ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНОГО ФАКТОРА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ 9
1.1. Исследование гендерного фактора в отечественной и зарубежной лингвистике 9
1.2. Социокультурная обусловленность фемининности и маскулинности в языке 18
1.3. Развитие гендерной идентичности в политической коммуникации 23
1.4. Роль СМИ в формировании имиджа политического деятеля 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 35
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНОГО ФАКТОРА НА
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА ПОЛИТИКА В РОССИЙСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ СМИ 38
2.1. Когнитивные и лингвопсихологические аспекты восприятия политика
сквозь призму гендерных стереотипов 38
2.2. Лингвистические средства создания образа современного политика в
российских и американских СМИ 48
2.3. Особенности репрезентации образа женщины-политика в российских СМИ 55
2.4. Лингвостилистические особенности формирования имиджа женщины-
политика в американских СМИ 65
2.5. Гендерная асимметрия при создании образа женщины-политика:
сопоставительный анализ Х.Клинтон и В.Матвиенко 72
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
Большинство стран западного мира, к которому относится и Россия, открыли все сферы общественной жизни для женщин и открыто призывают их к участию в жизни стран, создавая политические программы, общественные фонды и международные организации, посвященные искоренению гендерной дискриминации. Женщины сегодня являются частью всех сфер жизни, в том числе и политической. И если отсутствие гендерной асимметрии в среднем и низшем политическом звене очевидно, то высокая политика представлена ограниченным количеством женщин, поэтому данному феномену необходимо объяснение, а значит, большой пласт исследований в социологии, лингвистике, культурологии. Одной стороной таких исследований должно стать определение восприятия женщин- политиков обществом, что включает в себя анализ поведения самих политиков, анализ социальных предпочтений и, что немаловажно, анализ имиджа политика, который создают средства массовой информации. Последний пункт является промежуточным звеном от политика к публике, поэтому заслуживает особенно тщательного внимания, поэтому также необходим анализ гендерных стратегий, которые используют СМИ, чтобы донести до электората информацию о кандидате и затем, воздействовать на восприятие данного политика народом.
Одним из ключевых факторов в политической жизни женщины является культурная и историческая составляющая стран, в которой она строит политическую карьеру. В данной работе представлены страны, которые Г. Хофстэдэ определил как фемининные, где половые роли не строго фиксированы и предполагается ценность человеческой души, и маскулинную, в которой сильна мотивация достижения и ценность имеет власть. Фемининной по шкале Хосфтэдэ является Россия, маскулинной - США. Исходя из такой градации, мы предположили доминантную фемининную составляющую российских женщин-политиков и маскулинную стратегию американских [Хофстедэ, 2011:12]. Данная работа построена на двух понятиях - фемининности и маскулинности, которые употребляются не только в контексте характеристики стран, но в большей степени относительно образа политиков. Под фемининностью и маскулинностью в работе понимаются «нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин», то есть это социокультурные воплощения полов [Пронина, 2014].
Гендерные исследования в России находятся на пике популярности, а гендерная лингвистика находится на стадии качественного перехода от междисциплинарных исследований в сферу дискурсивных практик. Исходя из событий, которые происходят на международной и внутриполитической арене, а именно основываясь на сближении всех государств и росте их взаимозависимости, нами была выбрана тема «Гендерный фактор при формировании образа политика в российских и американских СМИ». Данное исследование соединяет медийный, политический и гендерный дискурсы и посвящено проблематике гендерной асимметрии в СМИ при создании образа женщин-политиков в России и США.
Актуальность темы: изученность вопроса личной репрезентации женщин-политиков, персональной стратегии поведения и создание имиджа командой пиар-профессионалов, достаточно высока. Однако также немаловажно исследование вопроса репрезентации образа женщины- политика в прессе, так как средства массовой информации обладают беспрецедентной скоростью и масштабом распространения, а также обладают огромным ресурсом влияния на общественное мнение, которого не может добиться ни один политик. Выжимка большого количества статей наиболее читаемых изданий в России и США позволит выявить ведущее направление гендерного образа двух наиболее знаменитых женщин- политиков России и США - Валентины Матвиенко и Хиллари Клинтон.
