Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РИСУНКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ

Работа №20588

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
4935
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1. Теоретические основы использования малых фольклорных форм как
средства развития выразительности детских рисунков 9
1.1 Виды малых фольклорных форм и их значение для художественного
развития ребенка 9
1.2 Детский рисунок и его выразительные средства 15
1.3 Анализ методических рекомендаций по развитию выразительности
детского рисунка 22
2. Опытно-экспериментальное исследование по развитию выразительности
детского рисунка посредством использования малых фольклорных форм 27
2.1 Проверка выразительности детских рисунков на начало опытно-экспериментальной работы 27
2.2 Формирующий этап опытно-экспериментальной работы по развитию
выразительности детский рисунков 30
2.3 Сравнительный анализ результатов опытно-экспериментальной
работы и итоги исследования 38
Заключение 44
Список использованных источников 47
Приложение А Программа по развитию выразительности рисунков детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях малых фольклорных форм 51
Приложение Б Работы детей 65


Известно, что изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов деятельности в дошкольном возрасте. С помощью изобразительной деятельности дети могут отразить свои представления об окружающем, выразить свое отношение к ним в изобразительных образах. Кроме того, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение и существенно влияет на развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста, а также, всестороннего, личностного, эстетического, нравственного. О том, что рисование важно для развития эмоциональной, волевой сферы, внимания, памяти, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, нашли отражение в работах Ф. Фрёбеля, Я. А. Коменского, В. А. Сухомлинского, А. П. Усовой, О. Ушаковой О. М. Дьяченко, Т. С. Комаровой, и других.
Воспитание детей легче осуществлять через приобщение их к народным истокам. Как важно это в настоящее время социальной нестабильности. Именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине. Детский малый фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, объединяющую мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Развивать познавательный интерес дошкольников могут помочь малый фольклор. А образуется он под действием массы факторов. Отражающих - влияние различных социальных и возрастных групп, их фольклора; массовой культуры; бытующих представлений и многого другого. Если созданы необходимые условия, то ростки творчества могут возникнуть в различной деятельности дошкольника. От воспитания зависит успешное развитие таких качеств, которые в будущем обеспечат участие ребенка в творческом труде.
Детское творчество основано на имитировании, которое является важным фактором развития ребенка, а именно его художественных способностей. Назначение воспитателя, опираясь на тенденцию детей к подражанию, прививать им те самые навыки и умения, без которых не под силу творческая деятельность. Бесспорно, воспитывать у них самостоятельность, активность в применении навыков, формировать критическое мышление, целенаправленность. И тогда, это способствуют тому, что у детей возрастает интерес к рисованию. (В соответствии с ФГОС ДО такая образовательная деятельность, как «художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства, а также, восприятие музыки, художественной литературы, фольклора)» [39, с. 8]. Поэтому, является одной из важнейших задач воспитателя, помощь ребенку в дошкольном возрасте в развитии изобразительной деятельности. В котором, формируются основы творческой деятельности ребенка. Проявляющиеся в развитии способности к замыслу и его реализации, в умении комбинировать свои знания и представления, в искренней передаче своих чувств. Художественно-эстетическая деятельность - это активность, появляющаяся у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
Выбранная тема исследования обусловлена необходимостью диагностики детского рисунка дошкольного возраста, поскольку именно в этом возрасте происходит формирование выразительности рисунка. А главной проблемой на сегодняшний день является низкий уровень выразительности рисунков детей дошкольного возраста.
В связи с этим, была выбрана тема выпускной квалификационной работы: Развитие выразительности рисунков детей дошкольного возраста посредством использования на занятиях малых фольклорных форм.
Цель исследования: изучить в теоретическом и прикладном аспектах возможности использования малых фольклорных форм в процессе занятий изобразительной деятельности для развития выразительности рисунков детей дошкольного возраста.
