Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения оказания психологической помощи 9
подросткам, склонным к девиантному поведению
1.1 Девиантное поведение: понятие, виды, причины 9
1.2 Психологические особенности подростков, склонных к девиантному
поведению 15
1.3 Содержание психологической помощи подросткам, склонным к
девиантному поведению 26
2 Экспериментальное изучение оказания психологической помощи
подросткам, склонным к девиантному поведению 33
2.1 Организация и методы экспериментального исследования 33
2.2 Анализ результатов диагностики подростков 37
2.3 Рекомендации по оказанию психологической помощи подросткам,
склонным к девиантному поведению 54
Заключение 62
Список использованных источников 66
Приложение А. Тренинговые занятия для подростков, склонных к социально-обусловленному поведению 71
Приложение Б. Программа профилактических занятий «SOS» для подростков, склонных к саморазрушающему поведению 80
Приложение В. Интерактивные упражнения, дыхательные релаксационные техники и техники визуализации для профилактики агрессивного поведения у подростков 86
Приложение Г. Программа тренинга «Живое общение» для подростков, склонных к зависимости от социальных сетей, игровой и телевизионной зависимости 91
Приложение Д. Тренинг профилактики правонарушений с основами правовых знаний 106
Актуальность исследования. В сегодняшнем современном обществе существует проблема девиантного поведения личности, обусловленная масштабностью, многообразием и глобальностью его проявлений. Особенно острой проблема девиантного поведения является в подростковом возрасте.
По данным статистики МВД в России за период с января по март 2017 года 9506 преступлений совершено несовершеннолетними подростками или при их соучастии [36]. По данным Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красноярского края «.за январь - сентябрь 2016 года несовершеннолетними подростками совершено 690 общественно-опасных деяний, участниками которых стали 832 подростка, из них 649 не достигли возраста 14 лет» [13, с.1].
Подростковый период - это нелегкий кризисный период развития. Именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих превенции девиантного поведения. Поэтому чрезвычайно важным является оказание своевременной психологической помощи подросткам, склонным к девиантному поведению, в направлении психологической превенции, целью которой является психопрофилактика и предупреждение отклоняющегося поведения в подростковой среде.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах содержания психологической помощи подросткам, склонным к девиантному поведению.
Объект исследования: девиантное поведение.
Предмет исследования: психологическая помощь подросткам, склонным к девиантному поведению.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что склонность к девиантному поведению у подростков проявляется через склонность к социально-обусловленному, делинквентному, агрессивному, аддиктивному и самоповреждающему поведению. Это и будет определять направления психологической помощи таким подросткам.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по теме исследования; рассмотреть понятие, причины и виды девиантного поведения; охарактеризовать психологические особенности подростков, склонных к девиантному поведению; раскрыть содержание психологической помощи подросткам, склонным к девиантному поведению.
2. Подобрать диагностические методики для исследования склонности к девиантному поведению у подростков; провести констатирующий эксперимент и проанализировать полученные результаты.
3. Исходя из результатов диагностики, разработать рекомендации по оказанию психологической помощи подросткам, склонным к девиантному поведению.
В процессе исследования мы использовали следующие методы:
1) теоретические: анализ литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: тестирование («Тест СДП (склонность к девиантному поведению)», разработанный Э.В. Леусом, А.Г. Соловьевым; «Тест на зависимость (аддикцию)» Г.В. Лозовой).
3) количественный и качественный анализ результатов диагностики.
Теоретическими и методологическими основаниями выпускной квалификационной работы послужили исследования в области психологии девиантного поведения (Змановская Е.В., Менделевич В.Д., и др.); работы в области изучения особенностей подростков с девиантным поведением (Гербут К.А., Разживина Н.В., Родермель Т.А. и др.).
Экспериментальная база исследования - МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Лесосибирска» Красноярского края. В экспериментальной работе приняли участие обучающиеся девятых классов.
Средний возраст испытуемых - 15 лет. Выборка исследования составила 44 респондента.
