Введение 3
1 Учебная самостоятельность и действие планирования в юношеском
возрасте 7
1.1.Основное содержание и характеристика юношеского возраста 7
1.2. Планирование как новообразование юношеского возраста 9
1.3. Планирование в теории деятельности 14
1.4. Анализ методов исследования планирования в контексте жизненно
важных перспектив 17
1.5. Характеристика учебной самостоятельности в младшем школьном и
юношеском возрастах 23
2 Связь учебной самостоятельности и действия планирования у студентов -
психологов 26
2.1. Программа экспериментального исследования 26
2.2. Описание диагностической процедуры по оценке учебной
самостоятельности у студентов 28
2.3. Описание диагностической процедуры по оценке действия
планирования учебно-профессиональной деятельности у студентов 31
2.4. Качественный и количественный анализ результатов диагностической процедуры по оценке учебной самостоятельности у студентов 34
2.5. Качественный и количественный анализ диагностической процедуры по оценке действия планирования учебно-профессиональной деятельности у студентов 38
2.6. Анализ по определению отношений между уровнями учебной самостоятельности и действия планирования у студентов 42
3 Выводы 49
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Правила составления карт 58
Приложение Б Примеры интервью студентов с высоким, средним и низким уровнями действия планирования в учебно-профессиональной деятельности 59
Приложение В Критические значения критерия X 86
По Э. Эриксону юношеский возраст строится вокруг кризиса идентичности, который состоит из серии социальных и индивидуально-личностных вызовов, в которых развиваются процессы самоопределения и идентификации [28]. Если юноше не удается позитивно разрешить задачи кризиса, то происходит формирование размытой идентичности, развитие которой может идти по четырем основным линиям, одна из этих линий связана с невключенностью человека в учебу, работу, эти деятельности не организуются и не разворачиваются, происходит размывание творческих и продуктивных способностей. Юноша не может мобилизировать свои внутренние ресурсы, сконцентрироваться на приоритетной деятельности.
В процессе проведения занятий у студентов - психологов было замечено, что студенты в ситуациях затруднения не проявляют инициативы, не задают вопросы на понимание. Возникшая трудность в работе со студентами привела к вопросу: с чем это может быть связано? Поскольку Д.Б. Эльконин описывает юношеский возраст по устройству похожий на младший школьный, где ведущей деятельностью является учебная, а в юношеском - учебно-профессиональная деятельность, мы предположили, что отсутствие инициативы студентов может быть связано с тем, что основное новообразование младшего школьного возраста - умение учиться, учебная самостоятельность, связанная с решением учебных задач оказалось недостаточно сформированным. Известно, что в юношеском возрасте линия учебной самостоятельности продолжается и связана с решением учебных задач уже другого типа, однако, главным контекстом в отличие от младшего школьного возраста является наличие жизненных перспектив и речь идет о возрастном новообразовании - планировании в контексте жизненных перспектив.
В юношеском возрасте человек выстраивает стратегию своих жизненных перспектив и здесь необходимы специальные инструменты по его сопровождению. На сегодняшний день в образовании актуальна линия индивидуализации, связанная с планированием своего учебно-профессионального будущего и разворачиванием индивидуально-образовательных траекторий. Однако, как в теории, так и в практике образования существует разрыв - отсутствие инструментов, позволяющих выстраивать индивидуальные образовательные траектории через действие планирования. Новизна исследования состоит в том, что новообразование юношеского возраста рассматривается в отношении к новообразованиям предыдущих возрастов, а именно, для того, чтобы возникло планирование как новообразование юношеского возраста, человек должен опираться на достижения предыдущих возрастов. В данной работе исследуется связь между планированием и учебной самостоятельностью.
Ключевой вопрос настоящего исследования - существует ли связь между учебной самостоятельностью студента и его действием планирования? Другими словами, насколько учебная самостоятельность студентов связана с их планированием в учебно-профессиональной деятельности? Если студент инициативен и самостоятелен в решении учебных задач (учебная самостоятельность), то действительно ли он самостоятелен в достижении целей в учебно-профессиональной деятельности (действие планирования).
