Введение 4
1 Специфика учета, анализа и контроля в бюджетных учреждениях 7
1.1 Тенденции и проблемы развития рынка услуг в социально¬культурной сфере РФ и Красноярского края 7
1.2 Особенности организации учета и анализа в бюджетном учреждении 11
1.3 Проблемы и практика организации внутреннего контроля в бюджетном учреждении 17
2 Оценка организации учета, анализа и внутреннего контроля в МБУК «Емельяновский МДК» 22
2.1 Анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности в
МБУК «Емельяновский МДК» 22
2.2 Особенности организации учета и анализа в МБУК «Емельяновский МДК» 40
2.3 Анализ организации внутреннего контроля в МБУК «Емельяновский МДК» 45
3 Совершенствование организации учета, анализа и контроля в деятельности муниципального учреждения 50
3.1 Разработка учетной политики МБУК «Емельяновский МДК» 50
3.2 Организация внутреннего контроля в связи с внедрением учетной политики 60
3.3 Оценка эффективности реализации предложенных мероприятий 64
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложение
Актуальность исследования. В современных условиях бюджетные учреждения являются одним из ключевых составляющих экономики страны. К бюджетным относят организации, основная деятельность которых полностью или частично формируется за счет средств бюджета на основе смет доходов и расходов. Бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов - обязательное условия для определения организации как бюджетной. Смета позволяет эффективно осуществлять бюджетное планирование и целевое использование предоставленных средств. Данный способ планирования позволяет экономно и структурированно использовать бюджетные средства. Тем не менее, бюджетные учреждения могут иметь внебюджетные поступления: безвозмездные поступления, средства во временном распоряжении, средства от предпринимательской деятельности и поступления от государственных внебюджетных фондов. Каждый из перечисленных видов поступлений внебюджетных средств учитывается на счетах в кредитных организациях или органах казначейства. В зависимости от объема работы по учету расходов и доходов по сметам, бухгалтерский учет может вестись как централизованной бухгалтерий, так и главным бухгалтером самого учреждения.
Главная задача для коммерческой организации - извлечение прибыли, в то время как для бюджетной организации - достижение социальных, культурных, образовательных, а также научных и духовных потребностей и другое. Бюджетные учреждения имеют право заниматься деятельностью, которая приносит доход. Выполнение платных услуг в основное рабочее время персонала допускается только с последующим внесением данных в табель учета рабочего времени.
Бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет ряд особенностей, в соответствии с законодательными документами в сфере бюджетного процесса и устройства:
- контроль исполнения смет расходов;
- организация бухгалтерского учета в разрезе статей бюджетной классификации;
- выделение в учете фактических и кассовых расходов;
- особенности, связанные с отраслевой сферой и так далее.
Совершенствование бухгалтерского учета, анализа, усиление контрольных функций за финансовой и хозяйственной деятельностью организации - основа укрепления финансово-бюджетной дисциплины, что свидетельствует об актуальности работы и определяет ее целевую ориентацию.
Цель бакалаврской работы заключается в разработке мероприятий по совершенствованию бухгалтерского учета, анализа и контроля МБУК «Емельяновский МДК». В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи работы:
- рассмотреть тенденции и проблемы рынка услуг в России и Красноярском крае;
- изучить особенности учета, анализа и контроля в бюджетных учреждениях;
- провести анализ деятельности МБУК «Емельяновский МДК»;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы учета, анализа и контроля.
В качестве предмета исследования в данной бакалаврской работе выступает система учета, анализа и контроля в бюджетных учреждениях. Объектом исследования является МБУК «Емельяновский МДК».
Теоретической и методической основой данной работы являются работы отечественных ученых, посвященные рассматриваемому вопросу, материалы периодической печати, законодательство Российской Федерации. Информационную основу исследования составили материалы бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также данные, представленные в общедоступных статистических источниках. В качестве методов исследования были использованы метод анализа, сравнения, синтеза, дедукции и индукции.
В современных условиях бюджетные учреждения являются одним из ключевых составляющих экономики страны. К бюджетным относят организации, основная деятельность которых полностью или частично формируется за счет средств бюджета на основе смет доходов и расходов.
Бюджетное финансирование по смете и ведение бухгалтерского учета по бюджетному плану счетов - обязательное условия для определения организации как бюджетной.
Система контроля состояния бухгалтерского учета включает в себя надзор и проверку:
- соблюдения требований законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
- точности и полноты составления документов и регистров бухгалтерского учета;
- предотвращения возможных ошибок и искажений в учете и отчетности;
- исполнения приказов и распоряжений руководства;
- контроля за сохранностью финансовых и нефинансовых активов учреждения.
