков 9 - 11 лет в подготовительном периоде
Предмет исследования: методика развития общей выносливости юных лыжников-гонщиков 9 - 11 лет в подготовительном периоде
Гипотеза исследования: предполагалось, что предложенная методика будет способствовать более эффективному развитию общей выносливости лыжников-гонщиков 9 - 11 лет в подготовительном периоде.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по вопросу методов развития выносливости юных лыжников-гонщиков
2. Обосновать и разработать методику развития общей выносливости юных лыжников-гонщиков 9 - 11 лет в подготовительном периоде
3. В педагогическом эксперименте выявить эффективность разработанной методики развития общей выносливости юных лыжников- гонщиков (9-11 лет) в подготовительном периоде
Научная новизна исследования - теоретически обоснованы и методически разработаны основные компоненты развития общей выносливости юных лыжников-гонщиков 9 - 11 лет в подготовительном периоде.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволили расширить и углубить знания основных положений физического воспитания лыжников -гонщиков в подготовительном периоде, реализация которых позволила совершенствовать существующие методики развития выносливости (в том числе и общей), на тренировках в подготовительном периоде с юными лыжниками-гонщиками 9 - 11 лет. Была разработана методика совершенствования развития общей выносливости юных лыжников-гонщиков 9 - 11 лет в подготовительном периоде. Методика была апробирована в педагогическом эксперименте на базе секции по лыжным гонкам СДЮСШОР Сибиряк г. Красноярска.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, выводов, списка использованных источников, содержит приложения
Основополагающие работы А.Н. Крестовникова, B.C. Фарфеля, Н. И. Волкова явились началом исследований, дающих физиологическое обоснование сущности выносливости как качества двигательной деятельности и ее проявления. В педагогических исследованиях (Н.Г. Озолин, Л.П. Матвеев и др. ) строились основы методики развития выносливости в различных видах спорта.
В основе повышения уровня общей выносливости юных лыжников- гонщиков (9 - 11 лет) лежит взаимообусловленность всех физиологических качеств ребенка, развитие одного из них положительно влияет на развитие других и наоборот отставание в развитие одного или нескольких качеств задерживает развитие остальных.
Вместе с тем, до настоящего времени, не было связи между теоретическими и практическими позициями развития общей выносливости юных лыжников-гонщиков (9-11 лет) в подготовительном периоде.
Выносливость - это способность организма выполнять работу заданной мощности и продолжительности, преодолевая затруднения, которые связаны со сдвигами во внутренней среде организма, в частности, обусловленные дефицитом кислорода, возникающих при напряженной работе [11, 20, 45, 76].
Уровень развития выносливости определяется прежде всего функциональными возможностями сердечно-сосудистой и нервной систем, уровнем обменных процессов, а также координацией деятельности различных органов и систем. Существенную роль при этом играет так называемая экономизация функций организма. На выносливость вместе с этим оказывает влияние координация движений и силы психических, особенно волевых процессов спортсмена.
Выносливость определяется совокупностью свойств организма, обеспечивающих устойчивость к кислородной недостаточности, при этом имеется виду способность организма последней благодаря соответствующей функциональной перестройке на всех уровнях его жизнедеятельности (на уровне органов и систем, тканевом, молекулярном, субклеточным и клеточным). Сущность выносливости в недостаточной степени
характеризуется общепринятыми определениями самого понятия выносливости, они не вскрывают полностью физиологические механизмы, обуславливающие развитие этого качества, и тем самым ограничивают пути совершенствования рациональной методики воспитания выносливости у спортсменов, что является серьезным препятствием в дальнейшем повышении спортивных достижений, в частности в циклических видах спорта [29, 44].
Основываясь на обширном фактическом материале специальных исследований и врачебных наблюдений, была выдвинута концепция о сущности выносливости в циклических упражнениях. Для нас же, большое значение для понимания сущности выносливости, как качества двигательной деятельности, имели многочисленные работы отечественных и зарубежных специалистов (А. Н. Крестовникова, B. C. Фарфеля, Н. И. Волкова, А. Ф. Бойко, В. М. Выдрина, В. С. Летунова). Они дополнительно помогли нам подойти к пониманию одного из важнейших механизмов, определяющих сущность выносливости, как качества двигательной деятельности.
Актуальностью нашего исследования явилось то, что подготовительный период тренировки является важнейшим в подготовке лыжника-гонщика. На протяжении этого периода закладывается основа будущих достижений в соревновательном периоде. Фундаментом успехов в соревнованиях является большой объем нагрузки, приходящейся на развитие физических качеств, повышение функциональной подготовленности, совершенствование техники способов передвижения на лыжах. Все это выполняется в подготовительном периоде.