Даже на современном этапе истории считается, что политика является областью для мужчин. Однако большое количество разных женщин в политической сфере пошатнуло «мужской» постулат и дало толчок исследованиям гендерных стратегий женщин-лидеров. Поэтому главной целью данной работы является исследование конструирования гендера в российских и американских СМИ на примере языковой репрезентации женщины-политика.
Для достижения данной цели были поставлены следующие исследовательские задачи:
1. выявить гендерные стереотипы в социальной и лингвистической среде;
2. раскрыть особенности социокультурной обусловленности фемининности и маскулинности в языке;
3. проанализировать развитие гендерной идентичности в политической коммуникации;
4. описать роль СМИ в формировании имиджа политического деятеля;
5. описать эволюцию исследований гендерного фактора в отечественной и зарубежной лингвистике;
6. проанализировать лингвистические средства, к которым прибегают СМИ для того, чтобы гендерно окрасить образ политика;
7. проанализировать языковые средства репрезентации образа Валентины Матвиенко в российских СМИ;
8. выявить особенности репрезентации Хиллари Клинтон в американских СМИ;
9. определить превалирующие гендерные стратегии репрезентации Х. Клинтон и В. Матвиенко.
Объектом исследования являются особенности проявления гендерного фактора в языке. Предметом выступают лингвистические особенности репрезентации женщин-политиков в российских и американских СМИ.
Для репрезентативной аналитической базы были выбраны тексты, посвященные Хилари Клинтон и Валентине Матвиенко, в силу влиятельности занимаемых ими постов и высокой степени представленности в СМИ. Для анализа особенностей репрезентации двух женщин-политиков были выбраны статьи из следующих средств массовой информации: «Парламентская газета», «Коммерсант», «Коммерсант-Огонек», сайт Совета Федерации РФ, «Forbes», «The New York Times», «The Wall Street Journal», «the Washington Post», сайт Белого Дома и личный сайт Хиллари Клинтон.
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что оно расширяет представление о языковых механизмах создания образа женщины-политика. Работа, выполненная с применением данных социологии, психологии, культурологи, представляет комплексный подход к изучению формирования образа женщины-политика и вносит вклад в развитие гендерной лингвистики и лингвистики текста.
Практическая ценность исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в качестве аналитической базы предвыборных кампаний женщин-политиков США и РФ, а также для выявления особенностей успешной политической стратегии поведения женщины - политика, в том числе и речевого. Кроме того, результаты исследования могут быть использованы при написании курсовых и дипломных работ, диссертационных исследований.
Основные положения и выводы работы нашли отражение в публикациях статей «Анализ универсальных аспектов развития гендерной лингвистики в российской и западной парадигме» и «Gender Features in Female Political Discourse: The Construction of Hillary Clinton's Political Image».
Междисциплинарный характер работы предполагает использование источников широкой научной базы. В методологическую базу вошли в как работы зарубежных ученых, так и отечественных специалистов, включая исследования гендерных лингвистов, таких как К. Вест, Р. Водак, А.В. Кирилина, Д. Таннен, Н.С. Фомичева, П. Чилтон и Д. Циммерман, психолингвиста В.В. Красных, представителей когнитивной лингвистики Н.Д. Арутюновой, Н.Н Болдырева, В.И. Карасика, а также специалистов из области медийной лингвистики, включая Н.Ажгихину, В.Ф.Олешко, М.В.Томскую.
Степень разработанности подтем исследования высокая - проблемы с литературой для теоретической части отсутствовали. Как на западе, так и в рамках отечественной науки, гендерная лингвистика имеет богатую литературную базу. Однако если в американской прессе обсуждение поведения и стиля женщин-политиков встречается довольно часто, то российская пресса не уделяет подобной аналитике достаточного внимания. Этому факту также способствует отсутствие в России женщин - политических фигур такого масштаба, как в Америке, где предвыборные кампании сопровождаются как минимум баллотированием нескольких женщин на пост Президента. Российская политическая реальность фиксировала подобные случаи только два раза.