История развития деятельности учреждения имеет свое начало с 1966 года. Полное наименование: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Емельяновский межпоселенческий дом культуры».
МБУК «Емельяновский МДК» - учреждение с большим диапазоном форм работы, направленных на развитие духовности и общей культуры населения микрорайона и муниципального образования Емельяновский район. Цели учреждения:
- создание условий для формирования и удовлетворения культурно-эстетических запросов и духовных потребностей населения в сфере искусства, культуры и досуга;
-сохранение и развитие традиционной народной культуры, поддержка любительского, художественного творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной деятельности населения;
- патриотическое воспитание детей и молодежи.
На основании представленной информации можно сделать вывод о том, что служба внутреннего контроля в исследуемом учреждении отсутствует, а функции службы внутреннего контроля выполняет бухгалтерия, в частности главный бухгалтер, который из-за высокого уровня загруженности не имеет возможности осуществлять контроль с периодичностью раз в квартал, соответственно уровень организации системы внутреннего контроля в МБУК «Емельяновский МДК» является низким.
На основании информации, представленной в третьей главе данной выпускной квалификационной работы, можно сделать следующие выводы. Разработка учетной политики является необходимым условием для повышения уровня эффективности деятельности учреждения, так как достоинствами учетной политики для МБУК «Емельяновский МДК» являются:
- оптимизация бухгалтерского учета;
- интеграция рабочего плана счетов под нужды налогового учета;
- разработка и утверждение форм первичных документов, форм отчетности и перечней материально ответственных лиц;
- назначение лиц, ответственных за проведение инвентаризации, внутреннего контроля в учреждении;
- повышение эффективности деятельности учреждения в целом.
Ответственными за разработку учетной политики сотрудниками будут являться сотрудники бухгалтерии, в том числе - главный бухгалтер, что регламентировано его должностной инструкцией, что позволит МБУК «Емельяновский МДК» осуществить экономию средств, так как сторонние организации привлекаться для данного процесса не будут. Для осуществления контрольно-ревизионных функций было предложено принять в штат учреждения специалиста внутреннего контроля, а для повышения эффективности финансового контроля было предложено внедрение контрольно-ревизионных карт.
Внедрение предложенных рекомендаций окажет положительное влияние на деятельность МБУК «Емельяновский МДК», а также повысит эффективность системы внутреннего контроля, а внедрение карт внутреннего финансового контроля позволит предотвратить нарушения, за которые предусмотрен штраф со стороны органов исполнительной власти.
Расходы учреждения снизятся в планируемом периоде на 361 тыс. руб., составив 11525 тыс. руб. (в 2017 году расходы составляли 11826 тыс. руб. с учетом штрафов и санкций за несвоевременное предоставление отчетности). Необходимо отметить, что высвобожденные посредством данного мероприятия средства можно будет направить на совершенствование платных услуг, предоставляемых МБУК «Емельяновский МДК» (например, приобретение нового оборудования для проведения танцевальных мероприятий и дискотек), что позволит увеличить поток посетителей и, соответственно, увеличить доход учреждения, полученный от предоставления платных услуг населению Емельяновского района.
Выручка учреждения после внедрения мероприятия имеет тенденцию к росту - в 2017 году показатель выручки составил 13208 тыс. руб., а в планируемом периоде составит 14529 тыс. руб. (прогнозируемый рост выручки составит 10%).
Периодичность проведения контрольно-ревизионных мероприятий в учреждении увеличится, соответственно уровень организации системы внутреннего контроля в МБУК «Емельяновский МДК» будет являться высоким.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 год № 14-ФЗ: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant-plus.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant-plus.
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant-plus.
4. Трудовой Кодекс Российской Федерации: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant-plus.
5. Приказ Министерства финансов № 174н от 01.12.2010 г. «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant-plus.
6. Приказ Минфина Российской Федерации от 16.12.2010 года № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant-plus.
7. Закон Красноярского края от 29.10.2009 года № 9-3864 «О новых системах оплаты труда работников краевых государственных бюджетных и казенных учреждений»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant-plus.
8. Постановление Правительства Красноярского края от 01.12.2009 года № 619-п «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников краевых государственных бюджетных учреждений,
подведомственных министерству КУЛЬТУРЫ Красноярского края»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant-plus.
9. Головачева М. А. Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 376 с.
10. Головачева М. А. Исследование мотивации повышения квалификации в области здравоохранения сотрудников организаций бюджетной сферы // Вестник БГЭУ. - 2015. - № 1. - С. 70-73.
11. Ефимова О. В. Финансовый анализ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях». - 2013. - 320 с.
12. Казаков А. Мотивация персонала и методы оплаты труда в здравоохранении // Учет в учреждении. - 2016. - №1. - С. 62-65.
