Введение 5
Глава 1 Теоритические основы методики развития речи младших школьников
1.1 Основные направления и условия работы по развитию речи в начальной школе
1.2 Пересказ как средство развития речи младших школьников 15
1.3 Методика обучения краткому пересказу младших школьников 21
Глава 2 Экспериментальная работа по исследованию и формированию умений младших школьников пересказывать текст
2.1 Организация, методика и анализ результатов констатирующего эксперимента
2.2 Методические упражнения и рекомендации по улучшению качества краткого пересказа
2.3 Организация, методика и анализ результатов контрольного эксперимента
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Актуальность выбранной темы «Развитие речи младших школьников на основе пересказа» обосновывается тем, что в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования в рамках развития связной речи младших школьников выделяют три основные группы коммуникативно-речевых умений: 1) умения, связанные с анализом готового текста, 2) умения, связанные с переработкой данного текста, 3) умения, связанные с созданием текста. Поэтому, проблема обучения пересказу в начальной школе отмечается как одна из важнейших. Ей посвящены научные работы известных отечественных методистов таких, как М.Е. Львова, В.Г. Горецкий, М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, О.В. Сосновская, Н.С. Рождественский, Е.С. Жаринова и др.
Цель работы - проанализировать методику обучения пересказу как средству развития речи младших школьников.
Объект исследования - процесс развития речи младшего школьника.
Предмет исследования - пересказ как средство развития речи младшего школьника.
Задачи:
1) Охарактеризовать основные направления и условия работы по развитию речи младших школьников.
2) Рассмотреть пересказ как средство развития речи младших школьников.
3) Проанализировать методику обучения младших школьников краткому пересказу.
4) Провести экспериментальную работу по выявлению умений выполнять краткий пересказ.
5) Разработать комплекс упражнений, направленный на развитие речи младших школьников с использованием краткого пересказа.
Методы исследования: анализ научной литературы, эксперимент.
Этапы исследования:
1 этап - анализ научных публикаций и основных компетенций по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, постановка цели, определение объекта, предмета и задач исследования, выбор методов исследования, проведение констатирующего эксперимента, анализ результатов.
2 этап - разработка комплекса упражнений, направленных на развитие речи с помощью краткого пересказа.
3 этап - проведение контрольного эксперимента, анализ результатов, подведение итогов исследования.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «СОШ № 5 г. Лесосибирска», количество участников эксперимента - 15 человек.
Практическая значимость состоит, в подборе методов и приемов для исследования уровней сформированности развития речи младших школьников на основе пересказа. В работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоритический материал по данной проблеме, который может быть использован учителями, руководителями в своей педагогической деятельности, а также студентами при подготовке к курсовым и дипломным работам. Разработанные упражнения, направленные на формирование развития речи младшего школьника на основе пересказа, можно использовать в школьной практике.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 41 наименование.
Результаты работы представлены в 4 таблицах, в 1 приложении. Общий объем работы 49 печатных листов.
В выпускной квалификационной работе нами была рассмотрена важная проблема - развитие речи младших школьников на основе пересказа.
Проанализировав теоретические подходы методистов к данной проблеме, мы выяснили, что краткий пересказ оказывает непосредственное влияние на развитие речи младших школьников, он активизирует все процессы речи, повышает внимание детей.
Пересказ младшего школьника должен быть осмысленным, полным, последовательным, с использованием оборотов и словаря авторского текста, культурно изложенным (поза, интонация, выразительность, громкость, четкость). Текст, подобранный для пересказа должен быть доступным и интересным для младших школьников, должен быть ценным в воспитательном и образовательном отношении.
Для лучшего пересказа текста школьниками педагог может задавать вопросы, обращаться к опыту детей, проводить подготовительную работу. Использовать различные виды текстов и пересказов, тем самым повышая уровень развития речи младших школьников.
Овладение ученика языком и речью влияет на саморазвитие и становление личности. Развитие речевых умений активно ведется на уроках чтения и литературы, благодаря различным видам пересказов. Пересказ является одним из главных средств формирования связной речи, развитие речевой активности, влияет на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. При проведении занятий по пересказыванию у детей формируются навыки речевого общения, речевой коммуникации, контроля и самоконтроля за построением связных высказываний. Это доказывает, насколько велика роль краткого пересказа в развитии речи младших школьников.
Требования к краткому пересказу в начальной школе:
1) должна быть выделена основная мысль автора;
2) нельзя допускать произвольных пропусков существенного;
3) отдельные основные мысли должны быть связаны между собой;
4) пересказ должен быть понятен другому человеку.
Качественные анализ констатирующего эксперимента показал, что наиболее высокий уровень в умении пересказывать текст имеют 20 % испытуемых, средний уровень - 33 %, низкий - 47%.
Результаты контрольного эксперимента показали высокий уровень у 47 % школьников, средний - 33%, низкий - 20 %.
В результате, нами был сделан вывод, что на развитие речи детей влияет организация работы учителя, а так же методически правильно спланированная совместная деятельность с учащимися на уроке.
На основании этих данных мы разработали рекомендации по формированию умений школьников делать краткий пересказ.
1. Бунеев, Р.Н. Литературное чтение. 3 класс: В одном счастливом детстве. Часть 1 учебник. Москва, 2013. - С. 208.