Методика исследования представлена следующими приёмами: прежде всего системным подходом к изучению генезиса гендерного вопроса; терминологическая база была рассмотрена с помощью параметрического и понятийного анализа. Также был применен интерпретативный анализ и методика наблюдения.
Структура работы предполагает введение, две главы, заключение и библиографический список. Каждая глава поделена на параграфы. Первый пункт первой главы посвящен сопоставительному анализу генезиса гендерных исследований в целом и становлению гендерной лингвистики, в частности, в России и на Западе. Во втором параграфе рассматриваются и сопоставляются понятия гендер и пол, фемининность и маскулинность и объясняется природа и характерные черты этих концептов в российской гендерной лингвистике и зарубежной. Третий параграф рассматривает гендерный вопрос и его изученность в рамках медийной сферы, затрагивая не только гендерное происхождение описываемой личности, но и описывающей в том числе. Четвёртый пункт посвящен методам и способам формирования имиджа политика как такового и влиянию СМИ на этот процесс. Вторая глава имеет более практический, прикладной характер и посвящена анализу конкретных текстов массовой информации. Первый параграф второй главы посвящен тематике гендерных стереотипов и включает себя анализ, в том числе эпохи биологического детерминизма, которая стала фатальной для укоренения таких стереотипов. Во втором параграфе рассматриваются конкретные средства и лингвистические маркеры, с помощью которых происходит имиджмейкинг, с отсылкой на характерные особенности американских и русских медиа. Следующий подпункт посвящен конкретному анализу тестов, посвящённых Валентине Матвиенко. Четвёртый пункт по аналогии с предыдущим рассматривает лингвостилистические приёмы и средства, применимые в текстах о Хилари Клинтон. В заключении рассматривается факт гендерной асимметрии в процессе создания образа двух женщин-политиков
По результатам проведенного исследования можно заключить следующее:
1. Важнейшими аспектами формирования образа женщины-политика являются культурно-исторические условия развития гендерного вопроса в стране, а также уровень готовности общественного восприятия;
2. Средства массовой информации при условии широкомасштабного вещания и отсутствия у отдельного человека возможности личного доступа к политику, становятся главным о основным средством формирования и трансляции имиджа;
3. Несмотря на трансформацию социального отношения к гендерному вопросу в мировых масштабах, стереотипы непластичны и плохо поддаются изменениям, поэтому при условии возможностей доступа женщин-политиков к политической арене, стереотипы до сих пор мешают объективному восприятию политика в формате «дело важнее личности». Лингвистические стереотипы в области гендера определяют характерными мужскими чертами языка использование простых и понятных слов и фраз, при этом мужская речь прямая и лишена лингвистических излишков, таких как пустые вопросы, прилагательные и восклицания, речевая тематика сущностная, манера называния прямая, статусная. Женские черты заключаются в косвенном назывании, использовании относительно большого количества эмоционально-оценочных слов, прилагательных, применении чистых грамматических форм и стандартной лексики, а также в использовании стереотипичных тем для разговоров, связанных с социальным статусом матери и жены.
5. Наиболее существенными лингвистическими единицами, позволяющими выделить определенную гендерную стратегию репрезентации образа являются глаголы и существительные как отдельные единицы, однако также важным пунктом анализа послужила полная семантическая картина предложений.
6. Ведущий образ Валентины Ивановны Матвиенко представлен без использования чёткой гендерной стратегии. СМИ представляли В. Матвиенко тремя способами или тремя образами: специалист, женщина и начальник. Доминирующим образом является специалист, который создаёт образ В. Матвиенко как политика, то есть человека, выполняющего свою работу, мужественные и женственные черты в имидже В. Матвиенко уравновешивают друг друга;
7. В большинстве своём американские СМИ для создания имиджа Хиллари Клинтон используют три стратегии: профессионал, агрессор и образ женщины. Превалирующим является образ агрессивного профессионала и в меньшей степени Х. Клинтон изображают как женщину.
