ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В «ГРУППЕ РИСКА»
|
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста, находящихся в «группе риска» 7
1.1 Характеристика детей младшего школьного возраста,
находящихся в «группе риска» 7
1.2 Особенности межличностных отношений младших школьников... 13
1.3 Развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста 22
Глава II. Эмпирическое исследование возможности коррекционно-развивающей работы межличностных отношений детей младшего школьного возраста, находящихся в «группе риска» 26
2.1. Организация и методы исследования, результаты первичной
диагностики межличностных отношений детей младшего школьного возраста, находящихся в «группе риска» 26
2.2. Коррекционно-развивающая работа межличностных отношений
детей младшего школьного возраста, находящихся в «группе риска» 39
2.3. Анализ результатов повторной диагностики, оценка
эффективности коррекционно-развивающей работы 43
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение 60
Глава I. Теоретический анализ проблемы развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста, находящихся в «группе риска» 7
1.1 Характеристика детей младшего школьного возраста,
находящихся в «группе риска» 7
1.2 Особенности межличностных отношений младших школьников... 13
1.3 Развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста 22
Глава II. Эмпирическое исследование возможности коррекционно-развивающей работы межличностных отношений детей младшего школьного возраста, находящихся в «группе риска» 26
2.1. Организация и методы исследования, результаты первичной
диагностики межличностных отношений детей младшего школьного возраста, находящихся в «группе риска» 26
2.2. Коррекционно-развивающая работа межличностных отношений
детей младшего школьного возраста, находящихся в «группе риска» 39
2.3. Анализ результатов повторной диагностики, оценка
эффективности коррекционно-развивающей работы 43
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение 60
В современной психолого-педагогической науке рассматривается значительное число проблем, однако особенности общения, являются наиболее популярными и актуальными. Общение является одним из важнейших факторов успешности человеческой деятельности.
Межличностное общение выступает основополагающим фактором формирования личности детей младшего школьного возраста, средством воспитания [36]. Современные реалии диктуют образовательной системе новые требования, создавая необходимость пересмотра традиционных и поиск новых подходов к формированию личности детей младшего школьного возраста, их разностороннему развитию и социальной адаптации [15, c.60]. Важность формирования межличностного общения пропагандируется на самом высоком уровне (в Федеральных государственных образовательных стандартах, образовательных программах, нормативно-правовых актах).
Дети младшего школьного возраста ежедневно вступают в сложные межличностные отношения между собой, и психологические особенности этих отношений остаются мало изученными. Также недостаточно изученным является проблема развития межличностного общения детей младшего школьного возраста так называемой «группы риска». Работы, исследующие проблемы данной категории детей, направлены, как правило, на изучение психологических способностей, связанных с учебной деятельностью, психолого-педагогической поддержкой.
Анализ психолого-педагогической литературы и образовательной практики позволил выделить противоречия:
1. между потребностью личности в межличностном общении и неумении это общение выстраивать;
2. между необходимостью классного руководства способствовать развитию межличностных отношений и недостаточным количеством времени, отведенного на эту работу.
Данное противоречие определило проблему исследования: «Каковы возможности психолого-педагогической работы для формирования успешных межличностных отношений детей младшего школьного возраста?».
Степень разработанности проблемы
Изучением специфики межличностных отношений посвящены работы Б.Г.Ананьева, В.М. Бехтерева, М.П. Денисова, А.Ф. Лазурского. Проблема общения также раскрывается в психолого-педагогической науке в работах А.А. Добрович, В.А. Кан-Калика, Р.С. Немова, Ю.М. Орлова, В.Н. Панферова, Л.А. Петровской и др. [9, с. 4].
Проблемы детей «группы риска» описаны в различных публикациях, так, например, психологическую поддержку подрастающего поколения с аддиктивным поведением всесторонне исследовал Д.М. Муратов, проблему психологической поддержки детей с девиантным поведением изучал Т.Ю. Райфшнайдер. При этом психолого-педагогическая поддержка рассматривается исследователями и как средство (Н.А. Жесткова, М.А. Пономаренко), и как метод (О.В. Журавлева, Е.А. Иванюк, И.В. Старшинина), и как условие (И.Н. Зотова, А.Д. Крымова, А.Ф. Морозова, О.Ю. Сенаторова) формирования социальной компетентности [1].
