ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНЯТИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ 10
1.1. Становление и концептуальный смысл понятия «идентичность» 10
1.2 Место понятия «сложная идентичность» в классификации понятий идентичности 22
2. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ АСПЕКТОВ СЛОЖНОЙ
ИДЕНТИЧНОСТИ 30
2.1. Методы исследования сложной идентичности в современных культурных
исследованиях
30
2.2. Сложная идентичность у молодёжи Красноярского края
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
45
ПРИЛОЖЕНИЯ
49
Проблема самоопределения - это один из вечных вопросов, которые задавал себе человек с древности. Личность обретает свое место среди других, и тем самым познаёт окружающий мир и стремится понять саму себя.
Понятие «идентичность» пользуется популярностью, как в научной сфере, так и в общественно-политической, постепенно внедряясь даже в обыденную речь. Картина мира быстрыми темпами начала меняться в конце XX века. Создание мирового сообщества - технологического, информационного, экологического, давно вышло за пределы границ государств. В эпоху глобализации популярные и изученные понятия приобрели новый смысл и оценку. Интерес к понятию «идентичность» и его толкованиям обусловлен реальностью наших дней.
Актуальность темы исследования определяется противоречием: с одной стороны - быстро возрастающим объемом разработок понятия сложной идентичности, а с другой - недостаточным уровнем осмысления полученных результатов для культурологии.
Понятие идентичности имеет некую концептуальную проблематичность из-за своей многозначности, однако, на сегодняшний день в областях знания возникают попытки уточнить понятие в более узком значении, например, как сугубо социологическое или психологическое понятие.
Во время коренных трансформаций в основах общественного устройства в связи с использованием информационных технологий происходит размытие границ и трансформация основных элементов, помогающих индивиду формировать свою идентичность - социальные институты, национальное государство и традиционная семья. Человек, находясь под воздействием сотен информационных потоков, неизбежно сталкивается с проблемами самоидентификации. Согласно одной тенденции - индивид растворяется в толпе и воспринимается не как индивидуальность, но как одна единица из толпы. Согласно другой, индивид проявляет особый трепет перед собственным «Я», становится склонен к нарциссизму. В основе такого противоречия находится проблема самоидентификации индивида. Человек оказывается местом концентрации и проявления противоречий мира. Современные исследователи считают, что идентичность России в эпоху глобализации определяется степенью принятия жителями страны задач, целей, интересов и ценностей в условиях ослабления системы национальных государств.
Усложненная социальная структура современного общества требует от индивида умения совмещать сразу несколько социальных ролей статусов, и, в конечном итоге, идентичностей, что обуславливает актуальность данной темы. С течением времени феномен сложной идентичности удостаивается все большего внимания в связи с тем, что количество идентичностей людей растет, и требует более тщательного изучения. Культурологические исследования нередко обращаются к теме сложной идентичности именно потому, что многие идентичности задаются культурными изменениями.
Степень разработанности проблемы
Несмотря на то, что одной из главных философских проблем являлась проблема сущности личности, изучение «Я», как отдельного предмета исследования началось только в Новое время.
Классическая парадигма исследования «Я» рассматривается философскими теориями Р. Декарта, И. Канта, Ф.В. Шеллинга, Л. Фейербаха, К. Маркса и др.
Постклассическая парадигма предстает в психоанализе, философии диалога, и постмодернизме.
Термин «идентичность» впервые ввел в научный оборот 3. Фрейд. Самостоятельного научным понятием термин стал только в работах Эрика Эриксона. К социологическому изучению идентичности можно отнести работы исследователей, относящихся к направлению интеракционизм - Дж. Г. Мида, У. Джеймса, И. Г офмана. Влияние на идеи о социальной идентичности оказала теория социальной категоризации Г. Тэджфела и Дж. Тернера.
Среди современных философов, культурологов и социологов, которые обращались к вопросу идентичности можно выделить: П. Бергера, П. Бурдье, А. Гидденса, И. Гофмана, Т. Лукмана, Ю. Хабермаса, В. Хесле, и др
В отечественной философии исследование проблемы самоидентификации как отдельной области изучения началось в конце 1960-х годов. Рассмотрению вопроса идентичности были посвящены труды Д.И. Дубровского, Э.В. Ильенкова, И.С. Кона, В.А. Лекторского, Ф.Т. Михайлова, Е.В. Шороховой, и др.
