Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимопонимание в семейных отношениях и представление о семейной жизни.

Работа №20969

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
538
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. Взаимопонимание в семейных отношениях 6
1.1. Понятие взаимопонимания в психологии 6
1.2. Взаимопонимание между людьми 8
1.3. Взаимопонимание в паре 11
2. Представление людей о семейной жизни 17
2.1. Представления о будущем супруге лиц разного пола 17
2.2. Образ будущей семейной жизни в представлениях молодых супругов . 19
2.3. Распределение ролей в семье 24
3. Эмпирическое исследование связи взаимопонимания в паре и
представления участников о семейной жизни 30
3.1. Программа исследования 30
3.2. Описание методов и методик исследования 33
3.3. Анализ и интерпретация полученных данных 34
3.3.1. Исследование взаимопонимания в паре 35
3.3.2. Измерения взглядов участников пары на разные сферы жизни в
семейном взаимодействии 45
3.3.3. Соответствие представлений супругов о ролевой структуре их
семьи 49
3.4. Выводы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ


Проблема взаимопонимания видится ученым как ключевая проблема человеческих отношений. Окружающий мир становится разнообразнее, внутренний мир человека постоянно индивидуализируется, ведь каждое поколение живущих не только сохраняет пройденные пути, но и прокладывает новые. И чем труднее человеку бывает выразить себя, тем важнее, жизненно необходимее быть понятым. Особенно, когда от этого зависит не только личная судьба. На нынешнем этапе истории человека взаимопонимание необходимо как воздух. Очевидность данного факта во многом способствует бурному росту исследований проблем понимания в современной науке.
Если бы все люди были одинаковы - понимание другого было бы лишним; если бы ничего общего друг с другом не имели - понимание было бы невозможным. Немецкий мыслитель Фридрих Шлейермахер в 1829 г. обратил на это внимание. Он выдвинул задачу разработки общей, универсальной теории понимания и справедливо считал, что понимание предполагает два момента: момент общности, близости по духу и мыслям между говорящими и момент известного различия, чужеродности между ними.
«Понимание», а тем более «взаимопонимание» современные философы, социологи, психологи трактуют по-разному. "О взаимопонимании людьми друг друга можно говорить во многих и различных смыслах, имея в виду совпадение, сходство или просто созвучие у различных людей взглядов на мир и ценностных ориентации, понимание индивидуальных особенностей друг друга, понимание или даже угадывание мотивов поведения друг друга и возможности вести себя так или иначе в какой-то конкретной ситуации, взаимопонимание как принятие исполняемых по отношению друг к другу ролей, взаимопонимание как взаимное принятие самооценки, своих возможностей и способностей и т. д."
Взаимопонимание - такая расшифровка партнерами сообщений друг друга, которая соответствует значению этих сообщений с точки зрения их авторов. При этом подсообщением имеется в виду любая информация, передаваемая партнерами друг другу с помощью слов, жестов, мимики, любых других знаков общения. «Взаимопонимание предполагает согласование индивидуальных систем значений (смыслов), формирование общего языка описания того или иного фрагмента реальности» [20].
Цель: выяснить, как на уровень взаимопонимания в паре связан с представлениями о семейной жизни.
Предмет исследования: связь представлений о совместной жизни участников пары и их взаимопонимания.
Объект исследования: Пары мужчин и женщин,находящихся в
отношениях от 2 месяцев до 1 года, проживающих совместно, с возрастом участников от 18 до 25 лет.
Гипотеза:чем больше соответствие представлений о семейной жизни участников пары, тем больше их взаимопонимание.
Экспериментальные гипотезы:
1) Чем больше соответствие взглядов участников пары на разные сферы в жизни в семейном взаимодействии, тем показатель взаимопонимания, по методике для диагностики особенностей взаимопонимания в паре выше;
2) Чем больше соответствие представлений супругов о ролевой структуре их семьи, тем показатель взаимопонимания, по методике для диагностики особенностей взаимопонимания в паре выше.