Исследование осуществлялось в несколько этапов:
Первый этап (ноябрь 2016 г. - февраль 2017 г.) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования; отработка понятийного аппарата исследования; постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования; выбор методов исследования; оформление теоретической главы выпускной квалификационной работы.
Второй этап (март - апрель 2017 г.) - проведение констатирующего эксперимента; количественный и качественный анализ результатов.
Третий этап (май - июнь 2017 г.) - разработка рекомендаций по оказанию психологической помощи подросткам, склонным к девиантному поведению; оформление выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме оказания психологической помощи подросткам, склонным к девиантному поведению; выделены особенности девиантного поведения, свойственные подросткам; охарактеризованы особенности оказания психологической помощи подросткам с девиантным поведением; разработаны рекомендации по оказанию психологической помощи подросткам, склонным к девиантному поведению. Полученные в ходе исследования данные можно использовать педагогам, психологам, родителям. А также, представленный нами материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Результаты исследования апробированы на IX Международной научно-практической конференции «Проблемы формирования единого научного пространства» (г. Волгоград, 5 мая 2017 г.). По теме выпускной квалификационной работы опубликована статья.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (45 наименований) и приложений. Результаты исследования представлены в 2 таблицах и 2 рисунках. Объем работы составляет 70 страниц.
Девиантное (отклоняющееся) поведение - это устойчивое поведение личности, которое отклоняется от социальных норм, причиняет ущерб обществу или самой личности и сопровождается социальной дезадаптацией.
На основе анализа литературы по теме выпускной квалификационной работы, мы определили, что под склонностью к девиантному поведению понимается «.предрасположенность личности к нарушению социально-принятых норм поведения, обусловленная совокупностью внутренне и внешне обусловленных факторов, и проявляющаяся в избирательной направленности личности на выполнение социально-неодобряемых действий, демонстрацию негативных личностных характеристик, готовность противопоставлять себя другим субъектам в различных системах отношений, вызванная биологическими, социальными или психологическими причинами».
Существуют различные классификации видов девиантного поведения. Так, В.Д. Менделевич разделяет девиантное поведение на пять типов: делинквентное, патохарактерологическое, психопатологическое,
аддиктивное и отклонения в поведении на базе гиперспособностей. Автор Р.В. Овчарова выделяет две основные категории девиантного поведения: патологическое и асоциальное, которое подразделяет на делинквентное и криминальное. В классификации поведенческих отклонений Е.В. Змановской выделяется три группы девиантного поведения: антисоциальное, асоциальное, аутодеструктивное.
Фактором риска для развития девиантного поведения является подростковый период развития личности. Целый ряд особенностей подросткового возраста является «благодатной почвой» для формирования проявлений девиантности. Это и повышенный эгоцентризм; и тяга к сопротивлению и протесту; и амбивалентность характера; и стремление к риску и независимости; и незрелость нравственных убеждений; и кризис идентичности; и негативная или несформированная «Я-концепция»; и гипертрофированные поведенческие реакции (эмансипации, группирования, увлечения, сексуальные и др.).
Под девиантным поведением подростков, соглашаясь с позицией А.В. Прялухиной и Л.Г. Лаптева, мы понимаем «.негативное социальное явление, отражающее нарушения социальной регуляции поведения, проявляющееся в деформации личности и выражающееся в различных формах социальной патологии (безнадзорность, аддиктивность, суицид и пр.)».
Разделяя позицию Н.В. Разживиной, склонность подростка к девиантному поведению мы рассматриваем как его предрасположенность к нарушению социально-принятых норм, обусловленную биологическими, социальными или психологическими причинами, и проявляющуюся в демонстрации негативных личностных характеристик, готовности противопоставлять себя другим, социально-неодобряемых действиях.