8. В современном обществе вопрос гендерной асимметрии постепенно отходит на второй план, уступая место тенденции «унисекс» как в одежде, так и в стиле поведения женщин и мужчин, а также в языке. Утверждения О. Есперсона о женском эвфемизме и мужской склонности к бранной речи, в XXI веке становятся всё менее актуальными: тематика диалогов, грамматическая структура предложений и лексическое разнообразие постепенно унифицируется во всех глобализованных странах мира, к которым относятся Россия и США. При этом принято считать, что политика является сферой, в которой сохраняются гендерные стереотипы, которые давят на женщин, желающих стать политиками высшего порядка. Сохранение гендерной стереотипизации в политической сфере объясняется нормативными рамками публичной деятельности. Тем не менее, за «закрытыми дверьми», в кулуарах и при исключении фактора публичности, большинство опытных политиков ведёт себя исходя из фактора профессиональной деформации.
Главными выводами, которые можно сделать на основе проделанной работы, это то, что гендерные различия между мужчинами и женщинами, в том числе и политиками, обусловлены общественными стереотипами; общественные стереотипы транслируются в общество средствами массовой информации, которое с помощью стереотипов и выделения гендерных характеристик политиков, создают в народных умах определенный образ политика, при этом СМИ России и Америки используют в большинстве своём одинаковые средства репрезентации. Предположение о том, что успех женщины-политика обусловлен тем, что СМИ делают акцент на их мужских качествах во многом подтверждается тем, что более успешный политик Х. Клинтон представлена как мужественный политик, а В.И.Матвиенко, которая имеет пяти процентный рейтинг общественного одобрения [Левада Центр, 2015] - политик, который представлен при помощи гендерно-нейтральной стратегии.
1. Адилова Л.Ф. Образ семьи и семейные ценности в российских СМИ/ Л.Ф. Адилова, В.А. Мищенко // Вестник РГГУ, 2014. №4. 109 с.
2. Ажгихина Н.И. Гендерные стереотипы в масс-медиа / Н.И. Ажгихина // Гендерные исследования, 2000. №5. С. 261-273.
3. Арутюнова Н.Д. Мужчины и женщины: конкурс красоты / Н.Д. Арутюнова // Weiner Slawistischer Almanach, Sonderband 55, 2002. С.483-489.
4. Болдырев Н.Н., Серова И.Г. К лингвистическому обоснованию понятия гендерной интерпретанты / Н.Н. Болдырев, И.Г. Серова // Филологические науки, 2007. №5. С.41-49.
5. Волков Д., Гончаров С. Российский медиа - ландшафт: телевидение, пресса, Интернет [Электронный ресурс]: Аналитический центр Юрия Левады. 17 июня 2014. Режим доступа: http://www.levada.ru/old/17-06- 2014/rossiiskii-media-landshaft-televidenie-pressa-internet
6. Выборы губернатора в Санкт-Петербурге: обзор агитации и СМИ
последней недели [Электронный ресурс]: Информационное агентство Regnum. 22 сентября 2003. Режим доступа:
http: //regnum.ru/news/polit/ 159279.html
7. Григорьев А. Уничтожение Бин Ладена повысило рейтинг Обамы [Электронный ресурс]: Информационный интернет-ресурс Голос Америки. 05 мая 2011. Режим доступа: http://www.golos-ameriki.ru/content/obama-polls- bin-laden-2011-05-05-121316194/234287.html
8. Гриценко Е. С. Гендерные аспекты национальной идентичности в российском предвыборном дискурсе / Е.С. Гриценко// Journal of Eurasian Research, 2003. № 3. С. 71-79.
9. Евгений Примаков и Юрий Лужков заявили, что поддержат на губернаторских выборах Валентину Матвиенко [Электронный ресурс]: Новостная лента Первого канала. 3 марта 2000. Режим доступа: http: //www.1tv.ru/news/social/136987
10. Земская Е.А., Китайгородская М. А., Розанова Н. Н. Особенности мужской и женской речи // Русский язык в его функционировании / Под ред. Е. А. Земской и Д. Н. Шмелева. М.: Наука, 1993. С.90-136.
