Введение 4
1 Волонтерское движение 6
1.1 Исторические аспекты становления волонтерского движения с точки
зрения социально-экономического развития 6
1.2 Опыт организации и проведения спортивных событий с учетом
использования волонтерского движения в России и в мире 9
1.3 Выявление проблем возникающих в ходе реализации волонтерской
деятельности на крупных спортивных событиях 15
1.4 Волонтерская деятельность с точки зрения социального проекта... 22
2 Предпосылки создания проекта управлению, мотивации, рекрутинга и
обучению волонтеров 29
2.1 Современные экономические условия для создания проекта... 29
2.2 Подходы разработки проекта механизмов управления волонтерами 32
2.3 Сравнение экономических затрат на оплачиваемый персонал
в сравнении с затратами на волонтерское сопровождение 45
3 Разработка проекта управлению, мотивации, рекрутинга и обучению
волонтеров 57
3.1 Система управления проектом и организационная структура
волонтерского движения 56
3.2 План мероприятий по осуществлению мотивации, рекрутинга и
обучению волонтеров 73
3.3 Социальный эффект и ожидаемые риски при развитии волонтерского
движения в рамках проведения Зимней универсиады 2019 года 80
Заключение 83
Список использованных источников 85
Приложения 94
На сегодняшний момент времени на территории РФ проводятся крупные спортивные события мирового уровня. Это, по сути дела, - крупные проекты, реализуемые на известных в науке и практике принципах проектного управления. К числу ресурсного обеспечения такого рода проектов относится формирование команд управленцев и привлекаемых для реализации проектов групп (команд) других участников, выполняющих отдельные важные функции. В последнем случае немаловажная роль возлагается на группы (команды) добровольных участников (помощников) организаторов реализации проекта - волонтерам. Волонтеры или добровольцы - это физические лица, которые на безвозмездной основе помогают реализовывать социальные, в том числе и спортивные проекты. При проведении мероприятий международного уровня, необходимы специально подготовленные волонтеры, в том числе со знанием иностранных языков, коммуникативных и других навыков. Рекрутинг и обучение соответствующих уровню мероприятий волонтеров, управление их деятельностью - достаточно трудоемкий процесс [32].
Темой исследования данной диссертации является разработка управление проектом формирования системы рекрутинга и обучения и эффективного волонтеров, а также управления их деятельностью при подготовке и проведении Всемирной зимней Универсиады 2019 года в городе Красноярске, на примере АНО «Исполнительная дирекция XXIX зимней Универсиады 2019 года в городе Красноярске».
Данная тема несомненно актуальна, так как на территории города Красноярска планируется провести всемирную зимнюю Универсиаду в 2019 году, деревня Универсиады будет строиться на базе Сибирского федерального университета. В феврале 2013 года, с целью пропаганды Универсиады и волонтерской деятельности, были созданы студенческие Штабы Универсиады в 10 ВУЗах города Красноярска.
Цель исследования: Разработка и управление проектом формирования, обучения и эффективного использования групп (команд) волонтеров
Задачами в данном исследовании являются:
- Исследовать теоретический материал по проблематике рекрутинга, обучения персонала и использования групп (команд) волонтеров.
- Исследовать мировой и Российский опыт по рекрутингу и обучению волонтеров
- Выявить удачные примеры реализации процесса рекрутинга и обучения волонтеров
- Разработать комплекс мероприятий для реализации и усовершенствования процесса рекрутинга и обучения волонтеров.
Объектом исследования является процесс разработки проекта создания системы рекрутинга и обучения волонтеров .
Предметом исследования в данной диссертации методы формирования системы рекрутинга и обучения волонтеров.
Научная новизна нашего исследования заключается в том, что создание системы рекрутинга и обучения волонтеров будет рассматриваться с точки зрения проектного подхода.
В работе использованы следующие методы исследования: метод аналогий и сравнения, анализа документов, статистический, методы социологических и социально-психологических исследований, организационно-экономического планирования и некоторые другие.
