ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ,СКЛОННЫМ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения оказания психологической помощи 9
подросткам, склонным к девиантному поведению
1.1 Девиантное поведение: понятие, виды, причины 9
1.2 Психологические особенности подростков, склонных к девиантному
поведению 15
1.3 Содержание психологической помощи подросткам, склонным к
девиантному поведению 26
2 Экспериментальное изучение оказания психологической помощи
подросткам, склонным к девиантному поведению 33
2.1 Организация и методы экспериментального исследования 33
2.2 Анализ результатов диагностики подростков 37
2.3 Рекомендации по оказанию психологической помощи подросткам,
склонным к девиантному поведению 54
Заключение 62
Список использованных источников 66
Приложение А. Тренинговые занятия для подростков, склонных к социально-обусловленному поведению 71
Приложение Б. Программа профилактических занятий «SOS» для подростков, склонных к саморазрушающему поведению 80
Приложение В. Интерактивные упражнения, дыхательные релаксационные техники и техники визуализации для профилактики агрессивного поведения у подростков 86
Приложение Г. Программа тренинга «Живое общение» для подростков, склонных к зависимости от социальных сетей, игровой и телевизионной зависимости 91
Приложение Д. Тренинг профилактики правонарушений с основами правовых знаний 106
1 Теоретические аспекты изучения оказания психологической помощи 9
подросткам, склонным к девиантному поведению
1.1 Девиантное поведение: понятие, виды, причины 9
1.2 Психологические особенности подростков, склонных к девиантному
поведению 15
1.3 Содержание психологической помощи подросткам, склонным к
девиантному поведению 26
2 Экспериментальное изучение оказания психологической помощи
подросткам, склонным к девиантному поведению 33
2.1 Организация и методы экспериментального исследования 33
2.2 Анализ результатов диагностики подростков 37
2.3 Рекомендации по оказанию психологической помощи подросткам,
склонным к девиантному поведению 54
Заключение 62
Список использованных источников 66
Приложение А. Тренинговые занятия для подростков, склонных к социально-обусловленному поведению 71
Приложение Б. Программа профилактических занятий «SOS» для подростков, склонных к саморазрушающему поведению 80
Приложение В. Интерактивные упражнения, дыхательные релаксационные техники и техники визуализации для профилактики агрессивного поведения у подростков 86
Приложение Г. Программа тренинга «Живое общение» для подростков, склонных к зависимости от социальных сетей, игровой и телевизионной зависимости 91
Приложение Д. Тренинг профилактики правонарушений с основами правовых знаний 106
Актуальность исследования. В сегодняшнем современном обществе существует проблема девиантного поведения личности, обусловленная масштабностью, многообразием и глобальностью его проявлений. Особенно острой проблема девиантного поведения является в подростковом возрасте.
По данным статистики МВД в России за период с января по март 2017 года 9506 преступлений совершено несовершеннолетними подростками или при их соучастии [36]. По данным Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красноярского края «.за январь - сентябрь 2016 года несовершеннолетними подростками совершено 690 общественно-опасных деяний, участниками которых стали 832 подростка, из них 649 не достигли возраста 14 лет» [13, с.1].
Подростковый период - это нелегкий кризисный период развития. Именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих превенции девиантного поведения. Поэтому чрезвычайно важным является оказание своевременной психологической помощи подросткам, склонным к девиантному поведению, в направлении психологической превенции, целью которой является психопрофилактика и предупреждение отклоняющегося поведения в подростковой среде.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах содержания психологической помощи подросткам, склонным к девиантному поведению.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: психологическая помощь подросткам, склонным к девиантному поведению.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что склонность к девиантному поведению у подростков проявляется через склонность к социально-обусловленному, делинквентному, агрессивному, аддиктивному и самоповреждающему поведению. Это и будет определять направления психологической помощи таким подросткам.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования; рассмотреть понятие, причины и виды девиантного поведения; охарактеризовать психологические особенности подростков, склонных к девиантному поведению; раскрыть содержание психологической помощи подросткам, склонным к девиантному поведению.
2. Подобрать диагностические методики для исследования склонности к девиантному поведению у подростков; провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
3. Исходя из результатов диагностики, разработать рекомендации по оказанию психологической помощи подросткам, склонным к девиантному поведению.
В процессе исследования мы использовали следующие методы:
1) теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: тестирование («Тест СДП (склонность к девиантному поведению)», разработанный Э.В. Леусом, А.Г. Соловьевым; «Тест на зависимость (аддикцию)» Г.В. Лозовой).