Методы исследования:
1. Диагностика взаимопонимания в значимых отношениях (Психологическая игра «Интрига» Кроник А.А., Кроник Е.А.).
2. Тест измерения взглядов участников пары на разные сферы жизни в семейном взаимодействии (Ю.Е Алёшина).
3. Метод выявления представлений супругов о ролевой структуре их семьи (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская).
Задачи исследования:
Теоретические:
1. Выявить, на чем строиться взаимопонимание, выделить его аспекты.
2. Выделить различия в понимании взаимопонимания женщин и мужчин.
3. Выяснить из анализа литературы, как представления о совместной жизни (установки, ролевые ожидания и т.п.) влияют на совместную жизнь до и после начала совместного проживания, на жизнь в семье.
Эмпирические:
1. Подобрать методики для диагностики ролевой структуры семьи и сфер жизни в семейном взаимодействии.
2. Составить программу эмпирического исследования.
3. Осуществить программу исследования, обработать и проанализировать полученные данные относительно гипотез.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В современном обществе при динамике от регламентированной патриархальной модели в семье к более свободной эгалитарной, все больше повышается удельный вес не нормативных, а субъективных факторов в отношениях, таких каквзгляды на семейную жизнь, сексуальные потребности, личностные особенности, в числе которых: способность сознавать и принимать душевную близость, эмоциональная стабильность и многие другие.При размышлениях о взаимоотношениях в молодой паре, наблюдении таких отношений в близком окружении, очень часто камнем преткновения оказывался вопрос взаимопонимания в паре, что и способствовало выбору данной темы для исследования. После поиска и исследования литературы по данной теме, были выявлены различные представления о семейной жизни, которые на наш взгляд могут влиять в уровень взаимопонимания в паре. Отсюда был сформулирован исследовательский вопрос - какова связь между уровнем взаимопонимания и различиями представлений о семейной жизни участников пары?
Пары, которые участвовали в данном исследовании, смогли не только увидеть проблемные места, которые ведут к снижению взаимопонимания, но и провести рефлексию и сделать выводы, не ссорясь, а даже, наоборот, с улыбкой и большим пониманием друг к другу.
Гипотеза в проведенном исследовании, нашла своё подтверждение и выявлена связь между показателем уровня взаимопонимания и показателем уровня соответствия представлений о семейной жизни в паре.
Полученные данные могут быть полезны и интересны практикующим семейным психологам. Методики, использованные в нашем исследовании, могут быть взяты психологами для изучения особенностей взаимоотношения в паре, т.к по ним можно увидеть зоны напряжения в паре и найти точки соприкосновения, что в свою очередь приведет к повышению уровня взаимопонимания.
Исследование может быть развито в ключе изучения особенностей взаимоотношений в паре, из которого будут даваться четкие рекомендации, как и каким образом,находить пути к взаимопониманию в паре, исходя из актуальных обострений, которые может выявить исследование.


1 Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. — М.: Издательство ИКА,. 2009. - 448 с.
2 Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. Пособие / Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2004. - 244 с.
3 Андреева Т.В., Толстова А.В. Темперамент супругов и совместимость в браке // Ананьевские чтения: Тез.науч. конф. - СПб.: СПбГУ, 2001. - С. 207-208.
4 Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.
5 Белкин, П.Г., Емельянов, Е.Н., Иванов, М.А. Социальная психология научного коллектива / П.Г. Белкин, Е.Н.Емельянов, М.А. Иванов.
- М.: Наука, 1987. - 214 с.
6 Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. - М.: Прайм-Еврознак, 2004. - 320 с.
7 Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие / Т.В. Бендас.
- СПб.: Питер, 2006 - 431 с.