Подойдя к вопросу о Механизмах управления проектами формирования системы рекрутинга и обучения волонтеров со стороны проектного менеджмента мы достигли основной цели и задач стоящих перед нами. Рассмотрели и определили основные понятия о «волонтере», волонтерской деятельности мы переходим к рассмотрению опыта организации и проведения спортивных событий с учетом использования волонтерской деятельности в РФ и выявили, что такое явление, как волонтерство в России начало формироваться в 90-е годы, одновременно с зарождением различных некоммерческих, общественных и благотворительных организаций, которые занялись просветительской деятельностью, созданием условий для добровольцев и благотворительностью как таковой.
Далее мы рассмотрели примеры обучения волонтеров, что занимает важную роль в этапе подготовки к универсиады. От волонтерского сопровождения зависит атмосфера города, дружелюбие, открытость, так ка волонтеры являются лицом города во время проведения такого масштабного спортивного события.
Понимая важность волонтерского сопровождения, вложение сил в каждого из 5000 человек, мы так же понимаем, что это дает мощный социальный эффект и рассмотрели теорию социального проектирования.
Для того, что бы нам понять возможный социальный эффект, то в второй главе диссертации мы посмотрим предпосылки создания волонтерского движения, основные подходы и механизмы управления и рекрутинга волонтеров, а также сравним затраты на оплачиваемый персонал и волонтерское сопровождения во время проведения зимней универсиады 2019 года.
Рассмотрев основные подходы по набору и обучению волонтеров мы перешли к сравнению затрат на оплачиваемый персонал и волонтерское сопровождение. Затраты на оплату персонала значительно дороже затрат на волонтерское сопровождение зимней универсиады. Кроме дешевизны, волонтерское движение несет в себе еще и положительный социальный эффект и его мы рассмотрим в следующей главе.
В последней главе нашего исследования мы выстроили структуру проекта, описали концепцию и устав проекта, определили классификацию и масштаб проекта, описали фазы жизненного цикла проекта, определили участников проекта, рассмотрели Волонтерское движение с опытом организации мероприятий мирового уровня.
Далее мы расписали мероприятия по рекрутингу и обучению волонтеров. При учете опыта предыдущих крупных спортивных соревнований, мы понимаем, что вышеперечисленными компетенциями обладает не каждый среднестатистический человек. И что бы максимально подготовить волонтеров к универсиаде, необходимо их обучение.
По нашему мнению приведенный нами перечень мероприятий позволит подготовить качественное волонтерское сопровождение Зимней универсиады 2019 года. В следующей части мы постараемся расмотреть социальный эффект от волонтерского движения, а также постараемся учесть ожидаемые риски связанные с волонтерами универсиады.
Подойдя к процессу управления волонтерским движением с точки зрения проектного подходы мы выявили, что это удобный способ управления, так как создание волонтерского движение это не проект ради проекта, а проект с социальной эффективностью, при вложении более 160 миллионов рублей, Красноярский край получит 5000 человек с позитивной жизненной позицией, приобретёнными необходимыми жизненными навыками, а так же транслирование приобретенных ценностей на общество.
1 Об общественных объединениях: федер. закон Российской Федерации от 19.05.1995г. № 82-ФЗ.
2 О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: федер. закон Российской федерации от 11.08.1995г. № 135-ФЗ .
Стандарты и другие нормативные документы
3 Концепция волонтерской программы XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани /АНО «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в городе Казани»- Казань: 2013г., 21 с .
4 Концепция волонтерской программы зимних XXII Олимпийских и XI параолимпийских игр в городе Сочи в 2014 г./ Организационный комитет зимних XXII Олимпийских и XI параолимпийских игр в городе Сочи в 2014 г -М.: 2012- 43c.
5 Мастер-план XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г.Красноярске / СФУ- Красноярск: 2015г., 21 с .- 156 с.
Книги одного автора
6 Добровольческие трудовые отношения: основные определения / Шелкова Е. - Человек и труд - №4. - СПб- 2013. - С. 6-7.
7 Воробьева А. Гражданская активность молодежи // Формирование гражданского общества в современной России: опыт регионов: сб. статей / отв. ред. Н.В. Крятова. - Астрахань: Изд-во АГТУ, 2012. - С. 158-165.
