Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование мнемотехник при обучении младших школьников орфографии и орфоэпии русского языка

Работа №21038

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Теоретические основы обучения младших школьников орфографии и орфоэпии на уроках русского языка с использованием мнемотехнических приёмов 7
1.1 Теоретические основы обучения орфографии 7
1.2 Теоретические основы обучения орфоэпии 14
1.3 Теоретические основы использования мнемотехнических приёмов
при обучении младших школьников орфографии и орфоэпии 21
2 Методические основы использования мнемотехнических приёмов при обучении орфографии и орфоэпии 31
2.1 Организация констатирующего этапа опытно-экспериментального
обучения с использованием мнемотехнических приемов при обучении орфографии и орфоэпии 31
2.2 Организация формирующего этапа опытно-экспериментального
обучения с использованием мнемотехнических приемов при обучении орфографии и орфоэпии 39
2.3 Организация контрольного этапа опытно-экспериментального
обучения с использованием мнемотехнических приемов при обучении орфографии и орфоэпии 44
Заключение 47
Список использованных источников 39



Формирование языковой компетентности учащихся, развитие устной и письменной речи, являются не только важнейшими задачами необходимыми для развития личности, но и средствами полноценного освоения всех школьных дисциплин. Модернизация российского образования, введение новых стандартов обучения, предполагают создание условий для повышения качества школьного образования по русскому языку, в том числе поиск новых приемов организации образовательного процесса.
Подобным приемом является мнемотехника, особая методика запоминания информации, направленная на развитие познавательных процессов и усвоение сложного для восприятия материала. Использование приемов мнемотехники в рамках курса начальной школы по русскому языку, не только способствует решению образовательных задач, но и облегчает процесс обучения, делая его доступным для детей с разным уровнем подготовки. В связи с этим, особенно актуальным представляется изучение использования эффективных приемов мнемотехники, способствующих усвоению орфографических норм и правил на уроках русского языка в начальной школе. Исходя из этого, мы определили следующую тему исследования: использование мнемотехнических приемов на уроке русского языка при изучении орфографии и орфоэпии.
Цель: изучение возможностей использования мнемотехнических приемов на уроке русского языка при изучении орфографии и орфоэпии.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу, раскрыть теоретические аспекты понятия «прием мнемотехники»;
2. Рассмотреть виды мнемотехнических приемов;
3. Разработать конкретные приемы изучения словарных слов и постановки ударения;
4. Провести опытно-экспериментальное обучение с использованием мнемотехнических приемов при изучении орфографии и орфоэпии.
Объект: процесс обучения младших школьников орфографии и орфоэпии русского языка.
Предмет: возможность использования мнемотехник при обучении
младших школьников орфографии и орфоэпии русского языка.
Гипотеза:если в процесс изучения тем по орфографии и орфоэпии в начальной школе включать, соблюдая педагогические принципы системности, индивидуальности, доступности и посильности, мнемотехнические приемы, то усвоение школьниками учебного материала будет более успешным.
Основные положения, выдвигаемые на защиту ВКР по теме «Использование мнемотехник при обучении младших школьников орфографии и орфоэпии русского языка» апробируются в МБОУ Абалаковской СОШ № 1, во 2 классе.
Апробация результатов исследования: Материалы выпускной
квалификационной работы были опубликованы на сайте «Инфоурок».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование позволило сделать вывод о важности и актуальности использования возможностей мнемотехнических приемов в рамках курса обучения русскому языку на этапе начальной школы.
В результате поведенного анализа научных источников, а также анализа методической литературы, мы определили теоретические основы обучения орфографии и орфоэпии, а также изучили понятие «мнемотехника» и рассмотрели основные приемы данного метода для развития орфографических и орфоэпических навыков младших школьников. Отметили, что основная цель использования мнемотехнических приемов заключается в формировании устойчивых ассоциативных связей, необходимых для запоминания и последующего воспроизведения учебной информации, а также создания комфортной атмосферы на уроке. Опираясь на известные науке законы развития человеческой памяти, мнемотехнические приемы могут являться органичной частью занятий по русскому языку в младших классах.