В последнее время проблема развития выносливости широко обсуждается в спортивно-педагогической литературе. В частности рассматриваются вопросы, связанные с методами использования в общей системе физического воспитания детских физических учреждений, направленных на развитие выносливости, а также с определением оптимального возраста для культивирования видов спорта, преимущественно развивающих выносливость.
В подготовительном периоде с целью воспитания общей выносливости лыжников-гонщиков применяют равномерный метод, для воспитания специальной - переменный, интервальный и соревновательный методы.
С приближением конца первого этапа подготовительного периода объём работы, направленной на развитие общей выносливости уменьшается, а свободное время заполняется работой, которая способствует развитию других качеств и способностей, усовершенствованию техники, а также составных специальной выносливости.
Целью исследования явилось обоснование и разработка методики развития общей выносливости юных лыжников-гонщиков 9 - 11 лет в подготовительном периоде
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юных лыжников- гонщиков 9 - 11 лет в подготовительном периоде
Предмет исследования: методика развития общей выносливости юных лыжников-гонщиков 9 - 11 лет в подготовительном периоде
Гипотеза исследования: предполагалось, что предложенная методика будет способствовать более эффективному развитию общей выносливости лыжников-гонщиков 9 - 11 лет в подготовительном периоде.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы по вопросу методов развития выносливости юных лыжников-гонщиков
2. Обосновать и разработать методику развития общей выносливости юных лыжников-гонщиков 9 - 11 лет в подготовительном периоде
3. В педагогическом эксперименте выявить эффективность разработанной методики развития общей выносливости юных лыжников- гонщиков (9-11 лет) в подготовительном периоде
Научная новизна исследования - теоретически обоснованы и методически разработаны основные компоненты развития общей выносливости юных лыжников-гонщиков 9 - 11 лет в подготовительном периоде.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволили расширить и углубить знания основных положений физического воспитания лыжников -гонщиков в подготовительном периоде, реализация которых позволила совершенствовать существующие методики развития выносливости (в том числе и общей), на тренировках в подготовительном периоде с юными лыжниками-гонщиками 9 - 11 лет. Была разработана методика совершенствования развития общей выносливости юных лыжников-гонщиков 9 - 11 лет в подготовительном периоде. Методика была апробирована в педагогическом эксперименте на базе секции по лыжным гонкам СДЮСШОР Сибиряк г. Красноярска.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, выводов, списка использованных источников, содержит приложения
Теоретический анализ литературы позволяет сделать вывод, что под общей (неспецифической) выносливостью понимают: способность продолжительное время выполнять физическую работу умеренной мощности, вовлекающую в действие большую часть мышечного аппарата , что способствует совершенствованию регуляции деятельности мышц, ЦНС, важнейших вегетативных функций организма - кровообращения, дыхания, обмена веществ и др. Специальная (специфическая) выносливость - это способность обеспечивать продолжительность эффективного выполнения специфической работы в течение времени, обусловленного требованиями избранного вида спорта (В. М. Наумов, В. М. Зациорский, В. М. Зациорский, Ф.А. Иорданская, О.Р. Немирович-Данченко, A.M. Якимов,Н. В. Зимкин,
М.Я. Набатникова, Л. П. Матвеев, М. А. Агроновский, Р. Найгоф). Различная трактовка обозначенных качеств свидетельствует о недостаточной разработке многих разделов методики совершенствования выносливости, в том числе и специальной. Анализ проблемы развития выносливости в учебнотренировочном процессе юных лыжников-гонщиков 9-11 лет свидетельствует, что данная проблема изучена недостаточно полно и нуждаются в серьёзной научной разработке.
Программа эксперимента была составлена так, что единственной переменной величиной в тренировочных занятиях с лыжниками-гонщиками 911 лет экспериментальной и контрольной групп, было разное сочетание методов тренировки при развитии выносливости. Это давало возможность выявить их влияние на эффективность развития выносливости у юных лыжников-гонщиков за период проведения исследования.
