Совершенствование системы оплаты труда муниципальных служащих
|
Введение 3
1 Теоретико-правовые основы организации оплаты труда муниципальных
служащих 6
1.1 Понятие и роль муниципальной службы в системе местного
самоуправления 6
1.2 Правовое регулирование муниципальной службы в РФ и Красноярском
крае 12
1.3 Общие принципы организации оплаты труда муниципальных служащих
в РФ и международной практике 19
2 Оценка системы оплаты труда муниципальных служащих в администрации
город а Красноярска 31
2.1 Организация муниципальной службы в администрации города
Красноярска 31
2.2 Анализ организации оплаты труда муниципальных служащих в
администрации города Красноярска 39
2.3 Проблемы организации оплаты труда муниципальных служащих в
администрации города Красноярска 49
3 Предложения по совершенствованию системы оплаты труда
муниципальных служащих 54
3.1 Подходы к реформированию системы денежного содержания
муниципальных служащих 54
3.2 Предложения по расчёту оплаты труда муниципальных служащих
на основе системы сбалансированных показателей 62
Заключение 73
Список использованных источников 77
Приложения
1 Теоретико-правовые основы организации оплаты труда муниципальных
служащих 6
1.1 Понятие и роль муниципальной службы в системе местного
самоуправления 6
1.2 Правовое регулирование муниципальной службы в РФ и Красноярском
крае 12
1.3 Общие принципы организации оплаты труда муниципальных служащих
в РФ и международной практике 19
2 Оценка системы оплаты труда муниципальных служащих в администрации
город а Красноярска 31
2.1 Организация муниципальной службы в администрации города
Красноярска 31
2.2 Анализ организации оплаты труда муниципальных служащих в
администрации города Красноярска 39
2.3 Проблемы организации оплаты труда муниципальных служащих в
администрации города Красноярска 49
3 Предложения по совершенствованию системы оплаты труда
муниципальных служащих 54
3.1 Подходы к реформированию системы денежного содержания
муниципальных служащих 54
3.2 Предложения по расчёту оплаты труда муниципальных служащих
на основе системы сбалансированных показателей 62
Заключение 73
Список использованных источников 77
Приложения
Проводимая в настоящее время в РФ административная реформа ставит задачу повышения эффективности муниципальной службы в целом, что означает:
- усовершенствование деятельности отдельных органов местного самоуправления;
- улучшение координации взаимодействия между муниципалитетами и федеральным, а также региональным, уровнями власти;
- совершенствование и внедрение новых механизмов, позволяющих выйти на более высокий уровень муниципального управления.
Однако до сих пор многие проблемы остаются нерешенными. В частности:
- специалисты отмечают низкую эффективность деятельности органов местного самоуправления и их аппаратов;
- снижение престижа муниципальной службы и авторитета муниципальных служащих;
- широкое распространение коррупции и других негативных явлений среди муниципальных служащих.
Существует необходимость преодоления разрыва в оплате труда муниципальных служащих и специалистов (работников) в негосударственном (в том числе коммерческом) секторе экономики, что позволило бы привлечь квалифицированные кадры на муниципальную службу.
В этой связи особую актуальность и значимость приобретает необходимость реформирования системы оплаты служебной деятельности. К основным проблемам в этой области можно отнести:
- неэффективность применяемых систем оплаты и стимулирования, их недостаточную гибкость, отсутствие увязки с целями, задачами и результатами деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления;
- слабую зависимость уровня оплаты от выполняемых функций, качества работы и достигнутых результатов;
- отсутствие обобщенных показателей эффективности и результативности деятельности муниципальных служащих.
Системы премирования развиты слабо, их размер в условиях недостаточности средств фонда оплаты труда не позволяет создать эффективную стимулирующую составляющую, что порождает отчасти также такую проблему, как коррупция.
Таким образом, совершенствование системы оплаты труда муниципальных служащих является необходимым условием для создания эффективной муниципальной службы, для привлечения молодых и высококвалифицированных специалистов.
Проблемы, связанные с построением системы оплаты труда муниципальных служащих, изучаются с позиций различных научных дисциплин: экономики труда, трудового права, институциональной экономики, государственного и муниципального управления, управления персоналом.
Вопрос совершенствования системы муниципальной службы в целом получил широкое освещение в научной и методической литературе. Однако проблема увязки системы оплаты труда служащих с его результатами еще не нашла должного отражения в работах отечественных и зарубежных авторов и нуждается в дальнейшем исследовании.