В рамках нашего исследования нами был проведен анализ учебника образовательной программы «Школа России» (Русский язык для второго класса общеобразовательных школ / под редакцией В.П. Канакина и В.Г. Горецкого) [8;9]. К представленной в учебнике информации для запоминания (грамматическим правилам, понятиям, словарным словам и обозначениям) были подобраны приемы мнемотехники, использование на уроках которых позволит повысить уровень продуктивности и качества знаний в целом. Для удобства описания, мы систематизировали все предложенные техники в блоки, в соответствии с названиями разделов учебника.
Базой нашей опытно-экспериментальной работы в рамках ВКР послужила МБОУ Абалаковская СОШ № 1. Выборка исследования представлена младшими школьниками 2 класса в количестве 22 человек.
Вся работа была выстроена в три этапа:


1. Констатирующий. На данном этапе работы был проведен словарный диктант с целью выявления уровня сформированности орфографических и орфоэпических навыков у младших школьников.
2. Формирующий. Данный этап работы заключался в реализации разработанной системы мнемотехнических приемов. В систему вошли такие приемы работы, как:
- «Споем слово»: ученикам необходимо пропеть слово на определенный мотив, выделяя ударную букву;
- «Рифмы»: школьникам предлагается придумать рифму к слову, вызывающему затруднение, затем из полученных рифм составить дву- или четверостишие;
- «Графический»: школьникам предлагалось предложить рисунок для запоминания слова и нарисовать его.
3. Контрольный. На данном этапе работы был проведен повторный диктант с целью выявления эффективности разработанной системы занятий с использованием описанных выше приемов мнемотехники.
Анализ результатов повторного диктанта и их сопоставление с первичным диктантом позволяют констатировать тот факт, что мнемотехнические приемы являются высокоэффективным способом развития орфографических и орфоэпических навыков младших школьников, исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что мнемотехника оказывает эффективное воздействие на развитие познавательных процессов и усвоение сложного для восприятия материала.
Таким образом, цель нашего исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков: пособие для учителя / Н.Н, Алгазина. - Москва: Просвещение, 2013. - 160 с.
2. Андреева, И.В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы: автореф.дисс,..канд. пед. Наук / И.В, Андреева. - Санкт Петербург, 2004. - 52 с.
3. Андреюк, Е.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи: сборник научных трудов. / Е.В, Андреюк. - Челябинск: Челябинский вестник, 2012. - 22 с.
4. Баранов, М.Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А.Ладыжская - Москва: Издательский центр «Академия», 2011. - 368 с.
5. Беленька,Т.Б. Мнемотехника для начальной школы. Тренеруем память: Учебное пособие / Т.Б. Беленька - Москва: Феникс, 2014. - 39 с.
6. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. - Москва: Просвещение, 2012. - 540 с.
7. Бречугина-Романова, А.Н. Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка в условиях полиэтнической школы:сборник статей по педагогике/А.Н. Бречугина-Романова//. Выпуск 3 - 2016. Москва: Наука и школас. 124-128.
8. Горбачевич, К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке / К.С. Горбачевич. - Санкт Петербург: Сфера, 2014. - 121 с.
9. Гордеев, Э.В., Виды работ над словами с непроверяемыми написаниями на уроках русского языка / Э.В. Гордеев, М.В. Дмитрюк - Тула, 2012. - 345 с.
10. Демидова, Н.И. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. Пособие для студ. пед. учеб. Заведений / Н.И. Демидова. - Москва: Издательский центр «Академия», - 2014. - 320 с.
11. Ераткина, В.В. Активизация самостоятельной работы по орфографии в начальной школе / В.В. Ераткина. - Рязань: Издательство РГПУ, - 2005. - 435 с.
12. Зеленская, М.Е. Использование мнемотехники в логопедической работе и подготовке к изучению грамоте / М.Е. Зеленсая.- Москва. Начальная школа. - 2014. - с. 28-32.
13. Земляченко, М.В., , , Формирование связной речи с помощью мнемотехники / М.В. Земляченко. Т.В.Кутергина.- Челябинск.Педагогика: традиции и инновации. Материалы III междунар. науч. конф. - 2013. - с. 125 - 128.
14. Зиганов, М.А. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления / М.А. Зиганова. - Москва: Школа рационального чтения, 2001. - 173 с.
15. Иванов, П.П. Методика правописания безударных гласных в начальной и средней школе / П.П. Иванова. - Москва. 2015. - 345 с.
16. Каверин, В. Анализируем слово / В. Каверин // Начальная школа. -
2010. -№ 12. - С. 48.
