Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Принципы адаптации городских территорий с учетом жизнедеятельности маломобильных групп населения (на примере проспекта Мира г. Красноярска в границах улиц Вейнбаума и Сурикова)

Работа №21141

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

архитектура

Объем работы100
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
688
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава I. Формирование доступной среды как одной из главных 10 частей градостроительства в начале XXI века
1.1. Исторические основы и технологии по формированию 10
городской среды для маломобильных групп населения
1.2. Гуманистические предпосылки проектирования доступной 15 среды для маломобильных групп населения
1.3. Нормативно - правовые основы проектирования доступной 25 среды в России
1.4. Документы архитектурно- средовых рекомендации по 35
формированию доступной среды
Выводы к главе 1 36
Глава II. Адаптация городской среды с учетом 38
жизнедеятельности маломобильной группы населения
2.1. Подходы к адаптации городской среды для маломобильной 38 группы населения
2.2. Проблемы адаптации проспекта Мира в городе Красноярске 48
Выводы к главе 2 50
Глава 3. Адаптация городской среды с учетом 52
жизнедеятельности маломобильной групп населения
3.1. Принципы адаптации городской среды для маломобильной 52
группы населения
3.2. Модель локально-средовых регламентов (на примере 56
проспекта Мира)
Выводы к главе 3 61
Заключение 62
Список использованных источников 66
Приложения 71
Приложение А. Графоаналитические таблицы 72
Приложение Б. Паспорт «Локально-средовые регламенты» 86
адаптации проспекта Мира в границах улиц Вейнбаума и Сурикова Приложение В. Общий вид графической экспозиции 100


