ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
|
Введение 5
1 Теоретические основы формирования метапредметных результатов
во внеурочной деятельности в начальной школе 9
1.1 Метапредметные результаты как один из образовательных результатов освоения образовательных программ по ФГОС НОО.... 9
1.2 Внеурочная деятельность: формы и способы её организации в начальной школе 17
2 Экспериментальное исследование по формированию метапредметных результатов во внеурочной деятельности на примере математики 27
2.1 Организация и методы исследования. Анализ и интерпретация
результатов констатирующего эксперимента 27
2.2 Реализация программы факультатива по математике в начальной
школе (формирующий эксперимент) 29
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 53
Заключение 58
Список использованных источников 60
1 Теоретические основы формирования метапредметных результатов
во внеурочной деятельности в начальной школе 9
1.1 Метапредметные результаты как один из образовательных результатов освоения образовательных программ по ФГОС НОО.... 9
1.2 Внеурочная деятельность: формы и способы её организации в начальной школе 17
2 Экспериментальное исследование по формированию метапредметных результатов во внеурочной деятельности на примере математики 27
2.1 Организация и методы исследования. Анализ и интерпретация
результатов констатирующего эксперимента 27
2.2 Реализация программы факультатива по математике в начальной
школе (формирующий эксперимент) 29
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 53
Заключение 58
Список использованных источников 60
В современном обществе к развитию личности младшего школьника выдвигаются новые требования.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет главную цель процесса образования, развивать личность каждого ребенка, путём формирования у него знаний, умений и навыков. Итак, начальное образование в первую очередь формирует у учащихся навыки самообразования и самовоспитания, которые заключаются в достижении учащимися метапредметных результатов.
Перед современной школой стоит задача сформировать систему образовательных результатов, а именно метапредметных (универсальных учебных действий), которые обеспечивают компетенцию «научиться учиться», которые способствуют освоению обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Естественно, что в формировании универсальных учебных действий главную роль выполняет учитель, и его способность к успешной организации как классно¬урочной, так и внеурочной деятельности. Он управляет процессом обучения и воспитания в образовательном учреждении. Поэтому современному педагогу необходимо быть подготовленным как в теоритическом, так и практическом аспекте организации учебного процесса, нацеленного на формирование метапредметных результатов, оперируя различными формами организации внеурочной деятельности.
В связи с актуальностью проблемы, целью нашего исследования является изучение и формирование метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности в начальной школе.
Объект исследования: метапредметные результаты младших школьников.
Предмет исследования: метапредметные результаты учащихся и их формирование во внеурочной деятельности (на примере математики).
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что если создать педагогические условия для реализации программы факультатива по математике, и подобрать подходящий материал, для проведения внеклассных занятий, направленный на формирование метапредметных результатов, то это позволит повысить уровень сформированности универсальных учебных действий.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы по теме исследования (раскрыть сущность понятия, описать способы и формы организации внеурочной деятельности)
2. Организовать экспериментальное исследование, направленное на формирование метапредметных результатов у учащихся в начальной школе
3. На основе результатов констатирующего эксперимента, реализовать программу факультатива «Занимательная математика»,
направленную на формирование метапредметных результатов у учащихся
4. Провести повторную диагностику участников экспериментального исследования, с целью оценки эффективности организованной внеурочной деятельности.
Для реализации поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методы исследования:
1. Теоретический: анализ литературы, обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования.
2. Методы сбора эмпирических данных: наблюдение, опрос.
3. Методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
Методологическую основу исследования составляют основные положения о теории и практике формирования у младших школьников метапредметных результатов в образовательной деятельности начальной школы, нашедшие отражение в работах Л.В. Занкова,В.В. Давыдова,Д.Б. Эльконина, П.Я.Гальперина, а также основные положения о методике осуществления внеурочной деятельности в курсе математики начальной школы, нашедшие отражение в А.В. Белошистой,Н.Б. Истоминой, М.И. Моро, А. Г. Асмолова, Л.Г. Петерсона, и других ученых.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска. В исследование приняли участие обучающиеся 4 «Б» класса, в количестве 15 человек. Исследование проводилось в несколько этапов на протяжении учебного 2016-2017 года.