17. Канакина, В.П., Горецкий В.Г., Русский язык 2ой класс: Учебник в 2-х частях. Часть 1 ФГОС. - Москва: Просвещение, 2016. - 143 с.
18. Канакина, В.П. Русский язык: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций /В.П. Канакина,В.Г.Горецкий- в 2 ч. 2. - Москва: Просвещение, 2016. - 143 с.
19. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е.В. Карпова. -Ярославль, 2014. - 255 с.
20. Китаев, Н.Н. Изучение правописания слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами / Н.Н. Китаева. - Москва: Просвещение, 2016. - 247 с.
21. Кицина, М. Словарно - орфографическая работа/ М. Кицина. // Начальная школа. - 2010. - № 13. - С. 48
22. Козаренко, В.А. Все о способах запоминания / В.А. Козаренко. - Москва: Издание, 2015. - 219 с.
23. Козаренко, В.А. Учебник мнемотехники / В.А. Козаренко. - Москва: Глоба, 2007. - 729 с.
24. Лёвушкина, О.Н. Словарная работа в начальных классах / О.Н. Левушкина - Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 345 с.
25. Львов, М.В. Правописание в начальных класса / М.В. Львов. - Москва: Просвещение, 2014. - 236 с.
26. Львов, В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка / В.В. Львов. - 7-е изд.,стереотип. - Москва: Дрофа, 2012. - 216 с.
27. Любич, В.А. Мнемотехника как система запоминания новых слов на уроках русского языка в школе / В.А. Любич, //- Москва: Русский язык в школе. - 2015. -№8. - С.13-18
28. Малахова, Ю.В. Приемы мнемотехники в начальных классах // Начальная школа. - 2013. - №22. -с. 33-37.
29. Мещенина, Т.А. Развитие памяти у младших школьников: Методические рекомендации для педагогов / Т.А. Мещенина - Нижневартовск: Центр развития образования, 2015. - 56 с.
30. Мещеряков, Б.А. Большой психологический словарь/ Б.А. Мещерков, В.Е. Зинченко- Санкт Петербург: прайм-ЕВРОЗНАК, 2014. - 672 с.
31. Николаенко, В.М. Психология и педагогика: учебное пособие / В.М. Николаенко, Г.М. Залесов. - Москва: ИНФРА-М, 2000. - 175 с.
32. Окулова, Г.Е. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе / Г.Е. Окулова. - Москва, 2012. - 450 с.
33. Плескачева, А.П. Психолого-педагогические условия
эффективности работ над исправлением акцентологических ошибок младших школьников[Электронный ресурс] / А.П. Плескачева// Интернет - журнал «В мире научных открытий». : 2014 -
Режимдоступа:http:/^Hbrary.ru/item.asp?id=22825544&SesCookieГО=399916228 &UserID=179605266
34. Погодина, А. Словарная работа на основе метода ярких ассоциаций/ А. Погодина // Начальная школа. - 2010. - № 13. - С. 48.
35. Савельева, Л.В. Системный подход к изучению непроверяемых и труднопроверяемых написаний в начальной школе/ Л.В. Савельева // Начальная школа. - 2002. - № 7. - С.39 - 47.
36. Субботин, Д.И. Методика работы над словарными словами с использованием приемов мнемотехники на уроках русского языка в средней школе: сборник научных трудов / Д.И. Субботина. - Москва: Русская школа,
2011. - 422 с.
37. Тафитуллин,М.В.Слово о словарном слове/ М.В. Тафитуллин, Т.К. Попова // Начальная школа. - 2011. - № 1. - С. 32.
38. Ушаков, М.В. Изучение слов, не проверяемых правилами / М.В.Ушаков. - Москва: Педагогика, 2013. - 235 с.
39. Ушакова, О.Д. Самые важные правила русского языка с картинками / О.Д. Ушакова - Москва: Литера, 2016. - 64 с.
40. Чепурнова, Г.А. Образовательная мнемотехника: технологии
эффективного усвоения информации: учебно-методическое пособие / Г.А. Чепурнова, Л.В. Бура - Ялта: КФУ, 2015. - 115 с.
41. Чирво, А.Ю. Звуковой образец как средство совершенствования произносительной культуры младших школьников / Ю.А. Чирво // Начальная школа. - 2009. - №10 - С.26-27.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