Актуальность исследования определяется значением изменения и адаптации городской среды для инвалидов и маломобильных групп населения в городе Красноярске. Среда обитания человека - совокупность условий и предметов, необходимых для его существования. Из среды мы получаем все необходимое для жизни и поэтому всем нам важно ее качество. Среда каждого человека слагается из множества элементов. При этом одни элементы могут быть частично или полностью нам безразличны, другие необходимы, а третьи оказывают на нас отрицательное воздействие.
Все большее количество жителей земли становятся инвалидами и поэтому имеют серьезные ограничения своей жизнедеятельности. Международные договоренности и национальные законодательства диктуют необходимость создания условий, при которых возможно наиболее полное развитие способностей своих граждан имеющих инвалидность и их максимальная интеграция в общество.
В Российской Федерации последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышения доходов и качества жизни. Доступная среда представляет собой совокупность условий и требований, соблюдение которых население города или любого другого населенного пункта может чувствовать себя безопасно и пользоваться урбанизированным пространством без преград. Мировой опыт проектировщиков, психологов и социологов доказал, что любую среду нужно адаптировать не только под «здоровых» людей, но и под маломобильное население, инвалидов и пенсионеров для того, чтобы общество могло развиваться как целый и здоровый организм.
Состояние вопроса. Множество ученых ведут работу над анализом и изучением проблем, с которыми сталкиваются МГН в городской среде. В трудах Кукиной И.В., Калмет Х.Ю. и Сафронова К.Э раскрываются такие понятия как «доступность» и «мобильность». Корель Л.В. своем труде
«Социология адаптации» и Ветрова И.Ю. «Проблемы социальной адаптации инвалидов» говорят о развитие взглядов на социально-психологические проблемы инвалидов, отношение общества к больным и увечным, и что они всегда являются отражением экономической и нравственной зрелости определенной ступени развития человечества. В работах Наберушкиной Э.К. приводится обобщение идеологии формирования безбарьерного городского пространства в отношении "инвалид - среда - общество", и изменяться должны последние, а не наоборот, как это было принято считать долгие годы. Прикладной аспект концепции доступного пространства направлен на развитие услуг, которые помогут покончить с барьерами, препятствующими инвалидам их полноправному участию в жизни общества. В статье Хачатрянц К. К. и книге Леонтьева Е. «Доступная среда и универсальный дизайн глазами инвалида» говориться о доступности городов и универсальном дизайне. Леонтьева Е. учит, с помощью своего пособия, видеть и чувствовать мир «глазами» инвалида, а так же приводит примеры российского и зарубежного опыта адаптации среды. В статьях Сафронов Э.А. «Организация транспортного обслуживания инвалидов» и Наберушкиной Э.К. «Доступность городской среды для инвалидов» говорится о состоянии и обслуживании транспортными средствами инвалидов, где приходят к выводу, что доступность отечественного общественного транспорта не на уровне. В статьях Ананьева Р. и Дьяченко Е.В. анализируется зарубежный опыт адаптации среды для МГН ., а именно возможности изучения культурных памятников с помощью макетов, и оборудованию пешеходных переходов под нужды МГН. В статьях Крайней Н.П. говорится о городской пространственной мобильности и делает вывод о том, чтобы городу стать мобильным, ему потребуются существенные изменения и переосмысление функционального наполнения его пространств. Крундышев Б.Л. в статье «Основные направления в формировании жилого района, доступного маломобильным группам населения» говорит о том, что практическое решение доступности в архитектурном формировании жилых зон
для всех групп населения, в том числе для инвалидов может осуществиться только при комплексном решении задач по адаптации градостроительного каркаса. Яхкинд С.И. в статье говорит о примерах Москвы и Московской области по реконструкции и адаптации зданий для МГН и инвалидов, а именно предоставлении инвалидам квартир на первых этажах, лестницы оборудованы пандусами и перилами, что существенно улучшает жизнь граждан и дает возможность им выходить на улицу. Першина М. в статье «Вам удобно?» приводить статистические данные по городу Красноярску на 2014 год о адаптированности входных зон и зданий для МГН. Шерстникова Т. А. в своем труде говорит об обязательной адаптации и ее особенностях в городской среде. Автор выдвигает требования по критериям, на которых должна основываться вся адаптация, а именно - доступность, безопасность, информативность и комфортность.
Цель данного исследования состоит в формировании принципов адаптации городской среды с учетом жизнедеятельности маломобильной группы населения.
Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
- изучить исторические основы и технологии по проектированию доступной среды;
- изучить и проанализировать мировые документы, программы и нормативы по созданию доступной среды для маломобильных групп населения
- изучить современное состояние адаптации городской среды для МГН в Красноярске;
- изучить нормативно-проектную деятельность относительно адаптации городской среды для МГН;
- выявить принципы адаптации городской среды для маломобильной группы населения;
- сформулировать локально - средовые регламенты для адаптации городской среды для МГН.
- предоставить рекомендации по проектированию доступной среды для города Красноярска.
Объектом исследования является элемент городской среды - главная улица крупного города.
Предмет исследования: принципы адаптации городской среды с учетом жизнедеятельности МГН.
Границы исследования. Географическими границами является проспект Мира города Красноярска в границах улиц Вейнбаума и Сурикова. Временной нижней границей служит конец XX века, а верхней - рубеж XXI века.
