Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ОПИСАТЕЛЬНЫМ ТИПОМ ТЕКСТА

Работа №20599

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
933
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы развития речи младших школьников при
работе над описанием
1.1 Описание как функционально-смысловой тип текста 8
1.2 Текстовая работа на уроках русского языка в аспекте развития
речи младших школьников
2 Методическая работа над описательным типом текста в начальной
школе
2.1 Анализ школьной программы и учебников образовательной
системы «Школа России»
2.2 Анализ опытно-экспериментальной работы 42
2.3 Методические рекомендации к работе над описательным типом
текста
Заключение 53
Список использованных источников 54
Приложение А Работы учащихся констатирующей части эксперимента
Приложение Б Работы учащихся контрольной части эксперимента Приложение В Технологическая карта урока по русскому языку


Данная выпускная работа написана на тему «Развитие речи младших школьников при работе над описательным типом текста».
Знание человеком функционально-смысловых типов речи актуально на сегодняшний день. Типы речи необходимы для создания грамотных текстов в соответствии с задачами коммуникации в различных областях человеческой деятельности, для грамотного выступления перед публикой. Особо значимо умение общаться и понимать других людей. Работа над описательным функционально-смысловым типом текста весьма актуальна в связи с появлением новых федеральных государственных образовательных стандартов, поскольку в них обозначены такие метапредметные результаты, как умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
Выпускное исследование посвящено формированию связной речи, являющейся наиболее сложной стороной речевого развития, на основе работы над описательными типами текста.
Процесс коммуникативного развития личности невозможен без формирования теоретически четкого представления о функционально¬смысловой типологии речи, без выработки умения анализировать текст с точки зрения его принадлежности к определенному типу, умения создавать тексты в соответствии с коммуникативно-функциональными, композиционно¬структурными, лексико-грамматическими характеристиками того или иного функционального типа речи.
Цель работы - выявление и апробация приемов работы над описательным функционально-смысловым типом текста на уроках русского языка для развития речи младших школьников.
Объект исследования - развитие речи младших школьников на основе работы над функционально - смысловым типом текста «описание».
Предмет исследования - приемы работы над описательным функционально-смысловым типом текста на уроках русского языка в аспекте развития речи.
В ходе анализа методической литературы была сформулирована гипотеза исследования, которая заключается в том, что если в процессе работы над описательным типом текста вести работу над уяснением существенных признаков таких текстов, при этом использовать эффективные приёмы работы, то это будет способствовать развитию речи у младших школьников.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) дать характеристику описанию как функционально-смысловому типу текста;
2) рассмотреть текстовую работу на уроках по русскому языку в аспекте развития речи младших школьников;
3) провести анализ школьной программы и учебников русского языка образовательной системы «Школа России» с целью выявления содержания работы над описательным функционально-смысловым типом текста;
4) провести опытно-экспериментальное обучение, направленное на развитие речи младших школьников на основе работы над описательным функционально-смысловым типом текста.
Методологической основой исследования являются основные положения трудов А. Н. Кожиной, М. Р. Львова, О.М. Казарцевой, Т.А. Ладыженской, Г.Я. Солганика и др.
Целевая установка работы определила следующие методы исследования:
• анализ лингвистической, методической, учебной литературы.
• эксперимент;
• анализ письменных работ учащихся.
Этапы исследования.
1 этап (сентябрь 2015 - октябрь 2015) - анализ научных публикаций и основных концепций по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования, проведение констатирующего эксперимента.
2 этап (январь 2015 - март 2016) - разработка конспектов уроков, направленных на формирование функционально-смыслового типа речи «описание» в обучении русскому языку в средней школе; написание научной статьи по теме исследования.
3 этап (март 2016 - июнь 2016) - анализ результатов исследования, подведение итогов исследования, разработка упражнений, направленных на выработку умений и навыков написания описательных, публикация научной статьи по теме исследования
Экспериментальная база исследования: эксперимент проходил на базе МБОУ «Новокаргинская СОШ №5»; количество участников эксперимента - 10 человек.
Практическая значимость исследования: материалы выпускного исследования могут быть использованы студентами вуза при подготовке к докладам, семинарам и в период прохождения педагогической практики.
Апробация работы. Материалы дипломного проекта была опубликованы в сборнике VIII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные проблемы науки» (г. Тюмень, 2016 г. - дистанционная форма участия).
Структура работы. Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 43 наименования.
Результаты работы представлены в 5-ти таблицах. В 3-х приложениях представлены технологические карты экспериментальной работы. Общий объем работы - 58 печатных листов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение и анализ источников по рассматриваемой нами проблеме позволили установить, что работа над описательным типом текста в начальной школе является одной из важных тем начального курса русского языка.
Выполненная нами выпускная работа на тему «Развитие речи младших школьников над описательным типом текста» позволяет сделать следующие выводы.
1. Описание - это функционально-смысловой тип речи, являющийся ее типизированной разновидностью как образец, модель монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков в широком понимании и имеющий для этого определенную языковую структуру.
2. В теоретической части исследования была описана текстовая работа по развитию речи младших школьников, а также даны приемы работы над текстом, которые были использованы в ходе обучающего эксперимента. Работа над текстом необходима в процессе развития речи младших школьников посредством написания описательных текстов. Учащийся должен знать признаки текста, работать над ними, а затем учиться составлять собственные тексты-описания. Вот почему важно вести работу над текстом, которая ведётся преимущественно в форме беседы, выявляющей следующее: восприятие учащимися содержания текста, понимания его содержания, а также предполагается озаглавливание, анализ структуры, составление плана (в некоторых случаях используется пересказ).
2. Анализ учебников показал, что система упражнений, представленная автором Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой методически логично и последовательно изложена, задания построены по типу от простого к сложному. Учитель может взять за основу данную методику.
4. Экспериментальное обучение, которое проводилось на базе МБОУ «СОШ №5» (П. Новокаргино) подтвердил правильность выдвинутой нами
гипотезы.