3) количественный и качественный анализ результатов диагностики.
Теоретическими и методологическими основаниями выпускной квалификационной работы послужили исследования в области психологии девиантного поведения (Змановская Е.В., Менделевич В.Д., и др.); работы в области изучения особенностей подростков с девиантным поведением (Гербут К.А., Разживина Н.В., Родермель Т.А. и др.).
Экспериментальная база исследования - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Лесосибирска» Красноярского края. В экспериментальной работе приняли участие обучающиеся девятых классов.
Средний возраст испытуемых - 15 лет. Выборка исследования составила 44 респондента.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (ноябрь 2016 г. - февраль 2017 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы.
Второй этап (март - апрель 2017 г.) - проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов.
Третий этап (май - июнь 2017 г.) - разработка рекомендаций по оказанию психологической помощи подросткам, склонным к девиантному поведению; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме оказания психологической помощи подросткам, склонным к девиантному поведению; выделены особенности девиантного поведения, свойственные подросткам; охарактеризованы особенности оказания психологической помощи подросткам с девиантным поведением; разработаны рекомендации по оказанию психологической помощи подросткам, склонным к девиантному поведению. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям. А также, представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Результаты исследования апробированы на IX Международной научно-практической конференции «Проблемы формирования единого научного пространства» (г. Волгоград, 5 мая 2017 г.). По теме выпускной квалификационной работы опубликована статья.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (45 наименований) и приложений. Результаты исследования представлены в 2 таблицах и 2 рисунках. Объем работы составляет 70 страниц.
По данным статистики МВД в России за период с января по март 2017 года 9506 преступлений совершено несовершеннолетними подростками или при их соучастии [36]. По данным Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красноярского края «.за январь - сентябрь 2016 года несовершеннолетними подростками совершено 690 общественно-опасных деяний, участниками которых стали 832 подростка, из них 649 не достигли возраста 14 лет» [13, с.1].
Подростковый период - это нелегкий кризисный период развития. Именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих превенции девиантного поведения. Поэтому чрезвычайно важным является оказание своевременной психологической помощи подросткам, склонным к девиантному поведению, в направлении психологической превенции, целью которой является психопрофилактика и предупреждение отклоняющегося поведения в подростковой среде.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах содержания психологической помощи подросткам, склонным к девиантному поведению.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: психологическая помощь подросткам, склонным к девиантному поведению.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что склонность к девиантному поведению у подростков проявляется через склонность к социально-обусловленному, делинквентному, агрессивному, аддиктивному и самоповреждающему поведению. Это и будет определять направления психологической помощи таким подросткам.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования; рассмотреть понятие, причины и виды девиантного поведения; охарактеризовать психологические особенности подростков, склонных к девиантному поведению; раскрыть содержание психологической помощи подросткам, склонным к девиантному поведению.
2. Подобрать диагностические методики для исследования склонности к девиантному поведению у подростков; провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
3. Исходя из результатов диагностики, разработать рекомендации по оказанию психологической помощи подросткам, склонным к девиантному поведению.
В процессе исследования мы использовали следующие методы:
1) теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: тестирование («Тест СДП (склонность к девиантному поведению)», разработанный Э.В. Леусом, А.Г. Соловьевым; «Тест на зависимость (аддикцию)» Г.В. Лозовой).
3) количественный и качественный анализ результатов диагностики.
Теоретическими и методологическими основаниями выпускной квалификационной работы послужили исследования в области психологии девиантного поведения (Змановская Е.В., Менделевич В.Д., и др.); работы в области изучения особенностей подростков с девиантным поведением (Гербут К.А., Разживина Н.В., Родермель Т.А. и др.).
Экспериментальная база исследования - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Лесосибирска» Красноярского края. В экспериментальной работе приняли участие обучающиеся девятых классов.
Средний возраст испытуемых - 15 лет. Выборка исследования составила 44 респондента.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (ноябрь 2016 г. - февраль 2017 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы.
Второй этап (март - апрель 2017 г.) - проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов.