Научная новизна работы. Впервые обобщены проблемы адаптации городской среды проспекта Мира в Красноярске; Предложена новая модель нормативно-проектных локально-средовых регламентов по формированию доступной среды.
Методология и методы диссертационного исследования: анализ и систематизацию отечественных и зарубежных теоретических исследований в области градостроительного планирования городской среды, с учетом жизнедеятельности МГН; фотофиксация и натурное обследование; изучение проектной, нормативной документации; анализ аэрофотосъемки; графоаналитическую систематизацию материала.
Степень достоверности и апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации опубликованы в 4-х публикациях, и доложены на 3 конференциях.
На защиту выносятся: современные подходы и принципы к адаптации городских территорий для маломобильной группы населения, а так е проект локально-средовых регламентов адаптации проспекта Мира (в границах улиц Вейнбаума и Сурикова).
Практическое значение заключается в возможности внедрения паспорта локально-средовых регламентов в деятельность профильных ведомств городской администрации г. Красноярска.
Общая структура работы: Работа представлена в одном томе. Том включает в себя 97 страниц: введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В диссертационном исследовании была поставлена цель научного обоснования принципов адаптации городских территорий с учетом жизнедеятельности маломобильных групп населения в начале XXI века.
-В итоге анализ изучения теоретических литературных источников, нормативно-правовой литературы позволил выявить две группы потребностей маломобильной группы населения к городской среде: социально¬психологические и эргономические потребности. В группу социально¬психологических потребностей входит удовлетворение морального комфорта пребывания в городской среде, уместность и своевременность предоставления информации, повышение безопасности. В группу эргономических потребностей входит оптимальная адаптация городской среды под физиологические потребности каждой категории маломобильной группы населения.
- В ходе изучения нормативно-правовой литературы, выявлено, что в мировую нормативно-проектную практику внедряются документы локально - средового зонирования, в качестве рекомендаций и шаблонов благоустройства в дополнение к действующей градостроительной нормативно-правовой документации и не противоречащей ей. Дистанционный анализ аэрофотосъемки городских территорий городов в мире показал эффективность внедрения дополнительных рекомендаций и шаблонов адаптации городских территорий для маломобильной группы населения.
-На основе анализа практического опыта проектирования и реконструкции городских территорий, а так же результатах натурного обследования и фотофиксации выявлено три подхода к адаптации городской среды для маломобильной группы населения: социальный, инженерно¬технологический и архитектурно-планировочный. Социальный поДхоД: внедрение комплексной организации адаптированной транспортной инфраструктуры; создание информационного сопровождения; социальные мобильные приложения; внедрение социально дружелюбных пространств. Инженерно-технологический поДхоД: внедрение высокотехнологичного покрытия (бесшовного, экологоориентированного и устойчивого к внешним факторам), внедрение элементов «умного» освещение, внедрение интегрированных систем с использованием высоких технологий, использование ландшафтного-сопровождения городских территорий. Архитектурно¬планировочный поДхоД: создание эргономически-адаптированных пространств, внедрение многофункциональных пространств, внедрение бесступенчатого входа в здания и сооружения.
На основе детализированного натурного обследования проспекта Мира в границах улиц Вейнбаума и Сурикова выявлено, что участок представляет собой труднодоступную среду, что подтверждает фотосъемка и аэрофотосъемка. Выявлен ряд барьеров инженерного и ландшафтно- рекреаионного характера. К Инженерно-техническим проблемам относятся: состояние дренажных систем, качество и состояние тротуарных покрытий, наличие и качество навигация, загрязненность территории (мусор, пыль, загазованность) и т.д. К ландшафтно - рекреационным проблемам относятся количественно-качественное состояние зеленых насаждений, наличие и оснащенность мест отдыха. (отсутствие защитного озеленения; не регулярная рядовая посадка деревьев; отсутствие регулярных мест отдыха; отсутствие защиты от непогоды).
По результатам полученных данных сформулированы 6 принципов адаптации городских территорий с учетом жизнедеятельности маломобильной группы населения, применительно к фрагменту проспекта Мира в границах улиц Вейнбаума и Сурикова: принцип доступности материально-пространственной среды (физическая и социальная доступность); безопасности; мобильности; информативности; инженерно-технологический и ландшафтно-рекреационный принцип.
На основании выявленных принципов разработана модель локально-средовых регламентов адаптации проспекта Мира, где в ходе градостроительного зонирования выделены территориальные зоны линейно - пешеходного пространства (Л11), пешеходного перехода (11), общественных пространств (ОП), входных групп (ВХ). К каждой территориальной зоне предписан локальный регламент на составляющие эту зону элементы среды: покрытие, освещение, озеленение, ориентация и иные элементы благоустройства (водоотведение, малые архитектурные формы, перила и пандусы). На каждый элемент среды предписан регламент в виде следующих категорий: материал, архитектурно-планировочные ограничения, виды использования.
Предлагается внедрить локально-средовое зонирование городских территорий с предписаными регламентами благоустройства в дополнение к действующим правилам застройки и землепользования Красноярска. В качестве механизма внедрения в реальную градостроительную деятельность предлагается использовать паспорт «Локально-средовые регламенты проспекта Мира».



