Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Повышение эффективности муниципального регулирования в сфере дошкольного образования

Работа №20931

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное управление

Объем работы95
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
863
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Теоритические основы управления системой образования ...
1.1 Понятие и структура управления системой образования
1.2 Управление образованием: сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства 22
1.3 Особенности управления региональной и муниципальной системой образования 28
2 Анализ системы управления дошкольным образованием города Красноярска
2.1 Особенности образовательной системы города Красноярска
2.2 Анализ состояния системы управления дошкольным образованием
города Красноярска 46
2.3 Исследование частного сектора на рынке дошкольных услуг
3 Направления совершенствования муниципального управления в области дошкольного образования 66
3.1 Реализация муниципально-частного партнерства в дошкольном образовании города Красноярска
3.2 Оценка эффективности внедрения муниципально-частного партнерства
в области дошкольного образования 70
3.3 Рекомендации и предложения по повышению эффективности
муниципального регулирования в сфере дошкольного образования 744
Заключение
Список использованных источников
Приложение А-Б



Прогнозирование развития любой централизованно управляемой сферы деятельности имеет смысл только в отношении к тем или иным управленческим шагам или инициативам.
Сегодня дошкольная психология и педагогика развития вплотную подошли к рубежу, за которым открываются существенные возможности дальнейшего продвижения. Для отечественной науки они связаны прежде всего с исследованиями личности, общения и предметного действия, которые проводятся в контексте более глубокого осмысления возрастной ритмики развития. Результаты проводимых исследований уже сегодня позволяют рассчитывать на ощутимое повышение эффективности дошкольного образовательного процесса при одновременном снижении тех негативных тенденций в сфере физического и душевного здоровья детей, которые наблюдаются в последнее время.
Аналитические материалы свидетельствуют о том, что в наиболее развитых странах раннее и дошкольное детство рассматриваются как особый национальный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социального и экономического развития. В опубликованном в 1994 г. докладе сэра Кристофера Бола «Важность раннего обучения» от Королевского общества поощрения искусств, производства и торговли отмечается, что доклад посвящен «анализу той тяжелой цены, которую мы должны заплатить за отсутствие обещанного мадам Тэтчер в ее Белой Бумаге 1972 года раннего образования». Надо отметить, что в Объединенном Королевстве правительство не участвует в финансировании раннего образования (аналогично в Бельгии, Франции, Италии); в Австрии оно финансируется государством, локальными властями и родителями; в Дании — финансируется правительством, в Финляндии — правительством и локальными властями, родителями только на 10% от стоимости, аналогично в Германии и Швеции. Однако во всех странах Европы раннее образование является предметом национальной политики.
В статье 43 Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году, гражданам РФ гарантируется "общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13.01.1996 12-ФЗ (п.З.ст.5) государство» гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования. В течение более чем десяти лет отмечалось очевидное противоречие между Конституцией Российской Федерации, являющейся основным законом России, и Законом Российской Федерации "Об образовании" в части государственных гарантий прав граждан в области образования. Подобная юридическая коллизия порождала соответствующее отношение к дошкольному образованию со стороны чиновников всех уровней как к образованию необязательному (в отличие от общего образования), причем необязательному не с точки зрения того, что ребенок-дошкольник имеет право на получение образования, как в условиях дошкольного образовательного учреждения, так и в условиях семьи, а с точки зрения того, что органы власти не обязаны обеспечивать общедоступность дошкольных образовательных услуг.
Исследователи и практические работники в области дошкольного образования (Е.Н.Герасимова, О. Князева, Е.С. Комарова, М.Д. Маханева, Т.И. Оверчук, О.А. Сергеева, Н.А. Смирнова, Р.Б. Стеркина) отмечают, что, являясь первым звеном в системе непрерывного образования России, дошкольное образование за последние 10-15 лет претерпело наиболее значительные изменения. На 40% сократилась сеть дошкольных учреждений. Охват детей дошкольным образованием снизился с 72% до 52% [14].
Таким образом, несмотря на изменение законодательной базы, ситуацию в образовании в целом, а в дошкольном образовании особенно, в настоящее время можно охарактеризовать как кризисную. Любой кризис порождает острую необходимость в реформировании чего-либо. Согласно Федеральному закону «Об образовании» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22.08.2004 122 ФЗ, решение стратегических проблем образования по- прежнему входит в компетенцию Российской Федерации.