Исходя из вышеперечисленного формулируется проблема исследования: изучить особенности действия планирования в юношеском возрасте в учебно-профессиональной деятельности, изучить отношение между учебной самостоятельностью и действием планирования.
Цель исследования: определить связь учебной самостоятельности и действия планирования в учебно-профессиональной деятельности у студентов.
Объект исследования: студенты юношеского возраста.
Предмет исследования: связь учебной самостоятельности с действием планирования учебно-профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: существует связь между уровнем учебной самостоятельности студента и уровнем его действия планирования в учебно-профессиональной деятельности.
Например, если студент самостоятелен в решении учебных задач (высокий уровень учебной самостоятельности), то он самостоятелен в постановке и достижении целей в учебно-профессиональной деятельности (высокий уровень действия планирования).
Задачи исследования:
1. Разработка диагностической процедуры по оценке учебной самостоятельности у студентов.
2. Разработка диагностической процедуры по оценке действия планирования учебно-профессиональной деятельности у студентов.
3. Апробировать диагностическую процедуру и определить уровень учебной самостоятельности и уровень действия планирования учебно-профессиональной деятельности у студентов.
4. Исследовать связь учебной самостоятельности с действием планирования учебно-профессиональной деятельности.
Методы исследования:
1. Анализ литературы.
2. Диагностическая процедура по оценке учебной самостоятельности у студентов «Рубежный контроль».
3. Диагностическая процедура по оценке действия планирования у студентов «Карта учебно-профессионального будущего».
База исследования: «Сибирский федеральный университет» (СФУ).
Выборка: студенты 3 курса по направлению: «Психология».
План исследовательской работы:
1. Провести анализ научной психологической литературы по проблеме исследования.
2. Разработать диагностическую процедуру для определения уровня учебной самостоятельности.
3. Разработать диагностическую процедуру по оценке действия планирования учебно-профессиональной деятельности у студентов.
4. Провести качественный и количественный анализ результатов диагностических процедур и определить связь учебной самостоятельности и действия планирования учебно-профессиональной деятельности у студентов.
Основной проблематикой, задавшей контекст исследовательской линии в работе, явилось то, что в процессе проведения занятий у студентов - психологов было замечено, что студенты в ситуациях затруднения не проявляют инициативы, не задают вопросы на понимание. Возникшая трудность в работе со студентами привела к вопросу: с чем это может быть связано? Наше предположение было связано с тем, что отсутствие инициативы объясняется тем, что у студентов недостаточно сформировано основное новообразование младшего школьного возраста - умение учиться, учебная самостоятельность, связанная с решением учебных задач.
Вариантом разрешения проблемы стало теоретическое исследование и разработка диагностических процедур по оценке учебной самостоятельности и оценке действия планирования в учебно-профессиональной деятельности у студентов, апробирование процедур и определение уровней студентов, исследование связи учебной самостоятельности с действием планирования учебно-профессиональной деятельности.
Результаты исследования показали, что обнаружена связь между уровнем учебной самостоятельности и уровнем действием планирования. Полученная эмпирическая величина критерия хи - квадрат попала в зону значимости. Иными словами, следует принять гипотезу о том, что существует связь между уровнем учебной самостоятельности студента и уровнем его действия планирования в учебно-профессиональной деятельности. Таким образом, выдвинутая гипотеза в начале данного исследования подтвердилась.