Объект исследования: изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: приемы и методы использования малых фольклорных форм на занятиях изобразительной деятельности, оказывающие влияние на развитие выразительности рисунка.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть виды малых фольклорных форм и их значение для художественного развития ребенка дошкольного возраста;
2. Рассмотреть и проанализировать средства выразительности в детском рисунке;
3. Проанализировать методические рекомендации и программные требования;
4. Произвести апробацию приемов и методов использования малых фольклорных форм в процессе изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: заключается в том, что если на занятиях изобразительной деятельностью для постановки проблемной ситуации, а также для организации процесса художественной деятельности ребенка будут активно применяться малые фольклорные формы, то в результате улучшится выразительность детских рисунков.
Методы: изучение и анализ теоретических источников по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых, как Комарова Т.С, Н.А. Ветлугина, Е.А. Флериной, Н.П. Сакулина и др.
Практическая значимость исследования заключается в подборе фольклорного материала для использования на занятиях изобразительной деятельности с целью развития выразительности рисунков у детей дошкольного возраста, а также разработке конспектов занятий по исследуемой проблеме. Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в работе педагогов ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста, а также в написании и публикации научной статьи.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников (42 наименования), приложений.
Объем выпускной квалификационной работы составляет 50 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования, мы выявили, что изобразительная деятельность является одним из самых интересных видов деятельности в дошкольном возрасте. С помощью изобразительной деятельности дети могут отразить свои впечатления, выразить свое отношение к чему-либо. Тем не менее, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей. О том, что рисование важно для развития эмоциональной, волевой сферы, внимания, памяти, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие специалисты дошкольной педагогики.
В период прохождения педагогической практики в ДОУ города Лесосибирска, мной было замечено, что не все рисунки детей 4-5 лет содержат средства выразительности. Очень часто рисунки не насыщенны цветовой гаммой, изображаемые объекты прорисованы не четко, слабо прослеживается замысел. Несмотря на старания детей уровень развития выразительности рисунков не всегда соответствовал возрастным возможностям ребенка.
Изучив педагогическую литературу разных великих педагогов и исследователей, мы пришли к выводу, что одной из причин отсутствия выразительности, мы видим в неиспользовании в ходе занятий малых фольклорных форм, поскольку благодаря созданию эмоционального настроя и происходит формирование выразительных средств рисунка.
Во-первых, следует отметить, что именно через фольклор дети получают представление о главных жизненных ценностях: семье, труде, уважения к социуму, любви к малой и большой Родине. Такие малые формы фольклора, как сказки, песни, частушки, потешки, пословицы, поговорки, позволяют развить такие познавательные процессы, как воображение, мышление, речь ребенка, а также, воспитывают любовь к родному краю и дают представление о культуре русского народа.
Во-вторых, выразительность, цвет, линия и композиции сюжета - это важнейшие компоненты развития выразительности детского рисунка. В рисунках детей среднего дошкольного возраста уже присутствует значительная гамма чувств, волнений, эмоций, радость и грусть, а иногда, тревога и ирония. Главное помнить, что в рисунках детей всегда возникают эмоции, в первую очередь, за счет средств выразительности. Так, цвет - самое мощное, что только может быть в руках маленького художника. Из всех выразительных возможностей детского рисунка самые яркие, самые впечатляющие и доходчивые, пожалуй, содержатся в цвете. Для ребенка цвет всегда связан с эмоциональными переживаниями.
Все средства выразительности, которые мы рассмотрели объединяются в композицию. Которая, задает произведению пределенный тон, определяет его звучание, ритм, степень контрастов, вызывает применение той или иной степени условности, в свою очередь, подчиняясь основной задаче произведения, его идее. Отсюда следует, что все средства выразительности «работают» на создание выразительных образов в рисунках детей дошкольного возраста.
В-третьих, существует ряд программ открытого типа, которые не исключают возможности использования других методических пособий и дидактических материалов. Мы считаем, что программа «Эстетическое воспитание детей 2-7 лет» очень результативна, так как работа ведется последовательно, планомерно и постепенно с учетом индивидуального опыта ребенка. Так же соблюдаются все условия формирования чувства цвета у детей, используются на занятиях различные формы работы. Эти формы работ для ребенка являются интересными познавательными, где он для себя открывает что - то новое.