1. Антамошкина, З.С. Формы работы с текстом // Психология, социология и педагогика. [Электронный ресурс]. - 2014. - №2 - Режим доступа: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2842
2. Бакулина, Г.А. О работе над изложением на уроках русского языка/ Г.А. Бакулина // Начальная школа. - 2011. - №6. С. 6 - 9
3. Бондаренко, А.А. Сочинение с ошибками: о редактировании текста в начальной школе / А.А. Бондаренко //Начальная школа. - 2012. - №4. - С. 12 - 15
4. Вакуленко, Е.А. Развитие речевых умений школьников / Е.А. Вакуленко// Начальная школа. - 2011. - №3. - С. 12 - 15
5. Винокурова, Н.К. Управление процессом развития творческих способностей школьников / Н.К. Винокурова // Завуч. - 1008. - № 4. - С. 18.
6. Воробьева, В.И. Сочинения по картине в начальных классах / В.И. Воробьева.- Москва: Изд. Астрель, 2004. - 220 с.
7. Воронина, М.П. Сочинение в жанре письма — средство развития речи младших школьников / М.П. Воронина, И.В. Козлова // Начальная школа. - 2012. - №3. - С. 81 - 85
8. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - Москва : 1981.- 386 с.
9. Головкина, С.Х. Лингвистический анализ текста / С.Х. Головкина С.Н. Смольников. - Вологд, 2006. -60с.
10. Демичева, В.В. Текст-модель и работа с ним на уроках русского языка / В.В. Демичева // Начальная школа. - 2014. - №11. -С.35 - 38
11. Дубинина, Е.Д. Пейзажная зарисовка. Подготовка к сочинению-описанию / Е.Д. Дубинина // Русский язык в школе. - 2011. - №1.- С.38 - 39
12. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи: курс лекций / Н.А. Ипполитова. - Москва : ТК Велби, Изд-во Проспект. - 2015. - 448 с.
13. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О.М. Казарцева. - Москва : Флинта, Наука, 2003. - 496 с.
14. Коган, П. С. Теория словесности. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. rudiplom. ru/lectures/stilistika-teksta/1088.
15. Кожевникова, Л.С. Урок по развитию речи / Л.С. Кожевникова // Начальная школа. - 2011. - №7. - С. 18 - 20
16. Кудряшова, М.Г. Приемы педагогической техники в начальной школе / М.Г. Кудряшова // Начальная школа. - 2011. - №12. С. 4 - 7
17. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. - Москва : Издательство Либроком. -2014, - 248 с.
18. Лосева, Л.М. Как строится текст: пособие для учителя / Л.М. Лосева. - Москва : Просвещение, 1985. - 176с.
19. Львов, М.Р. Основы теории речи / М.Р. Львов. - Москва : Издательский центр «Академия», 2002. - 248 с.
20. Львов, М.Р., Методика преподавания русского языка в начальных классах /М.Р. Львов, В.Г.Горецкий, О.В.Сосновская. - Москва: Академия, 2007. - 464 с.
2 1 .Майская, А.З. Методические рекомендации к написанию сочинений / А.З. Майская // Начальная школа. -2011. - №9. - С.40 - 44
22. Морозова, И.Д. Виды изложений и методика их проведения /И.Д. Морозова - Москва : Просвещение, 2003. -С.10 - 30.
