Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимопроникновение политических и религиозных стереотипов в американских СМИ

Работа №72028

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы111
Год сдачи2016
Стоимость5740 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
187
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Понятие стереотипа в психологических и лингвистических исследованиях. Определение стереотипа
1.2. Свойства стереотипа 16
1.3. Механизм создания стереотипа 21
1.3.1. Способы формирования стереотипов 24
1.4. Внутреннее строение, структура и содержательная сторона стереотипа 27
1.5. Виды стереотипов. Особенности политических и религиозных стереотипов 29
Выводы по I главе 40
Глава 2. Особенности взаимодействия религиозных и политических стереотипов в СМИ США 43
2.1. О роли религиозной общины в общественной жизни американского
общества 43
2.2. Характеристика периодических изданий, служивших источниками
отбора материала для исследования 55
2.3. Особенности апелляции к религиозным и политическим стереотипам в
периодических изданиях США 58
2.3.1. Количественные характеристики использования религиозных стереотипов в исследуемых источниках 62
Выводы по главе 2 99
Заключение 102
Список использованной литературы 105
Список источников примеров


Сегодня в силу развития средств массовой информации значительно совершенствуются технологии манипулирования общественным сознанием, это, в свою очередь, вызывает интерес к стереотипам общественного сознания, так как они становятся удобными средствами воздействия на потребителя информации, представленной в различных СМИ.
Учитывая тот факт, что понятие стереотип соотносится со сложным когнитивным явлением, оно является предметом изучения как социальных наук, так и лингвистики. Сам процесс исследования стереотипа в качестве феномена мыслительной деятельности человека начался еще в 1920 году, но до с их пор однозначно не определена роль стереотипа в поведении индивидуума, пристальное внимание ученых приковано к механизмам формирования стереотипа, особенностям его функционирования в человеческом сознании.
Приведенные выше факторы объясняют обращение в нашей работе к исследованию особенностей взаимопроникновения политических и религиозных стереотипов в СМИ США, данная работа является актуальным исследованием, поскольку его результаты дадут возможность сделать определенные выводы относительно особенностей использования лингвистических средств религиозной тематики политическими деятелями в ходе различных пропагандистских кампаний. Такой анализ может представлять интерес в силу того, что американцы, являясь гражданами светского государства, в то же время характеризуются как глубоко религиозный народ, подверженный влиянию религиозных стереотипов, тем более что вопрос взаимодействия религиозных и политических стереотипов ранее систематически в научных работах не исследовался.
Специфика религиозной жизни Америки заключается в наличии широкого спектра различных религиозных организаций и лидеров на местном уровне, отсутствием централизованного руководства этими организациями и достаточной свободой в толковании тех или иных положений Священных книг. Таким образом, политик, аппелирующий к массовой аудитории, должен постоянно учитывать как ее глубокую религиозность, так и ее региональную специфику.
Объектом исследования выступали отрезки речи (800 примеров), относящиеся к политическому дискурсу, содержащие религиозные стереотипы, отобранные методом сплошной выборки из материалов, опубликованных в современных периодических изданиях США в выпусках за 2015 год. Из газеты The Tennessean - 4 статьи; из газеты Deseret News - 4 статьи; из публикаций информационного агентства новостей Associated Press - 4 статьи [электронный ресурс]
Предмет исследования - особенности взаимодействия религиозных и политических стереотипов в политическом дискурсе.
Целью нашей работы является определение особенностей функционирования различных лингвистических средств, дающих возможность увязать воедино политические и религиозные стереотипы и использовать их с целью воздействия на аудиторию.
В ходе исследования решаются следующие задачи:
1) уточнить понятие и структуру стереотипа;
2) определить механизмы его формирования;
3) установить качественно-количественные характеристики
употребления лингвистических средств религиозной тематики, используемых в политическом дискурсе с целью воздействия на читательскую аудиторию.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении роли лингвистических средств религиозной тематики, связывающих воедино религиозные и политические сткреотипы, что в свою очередь является вкладом в изучение специфики политического дискурса СМИ США.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования приведенного в ней материала при создании методических пособий и практикумов для изучающих такие дисциплины как английский язык и лингвокультурология.
