Управление земельными ресурсами города
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические и методические вопросы государственного и
муниципального управления земельными ресурсами 6
1.1 Понятие, необходимость и содержание государственного и
муниципального управления земельными ресурсами 6
1.2 Цели, задачи и функции государственного и муниципального управления
земельными ресурсами 15
1.3 Нормативно-правовая база управления земельными ресурсами города... 21
2 Анализ управления земельными ресурсами на территории города 25
2.1. Структура земельного фонда города и анализ его использования 25
2.2 Структура органов, осуществляющих управление земельными ресурсами
с учетом разделения полномочий 33
2.3 Анализ управления земельными ресурсами города 40
3 Повышение эффективности управления земельными ресурсами в городе . 54
3.1. Мероприятия повышения эффективности управления земельными
ресурсами в городе 54
3.2. Организационно-правовые предложения по внедрению разработанных
мероприятий 56
3.3 Оценка социально-экономической эффективности внедрения
предлагаемы мероприятий 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 71
1 Теоретические и методические вопросы государственного и
муниципального управления земельными ресурсами 6
1.1 Понятие, необходимость и содержание государственного и
муниципального управления земельными ресурсами 6
1.2 Цели, задачи и функции государственного и муниципального управления
земельными ресурсами 15
1.3 Нормативно-правовая база управления земельными ресурсами города... 21
2 Анализ управления земельными ресурсами на территории города 25
2.1. Структура земельного фонда города и анализ его использования 25
2.2 Структура органов, осуществляющих управление земельными ресурсами
с учетом разделения полномочий 33
2.3 Анализ управления земельными ресурсами города 40
3 Повышение эффективности управления земельными ресурсами в городе . 54
3.1. Мероприятия повышения эффективности управления земельными
ресурсами в городе 54
3.2. Организационно-правовые предложения по внедрению разработанных
мероприятий 56
3.3 Оценка социально-экономической эффективности внедрения
предлагаемы мероприятий 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 71
Государственное и муниципальное управление земельными ресурсами города является частью деятельности публичных органов власти различных уровней по воздействию на процессы социально-экономического развития общества. Управление, использование и охрана земель, правовые основы данной деятельности должны способствовать реализации всей совокупности социальных интересов, направленных на рациональное и эффективное использование земель.
Обеспечение государственного управления земельными ресурсами составляет основу стабильности в государстве и обществе. Государственное управление земельными ресурсами, основанное на имеющейся информации о сложившейся в сфере земельных отношений ситуации, должно исходить из государственной земельной политики, иметь рассчитанные на значительный временной период цели и методы их достижения.
Данные обстоятельства предопределяют актуальность выбранной темы исследования.
Целью дипломной работы является разработка мероприятий по повышению эффективности управления городскими земельными ресурсами.
Объектом дипломной работы являются земельные ресурсы г.Черногорск.
Предметом исследования выступают муниципальные земельные отношения.
Задачи дипломной работы:
- раскрыть теоретические и методические вопросы государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
- проанализировать процессы муниципального управления земельными ресурсами на территории города Черногорск
- сформулировать мероприятия повышения эффективности управления земельными ресурсами в городе Черногорск;
- охарактеризовать организационно-правовые предложения по внедрению разработанных мероприятий;
- дать оценку социально-экономической эффективности внедрения предлагаемы мероприятий.
Обеспечение государственного управления земельными ресурсами составляет основу стабильности в государстве и обществе. Государственное управление земельными ресурсами, основанное на имеющейся информации о сложившейся в сфере земельных отношений ситуации, должно исходить из государственной земельной политики, иметь рассчитанные на значительный временной период цели и методы их достижения.
Данные обстоятельства предопределяют актуальность выбранной темы исследования.
Целью дипломной работы является разработка мероприятий по повышению эффективности управления городскими земельными ресурсами.
Объектом дипломной работы являются земельные ресурсы г.Черногорск.
Предметом исследования выступают муниципальные земельные отношения.
Задачи дипломной работы:
- раскрыть теоретические и методические вопросы государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
- проанализировать процессы муниципального управления земельными ресурсами на территории города Черногорск
- сформулировать мероприятия повышения эффективности управления земельными ресурсами в городе Черногорск;
- охарактеризовать организационно-правовые предложения по внедрению разработанных мероприятий;
- дать оценку социально-экономической эффективности внедрения предлагаемы мероприятий.
Земля, будучи необходимым условием существования человека, основой его физиологической, социальной и экономической деятельности, занимает особое место в жизни муниципалитета. Это место не только для жизни десятков и сотен тысяч людей, но и для промышленной, торговой деятельности, представительских функций, отдыха и туризма. Для всех разнообразных проявлений жизненных функций городского организма, тесно связанных с местной территорией, земельная проблема имеет решающее значение. Использование любого земельного участка изначально связано с проявлением разнонаправленных интересов, нередко значительной степени конфликтности, так как цели и интересы субъектов градостроительной деятельности в силу ряда объективных причин не только могут не совпадать, но и иметь диаметрально противоположную направленность.
Инвесторы и застройщики всегда заинтересованы получить максимум финансовой отдачи от своих вложений; проектировщики и архитекторы, помимо финансовых интересов, стремятся воплотить свои творческие и художественные замыслы; землевладельцы и землепользователи - получить выгоду от владения и пользования земельным участком. Муниципалитет как крупнейший собственник земли заинтересован не только в экономической выгоде, но и в решении социальных проблем - создании комфортных условий для его жителей, формировании архитектурного облика города и т.д.