Третий этап (май - июнь 2017 г.) - разработка рекомендаций по оказанию психологической помощи подросткам, склонным к девиантному поведению; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме оказания психологической помощи подросткам, склонным к девиантному поведению; выделены особенности девиантного поведения, свойственные подросткам; охарактеризованы особенности оказания психологической помощи подросткам с девиантным поведением; разработаны рекомендации по оказанию психологической помощи подросткам, склонным к девиантному поведению. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям. А также, представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Результаты исследования апробированы на IX Международной научно-практической конференции «Проблемы формирования единого научного пространства» (г. Волгоград, 5 мая 2017 г.). По теме выпускной квалификационной работы опубликована статья.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (45 наименований) и приложений. Результаты исследования представлены в 2 таблицах и 2 рисунках. Объем работы составляет 70 страниц.
Девиантное (отклоняющееся) поведение - это устойчивое поведение личности, которое отклоняется от социальных норм, причиняет ущерб обществу или самой личности и сопровождается социальной дезадаптацией.
На основе анализа литературы по теме выпускной квалификационной работы, мы определили, что под склонностью к девиантному поведению понимается «.предрасположенность личности к нарушению социально-принятых норм поведения, обусловленная совокупностью внутренне и внешне обусловленных факторов, и проявляющаяся в избирательной направленности личности на выполнение социально-неодобряемых действий, демонстрацию негативных личностных характеристик, готовность противопоставлять себя другим субъектам в различных системах отношений, вызванная биологическими, социальными или психологическими причинами».
Существуют различные классификации видов девиантного поведения. Так, В.Д. Менделевич разделяет девиантное поведение на пять типов: делинквентное, патохарактерологическое, психопатологическое,
аддиктивное и отклонения в поведении на базе гиперспособностей. Автор Р.В. Овчарова выделяет две основные категории девиантного поведения: патологическое и асоциальное, которое подразделяет на делинквентное и криминальное. В классификации поведенческих отклонений Е.В. Змановской выделяется три группы девиантного поведения: антисоциальное, асоциальное, аутодеструктивное.
Фактором риска для развития девиантного поведения является подростковый период развития личности. Целый ряд особенностей подросткового возраста является «благодатной почвой» для формирования проявлений девиантности. Это и повышенный эгоцентризм; и тяга к сопротивлению и протесту; и амбивалентность характера; и стремление к риску и независимости; и незрелость нравственных убеждений; и кризис идентичности; и негативная или несформированная «Я-концепция»; и гипертрофированные поведенческие реакции (эмансипации, группирования, увлечения, сексуальные и др.).
Под девиантным поведением подростков, соглашаясь с позицией А.В. Прялухиной и Л.Г. Лаптева, мы понимаем «.негативное социальное явление, отражающее нарушения социальной регуляции поведения, проявляющееся в деформации личности и выражающееся в различных формах социальной патологии (безнадзорность, аддиктивность, суицид и пр.)».
Разделяя позицию Н.В. Разживиной, склонность подростка к девиантному поведению мы рассматриваем как его предрасположенность к нарушению социально-принятых норм, обусловленную биологическими, социальными или психологическими причинами, и проявляющуюся в демонстрации негативных личностных характеристик, готовности противопоставлять себя другим, социально-неодобряемых действиях.
Нами было проведено экспериментальное исследование склонности к девиантному поведению у подростков МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Лесосибирска» Красноярского края. В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что у 27,3 % подростков сформирована модель социально обусловленного поведения; что может свидетельствовать о слишком тесном слиянии с референтной группой, и может привести к зависимости от других людей. Для 2,3 % подростков свойственна склонность к делинквентному поведению; у 4,5 % испытуемых сформирована модель агрессивного поведения; у 9,1 % респондентов диагностирована склонность к самоповреждающему поведению. Для 2,3 % испытуемых характерна высокая степень склонности к алкогольной зависимости и 2,3 % респондентов - к зависимости от курения. Для 6,8 % подростков свойственная высокая степень склонности к телевизионной и игровой аддикциям. У 9,1 % испытуемых обнаружена высокая степень склонности к зависимости от социальных сетей. В обследованной группе подростков не выявлена высокая степень склонности к трудовой, религиозной, любовной, пищевой, лекарственной, наркотической и сексуальной аддикциям, а также к склонности к зависимости от здорового образа жизни.
По результатам диагностического обследования нами была выделена группа подростков, в которую включены 20 испытуемых, склонных к девиантному поведению: 27,3 % (12 чел.) со склонностью к социально обусловленному поведению; 9,1 % (4 чел.) со склонностью к самоповреждающему поведению; 4,5 % (2 чел.) со склонностью к агрессивному поведению; 2,3 % (1 чел.) со склонностью к делинквентному поведению; 9,1 % (4 чел.) со склонностью к зависимости от социальных сетей; 6,8 % (3 чел.) со склонностью к игровой и 6,8 % (3 чел.) к телевизионной зависимости; 2,3 % (1 чел.) со склонностью к алкогольной зависимости; 2,3 (1 чел.) со склонностью к зависимости от курения.