11. Иванов П. Христианство и религии мира / П. Иванов, О. Давыденков, С.Х. Каламов. М.: Про-Пресс, 2000. С. 224.
12. Ильин Е.П. Половые и гендерные стереотипы / Е.П. Ильин // Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. 688 с.
13. Ирина Хакамада согласилась баллотироваться в президенты
России [Электронный ресурс]: информационный портал newsru.com. 31 декабря 2003. Режим доступа:
http://www.newsru.com/russia/30dec2003/hakamada.html
14. Исмагулова Г.К. Лингвокультурологический аспект гендерных отношений: сопоставительный аспект: на материале русского, немецкого и казахского языков: дисс. ... канд. филол. наук (10.02.20). Челябинск, 2005. С. 64-65
15. Июньские рейтинги одобрения и доверия [Электронный ресурс]: Аналитический центр Юрия Левады. 24 июня 2015. Режим доступа: http://www.levada.ru/old/24-06-2015/iyunskie-reitingi-odobreniya-i-doveriya
16. Калугина Е. Н. Концепты "мужчина" и "женщина" в субстандарте русского и английского языков: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.19 / Е.Н. Калугина // Ставрополь, 2008. 159 с.
17. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс: монография/ В.И. Карасик // Волгоград: Перемена, 2002. 477 с.
18. Карасик В. И. Дискурсивная персонология / В.И. Карасик // Статья в сб. Язык, коммуникация и социальная среда. Воронеж: ВГУ, 2007. С.78-86.
19. Кирилина А. В. Освящение связи языка и пола в истории лингвистики/ А.В. Кирилина // Теория и методология гендерных исследований: курс лекций. М.: МЦГИ-МВШСЭН-МФФ, 2001. 380 с.
20. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты / А.В. Кирилина, Е.И. Горошко // Языковое сознание (гендерная парадигма). М., 2003. С. 52-60.
21. Кирилина А.В. Гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: "Российская политическая энциклопедия". Серия "Учебные пособия по гендерной теории в гуманитарных науках" (РОССПЭН), 2004. 252 с.
22. Кирилина А.В. Лингвистические гендерные исследования / А.В. Кирилина, М.В. Томская// Отечественные записки. М.,2005. №2. С. 112-132.
23. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире / И.С. Кон // Время, 2009. С. 53-90.
24. Костомаров П.И. Антропоцентризм как важнейший признак современной лингвистики / П.И Костомаров // Вестник КемГУ, 2014. №2 (58) С.198-203
25. Красных В.В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: Курс лекций. М.: Гнозис, 2002. С.175-180
26. Лагунина И. Женщины и политика в США [Электронный ресурс]: Информационная платформа Радио Свобода. 7 июня 2016. Режим доступа: http://www.svoboda.org/content/transcript/24308690.html
27. Лукьященко И.Е. Социальные стереотипы: когнитивный подход/
И.Е. Лукьященко //Вестник Кыргызско-Российского славянского университета, 2009. Т. 9. № 6. С. 49-58.
28. Ляленкова Т. Мужчина и женщина. Гендер и лингвистика. Интервью Геннадия Слышкина и Аллы Кирилиной [Электронный ресурс]: Информационная платформа Радио Свобода. 14 мая 2006. Режим доступа: http://www.svoboda.org/content/transcript/157562.html
29. Немзер А. Язык 90-х: мифы и реальность. Лингвисты Елена и Алексей Шмелевы о том, как менялся русский язык после смерти СССР [Электронный ресурс]: Сайт проекта Colta. 15 мая 2014. Режим доступа: http://www.colta.ru/articles/90s/3195
30. Николаева И.Ю. Наименование лиц женского пола по профессии, должности / И.Ю. Николаева // Вестник МГОУ. №3. С.94-98.