Важный вклад в философское понимание «Я» внесли исследования в области теоретической и экспериментальной психологии Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, и др .
О российской идентичности на современном этапе развития общества говорится в исследованиях В.В.Коротеевой, Ю.А.Левады, Т.Г. Богатыревой, Л.Гудкова, М.Н.Губогло, E.H. Даниловой, К.Х.Делокарова, Л.М. Дробижевой, М.В.Заковоротной, Д.Н.Замятина, А.Г.Здравомыслова, И.С. Кон и т.д. Среди этого ряда стоит отдельно отметить И.С. Кона, занимавшегося изучением личностной идентичности в рамках психологии становящейся личности. В. С. Агеев разрабатывает проблему идентичности в рамках деятельностного подхода в психологии. Рассмотрение идентичности как исторического феномена дается в работах Г.Г. Дилигенского, М.В. Заковоротной. Следует отметить, что большая часть исследований идентичности в России связано с проблемой кризиса национальной формы идентичности из-за установления новой системы ценностей после распада СССР. Здесь можно выделить следующих исследователей: А.Ю. Агафонов, А.Р. Аклаев, Г.М. Андреев, С.А. Бондырев, Л.М. Дробижева, Е.П. Ермолаева, Д.Н. Завалишина, В.Л. Иноземцев, Н. Ф. Наумова, С.В. Рыжова, Т.А. Титова, В.А. Ядов.
На вопрос «как происходит сочетание социальных идентификаций у индивида» отвечает теория «Сложной социальной идентичности» С. Роккаса и М. Брюера. Именно ее можно отнести к важнейшим исследованиям вопроса сложной идентичности на сегодняшний день.
Имеется также ряд кросскультурных исследований современных ученых, выявляющих и анализирующих сложные идентичности.
Объектом исследования являются современные культурные исследования.
Предметом данного исследования является понятие «сложная идентичность» в современных культурных исследованиях.
Гипотеза исследования. С течением времени и усложнением социальной структуры, человек все более подвержен расширению границ своей идентичности, поэтому сложная идентичность включает в себя множество идентичностей у современного человека. Предполагается, что рост набора идентичностей формирует новое мировоззрение и требует от ученых ответов на новые вопросы. Понятие сложной идентичности, ввиду быстрых темпов развития социальной реальности, нуждается в постоянных исследованиях самыми эффективными и рациональными методами. Если реализовать данный подход, то можно выявить аспекты сложной идентичности у молодёжи Красноярска, формируемой несколькими основными социальными институтами.
Цель исследования: рассмотреть понятие сложной идентичности в современных культурных исследованиях.
Для реализации цели исследования ставятся следующие задачи:
1. Рассмотрение становления понятия «идентичность»;
2. Определение места понятия «сложная идентичность» в классификации понятий идентичности;
3. Провести анализ методов изучения сложной идентичности в современных культурных исследованиях
4. Изучение сложной идентичности у молодёжи Красноярского края.
Методология исследования основывается на общенаучных подходах: анализе и сравнении. Междисциплинарный подход к исследованию проблемы идентичности позволил использовать эвристические возможности таких наук, как психология, социология и этнология. Теоретической базой исследования являются классические и современные работы по культурологии, философии, социологии, психологии, культурологи. В работе также использовались данные структурированного анкетного опроса.
Таким образом, концепция идентичности, ставшая одной из ведущих тем в эпоху Нового времени и определяемая в классическом понимании как проблема человеческой «самости», в начале XX века получила теоретическую разработку в рамках постклассического направления, акцентирующего проблему индивидуализации личности. Данная проблема получила новый импульс в конце XX и начале XXI вв. под влиянием процессов, получивших название глобализации. Именно тогда проблема идентичности становится объектом междисциплинарного дискурса.
Сложная идентичность - сумма простых идентичностей, которые существуют в рамках одной личности сразу, и зависят преимущественно от количества социальных связей, при этом, чем человек социально активнее, тем сложнее будет его иерархия идентичностей.