В - четвертых, в ходе проведения опытно-экспериментальной работы нами была разработана и апробирована комплексная методика применения различных малых фольклорных форм на занятиях изобразительной деятельности, которая позволила значительно улучшить уровень выразительности рисунков дошкольников. В ходе проведения работы, нами было отмечено влияние малых фольклорных форм не только на продукт художественного творчества ребенка, но и на его всестороннее развитие. Использование на занятиях пословиц, сказок, потешек усилили потребности детей в познании нового и необычного. Благодаря систематичному использованию малых фольклорных форм дошкольники более осознанно знакомились с образами изображаемых героев, познавали азы выполнения народных произведений и произведений декоративно-прикладного искусства, воплощённые в разных материалах, исследовали свойства различных материалов, учились определять отличие в основных видах изобразительной деятельности. Органичное включение малых фольклорных форм в структуру занятий изобразительной деятельности позволило развить потенциальные возможности каждого ребенка, обогатить развитие его изобразительных умений, ибо познание «законов красоты» в дошкольном возрасте в большей степени строится на эмоциональности восприятия и активной творческой деятельности.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы убедительно доказывают, что использование на занятиях малых фольклорных форм позволяет детям гораздо тоньше чувствовать и воспринимать цвет, осознанней применять нужную форму, линию, материал как средство выражения образа; замечать какие-либо детали и элементы, что является прекрасным для ребенка. Благодаря применению в ходе занятий данных форм у дошкольников развилась потребность отражать в своем рисунке наиболее значимые и яркие черты художественного образа, а также самостоятельно осуществлять поиск нешаблонных путей его воплощения.



1. Василенко, В. А. Детский фольклор : учебное пособие / В. А. Василенко. - Москва : Просвещение, 2008. - 325 с.
2. Веракса, Н. Е. Еще не поздно: развитие творческих способностей детей : методическое пособие для воспитателей и родителей / Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко ; под общ.ред. Л. И. Каримовой - Москва, 2009. - 199 с.
3. Весёлые развивалки и обучалки [Электронный ресурс] : содержит учебно - методический материал для педагогов - Режим доступа: http://www.kindergenii.ru/metodiki2/frukti.htm
4. Виноградов, Г. С. Русский детский фольклор : методическое пособие / Г. С. Виноградов. - Иркутск : Академия, 2007. - 186 с.
5. Виноградов, Г. С. Детский фольклор: учебное пособие / Г. С. Виноградов под. ред. А. Н. Мартыновой // Из истории русской фольклористики. - Москва : Папирус Про, 2009. - 405 с.
6. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте : учебное пособие / Л. С. Выготский. - Москва : Просвещение, 2004г. - 295 с.
7. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству : методическое пособие / А. С. Галанов. - Москва : Просвещение, 2012. - 192 с.
8. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности : учебное пособие / Г. Г. Григорьева. - Москва : Академия, 2011г. - 210 с.
9. Григорьева Г. Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. - Москва : Академия 2014. - 272 с.
10. Дзюба П.П. Практическая копилка воспитателя детского сада. - Ростов-на-Дону : Союз, 2011г. - 253 с.
11. Доронова, Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: метод, рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3-6 лет по программе «Радуга» / Т. Н. Доронова. - 5-е изд. - Москва : Просвещение, 2011. - 160 с.
12. Доронова, Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности : учебное пособие / Т. Н. Доронова. - Москва : АСВ, 2008. - № 1, с.17-23.
13. Дубровская, А. В. Приглашение к творчеству / - СПб.: Детство - Пресс, 2012. - 326 с.
14. Дьяченко, О. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста : журнал Вопросы психологии / О. О Дьяченко, Г. А. Кирилова. - 2007.- № 1. - С. 44 - 51.
15. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника : учебное пособие / Т.Г.Казакова. - Москва : Педагогика, 2013. - 112 с.
