Взаимопонимание в семейных отношениях и представление о семейной жизни.
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Взаимопонимание в семейных отношениях 6
1.1. Понятие взаимопонимания в психологии 6
1.2. Взаимопонимание между людьми 8
1.3. Взаимопонимание в паре 11
2. Представление людей о семейной жизни 17
2.1. Представления о будущем супруге лиц разного пола 17
2.2. Образ будущей семейной жизни в представлениях молодых супругов . 19
2.3. Распределение ролей в семье 24
3. Эмпирическое исследование связи взаимопонимания в паре и
представления участников о семейной жизни 30
3.1. Программа исследования 30
3.2. Описание методов и методик исследования 33
3.3. Анализ и интерпретация полученных данных 34
3.3.1. Исследование взаимопонимания в паре 35
3.3.2. Измерения взглядов участников пары на разные сферы жизни в
семейном взаимодействии 45
3.3.3. Соответствие представлений супругов о ролевой структуре их
семьи 49
3.4. Выводы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Взаимопонимание в семейных отношениях 6
1.1. Понятие взаимопонимания в психологии 6
1.2. Взаимопонимание между людьми 8
1.3. Взаимопонимание в паре 11
2. Представление людей о семейной жизни 17
2.1. Представления о будущем супруге лиц разного пола 17
2.2. Образ будущей семейной жизни в представлениях молодых супругов . 19
2.3. Распределение ролей в семье 24
3. Эмпирическое исследование связи взаимопонимания в паре и
представления участников о семейной жизни 30
3.1. Программа исследования 30
3.2. Описание методов и методик исследования 33
3.3. Анализ и интерпретация полученных данных 34
3.3.1. Исследование взаимопонимания в паре 35
3.3.2. Измерения взглядов участников пары на разные сферы жизни в
семейном взаимодействии 45
3.3.3. Соответствие представлений супругов о ролевой структуре их
семьи 49
3.4. Выводы 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проблема взаимопонимания видится ученым как ключевая проблема человеческих отношений. Окружающий мир становится разнообразнее, внутренний мир человека постоянно индивидуализируется, ведь каждое поколение живущих не только сохраняет пройденные пути, но и прокладывает новые. И чем труднее человеку бывает выразить себя, тем важнее, жизненно необходимее быть понятым. Особенно, когда от этого зависит не только личная судьба. На нынешнем этапе истории человека взаимопонимание необходимо как воздух. Очевидность данного факта во многом способствует бурному росту исследований проблем понимания в современной науке.
Если бы все люди были одинаковы - понимание другого было бы лишним; если бы ничего общего друг с другом не имели - понимание было бы невозможным. Немецкий мыслитель Фридрих Шлейермахер в 1829 г. обратил на это внимание. Он выдвинул задачу разработки общей, универсальной теории понимания и справедливо считал, что понимание предполагает два момента: момент общности, близости по духу и мыслям между говорящими и момент известного различия, чужеродности между ними.
«Понимание», а тем более «взаимопонимание» современные философы, социологи, психологи трактуют по-разному. "О взаимопонимании людьми друг друга можно говорить во многих и различных смыслах, имея в виду совпадение, сходство или просто созвучие у различных людей взглядов на мир и ценностных ориентации, понимание индивидуальных особенностей друг друга, понимание или даже угадывание мотивов поведения друг друга и возможности вести себя так или иначе в какой-то конкретной ситуации, взаимопонимание как принятие исполняемых по отношению друг к другу ролей, взаимопонимание как взаимное принятие самооценки, своих возможностей и способностей и т. д."
Взаимопонимание - такая расшифровка партнерами сообщений друг друга, которая соответствует значению этих сообщений с точки зрения их авторов. При этом подсообщением имеется в виду любая информация, передаваемая партнерами друг другу с помощью слов, жестов, мимики, любых других знаков общения. «Взаимопонимание предполагает согласование индивидуальных систем значений (смыслов), формирование общего языка описания того или иного фрагмента реальности» [20].
Цель: выяснить, как на уровень взаимопонимания в паре связан с представлениями о семейной жизни.
Предмет исследования: связь представлений о совместной жизни участников пары и их взаимопонимания.
Объект исследования: Пары мужчин и женщин,находящихся в
отношениях от 2 месяцев до 1 года, проживающих совместно, с возрастом участников от 18 до 25 лет.
Гипотеза:чем больше соответствие представлений о семейной жизни участников пары, тем больше их взаимопонимание.