8 Социальное проектирование. / Луков В.А. - М: Флинта, 2012. - 242 с
9 Проектный анализ./ Масловский В.П. Учеб.пособие СФУ.-Красноярск, 2012.
10 Подготовка волонтеров в классическом университете / под общ. ред. Л.В. Вандышевой. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 2012. - 168 с.
11 Симонова О. Концепция эмоционального труда Арли Р. Хохшильд // Антропология профессий: границы занятости в эпоху нестабильности / под ред. П. Романова, Е. Ярской- Смирновой. - М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2012. -С. 75-96.
12 Коренева, М.В. Феномен волонтерства в общественной жизни и олимпийском движении : (исторический аспект) / М.В. Коренева. - Краснодар : [б.и.], 2012. - 45 с.
13 Brettell, D. The Sydney volunteers // Olympic Review, December-January. - 2001. - Vol. XXVII, No. 42. - Р. 37-43.
13 Rogge, J. Volunteerism // Olympic Review, December-January. - 2011. - Vol. XXVII, No. 42. - с. 3.
14 Spanoudakis, Y. The cultural and moral dimension of volunteering at the Olympic games of Athens 2004 // International Olympic Academy IOA forty-fourth session. -Ancient Olympia, 2004. - P. 103 - 107.
15 Левдер И. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания // Социальная работа. М., 2013. № 2. С. 12-16.
16 Родиченко, В.С. Олимпийское образование в новой России / В.С. Родиченко. - М. : Физкультура и спорт, 2012. - 48 с.
17 Слабжанин, Н.Ю. Как эффективно работать с добровольцами / Н.Ю. Слабжанин. - Новосибирск.: Сибирский центр поддержки общественных инициатив, 2012. -190 с.
18 Дурнева Е.Е. Международный журнал экспериментального образования № 1-2 / Е.Е. Дурнева. - ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», 2014.- 13-15 с.
19 Вандышева Л.В. Эмоциональный труд волонтеров: анализ опыта реализации / Л.В. Вандышева - ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет», 2014.- 838-842 с.
20 Мурадян Э.А. Становление волонтерской деятельности в молодежной среде России / Э.А. Мурадян.- «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», 2011.- 22 с.
21 Калюгина С.Н. Управление промышленной компанией на основе формирования социальных стратегий: теория, методология, технологии реализации. / С.Н. Калюгина. - Ставрополь, 2011г., - 427 с.
22 Куракина Ю.Н. Педагогический потенциал социально-культурной среды как фактор формирования коммуникативной культуры молодежи. / Ю.Н. Куракина - Казань., 2013 .- 216 с.
23 Пасмуров А.Г. Историко-культурное значения наследия универсиад студенческого спорта. / А.Г. Пасмуров -Набережные Челны.: ФГОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»,2011. - 177 с.
24 Бочарникова Н.А. Формирование профессиональной культуры социального работника в образовательном пространстве университета. / Н.А. Бочарникова - Чита: ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», 2012.- 193 с.
25 Арапов М.О. Взаимодействие деятельности учреждений культуры и волонтерского движения по воспитанию гражданских качеств молодежи. / М.О. Арапов.- М: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2013.¬24 с.
26 Луговая Е.А. Феномен добровольчества в социокультурном пространстве России. / Е.А. Луговая.- Саратов: ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный технический университет им. Ю.А. Гагарина», 2012.- 22 с.
27 Новикова Н.А. Социально-культурная самоорганизация учащейся молодежи в процессе волонтерской деятельности: личностно-ориентированный подход. / Н.А. Новикова. - Смоленск: Орловский государственный институт искусств и культуры, 2014. - 191 с.
28 Морозова, Ирина Ивановна. Деятельность государственных и общественных организаций Российской империи по созданию системы социальной и медицинской помощи людям, страдающим заболеваниями органов зрения и слуха: на примере Томской губернии второй половины XIX - начала XX веков. / Морозова Ирина Ивановна. - Москва, 2011.- 286 с.
