ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ФОРМЕ АУТСОРСИНГА 7
1.1 Содержание предпринимательства как формы экономической
активности в рыночных условиях 7
1.2 Причины и предпосылки развития предпринимательства в форме аутсорсинга 14
1.3 Теоретические подходы к разработке и принятию управленческих решений в использующих и оказывающих услуги аутсорсинга предпринимательских структурах 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования. На современном этапе развития экономики страны в целях обеспечения конкурентоспособности отечественных предпринимательских структур остро встал вопрос о совершенствовании управления как основными, так и вспомогательными бизнес-процессами предприятий. Причем, от качества управления ими во многом зависит эффективность деятельности предпринимательских структур на рынке, обеспечение их конкурентного превосходства. В новых условиях возрастает роль поиска эффективных вариантов развития бизнеса, в том числе и за счет внедрения аутсорсинговых отношений.
Применение аутсорсинга в предпринимательских структурах началось в конце двадцатого века, когда в управлении начали разделение функций на основные и второстепенные и передачи последних внешним по отношению к предприятию специализированными предпринимательскими структурами. Конкуренция побуждает предпринимателей к эффективным действиям, заставляя их повышать качество и ассортимент товаров, снижать затраты на единицу продукции. Чтобы выиграть в конкурентной борьбе, предпринимательским структурам необходимо создавать факторы превосходства над конкурентами в сфере потребительских характеристик товаров и услуг, а также средств их продвижения на рынке.
Аутсорсинговые отношения становятся важнейшей составляющей процесса активизации бизнеса, а также эффективным средством адаптации крупных предпринимательских структур с многоуровневыми технологическими процессами к изменениям внешней среды и конъюнктуры рынка. При этом рыночная инфраструктура также влияет на развитие предпринимательских структур на основе реализации аутсорсинговых отношений, обеспечивая конкурентные преимущества и условия для продуктивной работы с учетом новых тенденций развития рынка.
До настоящего времени недостаточно исследованными остаются вопросы разработки эффективных способов применения аутсорсинговых отношений в различных сферах деятельности: формирование механизма аутсорсинга, алгоритма внедрения, оценки эффективности применения. В этой связи тема исследования является актуальной, имеющей не только теоретическое, но и практическое значение, а также обусловлена необходимостью поиска новых конкурентных преимуществ за счет их внедрения на условиях аутсорсинга.
Степень разработанности научных вопросов, исследуемых в диссертации. Вопросы развития теории аутсорсинга рассматриваются в трудах известных российских ученых: Т. Алимова, Б.А. Аникина, В. Бокова, А. Бор¬до, В. Вайнштейна, А. Добронравова, С. Календжяна, А.Н. Киселева, Д. Ко-миссарова, С. Лосева, О. Мельника, П. В. Никифорова, Д.М. Михайлова, Т. Родкина, И. Шеяна.
Проблемам аутсорсинговых отношений в предпринимательских струк-турах посвящены исследования зарубежных исследователей, таких как: С. Баден-Фуллер, Д. Дж. Брюс, Л.П. Вилькокс, Дж. Волстром, М. Доннелл, К. Кетлер, Ф. Кимура, Дж. Кросс, М.С. Лэдти, Д. Таргет, Д. Фиини, Г. Фитцджеральд, В. Хант, Дж. Б. Хейвуд, Дж .Хендри, П.Г. Хилмер и другие.
Вопросам формирования эффективных моделей аутсорсинга бизнес- процессов в условиях меняющейся конъюнктуры рынка и внешней среды по-священы работы Е. Аксенова, И. Альтшулера,C.B. Вихляева, А. Джонсона,Д. Липсона, С. Лофнера, Д. Роуландса, А. Сагу,М. Сатклиффа, П.Соломатина, С. Фернью, A. Хили, В.Г.Шадрина.
Однако большинство этих исследований носят не только теоретический, но в большей степени прикладной характер; накоплен большой материал, требующий теоретического обобщения и систематизации. В новых экономических условиях необходим поиск научных подходов по оценке эффективности применения аутсорсинга на вспомогательных и других операциях, позволяющих исследовать особенности аутсорсинга в различных отраслях и предпринимательских структурах.