Экспериментальные гипотезы:
1) Чем больше соответствие взглядов участников пары на разные сферы в жизни в семейном взаимодействии, тем показатель взаимопонимания, по методике для диагностики особенностей взаимопонимания в паре выше;
2) Чем больше соответствие представлений супругов о ролевой структуре их семьи, тем показатель взаимопонимания, по методике для диагностики особенностей взаимопонимания в паре выше.
Методы исследования:
1. Диагностика взаимопонимания в значимых отношениях (Психологическая игра «Интрига» Кроник А.А., Кроник Е.А.).
2. Тест измерения взглядов участников пары на разные сферы жизни в семейном взаимодействии (Ю.Е Алёшина).
3. Метод выявления представлений супругов о ролевой структуре их семьи (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская).
Задачи исследования:
Теоретические:
1. Выявить, на чем строиться взаимопонимание, выделить его аспекты.
2. Выделить различия в понимании взаимопонимания женщин и мужчин.
3. Выяснить из анализа литературы, как представления о совместной жизни (установки, ролевые ожидания и т.п.) влияют на совместную жизнь до и после начала совместного проживания, на жизнь в семье.
Эмпирические:
1. Подобрать методики для диагностики ролевой структуры семьи и сфер жизни в семейном взаимодействии.
2. Составить программу эмпирического исследования.
3. Осуществить программу исследования, обработать и проанализировать полученные данные относительно гипотез.
Если бы все люди были одинаковы - понимание другого было бы лишним; если бы ничего общего друг с другом не имели - понимание было бы невозможным. Немецкий мыслитель Фридрих Шлейермахер в 1829 г. обратил на это внимание. Он выдвинул задачу разработки общей, универсальной теории понимания и справедливо считал, что понимание предполагает два момента: момент общности, близости по духу и мыслям между говорящими и момент известного различия, чужеродности между ними.
«Понимание», а тем более «взаимопонимание» современные философы, социологи, психологи трактуют по-разному. "О взаимопонимании людьми друг друга можно говорить во многих и различных смыслах, имея в виду совпадение, сходство или просто созвучие у различных людей взглядов на мир и ценностных ориентации, понимание индивидуальных особенностей друг друга, понимание или даже угадывание мотивов поведения друг друга и возможности вести себя так или иначе в какой-то конкретной ситуации, взаимопонимание как принятие исполняемых по отношению друг к другу ролей, взаимопонимание как взаимное принятие самооценки, своих возможностей и способностей и т. д."
Взаимопонимание - такая расшифровка партнерами сообщений друг друга, которая соответствует значению этих сообщений с точки зрения их авторов. При этом подсообщением имеется в виду любая информация, передаваемая партнерами друг другу с помощью слов, жестов, мимики, любых других знаков общения. «Взаимопонимание предполагает согласование индивидуальных систем значений (смыслов), формирование общего языка описания того или иного фрагмента реальности» [20].
Цель: выяснить, как на уровень взаимопонимания в паре связан с представлениями о семейной жизни.
Предмет исследования: связь представлений о совместной жизни участников пары и их взаимопонимания.
Объект исследования: Пары мужчин и женщин,находящихся в
отношениях от 2 месяцев до 1 года, проживающих совместно, с возрастом участников от 18 до 25 лет.
Гипотеза:чем больше соответствие представлений о семейной жизни участников пары, тем больше их взаимопонимание.
Экспериментальные гипотезы:
1) Чем больше соответствие взглядов участников пары на разные сферы в жизни в семейном взаимодействии, тем показатель взаимопонимания, по методике для диагностики особенностей взаимопонимания в паре выше;
2) Чем больше соответствие представлений супругов о ролевой структуре их семьи, тем показатель взаимопонимания, по методике для диагностики особенностей взаимопонимания в паре выше.
Методы исследования:
1. Диагностика взаимопонимания в значимых отношениях (Психологическая игра «Интрига» Кроник А.А., Кроник Е.А.).
2. Тест измерения взглядов участников пары на разные сферы жизни в семейном взаимодействии (Ю.Е Алёшина).
3. Метод выявления представлений супругов о ролевой структуре их семьи (Ю.Е.Алешина, Л.Я.Гозман, Е.М.Дубовская).
Задачи исследования:
Теоретические:
1. Выявить, на чем строиться взаимопонимание, выделить его аспекты.
