Подробное изложение как средство развития письменной речи младших школьников
|
Введение 5
1 Теоретические основы речевого развития младших школьников 8
1.1 Понятие «речь» и «речевая деятельность» 8
1.2 Особенности развития речи младших школьников 14
1.3 Подробное изложение методика работы над ним 19
Выводы по 1 главе 29
2 Опытно-экспериментальная работа с младшими школьниками 30
2.1 Выявление актуального уровня письменной речи младших
школьников 30
2.2 Организация развития речи учащихся на основе подробных
изложений 35
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента 42
Выводы по 2 главе 45
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение
1 Теоретические основы речевого развития младших школьников 8
1.1 Понятие «речь» и «речевая деятельность» 8
1.2 Особенности развития речи младших школьников 14
1.3 Подробное изложение методика работы над ним 19
Выводы по 1 главе 29
2 Опытно-экспериментальная работа с младшими школьниками 30
2.1 Выявление актуального уровня письменной речи младших
школьников 30
2.2 Организация развития речи учащихся на основе подробных
изложений 35
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента 42
Выводы по 2 главе 45
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение
Согласно федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения начального общего образования у выпускника начальной школы на уроках русского языка должно быть сформировано: умение проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксический анализ словосочетания и предложения, а также многоаспектный анализ текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использовать приобретенные умения в речевой практике при создании письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию. А также начальное общее образование должно обеспечить успешное обучение в совершенствовании видов речевой деятельности, обогащении активного и потенциального словарного запаса, для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения [40].
Вопросы развития связной речи отражены в трудах выдающихся лингвистов и методистов таких как: К.Д. Ушинский, А.Д. Алферов, Л.И. Поливанов, КБ. Бархин и др. В психолого-педагогических науках процесс развития речи рассматривали ученые: Р.С. Немов, С.Л. Рубенштейн, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя. Различные аспекты методики обучения связной речи раскрыты в трудах Т.Г. Рамзаевой, Н.А. Ипполитовой, Т.А. Ладыженской, О.В. Сосновской, В.И. Капинос, М.Р. Львова, М.Т. Баранова, М.С. Соловейчик [24, 5].
Подробные изложения занимают особое место среди приемов по развитию письменной речи. Так как тексты, используемые при подробных изложениях, являются одними из главных примеров выражения мысли на
письме. Сформировать умение у детей быть внимательными к тексту, а также донести свои мысли согласно литературным нормам языка - это главная задача учителя при обучении детей младшего школьного возраста написанию подробного изложения. Методически правильный выбор письменных заданий, направленных на развитие письменной речи, создают благоприятные условия для успешной работы ученика, направленной на написание всех видов изложения [27, 35].
Все выше сказанное определило выбор темы нашего исследования: «Подробное изложение как средство развития письменной речи младших школьников».
Цель: исследование эффективности подробных изложений в процессе речевого развития младших школьников.
Объект: процесс развития речи младших школьников.
Предмет: методическая работа по обучению написания подробного изложения младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что эффективность процесса развития письменной речи младших школьников может быть обеспечена, если на уроках русского языка проводить подробные изложения.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по развитию письменной речи в начальной школе.
2. Выявить актуальный уровень развития письменной речи младших школьников.
3. Подобрать приемы работы, способствующие развитию письменной речи младших школьников.
4. Экспериментально проверить методическую целесообразность использования подробного изложения для развития письменной речи обучающихся.
5. Провести количественный и качественный анализ полученных данных.
Методы исследования: теоретический (анализ литературы);
эмпирический (педагогический эксперимент); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов обучающего эксперимента).
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 9 г.
Лесосибирска, учащиеся 3 «б» класса, в количестве 10 человек.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть
использованы учителем данного класса, с целью устранения ошибок недочетов в написании подробного изложения. А также учитель сможет дать рекомендации родителям по развитию письменной речи учащихся.
