РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПЕРЕСКАЗА
|
Введение 5
Глава 1 Теоритические основы методики развития речи младших школьников
1.1 Основные направления и условия работы по развитию речи в начальной школе
1.2 Пересказ как средство развития речи младших школьников 15
1.3 Методика обучения краткому пересказу младших школьников 21
Глава 2 Экспериментальная работа по исследованию и формированию умений младших школьников пересказывать текст
2.1 Организация, методика и анализ результатов констатирующего эксперимента
2.2 Методические упражнения и рекомендации по улучшению качества краткого пересказа
2.3 Организация, методика и анализ результатов контрольного эксперимента
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Глава 1 Теоритические основы методики развития речи младших школьников
1.1 Основные направления и условия работы по развитию речи в начальной школе
1.2 Пересказ как средство развития речи младших школьников 15
1.3 Методика обучения краткому пересказу младших школьников 21
Глава 2 Экспериментальная работа по исследованию и формированию умений младших школьников пересказывать текст
2.1 Организация, методика и анализ результатов констатирующего эксперимента
2.2 Методические упражнения и рекомендации по улучшению качества краткого пересказа
2.3 Организация, методика и анализ результатов контрольного эксперимента
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Актуальность выбранной темы «Развитие речи младших школьников на основе пересказа» обосновывается тем, что в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования в рамках развития связной речи младших школьников выделяют три основные группы коммуникативно-речевых умений: 1) умения, связанные с анализом готового текста, 2) умения, связанные с переработкой данного текста, 3) умения, связанные с созданием текста. Поэтому, проблема обучения пересказу в начальной школе отмечается как одна из важнейших. Ей посвящены научные работы известных отечественных методистов таких, как М.Е. Львова, В.Г. Горецкий, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, О.В. Сосновская, Н.С. Рождественский, Е.С. Жаринова и др.
Цель работы - проанализировать методику обучения пересказу как средству развития речи младших школьников.
Объект исследования - процесс развития речи младшего школьника.
Предмет исследования - пересказ как средство развития речи младшего школьника.
Задачи:
1) Охарактеризовать основные направления и условия работы по развитию речи младших школьников.
2) Рассмотреть пересказ как средство развития речи младших школьников.
3) Проанализировать методику обучения младших школьников краткому пересказу.
4) Провести экспериментальную работу по выявлению умений выполнять краткий пересказ.
5) Разработать комплекс упражнений, направленный на развитие речи младших школьников с использованием краткого пересказа.
Методы исследования: анализ научной литературы, эксперимент.
Этапы исследования:
1 этап - анализ научных публикаций и основных компетенций по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования, проведение констатирующего эксперимента, анализ результатов.
2 этап - разработка комплекса упражнений, направленных на развитие речи с помощью краткого пересказа.
3 этап - проведение контрольного эксперимента, анализ результатов, подведение итогов исследования.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ № 5 г. Лесосибирска», количество участников эксперимента - 15 человек.
Практическая значимость состоит, в подборе методов и приемов для исследования уровней сформированности развития речи младших школьников на основе пересказа. В работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоритический материал по данной проблеме, который может быть использован учителями, руководителями в своей педагогической деятельности, а также студентами при подготовке к курсовым и дипломным работам. Разработанные упражнения, направленные на формирование развития речи младшего школьника на основе пересказа, можно использовать в школьной практике.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 41 наименование.
Результаты работы представлены в 4 таблицах, в 1 приложении. Общий объем работы 49 печатных листов.
Цель работы - проанализировать методику обучения пересказу как средству развития речи младших школьников.
Объект исследования - процесс развития речи младшего школьника.
Предмет исследования - пересказ как средство развития речи младшего школьника.
Задачи:
1) Охарактеризовать основные направления и условия работы по развитию речи младших школьников.
2) Рассмотреть пересказ как средство развития речи младших школьников.
3) Проанализировать методику обучения младших школьников краткому пересказу.
4) Провести экспериментальную работу по выявлению умений выполнять краткий пересказ.
5) Разработать комплекс упражнений, направленный на развитие речи младших школьников с использованием краткого пересказа.
Методы исследования: анализ научной литературы, эксперимент.
Этапы исследования:
1 этап - анализ научных публикаций и основных компетенций по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования, проведение констатирующего эксперимента, анализ результатов.
2 этап - разработка комплекса упражнений, направленных на развитие речи с помощью краткого пересказа.
3 этап - проведение контрольного эксперимента, анализ результатов, подведение итогов исследования.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ № 5 г. Лесосибирска», количество участников эксперимента - 15 человек.
Практическая значимость состоит, в подборе методов и приемов для исследования уровней сформированности развития речи младших школьников на основе пересказа. В работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоритический материал по данной проблеме, который может быть использован учителями, руководителями в своей педагогической деятельности, а также студентами при подготовке к курсовым и дипломным работам. Разработанные упражнения, направленные на формирование развития речи младшего школьника на основе пересказа, можно использовать в школьной практике.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 41 наименование.