На основании полученных диагностических результатов для подростков, склонных к девиантному поведению, нами были составлены рекомендации по оказанию им психологической помощи. Нами было выбрано превентивное направление психологической помощи, которое предусматривает психопрофилактическую работу с подростками.
Для группы подростков, склонных к социально обусловленному поведению, мы предлагаем проведение групповых тренинговых занятий, направленных на формирование у подростков положительного отношения к себе и окружающим; осознание своих особенностей и отличий от других.
С группой подростков, склонных к самоповреждающему поведению, мы рекомендуем проведение профилактических занятий по программе «SOS», разработанной специалистами Витебского областного института развития образования, целью которой является формирование у подростков жизненных целей и профилактика суицидального поведения.
Оказание психологической помощи подросткам, склонным к агрессивному поведению возможно, на наш взгляд, посредством организации
Для подростков, склонных к зависимости от социальных сетей, к игровой и телевизионной зависимости, целесообразно включение в группу социально-психологического тренинга «Живое общение», направленного на снятие коммуникативных барьеров; овладение приемами межличностного взаимодействия.
Психологическая помощь подросткам, склонным к делинквентному поведению, может быть оказана в форме психопрофилактической беседы с целью информирования о правах и обязанностях, причинах и последствиях правонарушений; а также проведения специальных упражнений, направленных на формирование у подростков ответственности за свои поступки. С подростками, склонными к делинквентному поведению, можно также рекомендовать проведение «Тренинга профилактики правонарушений с основами правовых знаний» (авт. Г.И. Макартычева).
Психологическая помощь подросткам, склонным к алкогольной зависимости и зависимости от курения может быть оказана в форме индивидуальной профилактической беседы с целью информирования о вреде курения и употребления алкоголя; описания и демонстрации примеров последствий этих пагубных привычек.
По нашему мнению, рекомендации, составленные с учетом выявленных у подростков склонностей к девиантному поведению, позволят оказать им психологическую помощь.
Таким образом, можем сделать вывод, что все задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы; цель исследования достигнута.
На основе анализа литературы по теме выпускной квалификационной работы, мы определили, что под склонностью к девиантному поведению понимается «.предрасположенность личности к нарушению социально-принятых норм поведения, обусловленная совокупностью внутренне и внешне обусловленных факторов, и проявляющаяся в избирательной направленности личности на выполнение социально-неодобряемых действий, демонстрацию негативных личностных характеристик, готовность противопоставлять себя другим субъектам в различных системах отношений, вызванная биологическими, социальными или психологическими причинами».
Существуют различные классификации видов девиантного поведения. Так, В.Д. Менделевич разделяет девиантное поведение на пять типов: делинквентное, патохарактерологическое, психопатологическое,
аддиктивное и отклонения в поведении на базе гиперспособностей. Автор Р.В. Овчарова выделяет две основные категории девиантного поведения: патологическое и асоциальное, которое подразделяет на делинквентное и криминальное. В классификации поведенческих отклонений Е.В. Змановской выделяется три группы девиантного поведения: антисоциальное, асоциальное, аутодеструктивное.
Фактором риска для развития девиантного поведения является подростковый период развития личности. Целый ряд особенностей подросткового возраста является «благодатной почвой» для формирования проявлений девиантности. Это и повышенный эгоцентризм; и тяга к сопротивлению и протесту; и амбивалентность характера; и стремление к риску и независимости; и незрелость нравственных убеждений; и кризис идентичности; и негативная или несформированная «Я-концепция»; и гипертрофированные поведенческие реакции (эмансипации, группирования, увлечения, сексуальные и др.).
Под девиантным поведением подростков, соглашаясь с позицией А.В. Прялухиной и Л.Г. Лаптева, мы понимаем «.негативное социальное явление, отражающее нарушения социальной регуляции поведения, проявляющееся в деформации личности и выражающееся в различных формах социальной патологии (безнадзорность, аддиктивность, суицид и пр.)».