Первый этап (октябрь - декабрь 2016) - анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, определение цели, объекта, предмета, гипотезы; постановка задач и выбор методов исследования;подбор диагностического инструментария для исследования метапредметных результатов, проведение констатирующего эксперимента; написание теоретической части.
Второй этап (декабрь 2016- февраль 2017) -количественный и качественный анализ результатов,разработка плана проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
Третий этап (февраль - май 2017) - практическая апробация серии внеурочных занятий с учащимися, направленные на формирование метапредметных результатов у учащихся начальных классов в школе.
Четвертый этап (май- июнь 2017) -проведение контрольного эксперимента, сравнительный анализ результатов опытно¬экспериментальной работы; определение эффективности программы факультатива, направленной на формирование метапредметных результатов у учащихся начальной школы;оформление текста выпускной квалификационной работы.
По материалам выпускной квалификационной работы опубликована статья на тему «Формирование метапредметных результатов во внеурочной деятельности в начальной школе» в сборнике материалов IX Международной научно-практической конференции «РАЗВИТИЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ: МЕХАНИЗМ ВЫБОРА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТОВ» г. Екатеринбург.
Практическая значимость нашей работы заключается в разработке методических рекомендаций по формированию метапредметных результатов в начальной школе.
Материалы данной работы могут быть полезны студентам при прохождении педагогической практики в школе, а также учителям начальных классов при составлении рабочих планов и программ по осуществлению образовательной внеурочной деятельности учащихся.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников (33 наименования), трех приложений.
Материалы исследования представлены в виде четырех таблиц, двух рисунков, общий объем работы 97 страниц
Перед современной школой стоит задача сформировать систему образовательных результатов, а именно метапредметных (универсальных учебных действий), которые обеспечивают компетенцию «научиться учиться», которые способствуют освоению обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Естественно, что в формировании универсальных учебных действий главную роль выполняет учитель, и его способность к успешной организации как классно¬урочной, так и внеурочной деятельности. Он управляет процессом обучения и воспитания в образовательном учреждении. Поэтому современному педагогу необходимо быть подготовленным как в теоритическом, так и практическом аспекте организации учебного процесса, нацеленного на формирование метапредметных результатов, оперируя различными формами организации внеурочной деятельности.
В связи с актуальностью проблемы, целью нашего исследования является изучение и формирование метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности в начальной школе.
Объект исследования: метапредметные результаты младших школьников.
Предмет исследования: метапредметные результаты учащихся и их формирование во внеурочной деятельности (на примере математики).
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что если создать педагогические условия для реализации программы факультатива по математике, и подобрать подходящий материал, для проведения внеклассных занятий, направленный на формирование метапредметных результатов, то это позволит повысить уровень сформированности универсальных учебных действий.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы по теме исследования (раскрыть сущность понятия, описать способы и формы организации внеурочной деятельности)
2. Организовать экспериментальное исследование, направленное на формирование метапредметных результатов у учащихся в начальной школе
3. На основе результатов констатирующего эксперимента, реализовать программу факультатива «Занимательная математика»,
направленную на формирование метапредметных результатов у учащихся
4. Провести повторную диагностику участников экспериментального исследования, с целью оценки эффективности организованной внеурочной деятельности.
Для реализации поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методы исследования:
1. Теоретический: анализ литературы, обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования.
2. Методы сбора эмпирических данных: наблюдение, опрос.
3. Методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
Методологическую основу исследования составляют основные положения о теории и практике формирования у младших школьников метапредметных результатов в образовательной деятельности начальной школы, нашедшие отражение в работах Л.В. Занкова,В.В. Давыдова,Д.Б. Эльконина, П.Я.Гальперина, а также основные положения о методике осуществления внеурочной деятельности в курсе математики начальной школы, нашедшие отражение в А.В. Белошистой,Н.Б. Истоминой, М.И. Моро, А. Г. Асмолова, Л.Г. Петерсона, и других ученых.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска. В исследование приняли участие обучающиеся 4 «Б» класса, в количестве 15 человек. Исследование проводилось в несколько этапов на протяжении учебного 2016-2017 года.
Первый этап (октябрь - декабрь 2016) - анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, определение цели, объекта, предмета, гипотезы; постановка задач и выбор методов исследования;подбор диагностического инструментария для исследования метапредметных результатов, проведение констатирующего эксперимента; написание теоретической части.