В современных культурных исследованиях получили распространение несколько ключевых значений термина:
1) когда сложная идентичность понимается как фундамент или базис социальной или политической активности, как неинструментальный способ социальной и политической практики. В данном случае индивидуальная идентичность противопоставляется гипотетическому универсальному социальному интересу;
2) когда сложная идентичность понимается как фундаментальное и последовательное тождество между членами одной группы или категории. Это тождество находит выражение в солидарности, общем самосознании, коллективных действиях;
3) когда сложная идентичность понимается как ядро индивидуального или коллективного Я, и используется, чтобы указать на нечто глубинное, значимое или императивное;
4) когда сложная идентичность понимается как продукт социальной или политической активности. Через нее определяется содержание и вид коллективного самопонимания, солидарности или групповой сплоченности, которые делают возможным любое коллективное действие (к которым идентичность побуждает);
5) когда сложная идентичность понимается как продукт взаимодействия разнообразных дискурсов. Этим подчеркивается нестабильная, многогранная, изменчивая и разрозненная природа современного Я.
На основе анализа работ современных исследователей, можно сделать вывод о том, что в исследовании идентичностей используется сразу целый комплекс методов - как эмпирических, так и теоретических. Особенно акцент в работах делается на эмпирические методы, где часто встречаются структурированный анкетный опрос и фокус- группы. Само понятие «сложная идентичность» очень редко употребляется в исследованиях, потому что исследуется, как правило, конкретный модуль идентичности человека, однако, при этом, рассматривается комплекс взаимосвязанных идентичностей индивида или группы, так как отдельная идентичная привязка человека тесно взаимосвязана с остальными, и исследование одной единицы невозможно без учета влияния других. В современных российских исследованиях рассматривается в основном национальная идентичность, и, как дополнение, гендерная.
Согласно проведенному исследованию можно сказать, что большего всего сложная идентичность у молодёжи Красноярска состоит из семейного, профессионального, образовательного аспекта и аспекта, связанного с увлечениями. В данном исследовании был применен теоретический метод- метод анализа, и эмпирический метод - структурированный анкетный опрос. Однако, для дальнейшего изучения необходимо более тщательно изучить феномен сложной идентичности, а для этого нужно использовать несколько эмпирических методов, таких как интервью или фокус-группа. Анкетный опрос может выступать как дополнительный механизм исследования, помогающий сформировать статистическую картину, но для выявления мотивов необходимо обращаться к нескольким методам, в том числе и глубоким.
1. Абросимов В. Н. Роль интеллигенции в становлении новой российской идентичности в постсоветский период : автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06 / Абросимов Вячеслав Николаевич. - Ростов-на-Дону, 2007 - 23 с.
2. Ананьев Б. Г. Избранные труды по психологии: в 2-х тт. / Б. Г. Ананьев. - Москва : Педагогика, 1980. - Т. I. - 432 с.
3. Андреева Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. - Москва : Аспект Пресс, 2007. — 363 с.
4. Андреева Г. М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления / Г. М. Андреева. - Москва : МПСИ, 2009. - 300 с.
5. Антонова Н. В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии / Н. В. Антонова // Вопросы психологии. - 1996. - № 1. - С. 131-143.
6. Ахнаева Н. А. Феномен петербуржской идентичности: анализ конструирования и функционирования : дисс. канд. социол. наук: 22.00.06 / Ахнаева Надежда Александровна. - Санкт-Петербург, 2004. - 126 c.
7. Барышникова И. В. Понятие идентичности в социологическом дискурсе / И. В. Барышникова // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 7. Философия. Социология и социальные технологии. - 2009. - № 2 (10). - С. 166¬171.
8. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман — Москва : Медиум, 1995. -280 c.
9. Большой российский энциклопедический словарь. - Москва : Большая российская энциклопедия, 2012. - 1887 с.
10. Борисов В. Н. Краткий очерк истории классической европейской философии : Учеб. пособие по курсу философии / В. Н. Борисов. - Самара : Самар. гос. ун-т, 1996. - 176 с.
11. Брубейкер Р., Купер Ф. За пределами «идентичности» / Р. Брубейкер, Ф. Купер // Ab Imperio. - 2002. - № 3. - С. 61-115.
12. Выскочил А. А. Этническая идентичность и межэтническое взаимодействие в Северной Башкирии: дис... канд. ист. наук: 07.00.07 / Выскочил Андрианна Анатольевна. - Москва, 2005. - 242 с.