Разделяя позицию Н.В. Разживиной, склонность подростка к девиантному поведению мы рассматриваем как его предрасположенность к нарушению социально-принятых норм, обусловленную биологическими, социальными или психологическими причинами, и проявляющуюся в демонстрации негативных личностных характеристик, готовности противопоставлять себя другим, социально-неодобряемых действиях.
Нами было проведено экспериментальное исследование склонности к девиантному поведению у подростков МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Лесосибирска» Красноярского края. В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что у 27,3 % подростков сформирована модель социально обусловленного поведения; что может свидетельствовать о слишком тесном слиянии с референтной группой, и может привести к зависимости от других людей. Для 2,3 % подростков свойственна склонность к делинквентному поведению; у 4,5 % испытуемых сформирована модель агрессивного поведения; у 9,1 % респондентов диагностирована склонность к самоповреждающему поведению. Для 2,3 % испытуемых характерна высокая степень склонности к алкогольной зависимости и 2,3 % респондентов - к зависимости от курения. Для 6,8 % подростков свойственная высокая степень склонности к телевизионной и игровой аддикциям. У 9,1 % испытуемых обнаружена высокая степень склонности к зависимости от социальных сетей. В обследованной группе подростков не выявлена высокая степень склонности к трудовой, религиозной, любовной, пищевой, лекарственной, наркотической и сексуальной аддикциям, а также к склонности к зависимости от здорового образа жизни.
По результатам диагностического обследования нами была выделена группа подростков, в которую включены 20 испытуемых, склонных к девиантному поведению: 27,3 % (12 чел.) со склонностью к социально обусловленному поведению; 9,1 % (4 чел.) со склонностью к самоповреждающему поведению; 4,5 % (2 чел.) со склонностью к агрессивному поведению; 2,3 % (1 чел.) со склонностью к делинквентному поведению; 9,1 % (4 чел.) со склонностью к зависимости от социальных сетей; 6,8 % (3 чел.) со склонностью к игровой и 6,8 % (3 чел.) к телевизионной зависимости; 2,3 % (1 чел.) со склонностью к алкогольной зависимости; 2,3 (1 чел.) со склонностью к зависимости от курения.
На основании полученных диагностических результатов для подростков, склонных к девиантному поведению, нами были составлены рекомендации по оказанию им психологической помощи. Нами было выбрано превентивное направление психологической помощи, которое предусматривает психопрофилактическую работу с подростками.
Для группы подростков, склонных к социально обусловленному поведению, мы предлагаем проведение групповых тренинговых занятий, направленных на формирование у подростков положительного отношения к себе и окружающим; осознание своих особенностей и отличий от других.
С группой подростков, склонных к самоповреждающему поведению, мы рекомендуем проведение профилактических занятий по программе «SOS», разработанной специалистами Витебского областного института развития образования, целью которой является формирование у подростков жизненных целей и профилактика суицидального поведения.
Оказание психологической помощи подросткам, склонным к агрессивному поведению возможно, на наш взгляд, посредством организации
Для подростков, склонных к зависимости от социальных сетей, к игровой и телевизионной зависимости, целесообразно включение в группу социально-психологического тренинга «Живое общение», направленного на снятие коммуникативных барьеров; овладение приемами межличностного взаимодействия.
Психологическая помощь подросткам, склонным к делинквентному поведению, может быть оказана в форме психопрофилактической беседы с целью информирования о правах и обязанностях, причинах и последствиях правонарушений; а также проведения специальных упражнений, направленных на формирование у подростков ответственности за свои поступки. С подростками, склонными к делинквентному поведению, можно также рекомендовать проведение «Тренинга профилактики правонарушений с основами правовых знаний» (авт. Г.И. Макартычева).
Психологическая помощь подросткам, склонным к алкогольной зависимости и зависимости от курения может быть оказана в форме индивидуальной профилактической беседы с целью информирования о вреде курения и употребления алкоголя; описания и демонстрации примеров последствий этих пагубных привычек.
По нашему мнению, рекомендации, составленные с учетом выявленных у подростков склонностей к девиантному поведению, позволят оказать им психологическую помощь.
Таким образом, можем сделать вывод, что все задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы; цель исследования достигнута.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ,
СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Технологии социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическое сопровождение подростков,склонных к девиантному поведению
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Изучение личностных характеристик подростков, склонных к девиантному поведению
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ, ПОПАВШИМ В ТРУДНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2021 - СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ,
СКЛОННЫМИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Жизненные перспективы подростков склонных к виктимному
поведению
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2018