31. Олешко В.Ф. Есть ли пол у медийного творчества? Заметки на полях анкетного опроса, проведенного мужчиной / В.Ф. Олешко // Журналист, 2005. №1. С.74-76.
32. Павлова Т. Эгалитарная семья в России [Электронный ресурс]: Информационно-аналитический портал Полит.ру. 03 апреля 2012. Режим доступа: http://polit.ru/article/2012/04/03/family/
33. Панарин И.Н. Информационная война и власть. М.: Олма-Пресс, 2002. 65 с.
34. Полякова Л.С. Проявление гендерных стратегий в языке политика: на материале английского и русского языков: автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.20. / Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск, 2007.
35. Познер В.В. Познер. Гость Людмила Улицкая [видеозапись телепередачи]: Сайт Первого канала. 24 декабря 2012. Режим доступа: http://www.1tv.ru/shows/pozner/vypuski/gost-lyudmila-ulitskaya-pozner-vypusk- ot-24-12-2012
36. Президенты США и их религия [Электронный ресурс]: Информационный интернет-ресурс Голос Америки. 12 декабря 2012. Режим доступа: http://www.golos-ameriki.ru/content/us-presidents-and-religion-2012-01- 12-137186973/249948.html
37. Пронина Е.С. Языковые средства формирования образа женщины-политика в англоязычной прессе: дис... канд. фил. наук (10.02.04). Москва, 2014. 203 с.
38. Реакция на изменения в законодательстве [Электронный ресурс]: Аналитический центр Юрия Левады. 26 января 2016. Режим доступа: http://www.levada.ru/2016/01/26/reaktsiya-na-izmeneniya-v-zakonodatelstve/
39. Россияне об отношении к сексуальным меньшинствам [Электронный ресурс]: Аналитический центр Юрия Левады. 06 ноября 2012.
Режим доступа: http://www.levada.ru/2012/11/06/rossiyane-ob-otnoshenii-k- seksualnym-menshinstvam/
40. Русский язык. 5-й класс: Учебник / Под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2010. 288 с.
41. Рябов О.В. Женщина и женственность в философии Серебряного века. Иваново: Иванов. гос. ун-т, 1997. 159 с.
42. Рябова Т.Б. Женщина в истории средних веков: программаспецкурса / Т.Б. Рябова // Женщина в российском обществе, 1996. № 2. С. 14¬16
43. Селиверстова Ю.А. Современное политическое лидерство: эволюция форм обеспечения стабильности России: автореф. дис. ... канд. полит.наук : 23.00.02. / Нижегор. гос. ун-т им. Лобачевского. Нижний Новгород, 2011. 28 с.
44. Сергеев И. У храбрости женское лицо: общественность в поддержку И. Хакамады [Электронный ресурс]: сайт периодического издания Независимая газета. 20 февраля 2004. Режим доступа: http://www.ng.ru/saturday/2004-02-20/13_hakamada.html
45. Скачкова И.И. Гендерная проблематика в зарубежном теоретическом языкознании: к истории вопроса/ И.И. Скачкова // Вестник ТГЭУ, 2009. № 4. С.119-132.
46. Сквиря В. К. Понятие, виды и способы номинации политической лексики в английском языке / В.К. Сквиря // Вестник ЧелГУ, 2013. №4 (295)
47. Скорнякова С.С. Гендерные стереотипы в средствах массовой коммуникации / С.С. Скорнякова // Актуальные проблемы теории коммуникации. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. C. 225-231.
48. Степанова Н.М. Женщина в обществе: опыт использования гендерных квот в странах Западной Европы / Н.М. Степанова / Общественные науки и современность, 1999. № 4.
49. Томская М. В. Гендерные компоненты социального рекламного дискурса / М.В. Томская // Гендерные исследования в лингвистике, литературоведении и теории коммуникации: Альманах. Пилотный выпуск. М., 2002. С. 81-87.
