Введение 5
1 Теоретико-методологические основы психологического
исследования креативности как качественной характеристики педагогического мышления будущих педагогов 9
1.1 Характеристика педагогического мышления 9
1.2 Креативность как качественная характеристика педагогического
мышления педагога 15
1.3 Возможности развития креативности как качественной
характеристики педагогического мышления будущих педагогов 19
2 Экспериментальное изучение развития креативности как
качественной характеристики педагогического мышления будущих педагогов 27
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 27
2.2 Содержание тренинга, направленного на развитие креативности
студентов педагогического ВУЗа 37
2.3 Результаты повторной диагностики. Оценка эффективности программы тренинга 40
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложение А 54
Приложение В 61
Развитие практической психологии в условиях быстрых социальных перемен и реформирования системы образования требует подготовки педагогов-психологов, способных творчески решать проблемы, возникающие в профессиональной деятельности. Это требование нашло отражение в Государственном образовательном стандарте и определило направление психолого-педагогических исследований в области высшего психологического образования. Однако сохраняющийся академический характер подготовки педагогов не в полной мере обеспечивает развитие креативных способностей студентов. Как следствие - выпускники вузов, обладая достаточным объемом специальных знаний, профессиональных умений и навыков, свободой в выборе форм и методов работы, испытывают затруднения в принятии и исполнении оперативных решений в нестандартных ситуациях.
Проблема формирования мышления человека в целом и педагогического мышления в частности не нова. Ее ставили и решали как зарубежные исследователи: М. Вертхаймер, А. Ф. Осборн, К. Патрик и др.; так и отечественные ученые: А.В. Брушлинский, Д.Б. Богоявленская, В.В. Давыдов, М. М. Кашапов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Д. Шадриков, и др.
Многие ученые отмечают творческий характер педагогической деятельности и педагогического мышления (Кашапов М.М., Киселева Т.Г., Корнеева Е.Н., Корнилова Ю.К., Орлов А.А. и др.).
Анализ подходов к определению креативности выявил, что некоторые ученые понимают креативность как специфическую способность, обусловленную наличием и сочетанием различных личностных качеств (Матюшкин А.М., Митина Л.М., Смирнов А.А.); общую способность по преобразованию прежнего опыта (Дружинин В.Н., Ломов Б.Ф., Карпов А.В., 2004); интегральное качество личности, объединяющее когнитивную и личностную сферы (Богоявленская Д.Б., Дружинин В.Н., Кашапов М.М., Шадриков В.Д.); специфическую форму психической активности, сложное и многомерное явление, обладающее собственной структурой (Барышева Т.А., Торренс Е.Р.). Также креативность отождествляется с максимальным уровнем развития умственных (интеллектуальных) способностей (Дьяченко О.М., Пиаже Ж., Поддьяков Н.Н., Холодная М.А.).
В связи с тем, что креативность в большинстве случаев находит свою практическую реализацию в определенной области деятельности, то современные исследования характеризуются признанием необходимости рассмотрения креативности в контексте деятельности. Однако место и роль креативности как качественной характеристики педагогического мышления остается не до конца раскрытой.
В связи с актуальностью темы исследования, целью выпускной квалификационной работы является изучение в теоретическом и прикладном аспектах креативности как качественной характеристики педагогического мышления будущих педагогов.
Объект исследования -педагогическое мышление.
Предмет исследования - развитие креативности как качественной характеристики педагогического мышления студентов педагогического вуза.
Гипотеза исследования: мы сделали два предположения:
- креативность студентов старших курсов наиболее развита, чем у студентов младших курсов;
- креативность как структурный компонент педагогического мышления будущих педагогов будет развиваться более эффективно при актуализации творческого подхода к решению педагогических задач в процессе специально организованных тренингов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования, определены задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, определить понятия «креативность», «педагогическое мышление», «профессиональное мышление педагога».
2. Определить структуру креативности и возможности её развития, как качественной характеристики педагогического мышления.
3. Подобрать диагностический инструментарий адекватный цели исследования и экспериментально выявить уровень развития креативности и педагогического мышления у студентов ЛПИ-филиала СФУ.
4. Разработать тренинговую программу развития креативности как качественной характеристики педагогического мышления будущих педагогов, реализовать и определить её эффективность в условиях педагогического ВУЗа.