Работа состоит из: введения; главы 1, в которой анализируются различные точки зрения относительно понятия «стереотип», механизмов его формирования, особенностей функционирования; главы 2, в которой предлагается рабочее определение «стереотипа», которое используется в данной работе, устанавливаются качественно-количественные
характеристики функционирования религиозных стереотипов в политических контекстах, делаются выводы относительно манипулятивных возможностей взаимодействия религиозных и политических стереотипов; выводов и список использованной литературы (64 теоретических источника, 13 источников иллюстративного материала).
На защиту выносятся следующие положения:
а) стереотип является комплексной когнитивной единицей, представляющей собой систему понятий, каждое из которых соотносится с тем или иным явлением объективной действительности;
б) в свою очередь понятия, составляющие тот или иной стереотип, также могут при определенных обстоятельствах сами становиться стереотипами, представляя собой стереотипы второго уровня;
в) средства вербализации отдельных фрагментов конкретных явлений объективной действительности, относящихся к понятиям, составляющим стереотипы и являющихся существенными для его идентификации, трактуются нами как маркеры стереотипа;
г) стереотипы, соотносящийся с лексемой «religion» и «faith» и их производными (соответсвенно маркерами данных стереотипов) выступают наиболее частотными религиозными стереотипами, взаимодействующими с политическим дискурсом, это является показателем тесной взаимосвязи религии и политики в американском обществе, т.к. стереотип «religion» и его маркеры представлены во всех группах исследуемых публикаций вне
6 зависимости от религиозно-политической ориентации владельцев изданий, а также объема охватываемой ими читательской аудитории.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе нашего исследования мы определили, что стереотип возникает в процессе социального взаимодействия, он является соответствующим элементом сознания, представляет собой запас упрощенных теоретических и практических знаний о каком-либо предмете или явлении. Характеризуется устойчивостью и имеет, по мнению ряда исследователей, в определенной степени тенденцию к искажению действительности, присущему явлениям предрассудка и догмы. Стереотипы в большинстве случаев носят нейтральный характер, однако при их переносе от конкретного человека на группу людей (социальную, этническую, религиозную, расовую и пр.) часто приобретают негативный оттенок. Именно на стереотипах основаны такие явления, как расизм, сексизм, исламофобия и пр.
По мнению политологов и психологов, с политико-психологической точки зрения, стереотип — стандартизированный, схематизированный, упрощенный и уплощенный, обычно эмоционально окрашенный образ какого-либо социально-политического объекта (явления, процесса), обладающий значительной устойчивостью, но фиксирующий в себе лишь некоторые, иногда несущественные его черты. В научной литературе отмечено, что иногда политический стереотип определяется как неточное, иррациональное, чрезмерно общее представление. В широком смысле, это традиционный, привычный канон мысли, восприятия и поведения, шаблонная манера поведения, способ осуществления действий в определенной последовательности, единообразие, тождество, инерция мышления, косность, ригидность и т. п.
Характеризуя религиозный стереотип, можно отметить, что он определяет целостное представление о групповой религиозности. В широком смысле, религиозный стереотип рассматривается как подтип социального стереотипа, поведение которого взаимосвязано с выполнением норм вероучения или традиции. Религиозный стереотип как базовое понятие в системе деятельности обеспечивает успех в духовном, культурном, политическим, идеологическом влияния в области национально¬религиозного и этно-конфессионального взаимодействия.
В нашей работе мы провели качественно-количественный анализ использования языковых единиц, соотносимых с религиозными стереотипами и маркерами религиозных стереотипов, отобранных из исследуемых публикаций, с целью создания определенного политического образа.