Целью данной диссертационной работы является разработка методических подходов реализации аутсорсинга субъектов предпринимательства. Достижение цели позволит решить актуальную научную задачу создания методологии формирования и внедрения аутсорсинга в деятельность предприятия с целью повышения его конкурентоспособности на конкурентном по-требительском рынке.
Для достижения поставленной в диссертации цели определены следующие задачи:
- исследовать тенденции теории и практики развития предпринимательства в рыночных условиях;
- проанализировать основные подходы отечественных и зарубежных ученых к определению понятия аутсорсинг;
- исследовать и выявить основные факторы развития аутсорсинга
как формы предпринимательства;
- разработать бизнес-модели формирования и адаптации аутсорсинга в деятельность предпринимательской структуры предприятия малого бизнеса.
Объектом диссертационного исследования, в соответствии с постав-ленными целями и решаемыми при этом задачами, являются предпринимательские структуры.
Предметом диссертационного исследования являются подходы, методы формирования и оценки эффективности аутсорсинга как формы предпринимательства с целью повышения его конкурентоспособности.
Теоретическую и методическую основу диссертационного исследования составили материалы и работы зарубежных и отечественных ученых в области стратегического управления, законодательные акты, правительственные постановления. Диссертационное исследования базируется на общенаучной методологии, предусматривающей использование общих приемов познания (сравнение и аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция), а так же использовании экономико-математических, статистических и экспертных методов анализа, системы сбалансированных показателей, системы ключевых показателей эффективности деятельности.
Информационную основу диссертационного исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики, отчетные данные предприятий строительной отрасли, материалы научно-практических конференций, материалы периодических изданий и публикаций, а также результаты, полученные автором в ходе исследования.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке научно-обоснованной аутсорсинговой бизнес-модели предпринимательской структуры, которая способствует повышению конкурентоспособности субъекта предпринимательской деятельности на конкурентном рынке.
Наиболее значимыми научными результатами, разработанными в диссертации, являются:
1. Обобщены факторы, определяющие развитие аутсорсинга в России, с вы-делением общих и специфических факторов.
2. Дополнена аутсорсинговая бизнес - модель, уточнением микросреды в разрезе перераспределения факторов по двум контурам.
3. Предложена адаптационная аутсорсинговая бизнес-модель, позволяющая учитывать отраслевую специфику.
Объем и структура работы. Цель и задачи диссертационного исследования определили объем и последовательность изложения материала.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Объем диссертации составляет 90 страницу основного текста, в том числе 20 рисунков и 17 таблиц. Список ис-пользованных источников содержит 61.
Современная управленческая парадигма предполагает, что системы управления должны развиваться комплексно, с использованием технологий опережающего воздействия, основу которых составляют процессы научного предвидения и прогнозирования.
Аутсорсинг, как практически каждый управленческий инструмент, имеет свои преимущества и недостатки, и может повлечь за собой существенные последствия для жизнедеятельности организации. Аутсорсинг является решением стратегических задач всех уровней: от корпоративной стратегии, где он выступает одним из способов диверсификации производства, до операционной стратегии - где является одним из инструментов решения локальных задач.
Поэтому можно утверждать, что внедрение процесса аутсорсинга в систему бизнес-процессов организации требует изменения типа бизнес- модели. Необходимо построение целостной аутсорсинговой бизнес-модели современной предпринимательской структуры. Это позволяет учитывать системный характер изменений, связанных с включением в бизнес-процессы организации процессов взаимодействия со сторонней фирмой, заменяющей ряд ее внутриорганизационных звеньев.
Центральным компонентом аутсорсинговой бизнес-модели выступает стратегическое ядро бизнеса (ключевые технологии, компетенции, ресурсы, процессы), а аутсорсеры только обеспечивают его развитие, эффективно выполняя периферийные функции субъекта предпринимательства.
Одним из наиболее сложных вопросов является адаптация аутсорсинговой бизнес-модели и формирование на ее основе конкурентоспособной предпринимательской структуры. Формирование стратегического партнерства и оценка эффективности аутсорсинга в рамках системного подхода будет раскрыта в разработанной методике принятия решения о внедрении аутсорсинга и оценки эффективности его применения в организации. Разработанная методика может быть адаптирована для использования в организациях любо¬го вида экономической деятельности, так как позволяет учесть отраслевую специфику.