Объект: межличностное общение детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: возможности диагностической и коррекционно-развивающей работы межличностных отношений детей младшего школьного возраста, находящихся в группе риска.
Цель исследования: провести диагностику и коррекционно¬развивающую работу межличностных отношений детей младшего школьного возраста, находящихся в «группе риска»
Гипотеза: систематическая реализация диагностической и коррекционно-развивающей работы позволит снизить степень конфликтных проявлений в межличностных отношениях детей, относящихся к группе риска.
Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:
1. Провести анализ теоретических источников по данной проблеме.
2. Подобрать диагностический инструментарий.
3. Провести диагностику и определить характер межличностных отношений младших школьников
4. Разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на оптимизацию межличностных отношений младших школьников, относящихся к группе риска
5. Определить эффективность коррекционно-развивающей программы, направленной на оптимизацию межличностных отношений младших школьников, относящихся к группе риска.
Методы работы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы; эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение
Методики исследования:
- наблюдение (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова) [33, c.15-17];
- методика диагностики привлекательности классного коллектива (Шепилова С.Ю.);
- проективная методика Р.Жиля.
Исследование было организовано на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 84 г. Красноярска. В исследовании участвовали:
- дети «группы риска», обучающиеся в 2-4 классах - 12 человек (8 девочек, 4 мальчика). В «группе риска» оказались дети из неблагополучных семей - 5 человек; дети, оставшиеся без попечения родителей - 4 человека, 2 ребенка имели некоторые проблемы в развитии (проблемы не имели резко выраженной клинико-патологической характеристики) и 1 ребенок с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
- 12 детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в полных, социально-благополучных семьях (для чистоты эксперимента взяли 8 девочек, 4 мальчика - такой же состав, как и в группе «детей группы риска»).
Практическая значимость: заключается в возможности применения результатов практической деятельности в практике работы педагогов- психологов и учителей начальной школы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
Межличностное общение выступает основополагающим фактором формирования личности детей младшего школьного возраста, средством воспитания [36]. Современные реалии диктуют образовательной системе новые требования, создавая необходимость пересмотра традиционных и поиск новых подходов к формированию личности детей младшего школьного возраста, их разностороннему развитию и социальной адаптации [15, c.60]. Важность формирования межличностного общения пропагандируется на самом высоком уровне (в Федеральных государственных образовательных стандартах, образовательных программах, нормативно-правовых актах).
Дети младшего школьного возраста ежедневно вступают в сложные межличностные отношения между собой, и психологические особенности этих отношений остаются мало изученными. Также недостаточно изученным является проблема развития межличностного общения детей младшего школьного возраста так называемой «группы риска». Работы, исследующие проблемы данной категории детей, направлены, как правило, на изучение психологических способностей, связанных с учебной деятельностью, психолого-педагогической поддержкой.
Анализ психолого-педагогической литературы и образовательной практики позволил выделить противоречия:
1. между потребностью личности в межличностном общении и неумении это общение выстраивать;
2. между необходимостью классного руководства способствовать развитию межличностных отношений и недостаточным количеством времени, отведенного на эту работу.
Данное противоречие определило проблему исследования: «Каковы возможности психолого-педагогической работы для формирования успешных межличностных отношений детей младшего школьного возраста?».
Степень разработанности проблемы
Изучением специфики межличностных отношений посвящены работы Б.Г.Ананьева, В.М. Бехтерева, М.П. Денисова, А.Ф. Лазурского. Проблема общения также раскрывается в психолого-педагогической науке в работах А.А. Добрович, В.А. Кан-Калика, Р.С. Немова, Ю.М. Орлова, В.Н. Панферова, Л.А. Петровской и др. [9, с. 4].