Следует заметить, что в нашем понимании стереотип является комплексной когнитивной единицей, представляющей собой систему понятий, каждое из которых соотносится с тем или иным явлением объективной действительности. Эти понятия в свою очередь также могут при определенных обстоятельствах становиться стереотипами, представляя собой стереотипы второго уровня. Отдельные фрагменты конкретных явлений объективной действительности, составляющих стереотипное понятие и являющиеся существенными для его идентификации, трактуются нами как маркеры стереотипа. Так, например, стереотип «религия» включает следующие понятия: вероучение, т.е. система догматов, Бог-Антибог(Боги- Антибоги), обрядность, моральные, этические и поведенческие нормы, эстетические нормы, системы пищевых табу. Следовательно, понятие «христианин» есть стереотипным понятием второго уровня по отношению к макростереотипу «религия», в то время как «крестик», «крещение» есть маркером, как стереотипа «христианин», так и стереотипа «религия». С нашей точки зрения, использование в тексте различных маркеров стереотипов в определенных контекстах и с определенной частотой обладает существенным манипулятивным воздействием (например, в наших материалах это высокочастотное использование стереотипов faith, religion Christian, маркера doctrine в контексте предвыборной агитации и создании образа политика).
Отметим, что маркеры стереотипов в зависимости от конкретного контекста и читательской аудитории могут приобретать как положительный
так и отрицательный характер. Например, concervative Christian, содержит как политическую, так и религиозную коннотации, является маркером как религиозного стереотипа «образцовый верующий», так и политического «образцовый политик», данное понятие является положительным с точки зрения политического истеблишмента США, в то же время ассоциируется у определенной части американского общества с образом ограниченного деревенского обывателя.
Результаты нашего анализа свидельствуют о том, что к наиболее частотным религиозным стереотипам, взаимодействующим с политическим дискурсом, употребляющимися в исследованном материале, являются стереотипы, соотносящийся с лексемой «religion» и «faith» и их производными (соответственно маркерами данных стереотипов), 155 случаев употребления. Данный факт свидетельствует о тесной взаимосвязи религии и политики в американском обществе, т.к. стереотип «religion» и его маркеры представлены во всех группах исследуемых публикаций вне зависимости от религиозно-политической ориентации владельцев изданий, а также объема охватываемой ими читательской аудитории.
В зависимости от конкретных религиозных предпочтений для достижения определенных политических целей широко варьируются как сами религиозные стереотипы, так и их маркеры, тем самым достигается эффективность воздействия публикации на конкретную читательскую аудиторию. Например, в публикациях, направленных на католическую аудиторию, широко используются стереотипы второго порядка, соотносимые с макростереотипом Christian Catholic - Vatican, Pope, nun, а также маркеры стереотипа Christian Catholic - St.Peter’s Square, cleric.
Таким образом, тесная взаимосвязь религиозных и политических стереотипов в СМИ значительно повышает их манипулятивную эффективность.



1. Англо-русский лингвострановедческий словарь «Американа-II». Под ред. доктора филологических наук, профессора Г.В. Чернова. // М.В. Васянин, О.Н. Гришина, И.В. Зубанова, А.Н. Натаров, Е.Б. Санникова, О.А. Тарханова, Г.В. Чернов, С.Г. Чернов; М.: Большая Российская энциклопедия. — 2005. — 280 с.
2. Бодалев А.А. Психология общения. М.: Издательство «Институт
практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,
1996. — 256 с.
3. Большой энциклопедический словарь. М.: Большая Российская
энциклопедия. — 2-е изд., перераб. и доп., 2002. — 1456 с.
4. Власов А.И. В конфликте с реальностью. М.: Международные отношения, 1972. — 226 с.
5. Глинчевский Э. И. Вербализация концепта "Международный
терроризм" в русском и английском языках: на материале
медиатекстов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.20.- Москва, 2007. — 222 с.: ил.