2. Выделить различия в понимании взаимопонимания женщин и мужчин.
3. Выяснить из анализа литературы, как представления о совместной жизни (установки, ролевые ожидания и т.п.) влияют на совместную жизнь до и после начала совместного проживания, на жизнь в семье.
Эмпирические:
1. Подобрать методики для диагностики ролевой структуры семьи и сфер жизни в семейном взаимодействии.
2. Составить программу эмпирического исследования.
3. Осуществить программу исследования, обработать и проанализировать полученные данные относительно гипотез.
В современном обществе при динамике от регламентированной патриархальной модели в семье к более свободной эгалитарной, все больше повышается удельный вес не нормативных, а субъективных факторов в отношениях, таких каквзгляды на семейную жизнь, сексуальные потребности, личностные особенности, в числе которых: способность сознавать и принимать душевную близость, эмоциональная стабильность и многие другие.При размышлениях о взаимоотношениях в молодой паре, наблюдении таких отношений в близком окружении, очень часто камнем преткновения оказывался вопрос взаимопонимания в паре, что и способствовало выбору данной темы для исследования. После поиска и исследования литературы по данной теме, были выявлены различные представления о семейной жизни, которые на наш взгляд могут влиять в уровень взаимопонимания в паре. Отсюда был сформулирован исследовательский вопрос - какова связь между уровнем взаимопонимания и различиями представлений о семейной жизни участников пары?
Пары, которые участвовали в данном исследовании, смогли не только увидеть проблемные места, которые ведут к снижению взаимопонимания, но и провести рефлексию и сделать выводы, не ссорясь, а даже, наоборот, с улыбкой и большим пониманием друг к другу.
Гипотеза в проведенном исследовании, нашла своё подтверждение и выявлена связь между показателем уровня взаимопонимания и показателем уровня соответствия представлений о семейной жизни в паре.
Полученные данные могут быть полезны и интересны практикующим семейным психологам. Методики, использованные в нашем исследовании, могут быть взяты психологами для изучения особенностей взаимоотношения в паре, т.к по ним можно увидеть зоны напряжения в паре и найти точки соприкосновения, что в свою очередь приведет к повышению уровня взаимопонимания.
Исследование может быть развито в ключе изучения особенностей взаимоотношений в паре, из которого будут даваться четкие рекомендации, как и каким образом,находить пути к взаимопониманию в паре, исходя из актуальных обострений, которые может выявить исследование.
Пары, которые участвовали в данном исследовании, смогли не только увидеть проблемные места, которые ведут к снижению взаимопонимания, но и провести рефлексию и сделать выводы, не ссорясь, а даже, наоборот, с улыбкой и большим пониманием друг к другу.
Гипотеза в проведенном исследовании, нашла своё подтверждение и выявлена связь между показателем уровня взаимопонимания и показателем уровня соответствия представлений о семейной жизни в паре.
Полученные данные могут быть полезны и интересны практикующим семейным психологам. Методики, использованные в нашем исследовании, могут быть взяты психологами для изучения особенностей взаимоотношения в паре, т.к по ним можно увидеть зоны напряжения в паре и найти точки соприкосновения, что в свою очередь приведет к повышению уровня взаимопонимания.
Исследование может быть развито в ключе изучения особенностей взаимоотношений в паре, из которого будут даваться четкие рекомендации, как и каким образом,находить пути к взаимопониманию в паре, исходя из актуальных обострений, которые может выявить исследование.
Подобные работы
- АКТИВНО-ФОРМИРУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2023 - ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СТИЛЯМИ СУПРУЖЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И ПОКАЗАТЕЛЯМИ БЛАГОПОЛУЧИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАННЕМ И СРЕДНЕМ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Возрастные особенности представлений о семейной жизни (на примере юношей и подростков) (Общая психология, Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2019 - Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к семье
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Мотивационные факторы создания семьи в период ранней взрослости (Тольяттинский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Психоэмоциональное состояние одиноких молодых женщин с различным отношением к браку
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
МОЛОДЕЖИ В БРАЧНО-СЕМЕЙНОЙ СФЕРЕ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОСВЯЗЬ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ С ОТНОШЕНИЕМ К БУДУЩЕМУ РЕБЕНКУ, ЗАЧАТОМУ С ПОМОЩЬЮ ЭКО, В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2019 - Внутрисемейные отношения в современной сельской татарской семье
Дипломные работы, ВКР, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