Проблемы детей «группы риска» описаны в различных публикациях, так, например, психологическую поддержку подрастающего поколения с аддиктивным поведением всесторонне исследовал Д.М. Муратов, проблему психологической поддержки детей с девиантным поведением изучал Т.Ю. Райфшнайдер. При этом психолого-педагогическая поддержка рассматривается исследователями и как средство (Н.А. Жесткова, М.А. Пономаренко), и как метод (О.В. Журавлева, Е.А. Иванюк, И.В. Старшинина), и как условие (И.Н. Зотова, А.Д. Крымова, А.Ф. Морозова, О.Ю. Сенаторова) формирования социальной компетентности [1].
Объект: межличностное общение детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: возможности диагностической и коррекционно-развивающей работы межличностных отношений детей младшего школьного возраста, находящихся в группе риска.
Цель исследования: провести диагностику и коррекционно¬развивающую работу межличностных отношений детей младшего школьного возраста, находящихся в «группе риска»
Гипотеза: систематическая реализация диагностической и коррекционно-развивающей работы позволит снизить степень конфликтных проявлений в межличностных отношениях детей, относящихся к группе риска.
Данная цель конкретизировалась решением следующих задач:
1. Провести анализ теоретических источников по данной проблеме.
2. Подобрать диагностический инструментарий.
3. Провести диагностику и определить характер межличностных отношений младших школьников
4. Разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на оптимизацию межличностных отношений младших школьников, относящихся к группе риска
5. Определить эффективность коррекционно-развивающей программы, направленной на оптимизацию межличностных отношений младших школьников, относящихся к группе риска.
Методы работы: теоретический анализ психологической и педагогической литературы; эмпирические методы: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение
Методики исследования:
- наблюдение (Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова) [33, c.15-17];
- методика диагностики привлекательности классного коллектива (Шепилова С.Ю.);
- проективная методика Р.Жиля.
Исследование было организовано на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 84 г. Красноярска. В исследовании участвовали:
- дети «группы риска», обучающиеся в 2-4 классах - 12 человек (8 девочек, 4 мальчика). В «группе риска» оказались дети из неблагополучных семей - 5 человек; дети, оставшиеся без попечения родителей - 4 человека, 2 ребенка имели некоторые проблемы в развитии (проблемы не имели резко выраженной клинико-патологической характеристики) и 1 ребенок с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
- 12 детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в полных, социально-благополучных семьях (для чистоты эксперимента взяли 8 девочек, 4 мальчика - такой же состав, как и в группе «детей группы риска»).
Практическая значимость: заключается в возможности применения результатов практической деятельности в практике работы педагогов- психологов и учителей начальной школы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.
В начальной школе формируется в общих чертах характер человека, складываются его основные черты. Среди положительных черт характера, которые складываются в этот период жизни и проявляются в предметной практической деятельности, можно назвать целеустремленность, работоспособность, настойчивость, ответственность, а среди качеств, относящихся к сфере межличностного общения, — контактность, покладистость, доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию, преданность и исполнительность, т.е. нравственные ценности, лежащие в основе культуры межличностного общения.
В младшем школьном возрасте основой для объединения детей и развития межличностных отношений, как правило, является совместная деятельность. Благоприятные межличностные отношения школьников положительно влияют не только на их психическое состояние, успеваемость, познавательную деятельность, физическую активность, но и сплоченность класса в целом. Однако, дети из «группы риска», как правило, испытывают серьезные трудности в межличностных отношениях.
Отметим, что дети младшего школьного возраста из «группы риска» представляют собой группу детей, обучающихся в I-IV классах (7-10 лет), которые отнесены к одной из категорий:
- дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
- дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
- дети из неблагополучных, асоциальных семей;
- дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
- дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
В целях проведения диагностики и развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста, находящихся в «группе риска» мы провели исследование в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа» № 84 г. Красноярска.
В процессе исследования мы получили данные о том, что существуют отличия в межличностных отношениях детей младшего школьного возраста, находящихся в «группе риска» и нормально развивающихся младших школьников: дети из «группы риска» имеют в большинстве случаев слабую выраженность инициативности, отсутствие чувствительности к воздействиям учителя, преобладающий негативный эмоциональный фон. Также диагностика позволила определить, что дети «группы риска» отличаются нейтральным уровнем привлекательности классного коллектива и взаимоотношения со сверстниками у них складываются не достаточно благоприятно.