Актуальность и недостаточная изученность проблем построения системы оплаты труда муниципальных служащих, необходимость определения путей повышения стимулирующей роли денежного содержания и совершенствования организации труда муниципальных служащих предопределили выбор темы выпускной квалификационной работы, определили цель и задачи исследования.
Объектом исследования данной работы является администрация города Красноярска как исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления.
Предмет исследования - система оплаты труда муниципальных
4
служащих администрации города Красноярска.
Цель работы - выработать рекомендации по совершенствованию организации оплаты труда муниципальных служащих в администрации города Красноярска.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и роль муниципальной службы в системе местного самоуправления;
- изучить правовые основы муниципальной службы в России;
- описать общие принципы организации оплаты труда муниципальных служащих в РФ;
- ознакомиться с особенностями организации муниципальной службы в администрации города Красноярска;
- проанализировать практику организации оплаты труда муниципальных служащих в администрации города Красноярска;
- выявить и описать проблемы организации оплаты труда муниципальных служащих;
- разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда муниципальных служащих в администрации города Красноярска.
Методической основой работы послужили общенаучные методы познания, экономическая теория, концепции общего и специального менеджмента, основы государственного и муниципального управления. Применялись различные подходы (системный, ситуационный, комплексный) и методы (классификации, обобщения, наблюдения, экспертного опроса и анкетирования, аналогии, сравнительного анализа, систематизации, анализа статистических данных).
Работа состоит из введения, трёх глав (в том числе восьми параграфов), заключения, библиографического списка и приложений. Выпускная работа написана на основании изучения нормативно-правовой базы, учебных пособий, анализа монографий и статей периодических изданий.
- усовершенствование деятельности отдельных органов местного самоуправления;
- улучшение координации взаимодействия между муниципалитетами и федеральным, а также региональным, уровнями власти;
- совершенствование и внедрение новых механизмов, позволяющих выйти на более высокий уровень муниципального управления.
Однако до сих пор многие проблемы остаются нерешенными. В частности:
- специалисты отмечают низкую эффективность деятельности органов местного самоуправления и их аппаратов;
- снижение престижа муниципальной службы и авторитета муниципальных служащих;
- широкое распространение коррупции и других негативных явлений среди муниципальных служащих.
Существует необходимость преодоления разрыва в оплате труда муниципальных служащих и специалистов (работников) в негосударственном (в том числе коммерческом) секторе экономики, что позволило бы привлечь квалифицированные кадры на муниципальную службу.
В этой связи особую актуальность и значимость приобретает необходимость реформирования системы оплаты служебной деятельности. К основным проблемам в этой области можно отнести:
- неэффективность применяемых систем оплаты и стимулирования, их недостаточную гибкость, отсутствие увязки с целями, задачами и результатами деятельности исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления;
- слабую зависимость уровня оплаты от выполняемых функций, качества работы и достигнутых результатов;
- отсутствие обобщенных показателей эффективности и результативности деятельности муниципальных служащих.
Системы премирования развиты слабо, их размер в условиях недостаточности средств фонда оплаты труда не позволяет создать эффективную стимулирующую составляющую, что порождает отчасти также такую проблему, как коррупция.
Таким образом, совершенствование системы оплаты труда муниципальных служащих является необходимым условием для создания эффективной муниципальной службы, для привлечения молодых и высококвалифицированных специалистов.
Проблемы, связанные с построением системы оплаты труда муниципальных служащих, изучаются с позиций различных научных дисциплин: экономики труда, трудового права, институциональной экономики, государственного и муниципального управления, управления персоналом.
Вопрос совершенствования системы муниципальной службы в целом получил широкое освещение в научной и методической литературе. Однако проблема увязки системы оплаты труда служащих с его результатами еще не нашла должного отражения в работах отечественных и зарубежных авторов и нуждается в дальнейшем исследовании.
Актуальность и недостаточная изученность проблем построения системы оплаты труда муниципальных служащих, необходимость определения путей повышения стимулирующей роли денежного содержания и совершенствования организации труда муниципальных служащих предопределили выбор темы выпускной квалификационной работы, определили цель и задачи исследования.
Объектом исследования данной работы является администрация города Красноярска как исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления.
Предмет исследования - система оплаты труда муниципальных
4
служащих администрации города Красноярска.