В области градостроительства и землепользования согласование социально-экономических интересов органов местного самоуправления, частных землевладельцев, инвесторов, населения и других субъектов закономерно, так как, отличаясь по содержанию и направленности, интересы каждого из этих субъектов в конечном итоге сходятся в одном - стабильном социально-экономическом развитии. В муниципальной среде сталкиваются интересы многих людей, поэтому каждый из них должен иметь право принимать участие в ее обустройстве
Объектами права муниципальной собственности на землю являются земельные участки в границах муниципальных образований, отнесенных к муниципальной собственности на основании законодательных актов. В муниципальной собственности находятся все земли в пределах черты города (поселения), за исключением земель, находящихся в государственной собственности и переданных в частную собственность, также земельные участки за чертой города, переданные в муниципальную собственность органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут дополнительно безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности.
Субъектами права муниципальной собственности на землю являются городские, районные, поселковые и другие муниципальные образования, в лице органов местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования собственной компетенцией в решении вопросов владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в муниципальной собственности.
Муниципальные земли городов устанавливаются методом вычитания - это земли на территории муниципального образования, за исключением земель федеральных, субъектов Федерации и находящихся в собственности физических и юридических лиц.
В процессе выполнения дипломной работы мною были найдены следующие проблемы управления земельными ресурсами города:
1. Наличие земельных участков, которые не вовлечены в экономический оборот.
2. Наличие задолженности по договорам аренды земельных участков.
После выявления проблем мною были предложены следующие мероприятия по повышению эффективности управления земельными ресурсами города:
В рамках решения проблемы наличия земельных участков, не вовлеченных в экономический оборот. Создание реестра земельных участков, не вовлеченных в экономический оборот, создание подреестра наиболее ценных земель. Предоставление земельных участков на льготной основе (в течение пяти лет бесплатная аренда земельного участка). Предоставление земельных участков из подрееста наиболее ценных земель предпринимателям на конкурсной основе с 0 ставкой на пять лет в рамках развития малого предпринимательства.
В рамках решения проблемы наличия задолженности по арендной плате за земельные участки, разделение граждан города на три категории согласно их уровню дохода. Для первой категории освобождение от долга по арендной плате и предоставление бесплатной аренды земельного участка на пять лет. Для второй категории граждан предоставление возможности списания долга за счет своевременной оплаты задолженности по арендной плате (за каждый в срок и в полном объеме ежемесячный платеж по арендной плате списание шестидесятой части долга). В целом же эти мероприятия действуют в рамках помощи малоимущим гражданам города.
Инвесторы и застройщики всегда заинтересованы получить максимум финансовой отдачи от своих вложений; проектировщики и архитекторы, помимо финансовых интересов, стремятся воплотить свои творческие и художественные замыслы; землевладельцы и землепользователи - получить выгоду от владения и пользования земельным участком. Муниципалитет как крупнейший собственник земли заинтересован не только в экономической выгоде, но и в решении социальных проблем - создании комфортных условий для его жителей, формировании архитектурного облика города и т.д.
В области градостроительства и землепользования согласование социально-экономических интересов органов местного самоуправления, частных землевладельцев, инвесторов, населения и других субъектов закономерно, так как, отличаясь по содержанию и направленности, интересы каждого из этих субъектов в конечном итоге сходятся в одном - стабильном социально-экономическом развитии. В муниципальной среде сталкиваются интересы многих людей, поэтому каждый из них должен иметь право принимать участие в ее обустройстве
Объектами права муниципальной собственности на землю являются земельные участки в границах муниципальных образований, отнесенных к муниципальной собственности на основании законодательных актов. В муниципальной собственности находятся все земли в пределах черты города (поселения), за исключением земель, находящихся в государственной собственности и переданных в частную собственность, также земельные участки за чертой города, переданные в муниципальную собственность органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут дополнительно безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности.
Субъектами права муниципальной собственности на землю являются городские, районные, поселковые и другие муниципальные образования, в лице органов местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования собственной компетенцией в решении вопросов владения, пользования и распоряжения землями, находящимися в муниципальной собственности.
Муниципальные земли городов устанавливаются методом вычитания - это земли на территории муниципального образования, за исключением земель федеральных, субъектов Федерации и находящихся в собственности физических и юридических лиц.
В процессе выполнения дипломной работы мною были найдены следующие проблемы управления земельными ресурсами города:
1. Наличие земельных участков, которые не вовлечены в экономический оборот.
2. Наличие задолженности по договорам аренды земельных участков.
После выявления проблем мною были предложены следующие мероприятия по повышению эффективности управления земельными ресурсами города:
В рамках решения проблемы наличия земельных участков, не вовлеченных в экономический оборот. Создание реестра земельных участков, не вовлеченных в экономический оборот, создание подреестра наиболее ценных земель. Предоставление земельных участков на льготной основе (в течение пяти лет бесплатная аренда земельного участка). Предоставление земельных участков из подрееста наиболее ценных земель предпринимателям на конкурсной основе с 0 ставкой на пять лет в рамках развития малого предпринимательства.
В рамках решения проблемы наличия задолженности по арендной плате за земельные участки, разделение граждан города на три категории согласно их уровню дохода. Для первой категории освобождение от долга по арендной плате и предоставление бесплатной аренды земельного участка на пять лет. Для второй категории граждан предоставление возможности списания долга за счет своевременной оплаты задолженности по арендной плате (за каждый в срок и в полном объеме ежемесячный платеж по арендной плате списание шестидесятой части долга). В целом же эти мероприятия действуют в рамках помощи малоимущим гражданам города.