29 Меренкова Н.А. Благотворительность в книжно-библиотечном деле второй половины XIX - начала XX вв.. / Н.А. Меренкова.- Орел, 2013. - 212 с.
30 Мельникова В.Н. Формирование готовности молодежи к благотворительной деятельности в процессе профессиональной подготовки. / В.Н. Мельникова.- М.: ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта», 2013. - 174 с.
Книги двух авторов
31 Глобальная экология./ Н.В. Винокурова, В.В. Трушин - М.: Просвещение,2012. -270 с.
32 Адаптация к стрессу./ В.А. Абабков, М.Перре,- СПб., 2014.
33 Социальное служение (участие молодежи в общественно полезной деятельности) / С.В.Тетерский, О.В. Решетников - Нижний Новгород, издательство ООО «Педагогические технологии», 2012. - 146 с.
34 Основы социокультурного проектирования./ Марков А.П., Бирженюк Г.М. - Спб: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, СПб-2013¬247 с.
35 Развитие добровольчества среди студентов как ресурс развития современного общества // М.И Баженова., О.В. Драницына - Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности / под общ.ред. З.П. Замараевой, М.И. Григорьевой. - Пермь, 2012. - С. 405-408/
36 Волонтерство в системе гражданского воспитания студентов // Кичева И.В., Попова А.Ф. Социальная педагогика: вызовы XXI века / отв. ред. Е.А. Юрина. - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.В. Державина, 2012. - С. 500-505.
37 Палаткина Г.В. Мультикультурное воспитание молодежи в пространстве России // Мультикультурное образование молодежи: принцип этнотолерантности: «Астраханский университет», 2013. - 210 с.
38 Вербицкий А.А., Ларинова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М.: Логос, 2012. - 334 с.
Книги трех второв
39 Я в команде. (Методика подготовки волонтеров «Равный - равному»)/ С.В. Тетерский, Ю.В. Ромашина, В.Л. Симонович: Методические рекомендации. - Нижний Новгород: Издательство ООО «Педагогические технологии», 2012. - 80 с.
40 Взаимоотношение общества и природы (краткий исторический очерк)./ С.В. Брагин, И.В. Игнатович, А.В Сарьян. - М.: НИА-природа, 2013.-389 с.
41 Нечаев В.Д., Замолоцких Е.Г., Дурнева Е.Е. Построение основных образовательных программ в контекстно-компетентностном формате: Метод. рекомендации. - М.: РИЦМГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. - 39 с.
Книги четырех авторов и более
42 Диамант И. И., Романов Д. С., Яблоков А. Н., Романова С. Н. Инновационные методы обучения старших школьников алгоритмам оказания первой помощи / материалы Всерос. науч.-практ. конф., г. Томск, 30-31 мая 2013 г. «Инновационные технологии в образовании и здравоохранении: опыт, проблемы, решения, перспективы». Томск: ВПО СибГМУ Минздрава России,2013. С. 187-189.
Книги под заглавием
43 Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK), пятое издание / Project management institute -Atlanta.: 2013.- 614 c.
44 Руководство по проектному анализу/ Институт Экономического Развития, Мировой Банк. - Вашингтон D C, 2014.-119 с.
45 Актуальные проблемы охраны природы: материалы 15-й эколого-краеведческой научно-практической конференции «Экос-2007». - Ярославль, 2012.-162 с.
Диссертации
46 Любимова О. А.. Особенности отношений межличностной значимости в реальных контактных и в разной степени виртуальных группах волонтеров : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 / Любимова Ольга Александровна.- Москва, 2011- 128 с.
47 Шестопалов Ю. П.. Социальное проектирование доступной среды для маломобильных граждан : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.08 / Шестопалов Юрий Петрович.- Москва, 2011.- 208 с.
48 Кочетов В.В.. Социальное проектирование дополнительного образования молодёжи в крупном городе : диссертация ... кандидата социологических наук : 22.00.08 / Кочетов Валерий Валерьевич.- Москва, 2012.- 209 с.
49 Дедушкина Т. А.. Социальное проектирование дошкольных образовательных организаций: диссертация кандидата социологических наук: 22.00.08 / Дедушкина Татьяна Анатольевна.- Москва, 2014.- 199 с.