Нами было проведено экспериментальное исследование склонности к девиантному поведению у подростков МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Лесосибирска» Красноярского края. В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что у 27,3 % подростков сформирована модель социально обусловленного поведения; что может свидетельствовать о слишком тесном слиянии с референтной группой, и может привести к зависимости от других людей. Для 2,3 % подростков свойственна склонность к делинквентному поведению; у 4,5 % испытуемых сформирована модель агрессивного поведения; у 9,1 % респондентов диагностирована склонность к самоповреждающему поведению. Для 2,3 % испытуемых характерна высокая степень склонности к алкогольной зависимости и 2,3 % респондентов - к зависимости от курения. Для 6,8 % подростков свойственная высокая степень склонности к телевизионной и игровой аддикциям. У 9,1 % испытуемых обнаружена высокая степень склонности к зависимости от социальных сетей. В обследованной группе подростков не выявлена высокая степень склонности к трудовой, религиозной, любовной, пищевой, лекарственной, наркотической и сексуальной аддикциям, а также к склонности к зависимости от здорового образа жизни.
По результатам диагностического обследования нами была выделена группа подростков, в которую включены 20 испытуемых, склонных к девиантному поведению: 27,3 % (12 чел.) со склонностью к социально обусловленному поведению; 9,1 % (4 чел.) со склонностью к самоповреждающему поведению; 4,5 % (2 чел.) со склонностью к агрессивному поведению; 2,3 % (1 чел.) со склонностью к делинквентному поведению; 9,1 % (4 чел.) со склонностью к зависимости от социальных сетей; 6,8 % (3 чел.) со склонностью к игровой и 6,8 % (3 чел.) к телевизионной зависимости; 2,3 % (1 чел.) со склонностью к алкогольной зависимости; 2,3 (1 чел.) со склонностью к зависимости от курения.
На основании полученных диагностических результатов для подростков, склонных к девиантному поведению, нами были составлены рекомендации по оказанию им психологической помощи. Нами было выбрано превентивное направление психологической помощи, которое предусматривает психопрофилактическую работу с подростками.
Для группы подростков, склонных к социально обусловленному поведению, мы предлагаем проведение групповых тренинговых занятий, направленных на формирование у подростков положительного отношения к себе и окружающим; осознание своих особенностей и отличий от других.
С группой подростков, склонных к самоповреждающему поведению, мы рекомендуем проведение профилактических занятий по программе «SOS», разработанной специалистами Витебского областного института развития образования, целью которой является формирование у подростков жизненных целей и профилактика суицидального поведения.
Оказание психологической помощи подросткам, склонным к агрессивному поведению возможно, на наш взгляд, посредством организации
Для подростков, склонных к зависимости от социальных сетей, к игровой и телевизионной зависимости, целесообразно включение в группу социально-психологического тренинга «Живое общение», направленного на снятие коммуникативных барьеров; овладение приемами межличностного взаимодействия.
Психологическая помощь подросткам, склонным к делинквентному поведению, может быть оказана в форме психопрофилактической беседы с целью информирования о правах и обязанностях, причинах и последствиях правонарушений; а также проведения специальных упражнений, направленных на формирование у подростков ответственности за свои поступки. С подростками, склонными к делинквентному поведению, можно также рекомендовать проведение «Тренинга профилактики правонарушений с основами правовых знаний» (авт. Г.И. Макартычева).
Психологическая помощь подросткам, склонным к алкогольной зависимости и зависимости от курения может быть оказана в форме индивидуальной профилактической беседы с целью информирования о вреде курения и употребления алкоголя; описания и демонстрации примеров последствий этих пагубных привычек.
По нашему мнению, рекомендации, составленные с учетом выявленных у подростков склонностей к девиантному поведению, позволят оказать им психологическую помощь.
Таким образом, можем сделать вывод, что все задачи, поставленные нами в выпускной квалификационной работе, успешно реализованы; цель исследования достигнута.