6. Гуревич П. С. Философия: учебник для студентов вузов / П.С. Гуревич. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 400 с.
7. Гуревич П.С. Буржуазная пропаганда в поисках теоретического обоснования. М.: Издательство политической литературы, 1978. — 160 с.
8. Гуревич П. С. Политическая психология: учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2013. — 565 с
9. Жаркова Т.И. Роль и значение знания национальных стереотипов для
реализации межкультурной коммуникации
http://www. shema. slovarik. org/vesti-7/data-id32900 (дата обращения
11.02.2016)
10. Зелинский С.А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик. — СПб.: Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2008. — 248 с.
11. Кондратенко Г.М. Об особенностях стереотипизации // Вестник МГУ. 1966. № 1. — С. 97- 101.
12. Майкова С.Е., Федоров А.Б., Шевякова Л.П. Средства массовой
информации в предвыборной кампании: применения методов
психологического воздействия
http:// www.psycho.ru/biblio/influence/smi vybory.html (дата обращения 14.02.2016)
13. Макаревич Эдуард. Психология восприятия информационных и пропагандистских сообщений // Диалог№7—1997— С.56 — 64.
14. Мельник Г. C. Mass media: психологические процессы и эффекты. . , СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та ,1996. — 159 с.
15. Немов Р. С. Психологический словарь. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС , 2007. - 560 с.
16. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. Учебное пособие для вузов. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 496 с.
17. Ольшанский Д.В. Социальная психология «винтиков». // Вопросы философии. — 1989. — № 8. — С. 91— 103.
18. Паршин П.Б. Исследовательские практики, предмет и методы политической лингвистики. / П.Б. Паршин // Проблемы прикладной лингвистики. - М., 2002. - 235 c.
19. Проблемы социальной психологии и пропаганды. /Колбановский В.Н., Шерковин Ю.А. (сост.) М.: Политиздат, 1971. — 179 с.
20. Рахманов А.Б. Вильфредо Парето: известный, но не познанный классик социологии // Личность. Культура. Общество. — М., 2002. — С. 186-190.
21. Русаков Е. М. Америка без стереотипов.— М.: Мысль, 1989. — 254 c.
22. Рябов О.В. Образ врага в гендерном дискурсе отечественной историософской публицистики периода Первой мировой войны. //Социальная история. Ежегодник, 2003. Женская и гендерная история. /Отв. ред. Н.Л. Пушкарева. М., "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2003. - 528 с.
23. Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований // Личность. Культура. Общество. Т.У. Вып.1-2 (15-16) —М, 2003. — С. 120-139
24. Сорокина Н.В. Методическая типология стереотипов как компонент содержания обучения иностранным языкам в вузе. http://nauka- pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-lingvodidakticheskaya- kontseptsiya-relyativizatsii-natsionalnyh-stereotipov-v-protsesse- inoyazychnoy-podgotovki-studentov (10.03.2016)
25. Стасенко О. В. Воспроизведение и формирование гендерных стереотипов средствами массовой коммуникации: Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.06. — Ставрополь, 2004 . — 197 с.
26. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. — М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. — 320 с.
27. Твен Марк. Приключения Тома Сойера. — М.: Художественная Литература, 1977. — 285 c.
28. Философский словарь под редакцией И.Т. Фролова.— 7-е изд.,
перераб. и доп., М.: Республика, 2001. - 719 с.
29. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. — М.: Мысль, 1973. . — 215 с.
30. Шихарев П.Н. Исследование стереотипа в американской социальной науке. // Вопр. философии, 1975, № 5. — С.45 - 60
31. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН; КСП+; Академический проект, 1999. — 448 с.
32. Юнг К. Г. Психологические типы /Пер. Е. И. Рузера, предисл. И. Д. Ермакова. М., 1924. — 96 с..