Результаты работы представлены в 4 таблицах, в 1 приложении. Общий объем работы 49 печатных листов.
В выпускной квалификационной работе нами была рассмотрена важная проблема - развитие речи младших школьников на основе пересказа.
Проанализировав теоретические подходы методистов к данной проблеме, мы выяснили, что краткий пересказ оказывает непосредственное влияние на развитие речи младших школьников, он активизирует все процессы речи, повышает внимание детей.
Пересказ младшего школьника должен быть осмысленным, полным, последовательным, с использованием оборотов и словаря авторского текста, культурно изложенным (поза, интонация, выразительность, громкость, четкость). Текст, подобранный для пересказа должен быть доступным и интересным для младших школьников, должен быть ценным в воспитательном и образовательном отношении.
Для лучшего пересказа текста школьниками педагог может задавать вопросы, обращаться к опыту детей, проводить подготовительную работу. Использовать различные виды текстов и пересказов, тем самым повышая уровень развития речи младших школьников.
Овладение ученика языком и речью влияет на саморазвитие и становление личности. Развитие речевых умений активно ведется на уроках чтения и литературы, благодаря различным видам пересказов. Пересказ является одним из главных средств формирования связной речи, развитие речевой активности, влияет на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. При проведении занятий по пересказыванию у детей формируются навыки речевого общения, речевой коммуникации, контроля и самоконтроля за построением связных высказываний. Это доказывает, насколько велика роль краткого пересказа в развитии речи младших школьников.
Требования к краткому пересказу в начальной школе:
1) должна быть выделена основная мысль автора;
2) нельзя допускать произвольных пропусков существенного;
3) отдельные основные мысли должны быть связаны между собой;
4) пересказ должен быть понятен другому человеку.
Качественные анализ констатирующего эксперимента показал, что наиболее высокий уровень в умении пересказывать текст имеют 20 % испытуемых, средний уровень - 33 %, низкий - 47%.
Результаты контрольного эксперимента показали высокий уровень у 47 % школьников, средний - 33%, низкий - 20 %.
В результате, нами был сделан вывод, что на развитие речи детей влияет организация работы учителя, а так же методически правильно спланированная совместная деятельность с учащимися на уроке.
На основании этих данных мы разработали рекомендации по формированию умений школьников делать краткий пересказ.
Проанализировав теоретические подходы методистов к данной проблеме, мы выяснили, что краткий пересказ оказывает непосредственное влияние на развитие речи младших школьников, он активизирует все процессы речи, повышает внимание детей.
Пересказ младшего школьника должен быть осмысленным, полным, последовательным, с использованием оборотов и словаря авторского текста, культурно изложенным (поза, интонация, выразительность, громкость, четкость). Текст, подобранный для пересказа должен быть доступным и интересным для младших школьников, должен быть ценным в воспитательном и образовательном отношении.
Для лучшего пересказа текста школьниками педагог может задавать вопросы, обращаться к опыту детей, проводить подготовительную работу. Использовать различные виды текстов и пересказов, тем самым повышая уровень развития речи младших школьников.
Овладение ученика языком и речью влияет на саморазвитие и становление личности. Развитие речевых умений активно ведется на уроках чтения и литературы, благодаря различным видам пересказов. Пересказ является одним из главных средств формирования связной речи, развитие речевой активности, влияет на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. При проведении занятий по пересказыванию у детей формируются навыки речевого общения, речевой коммуникации, контроля и самоконтроля за построением связных высказываний. Это доказывает, насколько велика роль краткого пересказа в развитии речи младших школьников.
Требования к краткому пересказу в начальной школе:
1) должна быть выделена основная мысль автора;
2) нельзя допускать произвольных пропусков существенного;
3) отдельные основные мысли должны быть связаны между собой;
4) пересказ должен быть понятен другому человеку.
Качественные анализ констатирующего эксперимента показал, что наиболее высокий уровень в умении пересказывать текст имеют 20 % испытуемых, средний уровень - 33 %, низкий - 47%.
Результаты контрольного эксперимента показали высокий уровень у 47 % школьников, средний - 33%, низкий - 20 %.
В результате, нами был сделан вывод, что на развитие речи детей влияет организация работы учителя, а так же методически правильно спланированная совместная деятельность с учащимися на уроке.
На основании этих данных мы разработали рекомендации по формированию умений школьников делать краткий пересказ.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ РАБОТЕ НАД ОПИСАТЕЛЬНЫМ ТИПОМ ТЕКСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ ПО КАРТИНЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ О ДОБРЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2017 - Формирование интонационной выразительности речи младшего школьника через обучение пересказу (Иркутский государственный университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2025 - Сжатое изложение как средство развития речи младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование устной монологической речи младших школьников на уроках русского языка
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2017 - ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ НАД ПЕРЕСКАЗОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2022