2. Бунеев, Р.Н. Литературное чтение. 4 класс: В океане света. Часть 1 учебник. Москва, 2013. - С. 223
3. Васильева, А.Н. Основы культуры речи. Москва, 1990. - С. 248
4. Воюшина М.П., Кислинская С.А., Лебедева Е.В., Николаева И.Р. Методика обучения литературе в начальной школе : учебник для студентов высших учебных Заведений. Москва, 2010. - С.288
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Москва, 1996. - С. 351
6. Гаркунова, И.Л. Обучение чтению младших школьников: из опыта работы. Пособие для учителей. Москва, 2001. - С. 143
7. Истомина, З.М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. Москва, 1978. С. 120
8. Ладыженская, Т.А. Речь. Речь. Речь: Книга для учителя начальных классов. Москва, 1983. - С. 144
9. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Москва, 1998.-С. 176
10. М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. Методика преподавания русского языка в начальных классах : учеб, пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования . Москва, 2012. - С. 464
11. Кузнецова, Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. Москва. - 1988. - С. 224
12. Макаренко, А.С. История педагогики. Москва, 1982.
13. Матвеева, Е.И., Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся: 1-4 класс. Москва, 2005, С. 20
14. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей: Попул. пособие для родителей и педагогов. Москва 1995, С. 235
15. Петракова, О. Уроки обучения грамоте: практическое пособие. Москва, 2002, С.296
16. Романовская, 3. И. Чтение и развитие младших школьников. Москва, 1982.-С. 128
17. Соловейчик, М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Москва, 2007, - С. 387
18. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. Москва, 2006. - С. 256
19. Светловская Н.Н., Пиче-Оол Т.С. Обучение детей чтению: Практическая методика: Уч. пособие для студентов пед. вузов. Москва,2001. -С. 288
20. Тивикова, С.К. Речевое развитие младших школьников: программа курса для начальной школы. Н-Новгород, 2012. - С. 152
21. Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. Москва, 1985. - С. 111
22. Фролова, Л.А. Обучение русскому языку в начальной школе. Москва,2002. -С. 192
23. Чаркина, Н.В. Конспекты коррекционно- развивающих занятий с детьми младшего школьного возраста. Москва, 2012,-С. 88
24. Бронникова, Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников / Начальная школа, - 2003. - № 10. - С.41-44.
25. Бородкина, Е. Ю. Предупреждение речевых ошибок / Начальная школа. - 2009. - № 3. - С. 7-13.
26. Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников / Начальная школа - 2003.- № 4. - С.47- 52.
27. Головненко М.А. Развитие речи младших школьников на основе знакомства с пословицами / Начальная школа. - 2011. - №1. - С. 74-75
28. Дурова, И.В. Использование "цветовых" перифраз как средство развития речи учащихся / Начальная школа. - 2007. - № 1. - С. 54 - 57.
29. Желтовская Л. Я. Обучение русскому языку в интересах речевого развития и духовно-нравственного воспитания младших школьников / Начальная школа. - 2008. - № 1. - С. 48-54.
30. Карина, Л.П. Самостоятельная работа на уроках чтения как средство развития познавательной активности / Начальная школа. - 2004.- № 7.- С. 28-30.
31. Лебедев, Ю.В. Литературное творчество младших школьников / Начальная школа - 2006. - №6. - С. 39.
32. Ломов, А.И. Формулирование темы и цели урока литературного чтения как фактор стимулирования активной и осознанной деятельности младших школьников / Начальная школа. - 2006. - № 4. - С.46
33. Мирошкина, М. Подготовка будущего учителя: как научить младших школьников создавать высказывания / Начальная школа. - 2006. - № 3. - С. 82
34. Соловейчик, М.С. Как повысить эффективность изложений / Начальная школа. - 1993. - № 1 - С. 27
35. Синицын, В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников / Начальная школа. - 2003. - № 2. - С.72
36. Архипова, Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе [Электронный ресурс] / Начальная школа, 2000, №4. -С.35-39. - Режим доступа: http://n-shkola.ru/storage/arcliive/1407917321-1785379329.pdf
37. Бобровская, Г.В. Активизация словаря младшего школьника [Электронный ресурс] / Начальная школа, 2003, №4. -С. 43 - Режим доступа: http://n-shkola.ru/storage/archive/1407240019-879934869.pdf
38. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. [Электронный ресурс] /
Москва, - 1981. Режим доступа:
http://scli2025.mskobr.nl/files/borodicli_metodika_razvitiya_reclii.pdf
39. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / Ростов Н/Д, 2005. - С. 544 - Режим доступа: http://professor.rosnou.ru/sites/default/files/dopfiles/%D0%92%D0%92%D 0%95%D0%94%D0%95%D0%9D%D0%Al%D0%9A%D0%90%D0%AF. %20%D0%A0%D0%A3%D0%Al%D0%Al%D0%9A%D0%98%D0%99 %20%D0%AF%D0%97%D0%AB%D0%9A%20%D0%98%20%D0%9A% D0%A3%D0%9B%D0%AC%D0%A2%D0%A3%D0%A0%D0%90%20% D0%A0%D0%95%D0%A7%D0%98.pdf
40. Рыжкова, Т.В. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: Учебник для студ. высш. учеб. Заведений [Электронный ресурс] / Москва, -2007, - С. 416 Режим доступа: http://www.academiamoscow.ni/ftp_share/_books/fragments/fragment_2066 O.pdf
41. Приложение к журналу «Читайка» - №5, 2009, С. 15 [Электронный
ресурс] - Режим доступа:
http://nisla.ni/rsba/association/izdanija/joumali/files_Ch/prilojenit_5-09.pdf