8 Белогай К.Н., Кускова М.В. Супружеские отношения на этапе «молодой семьи» / Вестник кемеровского государственного университета, 2009,№ 1(37), С 72-77
9 Бреслав Г.М. Основы психологического исследования : учеб.пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.М. Бреслав. — М. : Смысл ; Издательский центр «Академия», 2010. — 496 с.
10 Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания / Е.И. Головаха, Н.В. Панина. - Киев: Политиздат Украины, 1989. - 189 с.
11 Знаков В.В. Понимание в познании и общении / В.В. Знаков. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1998. 232 с.
12 Знаков В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы //
В.В. Знаков. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 448 с.
13 Зотова Р.А., Кондратюк О.Е., Цветкова Н.А. Эмпатия супругов как фактор согласованности установок в супружеской паре / Вестник науки и образования, 2015, № 7(9), С 94-98
14 Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / Е.П. Ильин - СПб.: Питер, 2003. - 544 с.
15 Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1988. — 319 с. — (Над чем работают, о чем спорят философы)
16 Ковалев С.В. Психология современной семьи. Информационно¬методические материалы к курсу "Этика и психология семейной жизни": Книга для учителя / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1988. - 208 с.
17 Кондрашова Е.А. Распределение ролей в семье и семейные конфликты / Труды СГА, 2011, № 6, С 68-80
18 Кроник А.А.,Хорошилова Е.А.Диагностика взаимопонимания в значимых отношениях // Вопросы психологии, 1987, № 1, С 128-137
19 Кроник А.А.,Кроник Е.А.Диагностика удовлетворенности в значимых отношениях // Вопросы психологии, 1989, № 5, С 112-121
20 Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я / А.А. Кроник, Е.А. Кроник. - М.: Мысль, 1989. - 208 с.
21 Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях /
В.Г. Крысько. - СПб.: 2006. - 320 с.
22 Мазилов В.А. Методология психологии: Учебное пособие / В.А. Мазилов. - Ярославль: ЯГПУ, 2007. 344 с.
23 Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учебн. Пособие / А.В. Мудрик. - М.: Педагогич. общество России., 2001. 320 с.
24 Огородникова Т.А., Семенова В.В., Костин Э.Д. Понимание и взаимопонимание /Т.А. Огородникова, В.В. СеменоваЭ.Д. Костин. - СПб.: Питер, 2013. - 300 с.
25 Приходько А.Ю. Гендерные представления особенностей распределения ролей в семье у молодежи / Апробация, 2015, № 12(39), С 148¬150
26 Рюмшина Л.И., Желтова Ю.А. ценностно-смысловой подход к
межличностному взаимопониманию: постановка проблемы //
Психологический вестник РГУ, 2000, № 5, Ч 1-2, С 303-309
27 Сидоренко Е.В., Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: ООО «Речь», 2000. - 350 с.
28 Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Учебное пособие по курсу “Введение в психологию”. — 4-е перераб. изд. / Е.Е. Соколова. — М: Смысл, 2003. - 687 с.
29 Сопун С.М., Лидерс А.Г. Психологическая совместимость супружеской пары и удовлетворенность браком / Сибирский психологический журнал, 2007, № 25, С 156-162
30 Таннен Д. Ты меня не понимаешь! Почему женщины и мужчины не понимают друг друга / Д. Таннен. Пер. с англ. — М.: Вече, Персей, ACT, 1996. — 432 с.
31 Хузина Г.М. Гендерные стереотипы представлений о браке на начальном этапе семейной жизни // Всероссийский журнал научных публикаций, 2011, № 4(5), С 64-68
32 Шнейдер Л.Б. Семья: обглядываясь вперед / Л.Б. Шнайдер — СПб.: Питер 2013. — 368 с.
33 Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд / Э.Г. Эйдимиллер, В. Юстицкис. — СПб.: Питер, 2002. — 656 с.: ил. — (Золотой фонд психотерапии).
34 Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 4-е изд / Э.Г. Эйдимиллер, В. Юстицкис. - СПб.: Питер, 2008. - 672 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