Второй этап (декабрь 2016- февраль 2017) -количественный и качественный анализ результатов,разработка плана проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
Третий этап (февраль - май 2017) - практическая апробация серии внеурочных занятий с учащимися, направленные на формирование метапредметных результатов у учащихся начальных классов в школе.
Четвертый этап (май- июнь 2017) -проведение контрольного эксперимента, сравнительный анализ результатов опытно¬экспериментальной работы; определение эффективности программы факультатива, направленной на формирование метапредметных результатов у учащихся начальной школы;оформление текста выпускной квалификационной работы.
По материалам выпускной квалификационной работы опубликована статья на тему «Формирование метапредметных результатов во внеурочной деятельности в начальной школе» в сборнике материалов IX Международной научно-практической конференции «РАЗВИТИЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ: МЕХАНИЗМ ВЫБОРА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТОВ» г. Екатеринбург.
Практическая значимость нашей работы заключается в разработке методических рекомендаций по формированию метапредметных результатов в начальной школе.
Материалы данной работы могут быть полезны студентам при прохождении педагогической практики в школе, а также учителям начальных классов при составлении рабочих планов и программ по осуществлению образовательной внеурочной деятельности учащихся.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников (33 наименования), трех приложений.
Материалы исследования представлены в виде четырех таблиц, двух рисунков, общий объем работы 97 страниц
Изучение и анализ теоритических источников по исследуемой теме позволило нам установить, что влияние внеурочной деятельности в начальной школе, на ряду с классно-урочной деятельностью, даёт возможность гармоничному формированию метапредметных результатов, а именно регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, т.е. умение учиться.
Анализ методических рекомендаций по формированию универсальных учебных действий, с помощью внеурочной деятельности показал, что способы организации и содержание внеклассных занятий, позволяет учащимся развиваться в интеллектуальном и социальном аспекте. Ученики в процессе таких занятий не только усваивают математический материал, но и приобретают новообразования качеств личности.
Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, мы сделали следующие выводы:
Во-первых, мы выяснили, что благодаря своей обобщенности в содержании, внеурочная деятельность, осуществляемая в начальной школе, является эффективным средством в процессе формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Во-вторых, в процессе выполнения заданий на внеклассных занятиях, взаимодействуя с окружающими, более успешно развиваются регулятивные, коммуникативные и личностные универсальные действия, что в целом оказывает положительное воздействие и на развитие школьников.В-третьих, мы установили, что внеурочная деятельность является неотъемлемой частью обучения, влияние которой отражается на успешном формировании метапредметных результатов.
Полученные результаты проведенного исследования подтверждают правоту выдвинутой гипотезы, что если в процессе внеурочной деятельности, учителем целесообразно используются разные приёмы, формы организации, подбирается подходящее содержание занятий и типы заданий,а также организуется целенаправленное обсуждение с учащимися способов их выполнения, то это положительно отразится уровне формирования универсальных учебных действий.
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.
Анализ методических рекомендаций по формированию универсальных учебных действий, с помощью внеурочной деятельности показал, что способы организации и содержание внеклассных занятий, позволяет учащимся развиваться в интеллектуальном и социальном аспекте. Ученики в процессе таких занятий не только усваивают математический материал, но и приобретают новообразования качеств личности.
Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, мы сделали следующие выводы:
Во-первых, мы выяснили, что благодаря своей обобщенности в содержании, внеурочная деятельность, осуществляемая в начальной школе, является эффективным средством в процессе формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Во-вторых, в процессе выполнения заданий на внеклассных занятиях, взаимодействуя с окружающими, более успешно развиваются регулятивные, коммуникативные и личностные универсальные действия, что в целом оказывает положительное воздействие и на развитие школьников.В-третьих, мы установили, что внеурочная деятельность является неотъемлемой частью обучения, влияние которой отражается на успешном формировании метапредметных результатов.
Полученные результаты проведенного исследования подтверждают правоту выдвинутой гипотезы, что если в процессе внеурочной деятельности, учителем целесообразно используются разные приёмы, формы организации, подбирается подходящее содержание занятий и типы заданий,а также организуется целенаправленное обсуждение с учащимися способов их выполнения, то это положительно отразится уровне формирования универсальных учебных действий.
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.