23. Москальская, О.И. Грамматика текста / О.И. Москальская. - Москва, 1981 - 183с.
24. Нечаева, О.А. Очерки по синтаксической семантике и стилистике функционально-смысловых типов речи / О.А. Нечаева. - Улан-Удэ : БГУ, 1999. - 127 с.
25. Никитина, Л.А., Забурина С.П. Обучение формулированию вопросов к тексту произведения / Л.А. Никитина, С.П. Забурина // Начальная школа. - 2010. - №12. - С. 5 - 9
26. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //methodological_terms .academic.ru/
27. Пилипенко, Ю. А. Развитие устной речи младших школьников в процессе работы над лингвистическим текстом / Ю.А. Пилипенко.- Москва : 2009. - 261 с.
28. Пленкин, Н.А. Анализ сочинений / Н.А. Пленкин // Русский язык в школе. - 1985. - №5.- С.35 - 37
29. Плотникова, Е.А. Обогащение лексики младших школьников на уроках русского языка / Е.А. Плотникова // Начальная школа. - 2011. - №5.- С. 24 - 27
30. Потураева, Л.В. Обучение сочинению в 1-3 классах. / Л.В. Потураева// Начальная школа.-1998. - №2. - С.30 - 35
31. Программа Школа России. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://school-russia.prosv.ru/
32. Роляк, Л.Н. учимся писать сочинения по картине / Л.Н. Роляк// Начальная школа. - 2001. - №5. - С.96 - 98
33. Русский язык: Учебники для 1-4 класса четырехлетней нач. шк. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - 3-е изд.- Москва : Просвещение, - 2013.
34. Салаватова, Т.Д. Работа над развитием речи / Т.Д. Салаватова // Начальная школа. - 2011. - №2. - С. 15 - 17
35. Саломатина, Л.С. Обучение созданию письменных текстов разных типов в условиях перехода на ФГОС начального общего образования/ Л.С. Саломатина // Начальная школа. - 2010. - №12. С. 9 - 12
36. Сергеев, И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / И.С. Сергеев. - Москва, 2007. - 425 с.
37. Солганик, Г.Я. Стилистика текста: Учебное пособие. - 3-е изд / Г.Я. Солганик. - Москва : Флинта: Наука, 2001. - 256 с.
38. Трегубова, Л. С. Обучение пунктуации в начальных классах / Л.С. Трегубова // Начальная школа. - 2014. - №7. С. 14 - 17
39. Ушакова, Ю.А. Развитие устной монологической речи школьников на минутке чистописания / Ю.А. Ушакова // Начальная школа. - 2011. - №11. - С. 22 - 25
40. Ушакова, Ю.А. Развитие связной устной речи на уроках письма/ Ю.А. Ушакова // Начальная школа. - 2010. - №7. С. 2 - 4
41. Фокина, Т.Л. Развитие речи на уроках в начальной школе / Т.Л. Фокина // Молодой ученый. - 2014. - № 18. - С. 667- 668.
42. Формановская, Н.И.Коммуникативно-прагматические аспекты единиц общения / Н.И. Формановская. - Москва, 1998. С.40 - 41.
43.Черемисина, Н.А. Развитие точности и лаконичности связной речи в процессе обучения сжатому изложению / Н.А. Черемисина // Начальная школа. - 2012. - №10. - С. 17 - 23


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