50 Ковлева О. В.. Формирование этнокультурной толерантности у студентов технического вуза в процессе обучения иностранному языку : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Яковлева Олимпиада Валерьевна. - Чебоксары, 2012.- 229 с.
51 Малыгина М. В.. Благотворительность и меценатство как социальные формы бизнеса в социокультурном развитии России : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.11 / Малыгина Марина Викторовна.- Омск, 2011.- 186 с.
52 Якубсон, Е. В.. Благотворительность в Московской и Тульской губерниях во второй половине XIX - начале XX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Якубсон Евгения Викторовна.- Тула, 2011.-205 с.
53 Дубровина А. В.. В.А. Морозова: личная история, общественная деятельность и благотворительность : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Дубровина Анна Викторовна; .- Москва, 2012.-189 с.
54 Флат М. А.. Концептосфера «Благотворительность» в русской языковой картине мира (динамический аспект): диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.01 / Флат Марина Аркадьевна.-Новосибирск, 2014.-222 с.
55 Куприянов А. Н.. Развитие рекрутинга на рынке труда в России : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Куприянов Антон Николаевич.- Москва, 2011.- 176 с.
56 Санина М. К.. Формирование этнокультурной грамотности волонтеров культурно-спортивной направленности: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Санина Мария Константиновна;.- Волгоград, 2012.- 241 с.
57 Трифонова, Полина Александровна. Мотивация как фактор реализации процессно-компетентностного подхода к внутрифирменному обучению : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.03 / Трифонова Полина Александровна.- Ярославль, 2011.- 170 с.
58 Гордеева Т.О.. Мотивация учебной деятельности: структура, механизмы, условия развития: диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.07 / Гордеева Тамара Олеговна.-М, 2013.- 444 с.
59 Гуро-Фролова Ю. Р.. Психолого-педагогические условия формирования мотивации изучения иностранного языка у студентов нелингвистического вуза : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Гуро-Фролова Юлия Романовна;].- Нижний Новгород, 2011.-205 с.
60 Исраилов, Шукрулло Шухратович. Совершенствование мотивации к труду как условие эффективной деятельности предприятия : диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Исраилов Шукрулло Шухратович.- Москва, 2013.- 165 с.
Электронные ресурсы
61 Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - Режим доступа: http://www.isovet.ru/
62 Портал для специалистов, работающих в сфере подросткового здоровья и медицины «Adolesmed.ru» - Режим доступа: //http: //www.adolesmed.ru/
63 Википедия. Свободная энциклопедия - Режим доступа:
//http: //ru. wikipedia. org/wiki/Заглавная_страница
64 Благотворительный фонд «Кто, если не Я?» - Режим доступа: // http://ktoeslineya.ru/
65 АНО «Исполнительная дирекция XXVII Всемирной летней универсиады в городе Казани- Режим доступа: // http://kazan2013.ru
66 АНО «Исполнительная дирекция XXIX Всемирной зимней универсиады в городе Красноярске - Режим доступа: // http://krsk2019.ru
67 Организационный комитет зимних XXII Олимпийских и XI параолимпийских игр в городе Сочи в 2014 г - Режим доступа: //http://sochi2014.com
68 Lanzoni, I. The Volunteers during and after the Olympic Games : Youth Camp and Olympic Education School Programmes from / I. Lanzoni, D. Lykogianni - Режим доступаhttp://olympicstudies.uab.es/volunteers/lanzoni.html.
69 Сайт для онлайн обучения студентов и школьников - Режим доступа: //http: //megaobuchalka.ru/9/30402.html
70 Интернет газета «Коммерсант», статья «Волонтеры на старте». - Режим доступа: //http ://kommersant. ru/doc/1878805
71 Электронная библиотека студента «Библиофонд»: - Режим доступа:
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=476156# 1
72 Альметьевский государственный университет муниципальной службы: -
Режим доступа://http://agims.ru/index/u_are_the_world/0-117
73 Газета физико-технического института Волгоградского государственного
университета: - Режим доступа://http://fti.volsu.ru/kvant/kvant24.pdf