33. Ядов В.А. К вопросу о теории «стереотипизации» в социологии // Философские науки. 1960. № 2. — С. 56-70
34. Adorno T.W., Frenkel-Brunswick Е., Levinaon D., Sanfcrrd R. The Authoritarian Personality /Ed. Adorno T.W. — N.Y., Avanston, London: Harper and Row Publishers, 1950. — 990 p.
35. Allport G.W. The nature of prejudice. N.Y.:Penguin. — 1954. — 325 p.
36. Aronson J. Packaging the News. A Critical Survey of Press, Radio, T.V. - N.Y.: International Publishers Co., Inc., 1973. — 110 p. 303.
37. Asch S.E. Forming Impressions of Personality // J. of Abnormal and Social Psychology. 1946. - Vol. 41. — Р. 258-290
38. Asch S.E. Social Psychology. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, Inc., 1962. — 646 p.
39. Bandura A. Behavior Theory and the Models of Man // American Psychology. 1974. - Vol. 29. - No 12. — P. 859 - 870.
40. Bhabha H. The location of culture. L.; N.Y.: Harper and Row Publishers, 1978. — 75 p.
41. Brown R. Social Psychology. N.Y., London: The Free Press, Collier- Macmillan Limited Company, 1965. — 785 p.
42. Collins Cobuild Advanced Learner’s English Dictionary. London: Harper-Collins Publishers, 2008. — 1285 p
a. Duden. — Bibliographisches Institut GmbH, Mannheim, 2011. - 1066 p.
43. Eulau H. Politics, self and society: A theme and variation. — L.:Collier- Macmillan Limited Company, 1950. — 138 p.
44. Hall S. The West and the rest: Discourse and power // Hall S., Greben B. (eds.) Formation of modernity. — Cambridge, 1992. — 258 p.
45. Harding J. Stereotypes // International Encyclopedia of the Social Sciences.
Vol.15. - N.Y., London: The Free Press, Collier-Macmillan Limited
Company, 1968. — 259 p.
46. Himmelweit H. et al. How voters decide. — L.:Harper-Collins Publishers, 1985. — 238 p.
47. Kuhn N.S. The Structure of Scientific Revolution, 3rd edn, Chicago and London:University of Chicago Press, 1966. - 345 p.
48. Lane R.E. Political thinking and consciousness: The private life of the political mind. — Chicago, University of Chicago Press. - 1968. - 215 p.
49. Le Robert pour tous. — Paris: "Le Robert" , 2012. - 820 p.
50. Lippmann W. Public Opinion. H.Y., London: The Free Press, Collier- Macmillan Limited Company, 1965, — X, 272 p.
51. Luchijis A.S. A Variational Approach to the Role of Set in Problem Solving // Acta Psychalagica,1955. — P. 215-217.
52. Mead G.H. On Social Psychology. Chicago, London: The University Chicago Press, 1964. — 354 p.
53. Oakes P.J., Haslm S.A., Turner J.C. Stereotyping and social reality. Blackwell: Oxford-Mass., 1994. — P. 34-71, 212.
54. Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English. —Oxford: Oxford University Press, 1987. - 918 p.
55. Oxford Dictionary of English, 3rd Edition. — Oxford: Oxford University Press, 2010 . — 814 p.
56. Pickering M. Stereotyping: the politics of representation. N.Y.: Routledge, 2001. — 147 p.
57. Pleasants N. Wittgenstein and the Idea of Critical Social Theory: a critique of Giddens, Habermas and Bhaskar.—London: Routledge , 1999. — 234 p.
58. Said E.W. Orientalism. N.Y.: Harper-Collins Publishers,1994. — 128 p.
59. Schneider D.J. Modern Stereotype research: Unfinished Business // Stereotypes and stereotyping: Macrae C.N., Stangor C., Newstone M. (eds). N.Y.-L., 1966. — 419 p.