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Методы сбора эмпирических данных: тестирование (Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности», диагностика по методу Дж. Брунера; методика «Педагогические ситуации» (Немов Р. С.)).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов с применением метода математической статистики U-критерия Манна-Уитни.
4. Формирующий эксперимент.
Теоретико-методологическая основа исследования включает в себя:
- концепцию креативности как сложного психического образования, имеющего многомерную и многоуровневую структуру (Анциферова Л.И., Богоявленская Д.Б., Венгер Д.Д.,, Дружинин В.Н., Матюшкин А.М., Поддъяков Н.Н.);
- концепцию профессионального педагогического мышления (Кашапов М.М., Ракитская О.Н., Корнилова Ю.К., Корнеева Е.Н., Киселева Т.Г.).
Этапы исследования:
1 этап (ноябрь - декабрь 2015) - теоретический анализ источников по проблеме исследования.
2 этап (январь - февраль 2016) - подбор диагностического инструментария для изучения уровня развития креативности и педагогического мышления будущих педагогов.
3 этап (март - апрель 2016) - проведение первичной диагностики, обработка результатов, разработка программы тренинга, направленного на развитие креативности будущих педагогов.
4 этап (май - июнь 2016) -реализация тренинговой программы на практике, проведение повторной диагностики, качественный и количественный анализ результатов, оценка эффективности программы тренинга, направленного на развитие креативности студентов педагогического вуза, оформление выпускной квалификационной работы.
Экспериментальная база исследования предоставлена Лесосибирским педагогическим институтом - филиалом Сибирского федерального университета. В исследовании приняли участие студенты факультета педагогики и психологии.Общая численность выборки составила 22 человека (7 мужчин и 15 женщин). Возраст испытуемых варьировал от 18 до 29 лет.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в следующем: проанализирован, обобщен и систематизирован теоретический материал по проблеме развития креативности как качественной характеристики педагогического мышления будущих педагогов. Разработана и реализована на практике программа тренинга, направленного на развитие креативности. Полученные данные могут быть использованы педагогами, психологами в их профессиональной деятельности и студентами при организации самостоятельной работы по психологии.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (41 наименование), приложения. Основные выводы исследования отражены в 6 таблицах, 2 рисунках. Общий объём работы составляет 53 страницы.
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования мы пришли к выводу о том, что педагогическое мышление - это высший познавательный процесс поиска и обнаружения педагогической проблемности. Профессиональное мышление педагога имеет сложную структуру, компоненты которого взаимосвязаны между собой. Один из компонентов педагогического мышления - креативный - является его качественной характеристикой.Креативность предполагает способность к творческому мышлению, творческой образовательной, исследовательской и профессиональной деятельности, склонность к инновациям, самостоятельному конструированию деятельности, оригинальному выполнению профессиональных задач.
Традиционная система высшего образования не всегда способна развить креативность личности студента, так как она основана на запоминании информации и накоплении фактов. Чаще всего в повседневной жизни, происходит подавление креативных свойств личности. Поэтому развитие креативности возможно лишь в специально организованной среде.
Для проведения экспериментального изучения развития креативности как качественной характеристики педагогического мышления, нами был подобран диагностический инструментарий, проведены констатирующий и формирующий эксперименты.
При первичном исследовании было установлено, что среди студентов 1 курса(МГ) большинство имеют средний уровень креативности и среднеразвитые педагогические способности. Причём тенденции к определенному типу мышления у респондентов не выявлено: в не зависимости от уровня развития креативности и педагогических способностей студенты демонстрировали доминирование разных типов мышления. Полученные результаты, по нашему мнению, могут быть получены в связи с тем, что данная группа студентов находится на начальном этапе профессионального становления как педагогов, поэтому такая составляющая педагогического мышления как креативный подход к решению проблемных педагогических ситуаций не достаточно развит.
Большинство студентов курса(СГ) продемонстрировали по результатам констатирующего эксперимента три тенденции (в равном численном соотношении): высокий уровень креативности и высокоразвитые педагогические способности, средний уровень креативности и среднеразвитые педагогические способности, а также низкий уровень креативности и среднеразвитые педагогические способности. Определенной тенденции к конкретному типу мышления также не выявлено, однако, по сравнению со студентами 1 курса, студенты 5 курса не демонстрировали слаборазвитых педагогических способностей.