1. «Альбом типовых решений комплексного благоустройства
территорий «вылетных» магистралей города Москвы» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://mka.mos.ru/project/albums-of-standard-decisions-of-the-
improvement-in-the-outgoing-highways/.
2. Ананьев Р. Каждый пятый житель Швеции считается инвалидом, «Молоко» [Электронный ресурс]Режим доступа: http: //www.rrby.org/kazhdyij pyaty ijzhiteshvecziischitaetsyainvalidom.html.
3. Анисимова, Л. В. Городской ландшафт: социально-экологические аспекты проектирования / Л. В. Анисимова. - Вологда: ВоГТУ, 2002. - С. 192
4. Ветрова И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов.
[Электронный ресурс] -
Режимдоступа:http://vestnik.yspu.org/releases/pedagoka_i_psichologiy/16_1/.
5. Государственная программа «Доступная среда» 2011 -2020г [Электронный ресурс] :постановл. прав. РФ от 01.12.2015 N 1297 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Дьяченко Е.В Зарубежный опыт проектирования туристических маршрутов, Градостроительство, 1/10, - С. 79 - 84.
7. Жилина Ю.Н. Влияние потребностей человека на организацию архитектурной среды: автореф. дис. канд. арх. / Ю.Н. Жилина - Екатеринбург,2003. - 26 с.
8. Калмет Х.Ю. Жилая среда для инвалида. М.: Стройиздат, 1990. - С. 128.
9. Кияненко, К. В Как помирить индустриальность с гуманистичностью и превратить массовое жилище в индивидуальное: теория «опор» и «заполнения» // К. В. Кияненко. Архитектурный вестник - № 6 (105).2008.[Электронныйресурс]Режимдоступа:http://www.archvestшk.ш/?page=lzqqxodpstbwdawt%2C19%2C36.
10. Конвенция ООН о правах инвалидов [Электронный ресурс] :фед.закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ// Справочная правовая система «Консультант1люс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
11. Корель Л.В. Социология адаптации. Новосибирск; Наука, 2005. - С. 424.
12. Крайняя, Н.1. К поискам социальности в формообразовании городской застройки / Н.1. Крайняя // Академия.- 2009.- №2. - С.73.
13. Крайняя, Н.1. 1ространственная мобильность и городская морфология (к постановке проблемы) // Academia. - 2012. - № 2. - С. 98-101.
14. Крундышев Б.Л. Основные направления в формировании жилого района, доступного маломобильным группам населения, AMIT 4 (29), 2014, - С. 1 - 11.
15. Кукина И.В. Тенденции развития агломераций. Зарубежный опыт: монография / И.В. Кукина. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2014.- С. 144.
16. Леонтьева Е. Доступная среда и универсальный дизайн глазами инвалида. Екатеринбург, TATLIN, 2013. - С. 128.
17. Наберушкина Э.К. Доступность городской среды для инвалидов, 2009г., стр. 58 - 64.
18. 1ершина М. Вам удобно? 1роекты Красноярья, №49 (424). 1.декабря.2014г., - С. 6.
19. 1остановление №180 о «Развитие доступной городской среды для маломобильных групп населения города Красноярска» на 2011-2014 годы [Электронный ресурс] :постановл. админ. г. Красноярска от 11.10.2011 N 404// Справочная правовая система «Консультант1люс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
20. Радыгина Е.Г. Создание безбарьерной среды в средствах размещения для гостей с ограниченными возможностями. Концепт №5, 2014г.[Электронныйресурс]Режимдоступа:Ьйр://е.1апЬоок.сот/рита1^ие^р? p_f_journal=2338&p_f_year=2014&p_f_issue=5.
21. Рекомендации по благоустройству улично-дорожной сети г. Екатеринбург, 2015г.[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://urfo.org/ekb/554317.html.
22. Рингерт Л. Введение в универсальный дизайн. Канадско - Российская Программа по Инвалидности, 2006г. - С. 127.
23. Сафронов К.Э., Сафронов Э.А. Доступность как градостроительная проблема, Градостроительство, 3/09, - С. 74 - 77;
24. Сафронов Э.А. Организация транспортного обслуживания инвалидов // Архитектура и строительство Омской области №8 (23) август 2005г. - С 34-35.
25. СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения [Электронный ресурс] :утв. Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
26. СП 35-101-2001 Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общее положение [Электронный ресурс] :// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
27. СП 35-102-2001 Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам [Электронный ресурс] :одобрен и рекоменд. к прим. постановл. Госстроя РФ от 16.07.2001 N 71// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
28. СП 35-103-2001 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям [Электронный ресурс] :одобрен ирекоменд. к прим. Постановл. Госстроя РФ от 16.07.2001 N 72 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
29. СП 35-104-2001 Здания и помещения для труда инвалидов [Электронный ресурс] :одобрен и рекоменд. к прим. постановл. Госстроя РФ от 16.07.2001 N 69// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
30. СП 35-105-2002 Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения [Электронный ресурс] :одобрен и рекоменд. к прим. постановл. Госстроя РФ от 19.07.2002 N 89// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
31. СП 31-102-99 Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и маломобильных посетителей [Электронный ресурс] :одобрен и рекоменд. к прим. постановл. Госстроя РФ от29.11.1999 N 73// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
32. СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения [Электронный ресурс] :утв. и введен в действие Приказом Госстроя от 27.12.2012 N 122/ГС// Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
33. Указ президента о ратификации Конвенции[Электронный ресурс] :фед. закон от 04.11.1994 N 34 - ФЗ // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
34. Федеральный закон О социальной защите инвалидов в РФ [Электронный ресурс] :фед. закон от 24.11.1995 N 181 - ФЗ (ред. от 29.12.2015) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
35. Хачатрянц К. К. Об архитектурной среде для маломобильных групп населения, Национальное объединение строителей, выпуск №7 (14), 2011г. - С. 92 - 107.
36. Шерстникова Т. А. Особенности адаптации маломобильных групп граждан в городской среде [Текст] / Т. А. Шерстникова // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 58-61.
37. Яхкинд С.И. Город без барьеров, Градостроительство, 01/10. - С. 85 - 87.
38. Designing an accessible сйу[Электронный ресурс] -
Режим достуnа:http://www.cityoflondon.gov.uk/services/environment-andplanning/planning/design/designing-an-accessible-city/Documents/ax-dccs-web-part2.pdf
39. StreetDesignManual[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www1.nyc.gov/html/dot/html/pedestrians/streetdesignmanual


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