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения; двух глав, в каждой главе по три параграфа; заключения, списка использованных источников (40); трех приложений, включающих в себя тексты изложений, работы обучающихся, анализы выполненных работ. Общий объем дипломной работы составил 54 страниц печатного текста.
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использовать приобретенные умения в речевой практике при создании письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию. А также начальное общее образование должно обеспечить успешное обучение в совершенствовании видов речевой деятельности, обогащении активного и потенциального словарного запаса, для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения [40].
Вопросы развития связной речи отражены в трудах выдающихся лингвистов и методистов таких как: К.Д. Ушинский, А.Д. Алферов, Л.И. Поливанов, КБ. Бархин и др. В психолого-педагогических науках процесс развития речи рассматривали ученые: Р.С. Немов, С.Л. Рубенштейн, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя. Различные аспекты методики обучения связной речи раскрыты в трудах Т.Г. Рамзаевой, Н.А. Ипполитовой, Т.А. Ладыженской, О.В. Сосновской, В.И. Капинос, М.Р. Львова, М.Т. Баранова, М.С. Соловейчик [24, 5].
Подробные изложения занимают особое место среди приемов по развитию письменной речи. Так как тексты, используемые при подробных изложениях, являются одними из главных примеров выражения мысли на
письме. Сформировать умение у детей быть внимательными к тексту, а также донести свои мысли согласно литературным нормам языка - это главная задача учителя при обучении детей младшего школьного возраста написанию подробного изложения. Методически правильный выбор письменных заданий, направленных на развитие письменной речи, создают благоприятные условия для успешной работы ученика, направленной на написание всех видов изложения [27, 35].
Все выше сказанное определило выбор темы нашего исследования: «Подробное изложение как средство развития письменной речи младших школьников».
Цель: исследование эффективности подробных изложений в процессе речевого развития младших школьников.
Объект: процесс развития речи младших школьников.
Предмет: методическая работа по обучению написания подробного изложения младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что эффективность процесса развития письменной речи младших школьников может быть обеспечена, если на уроках русского языка проводить подробные изложения.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по развитию письменной речи в начальной школе.
2. Выявить актуальный уровень развития письменной речи младших школьников.
3. Подобрать приемы работы, способствующие развитию письменной речи младших школьников.
4. Экспериментально проверить методическую целесообразность использования подробного изложения для развития письменной речи обучающихся.
5. Провести количественный и качественный анализ полученных данных.
Методы исследования: теоретический (анализ литературы);
эмпирический (педагогический эксперимент); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов обучающего эксперимента).
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 9 г.
Лесосибирска, учащиеся 3 «б» класса, в количестве 10 человек.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть
использованы учителем данного класса, с целью устранения ошибок недочетов в написании подробного изложения. А также учитель сможет дать рекомендации родителям по развитию письменной речи учащихся.
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения; двух глав, в каждой главе по три параграфа; заключения, списка использованных источников (40); трех приложений, включающих в себя тексты изложений, работы обучающихся, анализы выполненных работ. Общий объем дипломной работы составил 54 страниц печатного текста.
Проанализировав теоретическую литературу по исследуемой проблеме, нами были сделаны следующие выводы:
- речевая деятельность - это активный целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения;
- изложение - это вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного;
- изложение текста представляет собой сочетание двух видов речевой деятельности - восприятие чужого текста и его воспроизведение;
- наиболее значимыми основаниями для классификации выступают
следующие: по способу восприятия текста; по характеру
воспроизведения текста;
- подробное изложение является необходимым методом, переходным от трансформации готового текста к созданию собственного высказывания; в процессе работы над подробным изложением дет учатся анализировать, синтезировать, выделять главное, сосредоточивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других;
- при работе над подробным изложением рекомендуются следующие методические приемы: постановка учебной задачи; слово учителя об авторе исходного текста (проводится в 4 классе); создание установки на восприятие текста; первичное восприятие текста; общая беседа по содержанию; анализ композиционной структуры и содержания исходного текста; анализ частей и языковых особенностей текста; повторное прочтение текста с заданием; запись текста изложения; самопроверка, саморедактирование;
- успешность развития письменной речи младших школьников предполагает точечную работу в коррекции и улучшении выявленных проблем при написании подробного изложения.