13. Китаева Т. Мотивация персонала бюджетных учреждений на инновационную деятельность // Национальная экономическая газета. - 2014. - № 50. - С. 20.
14. Ковалев В. В., Ковалев Вит. В. Финансы бюджетных учреждений: учебник - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. - 2012. - 352 с.
15. Коваленко П. Проблемы и особенности мотивации работников государственного бюджетного сектора // Налоговый вестник. - 2014. - № 6. - С. 49-53.
16. Котова В. Эффективный контракт: преимущества и проблемы // Финансы. - 2014. - № 5. - С. 11-15.
17. Кравченко Л. И. Кравченко М. А. Анализ состояния расчетов с персоналом по оплате труда // Бухгалтерский учет и анализ. - 2014. - №7. - С. 19.
18. Кравченко Л. И., Кравченко М. А. Методика комплексного и глубокого анализа эффективности использования ФОТ// Бухгалтерский учет и анализ. - 2014. - № 10. - С. 29-37.
19. Ларионов А.Д., Карзаева Н.Н., Нечитайло А.И. Бухгалтерская финансовая отчетность. - М.: Изд-во «Проспект», 2013. - 768 с.
20. Лебедев К. Совершенствование управления персоналом на основе мотивации труда // Бюджет и право. - 2014. - № 4. - С. 35-42.
21. Любушин Н.П. Анализ финансового состояния организации: Учеб. пособие / Н.П. Любушин. - М.: Эксмо, 2013.- 215с.
22. Любушин Н.П., Бабичева Н.Э. Анализ методик по оценке финансового состояния организаций // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 22. - С. 2 - 7.
23. Любушин Н.П., Лещева В.В., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности бюджетного учреждения: Учебник для вузов / Под ред. Н.Л. Любушина. - М.: ЮНИТИ-Дана, 2012. - 471 с.
24. МакКарти Т. Направления совершенствования расчетов по оплате труда в бюджетных организациях // Учет в учреждении. - 2016. - № 3.- С. 38-40.
25. Марченко А. Программа совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях // Бюджетные организации: учет и налогообложение. - 2015. - № 7. - С.26-29.
26. Медведев А. Эффективный контракт в модели бюджетирования, ориентированного на результат // Бухгалтерский учет и анализ. - 2015. - № 4.- С. 44-48.
27. Медведев А. Методические подходы к формированию модели эффективного контракта // Бухгалтерский учет и анализ. - 2015. - № 6. - С. 19.
28. Медведев А. Совершенствование оплаты труда работникам бюджетной сферы // Бухгалтерский учет и анализ. - 2015. - № 10. - С. 53-56.
29. Пузанкевич О. Расчеты с персоналом и методы управления ими // Финансы. - 2015. - № 7. - С. 10-13.
30. Раков А. Актуальные вопросы совершенствования оплаты труда работников бюджетной сферы // Бюджетный вестник - 2015. - №5. - С. 40-43.
31. Русак Н. А., Русак В. А. Внедрение эффективного контракта в бюджетных учреждениях - Мн.: Выш. шк. - 2013. - 309 с.
32. Русель А. Государственное регулирование и пути совершенствования систем оплаты труда в бюджетной сфере. - 2015. - № 3. - С.25-30.
33. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2014.
34. Региональная структурно-инновационная политика: монография; под ред. В.Ю. Наливайского / В.Ю. Наливайский, С.В. Брюховецкая, С.В. Феслер, Е.А. Червоный - Ростов-на-Дону: Изд-во РГЭУ «РИНХ», 2015.
35. Региональная экономика: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина и М.В. Степенова. - М.: ИНФРА-М, 2015.
36. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Стат. сб. / Росстат. -М., 2014.
37. Российская экономика в 2017 году. Тенденции и перспективы. - М.: Институт Е.Т. Гайдара, 2015.
38. Россия в цифрах. 2014: Крат.стат. сб. / Росстат. - М., 2017.
39. Руднев А.В. Организация экспертизы и оценки региональных инновационных проектов / Вестник университета (Государственный университет управления). - 2015. - № 1.
40. Ряховский Д.И. Анализ инвестиционного климата в России и разработка рекомендаций по привлечению иностранного капитала : монография. - М.: ИЭАУ, 2015.
41. Ряховой В.В. Анализ инвестиционного климата в России и разработка рекомендаций по привлечению иностранного капитала : монография. - М.: ИЭАУ, 2015.
42. Седелев Б.В. Оценка параметров и структуры экономических процессов. - М.: Экономика, 2014.
43. Станьер П. Инвестиционные стратегии: руководство. Как понимать рынки, риски, вознаграждение и поведение инвесторов / Пер. с англ. С.А. Корнева - М.: ЗАО «Олимп- бизнес», 2015.