60. Stroebe W., Insko C.F. Stereotype, Prejudice, and Discrimination: Changing Conceptions in Theory and Research // D. Bar-Tal, C. F. Graumann, A.W. Kruglanski, W. Stroebe (eds). Stereotyping and Prejudice. — New York: Springer Science Business Media, 1989. — 274 p.
61. Vinacke E.W. Stereotypes as Social Concepts // J. of Social Psychology. 1957. — Vol. 46. — P. 229-243.
62. Wise D. The Politics of Lying. — N.Y.: Vintage Books, 1973. — XIV, 615 p.
63. Wilson John. Political Discource. — N.Y.: Vintage Books, 1983. - 240 p.
Список источников примеров
1. Boucher Dave. Lawmakers fear Islamic 'indoctrination' in TN classes. http://www.tennessean.com/story/news/politics/2015/09/10/blackburn-alludes-- islamic-indoctrination--tn-classes/72015122/ (дата обращения: 14.02.2016)
2. Boucher Dave. Muslim advocacy group says lawmaker 'Islamophobe', blasts bill. http://www.tennessean.com/story/news/politics/2015/10/12/muslim- advocacy-groups-calls-rep-butt-islamophobe/73832550/ (дата обращения: 12.02.2016)
3. Boucher Dave. Tennessee policymakers and parents debate teaching
religious doctrine in middle school http:
//www.tennessean.com/story/news/politics/2015/03/05/sheila-butt-says-offended- reaction-comments/24453307/ (дата обращения: 16.02.2016)
4. Boucher Dave. The bill would ban teaching religious doctrine until
highschool. http://www.tennessean.com/story/news/politics/2015/10/09/tn-bill- would-ban-teaching-religious-doctrine-until-high-school/73681930/ (дата
обращения: 18.02.2016)
5. Brown Matthew. International religious freedom ambassador says
greatest threat to extremism is girls reading books
http://www.deseretnews.com/article/print/865639264/International-religious- freedom-ambassador-says-greatest-threat-to-extremism-is-girls-reading-books.html (дата обращения: 19.02.2016)
6. Cortez Marjorie. Religious leaders told to use moral authority to fight greed and poverty http://www.deseretnews.com/article/865639282/Religious-
leaders-told-to-use-moral-authority-to-fight-greed-and-poverty.html (дата
обращения: 14.02.2016)
7. Grisham John. Rogue Lawyer. — New-York: Knopf Doubleday Publishing Group, 2015. - 352 p.
8. Klapper Bradley. Religious freedom facing increased threats, US report finds http://bigstory.ap.org/article/d545fadf687541fe9f8b633e79fbee54/religious- freedom-facing-increased-threats-us-report-finds (дата обращения: 17.01.2016)
9. Lucey Catherine. Leading Iowa evangelical endorses Ted Cruz for president.
http://bigstory.ap.org/article/ee212a4e634040638585c8bb00260caf/leading-iowa- evangelical-endorses-ted-cruz-president (дата обращения: 16.01.2016)
10. Lucey Catherine. Underdog candidates keep powering along the campaign trail
http://bigstory.ap.org/article/7753306dcbcc486a8fa618f3773786f8/underdog -candidates-keep-powering-along-campaign-trail (дата обращения: 10.03.2016)
11. Rappleye Christine. Picture books share about mission preparation, baptism and prayer http://www.deseretnews.com/article/print/865639193/Picture- books-share-about-mission-preparation-baptism-and-prayer.html (дата обращения: 10.02.2016)
12. Weissert Will. 6 Republican 2016 hopefuls woo faithful at Texas
megachurch http://www.deseretnews.com/article/print/765681057/6-Republican- 2016-hopefuls-woo-faithful-at-Texas-megachurch.html (дата обращения:
14.02.2016)
13. Winfield Nicole, Barry Colleen. Pope canonizes first married couple in
modern times http://www.deseretnews.com/article/print/765681042/Pope-
canonizes-first-married-couple-in-modern-times.html (дата обращения:
20.02.2016)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