Введение 4
Глава 1. Теоретические основы управления организационной культуры 6
1.1 Организационная культура как объект экономических исследований и
управления 6
1.2 Состав критериев и показателей оценки влияния организационной
культуры на конкурентоспособность предприятия 14
Заключение 81
Список использованных источников
Приложения 89
За последние десятилетия Российская экономика прошла большой путь в направлении от централизованного планирования к рыночной экономике, создав тем самым возможности развиваться межфирменные и международные отношения в различных формах сотрудничества, как с отечественными, так и с зарубежными организациями, что позволяет повысить конкурентоспособность российских участников процесса.
Организационную культуру следует рассматривать как мощный системообразующий фактор в жизнедеятельности и функционировании предпринимательской структуры, как конкурентное преимущество, что придает ей особую экономическую значимость. Возможность обеспечения взаимодействия сотрудников в организации и преодоления возможной конфронтации выступает одним из основных показателей эффективности и конкурентоспособности предпринимательской структуры.
Однако следует отметить, что, несмотря на значительное количество работ в этой области, по-прежнему недостаточно изучены взаимосвязь и влияние организационной культуры предприятия на ее экономику и организацию, а также исследование особенностей и прогнозирование возможных проблем при формировании организационной культуры, отсутствует однозначность при выборе критериев оценки организационной культуры с точки зрения ее влияния на конкурентоспособность предприятия.
Цель бакалаврской работы заключается в развитие предприятия компании «Командор» путем повышения эффективности управления организационной культурой
В соответствии с данной целью, задачами дипломной работы являются:
- рассмотрение теоретических основ организационной культуры;
- проведение диагностики организационной среды и оценки существующей организационной культуры предприятия;
- разработка инструментария совершенствования управления организационной культуры, обеспечивающей повышение конкурентоспособности для ООО «Командор-холдинг».
Объектом исследования в данной работе выступает компания «Командор». Предметом защиты бакалаврской работы является методология оценки влияния организационной культуры на конкурентоспособность анализируемого предприятия.
Теоретической основой являются труды отечественных и зарубежных авторов в области менеджмента. В процессе работы были изучены следующие авторы: Суслова О.В., Чаплина А.Н., Вашко Т.А., Фатхутдинов Р.А., Ви- ханский О.С., Коротков Э.М., Ким С. Камерон и другие.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Общий объём работы - 109 страниц. Курсовой проект иллюстрирован 19 рисунками; 42 таблицами; 8 приложениями. Список использованных источников включает в себя 46 источника.
Управление организацией требует разнообразных подходов и способов использования совокупного потенциала организации. Потенциал организации складывается из ресурсов и источников их пополнения, которыми она располагает, ее связей, положения и организационной системы в целом. Потенциал организации сам по себе представляет источник формирования конкурентного преимущества организации и именно поэтому нуждается в постоянном развитии и совершенствовании.
Организационная культура - это существующая в пределах организации сложная многоэлементная система, состоящая не только из общепринятых элементов культуры - традиций, ценностей, норм, артефактов, языка, и др., но и характерных только для организации - миссии, персонала, коммуникаций, деятельности организации и др. Эти элементы находятся в постоянном взаимодействии, выражают уникальность организации и ее восприятие другими в социальной среде, создавая мультипликативный эффект влияния на все направления деятельности организации.
Конкурентоспособность предприятия следует рассматривать как комплексное понятие, предполагающее несколько уровней конкурентного превосходства в различных видах деятельности предприятия. Поэтому в структурно-содержательный анализ понятия «конкурентоспособность» включают факторы, обуславливающие маркетинговую конкурентоспособность, производственно-технологическую конкурентоспособность, кадровую конкурентоспособность, и финансово-экономическую конкурентоспособность [41].
Анализ и построение эффективной организационной культуры осуществляется в том случае, когда применяется система методов в комплексе. Применение системы методов позволяет взглянуть на объект совершенствования со всех сторон, что помогает избежать просчетов.
В работе была проанализирована эффективность стратегии - культура компании «Командор», занимающегося розничной торговлей. Данная организация имеет сформированную линейно-функциональную организационную структуру управления.