В подготовительном периоде тренировки наибольший эффект в повышении уровня выносливости и других физических качеств, при комплексном их развитии у лыжников-гонщиков 9-11 лет оказывает применение соотношения объёмов тренировочных средств, при котором от общего времени занятий 50% отводится средствам для развития выносливости и по 25% - упражнениям на силу и быстроту, а сочетание объёмов равномерного, переменного и игрового методов составляет 70%, 20%, 10%. Отличительной особенностью тренировочной программы для каждой из трёх групп на этом этапе проведения исследований было использование разных сочетаний методов тренировки с целью развития выносливости. Проведенное исследование выносливости в начале подготовительного периода (на констатирующем этапе эксперимента) выявил показатели выносливости на среднем уровне и уровне ниже среднего.
После проведения педагогического эксперимента по формированию выносливости у юных лыжников-гонщиков 9-11 лет в экспериментальной группе произошла положительная динамика в развитии всех показателей силовой выносливости. В ЭГ и КГ юных лыжников -гонщиков наблюдается положительная динамика по показателю индекса общей выносливости и запаса скорости. Однако, наибольший прирост показателей запаса скорости и индекса выносливости представлен в ЭГ, в сравнении с КГ.
Таким образом, на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной группе лыжники-гонщики имеют более высокую выносливость в сравнении с лыжниками-гонщиками контрольной группы.
Следовательно можно сделать вывод, что в экспериментальной группе представленная методика развития выносливости способствовала повышению общей и специальной выносливости в подготовительный период юных лыжников-гонщиков 9-11 лет.
М.Я. Набатникова, Л. П. Матвеев, М. А. Агроновский, Р. Найгоф). Различная трактовка обозначенных качеств свидетельствует о недостаточной разработке многих разделов методики совершенствования выносливости, в том числе и специальной. Анализ проблемы развития выносливости в учебнотренировочном процессе юных лыжников-гонщиков 9-11 лет свидетельствует, что данная проблема изучена недостаточно полно и нуждаются в серьёзной научной разработке.
Программа эксперимента была составлена так, что единственной переменной величиной в тренировочных занятиях с лыжниками-гонщиками 911 лет экспериментальной и контрольной групп, было разное сочетание методов тренировки при развитии выносливости. Это давало возможность выявить их влияние на эффективность развития выносливости у юных лыжников-гонщиков за период проведения исследования.
В подготовительном периоде тренировки наибольший эффект в повышении уровня выносливости и других физических качеств, при комплексном их развитии у лыжников-гонщиков 9-11 лет оказывает применение соотношения объёмов тренировочных средств, при котором от общего времени занятий 50% отводится средствам для развития выносливости и по 25% - упражнениям на силу и быстроту, а сочетание объёмов равномерного, переменного и игрового методов составляет 70%, 20%, 10%. Отличительной особенностью тренировочной программы для каждой из трёх групп на этом этапе проведения исследований было использование разных сочетаний методов тренировки с целью развития выносливости. Проведенное исследование выносливости в начале подготовительного периода (на констатирующем этапе эксперимента) выявил показатели выносливости на среднем уровне и уровне ниже среднего.
После проведения педагогического эксперимента по формированию выносливости у юных лыжников-гонщиков 9-11 лет в экспериментальной группе произошла положительная динамика в развитии всех показателей силовой выносливости. В ЭГ и КГ юных лыжников -гонщиков наблюдается положительная динамика по показателю индекса общей выносливости и запаса скорости. Однако, наибольший прирост показателей запаса скорости и индекса выносливости представлен в ЭГ, в сравнении с КГ.
Таким образом, на контрольном этапе эксперимента в экспериментальной группе лыжники-гонщики имеют более высокую выносливость в сравнении с лыжниками-гонщиками контрольной группы.
Следовательно можно сделать вывод, что в экспериментальной группе представленная методика развития выносливости способствовала повышению общей и специальной выносливости в подготовительный период юных лыжников-гонщиков 9-11 лет.
Подобные работы
- Методика развития выносливости у детей 9-11 лет, занимающихся лыжными гонками в подготовительном периоде
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие выносливости у лыжников-гонщиков в подготовительном периоде к соревнованиям
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2019 - АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ПОДРОСТКОВ 11¬
12 ЛЕТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЛЫЖНЫМ СПОРТОМ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Развитие выносливости на занятиях циклическими видами спорта у юношей 15-16 лет на уроках физической культуры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МЕТОДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ВЫНОСЛИВОСТИ У ЛЫЖНИКОВ 8-10 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - СКОРОСТНО- СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ 13- 14 ЛЕТ В СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Развитие выносливости обучающихся 16-17 лет на уроках по лыжной подготовке
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Разработка методики развития специальной выносливости легкоатлетов 16 – 20 лет (Московская Международная Академия)
Дипломные работы, ВКР, спорт и туризм. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023