Именно на федеральном уровне:
- формируется федеральная политика в области образования;
- регулируются правовые отношения в пределах своей компетенции;
- обеспечиваются государственные гарантии прав граждан в области образования;
- разрабатываются и реализуются федеральные целевые программы;
- разрабатываются и утверждаются типовые положения об образовательных учреждениях;
- устанавливается порядок лицензирования, аттестации и
государственной аккредитации образовательных учреждений;
- устанавливается порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений;
- устанавливаются федеральные компоненты государственных образовательных стандартов;
- устанавливаются общие принципы финансирования образовательных услуг и т.д.
Процессы, которые отнесены к муниципальному уровню управления образованием, могут быть охарактеризованы одним ключевым словом осуществление. Рассмотрим, каковы основополагающие федеральные документы, формирующие государственную политику в области образования, в частности образования дошкольного. Это соответствующие разделы в Федеральных программах развития образования и развития воспитания в системе образования, Концепции модернизации российского образования до 2020 года, а также Программа развития новых форм российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях и Временные (примерные требования) к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.
Перечень указанных документов является достаточно скудным как в количественном, так и в качественном отношении (с точки зрения предлагаемых задач и мероприятий). Практическими работниками системы дошкольного образования все более ясно осознается, что так называемое реформирование дошкольного образования является фрагментарным, далеко не достаточным для реального изменения ситуации в дошкольном образовании к лучшему, повышения эффективности его системы.
С учетом вышесказанного, а также того, что в последние 10-15 лет произошла фактически тотальная «муниципализация» учреждений дошкольного образования (массовый переход детских садов от различных ведомств в муниципальную собственность), решение вопросов выживания, функционирования и развития системы дошкольного образования зависит в настоящее время в основном от органов местного самоуправления.
Именно органами местного самоуправления в муниципальном образовании (городе, районе) должны быть созданы определенные организационно-педагогические условия, которые позволят муниципальной системе дошкольного образования выйти из кризисного состояния и перейти в состояние нормального, стабильного функционирования и развития.
Актуальность исследования эффективности системы управления дошкольным образованием обусловлена рядом проблем в городах Российской Федерации, проявляющихся не только в очередности и переуплотненности муниципальных детских садов, но и в качестве предоставляемых ими услуг, что напрямую связано с недостаточной кадровой укомплектованностью дошкольных образовательных учреждений. Беспомощность муниципалитетов в решении злободневной социальной проблемы уже вызвала активные формы протеста населения. Победа истцов в судебном процессе даже чисто символическая может и не вызовет лавину подобных дел по всем российским городам. Но прецедент призвания к ответственности муниципальных органов управления за свои прошлые и текущие ошибки подчеркивает отсутствие стратегического подхода в развитии социальной инфраструктуры [15].
Цель дипломной работы заключается в выявлении важнейших проблем дошкольного образования и разработке направлений повышения эффективности управления дошкольным образованием города Красноярска.
Задачи, поставленные и решенные в работе:
- исследованы теоретические и нормативно-правовые основы управления дошкольным образованием;
- проведен анализ системы управления дошкольным образованием города Красноярска;
- исследован частный сектор на рынке дошкольных образовательных услуг;
- проанализирован процесс реализации муниципально-частного
партнерства в дошкольном образовании города Красноярска;
- исследована эффективность внедрения муниципально-частного
партнерства в области дошкольного образования;
- разработаны рекомендации и предложения по повышению эффективности муниципального регулирования в сфере дошкольного образования.
Объект исследования - система управления дошкольным образованием города.
Предмет исследования - направления совершенствования муниципальной системы управления дошкольным образованием.
