Введение 5
1 Теоретические основы формирования метапредметных результатов
во внеурочной деятельности в начальной школе 9
1.1 Метапредметные результаты как один из образовательных результатов освоения образовательных программ по ФГОС НОО.... 9
1.2 Внеурочная деятельность: формы и способы её организации в начальной школе 17
2 Экспериментальное исследование по формированию метапредметных результатов во внеурочной деятельности на примере математики 27
2.1 Организация и методы исследования. Анализ и интерпретация
результатов констатирующего эксперимента 27
2.2 Реализация программы факультатива по математике в начальной
школе (формирующий эксперимент) 29
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной работы 53
Заключение 58
Список использованных источников 60
В современном обществе к развитию личности младшего школьника выдвигаются новые требования.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) определяет главную цель процесса образования, развивать личность каждого ребенка, путём формирования у него знаний, умений и навыков. Итак, начальное образование в первую очередь формирует у учащихся навыки самообразования и самовоспитания, которые заключаются в достижении учащимися метапредметных результатов.
Перед современной школой стоит задача сформировать систему образовательных результатов, а именно метапредметных (универсальных учебных действий), которые обеспечивают компетенцию «научиться учиться», которые способствуют освоению обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Естественно, что в формировании универсальных учебных действий главную роль выполняет учитель, и его способность к успешной организации как классно¬урочной, так и внеурочной деятельности. Он управляет процессом обучения и воспитания в образовательном учреждении. Поэтому современному педагогу необходимо быть подготовленным как в теоритическом, так и практическом аспекте организации учебного процесса, нацеленного на формирование метапредметных результатов, оперируя различными формами организации внеурочной деятельности.
В связи с актуальностью проблемы, целью нашего исследования является изучение и формирование метапредметных результатов учащихся во внеурочной деятельности в начальной школе.
Объект исследования: метапредметные результаты младших школьников.
Предмет исследования: метапредметные результаты учащихся и их формирование во внеурочной деятельности (на примере математики).
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что если создать педагогические условия для реализации программы факультатива по математике, и подобрать подходящий материал, для проведения внеклассных занятий, направленный на формирование метапредметных результатов, то это позволит повысить уровень сформированности универсальных учебных действий.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы нами были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы по теме исследования (раскрыть сущность понятия, описать способы и формы организации внеурочной деятельности)
2. Организовать экспериментальное исследование, направленное на формирование метапредметных результатов у учащихся в начальной школе
3. На основе результатов констатирующего эксперимента, реализовать программу факультатива «Занимательная математика»,
направленную на формирование метапредметных результатов у учащихся
4. Провести повторную диагностику участников экспериментального исследования, с целью оценки эффективности организованной внеурочной деятельности.
Для реализации поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы мы использовали следующие методы исследования:
1. Теоретический: анализ литературы, обобщение, сравнение и систематизация имеющихся представлений по проблеме исследования.
2. Методы сбора эмпирических данных: наблюдение, опрос.
3. Методы интерпретации и описания данных: количественный и качественный анализ результатов.
Методологическую основу исследования составляют основные положения о теории и практике формирования у младших школьников метапредметных результатов в образовательной деятельности начальной школы, нашедшие отражение в работах Л.В. Занкова,В.В. Давыдова,Д.Б. Эльконина, П.Я.Гальперина, а также основные положения о методике осуществления внеурочной деятельности в курсе математики начальной школы, нашедшие отражение в А.В. Белошистой,Н.Б. Истоминой, М.И. Моро, А. Г. Асмолова, Л.Г. Петерсона, и других ученых.
Опытно-экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ №2» г. Лесосибирска. В исследование приняли участие обучающиеся 4 «Б» класса, в количестве 15 человек. Исследование проводилось в несколько этапов на протяжении учебного 2016-2017 года.
Первый этап (октябрь - декабрь 2016) - анализ литературы по теме выпускной квалификационной работы, определение цели, объекта, предмета, гипотезы; постановка задач и выбор методов исследования;подбор диагностического инструментария для исследования метапредметных результатов, проведение констатирующего эксперимента; написание теоретической части.
Второй этап (декабрь 2016- февраль 2017) -количественный и качественный анализ результатов,разработка плана проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
Третий этап (февраль - май 2017) - практическая апробация серии внеурочных занятий с учащимися, направленные на формирование метапредметных результатов у учащихся начальных классов в школе.
Четвертый этап (май- июнь 2017) -проведение контрольного эксперимента, сравнительный анализ результатов опытно¬экспериментальной работы; определение эффективности программы факультатива, направленной на формирование метапредметных результатов у учащихся начальной школы;оформление текста выпускной квалификационной работы.
По материалам выпускной квалификационной работы опубликована статья на тему «Формирование метапредметных результатов во внеурочной деятельности в начальной школе» в сборнике материалов IX Международной научно-практической конференции «РАЗВИТИЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ: МЕХАНИЗМ ВЫБОРА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТОВ» г. Екатеринбург.
Практическая значимость нашей работы заключается в разработке методических рекомендаций по формированию метапредметных результатов в начальной школе.
Материалы данной работы могут быть полезны студентам при прохождении педагогической практики в школе, а также учителям начальных классов при составлении рабочих планов и программ по осуществлению образовательной внеурочной деятельности учащихся.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников (33 наименования), трех приложений.
Материалы исследования представлены в виде четырех таблиц, двух рисунков, общий объем работы 97 страниц
Изучение и анализ теоритических источников по исследуемой теме позволило нам установить, что влияние внеурочной деятельности в начальной школе, на ряду с классно-урочной деятельностью, даёт возможность гармоничному формированию метапредметных результатов, а именно регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных универсальных учебных действий, т.е. умение учиться.