1. Блясова, И. Ю. Теоретико-методологические основы профилактики девиантного поведения подростков в социокультурной среде региона: дис. . д-ра пед. наук: 13.00.05 [Электронный ресурс] / Блясова Ирина Юрьевна. - Челябинск, 2016. - 523 с. - Режим доступа:http://www.dslib.net/
2. Большой психологический словарь [Электронный ресурс] / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - Москва : АСТ, 2009. - 816 с. - Режим доступа:http://www.alleng.ru/d/psy/psy013.htm
3. Бюллетень Всемирной организации здравоохранения [Электронный ресурс]. - 2015. - Вып. 93, № 1. - С. 14-16. - Режим доступа: http://www.who.int/bulletin/
4. Воробьева, Т. В. Профилактика зависимости от ПАВ. Руководство по разработке и внедрению программ формирования жизненных навыков у подростков группы риска / Т. В. Воробьева, А. В. Ялтонская. - Москва : УНП ООН, 2013. - 64 с.
5. Гайфутдинова, А. М. Основные тенденции по профилактике и преодолению девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] / А. М. Гайфутдинова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. - № 4. - С. 81-83. - Режим доступа: https://elibrary.ru/
6. Гербут, К. А. Педагогические условия профилактики девиантного поведения старшеклассников: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.01 [Электронный ресурс] / Гербут Кирилл Анатольевич. - Москва, 2012. - 23 с.
- Режим доступа:http://www.dslib.net/
7. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. - Минск : Харвест, 1998. - 800 с.
8. Дроздецкая, И. А. Особенности социально-педагогического сопровождения подростков с девиантным поведением / И. А. Дроздецкая. - Санкт-Петербург : Питер, 2016. - 160 с.
9. Дубинин, С. Н. Психологические детерминанты и механизмы коррекции девиантного поведения личности: автореф. . дис. докт. психол. наук: 19.00.07, 19.00.10 [Электронный ресурс] / Дубинин Сергей Николаевич. - Нижний Новгород, 2011. - 50 с. - Режим доступа:http://dissland.com/
10. Духновский, С. В. Подросток в трудной жизненной ситуации. Психологическое сопровождение и помощь / С. В. Духновский. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2009. - 167 с.
11. Змановская, Е. В. Девиантология / Е. В. Змановская. - Москва : Академия, 2013. - 288 с.
12. Зязюлькин, П. В. Психолого-педагогическая помощь детям в кризисных ситуациях: методические материалы [Электронный ресурс] / П. В. Зязюлькин. - Витебск : ГУО «Витебский областной институт развития образования». 2009. - Режим доступа:http://www.vashpsixolog.ru/
13. Информационно-аналитическая справка о состоянии правонарушений (общественно опасных деяний) среди несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности [Электронный ресурс] // Приложение № 1 к Постановлению комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Красноярского края от 01.11.2016 № 167-кдн. - Режим доступа:http://www.krskstate.ru/kdns/
14. Информационный бюллетень документационного центра ВОЗ [Электронный ресурс]. - 2014. - № 2. - С. 2-4. - Режим доступа: http://whodc.mednet.ru/
15. Кудрявцев, В. Н. Правовое поведение: норма и патология: монография / В. Н. Кудрявцев. - Москва : Наука, 1982. - 287 с.
16. Леус Э. В. Тест СДП (склонность к девиантному поведению) [Электронный ресурс] / Э. В. Леус, А. Г. Соловьев. - Режим доступа: http://psytests.org/test.html
17. Лозовая, Г. В. Тест на зависимость (аддикцию) [Электронный ресурс] / Г. В. Лозовая. - Режим доступа:http://psychok.net/testy/
18. Майсак, Н. В. Диагностика и коррекция личностных особенностей подростков с девиантным поведением: монография / Н. В. Майсак. - Астрахань : Издательский дом «Астраханский университет, 2009. - 167 с.
19. Макартычева, Г. И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей / Г. И. Макартычева. - Санкт-Петербург : Речь, 2015. - 368 с.
20. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. - Москва : Издательский дом «Городец», 2016. - 392 с.
21. Миронов, Д. Д. Сущность понятия «девиантное поведение подростков» / Д. Д. Миронов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2016. - № 10. - С. 70-74.
22. Мицык, Т. А. Девиантное поведение подростков как следствие неблагополучного взросления / Т. А. Мицык // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2016. - № 2. - С. 125-139.
