СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА
|
Введение 4
1 Устойчивость как мировой тренд развития территорий 6
1.1 Понятие устойчивого развития, цели и задачи в глобальном измерении 6
1.2 Сравнительный анализ подходов к оценке устойчивого развития 14
1.3 Практика и проблемы оценки устойчивого развития 18
2 Оценка устойчивости развития территорий региона 24
2.1 Содержательная и информационная модель оценки
устойчивого развития территорий 24
2.2 Анализ результатов оценки устойчивого развития территорий 31
2.3 Дифференциация территорий по устойчивости развития 59
3 Система мониторинга оценки устойчивого развития
территорий Красноярского края 72
3.1 Определение целей мониторинга и перечня
"заинтересованных лиц" 72
3.2 Формирование механизма поддержки мониторинга устойчивого
развития территорий 79
3.3 Оценка эффективности мониторинга устойчивости
развития территорий 82
Заключение 87
Список сокращений 92
Список использованных источников 93
Приложения А-Я 101-171
1 Устойчивость как мировой тренд развития территорий 6
1.1 Понятие устойчивого развития, цели и задачи в глобальном измерении 6
1.2 Сравнительный анализ подходов к оценке устойчивого развития 14
1.3 Практика и проблемы оценки устойчивого развития 18
2 Оценка устойчивости развития территорий региона 24
2.1 Содержательная и информационная модель оценки
устойчивого развития территорий 24
2.2 Анализ результатов оценки устойчивого развития территорий 31
2.3 Дифференциация территорий по устойчивости развития 59
3 Система мониторинга оценки устойчивого развития
территорий Красноярского края 72
3.1 Определение целей мониторинга и перечня
"заинтересованных лиц" 72
3.2 Формирование механизма поддержки мониторинга устойчивого
развития территорий 79
3.3 Оценка эффективности мониторинга устойчивости
развития территорий 82
Заключение 87
Список сокращений 92
Список использованных источников 93
Приложения А-Я 101-171
Уровень развития экономики России определяется состоянием ее регионов как социально-экономических субъектов, которое, в первую очередь, зависит от их расположения на территории страны и ресурсов, которыми они обладают. Это связано с тем, что для России, которая является крупнейшим по территории государством мира, сформированной из сложного конгломерата регионов, имеющих различные природные условия, социальную историю и типы хозяйствования, территориальное переустройство имеет особо важное значение.
Теория и практика реализации государственной региональной политики показали, что объективная оценка уровня и потенциала развития способствует повышению эффективности управления территориями. Особого внимания заслуживает высокая степень дифференциации внутри регионального развития.
Сложившиеся в Красноярском крае диспропорции в развитии территорий обусловили актуальность тематики данной работы.
Целью работы является оценка и формирование системы мониторинга устойчивого развития территорий региона.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать понятие устойчивого развития, цели и задачи в глобальном измерении;
2) провести сравнительный анализ подходов к оценке устойчивого развития;
3) рассмотреть практику и проблемы оценки устойчивого развития;
4) сформировать содержательную и информационную модель оценки устойчивого развития территорий;
5) проанализировать результаты оценки устойчивого развития территорий;
6) оценить устойчивости развития по соответствию факторов;
7) определить заинтересованные лица и цели мониторинга;
8) сформировать механизм поддержки мониторинга устойчивого
развития территорий;
9) оценить эффективность мониторинга устойчивости развития территорий.
Объектом работы является оценка устойчивого развития территорий региона.
Предметом работы является мониторинг оценки устойчивого развития территорий региона.
Информационную базу отчета составили монографии и статьи по теме работы, данные АИС ММО по Красноярскому краю и официального сайта Правительства Красноярского края.
Теория и практика реализации государственной региональной политики показали, что объективная оценка уровня и потенциала развития способствует повышению эффективности управления территориями. Особого внимания заслуживает высокая степень дифференциации внутри регионального развития.
Сложившиеся в Красноярском крае диспропорции в развитии территорий обусловили актуальность тематики данной работы.
Целью работы является оценка и формирование системы мониторинга устойчивого развития территорий региона.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать понятие устойчивого развития, цели и задачи в глобальном измерении;
2) провести сравнительный анализ подходов к оценке устойчивого развития;
3) рассмотреть практику и проблемы оценки устойчивого развития;
4) сформировать содержательную и информационную модель оценки устойчивого развития территорий;
5) проанализировать результаты оценки устойчивого развития территорий;
6) оценить устойчивости развития по соответствию факторов;
7) определить заинтересованные лица и цели мониторинга;
8) сформировать механизм поддержки мониторинга устойчивого
развития территорий;
9) оценить эффективность мониторинга устойчивости развития территорий.