В связи с тем, что и в МГ, и в СГ студентов большинство со средним уровнем креативности, первое предположение гипотезы о том, что студенты старших курсов по сравнению со студентами младших курсов имеют уровень креативности выше не нашло своего подтверждения на данной выборке исследования.
По результатам первичной диагностики студенты МГ представили экспериментальную группу и им было предложено поучаствовать в тренинге креативности.
После формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика, в рамках которой была выявлена положительная динамика развития креативности и педагогических способностей студентов экспериментальной группы. Показатели креативности контрольной группы остались без изменений, за исключением частного случая.
Изменения показателей экспериментальной группы до и после тренинга были подвержены проверке методом математической статистики (U-критерий Манна-Уитни), что позволило говорить о значимости результатов по компоненту «Креативность».
Таким образом, делаем вывод об эффективности программы реализованного нами тренинга креативности, тем самым доказывая одно из предположений гипотезы нашего исследования..
Считаем, что проведённое исследование не исчерпывает всей полноты выделенной на первом этапе проблемы и требует дальнейшей работы.
Таким образом, все цели и задачи выпускной квалификационной работы решены в полном объеме, гипотеза подтверждена частично.
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г. С. Абрамова.- Екатеринбург :Деловая книга, 2014. - 368 с.
2. Альбуханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) / К. А. Альбуханова-Славская.-Воронеж, 2013.- 224 с.
3. Артамонов, В. И. Психология от первого лица / В. И. Артамонов.
- Москва : Академия, 2013. -408 с.
4. Барышева, Т. А. Психолого-педагогические основы развития креативности / Т. А. Барышева, Ю. А. Жигалов. - Санкт-Петербург :СПбГУТД, 2006. - 118с.
5. Вишнякова, В. Ф. Креативная психопедагогика. Психология творческого обучения/ В. Ф. Вишнякова.-Минск : НИОРБ «Поли Биг», 1995.
- 22 с.
6. Брушлинский, А. В. Культурно-историческая теория мышления / А. В. Брушлинский. - Москва :Либроком, 2011. - 120 с.
7. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций :Собр. соч. в 6 т. / Выготский Л.С.- Москва: 2013. - 328 с.
8. Грецов, А.Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов / А. Г. Грецов. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 208 с
9. Гоноболин, Ф. Н.Психология / Ф. Н. Гоноболин. - Москва:Просвещение, 2013. - 277 с.
10. Завалишина, Д.Н. Практическое мышление :специфика и проблемы развития/ Д. Н. Завалишина. - Москва: Институт психологии РАН, 2012. - 375 с.
11. Ильин, Е.П.Психология творчества, креативности, одаренности/ Е. П. Завалишина. - СПб : Питер, 2009. - 433 с.
12. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан- Калик, Н.Д. Никандров.- Москва : Педагогика, 2013. - 144 с.
13. Кашапов, М.М. Психология профессионального педагогического мышления /М. М.Кашапов.-Ярославль :ЯГУн-т им. П. Г. Демидова, 2013. - 447 с.
14. Кохановская, Д. Р. Теоретический анализ проблемы развития креативности у студентов / Д. Р. Кохановская// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч.конф. — Уфа, 2012. - С. 6 - 9
15. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина.- Москва :Высш. шк., 2011. - 119 с.
16. Кулюткин, Ю.Н. Личность внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды /Ю. Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская.-Санкт- Петербург:Тускарора, 2011. - 175 с.
17. Матюшкин, А.М. Мышление, обучение, творчество /А. М.Матюшкин. - Москва: МПСИ, 2013. - 720 с.
18. Мухина, Т.Г. Дополнительное профессиональное образование в условиях единого образовательного пространства /Т. Г. Мухина //Приволжский научный журнал. -2011.- № 1.- С. 153-157.
19. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя /Л. М.Митина. - Москва : Флинта, 2012. - 20 с.
20. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика /Я. А.Пономарев.- Москва: Педагогика, 2011.- 280 с.
21. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. -Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 592 с.
22. Пушкин, В.Н. Оперативное мышление в больших системах /В. Н. Пушкин.- Москва : Энергия, 2011. - 374 с.
23. Рубинштейн, С.Л. Бытие и сознание /С. Л. Рубинштейн.- Москва: Педагогика, 2012. - 328 с.
24. Сорокоумова, С.Н. Компетентностный подход к профессиональной подготовке студентов педагогических ВУЗов / С. Н. Сорокоумова //Приволжский научный журнал. - 2012. -№ 1. - С. 237-242.