16. Капица, Ф. С. Русский детский фольклор : методическое пособие / Ф. С. Капица. - Москва : Просвещение, 2008. - 227с.
17. Кравцов, Н. И. Русское устное народное творчество: учебник / Н. И. Кравцов, С. Г. Лазутин; под. ред. П.И. Скокова. - Москва : Академия, 2012г. - 325 с.
18. Каратаева, О. О природе детского рисования : учебное пособие / О. О. Каратаева. - Спб.: Обруч. - 2007. - №5. - с.9-12.
19. Котляр, В. Ф. Изобразительная деятельность дошкольников / В. Ф. Котляр. - Москва : Просвещение, 2008. - 169 с.
20. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования : методическое пособие / Т. С. Комарова. - Москва : Просвещение, 2014. - 158 с.
21. Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. - Москва : Академия, 2009. - 184 с.
22. Комарова, Т. С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей / Т. С. Комарова. - Москва : Академия, 2006. - №10. - С. 65-68.
23. Комарова Т.С. Детское художественное творчество : учебное пособие / Т. С. Комарова. - Москва : Просвещение, 2007. - 246 с.
24. Комарова Т.С. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет / А. В. Антонова, Т. С. Комарова; под. ред. М. Б. Зацепина. - Москва : Педагогическое общество России, 2009. - 128 с.
25. Лабунская, Л. П. Изобразительное творчество детей : методическое пособие / Л. П. Лабунская. - Москва : Просвещение, 2012. - 110 с.
26. Мартынова, А. Н. «Детский поэтический фольклор» : учебник А. Н. Мартынова. - СПб: Академия, 2011. - 213 с.
27. Мельников, М. Н. Русский детский фольклор : учебное пособие для студентов педагогических институтов / М. Н. Мельников. - Москва : Просвещение, 2011. - 240 с.
28. Михайлова, Н. А. Рисование дошкольников: процесс или результат? : методическое пособие / Н. А. Михайлова. - Москва : Академия, 2004.-№4.- С.17-19.
29. Морохин, В. Н. Малые жанры русского фольклора : учебник / В. Н. Морохин. - Москва : Просвещение, 2010. - 211 с.
30. Мухина, В. С. Возрастная психология : пособие для студентов / В. С. Мухина. - Москва : Просвещение, 2009. - 456 с.
31. Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад» [Электронный ресурс] : Роль загадки в развитии дошкольника. Режим доступа: http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac685.html
32. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду : учебное пособие / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова ; под общ. ред. Т. С. Комаровой. - Москва : Просвещение, 2013. - 217 с.
33. Симановский, А. Э. Развитие творческого мышления детей : монография / А. Э. Симановский. - Ярославль : Академия развития, 2012.- 168 с.
34. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] : использование художественного слова на занятиях по изобразительной деятельности. Режим доступа:http://nsportal.ru.
35. Степанов С. Б. Тайна детского рисунка : пособие для педагогов/ С. Б. Степанов. - Спб.: Академия, 2007. - №9. - С. 27-32
36. Страунинг, А. М. Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности : монография / А. М. Страунинг. - Москва : Просвещение, 2012. - 37 с.
37. Трифанова, Е. О. детском рисунке: дошкольное воспитание / Е. О. Трифанова. - Ярославль : Просвещение, 2010. - №2.- С.24-28.
38. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений /.: Издательский центр «Академия»,2006.-336с.
39. ФГОСДО 14-11-2013 Федеральный государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] - N 3038417-10-2013 N 1155 - Режим доступа:
ййр://минобрнауки.рф/документы/6261/файл/5230/Приказ%20№%201155%20от 17.10.2013%20r..pdf.
40. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника / Под ред. В. Н. Шацкой. - Москва : Просвещение, 2004. - 184 с.
41. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Д. Б. Эльконин. - Москва : Академия, 2009. - 384 с.
42. Якобсон, С. Г. Соловьева Е.В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста : учебник / под. ред. С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева. - Москва : Академия, 2008. - 176 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