Проблемы детей «группы риска» в части формирования межличностных отношений можно решить, если в практике коррекционно-развивающей работы соблюдать следующие психолого-педагогические условия:
- периодически проводить просветительную беседу с учащимися о толерантности и о том, что каждый человек имеет право быть самим собой и не ребенок решает в какой семье и с какими данными ему появиться на свет;
- способствовать повышению социального статуса детей из «группы риска», проводить с ними индивидуальную работу по всестороннему развитию, формированию навыков общения со сверстниками;
- учителям важно держать тесный контакт с родителями детей из «группы риска» в целях поиска родителями времени для занятий с ребенком:
- вести планомерную и тщательную работу по сплочению коллектива школьников, способствовать развитию дружеских отношений между учащимися посредствам различных игр;
- привлекать всех школьников, обучающихся в одном классе к совместной активной общественно-полезной работе, участию в коллективных творческих делах, утренниках, праздниках и пр.
Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена.
В младшем школьном возрасте основой для объединения детей и развития межличностных отношений, как правило, является совместная деятельность. Благоприятные межличностные отношения школьников положительно влияют не только на их психическое состояние, успеваемость, познавательную деятельность, физическую активность, но и сплоченность класса в целом. Однако, дети из «группы риска», как правило, испытывают серьезные трудности в межличностных отношениях.
Отметим, что дети младшего школьного возраста из «группы риска» представляют собой группу детей, обучающихся в I-IV классах (7-10 лет), которые отнесены к одной из категорий:
- дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
- дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
- дети из неблагополучных, асоциальных семей;
- дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
- дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
В целях проведения диагностики и развития межличностных отношений детей младшего школьного возраста, находящихся в «группе риска» мы провели исследование в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа» № 84 г. Красноярска.
В процессе исследования мы получили данные о том, что существуют отличия в межличностных отношениях детей младшего школьного возраста, находящихся в «группе риска» и нормально развивающихся младших школьников: дети из «группы риска» имеют в большинстве случаев слабую выраженность инициативности, отсутствие чувствительности к воздействиям учителя, преобладающий негативный эмоциональный фон. Также диагностика позволила определить, что дети «группы риска» отличаются нейтральным уровнем привлекательности классного коллектива и взаимоотношения со сверстниками у них складываются не достаточно благоприятно.
Проблемы детей «группы риска» в части формирования межличностных отношений можно решить, если в практике коррекционно-развивающей работы соблюдать следующие психолого-педагогические условия:
- периодически проводить просветительную беседу с учащимися о толерантности и о том, что каждый человек имеет право быть самим собой и не ребенок решает в какой семье и с какими данными ему появиться на свет;
- способствовать повышению социального статуса детей из «группы риска», проводить с ними индивидуальную работу по всестороннему развитию, формированию навыков общения со сверстниками;
- учителям важно держать тесный контакт с родителями детей из «группы риска» в целях поиска родителями времени для занятий с ребенком:
- вести планомерную и тщательную работу по сплочению коллектива школьников, способствовать развитию дружеских отношений между учащимися посредствам различных игр;
- привлекать всех школьников, обучающихся в одном классе к совместной активной общественно-полезной работе, участию в коллективных творческих делах, утренниках, праздниках и пр.
Таким образом, цели и задачи исследования достигнуты, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ,
НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Групповое консультирование как средство повышения уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в социально опасном положении
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - Отношение младших школьников к «особым детям» (Российский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОДВЕРЖЕННЫХ ВИРТУАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - «Равный равному» как технология психосоциальной работы с несовершеннолетними из семей, находящихся в социально опасном положении (на примере социального проекта «Счастье не за горами»)
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2022 - Особенности социально психологической адаптации младших подростков к обучению в условиях кадетского корпуса
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ К ДЕТЯМ В
ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018