Мониторинг внешнего окружения рассматриваемого предприятия, показал, что основными угрозами компании являются: ужесточение санкций на импортную продукцию, снижение реальных денежных доход жителей г. Красноярск, увеличение цен на производимые отечественные продукты питания, непредвиденные изменения законодательства страны в области технологического оснащения отрасли. Основные возможности для компании является возможное увеличение потенциальных потребителей за счет ежегодного роста населения в городе, усовершенствование автоматизации розничной торговли, развитие конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и ее увеличение.
Анализируя внутреннюю среду предприятия можно сказать, что к компании «Командор» доминирующим типом культуры является рыночная и бюрократическая культуры, хотя в предпочтительной культуре сотрудники выбирают клановую культуру. Это говорит о том, что при выборе ценностей, а соответственно, ориентации на определенный режим работы, сотрудники скорее выберут взаимопомощь и слаженную командную работу, нежели разделяющую ориентацию на победу над конкурентами, которая в предпочитаемой культуре будет находиться в самом низу.
После проведения анализа организационного анализа компании, с помощью PEST анализа, анализа 5 сил М.Портера, анализа поэлементной качественной оценки действующей организационной культуры, метода OCAI и анализа потенциалов компании, был реализован SWOT - анализ предприятия, по результатам которого была определена приоритетная стратегия - стратегия развития рынка. Разработку стратегии развития рынка необходимо рассматривать в комплексе с взаимосвязанной стратегии культуры.
На основании представленной оценки организационной культуры, сложившейся в ООО «Командор» можно отметить, что в целом руководством предприятия проделана большая работа для становления эффективной организационной культуры, но в силу большого масштаба предприятия, сотрудниками еще не до конца приняты все установки, заложенные руководством. Поэтому в данной работе предлагается инструментарий совершенствования управления организационной культурой, обеспечивающий повышения конкурентоспособность предприятия посредством разработки методологии управления организационной культуры.
Разработаны критерии и показатели для анализа и оценки организационной культуры в компаниях; сформулированы принципы построения критериев и показателей эффективности и конкурентоспособности на основе средств организационной культуры, позволяющие оценить уровень конкурентной позиции и прогнозировать перспективы развития.
В данной работе предлагается разработанная методика, позволяющая провести оценку влияния организационной культуры на уровень конкурентоспособности предприятия. В основу методики положен учет мультипликативного эффекта влияния организационной культуры на частные потенциалы предприятия и использование этого ключевого фактора в управлении конкурентоспособностью компании.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. - Москва: Дело, 2015. - 607 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. - Москва: Дело, 2016. - 408 с.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации. - Москва: Дело, 2016. -
239 с.
4. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/
5. Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 29.12.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 52144/
6. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 31.12.2014)
"Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.01.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://base.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=95629
7. Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/
Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2015) [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 17819/
8. Указ Президента РФ от 06.08.2014 N 560 (с изм. от 24.06.2015) "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc law 166922/
9. Закон Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2528 "О развитии
малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае" [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW123;n=37073
10. Закон Красноярского края От 08 ноября 2007 года n 3-674 О налоге на имущество организаций (с изменениями на: 02.12.2015) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/review/247585.html
11. Закон Красноярского края от 29.06.1999 N 7-419 "Об охране труда в Красноярском крае" [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://base.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW123;n=4259
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 № 291 "Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 754" [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201604130014
13. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 (ред. от 19.12.2014) "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133795/
14. Schein E.H. Organisational Culture and Leadership. Third Edition. - Jossey-Bass Publishers, San-Francisco, 1996. — 448p.
15. Kroeber A. Culture. Review of Concepts and Definitions / A. Kroeber,
K. Kluck-hon. - Cambridge, Massachusets, 1952.
16. Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / И. Ансофф. — СПб: Питер, 2009. — 344 с.
17. Вашко Т.А. Управление персоналом: конспект лекций для специальности 080507.65 «Менеджмент организации» / Т.А.Вашко; КГТЭИ.- Красноярск, 2008. - 97 с.
18. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В. Р. Веснин. - М.: Проспект, 2011. - 688 с.
19. Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Ви- ханский. - М.: Экономистъ, 2008. - 296 с.
20. Грошев И.В. Организационная культура в системе менеджмента современного российского предпринимательства: дисс. ... д.э.н: 08.00.05. - Тамбов, 2007. - 493 с.
21. Гудков Д.Б. Теория и практика межкультурной коммуникации. - М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. - 288с.