Цель работы - выработать рекомендации по совершенствованию организации оплаты труда муниципальных служащих в администрации города Красноярска.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- охарактеризовать понятие и роль муниципальной службы в системе местного самоуправления;
- изучить правовые основы муниципальной службы в России;
- описать общие принципы организации оплаты труда муниципальных служащих в РФ;
- ознакомиться с особенностями организации муниципальной службы в администрации города Красноярска;
- проанализировать практику организации оплаты труда муниципальных служащих в администрации города Красноярска;
- выявить и описать проблемы организации оплаты труда муниципальных служащих;
- разработать комплекс мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда муниципальных служащих в администрации города Красноярска.
Методической основой работы послужили общенаучные методы познания, экономическая теория, концепции общего и специального менеджмента, основы государственного и муниципального управления. Применялись различные подходы (системный, ситуационный, комплексный) и методы (классификации, обобщения, наблюдения, экспертного опроса и анкетирования, аналогии, сравнительного анализа, систематизации, анализа статистических данных).
Работа состоит из введения, трёх глав (в том числе восьми параграфов), заключения, библиографического списка и приложений. Выпускная работа написана на основании изучения нормативно-правовой базы, учебных пособий, анализа монографий и статей периодических изданий.
Одним из основных принципов самоорганизации муниципального образования является умение формировать финансовые ресурсы органов местного самоуправления и эффективно расходовать средства бюджета, в том числе на оплату труда муниципальных служащих.
Это невозможно без использования современных управленческих технологий, многие из которых применимы не только на коммерческих предприятиях, но и способны, при достаточно небольшой адаптации, существенно повысить эффективность муниципального управления и, как следствие, качество услуг (в широком их понимании), предоставляемых как самим органом местного самоуправления, так и муниципальными учреждениями (предприятиями) населению города, организациям и вышестоящим органам власти.
При использовании современных технологий менеджмента изменяется и сама система организации муниципальной службы. Внешняя среда города предопределяет выбор городской администрации в пользу новых управленческих технологий в сфере денежного содержания работников, так как политика государства в последнее время вынуждает решать муниципалитеты все более сложные задачи при сокращающемся финансировании.
Такой выбор диктует и потребитель услуг - горожанин, который за годы реформ все больше осознает, что может и хочет влиять на действия местных властей и не хочет платить посредством налогов за непонятную и непрозрачную деятельность. Горожанин готов нести расходы на содержание администрации только при условии высокоэффективной деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей.
При этом денежное содержание должно соотноситься на рынке труда с заработной платой работников соответствующей специальности и квалификации негосударственного (коммерческого) сектора экономики, обеспечивая привлекательность муниципальной службы и
конкурентоспособность муниципального образования как работодателя.
В соответствии с нормами действующего федерального законодательства неотъемлемыми составными частями денежного содержания муниципального служащего являются: должностной оклад, ежемесячные выплаты и иные дополнительные выплаты (конкретизируются законом субъекта РФ).
Если рассматривать оплату труда муниципальных служащих через структуру заработной платы работника в трудовом праве, то денежное содержание можно разделить на две части:
- основную;
- дополнительную.
Основная часть включает в себя выплаты, на которые имеет право любой муниципальный служащий без наличия каких-либо условий. Эти выплаты отражают уровень квалификации, условия службы специалиста и носят, как правило, компенсационный характер (должностной оклад, надбавки за особые условия муниципальной службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, доплаты за работу в особых климатических условиях, за совмещение должностей).
Дополнительная часть оплаты труда муниципального служащего включает выплаты стимулирующего характера, отражающие личное отношение к службе муниципального служащего (надбавки за выслугу лет, за классный чин, за почетные звания РФ и субъектов РФ, за ученую степень, ежемесячное денежное поощрение, премии).
Проведённый анализ позволяет сделать вывод, что система оплаты труда муниципальных служащих нуждается в пересмотре и реформировании.
Исходя из действующей в РФ нормативно-правовой базы по денежному содержанию муниципальных служащих, возможны три потенциальных пути совершенствования системы оплаты труда:
1) федеральная реформа - изменение законодательства на федеральном уровне, разработка единых стандартов по реформированию, методических рекомендаций и т.д.
2) региональная актуализация - актуализация денежного содержания на уровне каждого субъекта РФ самостоятельно исходя из видения ситуации и индивидуальных потребностей муниципалитетов региона;
3) местное совершенствование инструментов - точечная корректировка (уточнение) элементов системы оплаты труда муниципальных служащих в органах местного самоуправления конкретного муниципального образования региона в рамках дозволенной вариативной части, допущенной законами субъекта РФ.