Объектом работы является оценка устойчивого развития территорий региона.
Предметом работы является мониторинг оценки устойчивого развития территорий региона.
Информационную базу отчета составили монографии и статьи по теме работы, данные АИС ММО по Красноярскому краю и официального сайта Правительства Красноярского края.
В первой главе рассмотрено понятие устойчивого развития, цели и задачи в глобальном измерении, осуществлен сравнительный анализ подходов к оценке устойчивого развития, рассмотрена практика и проблемы оценки устойчивого развития.
Основная идея устойчивого развития в общецивилизационном ракурсе заключается в сохранении цивилизации и биосферы. Будущее России, как и всего человечества в XXI веке, должно быть сориентировано на стратегию устойчивого развития, гарантирующего выживание народонаселения страны и сохранение окружающей природной среды. В конце сентября 2015 г. на Саммите ООН в Нью-Йорке были приняты Цели устойчивого развития. В целом были предложено 17 конкретных целей в сочетании со 169 задачами. Была сделана попытка совместить масштабные глобальные цели с целями конкретных стран, которые должны устанавливаться на национальном уровне.
В настоящее время в теоретической и методологической литературе встречается множество методов оценки устойчивого развития региона. При управлении развитием социально-экономических систем желательно иметь единый критерий, но это не всегда удается в связи с многогранностью социально-экономических явлений, часто оказывается необходимым рассмотреть некоторое множество критериев. При оценке устойчивости развития региона могут использоваться критерии, оценивающие хозяйственные, производственные, экономические, технические, социальные и другие аспекты его развития. Большинство зарубежных теорий и методик не применимы к российским условиям, так как не учитывают особенностей отечественной экономики и управления, а также содержат индикаторы, не имеющие отражения в системе статистики Российской Федерации. На наш взгляд наиболее приемлемым подход для оценки устойчивого развития территорий является подход, основанный вначале на построении систем индикаторов для отдельных аспектов устойчивого развития, а затем на их основе построения интегрального показателя.
В практической деятельности муниципальных и региональных органов власти отсутствует механизм комплексной оценки развития территорий. А создание отдельных кластеров - это единичные случаи, но никак несистемный подход в рамках устойчивого развития территорий.
Во второй главе дана содержательная и информационная модель оценки устойчивого развития территорий, проведен анализ результатов оценки устойчивого развития территорий, произведена дифференциация территорий региона по устойчивости развития, предложены сценарии для достижения устойчивого развития территорий Красноярского края.
Модель оценки устойчивого развития территорий Красноярского края строится на основе трех потенциалов: социального, экономического и экологического. Оценка данных потенциалов основывается на внутренних факторах устойчивого развития территорий. В социальном потенциале выделены такие потенциалы как здравоохранение, образование, культура, спорт, инфраструктура. В экономическом потенциале выделены потенциал трудовых ресурсов, производственный потенциал предприятий (без субъектов малого предпринимательства), производственный потенциал организаций малого предпринимательства, агропромышленный потенциал и энергетический. Все потенциалы рассматриваются в разрезе факторов, которые будут основой для разработки стратегии устойчивого развития территорий Красноярского края.
Проведенная совокупная оценка социального потенциала показала, что лидирует Северный макрорайон, затем Центральный. Наименьшее значение социального потенциала имеет Восточный макрорайон. Проведенная совокупная оценка экономического потенциала показала, что лидирует Центральный макрорайон, затем Северный. Наименьшее значение экономического потенциала имеет Восточный макрорайон. Экологический потенциал наибольшее влияние оказывает в Западном и Центральном макрорайонах. Для дифференциации территорий Красноярского края по устойчивости развития была проведена обобщающая оценка устойчивого развития по трем ранее рассмотренным потенциалам: социальному, экономическому и экологическому. Единственной территорией с высокой устойчивостью развития в Красноярском крае по интегральному показателю может считаться г. Красноярск (0,754). Средней устойчивостью развития по интегральному показателю не обладает ни одна исследуемая территория. Пять территорий обладают низкой устойчивостью развития, все остальные территории красноярского края кроме г. Красноярска относим к территориям крайней низкой устойчивостью развития.