Подробное изложение является одним из приемов обучения, применяемый на уроке развития речи. Урок развития речи входит в систему уроков по русскому языку. Так как урок развития речи имеет свои цели, следует вводить систему упражнений в работу на уроке и дополнять, предложенные задания в учебниках, заданиями, направленными на развитие письменной речи, самостоятельно.
В результате проведенной опытно-экспериментальной работы нами установлено, что следует ежеурочно проводить работу по развитию речи младших школьников. С этой целью нами подобраны задания и упражнения, направленные на развитие письменной речи. Так как в ходе формирующего эксперимента критерии, выявленные в констатирующем срезе, были повышены, следует сказать, что подобранные методы и приемы являются эффективными. В числе подобранных приемов были использованы мини¬изложения. Следовательно, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Подробное изложение помогает не только выявить уровень развития письменной речи младших школьников, но и повысить его посредством дополнительной системы упражнений.
- речевая деятельность - это активный целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения;
- изложение - это вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного;
- изложение текста представляет собой сочетание двух видов речевой деятельности - восприятие чужого текста и его воспроизведение;
- наиболее значимыми основаниями для классификации выступают
следующие: по способу восприятия текста; по характеру
воспроизведения текста;
- подробное изложение является необходимым методом, переходным от трансформации готового текста к созданию собственного высказывания; в процессе работы над подробным изложением дет учатся анализировать, синтезировать, выделять главное, сосредоточивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других;
- при работе над подробным изложением рекомендуются следующие методические приемы: постановка учебной задачи; слово учителя об авторе исходного текста (проводится в 4 классе); создание установки на восприятие текста; первичное восприятие текста; общая беседа по содержанию; анализ композиционной структуры и содержания исходного текста; анализ частей и языковых особенностей текста; повторное прочтение текста с заданием; запись текста изложения; самопроверка, саморедактирование;
- успешность развития письменной речи младших школьников предполагает точечную работу в коррекции и улучшении выявленных проблем при написании подробного изложения.
Подробное изложение является одним из приемов обучения, применяемый на уроке развития речи. Урок развития речи входит в систему уроков по русскому языку. Так как урок развития речи имеет свои цели, следует вводить систему упражнений в работу на уроке и дополнять, предложенные задания в учебниках, заданиями, направленными на развитие письменной речи, самостоятельно.
В результате проведенной опытно-экспериментальной работы нами установлено, что следует ежеурочно проводить работу по развитию речи младших школьников. С этой целью нами подобраны задания и упражнения, направленные на развитие письменной речи. Так как в ходе формирующего эксперимента критерии, выявленные в констатирующем срезе, были повышены, следует сказать, что подобранные методы и приемы являются эффективными. В числе подобранных приемов были использованы мини¬изложения. Следовательно, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Подробное изложение помогает не только выявить уровень развития письменной речи младших школьников, но и повысить его посредством дополнительной системы упражнений.
Подобные работы
- Развитие умений связной письменной речи младших
школьников при работе над изложением
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЧИНЕНИЮ-МИНИАТЮРЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Комплекс упражнений как средство предупреждения лексических ошибок младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2021 - Особенности развития связной речи у младших школьников (Волгоградский государственный социально-педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2024 - ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НАСТОЛЬНЫХ СЛОВЕСНЫХ ИГР В ПРОЦЕССЕ УТОЧНЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2019 - Особенности нарушений связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2023 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ НА МАТЕРИАЛЕ ОПОРНЫХ ТЕКСТОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СИНТАКСИЧЕСКОГО ПОНЯНИЯ «СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
(ПО УМК «ШКОЛА РОССИИ)
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - Методика обучения изложению в начальной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