22. Деловой квартал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
http://krasnoyarsk.dk.ru/wiki/magnit
23. Доставка продуктов на дом. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.profi-forex.org/
24. Доходы, расходы и сбережения населения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.krasstat.gks.ru/
25. Импортозамещение. Сайт об импортозамещении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // importozamechenie.ru.].
26. Ермакова С.Ю. Теория мультипликатора и мультипликационные эффекты в экономике: дисс. ...к.э.н.:08.00.01. - Улан-Удэ, 2006. - 148с.
27. Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. под. ред. И.В. Андреевой. - СПб.: Питер, 2001
28. Командор". Официальный сайт. "Википедия" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sm-komandor.ru/
29. Корпоративная культура: актуальные проблемы современной
практики. - [Электронный ресурс] URL: http://www.hr-
portal.ru/article/korporativnaya-kultura-aktualnye-problemy-sovremennoi-praktiki (дата обращения 12.02.16)
30. Культура управления: учеб. пособие/А.Н.Чаплина, И.В. Кошелева, Т.А. Вашко; Краснояр. Гос. торг.-экон. Ин-т. - Красноярск, 2006.-112 с.
31. Лапыгин Ю.Н. Стратегический менеджмент / Ю.Н. Лапыгин, Д.Ю. Лапыгин. - М.: Эксмо, 2010. - 432 с.
32. Мангутов И. С. Менеджер организации. Типологический словарь-справочник: Учеб. пособие / И. С. Мангутов, А. А. Петров. - СПб.: СПбГАСУ, 2010. -280 с.
33. Макарченко М.А. Теория и методология формирования организационной культуры как фактора развития структуры и методов управления предпри-ятием: автореф. дисс. ... д.э.н.: 08.00.05. - СПб, 2005 - 55с.
34. Макарченко М.А., Мартынов Л.М., Лопатин Д.А. Сравнительный анализ культуры российского и аргентинского предприятия: проблемы кросскультурных взаимодействий. - М.Компания Спутник. 2008
35. Максименко А.А. Организационная культура: системнопсихологические описания: Учеб. пособие. - Кострома: КГУ им.
Н.А.Некрасова, 2003. - 168с.
36. Методология и методы исследования систем управления современных организаций: учеб.пособие/А.Н.Чаплина, Е.А. Герасимова, Н.Н. Гнедых, И.В.Щедрина, Т.А. Клименкова; Краснояр.гос.торг.-экон.ин-т. - Красноярск, 2011. - 374 с.
37. Могутнова Н.Н. Новый взгляд на понятие «корпоративная культура» Н.Н.Могутнова, Ж.Т.Тощенко // Социс.- 2005. - N 4. - С. 130 - 136.
38. Основные индексы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
http://www.sobranie.info/more.php?UID=30184
39. Отчет USDA: Обзор потребительского рынка России. Розничная торговля. - 2015. - Электронный ресурс: http://www.givemebid.com/usdarussia
40. Статистический сборник. Красноярский край. - Красноярск, 2016. - 117 с.
41. Суслова О.В. Роль организационной культуры в совместных предпринимательских структурах. // ВЕСТНИК ИНЖЭКОНа. Серия: «Экономика» Выпуск 3 (38) СПбГИЭУ 2010. - 0,5 п.л.
42. Тенденции в розничной торговле. "Интересное" [Электронный ре- сурс]. - Режим доступа I http://domass.ru
43. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент: учебник / Р. А. Фатхутдинов. - М.: Дело, 2008. - 448 с.
44. Чаплина А.Н. Развитие механизма адаптивного управления предприятием рынка потребительских услуг / А.Н. Чаплина, Е.А. Герасимова: Монография: Торгово-экономический институт СФУ. - Красноярск, 2013.
45. Шокарева, Т. Рейтинг продуктового ритейла в Красноярске / Т. Шокарева, Н. Шварц, А. Веденина. Н. Повольнова. И. Шмелев. — 2015. - Электронный ресурс: http://krasnovarsk-dk.ru/4viki/revting-produktovogo-nteyla.
46. Шукал о вич А.И. Организационно-экономический механизм формирования корпоративной культуры предпринимательских структур: дисс. ... к.э.н.: 08.00.05. — Санкт-Петербург, 2005. - 172 с.