Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подробное изложение как средство развития письменной речи младших школьников

Работа №20983

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1145
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы речевого развития младших школьников 8
1.1 Понятие «речь» и «речевая деятельность» 8
1.2 Особенности развития речи младших школьников 14
1.3 Подробное изложение методика работы над ним 19
Выводы по 1 главе 29
2 Опытно-экспериментальная работа с младшими школьниками 30
2.1 Выявление актуального уровня письменной речи младших
школьников 30
2.2 Организация развития речи учащихся на основе подробных
изложений 35
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента 42
Выводы по 2 главе 45
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложение


Согласно федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения начального общего образования у выпускника начальной школы на уроках русского языка должно быть сформировано: умение проводить различные виды анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксический анализ словосочетания и предложения, а также многоаспектный анализ текста; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использовать приобретенные умения в речевой практике при создании письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию. А также начальное общее образование должно обеспечить успешное обучение в совершенствовании видов речевой деятельности, обогащении активного и потенциального словарного запаса, для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения [40].
Вопросы развития связной речи отражены в трудах выдающихся лингвистов и методистов таких как: К.Д. Ушинский, А.Д. Алферов, Л.И. Поливанов, КБ. Бархин и др. В психолого-педагогических науках процесс развития речи рассматривали ученые: Р.С. Немов, С.Л. Рубенштейн, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя. Различные аспекты методики обучения связной речи раскрыты в трудах Т.Г. Рамзаевой, Н.А. Ипполитовой, Т.А. Ладыженской, О.В. Сосновской, В.И. Капинос, М.Р. Львова, М.Т. Баранова, М.С. Соловейчик [24, 5].
Подробные изложения занимают особое место среди приемов по развитию письменной речи. Так как тексты, используемые при подробных изложениях, являются одними из главных примеров выражения мысли на
письме. Сформировать умение у детей быть внимательными к тексту, а также донести свои мысли согласно литературным нормам языка - это главная задача учителя при обучении детей младшего школьного возраста написанию подробного изложения. Методически правильный выбор письменных заданий, направленных на развитие письменной речи, создают благоприятные условия для успешной работы ученика, направленной на написание всех видов изложения [27, 35].
Все выше сказанное определило выбор темы нашего исследования: «Подробное изложение как средство развития письменной речи младших школьников».
Цель: исследование эффективности подробных изложений в процессе речевого развития младших школьников.
Объект: процесс развития речи младших школьников.
Предмет: методическая работа по обучению написания подробного изложения младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что эффективность процесса развития письменной речи младших школьников может быть обеспечена, если на уроках русского языка проводить подробные изложения.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по развитию письменной речи в начальной школе.
2. Выявить актуальный уровень развития письменной речи младших школьников.
3. Подобрать приемы работы, способствующие развитию письменной речи младших школьников.
4. Экспериментально проверить методическую целесообразность использования подробного изложения для развития письменной речи обучающихся.
5. Провести количественный и качественный анализ полученных данных.
Методы исследования: теоретический (анализ литературы);
эмпирический (педагогический эксперимент); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов обучающего эксперимента).
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 9 г.
Лесосибирска, учащиеся 3 «б» класса, в количестве 10 человек.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть
использованы учителем данного класса, с целью устранения ошибок недочетов в написании подробного изложения. А также учитель сможет дать рекомендации родителям по развитию письменной речи учащихся.
Структура исследования: дипломная работа состоит из введения; двух глав, в каждой главе по три параграфа; заключения, списка использованных источников (40); трех приложений, включающих в себя тексты изложений, работы обучающихся, анализы выполненных работ. Общий объем дипломной работы составил 54 страниц печатного текста.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проанализировав теоретическую литературу по исследуемой проблеме, нами были сделаны следующие выводы:
- речевая деятельность - это активный целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения;
- изложение - это вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе данного;
- изложение текста представляет собой сочетание двух видов речевой деятельности - восприятие чужого текста и его воспроизведение;
- наиболее значимыми основаниями для классификации выступают
следующие: по способу восприятия текста; по характеру
воспроизведения текста;
- подробное изложение является необходимым методом, переходным от трансформации готового текста к созданию собственного высказывания; в процессе работы над подробным изложением дет учатся анализировать, синтезировать, выделять главное, сосредоточивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других;
- при работе над подробным изложением рекомендуются следующие методические приемы: постановка учебной задачи; слово учителя об авторе исходного текста (проводится в 4 классе); создание установки на восприятие текста; первичное восприятие текста; общая беседа по содержанию; анализ композиционной структуры и содержания исходного текста; анализ частей и языковых особенностей текста; повторное прочтение текста с заданием; запись текста изложения; самопроверка, саморедактирование;
- успешность развития письменной речи младших школьников предполагает точечную работу в коррекции и улучшении выявленных проблем при написании подробного изложения.
Подробное изложение является одним из приемов обучения, применяемый на уроке развития речи. Урок развития речи входит в систему уроков по русскому языку. Так как урок развития речи имеет свои цели, следует вводить систему упражнений в работу на уроке и дополнять, предложенные задания в учебниках, заданиями, направленными на развитие письменной речи, самостоятельно.
В результате проведенной опытно-экспериментальной работы нами установлено, что следует ежеурочно проводить работу по развитию речи младших школьников. С этой целью нами подобраны задания и упражнения, направленные на развитие письменной речи. Так как в ходе формирующего эксперимента критерии, выявленные в констатирующем срезе, были повышены, следует сказать, что подобранные методы и приемы являются эффективными. В числе подобранных приемов были использованы мини¬изложения. Следовательно, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Подробное изложение помогает не только выявить уровень развития письменной речи младших школьников, но и повысить его посредством дополнительной системы упражнений.