Методологической и теоретической основой исследования являются:
- идеи, раскрывающие понятие эффективности применительно к системам образования (В.Г. Афанасьев, Т.С. Комарова, Е.П. Прохоров);
- научные положения, практические разработки и методические рекомендации, содержащиеся в трудах исследователей теории управления образовательными системами и развития образования (СБ. Баязитов, Е.П. Белозерцев, СВ. Гущина, И. Жуковский, В.И. Загвязинский, Ю.А. Конаржевский, В.П. Кузовлев, B.C. Лазарев, A.M. Моисеев, И.В. Павлова, М.М. Поташник, Т.Н. Шамова и др.);
- положения в области управления дошкольным образованием (В. Андреева, Л.А. Бахтурина, Л.Я. Барсукова, К.Ю. Белая, А.К. Бондаренко, Е.Н. Герасимова, Е.Ю. Демурова, Т.П. Колодяжная, Е.С. Комарова, Т.С Комарова, Т.Г. Назарова, А.И. Остроухова, Л.В. Поздняк, О.А. Сергеева, Р.Б. Стеркина, А.Н. Троян и др.);
-законодательные и нормативные акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в области образования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Системный характер образование России получило еще в 16 веке. Отсюда берет свое начало развитие данной жизненно-необходимой сферы жизнедеятельности под чутким руководством государства.
Роль и значение образования для страны огромны. Образование входит в состав основных приоритетов российского общества и государства. Образовательная политика - важнейшая составляющая политики государства, инструмент обеспечения фундаментальных прав и свобод личности, повышения темпов социально-экономического и научно-технического прогресса, гуманизации общества, роста культуры. национальной экономики, развития страны, и подрастающего поколения. Поэтому и дошкольное образование должно рассматриваться как особый национальный ресурс, позволяющий решать сложные проблемы социального и экономического развития.
В целом оценивая состояние образовательного законодательства, необходимо отметить, что, оно соответствует общепризнанным нормам международного права и ориентируется на прогрессивные тендеции его развития, но несмотря на это во многих городах Российской Федерации существует ряд проблем в муниципальной системе управления дошкольным образованием.
Отметим следующие негативные тенденции, характерные для дошкольных образовательных учреждений города Красноярска:
- отсутствие должного финансирования образовательных учреждений;
- проблема недостаточной укомлектованности ДОУ специалистами;
- недостаточный объем предоставляемых образовательных услуг;
- невысокий уровень компетентности работников ДОУ;
Как мы упоминали ранее, все эти проблемы нужно рассматривать в комлексе взаимосвязанных проблем и воспринимать их как единое целое (решение одной проблемы поспособствует решению другой).
Актуальность и важность таких проблем как: очередность и переуплотнённость дошкольных образовательных учреждений сложно переоценить, не первый год беспомощность муниципалитетов и ситуция, напоминающая замкнутый круг, продолжают волновать общественность.
Но целом, характеризуя преобразования в Красноярске и в стране, можно заключить, то что за последние несколько лет заложены основы для реализации механизмов муниципально-частного партнерства в области дошкольного образования, что положительным образом влияет на такие проблемы как: общедоступность дошкольного образования, совершенствование качества предоставляемых услуг в образовательных учреждениях и увеличение объемов финансирования. Подходить к решению этих вопросов нужно при ясном определении актуальности проблем и понимании их взаимообусловленности.
Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность развития системы управления дошкольным образованием будет достигнута только при условии комплексности подхода к процессу развития (модернизации).



1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газет, 1993, 25 декабря.
2. Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования (Болонская декларация) (принята в г. Болонье 19 июня 1999 г.).
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 г., №31, ст. 3823.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 7 января 2002 г., № 1 (ч.1), ст.1.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63- ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 17 июня 1996 г., № 25, ст.2954.
6. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» // Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г., № 30, ст. 1797
7. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Российская газета, 1996, 29 августа.
8. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 35, ст. 4137.
9. Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» // Собрание законодательства Российской Федерации, 10.05.2010 г., № 19, ст. 2291.
10. Федеральный закон от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 45, ст. 4626.
11. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2 июня 2003 г., № 22, ст. 2063.
12. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2 августа 2004 г., № 31, ст. 3215.
13. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 40, ст.3822.
14. Национальная доктрина образования в РФ (одобрена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751) // Бюллетень Министерства образования РФ, 2000, № 11.
15. Авакьян С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России // Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, перспективы. М.: Юрист, 2008.
16. Административное право: Учебник. - изд. 2-е перераб. и доп. / Под ред. Попова Л.Л. - М.: Юристъ, 2009.
17. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования - М.: Логос, 2009.
18. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире - М.: Владос, 2009.
19. Дорохова Г.А. Законодательство о народном образовании. М., 1985.
20. Зборовский Г.Е. и др. Образование как ресурс информационного общества // Социс, 2009, № 7(255).
21. Зборовский Г.Е. и др. Социология образования - М.: Гардарики,2008.