Рассмотренная и адаптированная аутсоринговая бизнес-модель была апробирована на красноярском предприятии ООО «Долиот», которое является оптово-розничным продавцом лакокрасочных изделий. Результаты анализа показали, что исследуемое предприятие имеет достаточно хорошее положение и стабильное развитие, но, как и у других предприятий, на фоне сильных сторон высвечиваются и слабые, которые можно частично устранить с помощью передачи непрофильных бизнес-процессов на аутсорсинг.
Таким образом, преимуществ при использовании в деятельности ООО «Долиот» IT-аутсорсинга достаточно много, включая и его эффективность.
В процессе реализации и использования аутсорсинга на ООО «Долиот» следует учитывать такие риски, как правовой риск (риск составления неверного договора), социальный риск (риск снижения мотивации персонала) и финансовый риск, и разработать меры по снижению вероятности их проявления и меры устранения последствий возникновения рисков. Но не стоит недооценивать и другие виды риска, поэтому следует использовать комплексные меры предотвращения их возникновения.
Таким образом, применение аутсорсинга в рассматриваемой организации является адекватным инструментом, обеспечивающим ее устойчивость развития и повышение конкурентоспособности.
1 Гражданский кодекс Российской Федерации: в 2 ч. : по состоянию на 23 мая 2016г. - Москва: Кнорус, 2016.-540с.
2 Трудовой кодекс Российской Федерации: федер.закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ -Москва : ОТиСС, 2002.-142с.
3 Алабугин А.А. Совершенствование системы бизнес-процессов в сфере услуг и анализ цикличности их развития по внешним и внутренним факторам / А.А. Алабугин, П.П. Переверзев // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 1. - С. 240.
4 Беккер Й. Менджмент процессов / Й. Беккер, Л. Вилков, В. Таратухин, М. Кугелер, М. Роземанн. - Москва: Эксмо, 2012. - 384 с.
5 Бизнес-планирование. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uchebnik.biz/book/605-biznes-planirovanie/17-42-inzhiniring-reinzhiniring-i-sovershenstvovanie-biznesa.html.
6 Гагарский В.А. Бизнес-процессы: основные понятия [Электронный ресурс] / В.А. Гагарский. - Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2013/02/08/biznes_processy_osnovnye_ponjatija.html.
7 Елиферов В.Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление / В.В. Репин, В.Г. Елиферов. - Москва: Инфра-М, 2010. - 319 с.
8 Ехина М.А. Прием, размещение и выписка гостей / М.А.Ехина. - Москва: Академия, 2014. - 304с.
9 Захаров В.Я. Антикризисное управление. Теория и практика / В.Я. Захаров, А.О. Блинов, Д.В. Хавин. - Москва: Юнити-Дана, 2011. - 287 с.
10 Ильичева И.В. Маркетинг / И.В. Ильичева. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 229 с.
11 Казанцева С.М. Проектирование организационных систем на основе аутсорсинга бизнес-процессов: Монография. - Тюмень: Тюменский государст-венный институт мировой экономики, управления и права, 2003. - 208 с.
12 Калинина В. Опросник Q12: экспресс-метод оценки вовлеченности персонала [Электронный ресурс] / В. Калинина, Я. Грабарь, С. Славнов. - Режим доступа:http://www.gsl-consulting.ru/pict/File/Oprosnik_vovlechennosti.pdf;
13 Козаченко А.В. Практические подходы к улучшению бизнес- процессов [Электронный ресурс] /А.В. Козаченко. - Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2010/11/24/uluchshenije_biznes_processov.html.
14 Козаченко, А.В. Практические подходы к улучшению бизнес- процессов [Электронный ресурс] / А.В. Козаченко. - Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2010/11/24/uluchshenije_biznes_processov.html.