1. Артеменко, Н.А. Теория и методика обучения русскому языку / Томск: ТГПУ, 2009. - 201 с.
2. Андрюхова, Л.Л., Шевердина, Н.А. Уроки развития речи в начальной школе (методика и практика преподавания) / Серия «Книга для учителя» / Л.Л. Андрюхова., Н.А. Шевердина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 320 с.
3. Архипова, Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе // Начальная школа, 2000,№4. - С.35-39.
4. Баранов, М.Т. Типы учебного материала и методы обучения русскому языку // Рус. яз. в школе. - 1991. - № 3;
5. Баранов, М.Т., Ипполитова, Н.А., Ладыженская, Т.А., Львов, М.Р. Учебник для студ. высш. пед. учеб. Заведений. - Москва: Академия, 2001.
- 368 с.
6. Богуславская, Н.Е., Капинос, В.И., Купалова, А.Ю. и др.
Книга для учителя. - Москва: Просвещение, 2016. - 240 с.
7. Быстрова, Е.А., Львова, С.И., Капинос, В.И. Обучение русскому языку в школе / Учебное пособие. - Москва: Дрофа, 2004. - 240 с.
8. Еолуб, И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. / И.Б. Еолуб
- Москва: Логос, 2003. - 432с.
9. Даль, В.И. Толковый словарь великорускаго языка. Том четвертый. / В.И.Даль - Москва, 1882г.
10. Есенина, С.А. Как научить вашего ребенка писать изложения. (Пособие для начальных классов) / С.А. Есенина. - Москва: Ерамотей, 2007. - 464 с.
11. Жинкин, Н.И. Коммуникативная система человека и развитие речи в школе. - Москва: Знание, 2004.
12. Жирова, Т.В. Сочинения и изложения. 5 - 8 классы. - Москва, 2006. - 254 с.
13. Иваницкая, Г.М. Уроки развития связной речи: Пособие для учителя. Киев, 2015. - 320 с.
14. Киселева, О.Н. Учеб. пособие. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. -312 с.
15. Культура русской речи. Учебник для вузов. / Под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. - Москва: НОРМА-ИНФРА М, 1999. - 560 с.
16. Ладыженская, Т.А. Характеристика связной речи детей. - Москва: Педагогика, 2005. -210с.
17. Леонтьев, А.А. Речевая деятельность//ЛЭС. - Москва, 1990.
18. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - Москва, 2001.
19. Литневская, Е.И., Багрянцева, В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под. ред. Е.И. Литневской. - Москва: Академический проект, 2013. - 590с.
20. Лобчук, Е.И. Устное и письменное изложение: совет методиста / Е.И. Лобчук // Начальная школа. - 2012. - № 7. - С.30-33.
21. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М.Р. Львов, В.Е. Еорецкий, О.В. Сосновская. - Москва: Издательский центр «Академия», 2015. - 464 с.
22. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя. - Москва: Просвящение, 1985. - 176 с.
23. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. Т.И. Зиновьевой. - Москва: Юрайт, 2017. - 468 с.
24. Методика обучения русскому языку и литературному чтению: развитие речи младших школьников: учебное пособие для студентов-магистрантов педагогических вузов / факультетов / сост. Н.В. Кулакова; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева.- Красноярск, 2017. - 184 с.
25. Мещеряков, В.Н. Приемы описания текстов в учебных целях // Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся. - Рус. Яз. в школе. - 1985. - №2.
26. Морозова, И.Д. Виды изложений и методика их проведения. - Москва: Просвещение, 1984. - 142 с.
27. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2014. - 456 с.
28. Мучник, Б.С. Культура письменной речи. - Москва, 1996.
29. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - Москва, 1986. - 797 с.
30. Пленкин, Н.А. Изложение с языковым разбором текста. - Москва: Просвещение, 2008. - 235 с.
31. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. Глухов В. П., Ковшиков В.А. - Москва: Изд-во: ACT , 2013. - 318 с.
32. Райский, С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. - Москва: Педагогика, 2006. - 243 с.
33. Русский язык. 1-4 классы: сочинения и изложения / Сост. Н.Н. Бобкова и др. - Волгоград: Учитель, 2016. - 316 с.
34. Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой - Москва: Издательство Юрайт, 2013. - 382 с.
35. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений по спец. «Педагогика и методика нач. обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; под ред. М.С. Соловейчик. - Москва: Издательский центр «Академия», 2013. - 367 с.
36. Сабаткоев, Р.Б. Теория и практика обучения русскому языку / Москва: Академия, 2015. - 320 с.
37.Основы общей психологии / С.Л. Рубенштейн. - Санкт-Петербург: 2003. - 720с.
38. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе: Учебник. - Москва: Просвещение, 2014. - 569 с.
39. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-svyaznoy-pismennoy-rechi- nachalnava- shkola
40. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования[Электронный ресурс] - https://drive.google.cOm/file/d/0B - ikTS94szwbmRFNk1tTmk5U00/view

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