Практическая значимость
Как показало наше исследование, если существует связь, то учебная самостоятельность является тем ресурсом, который позволяет человеку освоить планирование в учебно-профессиональной деятельности. Таким образом, если у студента обнаружен дефицит учебной самостоятельности, то программы учебных предметов в ВУЗе должны быть ориентированы на построение инициативного, самостоятельного, ответственного учебного действия в юношеском возрасте. Разработанная в ходе исследования процедура оценки учебной самостоятельности может быть внедрена в образовательный процесс в ВУЗе и стать способом своевременного обнаружения и коррекции дефицитов в учебной самостоятельности студентов. Диагностическая процедура «Карта учебно-профессионального будущего», с одной стороны, является оценкой уровня сформированности действия планирования, а, с другой стороны, может стать способом построения индивидуальной учебно - профессиональной траектории и использоваться в образовательной практике ВУЗа как средство сопровождения индивидуальных образовательных траекторий студентов.
1. Божович, Л.С. Проблемы формирования личности / Л.С.Божович; под ред. Д.И.Фельдштейна. — М.: Изд. «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЕК», 1995. - 352 с.
2. Васильева Н.П. Динамика юношеского возраста: учебное пособие /Н.П.Васильева. -Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Ин-т естественных и гуманитарных наук, 2007. -103с.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии // Собр. соч.Т.4. М.: Педагогика, 1984.
4. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка. - Собрание сочинений: в 6 т. - М.: Педагогика, 1984.
5. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Том 4. Детская психология. Педология подростка Текст. / Л. С. Выготский; под ред. Д. Б. Эльконина. М. : Педагогика, 1984. - 432 с.
6. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. Вопросы психологии, 1988, № 2, с. 19-26.
7. Гинзбург, М.Р. Психология личностного самоопределения:дис. д- ра психолог. наук: / М.Р.Гинзбург. - М., 1996. -360 с.
8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986.
9. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. В кн.: Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1973. С. 66-97.
10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
11. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов Учебник / О.Ю. Ермолаев - 2е изд. испр. - М Московский психолого¬социальный институт Флинта 2003-336с. - (Библиотека психолога).
12. Ковалева Т.М. Личностно-ресурсное картирование как средство реализации идеи опосредствования // 12 Международные Чтения памяти Л.С.Выготского. Материалы Чтений РГГУ (14-17. 11.2011).- М.: РГГУ, 2011.
13. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор».М.-Тверь:«СФК-офис». - 246 с.
14. Ковалева Т.М. Статья Личностно-ресурсная карта как дидактическое средство реализации антропологического подхода в образовании.
15. Кон. И.С. Психология ранней юности : кн. для учителя / И.С.Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 255 с.: ил. - (Психол.наука - школе).
16. Леонтьев А. Н. Избр. психол. произв.: В 2. т. Т. 1. М., 1983. 392 с.
17. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
18. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство. М.: Когито-Центр, 2004.
19. Островерх О.С., Свиридова О.И, Мокроусова А.Г. Динамика становления самостоятельности и процедуры ее диагностики в младшем школьном возрасте. // Материалы 11-й научно-практической конференции «Педагогика развития: образовательные интересы и их субъекты». Красноярск, 2005. С.128.
20. Островерх О.С., Мокроусова А.Г. Учебная самостоятельность и
ответственность в младшем школьном возрасте. // Материалы 9-й научно-практической конференции «Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление». Красноярск, 2003.С.177.
21. Психология личности в трудах отечественных психологов /сост. и общая редакция Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2002. - 480 с. - (Серия «Хрестоматия по психологии»).
22. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии .—СПб.: ООО«Речь» ,2000.—350с ,ил.
23. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов / В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.: ил.
24. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной; Науч. -исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1987. - 184 с.
25. Цукерман, Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. С. 198.
26. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники становятся субъектами учебной деятельности? (Три года лонгитюдного исследования) / Г.А Цукерман, Ю.И Суховерина // Психологическая наука и образование. - М, 2000. - № 1. С. 52-64.
27. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №4. С.77-90.
28. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред.
и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. -344 с.
29. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учебное пособие для ВУЗов 2007, Академия ИЦ Серия «Высшее профессиональное образование».
30. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С. 256.
31. Lewin., K. A Dynamic Theory of Personality / K. Lewin. -N.Y., 1935.