15 Козлова А.А. Особенности процессного подхода в управлении бизнесом / А.А. Козлова // Вестник ОГУ. - 2011. - №13 (132). - С. 228-232
16 Колочева В.В. Формирование критериев оценки результативности бизнес-процессов предприятия / В.В. Колочева // Наука и экономика,- 2010. - № 4. - С. 55-57.
17 Кузнецов, А.А. Внешняя среда предприятий сегодня / А.А. Кузнецов // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики, - 2012. - № 2 (19). - С. 223-231.
18 Ляндау Ю.В. Два подхода к совершенствованию бизнес-процессов
[Электронный ресурс] / Ю.В. Ляндау М.А. Пономарев // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - Режим доступа: http://www.journal-
nio.com/index.php?id=1980&Itemid=119&option=com_content&view=article.
19 Мазур И.И. Управление качеством / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. - Москва: Высш. Шк., 2013. - 334 с.
20 Медведев П.М. Организация маркетинговой службы с нуля П.М. Медведев. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 224 с.
21 Методы совершенствования бизнес-процессов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studopedia.net/13_144305_metodi-
sovershenstvovaniya-biznes-protsessov.html.
22 Методы управления бизнес-процессами бюджетной организации
[Электронный ресурс]. -Режим доступа:
http://pandia.org/text/77/203/78603.php.
23 Милошевич Д.М. Набор инструментов для управления проектами / Драган З. Милошевич. - Москва: ДМК Пресс, 2013. —729 с.
24 Миняев Е.В. Методы совершенствования бизнес-процессов / Е.В. Миняев // Вестник Омского университета. Сер. Экономика. - 2010. - № 1. С. 125-129.
25 Михайлов С.А. Модернизация управления качеством гостиничных услуг как инструмент устойчивого развития гостиничного комплекса / С.А. Михайлов // Вестник Адыгейского государственного университета: Экономика. - 2012. - №1. - С.273-280.
26 Мухина И.С., Сафонова Л.А. Оценка рисков использования аутсорсинга // Экономика и предпринимательство. - № 7. - 2014. - с. 971-973.
27 Николаева Е. Бизнес навынос, или что отдать на аутсорсинг. // Рынок ценных бумаг. - 2007. - №8
28 Окунев А.А. Развитие аутсорсинга в оборонно-промышленном комплексе Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва, 2006. - 22 с.
29 Орешков И.В. Стратегическое управление бизнес-процессами организаций на основе теории жизненных циклов / И.В. Орешков // Сборник трудов Международной научно-экономической конференции им. академика П.П. Маслова. - Москва, - 2013. - С. 162-169.
30 Павлов А.Ю. Управление развитием аутсорсинга ИТ-услуг: Ав-тореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Москва, 2007. - 25 с.
31 Павлова Л. ИТ-аутсорсинг на новом витке бизнес-эволюции // Информ КурьерСвязь. - 2006. - №7
32 Паникаровских А.А. Рынок IT-аутсорсинга: дилемма "производить или покупать" / А.А.Паникаровских // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. / Кисловодский институт экономики и права, МЦНИП - [Электронный ресурс]. - Киров: Международный центр научно-исследовательских проектов, 2008. - № 1 (13). - № рег. статьи. - Режим дос-тупа к журн.: http://uecs.mcnip.ru.
33 Первов П.А. Разработка методов принятия управленческих решений по применению аутсорсинга на предприятиях: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Нижний Новгород, 2005. - 25 с.
34 Пестовский А. Бизнес-модели аутсорсинга ИТ-услуг и российская практика // Соппесі! Мир связи. - 2007. - №6.
35 Петрыкина Н. Правовое регулирование договора аутсорсинга // Кадровый менеджмент. - 2006. - №1
36 План улучшения бизнес-процессов / Руководство по улучшению бизнес-процессов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/iso9000/qm/Improving_Business_Processes.shtml
37 Полещук В.Ф. Аутстаффинг - инструмент повышения производительности труда // Информ КурьерСвязь. - 2006. - №7164
38 Поляков С.Г. Влияние организационных рутин на развитие стратегии кооперации инновационной компании / С.Г. Поляков, Э.Ф. Фомин // Инновации. - 2010. - №3. - С. 85-88.