При этом анализ динамики потенциалов показывает, что в исследуемых территориях Красноярского края, ни один из районов не принадлежит к группе абсолютной устойчивости, где при росте экономического потенциала и снижении негативного воздействия на экологию социальный потенциал повышается. Значительная часть территорий принадлежит к группе абсолютной неустойчивости, где потенциал экономической и социальной сфер показывают отрицательную динамику при одновременном росте негативного воздействия на экологию, такое положение отражает крайнюю степень неустойчивого развития. Другая значительная часть территорий Красноярского края принадлежит к группе экологической устойчивости, где при снижении экономического и социального потенциалов снижается и негативное воздействие на экологию, что вполне объяснимо, т.к. при снижении деятельности экономики и общества даже без специализированных мероприятий экология улучшается. Были предложены сценарии развития территорий Красноярского края с целью достижения ими устойчивого развития.
Отсутствие научно обоснованной концепции управления процессами устойчивого развития территорий региона на основе выявления взаимосвязей между экономической, социальной и экологической не позволяет эффективно использовать внутренние резервы регионального развития для решения ряда проблем.
В третьей главе была определена система мониторинга устойчивого развития территорий, заинтересованные лица и цели данного мониторинга, сформирован механизм поддержки мониторинга устойчивого развития территорий.
Цель мониторинга устойчивого развития - сбор, аккумулирование и хранение информации о текущем положении региональной экономики, социальной и экологической сфер для оценки уровня устойчивого развития территорий региона и определения перспектив их развития. Заинтересованными лицами в осуществлении мониторинга устойчивого развития территорий в первую очередь являются региональные власти. Конечной целью мониторинга является разработка и внедрение Стратегии устойчивого развития Красноярского края, целевых программ, направленных на устойчивое развитие региона в экономической, социальной и экологической сферах, повышение эффективности государственного управления, повышение эффективности бюджетных расходов.
Организация мониторинга устойчивого развития территорий сопряжена с организационными и финансовыми вопросами его реализации. Формирование предложенного механизма мониторинга устойчивого развития территорий требует создание информационно-аналитического центра, осуществляющего регулярное проведение мониторинга развития территорий региона, публикацию данных мониторинга, аналитическую обработку данных мониторинга и прогнозную оценку развития территорий. Механизм поддержки мониторинга устойчивого развития территорий должен в себя включать обеспечение ИАЦ УРТ финансовыми, информационными, научно-методическими, кадровыми, организационными ресурсами.
Эффективность мониторинга устойчивости развития территорий зависит от достоверности полученных данных и возможности их использования для разработки и внедрения Стратегии устойчивого развития территорий региона. Каждый затраченный рубль принесет доходов на 17,08 рубля. Проведенные расчеты свидетельствуют об экономической целесообразности предложенной системы мониторинга. При этом данная система будет способствовать повышению устойчивости развития территорий.
Основная идея устойчивого развития в общецивилизационном ракурсе заключается в сохранении цивилизации и биосферы. Будущее России, как и всего человечества в XXI веке, должно быть сориентировано на стратегию устойчивого развития, гарантирующего выживание народонаселения страны и сохранение окружающей природной среды. В конце сентября 2015 г. на Саммите ООН в Нью-Йорке были приняты Цели устойчивого развития. В целом были предложено 17 конкретных целей в сочетании со 169 задачами. Была сделана попытка совместить масштабные глобальные цели с целями конкретных стран, которые должны устанавливаться на национальном уровне.
В настоящее время в теоретической и методологической литературе встречается множество методов оценки устойчивого развития региона. При управлении развитием социально-экономических систем желательно иметь единый критерий, но это не всегда удается в связи с многогранностью социально-экономических явлений, часто оказывается необходимым рассмотреть некоторое множество критериев. При оценке устойчивости развития региона могут использоваться критерии, оценивающие хозяйственные, производственные, экономические, технические, социальные и другие аспекты его развития. Большинство зарубежных теорий и методик не применимы к российским условиям, так как не учитывают особенностей отечественной экономики и управления, а также содержат индикаторы, не имеющие отражения в системе статистики Российской Федерации. На наш взгляд наиболее приемлемым подход для оценки устойчивого развития территорий является подход, основанный вначале на построении систем индикаторов для отдельных аспектов устойчивого развития, а затем на их основе построения интегрального показателя.
В практической деятельности муниципальных и региональных органов власти отсутствует механизм комплексной оценки развития территорий. А создание отдельных кластеров - это единичные случаи, но никак несистемный подход в рамках устойчивого развития территорий.
Во второй главе дана содержательная и информационная модель оценки устойчивого развития территорий, проведен анализ результатов оценки устойчивого развития территорий, произведена дифференциация территорий региона по устойчивости развития, предложены сценарии для достижения устойчивого развития территорий Красноярского края.