В идеале все три вышеуказанных подхода должны быть реализованы в совокупности и взаимосвязано.
Ключевыми актуальными проблемами действующей системы оплаты труда муниципальных служащих являются:
- деформированность структуры денежного содержания (низкая доля должностного оклада в общей сумме выплат, большая величина вертикальной компрессии, отсутствие или незначительность стимулирующих составляющих в фондообразовании и т.д.);
- невысокая заработная плата, а именно наличие разрыва в оплате труда между муниципальными служащими и специалистами в коммерческом секторе экономики;
- отсутствие должной правовой регламентации по установлению конкретного размера любого элемента денежного содержания, имеющего минимальный и максимальный диапазон изменения (например, должностной оклад, надбавка за особые условия муниципальной службы);
- значительная нагрузка на расходную часть бюджета муниципального образования;
- низкая перспектива карьерного роста;
- отсутствие закреплённой связи между оплатой труда служащего и конкретными результатами его деятельности (показателя эффективности).
Основными приоритетными предложениями по реформированию и повышению эффективности системы оплаты труда муниципальных служащих
75
являются:
- увеличение относительной доли надбавок за выслугу лет и за классный чин в общей структуре денежного содержания;
- оптимизация управленческой структуры и предельной штатной численности муниципальных служащих;
- создание комиссии (рабочей группы) по вопросам денежного содержания муниципальных служащих;
- внедрение в структуру денежного содержания такого элемента как «социальный пакет» и распространение его на все категории служащих;
- разработка и принятие карты карьерного роста для каждой должности муниципальной службы;
- разработать систему грейдирования элементов оплаты труда;
- повсеместное внедрение принципа зависимости уровня оплаты труда муниципального служащего от его личной результативности (эффективности) деятельности, а также от достигнутых успехов органом местного самоуправления в целом.
Порядок реализации последнего предложения был подробно рассмотрен в данной работе на практике с помощью системы сбалансированных показателей. Данный подход позволяет каждому работнику понять стратегию органа, определить свой вклад в её реализацию и привести свои действия и планы в стратегическое соответствие. Материальным стимулом и поощрением выступает получение служащим полного или урезанного уровня ежемесячного денежного содержания (за счёт увеличения или уменьшения размера премирования).
Таким образом, при учете данных факторов система оплаты труда муниципальных служащих выйдет на новый уровень и продолжит эффективно функционировать.
Это невозможно без использования современных управленческих технологий, многие из которых применимы не только на коммерческих предприятиях, но и способны, при достаточно небольшой адаптации, существенно повысить эффективность муниципального управления и, как следствие, качество услуг (в широком их понимании), предоставляемых как самим органом местного самоуправления, так и муниципальными учреждениями (предприятиями) населению города, организациям и вышестоящим органам власти.
При использовании современных технологий менеджмента изменяется и сама система организации муниципальной службы. Внешняя среда города предопределяет выбор городской администрации в пользу новых управленческих технологий в сфере денежного содержания работников, так как политика государства в последнее время вынуждает решать муниципалитеты все более сложные задачи при сокращающемся финансировании.
Такой выбор диктует и потребитель услуг - горожанин, который за годы реформ все больше осознает, что может и хочет влиять на действия местных властей и не хочет платить посредством налогов за непонятную и непрозрачную деятельность. Горожанин готов нести расходы на содержание администрации только при условии высокоэффективной деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей.
При этом денежное содержание должно соотноситься на рынке труда с заработной платой работников соответствующей специальности и квалификации негосударственного (коммерческого) сектора экономики, обеспечивая привлекательность муниципальной службы и
конкурентоспособность муниципального образования как работодателя.
В соответствии с нормами действующего федерального законодательства неотъемлемыми составными частями денежного содержания муниципального служащего являются: должностной оклад, ежемесячные выплаты и иные дополнительные выплаты (конкретизируются законом субъекта РФ).
Если рассматривать оплату труда муниципальных служащих через структуру заработной платы работника в трудовом праве, то денежное содержание можно разделить на две части:
- основную;
- дополнительную.
Основная часть включает в себя выплаты, на которые имеет право любой муниципальный служащий без наличия каких-либо условий. Эти выплаты отражают уровень квалификации, условия службы специалиста и носят, как правило, компенсационный характер (должностной оклад, надбавки за особые условия муниципальной службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, доплаты за работу в особых климатических условиях, за совмещение должностей).