13. Давыдов A. A., Чураков А. Н. Измерение идентичности социальных систем / А. А. Давыдов, А. Н. Чураков // Социологические исследования. - 1996. - № 11. - С. 85-90.
14. Дзякович Е. В. Локальные идентичности в контексте социокультурной динамики российских регионов : автореф. дис.. д-ра культурологии : 24.00.01 / Дзякович Елена Владимировна. - Москва, 2011. - 45 с.
15. Иванова Н. Л., Румянцева Т. В. Социальная идентичность: теория и практика / Н. Л. Иванова. Т. В. Румянцева. — Москва : Изд-во СГУ, 2009. — 453 с.
16. Ким К. В. Этническая идентичность детей из русско-якутских семей : дисс... канд. психол. наук : 19.00.05 / Ким Ксения Васильевна. - Санкт- Петербург, 2009. - 181 с.
17. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - Москва: Просвещение, - 1989. - 256 с.
18. Куква Е. С. Этническая идентичность в Республике Адыгея (Социологический анализ) : дис... канд. социол. наук : 22.00.06 / Куква Елена Сергеевна. - Майкоп, 2005. - 175 с.
19. Лакан Ж. Семинары. Кн.1: Работы Фрейда по технике психоанализа / Ж. Лакан. - Москва : Гнозис: Логос, 1998. - 429 с.
20. Лосев А. Ф. Самое само : Сочинения / А. Ф. Лосев. - Москва: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 1021 с.
21. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского искусства / Ю. М. Лотман. - Санкт-Петербург: Искусство, 1994. - 399 с.
22. Малахов В. С. Неудобства с идентичностью / В. С. Малахов // Вопросы философии. - 1988. - № 2. - С. 43-53.
23. Малыгина И. В. Этнокультурная идентичность: онтология, морфология, динамика : автореф. дисс.. д-ра философ. наук 24.00.01 / Малыгина Ирина Викторовна. - Москва, 2005. - 305 с.
24. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 42. - С. 41-174
25. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. - Москва : Рефл-бук, 1994. - 368 с.
26. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. - Москва : ACT., 2003. - 526 с.
27. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения / М. Мид. - Москва: Наука, 1988. - 429 с.
28. Микляева А. В., Румянцева П. В. Структура социальной идентичности личности: возрастная динамика / А. В. Микляева, П. В. Румянцева // Вестн. Томск. педагог. гос. ун-та. - 2009. - № 5 - С. 129-133.
29. Некрасов А. С. Развитие профессиональной идентичности личности курсанта военного училища : дис. ...канд. филос. наук : 19.00.01 / А. С. Некрасов. - Краснодар, 2005. - 158 с.
30. Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикёр. - Москва: Изд-во «МЕДИУМ», 1995. - 415 с.
31. Сапожникова Р. Б. Анализ понятия «идентичность»: теоретические и методологические основания / Р. Б. Сапожникова // Вестн. Томск. гос. педагог. ун-та. - 2005. - Вып. 1 (45). - С. 13-17.
32. Современный толковый словарь русского языка. - Москва : Норинт, 2004. - 633 с.
33. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология / Е. А. Сорокоумова. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. -208 с.
34. Федорова Е. В. Взаимосвязь идентичности и когнитивной сложности личности: дисс... канд. психол. наук : 19.00.05 / Федорова Евгения Викторовна. - Ярославль, 2004. - 239 с.
35. Фромм Э. Революция надежды / Э. Фромм. - Санкт-Петербург : Ювента, 1999. - 132 c.
36. Хайдеггер М. Европейский нигилизм / М. Хайдеггер. Время и бытие (статьи и выступления). - Москва: Республика, 1993. - 368 c.
37. Хухлаев О. Е., Хайт М. А. Сложность социальной идентичности: концепция С. Роккас и М. Брюера / О. Е. Хухлаев, М. А. Хайт // Социальная психология и общество. - 2012. - № 3. - С. 16-26.
38. Цалко Е.О. Гендерный аспект национальной идентичности русских: Социологический анализ : дис. канд. социол. наук: 22.00.04 / Цалко Екатерина Олеговна. - Нижний Новгород, 2011. - 165 с.
39. Эриксон Э. Детство и общество / Э. Эриксон. - Санкт-Петербург: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.
40. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. - 344 с.
41. Online Etymology Dictionary [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://etymonline.com.