39 Пономарёва А.К., Гордеев Д.А., Манаков А.Л. Повышение совокупного потенциала строительные систем на основе применения аутсорсин¬га. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2006. - 52 с.
40 Попков В.П. Организация предпринимательской деятельности / Е.В. Евстафьева, В.П. Попков. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. - 352 с.;
41 Попов В.М. Бизнес-планирование / В.М. Попов. С.И. Ляпунов,- Москва: Финансы и статистика, 2011. - 672 с.
42 Попова М. ИТ-аутсорсинг: кризис меняет рынок
//http://www.silicontaiga.ru/home.asp?artId=9068
43 Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость; пер. с англ. - М: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 715 с.
44 Поршнев А.Г. Менеджмент: теория и практика в России: учебник / А.Г. Поршнев, М.Л. Разу, А.В. Тихомирова. — Москва: ИД ФБК-ПРЕСС,2013. — 528 с.
45 Пушкин С. Аутсорсинг становится распространенным бизнес- инструментом // http://www.outsourcing.ru/content/rus/259/2593-article.asp
46 Пушкин С., Савостьянов М., Эрнст энд Янг Аутсорсинг финансовых функций. Особенности и преимущества // Управление компанией. — 2003. № 9. С. 43-51
47 Санин М.К. Управленческий учет / М.К. Санин. — Санкт- Петербург: СПбГУ ИТМО, 2014. — 88 с.
48 Сименко И.С. Анализ хозяйственной деятельности [Электронный ресурс]. / И.С. Сименко - Режим доступа: http://uchebnikionline.com/ekonomika/analiz_gospodarskoyi_diyalnosti_-_simenko_iv/analiz_biznes-protsesiv_pidpriyemstva.htm.
49 Скриптунова Е.А. Методика расчета индекса вовлеченности персонала / Е.А. Скриптунова // Управление человеческим потенциалом - 2010. - №2 (22). -C. 5-7.
50 Сысо Т.Н. Оптимизация управления затратами предприятия/ Т.Н. Сысо // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. - 2011. - №4. - С. 135-143.
51 Торокова Е.Г. Механизмы управления бизнес-процессами предприятия сферы услуг / Е.Г. Торокова // Современные наукоемкие технологии. -
2014. - № 5-2. - C. 71-72.
52 Трапезников С.И. Бенчмаркинг как перспективный метод совершенствования бизнес-процессов / С.И. Трапезников //Сибирская финансоваяшкола.- 2011. - № 3. - С. 143-148.
53 Уколов Р.И. Программная система моделирования бизнес- процессов с учетом внутренних и внешних факторов / Р.И. Уколов // Электронные средства и системы управления. - 2012. - № 2. - С. 76-80.
54 Управление бизнес-процессами / Центр управления финансами
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://center-
yf.ru/data/ip/Upravlenie-biznes-processami.php.
55 Управление процессами / Менеджмент качества - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.kpms.ru/General_info/BP_Management.htm
56 Фатхутдинов, Р.А. Управление конкурентоспособностью организации: учебник. / Р.А. Фатхутдинов. - Москва: Эксмо, 2010. - 544 с.
57 Фокеева Т.А. Реинжиниринг бизнес-процессов как метод совершенствования системы управления предприятием / Т.А. Фокиева //Реформиро-ание системы управления на современном предприятии : сборник материалов XIV междунар. науч.-практ. Конф. / под ред. Ф.Е. Удалова, В.В. Бондаренко. - Пенза, 2014. - С. 118-121.
58 Чаплина А.Н. Формирование стратегического потенциала предпринимательских структур / А.Н. Чаплина. - Красноярск, 2012. - 200 с.
59 Чепуренко А.Ю. Современные классики теории предприниматель-ства / А. Ю. Чепуренко. — Москва: Высшей школы экономики, 2013. — 526 с.
60 Чепурнова Е.Е. Формирование, внедрение и применение процессов системы менеджмента качества предприятия по производству органической продукции / Е.Е. Чепурнова. - Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. - 84 с.
61 Шарапова О.И. Формирование критериев оценки результативности бизнес-процессов предприятия / О.И. Шарапова // Общество, наука, инновации - 2015. - №2 -С. 1604-1608.