25. Тимакова, Н. И. Творческий потенциал личности/ Н. И. Тимакова. - Москва : Международная академия акмеологических наук, 2006. - 248 с.
26. Тихомиров, О.К. Психология мышления/О. К.Тихомиров.- Москва:МПСИ, 2012. - 272 с.
27. Творческое педагогическое мышление как вид практического. Субъект и объект практического мышления : монография / под ред. А.В. Карпова, Ю.К. Корнилова. - Ярославль:Ремдер, 2014. - 320 с.
28. Федеральный закон :Об образовании в Российской Федерации. - Москва: Омега - Л., 2014. - 124 с.
29. Щербакова, Е.Е. Педагогическая креативность как фактор профессионального развития студентов : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.08/ Щербакова Елена Евгеньевна. -Чебоксары, 2012.-548 с.
30. Щербакова, Е.Е. Педагогическая креативность как фактор развития студентов в условиях профессиональной подготовки/ Е. Е. Щербакова // Приволжский научный журнал.- 2010.-№4. -С. 240-244.
Электронные ресурсы:
31. Мартишина, Н. В. Творческий потенциал педагога: сущность, структура, развитие [Электронный ресурс] / Н. В. Мартишина // Педагогическое образование и наука. - 2012. - №4. - Режим доступа: http://library.ua/mZarticles/view.
32. Рындак, В. Г.
Педагогические стимулы воспитания творца в будущем учителе[Электронный ресурс] / В. Г. Рындак // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - №5. - Режим доступа:
http://cyberienmka.ru/articte/n/pedagogicheskie-stimuly-vospitamya-tvortsa-v-buduschem-uchitele.
33. Федорчук, В. В. Личность творческого педагога в трудах польских ученых [Электронный
ресурс] / В. В. Федорчук // Молодой ученый. - 2015. - №17. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-tvorcheskogo-pedagoga-v-
trudah-polskih-uchenyh
34. Ефремова, О. В. Развитие креативности педагога, как необходимое условие креативного развития детей. [Электронный ресурс] / О. В. Ефремова. - 2015. - Режим доступа:http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2015/12/15/razvitie-kreativnosti-pedagoga-kak-neobhodimoe-uslovie
35. Башина, Т. Ф. Креативность как основа инновационной
педагогической деятельности [Электронный ресурс] / Т. Ф. Башина // Молодой ученый. — 2013. — №4. - Режим
доступа: http://moluch.ru/archive/51/6632/
36. Халилова, Л. А. Развитие креативности как структурного компонента педагогического мышления будущих преподавателей высшей школы :дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 [Электронный ресурс] / ХалиловаЛейлиАбдулсалиховна. - Ставрополь, 2010. - Режим доступа:http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya-razvitie-kreativnosti-kak-strukturnogo-komponenta-pedagogicheskogo-myshleniya-buduschih-prepodavateley-vysshey-shkoly
37. Еремина, Л. И. Развитие креативности личности:
психологический аспект [Электронный ресурс] / Л. И. Еремина // Общество: социология, психология, педагогика. — 2014. — №1. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnosti-lichnosti-
psihologicheskiy-aspekt
38. Макарушина, Е. Н. Феномен креативности и творчества в современной системе высшего образования [Электронный ресурс] / Е. Н. Макарушина // Фундаментальные исследования. — 2011. — №12-3. -
Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-kreativnosti-i-
tvorchestva-v-sovremennoy-sisteme-vysshego-obrazovaniya
39. Наумова, Е. Г. Репрезентации творчества в культуре: креативность как «интеллектуальная мода» [Электронный ресурс] / Е. Г. Наумова // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — №6. - Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/reprezentatsii-tvorchestva-v-kulture-kreativnost-kak-intellektualnaya-moda
40. Щербакова, Е. Е. Формирование педагогической креативности
студентов вуза в условиях профессиональной подготовки: дис. ... кандидата психологических наук [Электронный ресурс] / Щербакова Елена Евгеньевна. - Нижегородск, 2000. -Режим доступа
http://www.childpsy.ru/dissertations/id/20213.php
41. Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки 440302 «Психолого-педагогическое образование»[Электронный ресурс] : раздел V «Требования к результатам освоения основной образовательной программы бакалавриата». - Режим доступа:
www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/050100b.doc