Анализ методических рекомендаций по формированию универсальных учебных действий, с помощью внеурочной деятельности показал, что способы организации и содержание внеклассных занятий, позволяет учащимся развиваться в интеллектуальном и социальном аспекте. Ученики в процессе таких занятий не только усваивают математический материал, но и приобретают новообразования качеств личности.
Подводя итоги опытно-экспериментальной работы, мы сделали следующие выводы:
Во-первых, мы выяснили, что благодаря своей обобщенности в содержании, внеурочная деятельность, осуществляемая в начальной школе, является эффективным средством в процессе формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Во-вторых, в процессе выполнения заданий на внеклассных занятиях, взаимодействуя с окружающими, более успешно развиваются регулятивные, коммуникативные и личностные универсальные действия, что в целом оказывает положительное воздействие и на развитие школьников.В-третьих, мы установили, что внеурочная деятельность является неотъемлемой частью обучения, влияние которой отражается на успешном формировании метапредметных результатов.
Полученные результаты проведенного исследования подтверждают правоту выдвинутой гипотезы, что если в процессе внеурочной деятельности, учителем целесообразно используются разные приёмы, формы организации, подбирается подходящее содержание занятий и типы заданий,а также организуется целенаправленное обсуждение с учащимися способов их выполнения, то это положительно отразится уровне формирования универсальных учебных действий.
Задачи работы решены в полном объеме, цель достигнута.
1. Агаркова, Н.В. Нескучная математика. 1-4 классы. Занимательная математика./ Волгоград: «Учитель», 2007.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов. - Москва: Просвещение, 2010.
3. Асмолов, А.Г.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.В. Володарская,. — Москва: Просвещение, 2011. — 159 с.
4. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова - Москва: Просвещение, 2011 г. — С.97.
5. Баранов, С.П. Методика обучения и воспитания младших школьников: учебник для студ. Учреждений высш. образования / С.П. Баранов, Л.И. Бурова, А.Ж. Овчинникова; - Москва: Издательский центр «Академия», 2015. - 464 с.
6. Барсукова, Е.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе / Е.В.Барсукова // журнал «Начальная школа». 2012. - №7. - С. 31-34- 67с.
7. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе. Курс лекций. Учебное пособие. - Москва: издательство ВЛАДОС. - 2011. - 456c.
8. Белякова, О. И. Занятия математического кружка. 3 - 4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008.
9. Громыко, Н.В, Смысл и назначение метапредметного подхода НИИ Инновационных стратегий развития общего образования. [Электронный ресурс |:URL: www.ug.ru/uploads/files/ method_article/90/ (дата выхода 20.02.2017)
10. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - Москва :Просвещение, 2010
11. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Москва: Просвещение, 2012. - 58 с.
12. Дубова, М. В. Начальная школа: анализ современного состояния и проблемы / М. В. Дубова // Начальная школа. - 2013. - № 8. - С. 3-9.
13. Дъячкова, Г.Т. Математика:внеклассные занятия в начальной школе. - Волгоград: Учитель 2007 - С. 16
14. Землянская, Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум дляакадемического бакалавриата - Москва: издательство Юрайт, 2015. - 507 с
15. Зубкова, Н.М. Формируем универсальные учебные действия на уроках математики. 4 класс: пособие для учителя / Н.М. Зубкова. - Москва: Ювента, 2014. - 48 с.
16. Кордина, Н.Е. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения: учебное пособие для 4 класса / Н. Е. Кордина - Волгоград: Учитель, 2011. - 86 с.
17. Кочурова, Е.Э. Сборник программ внеурочной деятельности : 1-4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. (Начальная школа XXI века) — Москва: Вентана-Граф, 2011. - 192 с.
18. Кочурова, Е.Э. УМК "Начальная школа 21 века" - Математика. 4 класс. Рудницкая В.Н., Кочурова Е.Э., Рыдзе О.А., Юдачева Т.В. Математика. 4 класс. Минаева С.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А.— Москва: Вентана-Граф, 2012. - 192 с.
19. Кузнецов, А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.]
20. Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст] /Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. — М.:Просвещение, 1972.-С.55
21. Лебединцев, В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся//Управление начальной школой. - 2012. -№4.
22. Мишакина, Т.Л. Формируем универсальные учебные действия на уроках математики. 4 класс: тренажер / Т.Л. Мишакина. - Москва: Ювента, 2014. - 48 с.
23. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ // Вестник образования России. - 2013. - № 3-4. - С. 10- 159.
24. Петерсон, Л.Г. Этапы формирования у младших школьников универсальных учебных действий. // Управление начальной школой. - 2012. - №2. Москва: Издательский дом МЦФЭР, 2012. С.34-37.
25. Прохорова, С.Ю. Методические условия формирования УУД у младших школьников//Управление начальной школой. - 2013. - №8.
26. Рудницкая, В.Н. Математика. 4 класс.: учебное пособие / В.Н Рудницкая - Москва: Вентана - Граф, 2015. - 260 с
27. Саркисова, И.И. Приемы педагогической техники для развития УУД // Справочник заместителя директора школы. - 2012.- №3.
28. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, Москва: 2004, с.197.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2010. 41 с.]
30. Федеральный государственный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: Просвещение, 2010
31. Федорова, С.А. Статья: Внеурочная деятельность в начальной
школе по ФГОС 2016г. [Электронный ресурс]: URL:
https://www.menobr.ru/article/39201-qqe-16-m8-azvitie-uud-obuchayushchihsya-v-protsesse-osushchestvleniya?ustp=W#tit1 (дата обращения 25.02.2017)
32. Филатова, М. Н. Внеурочная деятельность учащихся как средство достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 430-434.
33. Хиленко, Т.П. Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией: пособие для учителя / Т.П. Хиленко. - Москва: Просвещение, 2013. - 96 с.