Модель оценки устойчивого развития территорий Красноярского края строится на основе трех потенциалов: социального, экономического и экологического. Оценка данных потенциалов основывается на внутренних факторах устойчивого развития территорий. В социальном потенциале выделены такие потенциалы как здравоохранение, образование, культура, спорт, инфраструктура. В экономическом потенциале выделены потенциал трудовых ресурсов, производственный потенциал предприятий (без субъектов малого предпринимательства), производственный потенциал организаций малого предпринимательства, агропромышленный потенциал и энергетический. Все потенциалы рассматриваются в разрезе факторов, которые будут основой для разработки стратегии устойчивого развития территорий Красноярского края.
Проведенная совокупная оценка социального потенциала показала, что лидирует Северный макрорайон, затем Центральный. Наименьшее значение социального потенциала имеет Восточный макрорайон. Проведенная совокупная оценка экономического потенциала показала, что лидирует Центральный макрорайон, затем Северный. Наименьшее значение экономического потенциала имеет Восточный макрорайон. Экологический потенциал наибольшее влияние оказывает в Западном и Центральном макрорайонах. Для дифференциации территорий Красноярского края по устойчивости развития была проведена обобщающая оценка устойчивого развития по трем ранее рассмотренным потенциалам: социальному, экономическому и экологическому. Единственной территорией с высокой устойчивостью развития в Красноярском крае по интегральному показателю может считаться г. Красноярск (0,754). Средней устойчивостью развития по интегральному показателю не обладает ни одна исследуемая территория. Пять территорий обладают низкой устойчивостью развития, все остальные территории красноярского края кроме г. Красноярска относим к территориям крайней низкой устойчивостью развития.
При этом анализ динамики потенциалов показывает, что в исследуемых территориях Красноярского края, ни один из районов не принадлежит к группе абсолютной устойчивости, где при росте экономического потенциала и снижении негативного воздействия на экологию социальный потенциал повышается. Значительная часть территорий принадлежит к группе абсолютной неустойчивости, где потенциал экономической и социальной сфер показывают отрицательную динамику при одновременном росте негативного воздействия на экологию, такое положение отражает крайнюю степень неустойчивого развития. Другая значительная часть территорий Красноярского края принадлежит к группе экологической устойчивости, где при снижении экономического и социального потенциалов снижается и негативное воздействие на экологию, что вполне объяснимо, т.к. при снижении деятельности экономики и общества даже без специализированных мероприятий экология улучшается. Были предложены сценарии развития территорий Красноярского края с целью достижения ими устойчивого развития.
Отсутствие научно обоснованной концепции управления процессами устойчивого развития территорий региона на основе выявления взаимосвязей между экономической, социальной и экологической не позволяет эффективно использовать внутренние резервы регионального развития для решения ряда проблем.
В третьей главе была определена система мониторинга устойчивого развития территорий, заинтересованные лица и цели данного мониторинга, сформирован механизм поддержки мониторинга устойчивого развития территорий.
Цель мониторинга устойчивого развития - сбор, аккумулирование и хранение информации о текущем положении региональной экономики, социальной и экологической сфер для оценки уровня устойчивого развития территорий региона и определения перспектив их развития. Заинтересованными лицами в осуществлении мониторинга устойчивого развития территорий в первую очередь являются региональные власти. Конечной целью мониторинга является разработка и внедрение Стратегии устойчивого развития Красноярского края, целевых программ, направленных на устойчивое развитие региона в экономической, социальной и экологической сферах, повышение эффективности государственного управления, повышение эффективности бюджетных расходов.
Организация мониторинга устойчивого развития территорий сопряжена с организационными и финансовыми вопросами его реализации. Формирование предложенного механизма мониторинга устойчивого развития территорий требует создание информационно-аналитического центра, осуществляющего регулярное проведение мониторинга развития территорий региона, публикацию данных мониторинга, аналитическую обработку данных мониторинга и прогнозную оценку развития территорий. Механизм поддержки мониторинга устойчивого развития территорий должен в себя включать обеспечение ИАЦ УРТ финансовыми, информационными, научно-методическими, кадровыми, организационными ресурсами.
Эффективность мониторинга устойчивости развития территорий зависит от достоверности полученных данных и возможности их использования для разработки и внедрения Стратегии устойчивого развития территорий региона. Каждый затраченный рубль принесет доходов на 17,08 рубля. Проведенные расчеты свидетельствуют об экономической целесообразности предложенной системы мониторинга. При этом данная система будет способствовать повышению устойчивости развития территорий.