Дополнительная часть оплаты труда муниципального служащего включает выплаты стимулирующего характера, отражающие личное отношение к службе муниципального служащего (надбавки за выслугу лет, за классный чин, за почетные звания РФ и субъектов РФ, за ученую степень, ежемесячное денежное поощрение, премии).
Проведённый анализ позволяет сделать вывод, что система оплаты труда муниципальных служащих нуждается в пересмотре и реформировании.
Исходя из действующей в РФ нормативно-правовой базы по денежному содержанию муниципальных служащих, возможны три потенциальных пути совершенствования системы оплаты труда:
1) федеральная реформа - изменение законодательства на федеральном уровне, разработка единых стандартов по реформированию, методических рекомендаций и т.д.
2) региональная актуализация - актуализация денежного содержания на уровне каждого субъекта РФ самостоятельно исходя из видения ситуации и индивидуальных потребностей муниципалитетов региона;
3) местное совершенствование инструментов - точечная корректировка (уточнение) элементов системы оплаты труда муниципальных служащих в органах местного самоуправления конкретного муниципального образования региона в рамках дозволенной вариативной части, допущенной законами субъекта РФ.
В идеале все три вышеуказанных подхода должны быть реализованы в совокупности и взаимосвязано.
Ключевыми актуальными проблемами действующей системы оплаты труда муниципальных служащих являются:
- деформированность структуры денежного содержания (низкая доля должностного оклада в общей сумме выплат, большая величина вертикальной компрессии, отсутствие или незначительность стимулирующих составляющих в фондообразовании и т.д.);
- невысокая заработная плата, а именно наличие разрыва в оплате труда между муниципальными служащими и специалистами в коммерческом секторе экономики;
- отсутствие должной правовой регламентации по установлению конкретного размера любого элемента денежного содержания, имеющего минимальный и максимальный диапазон изменения (например, должностной оклад, надбавка за особые условия муниципальной службы);
- значительная нагрузка на расходную часть бюджета муниципального образования;
- низкая перспектива карьерного роста;
- отсутствие закреплённой связи между оплатой труда служащего и конкретными результатами его деятельности (показателя эффективности).
Основными приоритетными предложениями по реформированию и повышению эффективности системы оплаты труда муниципальных служащих
75
являются:
- увеличение относительной доли надбавок за выслугу лет и за классный чин в общей структуре денежного содержания;
- оптимизация управленческой структуры и предельной штатной численности муниципальных служащих;
- создание комиссии (рабочей группы) по вопросам денежного содержания муниципальных служащих;
- внедрение в структуру денежного содержания такого элемента как «социальный пакет» и распространение его на все категории служащих;
- разработка и принятие карты карьерного роста для каждой должности муниципальной службы;
- разработать систему грейдирования элементов оплаты труда;
- повсеместное внедрение принципа зависимости уровня оплаты труда муниципального служащего от его личной результативности (эффективности) деятельности, а также от достигнутых успехов органом местного самоуправления в целом.
Порядок реализации последнего предложения был подробно рассмотрен в данной работе на практике с помощью системы сбалансированных показателей. Данный подход позволяет каждому работнику понять стратегию органа, определить свой вклад в её реализацию и привести свои действия и планы в стратегическое соответствие. Материальным стимулом и поощрением выступает получение служащим полного или урезанного уровня ежемесячного денежного содержания (за счёт увеличения или уменьшения размера премирования).
Таким образом, при учете данных факторов система оплаты труда муниципальных служащих выйдет на новый уровень и продолжит эффективно функционировать.
Подобные работы
- Совершенствование системы мотивации труда муниципальных служащих
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - Организация оплаты труда муниципальных служащих в МБУ «Дирекция благоустройства города»
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Организация оплаты труда муниципальных служащих в МБУ «Дирекция благоустройства города»
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование системы оплаты труда в бюджетных учреждениях
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Анализ и совершенствование системы оплаты труда на примере Бирского межрайонного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование оплаты труда гидрометеорологических организаций
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Анализ и совершенствование системы оплаты труда на примере
Бирского межрайонного филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в
Республике Башкортостан»
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «БЕЛГОРОДСКИЙ РАЙОН» БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Система оплаты труда медицинских работников
Бакалаврская работа, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018