22. Здравов О.Ю. Законодательство в сфере образования: обеспечение частных и публичных интересов: Материалы научно-практической конференции (Москва, 11 апреля 2007 г.). М.: Стиль, 2007.
23. Зенков В.Н. Концепция развития законодательства в сфере образования // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М.: Наука, 2009.
24. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 2009.
25. Матюшева Т.Н. Правовой статус гражданина Российской Федерации и сфера образования: Дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2009.
26. Новоселов В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов, 1976.
27. Образовательное законодательство государств участников СНГ и стран Балтии / Под ред. В.М. Сырых. М.: Готика, 2009.
28. Ожегов С.И. и др. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова / Российская АН.; Российский фонд культуры; 4-е изд., стереотипное - М.: АЗЪ, 2006.
29. Пищулин Н.П. Общество и образование: вчера, сегодня, завтра - М.: Жизнь и Мысль, 2010.
30. Сапаргалиев Г.С., Баянов Е.Б. и др. Государственное управление народным образованием в СССР. Алма-Ата, 1980.
31. Социальные трансформации в России: Теории, практики, сравнительный анализ: Учебное пособие / Под ред. проф. Ядова В.А. - М.: Изд- во «Флинта», 2008.
32. Спасская В.В. Законодательство Российской Федерации в сфере образования: становление и перспективы развития. М.: Сфера, 2006.
33. Суханов Е.А. О концепции Кодекса об образовании и самостоятельного «образовательного права» // Проблемы и перспективы законодательства об образовании и его кодификации: Материалы VI Международной научно-практической конференции. Москва, 11 12 октября 2001 г. / Отв. ред. А.Я. Капустин, В.В. Еремян. М.: Норма, 2002.
34. Федорова М.Ю. Образовательное право. М.: Юрист, 2010.
35. Хлопкова Ю.А. История становления и современное состояние исполнительной власти в России. Сборник статей М.: Новая Правовая культура,2009.
36. Голубицкий В.М. Управление вузом // Управление социально-культурным учреждением: Межвуз. сб. науч. тр. Свердловск, 2010.
37. Козырин А.Н. Современные проблемы систематизации образовательного законодательства // Ежегодник российского образовательного законодательства, 2009, Т. 3, Вып. 2.
38. Тихомиров Ю.А. Управление на основе права. М.: Юрист, 2010.
39. Ягофаров Д.А. Методология и методика сравнительно-правовых исследований в области образовательного права // Право и образование, 2009, № 1.
40. Князев Е.А. Перспективный инструмент совершенствования вузовского управления // Университетское управление, 2009, № 2 (30).
41. Корголиев У.И. Экономические аспекты управления качеством образовательных услуг вуза: Автореферат диссертации канд. эконом. наук. Махачкала, 2009.
42. Катькало В.С. Стратегии, структуры и новые задачи адаптации российских университетов // Модернизация экономики и выращивание институтов: В 2-х кн. / Отв. ред. Е.Г. Ясин. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009.
43. Кузьминов Я., Филонович С. Бизнес-образование в России: институциональный аспект // Вопросы экономики, 2009, № 1.
44. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Никандрова. Новгород: НИМБ, 2009.
45. Тодосийчук А.В. Теоретико-методологические проблемы развития инновационных процессов в образовании: Монография. М.: Знание, 2009.
46. Перспективы развития и модернизации экономики высшего профессионального образования / Под ред. Т.В. Абанкиной, Б.Л. Рудника. М.: ГУ-ВШЭ, 2009.
47. Сидоркин Ю.М. Децентрализация управления возможность развития // Университетское управление, 2010, № 4 (27).
48. Богуславская, Т.Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования / Т.Н. Богуславская // Проблемы современного образования. - 2012. - № 4.
49. Михалева, О.И. Механизмы согласования и интеграции потребностей в услугах дошкольного образования в муниципальных системах дошкольного образования : учебно-методический комплект / О.И. Михалева ; М-во образования Респ. Саха (Якутия), Ин-т развития образования и повышения квалификации РС(Я). - Якутск : Изд-во ИРО и ПК, 2011.
50. Пуденко, Т.И. Доступность качественного дошкольного образования: риски современного этапа / Т.И. Пуденко // Управление образованием: теория и практика. - 2013. - № 2. - С. 25-36.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