50. Цзе Л. Использование жаргонизмов в заголовках современных российских газетных статей: автореферат диссертации. канд.фил.наук (10.02.01) / Цзе Лю. Москва, 2006.
51. Шахмайкин А. М. Проблема лингвистического статуса категории рода / А.М.Шамайкин // Актуальные проблемы современной русистики. Диа хрония и синхрония. М.: МГУ, 1996. С. 226-273.
52. Шибанова Л.А. Стереотип маскулинности в массовом сознании российского общества / Л.А. Шибанова // Женщина в российском обществе, 2001. №3/4.
53. 10 самых ТВ-зависимых стран в мире [Электронный ресурс]: интернет-сайт Вести. Экономика. 07 октября 2014. Режим доступа: http://www.vestifinance.ru/articles/47902?page=1
54. Ashmore R.D., Del Boca F.K. (1986) The Social Psychology of Female-male Relations: A Critical Analysis of Central Concepts. N.Y., 1986.
55. Conrick M. Gender and linguistic stereotyping. Women Staff in Irish Colleges NUI Higher Education Equality, 1996. pp.70-78.
56. McKee J.P., Sherriffs A.C. The Differential Evaluation of Males and Females // Journal of Personality, 1957.Volume 25, Issue 3, p. 356-371.
57. Dyble M, Salali G.D., Chaudhary N., Page A., Smith D., Thompson
J., Vinicius L., Mace R., Migliano A.B. Sex equality can explain the unique social structure of hunter-gatherer bands. Science.
http://science.sciencemag.org/content/348/6236/796
58. Haas A. Male and female spoken language differences: Stereotypes and evidence., Psychological Bulletin, 1979, Vol 86(3), p.616-626. Available at: http://dx.doi.org/10.1037/0033-2909.86.3.616
59. Hofstede G. (2011). Dimensionalizing Cultures: The Hofstede Model in Context. Online Readings in Psychology and Culture, 2(1)
60. Lakoff R. Language and Woman's Place// Language in Society, Vol. 2, No. 1 (Apr., 1973), pp. 45-80.
61. Langer E. (1970) The women of the telephone company: Part 1. New York Review of Books, March 12, 1970, pp. 16; 18; 20-24. (a) Langer, E. The women of the telephone company: Part 2. New York Review of Books. pp. 14; 16¬22. (b)
62. Lippmann W. Public Opinion. N.Y., 1922. Electronic resource. URL: http://xroads.virginia.edu/~Hyper/ Lippman/contents.html
63. Moore H. T. Further data concerning sex differences. Journal of Abnormal and Social Psychology, 1922. № 4. pp.81-89.
64. Patten E., Parker K. (2011) Women in the U.S. Military: Growing Share, Distinctive Profile. URL: http: //www.pewsocialtrends.org/2011/12/22/
65. Politics as text and talk: analytic approaches to political discourse / edited by Paul Chilton, Christina Schaffner. John Benjamins Publishing, 2002, p. 245
66. Potapov V. Popytki peresmotra gendernogo priznaka v angliiskom iazyke [Attempts to revise gender characteristicsin English language]. Sbornik statei mezhdunarodnoi nauchnoy konferentsii “Gender kak intriga poznaniia” (Proc. Int. Symp. “Gender as an intrigue of perception”). Moscow, 2000, pp.84-92.
67. Tannen D. (1990) You just don't understand. Women and men in conversation. N. Y., 1990.
68. Vanhala-Aniszewski, M. Сильная, настырная - и нарядная. Репрезентация женщины-политика в современных российских СМИ/ M. Vanhala-Aniszewski // С любовью к слову. Хельсинки: Department of Slavonic and Baltic Languages and Literatures, 2008. 430 c.
69. Voyer D., Voyer S. Gender Differences in Scholastic Achievement: A Meta-Analysis [Online resource]: American Psychological Association. Psychological Bulletin, 2014. - Vol. 140, No. 4, pp. 1174-1204
70. West C., Zimmerman Z.H., Doing Gender (1987) Gender & Society, pp.125-151.doi: 10.1177/0891243287001002002