23. Невский, И. А. Подростки группы риска в школе: монография / И. А. Невский. - Москва : Наука, 2011. - 112 с.
24. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова. - Москва : Академия, 2013. - 448 с.
25. Пантюхина, Е. В. Рекомендации по профилактике девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] / Е. В. Пантюхина // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2017/
26. Петрусевич, Д. Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков / Д. Ф. Петрусевич // Вестник ТГПУ. - 2013. - Вып. 6 (108). - С. 195-198.
27. Петрушин, С. В. Психологическая мастерская / С. В. Петрушин. - Санкт-Петербург : Речь, 2015. - 196 с.
28. Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков / Н. М. Платонова. - Санкт-Петербург : Речь, 2016. - 336 с.
29. Программа тренинга «Живое общение» для подростков [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://trepsy.net/training/
30. Прялухина, А. В. Проблемы развития девиантной личности подростков / А. В. Прялухина, Л. Г. Лаптев // Человеческий капитал. - 2017. - № 3 (99). - С. 88-90.
31. Разживина, Н. В. Особенности личностных диспозиций подростков, склонных к девиантному поведению, в условиях общеобразовательной школы / Н. В. Разживина // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2013. - № 11/3. - С. 41-44.
32. Разживина, Н. В. Особенности личностных диспозиций подростков, склонных к девиантному поведению, в условиях общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 [Электронный ресурс] / Разживина Нина Владимировна. - Ростов-на-Дону, 2003. - 24 с. - Режим доступа:http://dissland.com/
33. Родермель, Т. А. Девиантное поведение подростков: философский и клинико-психологический аспекты / Т. А. Родермель. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. - 100 с.
34. Сафонова, Д. С. Активные методы профилактики девиантного поведения [Электронный ресурс] / Д. С. Сафонова // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2016. - № 9-1 (17). - С. 120-124. - Режим доступа:https://elibrary.ru/
35. Сирота, Н. А. Коппинг-поведение и профилактика психосоциальных расстройств у подростков / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. - Санкт-Петербург : ПНИИ им. В.М. Бехтерева. - 2011. - №1. - С. 63-75.
36. Состояние преступности в России за январь-март 2017 года [Электронный ресурс]. - Москва : МВД РФ, ФКУ «Главный информационно-аналитический центр», 2017. - 51 с. - Режим доступа: https://мвд.рф/mvd/
37. Тагирова, Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками / Г. С. Тагирова. - Москва : Педагогическое общество России, 2015. - 128 с.
38. Толмачева, В. В. Девиантное поведение подростков: понятие, признаки, особенности / В. В. Толмачева, В. А. Ильницкая // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2016. - №2. - С. 13-18.
39. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий / под ред. Ю. А. Голубевой. - Волгоград : Учитель, 2014. - 196 с.
40. Усова, Е. Б. Психология девиантного поведения / Е. Б. Усова. - Минск : Изд-во МИУ, 2015. - 180 с.
41. Федосенко, Е. В. Основные направления и формы работы при оказании помощи учащимся, склонным к девиантным формам поведения [Электронный ресурс] / Е. В. Федосенко. - Режим доступа: http://5psy.ru/obrazovanie/
42. Федосенко, Е. В. Психологическое сопровождение подростков: система работы, диагностика, тренинги: монография / Е. В. Федосенко. - Санкт-Петербург : Речь, 2014. - 192 с.
43. Фокина, А. В. Роль личностного эгоцентризма в структуре подростковой девиантности: автореф. дис. . канд. психол. наук. 19.00.13 [Электронный ресурс] / Фокина Александра Владимировна. - Москва, 2008. - 22 с. - Режим доступа:http://www.dslib.net/
44. Франц, С. В. Условия и формы профилактики отклоняющегося поведения подростков [Электронный ресурс] / С. В. Франц. - Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/
45. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер. - Москва : Академический Проект; Гаудеамус, 2015. - 336 с.