44. Суркин П.Н. Развитие инструментария оценки инновационной привлекательности организации / дисс. ... канд. экон. наук, Йошкар-Ола, 2015.
45. Сухарев О.С. Синергетика инноваций. - М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2014.
46. Сухарев О.С. Экономическая оценка инвестиций. - М.: Альфа- Пресс, 2014.
47. Сухинова С.Е. Региональная специфика инновационного климата. - Волгоград. Изд-во ВолГу, 2014.
48. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Волковой и А.А. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2014.
49. Теплова Т.В. Инновации. - М.: Изд. Юрайт, ИД Юрайт, 2014.
50. Тимофеев Р.А. Теоретико-методологические аспекты формирования экономической надежности и инновационной привлекательности региональной экономической системы / Р.А. Тимофеев, В.В. Шлычков (Коллективная монография). - М.: Мир экономики, 2014.
51. Тихомирова И.В. Экономическая безопасность России: региональные риски. - М.: Издатцентр, 2014.
52. Ткаченко И.Ю. Инновации: учеб. пособ. / И.Ю. Ткаченко, Н.И. Малых. - М.: Изд. центр «Академия», 2014.
53. Токаренко И.И., Попова А.С. Инновационное обеспечение устойчивого развития региона: Монография. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2014.
54. Удалов Д.А. Инновационная привлекательность как основной критерий для принятия инновационного решения. Сущность и проблемы её оценки в условиях переходной экономики / Риск: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. - 2013. - №4.
55. Ултургашева О.Г., Лавренко А.В., Профатилов Д.А. Экономическая сущность и структура инвестиционного потенциала региона / Проблемы современной экономики. № 1 (37). - 2015.
56. Федосова Р.Н. Инвестиционная стратегия развития региона на основе социальных приоритетов. - Владимир: Собор, 2014.
57. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
58. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2014.
59. Финансовый ландшафт территории / ред. кол.: Татаркин А.И. (рук.) и др. - М.: Экономика, 2014.
60. Фокин Г. Интеллектуальная собственность: особенности софтверного бизнеса в России / Г. Фокин // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. - 2014. - № 10. - С. 14-23.
61. Фрейзер-Сэмпсон Г. Инвестиции в частные компании как класс активов. - М.: Олимп-Бизнес, 2014.
62. Френкель А., Сергиенко Я., Райская Н. Экономическое исследование инвестиционного климата регионов России: измерение, анализ, прогноз. — Saarbrucken, LAP LambertAkademicPublishing, 2014.
63. Хаджалова Х.М. Региональная инвестиционная политика в повышении качества жизни населения / Экономические науки. - 2015. - №9(58). - С. 236-241.
64. Хасанов И.В. Особенности формирования и реализации региональной инвестиционной политики в современной экономике: Монография. - М.: Палеотип, 2015.
65. Хейфец Б.А. Климат для предпринимателей/Прямые инвестиции. - 2012. - № 3.
66. Хейфец Б.А. Присоединение России к ВТО и инвестиционные перспективы/ Вестник Государственной регистрационной палаты при Минюсте России. - 2017. - №1.
67. Чайка А.А. Совершенствование деятельности бюджетного учреждения / А.А Чайка // Экономика. - 2016. - № 2. - 69 с.
68. Чайников К.А. Совершенствование деятельности бюджетного учреждения // Молодой ученый. - М. - 2015. - № 4. С. 44-46.
69. Чайковский Е.К. Совершенствование деятельности бюджетного учреждения / Е.К. Чайковский. - СПб. - 2014. - 110 с.
70. Чакалов И.В. Совершенствование деятельности бюджетного учреждения / И.В. Чакалов. - М. - 2014. - 304 с.
71. Чалдонов Л.М. Совершенствование деятельности бюджетного учреждения / Л.М. Чалдонов. - М. - 2013. - 205 с.
72. Чалеев А.В. Совершенствование деятельности бюджетного учреждения: учебно-практическое пособие / В.В. Травин. - М. - 2013. - 272с.
73. Чалмаев, Т.В. Экономическая статистика: учебное пособие / Т.В. Чалмаев. - Таганрог. - 2016. - 140 с.
74. Шахназаров А., Ройзман И. Совершенствование деятельности бюджетного учреждения // Инновации в России. - 2014. - № 9.
75. Шеховцев А.О. Основные факторы инновационной привлекательности СФО и перспективы её повышения / Инновационная привлекательность регионов: причины различий и экономическая политика государства: Сб. статей под ред. В.А. Мау, О.В. Кузнецовой. - М.: Институт экономики переходного периода, 2014. - С.46-110.